Рабочая программа по химии 7-9 классы
Оценка 4.8

Рабочая программа по химии 7-9 классы

Оценка 4.8
docx
19.04.2020
Рабочая программа по химии 7-9 классы
химия 7-9кл..docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Красавка Самойловского района Саратовской области»

«Рассмотрено» на заседании

школьного методического объединения учителей естественно- научного цикла

 Руководитель ШМО ________./-Кузнецова Т.Н.

Протокол № от «    » 08     2018г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ___________/О.А.Кузнецова

«  » августа 2018г.

 

«Утверждено»

 Приказ №   от «  » августа 2018

Директор  школы

______________/Н.Н.Беликова/

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По пропедевтическому курсу «Химия»

для 7 класса

Срок реализации программы:1 год

Составила: Поддубная Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2018г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по химии для обучающихся седьмого класса составлена в соответствии:

     Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2; п.9; ст.30; п. 5. ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

     Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

     федеральным перечнем учебников, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.14г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию  при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

          Целью изучения и освоения программы учебного курса в основной школе является формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественно научной картины мира в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

- формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической

деятельности.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника 7 класса по химии (УМК О.С.Габриелян):

«Химия. Вводный курс». 7 класс:  учеб. пособие  / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.Л.Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2015.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение химических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды: умение полно и точно выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; вступать в диалог и т. д.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Обучающиеся вовлекаются в проектную деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.  Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Программа составлена на 34 часа (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, из них 6 практических работ и 2  контрольные работы. По отношению к курсу химии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о химических элементах, веществах и их свойствах.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Метапредметные:освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметные:   включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

 1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;

 3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем,  в том числе  в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф.

7 класс (1 ч в неделю, всего – 34 часа)

Тема № 1. Введение. (6 ч)

 Предмет химии. Что изучает химия. Методы изучения химии. Тело и вещество. Свойства вещества. Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Практические работы:№1 «Знакомство с лабораторным оборудованием»

                                           № 2 «Наблюдение за горящей свечой» (д)

                                           № 3 «Очистка загрязненной поваренной соли»

 Тема № 2. Вещества. (7ч)

 Язык химии. Знаки химических элементов. Элементы-металлы и неметаллы. Периодическая система химических элементов. Порядковый номер, период, группа, подгруппа.

 Химические формулы. Индекс, коэффициент. Простое и сложное вещество. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчеты по химической формуле.

 Валентность. Постоянная и переменная валентность. Составление формул по валентности. Структурные формулы. Номенклатура бинарных соединений.

Практические работы:№4 «Моделирование молекул веществ»

 Тема № 3. Вода. Растворы. (4 ч)

Строение молекулы воды. Свойства воды. Значение воды в жизни человека, животных, растений. Растворы. Растворимость. Таблица растворимости. Массовая доля вещества в растворе. Среда раствора. Индикаторы.

Практические работы:№5 «Приготовление растворов» (д)

 Тема № 4. Оксиды. Кислоты. Основания. Соли. (6ч)

 Основные классы неорганических веществ. Оксиды. Примеры наиболее распространенных в природе оксидов, их использование.

 Кислоты. Составление формул кислот. Классификация кислот. Составление формул кислот. Правила обращения с кислотами. Распознавание кислот.

 Основания. Составление формул оснований. Классификация оснований. Щелочи. Правила обращения со щелочами. Распознавание щелочей.

 Соли. Примеры солей, распространение их в природе. Растворимость солей. Составление формул солей.

 Тема № 5. Химические реакции. (7ч)

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Моделирование уравнения химической реакции. Реакции соединения. Реакции горения. Реакции разложения. Катализаторы. Реакции замещения. Взаимодействие растворов кислот с металлами. Вытеснительный ряд металлов Бекетова. Реакции обмена. Реакция нейтрализации. Практические работы:№6 «Моделирование уравнения химической реакции»

Тема № 6. Химия и общество. (4ч)

 Химия в быту. Химия в производстве. Химия в сельском хозяйстве. Химия и экология. Химия и я.

Предмет: химия

Учебник:

Количество часов: 34

 

                                  Календарно-тематическое планирование

 

7 класс. 1час в неделю, всего 34 часа.

 

 

№ п/п

 

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения урока

Примечание

План

Факт

1-2

Предмет химии. Что изучает химия. Методы изучения химии.

2

5.09

12.09

5.09

12.09

 

3

Тело и вещество. Свойства вещества.

1

19.09

19.09

 

4

Физические и химические явления.

1

26.09

26.09

 

5

Признаки химических реакций.

1

3.10

3.10

 

6

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

1

10.10

10.10

 

7

Язык химии. Знаки химических элементов.

1

17.10

17.10

 

8

Элементы-металлы и неметаллы.

1

24.10

24.10

 

9

Периодическая система химических элементов. Порядковый номер, период, группа, подгруппа.

1

7.11

7.11

 

10

Химические формулы. Индекс, коэффициент.

1

14.11

14.11

 

11

Простое и сложное вещество. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчеты по химической формуле.

1

21.11

21.11

 

12

Валентность. Постоянная и переменная валентность. Составление формул по валентности.

1

28.11

28.11

 

13

Структурные формулы. Номенклатура бинарных соединений.

1

5.12

5.12

 

14

Строение молекулы воды. Свойства воды. Значение воды в жизни человека, животных, растений.

1

12.12

12.12

 

15

Растворы. Растворимость. Таблица растворимости.

1

19.12

19.12

 

16

Массовая доля вещества в растворе.

1

26.12

26.12

 

17

Среда раствора. Индикаторы.

1

14.01

14.01

 

18

Основные классы неорганических веществ.

1

21.01

21.01

 

19

Оксиды. Примеры наиболее распространенных в природе оксидов, их использование.

1

28.01

28.01

 

20-21

Кислоты. Составление формул кислот. Классификация кислот. Составление формул кислот. Правила обращения с кислотами. Распознавание кислот.

2

4.02

4.02

 

22

Основания. Составление формул оснований. Классификация оснований. Щелочи. Правила обращения со щелочами. Распознавание щелочей.

1

11.02

 

 

23

Соли. Примеры солей, распространение их в природе. Растворимость солей. Составление формул солей.

1

18.02

 

 

24

Закон сохранения массы веществ.

1

25.02

 

 

25

Химические уравнения. Моделирование уравнения химической реакции.

 

4.03

 

 

26

Реакции соединения.

1

11.03

11.03

 

27

Реакции горения.

1

18.03

20.03

 

28

Реакции разложения. Катализаторы. Реакции замещения.

1

8.04

8.04

 

29

Взаимодействие растворов кислот с металлами.

1

15.04

15.04

 

30

Реакции обмена. Реакция нейтрализации.

1

22.04

22.04

 

31

Химия в быту.

1

29.04

29.04

 

32

Химия в производстве.

1

6.05

6.05

 

33

Химия в сельском хозяйстве.

1

13.05

13.05

 

34

Химия и экология. Химия и я.

1

20.05

20.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Красавка Самойловского района Саратовской области»

«Рассмотрено» на заседании

школьного методического объединения учителей естественно- научного цикла

 Руководитель ШМО ________./-Кузнецова Т.Н.

Протокол № от «    » 08     2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ___________/О.А.Кузнецова

«  » августа 2018г.

 

«Утверждено»

 Приказ №   от «  » августа 2018

Директор  школы

______________/Н.Н.Беликова/

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Химия»

для 8-9 класса

Срок реализации программы:2 года

Составила: Поддубна Е.В.

 

 

 

 

2018г.

 

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы:

·         Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».

·         Программы федерального государственного  образовательного  стандарта основного общего образования (Стандарты второго поколения).

·         Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;

·         Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования

Планирование составлено на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования с учётом программы основного общего образования по химии 8-9 классы

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по химии и учебно-методических пособий УМК, созданных коллективом авторов под руководством О.С.Габриеляна.

Общие цели основного общего образования с учетом специфики курса Химии

Цели химического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Основное общее образование - вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Главные цели основного общего образования состоят в:

1.     формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

2.     приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

3.     подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии. Которое призвано обеспечить:

1.     формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2.     развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3.     выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

4.     формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Целями изучения химии в основной школе являются:

1.     формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2.     формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

3.     приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение предметной области химия  должно обеспечить:

формирование целостной научной картины мира;

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

овладение  научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

овладение  экосистемной познавательной моделью  и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Место курса «Химия» в базисном учебном   плане

      Программа по химии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном (образовательном) плане образовательных учреждений общего образования -136 часов (8класс -68часов, 9класс-68 часов). 

Требования  к уровню подготовки учащихся

Выпускник научиться:

основным формам существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества);

основным сведениям о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей;

типы кристаллического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации;

название, состав, классификация и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории  электролитической диссоциации и позиции окисления – восстановления.

 Выпускник получит возможность научиться:

     а) применять следующие понятия:  химический  элемент, атом,  изотопы, ионы молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярные массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём, число Авогадро,  электроотрицательность,  степень окисления, валентность, окислительно – восстановительный процесс; химическая связь, её виды и разновидности; химическая реакция и её классификация; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

     б) разъяснить смысл химических формул и уравнений; объяснить действия изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества его свойствами;

     в) обращаться с лабораторными оборудованиями; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

     г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:

·       осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

·       постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

·       оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

·       оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

·       формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·     самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

·     выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

·     составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

·     работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

·     в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

·     анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

·     осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·     строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

·     создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

·     составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

·     преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

·     уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

·   осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

·   рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

·   использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

·   объяснять мир с точки зрения химии:

– перечислять отличительные свойства химических веществ;

– различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов.

·   овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

·   умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе  учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы),  где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

        Преобладающей формой  контроля выступают письменный  (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование). 

 

Содержание программы.

8 КЛАСС

Введение (6 ч)   Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.   Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.   Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа № 1Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой»

 Практическая работа №3 «Анализ почвы»

Тема 2.   Атомы химических элементов (1 0 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

 Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
 Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

 Тема 3.   Простые вещества (7ч)

 Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

 Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
 Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».  Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 4.    Соединения химических элементов (14 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Тема 5.     Изменения, происходящие с веществами (10ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия; в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (I
I); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;

д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з)разложение пероксида водорода.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

 Практическая работа №4 «Признаки химических реакций и их классификация.

Практическая работа № 5 «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей».

Тема 6. Растворение. Растворы.   Свойства растворов электролитов (21 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.  Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа № 6
Решение экспериментальных задач.

Практическая работа № 7 «Свойства электролитов»

 

9 КЛАСС

Повторение основных вопросов курса  8 класса и введение в курс 9 класса (10 ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Металлы (18ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.  Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Практические работы.(3часа) 1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.

Неметаллы (28ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие серы с металлами, кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

 Практические работы.(3часа) 4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа галогенов». 5.Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». 6.Получение,собирание и распознавание газов.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (12 ч)

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток.

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

 

Учебно – методическое обеспечение

1.Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);

2.Авторская  программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному  Государственному образовательному стандарту основного  общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.  – М.: Дрофа, 2012г.).

3.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.:  Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010г

4.Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009г.

5.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г.

6.Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2012г.

7.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г

 

 

Учитель  : Поддубная Е.В.

Предмет: химия

Учебник: О.Ю.Габриелян. Химия. 8 класс

Количество часов: 68

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

8 класс. 2часа в неделю, всего 68 часов.

 

№ п/п

 

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения урока

Примечание

План

Факт

1

Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете химии. Предмет химии. Вещества и их свойства. Химический элемент и формы его существования.

1

5.09

5.09

 

2

Превращения веществ. Некоторые исторические сведения по химии.

1

6.09

6.09

 

3

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

1

12.09

12.09

 

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

1

13.09

13.09

 

5

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Лабораторное оборудование и обращение с ним. Анализ воды».

1

19.09

19.09

 

6

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой»

1

20.09

20.09

 

7

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Анализ почвы»

1

26.09

26.09

 

8

Основные сведения о строении атомов. Изотопы

1

27.09

27.09

 

9

Строение электронных оболочек атомов химических элементов №№ 1-20.

1

3.10

3.10

 

10

Металлические и неметаллические свойства элементов и их изменение в периодической таблице.

1

4.10

4.10

 

11

Ионная химическая связь.

1

10.10

10.10

 

12

Ковалентная химическая  связь.

1

11.10

11.10

 

13

Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность (ЭО).

1

17.10

17.10

 

14

Металлическая связь

1

18.10

18.10

 

15

Систематизация и обобщение знаний по теме  «Атомы химических элементов».

1

24.10

24.10

 

16

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»

1

25.10

25.10

 

17

Простые вещества-металлы. Аллотропия.

1

7.11

7.11

 

18

Простые вещества-неметаллы

1

8.11

8.11

 

19

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

14.11

14.11

 

20

Молярный объем газов.

1

15.11

15.11

 

21

Основные и производные единицы измерения массы, количества и объема вещества.

1

21.11

21.11

 

22

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро»

1

22.11

22.11

 

23

Степень окисления. Начало номенклатуры бинарных соединений

1

28.11

28.11

 

24-25

Оксиды

2

29.11-5.12

29.11-5.12

 

26-27

Основания. Степень окисления и заряд иона в сравнении

2

6.12-12.12

6.12-12.12

 

28-29

Кислоты

2

13.12-19.12

13.12-19.12

 

30-31

Соли

2

20.12-25.12

20.12-25.12

 

32

Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток

1

27.12

10.01

 

33

Чистые вещества и смеси. Состав смесей (массовая и объемная доли компонентов в смеси)

1

9.01

16.01.

 

34-35

Решение задач на смеси.

2

10.01-16.01

17.01-23.01

 

36

Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов

1

17.01

24.01

 

37

Физические явления в химии как основа разделения смесей.

1

23.01

30.01

 

38

Признаки и условия течения химических реакций

1

24.01

31.01

 

39

Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций.

1

30.01

6.02

 

40

Расчеты по химическим уравнениям

1

31.01

7.02

 

41

Реакции разложения. Понятие о скорости реакции и катализаторах

1

6.02

27.02

 

42

Реакции соединения. Понятие о цепочках превращений.

1

7.02

28.02

 

43

Реакции замещения. Ряд активности металлов

1

13.02

2.03

 

44

Реакции обмена. Условия их протекания до конца

1

14.02

6.03

 

45-46

Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе

2

20.02-21.02

7.02

12.03

 

47

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 «Признаки химических реакций и их классификация

1

27.02

20.03

 

48

Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

28.02

21.03

 

49

Инструктаж по ТБ Практическая работа № 5 «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей»

1

6.03

3.04

 

50

Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД

1

7.03

3.04

 

51-52

Кислоты в свете ТЭД

2

13.03;

14.03;

4.04

5.04

 

53-54

Основания в свете ТЭД,

2

20.03;

3.04;

4.04

10.04

10.04

 

55-56

Оксиды в свете ТЭД,

2

4.04

10.04

11.04

11.04

 

57-58

Соли в свете ТЭД

2

11.04

17.04;

17.04

18.04

 

59

Свойства солей

1

18.04

18.04

 

60-  62

Окислительно-восстановительные реакции

3

24.04

25.04-8.05

24.04

25.04-8.05

 

63

Инструктаж по ТБ Практическая работа № 6 «Экспериментальное решение задач по ТЭД»

1

15.05

 

 

64-65

 Понятие о генетической связи между классами неорганических соединений

2

16.05

22.05

 

 

66

Итоговое занятие по курсу 8 класса.

1

23.05

 

 

67

Инструктаж по ТБ Практическая работа № 7 «Свойства электролитов»

1

24.05

 

 

68

Решение заданий ОГЭ

1

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

Учитель  : Поддубная Е.В.

Предмет: химия

Учебник: О.Ю.Габриелян. Химия. 9 класс

Количество часов: 68

 

                                         Календарно-тематическое планирование

 

9 класс. 2часа в неделю, всего 68 часов.

 

№ п/п

 

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения урока

Примечание

План

Факт

1

Характеристикахимического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева

1

5.09

5.09

 

2

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

1

6.09

6.09

 

3

Амфотерные оксиды и гидроксиды .

1

12.09

12.09

 

4

Периодический закон и Периодическая система

Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.

1

13.09

13.09

 

5

Химическая организация живой и неживой природы .

1

18.09

18.09

 

6

Классификация химических реакций по различным основаниям .

1

20.09

20.09

 

7

Понятие о скорости химической реакции.

1

25.09

25.09

 

8

Катализаторы.

1

27.09

27.09

 

9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение».

1

2.10

2.10

 

10

Контрольная работа№1 по теме  «Введение»

1

4.10

4.10

 

11

Положение элементов-металлов в Периодической системе

Д. И. Менделеева и особенности строения их

атомов. Физические свойства металлов. Сплавы

1

9.10

9.10

 

12

Химические свойства металлов.

1

11.10

11.10

 

13

Металлы в природе. Общие способы их

Получения.

1

16.10

16.10

 

14

Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта.

1

18.10

18.10

 

15

Понятие о коррозии металлов.

1

23.10

23.10

 

16

Щелочные металлы: общая характеристика.

1

25.10

25.10

 

17

Соединения щелочных металлов.

1

6.11

6.11

 

18

Щелочноземельные металлы: общая характеристика.

1

8.11

8.11

 

19

Соединения щелочноземельных металлов.

1

13.11

13.11

 

20

Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия.

1

15.11

15.11

 

21

Соединения алюминия —

оксид и гидроксид, их амфотерный характер.

1

20.11

20.11

 

22

Практическая работа №1

Осуществление цепочки химических превращений.

1

22.11

22.11

 

23

Железо – элемент VIIIгруппы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе.

1

27.11

27.11

 

24

Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды   Fe +2 и  Fe +3.

1

29.11

29.11

 

25

Практическая работа №2

Получение и свойства соединений металлов.

1

4.12

4.12

 

26

Практическая работа №3

Решение экспериментальных

задач на распознавание и получение соединений металлов .

1

6.12

6.12

 

27

Обобщение знаний по теме «Металлы».

1

11.12

11.12

 

28

Контрольная работа №2 по теме «Металлы» .

1

13.12

13.12

 

29

Общая характеристика неметаллов .

1

18.12

18.12

 

30

Общие химические свойства неметаллов.

Неметаллы в природе и способы их получения .

1

20.12

20.12

 

31

Водород.

1

25.12

25.12

 

32

Вода.

1

27.12

27.12

 

33

Галогены: общая характеристика.

1

10.01

10.01

 

34

Соединения галогенов.

1

15.01

15.01

 

35

Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».

1

17.01

17.01

 

36

Кислород.

1

22.01

22.01

 

37

Сера, ее физические и химические свойства .

1

24.01

24.01

 

38

Соединения серы.

1

29.01

29.01

 

39

Серная кислота  как электролит и ее соли.

1

31.01

31.01

 

40

Серная кислота  как окислитель.  Получение и

применение серной кислоты .

1

5.02

5.02

 

41

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач по  теме «Подгруппа кислорода».

1

7.02

7.02

 

42

Азот и его свойства.

1

12.02

 

 

43

Аммиак и его соединения. Соли аммония.

1

14.02

 

 

44

Оксиды азота.

1

19.02

 

 

45

Азотная кислота как электролит, её применение.

1

21.02

 

 

46

Азотная кислота как окислитель, её получение.

1

26.02

 

 

47

Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях.

1

28.02

 

 

   48

Углерод.

1

5.03

 

 

   49

Оксиды углерода.

1

7.03

 

 

50

Угольная кислота и её соли.

Жесткость воды и способы её устранения.

1

 

 

 

51

Кремний.

1

 

 

 

52

Соединения кремния.

1

 

 

 

53

Силикатная промышленность.

1

 

 

 

54

Практическая работа №6

Получение, собирание и распознавание газов.

1

 

 

 

   55

Обобщение по теме «Неметаллы».

1

 

 

 

56

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы».

1

 

 

 

57

Периодический закон и Периодическая система

Д. И. Менделеева в свете теории строения  атома.

1

 

 

 

58

Закономерности

изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

1

 

 

 

59

Виды химических связей и типы кристаллических решеток.

Взаимосвязь строения и свойств веществ.

1

 

 

 

60

Классификация

химических реакций по различным признакам.

1

 

 

 

61

Скорость  химических реакций

1

 

 

 

62

Классификация  неорганических веществ .

 

 

 

 

63

Свойства неорганических веществ.

1

 

 

 

64-65

Генетические ряды металла,

неметалла и переходного металла

2

 

 

 

66

Итоговая контрольная работа №4.

1

 

 

 

67-68

Решение ГИА

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Средняя общеобразовательная школа села

Средняя общеобразовательная школа села

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа по химии для обучающихся седьмого класса составлена в соответствии: −

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа по химии для обучающихся седьмого класса составлена в соответствии: −

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода

Тема № 1. Введение. (6 ч) Предмет химии

Тема № 1. Введение. (6 ч) Предмет химии

Тема № 2. Вещества. (7ч) Язык химии

Тема № 2. Вещества. (7ч) Язык химии

Тема № 6. Химия и общество. (4ч)

Тема № 6. Химия и общество. (4ч)

Составление формул по валентности

Составление формул по валентности

Реакции разложения. Катализаторы

Реакции разложения. Катализаторы

Средняя общеобразовательная школа села

Средняя общеобразовательная школа села

Пояснительная записка Нормативные правовые документы: ·

Пояснительная записка Нормативные правовые документы: ·

Главные цели основного общего образования состоят в: 1

Главные цели основного общего образования состоят в: 1

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов,…

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов,…

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию…

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию…

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения: · осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе…

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения: · осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе…

Познавательные УУД: · анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Познавательные УУД: · анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода

Периодическая система химических элементов

Периодическая система химических элементов

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов

Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция)

Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция)

Понятие об электролитической диссоциации

Понятие об электролитической диссоциации

Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации

Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации

Химические свойства металлов как восстановителей

Химические свойства металлов как восстановителей

Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ

Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ

Значение соединений кремния в живой и неживой природе

Значение соединений кремния в живой и неживой природе

Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений /

Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений /

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Лабораторное оборудование и обращение с ним

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Лабораторное оборудование и обращение с ним

Молярный объем газов. 1 15

Молярный объем газов. 1 15

Расчеты по химическим уравнениям 1 31

Расчеты по химическим уравнениям 1 31

Инструктаж по ТБ Практическая работа № 6 «Экспериментальное решение задач по

Инструктаж по ТБ Практическая работа № 6 «Экспериментальное решение задач по

Периодическая система Д. И.

Периодическая система Д. И.

Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер

Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер

Соединения серы. 129.0129.01 39

Соединения серы. 129.0129.01 39

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020