План работы ЕГЭ по информатике.
Оценка 4.7

План работы ЕГЭ по информатике.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
информатика
11 кл
11.02.2022
План работы ЕГЭ по информатике.
ЕГЭ, план работы, Информатика .docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка к ЕГЭ по информатике» по своему функциональному предназначению направлена на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ГИА, на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ. Что позволяет учащимся сформировать положительное отношение к ЕГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения.

Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике. Немаловажными также можно считать психолого-педагогические аспекты проведения экзамена и интерпретацию его результатов.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Данная программа обеспечивает систематизирование знаний и умений по предмету «Информатика», направлена на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, отработку типовых заданий ЕГЭ по информатике.

Чтобы освоить информатику на уровне 65-100 баллов ЕГЭ, недостаточно зазубрить приемы решения отдельных задач. Необходимо четкое понимание основ информатики и осознанное их применение. Именно поэтому в программе присутствуют разделы о системах счисления,  измерении информации, построении графов.

Все задачи практической части полностью соответствуют прототипам заданий открытого банка ФИПИ.  Программа курса рассчитана на тех учащихся, у кого ЕГЭ по информатике — профильный экзамен, кто намерен сдать ЕГЭ на 65-100 баллов и поступить в вуз на специальность, связанную с информатикой.

Цель и задачи программы

Цель: систематизация знаний и умений и навыков по курсу информатики, отработка навыков решения тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Задачи:                                                                                                                                            - повторить решения заданий по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;                                                                                                                                                            - изучить контрольно измерительные материалы по информатике и ИКТ;                              - тренировать навык решения заданий в формате ЕГЭ;                                                                 - тренировать умение распределять время на выполнение заданий различных типов;           - тренировать умение оформлять решение заданий с развернутым ответом.

Сроки реализации программы

На прохождение данного курса отводится 34 часов из расчета 2 часа в неделю. 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.

Изучение  информатики по данному плану способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:                                                                                                           - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;                   - осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;                                                                                                                                          -умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;                                                                                                                                       - критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:                                                                                                   - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;                                                                                                                                               - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;                        - использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;                                                                                                                - выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;                                                          - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;                                                                                      - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;                                                        - готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.                                                                                                                                                  - умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;                                          - умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;                                                                                                                                               - понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

В результате изучения курса учащиеся должны:                                                                       - владение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;                                     - владение универсальным языком программирования высокого уровня (одним из нижеследующих: школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

- владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;                                                    -сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;                                           - умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;                                                                                                                                                        - владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;                                                                                                                        -владение опытом построения и использования компьютерно- математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов;                                                                                                                                                        -умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов

Формы организации

В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, защита проекта. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся.

Программа предполагает следующую систему подготовки обучающихся к ЕГЭ:

I. Подготовительный этап – включает в себя:  

- повторение ранее изученного материала, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ;                                       - формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, необходимых на начальном этапе, чтобы приступить к решению той или иной задачи содержания ЕГЭ;                                                                                                                                  - рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач;                                                               - изучение внепрограммного материала, необходимого для решения задач ЕГЭ, рассчитанных на поступление в вуз;                                                                                                - накопление знаний в процессе формирования индивидуального справочника учащегося.

II. Практический этап – включает в себя:

- отработку навыков программирования;                                                                                    - решение задач по отдельным темам и разделам;                                                            - отработку навыков применения отдельных методов и приемов при решении задач различных уровней сложности;                                                                                                              - определение темы разделов информатики и метода решения, применимых к рассматриваемой задаче;

- решение задач как отдельно по уровням, так и рассмотрение наборов задач, включающих в себя в любом порядке задачи различных уровней сложности;                                  - обмен опыта учащихся по применению методов и приемов при решении задач ЕГЭ по информатике;                                                                                                                         - формирование навыков нахождения учащимися различных способов решения тех или иных задач, совместно с другими учащимися группы, их рассмотрение и взаимообмен.

III. Диагностический этап включает:

- в обязательном порядке входящий и итоговый контроль измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по информатике прошлых лет;                                                                                                                                                        -тематический контроль;                                                                                                               -проведение итоговых обобщающих занятий по отдельным разделам информатики;          - рассмотрение с учащимися ряда исследовательских задач для выявления у них способностей применения полученных знаний на практике и при решении задач;                          -отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников в течение всего времени подготовки к ЕГЭ.          

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Информация и ее кодирование»

Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.

«Алгоритмизация и программирование»

Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

«Основы логики»

Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение    таблиц    истинности,    построение     логических     схем.  Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.

«Моделирование и компьютерный эксперимент»

Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.

 

«Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов  и файлов. Решение тренировочных задач по теме.

«Технология обработки графической и звуковой информации»

Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель».

«Технология обработки информации в электронных таблицах»

Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.

«Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» 

Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля»,   а  также  технологии   хранения,  поиска  и  сортировки                   информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.

«Телекоммуникационные технологии»

Технология адресации и поиска информации в Интернете.

«Технологии программирования»

Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы.

 

 

 

 

 

В 2022 г. ЕГЭ по информатике и ИКТ проводится в компьютерной форме, что позволило включить в КИМ задания на практическое программирование (составление и отладка программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9, т.е. треть от общего количества заданий.

Остальные 18 заданий сохраняют глубокую преемственность с КИМ ЕГЭ прошлых лет (экзамена в бланковой форме). При этом они адаптированы к новым условиям сдачи экзамена, в тех случаях, когда это необходимо. Так, например, задание 6 КИМ 2021 г. является преемником задания 8 модели КИМ предыдущих лет. В заданиях этой линии нужно было выполнить фрагмент программы вручную, что в условиях доступности компьютера со средами программирования делает задание тривиальным. Поэтому при сохранении тематики задания была скорректирована постановка вопроса  в  сторону  анализа соответствия исходных данных программы заданному результату её работы.

В отличие от бланковой модели экзамена, в 2022 г. выполнение заданий по программированию допускается на языках программирования (семействах языков) С++, Java, C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык. Из примеров фрагментов кода в заданиях в связи с невостребованностью исключены примеры на Бейсике.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, – 30.

Отбор содержания, подлежащего проверке в КИМ ЕГЭ, осуществляется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела и тема

Учебного занятия

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

 

 

Введение в предмет. 1 ч.

 

1

1.1

Особенности проведения ЕГЭ по информатике.  Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМ по информатике.

 

 

 

Системы счисления. 2 ч.

 

2

2.1

Перевод из десятичной с/с в любую другую и обратно. Дружественные с/с и перевод между ними.

 

 

 

3

2.2

Арифметические действия в различных с/с. Практическая часть: Разбор задания №14.

 

 

 

Информация. 4 ч.

 

4

3.1

Единицы и методы измерения информации.

 

 

 

5

3.2

Алфавитный и содержательный  подход к измерению информации.

 

 

 

6

3.3

Кодирование текстовой,  графической и звуковой информации.

 

 

 

7

3.4

Практическая часть: Разбор заданий № 4, 7, 8, 11.

 

 

 

Алгебра логики. 3 ч.

 

8

4.1

Основные функции алгебры логики. Построение и преобразование логических выражений.

 

 

 

9

4.2

Законы логики. Упрощение логических высказываний. Построение таблиц истинности.

 

 

 

10

4.3

Решение логических уравнений. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов

 

 

 

Информационные технологии. 5 ч.

 

11

5.1

Моделирование. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). Работа с графами.

 

 

 

12

5.2

Основные понятия реляционных баз данных: запись, поле, тип поля, главный ключ. Технологии поиска и хранения информации. Базы данных

 

 

 

13

5.3

Файловая система организации данных.

 

 

 

14

5.4

Технология обработки информации в электронных таблицах. Абсолютная и относительная адресация. Копирование формул в электронных таблицах.

 

 

 

15

5.5

Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 1, 3, 9, 10, 13, 17.

 

 

 

Алгоритмизация. 4 ч.

16

6.1

Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации. Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке.

 

 

 

17

6.2

Линейные алгоритмы для формального исполнителя с ограниченным набором команд. Выполнение и анализ простых алгоритмов.

 

 

 

18

6.3

Построение алгоритмов для исполнителей. Теория игр. Построение деревьев игры.

 

 

 

19

6.4

Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 5, 6, 12, 17, 19, 20, 21, 23,24

 

 

 

Основы программирования. 11 ч.

 

20

7.1

Основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.

 

 

 

21

7.2

Линейная конструкция. Написание и отладка программ.

 

 

 

22

7.3

Условная конструкция. Полная и не полная условная конструкция.

 

 

 

23

7.4

Циклическая конструкция. Цикл с заданным числом повторов. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием.

 

 

 

24

7.5

Массивы в программировании. Базовые алгоритмы работы с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, обработка).

 

 

 

25

7.6

Алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов.

 

 

 

26

7.7

Трассировка и отладка программ. Основные требования к написанию программ на экзамене.

 

 

 

27

7.8

Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Символьный и строковый формат данных.

 

 

 

28

7.9

Решение задач с числовыми и символьными типами данных.

 

 

 

29

7.10

Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности.

 

 

 

30

7.11

Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 6, 16, 17, 18, 22, 25, 26, 27.

 

 

 

Тренинг по вариантам (задания ЕГЭ по информатике: 1-27). 4 ч.

 

31

8.1

Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов (итоговый контроль).

 

 

 

32

8.2

Отработка заданий ЕГЭ по информатике: 1-27.

 

 

 

33

8.3

Пробный ЕГЭ по информатике.

 

 

 

34

8.4

Пробный ЕГЭ по информатике.

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка к

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка к

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Формы организации В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом

Формы организации В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом

ЕГЭ по информатике; - формирование навыков нахождения учащимися различных способов решения тех или иных задач, совместно с другими учащимися группы, их рассмотрение и взаимообмен

ЕГЭ по информатике; - формирование навыков нахождения учащимися различных способов решения тех или иных задач, совместно с другими учащимися группы, их рассмотрение и взаимообмен

Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

В 2022 г. ЕГЭ по информатике и

В 2022 г. ЕГЭ по информатике и

IV . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № №

IV . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № №

Алгоритмизация. 4 ч. 16 6

Алгоритмизация. 4 ч. 16 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2022