Рабочая программа по ИКТ
Оценка 5

Рабочая программа по ИКТ

Оценка 5
Образовательные программы +1
docx
информатика
14.03.2022
Рабочая программа по ИКТ
Рабочая программа по ИКТ
РП Информатика 4 кл..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»

Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО

  на заседании школьного МО учителей Информатики

Протокол №3 от 16.08.2021г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

_______Л.И.Мазуренко

18.08.2021г.

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора МБОУ «Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия»

Приказ №165 от 18.08.2021 г.

_____________Н.Г. Лысенко

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности (Информатика)

4 –А класс

Учитель:    Кучер Л. Н.

Уровень: базовый

Количество часов: 68

 

         2021/2022 уч. год

 

 

                                                                  

                                             Содержание

       Пояснительная записка

1.      Результаты освоения курса внеурочной деятельности

2.      Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

3.      Тематическое планирование

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии»  составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний.  Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.

Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных  учебных действий обучающихся на уровне начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели и задачи учебного предмета:

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.

Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая без компьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).

Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1)развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём   применения к известным утверждениям логических операций

- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2)расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

3)создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения  и др.)

Характеристика учебного предмета «Информатика» в начальной школе

С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков).

Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.

Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Авторы делают попытку выстроить многоуровневую структуру предмета «Информатика», который бы рассматривался как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Предлагаемый пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-оринтированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД (общеучебных умений) — формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.

В четвертом классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.

В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.

Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ информатики станут необходимыми для последующего обучения. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентного и деятельностного.

 Программа заключается в способе формирования задатков  ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. Основу создания и использования информационных и коммуникационных

технологий  одного из наиболее значимых технологических достижений современной

цивилизации  закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное  влияние на мировоззрение и  стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют  информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве

инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во  многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно

-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально

возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с

информационным моделированием объектов и процессов .

Рабочая программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах и в классах с гимназическим содержанием образования в течение 2018/2019 года обучения. Курс рассчитан на изучение в 1-4 классе в течение 34 учебных недель в году. Общий объем курса 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).В рабочей программе распределение тем и уроков в 1-4 классе соответствует распределению тем и уроков, представленных в авторской программе Матвеевой  Н.В.

 

             

1.      Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

-применение полученных знаний и умений в практической деятельности;

-научиться обобщать изученный материал;

-научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом.

Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используются и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала ( устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные , групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей,  развивающей, воспитывающей роли занятий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

        Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

   Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

-        определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;

-        описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

-        заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);

-        выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;

-        изображать множества с разным взаимным расположением;

 

2.      Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.
Логические модели
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
Приемы построения и описание моделей
Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.

В результате обучения учащиеся будут уметь:
• находить лишний предмет в группе однородных;
• предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
• выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
• находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
• разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
• называть последовательность простых знакомых действий;
• приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
• находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
• точно выполнять действия под диктовку учителя;
• отличать заведомо ложные фразы;
• называть противоположные по смыслу слова;
• отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

      

                                                       

3.      Тематическое планирование

 

4 класс

09

Дата

 

 

план         факт

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

2

 

 

Человек и информация

2

Беседа

ознакомить с определением «информация», ознакомить с видами информации

Воспитать бережное отношение к школьному имуществу.

Формировать общую культуру, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие

3

 

 

Действия с информацией

1

Лекция

Работа с электронным приложением

Воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества

4

5

 

 

 

Объект и его свойства

2

Беседа

Ознакомить с понятием «объект»

Воспитание  аккуратности, развитие навыков сотрудничества

6

7

 

 

Отношения между объектами

2

Беседа

Работа с электронным приложением

Воспитать культуру, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

 

8

9

10

 

 

Компьютер

3

Урок-Беседа

Дать школьникам первоначальное представление работы с операционной системой, мультимедиа файлами

Воспитать культуру, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

 

11

 

 

Мы вспомнили

1

Беседа

Повторение пройденного материала

Развивать память, умение анализировать, сравнивать и обобщать

12

 

 

Умозаключение

1

урок применения знаний и умений

Работа с электронным приложением

Развить умение творчески и рационально подходить к решению задач.

 

13

14

 

 

Понятие

2

Беседа

научить определять понятия

Развитие мышления и познавательных способностей, формирование научного мировоззрения

15

16

 

 

Деление и обобщение понятий

2

Беседа

Работа с электронным приложением

Воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества

17

18

 

 

Отношение между понятиями

2

Лекция

Работа с электронным приложением

Воспитать бережное отношение к школьному имуществу

19

 

 

Совместимые и не совместимые понятия

1

Беседа

определять понятия «совместимые » и «не совместимые»

Воспитать внимательность , уважение друг к другу, бережное отношение к учебникам и оборудованию

20-23

 

 

Понятия «истина» и «ложь»

4

Беседа

ознакомить с понятием «истина» и «ложь»

Воспитать уважение друг к другу, бережное отношение к учебникам и оборудованию

24-27

 

 

Суждение

4

Беседа

ознакомить с понятием «суждение»

Воспитать уважение друг к другу, бережное отношение к учебникам и оборудованию

28

 

 

Тестирование

1

урок применения знаний и умений

Работа с тестами

Воспитать аккуратности , развит мышление и познавательные способности

29

30

31

 

 

Работа в электронных таблицах

3

Беседа, ознакомить с электронными таблицами

Работа с электронным приложением

Воспитать уважение друг к другу, бережное отношение к учебникам и оборудованию

32

33

 

 

Обобщение.

2

Беседа

Викторина

Развивать память, умение анализировать, сравнивать и обобщать

34

 

 

Управление собой и другими людьми

1

Дискуссия

Групповая работа

Развить умение творчески и рационально подходить к решению задач.

 

35

36

37

 

 

Модель объекта

3

Беседа

 

ознакомить с понятием модель объекта, научить анализировать

 

Развитие мышления и познавательных способностей, формирование научного мировоззрения

38

39

40

 

 

Модель отношения между понятиями

3

Лекция

Работа с электронным приложением

Воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества

41-45

 

 

Алгоритм

5

Беседа

Дать представления об основном понятии информатике –алгоритме

 

Воспитать бережное отношение к школьному имуществу

46

47

 

 

Какие бывают алгоритмы

2

Беседа

Дать представления о различных формах алгоритмов

 

Развитие мышления и познавательных способностей, формирование научного мировоззрения

48

49

 

 

Исполнитель алгоритма

2

Дать представления об исполнителе алгоритмов

 

Групповая работа

Воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества

50

51

 

 

Алгоритм и компьютерная программа

2

Беседа

 

решение упражнений

Воспитать бережное отношение к школьному имуществу

52

53

 

 

Обобщение темы.

2

Беседа

 представления об алгоритмах с повторениями

Развивать память, умение анализировать, сравнивать и обобщать

54

55

 

 

Цели и основа управления

2

Беседа

ознакомить с понятием «цель» и «основа управления

 

Развитие мышления и познавательных способностей, формирование научного мировоззрения

56

 

 

Тестирование

1

Урок применения знаний и умений

Работа с тестами

Воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества

57

58

 

 

 

Управление неживыми объектами

2

Беседа

Групповая работа

Воспитать бережное отношение к школьному имуществу

59

60

 

 

 

Схема управления

2

Беседа

Работа со схемами

Воспитать бережное отношение к школьному имуществу

61

62

63

 

 

 

 

Управление компьютером

3

урок беседа

Работа с электронным приложением

Воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества

6465666768

 

 

 

 

Повторение

5

Беседа

Повторение пройденного материала

Развивать память, умение анализировать, сравнивать и обобщать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»

Содержание Пояснительная записка 1

Содержание Пояснительная записка 1

Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью

Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью

Характеристика учебного предмета «Информатика» в начальной школе

Характеристика учебного предмета «Информатика» в начальной школе

Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов

Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов

Программа заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей

Программа заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей

Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой

Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой

Познавательные универсальные учебные действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); анализ объектов с целью…

Познавательные универсальные учебные действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); анализ объектов с целью…

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тематическое планирование 4 класс 09

Тематическое планирование 4 класс 09

Объект и его свойства2БеседаОзнакомить с понятием «объект»

Объект и его свойства2БеседаОзнакомить с понятием «объект»

Деление и обобщение понятий2Беседа

Деление и обобщение понятий2Беседа

Обобщение. 2БеседаВикторина Развивать память, умение анализировать, сравнивать и обобщать 34

Обобщение. 2БеседаВикторина Развивать память, умение анализировать, сравнивать и обобщать 34

Исполнитель алгоритма 2

Исполнитель алгоритма 2

Управление компьютером 3 урок беседа

Управление компьютером 3 урок беседа

Рабочая программа по ИКТ

Рабочая программа по ИКТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2022