Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС. В Программе предусмотрены развитие всех обозначенных в ФГОС основных видов деятельности учеников и выполнение целей и задач, поставленных ФГОС.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; федеральный перечень учебников, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями от 08.06.2015 г.; программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2014 г.
Программа соответствует учебнику Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2014.
Согласно федеральному базисному учебному плану программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций, и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.
При изучении геометрии, обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет- ресурсах;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
Тема |
Учащиеся научатся |
Учащиеся получат возможность |
Векторы |
- обозначать и изображать векторы, - изображать вектор, равный данному, - строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, формулировать законы сложения, - строить сумму нескольких векторов, используя правило многоугольника, - строить вектор, равный разности двух векторов, двумя способами. - решать геометрические задачи использование алгоритма выражения через данные векторы, используя правила сложения, вычитания и умножения вектора на число. - решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства векторов; - находить среднюю линию трапеции по заданным основаниям. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения. |
- овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
- прибрести опыт выполнения проектов. |
Метод координат
|
- оперировать на базовом уровне понятиями: координаты вектора, координаты суммы и разности векторов, произведения вектора на число; - вычислять координаты вектора, координаты суммы и разности векторов, координаты произведения вектора на число; - вычислять угол между векторами, - вычислять скалярное произведение векторов; - вычислять расстояние между точками по известным координатам, - вычислять координаты середины отрезка; - составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности, составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек; - решать простейшие задачи методом координат |
- овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство; - приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых; - приобрести опыт выполнения проектов |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
|
- оперировать на базовом уровне понятиями: синуса, косинуса и тангенса углов, - применять основное тригонометрическое тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую, - изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение векторов, - находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в координатах, - применять теорему синусов, теорему косинусов, - применять формулу площади треугольника, - решать простейшие задачи на нахождение сторон и углов произвольного треугольника В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать векторы для решения задач на движение и действие сил |
- вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора; - вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности; - применять алгебраический и тригонометрический материал при решении задач на вычисление площадей многоугольников; - приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач |
Длина окружности и площадь круга
|
- оперировать на базовом уровне понятиями правильного многоугольника, - применять формулу для вычисления угла правильного n-угольника. - применять формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности, - применять формулы длины окружности, дуги окружности, площади круга и кругового сектора. - использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла; - вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов; - вычислять длину окружности и длину дуги окружности; - вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин. |
- выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач, - проводить доказательства теорем о формуле площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности и следствий из теорем и применять их при решении задач, - решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.
|
Движения |
- оперировать на базовом уровне понятиями отображения плоскости на себя и движения, - оперировать на базовом уровне понятиями осевой и центральной симметрии, параллельного переноса, поворота, - распознавать виды движений, - выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки, осуществлять преобразование фигур, - распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой и центральной симметрии, параллельного переноса и поворота. |
- применять свойства движения при решении задач, - применять понятия: осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот в решении задач
|
Начальные сведения из стереометрии
|
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры; - распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса; - определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; - вычислять объём прямоугольного параллелепипеда. |
- вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; - углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; - применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов. |
Об аксиомах геометрии |
|
Получить более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе |
Повторение курса планиметрии |
- применять при решении задач основные соотношения между сторонами и углами прямоугольного и произвольного треугольника; - применять формулы площади треугольника. - решать треугольники с помощью теорем синусов и косинусов, - применять признаки равенства треугольников при решении геометрических задач, - применять признаки подобия треугольников при решении геометрических задач, - определять виды четырехугольников и их свойства, - использовать формулы площадей фигур для нахождения их площади, - выполнять чертеж по условию задачи, решать простейшие задачи по теме «Четырехугольники» - использовать свойство сторон четырехугольника, описанного около окружности; свойство углов вписанного четырехугольника при решении задач, - использовать формулы длины окружности и дуги, площади круга и сектора при решении задач, - решать геометрические задачи, опираясь на свойства касательных к окружности, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, - проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами, - распознавать уравнения окружностей и прямой, уметь их использовать, - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин |
Содержание учебного предмета «Геометрия»
Повторение курса геометрии 8 класса (2 часа)
Векторы и метод координат (18 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы».
Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат».
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Контрольная работа № 3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
Длина окружности и площадь круга (11 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга».
Движения (7 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Контрольная работа № 5 по теме «Движения».
Начальные сведения из стереометрии (4 часа)
Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
Об аксиомах геометрии (1 час)
Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии
Повторение (11 часов)
Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов, тем урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
|
Повторение |
2 |
|
|
1 |
Повторение. Треугольники |
1 |
|
|
2 |
Повторение. Четырехугольники |
1 |
|
|
|
Векторы |
9 |
|
|
3 |
Понятие вектора. Равенство векторов |
1 |
|
|
4 |
Откладывание вектора от данной точки |
1 |
|
|
5 |
Сумма двух векторов Законы сложения векторов |
1 |
|
|
6 |
Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов |
1 |
|
|
7 |
Решение задач «Сложение и вычитание векторов» |
1 |
|
|
8 |
Произведение вектора на число |
1 |
|
|
9 |
Применение векторов к решению задач |
1 |
|
|
10 |
Средняя линия трапеции |
1 |
|
|
11 |
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы» |
1 |
|
|
|
Метод координат |
9 |
|
|
12 |
Анализ контрольной работы. Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам |
1 |
|
|
13 |
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца |
1 |
|
|
14 |
Простейшие задачи в координатах |
1 |
|
|
15 |
Решение задач по теме «Метод координат» |
1 |
|
|
16 |
Уравнение окружности. |
1 |
|
|
17 |
Уравнение прямой |
1 |
|
|
18 |
Использование уравнений окружности и прямой при решении задач |
1 |
|
|
19 |
Решение задач с использованием метода координат |
2 |
|
|
20 |
Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат» |
1 |
|
|
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов |
14 |
|
|
21 |
Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс |
1 |
|
|
22 |
Основное тригонометрическое тождество |
1 |
|
|
23 |
Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки |
1 |
|
|
24 |
Теорема о площади треугольника. Поисково-исследовательский этап по проекту «Треугольники... они повсюду!!!» |
1 |
|
|
25 |
Теорема синусов |
1 |
|
|
26 |
Теорема косинусов |
1 |
|
|
27 |
Решение треугольников |
1 |
|
|
28 |
Измерительные работы. Трансляционно-оформительский этап по проекту «Треугольники... они повсюду!!!» |
1 |
|
|
29 |
Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
|
30 |
Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
|
31 |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. |
1 |
|
|
32 |
Скалярное произведение векторов и его свойства |
1 |
|
|
33 |
Применение скалярного произведения векторов к решению задач. Организация проектной деятельности. Заключительный этап |
1 |
|
|
34 |
Контрольная работа № 3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
|
|
Длина окружности и площадь круга |
11 |
|
|
35 |
Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник. Поисково-исследовательский этап по проекту «Геометрические паркеты» |
1 |
|
|
36 |
Окружность, описанная около правильного многоугольника |
1 |
|
|
37 |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник. |
1 |
|
|
38 |
Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него |
1 |
|
|
39 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности |
1 |
|
|
40 |
Построение правильных многоугольников |
1 |
|
|
41 |
Длина окружности. Трансляционно-оформительский этап по проекту «Геометрические паркеты» |
1 |
|
|
42 |
Площадь круга Площадь кругового сектора |
1 |
|
|
43 |
Решение задач «Длина окружности. Площадь круга» |
1 |
|
|
44 |
Решение задач. Организация проектной деятельности. Заключительный этап |
1 |
|
|
45 |
Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга» |
1 |
|
|
|
Движение |
7 |
|
|
46 |
Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя. Понятие движения |
1 |
|
|
47 |
Симметрия. Поисково-исследовательский этап по проекту «В моде — геометрия!» |
1 |
|
|
48 |
Параллельный перенос. Поворот |
1 |
|
|
49 |
Параллельный перенос. Поворот |
1 |
|
|
50 |
Решение задач по теме «Движения» |
1 |
|
|
51 |
Решение задач по теме «Движения» |
1 |
|
|
52 |
Контрольная работа № 5 по теме «Движения» |
1 |
|
|
|
Начальные сведения из стереометрии |
4 |
|
|
53 |
Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Многогранники |
1 |
|
|
54 |
Призма. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда |
1 |
|
|
55 |
Тела вращения. Цилиндр. Конус. |
1 |
|
|
56 |
Сфера. шар |
1 |
|
|
|
Об аксиомах геометрии |
1 |
|
|
57 |
Об аксиомах геометрии |
1 |
|
|
|
Повторение |
11 |
|
|
58 |
Треугольники. Признаки равенства треугольников |
1 |
|
|
59 |
Подобие треугольников |
1 |
|
|
60 |
Параллельные прямые |
1 |
|
|
61 |
Четырехугольники |
1 |
|
|
62 |
Площади |
1 |
|
|
63 |
Секущие и касательные |
1 |
|
|
64 |
Окружность. Вписанный угол |
1 |
|
|
65 |
Вписанные и описанные четырехугольники |
1 |
|
|
66 |
Итоговая диагностика |
1 |
|
|
67 |
Итоговое повторение |
1 |
|
|
68 |
Итоговое повторение |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.