Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
Согласовано: Утверждаю:
ЗДУВР:__________(Кузнецова ЕА.) Директор школы:______________(Тумаева О.В.)
Приказ №___от «___»_________________2020 г.
Рабочая программа
по геометрии
8 класс
Составитель:
Сульдина Надежда Анатольевна,
учитель математики
с. Волочаевка, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 8 класса создана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
5. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования РФ от 18.10.2013 г. № 544;
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
8. Рекомендаций Министерства образования и науки от 24.11.2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начально общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
11. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».
12. Письмо Минпросвещения России от 27.03.2020 года № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий».
13. Письмо Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 года № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.20 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
14. Письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
15. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-методическим центром РФ 08.04.2015 г., протокол 1/15;
16. Учебного плана МБОУ ООШ с. Волочаевка;
17. Рабочая программа разработана на основе авторской программы по геометрии, авторы: Л.С.Атанасян, И.М.Смирнова, В.А.Смирнов. М.: «Просвещение», 2017 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение программы курса геометрии 8 класса начинается с представления о многоугольниках, где учащиеся учатся строить разные виды многоугольников, решать задачи на вычисление и доказательства связанные с этими многоугольниками. В следующей главе «Площади» рассматриваются площади многоугольников и их доказательства, учащиеся учатся формулировать и доказывать теорему Пифагора. Затем изучаются «Подобные треугольники», где рассматриваются признаки подобия треугольников, а также соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Вводятся понятия синуса, косинуса и тангенса, учащиеся учатся находить их значения. По теме «Окружность» рассматриваются вписанные и описанные окружности, центральные и вписанные углы. Ученики учатся решать задачи на вычисления, доказательства и построения, связанные с окружностью.
Цели изучения курса геометрии 8 класса
Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
· учить ясно и точно излагать свои мысли;
· формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
· научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
· начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
· ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
· ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
· ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
· ознакомить с понятием касательной к окружности.
Основными задачами курса являются:
· развивать пространственное воображение и интуицию;
· развивать логическое мышление в формирование понятия доказательства;
· владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений;
· обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
· сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
· выявить и развить математические и творческие способности.
Особенности класса: общеобразовательный.
Сроки реализации программы: 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа составлена без изменений.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Геометрия» изучается с 7 по 9 класс. На каждую учебную неделю с 7 по 9 класс выделяется по 2 урока. Настоящая рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю, всего 35 учебных недель.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении геометрии в основной школе, являются:
· существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
· существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
· как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
· каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
· смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении геометрии в основной школе, являются:
· пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
· распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
· изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
· проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
· вычислять значения геометрических величин (длин, углов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы
· решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
· проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
· решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении геометрии в основной школе, являются:
· описания реальных ситуаций на языке геометрии;
· расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
· решения геометрических задач с использованием тригонометрии
· решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
· построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение – 2 часа.
Четырёхугольники – 14 часов.
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Площадь – 14 часов.
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники – 19 часов.
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность – 17 часов.
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Итоговое повторение – 4 часа.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
Количество к/р |
1 |
Повторение. |
2 |
|
2 |
Четырехугольники. |
14 |
1 |
3 |
Площадь. |
14 |
1 |
4 |
Подобные треугольники. |
19 |
1 |
5 |
Окружность. |
17 |
1 |
6 |
Итоговое повторение. |
4 |
|
|
ИТОГО |
70 |
4 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Форма обучения |
ПОВТОРЕНИЕ |
2 |
||
1 |
Вводное повторение |
1 |
|
2 |
Вводное повторение |
1 |
|
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ |
14 |
||
3 |
Многоугольники. |
1 |
|
4 |
Многоугольники. Решение задач. |
1 |
|
5 |
Параллелограмм. |
1 |
|
6 |
Признаки параллелограмма. |
1 |
|
7 |
Решение задач по теме «Параллелограмм». |
1 |
|
8 |
Трапеция. |
1 |
|
9 |
Теорема Фалеса. |
1 |
|
10 |
Задачи на построение. |
1 |
|
11 |
Прямоугольник. |
1 |
|
12 |
Ромб. Квадрат. |
1 |
|
13 |
Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». |
1 |
|
14 |
Осевая и центральная симметрия. |
1 |
|
15 |
Решение задач. |
1 |
|
16 |
Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники». |
1 |
|
ПЛОЩАДЬ |
14 |
||
17 |
Площадь многоугольника. |
1 |
|
18 |
Площадь прямоугольника. |
1 |
|
19 |
Площадь параллелограмма. |
1 |
|
20 |
Площадь треугольника. |
1 |
|
21 |
Площадь треугольника. |
1 |
|
22 |
Площадь трапеции. |
1 |
|
23 |
Решение задач на вычисление площадей фигур. |
1 |
|
24 |
Решение задач на нахождение площади. |
1 |
|
25 |
Теорема Пифагора. |
1 |
|
26 |
Теорема, обратная теореме Пифагора. |
1 |
|
27 |
Решение задач по теме «Теорема Пифагора». |
1 |
|
28 |
Решение задач. |
1 |
|
29 |
Решение задач. |
1 |
|
30 |
Контрольная работа №2 по теме «Теорема Пифагора. Площадь». |
|
|
ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ |
19 |
||
31 |
Определение подобных треугольников. |
1 |
|
32 |
Отношение площадей подобных треугольников. |
1 |
|
33 |
Первый признак подобия треугольников. |
1 |
|
34 |
Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. |
1 |
|
35 |
Второй и третий признаки подобия треугольников. |
1 |
|
36 |
Решение задач на применение признаков подобия треугольников. |
1 |
|
37 |
Решение задач на применение признаков подобия треугольников. |
1 |
|
38 |
Решение задач на применение признаков подобия треугольников. |
1 |
|
39 |
Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. |
1 |
|
40 |
Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. |
1 |
|
41 |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. |
1 |
|
42 |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. |
1 |
|
43 |
Практические приложения подобия треугольников. |
1 |
|
44 |
Задачи на построение методом подобия. |
1 |
|
45 |
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. |
1 |
|
46 |
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. |
1 |
|
47 |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач. |
1 |
|
48 |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач. |
1 |
|
49 |
Контрольная работа №3 по теме «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника». |
1 |
|
ОКРУЖНОСТЬ |
17 |
|
|
50 |
Взаимное расположение прямой и окружности. |
1 |
|
51 |
Касательная к окружности. |
1 |
|
52 |
Касательная к окружности. |
1 |
|
53 |
Градусная мера дуги окружности. |
1 |
|
54 |
Теорема о вписанном угле. |
1 |
|
55 |
Теорема об отрезках пересекающихся хорд. |
1 |
|
56 |
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». |
1 |
|
57 |
Свойство биссектрисы угла. |
1 |
|
58 |
Серединный перпендикуляр. |
1 |
|
59 |
Теорема о пересечении высот треугольника. |
1 |
|
60 |
Вписанная окружность. |
1 |
|
61 |
Свойство описанного четырёхугольника. |
1 |
|
62 |
Описанная окружность. |
1 |
|
63 |
Свойство вписанного треугольника. |
1 |
|
64 |
Решение задач по теме «Окружность». |
1 |
|
65 |
Решение задач по теме «Окружность». |
1 |
|
66 |
Контрольная работа №4 по теме «Окружность». |
1 |
|
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ |
4 |
||
67 |
Повторение темы «Четырёхугольники». |
1 |
|
68 |
Повторение темы «Теорема Пифагора». |
1 |
|
69 |
Повторение темы «Подобие треугольников». |
1 |
|
70 |
Повторение темы «Окружность». |
1 |
|
|
ИТОГО |
70 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс:
1. Геометрия,7-9 кл. Учебник.для общеобразоват. учреждений [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010
Дополнительные пособия для учителя:
1. Геометрия. Тесты. 7-9 классы: учеб.-мет. пособие / П. И. Алтынов-М.: Дрофа,2005.
2. Контрольные работы по геометрии, 8 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2009.
3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации: кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. -М.: Просвещение, 2000 — 2008.
4. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. М.: ВАКО, 2004 – (В помощь школьному учителю)
5. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса./ Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С.— М.: Илекса, 2011
Экранно-звуковые пособия:
1. Презентации по геометрии и по темам программы;
2. DVD диски.
Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://mat-game.narod.ru/ математическая гимнастика
http://mathc.chat.ru/ математический калейдоскоп
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com – сеть творческих учителей/сообщество учителей математики
http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии
http://matematika-na5.narod.ru/ - математика на 5! Сайт для учителей математики
http://eidos.ru/ - Дистанционное образование: курсы, олимпиады, конкурсы, проекты, интернет-журнал "Эйдос".
График контрольных и практических работ по геометрии в 8 классе МБОУ ООШ с.Волочаевка
на 2020-2021 учебный год.
№ п/п |
№ урока |
Тема контрольной работы |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
1 |
16 |
Контрольная работа №1 «Четырёхугольники». |
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
30 |
Контрольная работа №2 «Теорема Пифагора. Площадь». |
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
3 |
49 |
Контрольная работа №3 «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника». |
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
4 |
66 |
Контрольная работа №4 «Окружность». |
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
№ п/п |
Изменения |
Причины |
Приказ |
Подпись лица, внесшего изменения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.