Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
«Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 3» ___________ Тюрина Г.Н. Приказ № 54 31 августа 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя школа № 3» ___________ Моисеенко Л. И. 31 августа 2020 г. |
«Рассмотрено» на заседании методического объединения _________ Данькова С. М. Протокол № 1 от 28 августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
7 класс
Составитель: Никитина Елена Анатольевна
г. Гагарин
2021
Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой основного общего образования школы.
Программа, на основе которой составлена рабочая программа:
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост.Т. А. Бурмистрова]. — 3-е изд. — М.: Просвещение.
Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:
Геометрия: 7 – 9 кл./ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение.
Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Количество часов: всего 68 часов, в неделю 2 часа. Плановых контрольных уроков – 5
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы.
1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
12) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
13) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Выпускник научится в 7 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Элементы теории множеств и математической логики
· оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
· приводить примеры и контрпримеры для подтвержнения своих высказываний
Геометрические фигуры
· оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
· извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
· применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
· решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания
Отношения
· оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни
Измерения и вычисления
· выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
Геометрические построения
· изображать типовые плоские фигуры от руки и с помощью инструментов.
История математики
· описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
· знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
· понимать роль математики в развитии России
Методы математики
· выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
Выпускник получит возможность научиться в 7 классе для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях
Элементы теории множеств и математической логики
· оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома.
· оценивать вероятность реальных событий и явлений.
Геометрические фигуры
· оперировать понятиями геометрических фигур;
· извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
· применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
· формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
· доказывать геометрические утверждения
· владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин
Отношения
· оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни
Геометрические построения
· изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
· свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
· выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
· изображать типовые плоские фигуры.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· оценивать размеры реальных объектов окружающего мира
История математики
· характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
· понимать роль математики в развитии России
Методы математики
· используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
· выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
· использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
· применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
Содержание учебного предмета, курса.
Начальные понятия и теоремы геометрии. Геометрические фигуры на плоскости. Отрезок, прямая, угол, треугольники, окружность, их основные свойства. Взаимное расположение фигур. Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Представления об аксиоматическом методе и о геометрии Лобачевского. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности прямых.
Треугольники. Прямоугольный треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Величина угла. Градусная мера угла.
Построения с помощью циркуля и линейки. Решение задач на построение. Окружность и круг. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы угла, построение угла равного данному, построение треугольника по стороне и двум углам, построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во час |
Дата проведения |
1. |
Прямая и отрезок |
1 |
|
2. |
Луч и угол |
1 |
|
3. |
Сравнение отрезков и углов |
1 |
|
4. |
Измерение отрезков |
1 |
|
5. |
Решение задач по теме «Измерение отрезков» |
1 |
|
6. |
Измерение углов |
1 |
|
7. |
Смежные и вертикальные углы |
1 |
|
8. |
Перпендикулярные прямые |
1 |
|
9. |
Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» |
1 |
|
10. |
Контрольная работа по теме №1 «Начальные геометрические сведения» |
1 |
|
11. |
Анализ контрольной работы.Треугольники. |
1 |
|
12. |
Треугольники |
1 |
|
13. |
Первый признак равенства треугольников |
1 |
|
14. |
Решение задач на примере первого признака равенства треугольников |
1 |
|
15. |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
1 |
|
16. |
Равнобедренный треугольник, его свойства |
1 |
|
17. |
Решение задач по теме « Равнобедренный треугольник» |
1 |
|
18. |
Второй признак равенства треугольников |
1 |
|
19. |
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. |
1 |
|
20. |
Третий признак равенства треугольников |
1 |
|
21. |
Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников |
1 |
|
22. |
Окружность |
1 |
|
23. |
Примеры задач на построение |
1 |
|
24. |
Решение задач на построение |
1 |
|
25. |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников |
1 |
|
26. |
Решение задач по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников» |
1 |
|
27. |
Решение задач по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников» |
1 |
|
28. |
Контрольная работа №2 по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников» |
1 |
|
29. |
Анализ контрольной работы. Признаки параллельности прямых. |
1 |
|
30. |
Признаки параллельности прямых |
1 |
|
31. |
Признаки параллельности прямых |
1 |
|
32. |
Практические способы построения параллельных прямых |
1 |
|
33. |
Решение задач по теме « Признаки параллельности прямых» |
1 |
|
34. |
Аксиома параллельных прямых |
1 |
|
35. |
Свойства параллельных прямых |
1 |
|
36. |
Свойства параллельных прямых |
1 |
|
37. |
Свойства параллельных прямых |
1 |
|
38. |
Решение задач по теме «Параллельные прямые» |
1 |
|
39. |
Решение задач «Параллельные прямые» |
1 |
|
40. |
Решение задач по теме «Параллельные прямые» |
1 |
|
41. |
Контрольная работа№3 по теме «Параллельные прямые» |
1 |
|
42. |
Анализ контрольной работы. Сумма углов треугольника. |
1 |
|
43. |
Сумма углов треугольника |
1 |
|
44. |
Решение задач по теме « Сумма углов треугольника» |
1 |
|
45. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
1 |
|
46. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
1 |
|
47. |
Неравенство треугольника |
1 |
|
48. |
Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
49. |
Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
50. |
Прямоугольный треугольник. |
1 |
|
51. |
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства |
1 |
|
52. |
Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников |
1 |
|
53. |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
1 |
|
54. |
Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» |
1 |
|
55. |
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми |
1 |
|
56. |
Построение треугольника по трем элементам |
1 |
|
57. |
Построение треугольника по трем элементам |
1 |
|
58. |
Решение задач по теме « Построение треугольника по трем элементам» |
1 |
|
59. |
Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем сторонам» |
1 |
|
60. |
Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем сторонам» |
1 |
|
61. |
Контрольная работа по геометрии №4 по теме « Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника» |
1 |
|
62. |
Анализ контрольной работы. Повторение. Начальные геометрические сведения. |
1 |
|
63. |
Начальные геометрические сведения |
1 |
|
64. |
Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник. |
1 |
|
65. |
Параллельные прямые. свойства |
1 |
|
66. |
Промежуточная аттестация |
1 |
|
67. |
Анализ контрольной работы . Соотношения между сторонами и углами треугольника |
1 |
|
68. |
Задачи на построение |
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.