Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
-
федерального государственного образовательного стандарта (с изменениями Приказ
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577(ООО));
- Основной
образовательной программы(начального) основного общего образования МБОУ
«Новобобовичская СОШ»;
- Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.- 3 изд., М.: Просвещение, 2016 г.
- Авторской программы по геометрии к предметной линии учебников для 7 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2013г.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ « Новобобовичсая СОШ» отводится на изучение геометрии в 9 классе 68 часов (34 учебных недели). Контрольных работ - 5.
УМК
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по геометрии являются:
· Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
· Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
· Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
· Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
· Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
· Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по геометрии являются
· Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
· Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения
· Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
· Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
· Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
· Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
· Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
· Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
· Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
· Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
· Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
· Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
· Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
· Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по геометрии являются:
· осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
· умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
· умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
· умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
· умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
· умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
· умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Содержание учебного курса
1. Векторы - 7ч. + 1ч. к/р
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т.е. как действия с направленными отрезками.
Основное понимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника, параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а так же вектор, равный произведению данного вектора на число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым даётся представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2. Метод координат - 9ч. + 1ч. к/р
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развит умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 00 до 1800 вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится ещё одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов -10ч. + 2ч. к/р
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Длина окружности и площадь круга - 16ч. + 1ч. к/р
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятие длины окружности и площади круга и формул для их вычисления. В начале темы даётся определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный n-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь – к площади круга, ограниченного окружностью.
5. Движения – 7ч. + 1ч. к/р
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
6. Начальные сведения из стереометрии – 10ч.
Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар. Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии.
Цель: познакомить учащихся с многогранниками; телами и поверхностями вращения. Дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
7. Повторение – 8ч. + 1ч. к/р
Повторить и обобщить изученный материал.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п |
Раздел программы, количество часов |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Глава IX Векторы. 8 часов |
Понятие вектора. |
1 |
|
2 |
Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. |
1 |
|
|
3 |
Сумма двух векторов. |
1 |
|
|
4 |
Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. |
1 |
|
|
5 |
Вычитание векторов. |
1 |
|
|
6 |
Произведение вектора на число. |
1 |
|
|
7 |
Применение векторов к решению задач. |
1 |
|
|
8 |
Средняя линия трапеции. |
1 |
|
|
9 |
Глава X Метод координат. 10 часов |
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. |
1 |
|
10 |
Координаты вектора. |
1 |
|
|
11 |
Решение задач на нахождение координат вектора. |
1 |
|
|
12 |
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. |
1 |
|
|
13 |
Простейшие задачи в координатах. |
1 |
|
|
14 |
Решение простейших задач в координатах. |
1 |
|
|
15 |
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. |
1 |
|
|
16 |
Уравнение прямой. |
1 |
|
|
17 |
Решение задач на нахождение уравнения окружности и уравнения прямой. |
1 |
|
|
18 |
Контрольная работа №1. «Координаты вектора». |
1 |
|
|
19 |
Глава XI Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 11 часов |
Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла. |
1 |
|
20 |
Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. |
1 |
|
|
21 |
Формулы для вычисления координат точки. |
1 |
|
|
22 |
Теорема о площади треугольника. |
1 |
|
|
23 |
Теорема синусов. |
1 |
|
|
24 |
Теорема косинусов. |
1 |
|
|
25 |
Решение треугольников. Измерительные работы. |
1 |
|
|
26 |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. |
1 |
|
|
27 |
Скалярное произведение векторов в координатах. |
1 |
|
|
28 |
Свойства скалярного произведения векторов. Решение задач. |
1 |
|
|
29 |
Контрольная работа №2. «Скалярное произведение векторов». |
1 |
|
|
30 |
Глава XII Длина окружности и площадь круга. 12 часов |
Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник. |
1 |
|
31 |
Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник. |
1 |
|
|
32 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
1 |
|
|
33 |
Решение задач на вычисление площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
1 |
|
|
34 |
Построение правильных многоугольников. |
1 |
|
|
35 |
Решение задач на нахождение площади, периметра и стороны правильного многоугольника. |
1 |
|
|
36 |
Длина окружности. |
1 |
|
|
37 |
Площадь круга. |
1 |
|
|
38 |
Решение задач на нахождение длины окружности и площади круга. |
1 |
|
|
39 |
Площадь кругового сектора. |
1 |
|
|
40 |
Решение задач на нахождение длины окружности, площади круга и кругового сектора. |
1 |
|
|
41 |
Контрольная работа №3. «Длина окружности и площадь круга». |
1 |
|
|
42 |
Глава XIII Движение. 8 часов |
Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя. |
1 |
|
43 |
Понятие движения. |
1 |
|
|
44 |
Наложения и движения. |
1 |
|
|
45 |
Параллельный перенос. |
1 |
|
|
46 |
Решение задач на параллельный перенос. |
1 |
|
|
47 |
Поворот. |
1 |
|
|
48 |
Решение задач на поворот. |
1 |
|
|
49 |
Контрольная работа №4. «Движение». |
1 |
|
|
50 |
Глава XIV Начальные сведения из стереометрии. 8 часов |
Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Многогранник. |
1 |
|
51 |
Призма. Объём тела. |
1 |
|
|
52 |
Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. |
1 |
|
|
53 |
Пирамида. |
1 |
|
|
54 |
Цилиндр. |
1 |
|
|
55 |
Конус. |
1 |
|
|
56 |
Сфера и шар. |
1 |
|
|
57 |
Решение задач на нахождение объёма цилиндра, конуса, шара. |
1 |
|
|
58 |
Об аксиомах планиметрии. 2 часа |
Основные аксиомы планиметрии относительно точки и прямой. |
1 |
|
59 |
Основные аксиомы планиметрии относительно угла и плоскости. |
1 |
|
|
60 |
Повторение. 9 часов |
Повторение. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. |
1 |
|
61 |
Повторение. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. |
1 |
|
|
62 |
Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. |
1 |
|
|
63 |
Повторение. Скалярное произведение векторов. |
1 |
|
|
64 |
Повторение. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
1 |
|
|
65 |
Повторение. Длина окружности. Площадь круга. |
1 |
|
|
66 |
Повторение. Движения. |
1 |
|
|
67 |
Повторение. Многогранники. Тела вращения. |
1 |
|
|
68 |
Контрольная работа №5. «Итоговая контрольная работа». |
1 |
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОБОБОВИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол № от « »_________ 2022г. Руководитель МО _______ А.М.Галанова |
Согласована
Зам. директора по УВР _________ А.И. Горовая « » ______________ 2022г. |
Утверждена
И.о. директор МБОУ «Новобобовичская СОШ» _________ И.П. Родионова « » _____________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для 9 класса
Составитель: учитель математики
I квалификационной категории
С.В. Миненко
2022 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.