Рабочая программа по геомтерии для 9 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по геомтерии для 9 класса

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
математика
9 кл
05.12.2022
Рабочая программа по геомтерии для 9 класса
Рабочая программа по геометрии для 9 класса
РП геометрия 9 класс 2022-2023.docx

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

-  федерального государственного образовательного стандарта  (с изменениями Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577(ООО));
-
Основной образовательной программы(начального) основного общего образования МБОУ «Новобобовичская СОШ»;

- Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.- 3 изд., М.: Просвещение, 2016 г.

- Авторской программы по геометрии к предметной линии учебников для 7 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2013г.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

            В учебном плане МБОУ « Новобобовичсая СОШ» отводится  на  изучение геометрии в 9 классе 68 часов (34 учебных недели).  Контрольных работ - 5.

УМК

 

  1. Атанасян Л. С. Геометрия. 7-9 кл.: учебник / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013- 2014.
  2. Мельникова Н. Б. Контрольные работы по геометрии, 8 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2012.
  3. Алтынов П. И. Геометрия. Тесты. 7-9 классы: учеб.-мет. пособие / П. И. Алтынов-М.: Дрофа, 2012.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по геометрии являются:

·        Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

·         Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

·         Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

·         Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

·         Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

·         Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

·         Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

·         Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

 

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по геометрии являются

·        Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·        Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

·        Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения

·        Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

·        Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

·        Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·        Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

·        Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

·        Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

·        Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

·        Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

·        Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

·        Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

·        Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

·        Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

·        Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

·        Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

 

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по геометрии являются:

·         осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

·         умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

·         умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·         формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

·         умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

·         умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

·         умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

·         умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

·         умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

 

Содержание учебного курса

 

1.      Векторы - 7ч. + 1ч. к/р

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т.е. как действия с направленными отрезками.

            Основное понимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника, параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а так же вектор, равный произведению данного вектора на число).

            На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым даётся представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

2.      Метод координат - 9ч. + 1ч. к/р

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развит умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении  геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 00 до 1800 вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится ещё одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

       3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов -10ч. + 2ч. к/р

 Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

    4. Длина окружности и площадь круга - 16ч. + 1ч. к/р

 Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников.  Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятие длины окружности и площади круга и формул для их вычисления. В начале темы даётся определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный n-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь – к площади круга, ограниченного окружностью.

5.      Движения – 7ч. + 1ч. к/р

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

6.      Начальные сведения из стереометрии – 10ч.

Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар. Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии.

Цель: познакомить учащихся с многогранниками; телами  и поверхностями вращения. Дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

7.      Повторение – 8ч. + 1ч. к/р

Повторить и обобщить изученный материал.

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Раздел программы,

количество часов

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Глава IX Векторы.

8 часов

Понятие вектора.

1

 

2

Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки.

1

 

3

Сумма двух векторов.

1

 

4

Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

1

 

5

Вычитание векторов.

1

 

6

Произведение вектора на число.

1

 

7

Применение векторов к решению задач.

1

 

8

Средняя линия трапеции.

1

 

9

Глава X Метод координат.

10 часов

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

 

10

Координаты вектора.

1

 

11

Решение задач на нахождение координат вектора.

1

 

12

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

1

 

13

Простейшие задачи в координатах.

1

 

14

Решение простейших задач в координатах.

1

 

15

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.

1

 

16

Уравнение прямой.

1

 

17

Решение задач на нахождение уравнения окружности и уравнения прямой.

1

 

18

Контрольная работа №1. «Координаты вектора».

1

 

19

Глава XI Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11 часов

Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла.

1

 

20

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

1

 

21

Формулы для вычисления координат точки.

1

 

22

Теорема о площади треугольника.

1

 

23

Теорема синусов.

1

 

24

Теорема косинусов.

1

 

25

Решение треугольников. Измерительные работы.

1

 

26

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

 

27

Скалярное произведение векторов в координатах.

1

 

28

Свойства скалярного произведения векторов. Решение задач.

1

 

29

Контрольная работа №2. «Скалярное произведение векторов».

1

 

30

Глава XII Длина окружности и площадь круга.

12 часов

Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник.

1

 

31

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник.

1

 

32

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

 

33

Решение задач на вычисление площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

 

34

Построение правильных многоугольников.

1

 

35

Решение задач на нахождение площади, периметра и стороны правильного многоугольника.

1

 

36

Длина окружности.

1

 

37

Площадь круга.

1

 

38

Решение задач на нахождение длины окружности и площади круга.

1

 

39

Площадь кругового сектора.

1

 

40

Решение задач на нахождение длины окружности, площади круга и кругового сектора.

1

 

41

Контрольная работа №3. «Длина окружности и площадь круга».

1

 

42

Глава XIII Движение.

8 часов

Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя.

1

 

43

Понятие движения.

1

 

44

Наложения и движения.

1

 

45

Параллельный перенос.

1

 

46

Решение задач на параллельный перенос.

1

 

47

Поворот.

1

 

48

Решение задач на поворот.

1

 

49

Контрольная работа №4. «Движение».

1

 

50

Глава XIV Начальные сведения из стереометрии.

8 часов

Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Многогранник.

1

 

51

Призма. Объём тела.

1

 

52

Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда.

1

 

53

Пирамида.

1

 

54

Цилиндр.

1

 

55

Конус.

1

 

56

Сфера и шар.

1

 

57

Решение задач на нахождение объёма цилиндра, конуса, шара.

1

 

58

Об аксиомах планиметрии. 2 часа

Основные аксиомы планиметрии относительно точки и прямой.

1

 

59

Основные аксиомы планиметрии относительно угла и плоскости.

1

 

60

Повторение.

9 часов

Повторение. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах.

1

 

61

Повторение. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения.

1

 

62

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

 

63

Повторение. Скалярное произведение векторов.

1

 

64

Повторение. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

 

65

Повторение. Длина окружности. Площадь круга.

1

 

66

Повторение. Движения.

1

 

67

Повторение. Многогранники. Тела вращения.

1

 

68

Контрольная работа №5. «Итоговая контрольная работа».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «НОВОБОБОВИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Рассмотрена

на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол №

от «   »_________ 2022г.

Руководитель МО

_______ А.М.Галанова

Согласована

 

Зам. директора по УВР

_________ А.И. Горовая

«   » ______________ 2022г.

Утверждена

 

И.о. директор МБОУ «Новобобовичская СОШ»

_________ И.П. Родионова

«   » _____________2022г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

для 9 класса

 

 

 

Составитель: учитель математики

I квалификационной категории

С.В. Миненко

 

2022 г.


 

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: - федерального государственного образовательного стандарта (с изменениями

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: - федерального государственного образовательного стандарта (с изменениями

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; ·

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; ·

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; ·

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; ·

Основное понимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника, параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а…

Основное понимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника, параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а…

Цель: расширить знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятие длины окружности и площади круга и формул для их вычисления

Цель: расширить знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятие длины окружности и площади круга и формул для их вычисления

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/п

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/п

Контрольная работа №2. «Скалярное произведение векторов»

Контрольная работа №2. «Скалярное произведение векторов»

Сфера и шар. 1 57

Сфера и шар. 1 57

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2022