Управление образования Администрации города Шахтёрска
Муниципальное образовательное учреждение
«Шахтёрская средняя школа №1»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей ______ Протокол от «___» ______ 20____ года № ___
Руководитель методического объединения: ______________ |
|
«Согласовано» Заместитель директора __________от «_____» ___________ 20__________ года
_______________________ |
|
«Утверждаю» Директор МОУ __________________ от «___» _____ 20____ года
___________________ |
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
по индивидуальному учебному плану
обучающейся 11 - Б класса
Исаевой Киры Валериевны
Базовый уровень
на 2020-2021 учебный год
Автор-составитель:
Учитель Алешина Галина Павловна
2020/2021уч. год
Шахтёрск
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе Государственного образовательного стандарта приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП учебного плана, примерной программы основного среднего образования по учебному предмету «География». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Панкина В.Е., Николенко В.А., Налбат Л.П. Харченкова О.Н. – 3-е изд. доработ. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 18 с.
Рабочая программа построена с учетом учебника Максаковский В.П. География. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. – 25-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 416 с.
Выбор данного учебно-методического комплекта обусловлен тем, что он направлен на синтез элементов общественно-научного и естественно - научного знания и насыщен экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом, тем самым реализуя метапредметную составляющую.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 часа).
Программой предусмотрено проведение:
1) контрольных работ 2;
2) практических работ 3.
Рабочая программа имеет целью формирование у школьников широких представлений о социально- экономической составляющей географической картины мира и способствует решению следующих задач изучения географии на ступени среднего общего образования:
· формирование у учащихся целостного географического образа Земли через раскрытие региональных и планетарных закономерностей и процессов;
· раскрытие роли географии в решении экономических, экологических и социальных проблем общества;
· развитие у школьников пространственного мышления у умения логично излагать свои мысли;
· обоснование целесообразности научного подхода к природопользованию, единству окружающей среды, человека и его деятельности в территориальном аспекте;
· формирование картографической грамотности и культуры;
· выработка у учащихся умений применять на практике полученные знания, пользоваться разными источниками географической информации;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Данная программа составлена для реализации курса географии, который является частью предметной области «Естествознание» и играет связующую роль между естественными и общественными науками.
Ключевая идея курса связана с тем, что он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению.
Специфика курса географии требует особой организации учебной деятельности обучающихся в форме урока, который эффективен для формирования не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.
Географическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона географического образования связана с формированием картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности способов деятельности, духовная –связана с мышлением человека, с овладением научными методами познания и преобразования мира.
Практическая полезность географии обусловлена тем, что в процессе изучения географии обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Без базовой географической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как этот предмет позволяет формировать у учащихся основы целостного восприятия мира и позволяет использовать географические способы познания при изучении других учебных дисциплин.
Обучение географии развивать у обучающихся таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение Географическое образование вносит свой вклад в развитие общества в целом и в формирование личности каждого отдельного человека.
Новизна данной программы определяется тем, что структура ее содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых географических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технологии групповой работы; технологии проблемного обучения; проектная деятельность, коллективные; индивидуальные формы.
.
Тематическое планирование, 11 класс
№ п/п |
Тема/раздел |
Количество часов, отводимых на освоение темы |
1 |
РАЗДЕЛ. Региональная география и страноведение |
33 |
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Календарно-тематическое планирование
Учебник: Максаковский В.П. География. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. – 25-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 416 с.
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание (тема урока) |
Коли- |
|
РАЗДЕЛ Региональная география и страноведение |
33 |
|||
Тема 1 Историко-географические регионы мира. |
1 |
|||
1 |
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Комплексная географическая характеристика стран и регионов |
1 |
||
Тема 2. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии. |
14 |
|||
2 |
Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства: Общая характеристика региона, его состав. Населения, города. Характеристика хозяйства и значение интеграционных процессов в его формировании. |
1 |
||
3 |
Великобритания. |
1 |
||
4 |
Франция. |
1 |
||
5 |
ФРГ. |
1 |
||
6 |
Италия |
1 |
||
7 |
Практическая работа 1. Сравнительная характеристика промышленности ФРГ и Франции, Великобритании и Италии (по выбору). |
1 |
||
8 |
Польша. |
1 |
||
9 |
Беларусь. |
1 |
||
ТЕМА |
||||
10 |
Общий обзор стран Азии. Состав региона. Особенности хозяйства. Роль стран Азии в мире. Туризм. |
1 |
||
11 |
Япония. |
1 |
||
12 |
Китай. |
1 |
||
13 |
Индия. |
1 |
||
14 |
Контрольная работа 1 |
1 |
||
15 |
Турция: ЭГП, население, хозяйство. |
1 |
||
ТЕМА |
||||
Тема 4. Россия на политической карте мира и мировом хозяйстве |
4 |
|||
16-17 |
География экономических, политических связей России со странами мира. |
2 |
||
18-19 |
География культурных и научных связей России со странами мира. |
2 |
||
Тема 5. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Северной Америки. |
5 |
|||
20 |
Страны Северной Америки. Состав территории. Особенности ЭГП. Страницы освоения региона. Роль переселенцев в развитии экономики региона. |
1 |
||
21 |
США. Население: этнический состав, трудовые ресурсы, социальная структура общества. Процессы урбанизации. |
1 |
||
22 |
Отраслевая и территориальная структура хозяйства, отрасли международной специализации. Крупнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы. Специфика внешних экономических связей США. |
1 |
||
23 |
Практическая работа 2. Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов США: Севера, Юга и Запада. |
1 |
||
24 |
Канада. ЭГП. Особенности размещения населения. Крупнейшие городские агломерации. Хозяйство Канады. Роль страны в международном географическом разделении труда. |
1 |
||
ТЕМА |
||||
Тема 6. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Страны Латинской Америки. |
3 |
|||
25 |
Центральная и Южная Америка. ЭГП и состав территории. Политическая карта. Разнообразие стран. Особенности населения. Размещение сельского хозяйства, промышленности, транспорта. Экологические проблемы. Участие региона в международном географическом разделении труда. |
1 |
||
26 |
Бразилия: ЭГП, население, хозяйство. |
1 |
||
27 |
Практическая работа 3. Составление сравнительной экономико-географической характеристики Мексики, Бразилии и Аргентины или Чили, Венесуэлы, Колумбии. |
1 |
||
Тема 7. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Страны Африки, Австралии и Океании. |
5 |
|||
28 |
Страны Африки. Общий обзор. Состав территории. Разнообразие стран. История формирования политической карты. Характерные черты населения, форм расселения и урбанизации в странах Африки. Природно-ресурсный потенциал и его использование. Особенности территориальной и отраслевой структуры хозяйства стран Африки. |
1 |
||
29 |
ЮАР: ЭГП, население, хозяйство. |
1 |
||
30 |
Австралия. Особенности размещения населения, крупнейшие городские агломерации. Особенности экономического развития. География промышленности, сельского хозяйства, транспорта и ресурсов. Этническая карта региона. Роль страны в МГРТ. Внешние связи |
1 |
||
31 |
Океания. Специфика ЭГП. Роль Новой Зеландии и островных стран Тихоокеанского региона. Политическая карта. Особенности развития малых островных государств. |
1 |
||
32 |
Контрольная работа 2 |
1 |
||
ТЕМА |
||||
33 |
Тема 8. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы) |
1 |
||
34-35 |
Резерв времени |
2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Максаковский В. П. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. П.Максаковский. – 25-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 416 с. : ил., карт.
2. Экономическая и социальная география мира: атлас и контурные карты / ООО Новосибирская картографическая фирма. – 2-е изд. – Новосибирск, 2014. – 64 с.
3. Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-метод. пособие / А. Б. Эртель. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 400 с. – (Серия «Готовимся к ЕГЭ»).
4. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминол. слов. / Э.Б.Алаев. – Москва: Мысль, 1983. – 350 с.
5. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / гл. ред. А.Ф.Трешников. – М. : Сов. энцикл., 1988. – 431,[1] с.
6. Географический энциклопедический словарь : геогр. назв. / гл. ред. А.Ф.Трешников. – 2- е изд. – М. : Сов. энцикл., 1989. – 591 с.
7. География : справочное пособие / [Сост.: Г.А.Черниченко и др.)] ; Донец. нац. ун-т, экон. фак. – Донецк : Норд-Пресс, 2006. – 392 с.
8. Кизицкий, М.И. Репетитор по географии : Учеб. пособие / М.И.Кизицкий, З.М.Тимофеева. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 411 с.
9. Дорошевский, М.В. Экономическая и социальная география мира : Учеб. пособие / М.В.Дорошевский, Г.В.Мысливец ; Межрегион. акад. упр. персоналом. – К. : МАУП, 2003. - 184 с.
10. Пособие по географии: Для поступающих в вузы / Сост. Г.А.Черниченко, Е.Н.Черноиванова, В.М.Дубель и др.; Донец. гос. у
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.