МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ"Сахулинская средняя общеобразовательная школа"
МБОУ "Сахулинская СОШ"
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
МО ЕМЦ |
Заместитель директора по УВР |
Директор МБОУ"ССОШ" |
Воронцова Т.В.- |
Любовникова Н.К. |
Телятникова С.Н. |
Протокол №1 |
Протокол № |
Приказ № |
от "31" 08.2022 г. |
от "31" 08 . 2022 г. |
от "31" 08.2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2400511)
учебного курса
«Геометрия»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Воронцова Татьяна Валерьевна
учитель математики
с. Сахули 2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по математике (геометрии) для 8 класса составлена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 273 - ФЗ от 29.12.2012);
- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 года № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями и дополнениями);
- Конвенции о правах ребенка;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
- Устава МБОУ «Сахулинская СОШ» от 12.05.2020 г.;
- Учебного плана МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа» на 2022 - 2023 учебный год», утвержденного приказом № 227 от 31.08.2022 года;
- «Основной образовательной программы МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа» для основного общего образования на 2022-2023 учебный год», утвержденной приказом № 229 от 31.08.2022 года.
Общая характеристика учебного курса «Геометрия»
Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики
обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и
количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте,
до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без
конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования современной техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей
жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять
формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений,
читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в
условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Цели изучения учебного курса «Геометрия»
«Математику уже затем учить надо, что она
ум в порядок приводит», — писал великий русский ученый Михаил Васильевич
Ломоносов. И в этом состоит одна из двух целей обучения геометрии как составной
части математики в школе. Этой цели соответствует доказательная линия
преподавания геометрии. Следуя представленной рабочей программе, начиная с
седьмого класса на уроках геометрии обучающийся учится проводить доказательные
рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения
и строить контр примеры к ложным, проводить рассуждения от «противного»,
отличать свойства от признаков, формулировать обратные
утверждения. Ученик, овладевший искусством рассуждать, будет
применять его и в окружающей жизни.
Как писал геометр и педагог Игорь
Федорович Шарыгин, «людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и
даже невозможно манипулировать». И в этом состоит важное
воспитательное значение изучения геометрии, присущее именно отечественной
математической школе. Вместе с тем авторы программы предостерегают учителя от
излишнего формализма, особенно в отношении начал и оснований геометрии.
Французский математик Жан Дьедонне по этому поводу высказался так: «Что
касается деликатной проблемы введения «аксиом», то мне кажется, что на первых
порах нужно вообще избегать произносить само это слово. С другой же стороны, не
следует упускать ни одной возможности давать примеры логических заключений,
которые куда в большей мере, чем идея аксиом, являются истинными и
единственными двигателями математического мышления».
Второй целью изучения геометрии является
использование её как инструмента при решении как математических, так и
практических задач, встречающихся в реальной жизни. Окончивший курс геометрии
школьник должен быть в состоянии определить геометрическую фигуру, описать
словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать
необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для
автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении
геометрии в школе. Данная практическая линия является не менее важной, чем
первая. Ещё Платон предписывал, чтобы «граждане Прекрасного города ни в коем
случае не оставляли геометрию, ведь немаловажно даже побочное её применение — в
военном деле да, впрочем, и во всех науках — для лучшего их усвоения: мы ведь
знаем, какая бесконечная разница существует между человеком причастным к
геометрии и непричастным». Для этого учителю рекомендуется подбирать задачи
практического характера для рассматриваемых тем, учить детей строить
математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и
оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно подчёркивать связи
геометрии с другими предметами, мотивировать использовать определения
геометрических фигур и понятий,
демонстрировать применение полученных умений в физике и технике.
Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические
соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора».
Место учебного курса в учебном плане
Согласно учебному плану в 8 классе изучается учебный курс «Геометрия», который включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин», а также «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости» и «Преобразования подобия».
Учебный план предусматривает изучение геометрии на базовом уровне, исходя из 68 учебных часов в учебном году.
Содержание учебного курса «Геометрия»
Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольная трапеция.
Метод удвоения медианы. Центральная симметрия. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках.
Средние линии треугольника и трапеции. Центр масс треугольника.
Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия при решении практических задач.
Свойства площадей геометрических фигур. Формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей подобных фигур.
Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге.
Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач.
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Тригонометрические функции углов в 30°, 45° и 60°.
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между хордами и секущими. Вписанные и описанные четырёхугольники. Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружностей. Общие касательные к двум окружностям.
Планируемые образовательные результаты
Освоение учебного курса «Геометрия» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Геометрия» характеризуются: Патриотическое
воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и
российской математической школы, к использованию этих достижений в других
науках и прикладных сферах.
Гражданское и
духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования различных
структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим
применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических
принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического образования
на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием
необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных
потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические
закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности,
этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как
средством познания мира; овладением простейшими
навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия: готовностью
применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач
в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их
решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой
информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне 8 класса должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
— Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач.
— Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении задач.
— Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач.
— Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках, применять их для решения практических задач.
— Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач.
— Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач.
— Строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и на ходить соответствующие длины.
— Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
— Пользоваться этими понятия ми для решения практических задач.
— Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
— Применять полученные умения в практических задачах.
— Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач.
— Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного четырёхугольника при решении задач.
— Применять полученные знания на практике — строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором)
Региональный компонент
Реализация национально-регионального компонента на уроках математики осуществляется посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством.
Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание.
Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.
Функциональная грамотность
Уровень понимания и применения. Учим думать и рассуждать
Применяет информацию, извлеченную из текста, для решения разного рода проблем
Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст.
Выделить информацию, которая имеет принципиальное значение для решения проблемы.
Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице).
Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и способы решения проблемы.
Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы.
Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные). Проблемно-познавательные задания .
Графическая наглядность: графсхемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты. Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки.
Памятки с алгоритмами решения задач, проблем, заданий. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, |
Электронные |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. Четырёхугольники |
||||||||
1.1. |
Параллелограмм, его признаки и свойства. |
2 |
0 |
0 |
01.09.2022 06.09.2022 |
Изображать и находить на чертежах четырёхугольники разных видов и их элементы; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
1.2. |
Частные случаи параллелограммов |
2 |
0 |
0 |
08.09.2022 13.09.2022 |
Формулировать определения: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, равнобокой трапеции, прямоугольной трапеции; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
1.3. |
Трапеция. |
2 |
0 |
0 |
15.09.2022 20.09.2022 |
Доказывать и использовать при решении задач признаки и свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, равнобокой трапеции, прямоугольной трапеции;
|
Устный |
https://uchi.ru/ |
1.4. |
Равнобокая и прямоугольная трапеции. |
2 |
0 |
0 |
22.09.2022 27.09.2022 |
Доказывать и использовать при решении задач признаки и свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, равнобокой трапеции, прямоугольной трапеции; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
1.5. |
Удвоение медианы. |
2 |
0 |
0 |
29.09.2022 04.10.2022 |
Применять метод удвоения медианы треугольника; |
Тестирование; |
https://uchi.ru/ |
1.6. |
Центральная симметрия |
2 |
1 |
0 |
06.10.2022 11.10.2022 |
Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых
фигур; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
Итого по разделу |
12 |
|
||||||
Раздел 2. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники |
||||||||
2.1. |
Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. |
2 |
0 |
0 |
13.10.2022 18.10.2022 |
Проводить построения с помощью циркуля и линейки с |
Устный |
https://uchi.ru/ |
2.2. |
Средняя линия треугольника. |
2 |
0 |
0 |
20.10.2022 25.10.2022 |
Проводить доказательство того, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, и находить связь с центром масс, находить отношение, в котором медианы делятся точкой их пере сечения; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
2.3. |
Трапеция, её средняя линия. |
2 |
0 |
0 |
27.10.2022 01.11.2022 |
Находить подобные треугольники на готовых чертежах с указанием соответствующих признаков подобия; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
2.4. |
Пропорциональные отрезки, построение четвёртого пропорционального отрезка. |
1 |
0 |
0 |
03.11.2022 15.11.2022 |
Решать задачи на подобные треугольники с помощью |
Устный |
https://uchi.ru/ |
2.5.. |
Свойства центра масс в треугольнике. |
1 |
0 |
0 |
17.11.2022 22.11.2022 |
Проводить доказательства с использованием признаков подобия; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
2.6. |
Подобные треугольники. |
1 |
0 |
0 |
24.11.2022 29.11.2022 |
Доказывать три признака подобия треугольников; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
2.7. |
Три признака подобия треугольников. |
3 |
0 |
0 |
01.12.2022 06.12.2022 |
Применять полученные знания при решении геометрических и практических задач; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
2.8. |
Практическое применение |
3 |
1 |
0 |
08.12.2022 13.12.2022 |
Применять полученные знания при решении геометрических и
практических задач; |
Практическая работа; |
https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: |
15 |
|
||||||
Раздел 3. Площадь. Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур |
3.1. |
Понятие об общей теории площади. |
2 |
0 |
0 |
15.12.2022 20.12.2022 |
Овладевать первичными представлениями об общей теории площади (меры), формулировать свойства площади, выяснять их наглядный смысл; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
3.2. |
Формулы для площади треугольника, параллелограмма |
2 |
0 |
0 |
22.12.2022 27.12.2022 |
Выводить формулы площади параллелограмма, треугольника, трапеции из формулы площади прямоугольника (квадрата); |
Устный |
https://uchi.ru/ |
3.3. |
Отношение площадей треугольников с общим основанием или общей высотой. |
2 |
0 |
0 |
29.12.2022 10.01.2023 |
Выводить формулы площади выпуклого четырёхугольника через диагонали и угол между ними; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
3.4. |
Вычисление площадей сложных фигур через разбиение на части и достроение. |
1 |
0 |
0 |
18.01.2023 |
Находить площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге, использовать разбиение на части и достроение; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
3.5. |
Площади фигур на клетчатой бумаге. |
2 |
0 |
0 |
19.01.2023 24.01.2023 |
Находить площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге, использовать разбиение на части и достроение; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
3.6. |
Площади подобных фигур. |
1 |
0 |
0 |
26.01.2023 |
Разбирать примеры использования вспомогательной площади для решения геометрических задач; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
3.7. |
Вычисление площадей. |
2 |
0 |
0 |
31.01.2023 01.02.2023 |
Находить площади подобных фигур; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
3.8. |
Задачи с практическим содержанием. |
1 |
0 |
0 |
02.02.2023 |
Вычислять площади различных многоугольных фигур; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
3.9. |
Решение задач с помощью метода вспомогательной площади |
1 |
0 |
0 |
07.02.2023 |
Решать задачи на площадь с практическим со держанием; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: |
14 |
|
||||||
Раздел 4. Теорема Пифагора и начала тригонометрии |
||||||||
4.1. |
Теорема Пифагора, её доказательство и применение. |
2 |
0 |
0 |
08.02.2023 09.02.2023 |
Доказывать теорему Пифагора, использовать её в практических вычислениях; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
4.2. |
Обратная тео рема Пифагора. |
2 |
0 |
0 |
14.02.2023 16.02.2023 |
Доказывать теорему Пифагора, использовать её в практических вычислениях; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
4.3. |
Определение тригонометрических функций |
2 |
0 |
0 |
21.02.2023 28.02.2023 |
Формулировать определения тригонометрических функций острого угла, проверять их корректность; |
Устный |
https://uchi.ru/ |
4.4. |
Основное тригонометрическое тождество. |
2 |
0 |
0 |
02.03.2023 07.03.2023 |
Выводить тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике; |
Тестирование; |
https://uchi.ru/ |
4.5. |
Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60° |
2 |
1 |
0 |
14.03.2023 16.03.2023 |
Исследовать соотношения между сторонами в прямоугольных
треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60°; |
Контрольная работа; |
https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: |
10 |
|
||||||
Раздел 5. Углы в окружности. Вписанные и описанные четырехугольники. Касательные к окружности. Касание окружности. |
||||||||
5.1. |
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. |
2 |
0 |
0 |
21.03.2023 23.03.2023 |
Формулировать основные определения, связанные с углами в круге (вписанный угол, центральный угол); |
Устный |
https://uchi.ru/ |
5.2. |
Углы между хордами и секущими. |
2 |
0 |
0 |
04.04.2023 06.04.2023 |
Находить вписанные углы, опирающиеся на одну дугу, вычислять углы с помощью теоремы о вписанных углах, теоремы о вписанном четырёхугольнике, теоремы о центральном угле; |
Письменный контроль; |
https://uchi.ru/ |
5.3. |
Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства. |
2 |
0 |
0 |
11.04.2023 13.04.2023 |
Находить вписанные углы, опирающиеся на одну дугу, вычислять углы с помощью теоремы о вписанных углах, теоремы о вписанном четырёхугольнике, теоремы о центральном угле; |
Тестирование; |
https://uchi.ru/ |
5.4. |
Применение этих свойств при решении геометрических задач. |
2 |
0 |
0 |
18.04.2023 20.04.2023 |
Исследовать, в том числе с помощью цифровых ресурсов, вписанные и описанные четырёхугольники, выводить их свойства и признаки; |
Диктант; |
https://uchi.ru/ |
5.5. |
Взаимное расположение двух окружностей. |
2 |
0 |
0 |
25.04.2023 27.04.2023 |
Исследовать, в том числе с помощью цифровых ресурсов, вписанные и описанные четырёхугольники, выводить их свойства и признаки; Использовать эти свойства и признаки при решении задач; |
Диктант; |
https://uchi.ru/ |
5.6. |
Касание окружностей. |
3 |
1 |
0 |
04.05.2023 11.05.2023 |
Использовать эти свойства и признаки при решении задач; |
Контрольная работа; |
https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: |
13 |
|
||||||
Раздел 6. Повторение, обобщение знаний. |
6.1. |
Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. |
4 |
2 |
0 |
16.05.2023 30.05.2023 |
Решать задачи на повторение, иллюстрирующие связи между различными частями курса;
|
Зачет; |
https://uchi.ru/ |
Итого по разделу: |
4 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
6 |
0 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Виды, |
|
||||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
|
|
|
||||||
1. |
Параллелограмм, его признаки и свойства. |
1 |
0 |
0 |
01.09.2022 |
Устный |
|
||||
2. |
Параллелограмм, его признаки и свойства.и свойства. |
1 |
0 |
0 |
06.09.2022 |
Устный |
|
||||
3. |
Частные случаи параллелограммов |
1 |
0 |
0 |
08.09.2022 |
Устный |
|
||||
4. |
Частные случаи параллелограммов |
1 |
0 |
0 |
13.09.2022 |
Устный |
|
||||
5. |
Трапеция. |
1 |
0 |
0 |
15.09.2022 |
Устный |
|
||||
6. |
Трапеция. |
1 |
1 |
0 |
20.09.2022 |
Контрольная работа; |
|
||||
7. |
Равнобокая и прямоугольная трапеции. |
1 |
0 |
0 |
22.09.2022 |
Устный |
|
||||
8. |
Равнобокая и прямоугольная трапеции |
1 |
0 |
0 |
27.09.2022 |
Устный |
|
||||
9. |
Удвоение медианы. |
1 |
0 |
0 |
29.09.2022 |
Устный |
|
||||
10. |
Удвоение медианы. |
1 |
0 |
0 |
04.10.2022 |
Устный |
|
||||
11. |
Центральная симметрия |
1 |
0 |
0 |
06.10.2022 |
Устный |
|
||||
12. |
Центральная симметрия |
1 |
0 |
0 |
11.10.2022 |
Контрольная работа; |
|
||||
13. |
Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. |
1 |
0 |
0 |
13.10.2022 |
Устный опрос; |
|
||||
14. |
Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. |
1 |
0 |
0 |
18.10.2022 |
Устный |
|
||||
15. |
Средняя линия треугольника. |
1 |
0 |
0 |
20.10.2022 |
Устный |
|
||||
16. |
Средняя линия треугольника. |
1 |
0 |
0 |
25.10.2022 |
Устный |
|
||||
17. |
Трапеция, её средняя линия. |
1 |
0 |
0 |
27.10.2022 |
Устный |
|||||
18. |
Трапеция, её средняя линия. |
1 |
0 |
0 |
02.11.2022 |
Устный |
|||||
19. |
Пропорциональные отрезки, построение четвёртого пропорционального отрезка. |
1 |
0 |
0 |
03.11.2022 |
Устный |
|||||
20. |
Свойства центра масс в треугольнике. |
1 |
0 |
0 |
15.11.2022 |
Устный |
|||||
21. |
Подобные треугольники. |
1 |
0 |
0 |
17.11.2022 |
Устный |
|||||
22. |
Три признака подобия треугольников. |
1 |
0 |
0 |
22.11.2022 |
Устный |
|||||
23. |
Три признака подобия треугольников |
1 |
0 |
0 |
24.11.2022 |
Устный |
|||||
24. |
Три признака подобия треугольников |
1 |
0 |
0 |
29.11.2022 |
Устный |
|||||
25. |
Практическое применение |
1 |
0 |
0 |
01.12.2022 |
Устный |
|||||
26. |
Практическое применение |
1 |
0 |
0 |
06.12.2022 |
Устный |
|||||
27. |
Практическое применение |
1 |
0 |
0 |
08.12.2022 |
Контрольная работа; |
|||||
28. |
Понятие об общей теории площади. |
1 |
0 |
0 |
13.12.2022 |
Устный |
|||||
29. |
Понятие об общей теории площади. |
1 |
0 |
0 |
15.12.2022 |
Устный |
|||||
30. |
Формулы для площади треугольника, параллелограмма |
1 |
0 |
0 |
20.12.2022 |
Устный |
|||||
31. |
Формулы для площади треугольника, параллелограмма |
1 |
0 |
0 |
22.12.2022 |
Устный |
|||||
32. |
Отношение площадей треугольников с общим основанием или общей высотой. |
1 |
0 |
0 |
27.12.2022 |
Диктант; |
|||||
33. |
Отношение площадей треугольников с общим основанием или общей высотой. |
1 |
0 |
0 |
29.12.2022 |
Тестирование; |
|||||
34. |
Вычисление площадей сложных фигур через разбиение на части и достроение. |
1 |
0 |
0 |
10.01.2023 |
Диктант; |
|||||
35. |
Площади фигур на клетчатой бумаге. |
1 |
0 |
0 |
12.01.2023 |
Устный |
|||||
36. |
Площади фигур на клетчатой бумаге. |
1 |
0 |
0 |
17.01.2023 |
Устный |
|||||
37. |
Площади подобных фигур. |
1 |
1 |
0 |
19.01.2023 |
Контрольная работа; |
38. |
Вычисление площадей. |
1 |
0 |
0 |
24.01.2023 |
Диктант; |
39. |
Вычисление площадей. |
1 |
0 |
0 |
26.01.2023 |
Устный |
40. |
Задачи с практическим содержанием. |
1 |
0 |
0 |
31.01.2023 |
Устный |
41. |
Решение задач с помощью метода вспомогательной площади |
1 |
0 |
0 |
02.02.2023 |
Устный |
42. |
Теорема Пифагора, её доказательство и применение. |
1 |
0 |
0 |
07.02.2023 |
Диктант; |
43. |
Теорема Пифагора, её доказательство и применение. |
1 |
0 |
0 |
09.02.2023 |
Устный |
44. |
Обратная тео рема Пифагора. |
1 |
0 |
0 |
14.02.2023 |
Устный |
45. |
Обратная тео рема Пифагора. |
1 |
0 |
0 |
16.02.2023 |
Устный |
46. |
Определение тригонометрических функций |
1 |
0 |
0 |
21.02.2023 |
Устный |
47. |
Определение тригонометрических функций |
1 |
0 |
0 |
28.02.2023 |
Устный |
48. |
Основное тригонометрическое тождество. |
1 |
0 |
0 |
02.03.2023 |
Устный |
49. |
Основное тригонометрическое тождество. |
1 |
0 |
0 |
07.03.2023 |
Устный |
50. |
Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60° |
1 |
0 |
0 |
09.03.2023 |
Устный |
51. |
Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60° |
1 |
1 |
0 |
14.03.2023 |
Контрольная работа; |
52. |
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. |
1 |
0 |
0 |
16.03.2023 |
Устный опрос; |
53. |
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. |
1 |
0 |
0 |
21.03.2023 |
Устный |
54. |
Углы между хордами и секущими. |
1 |
0 |
0 |
23.03.2023 |
Тестирование; |
55. |
Углы между хордами и секущими. |
1 |
0 |
0 |
04.04.2023 |
Диктант; |
56. |
Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства. |
1 |
0 |
0 |
06.04.2023 |
Диктант; |
57. |
Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства. |
1 |
0 |
0 |
11.04.2023 |
Устный |
58. |
Применение этих свойств при решении геометрических задач. |
1 |
0 |
0 |
13.04.2023 |
Устный |
59. |
Применение этих свойств при решении геометрических задач. |
1 |
0 |
0 |
18.04.2023 |
Устный |
60. |
Взаимное расположение двух окружностей. |
1 |
0 |
0 |
20.04.2023 |
Устный |
61. |
Взаимное расположение двух окружностей. |
1 |
0 |
0 |
25.04.2023 |
Тестирование; |
62. |
Касание окружностей. |
1 |
0 |
0 |
27.04.2023 |
Устный |
63. |
Касание окружностей. |
1 |
0 |
0 |
04.05.2023 |
Тестирование; |
64. |
Касание окружностей. |
1 |
1 |
0 |
11.05.2023 |
Контрольная работа; |
65. |
Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. |
1 |
0 |
0 |
16.05.2023 |
Устный |
66. |
Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. |
1 |
0 |
0 |
18.05.2023 |
Диктант; |
67. |
Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. |
1 |
1 |
0 |
25.05.2023 |
Устный |
68. |
Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. |
1 |
1 |
0 |
30.05.2023 |
Контрольная работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
6 |
0 |
|
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Образовательные учебные материалы для ученика
Мерзляк А.Г., Поляков В.М.; под редакцией Подольского В.Е., Геометрия, 8 класс, Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ"; Акционерное общество "Издательство Просвещение";
Методические материалы для учителя
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.; под редакцией Подольского В.Е., Геометрия 8 класс, Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ"; Акционерное общество "Издательство Просвещение";
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/
https://edu.1sept.ru/
https://edu.skysmart.ru/
https://resh.edu.ru/
https://math-oge.sdamgia.ru/
https://edu.orb.ru/
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное оборудование
Справочные материалы.
Оборудование для проведения лабораторных и практических работ
Циркуль, линейка, транспортир
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.