План работы ЕГЭ по информатике.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 11.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЕГЭ, план работы, Информатика .docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка к ЕГЭ по информатике» по своему функциональному предназначению направлена на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ГИА, на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ. Что позволяет учащимся сформировать положительное отношение к ЕГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения.

Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике. Немаловажными также можно считать психолого-педагогические аспекты проведения экзамена и интерпретацию его результатов.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Данная программа обеспечивает систематизирование знаний и умений по предмету «Информатика», направлена на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, отработку типовых заданий ЕГЭ по информатике.

Чтобы освоить информатику на уровне 65-100 баллов ЕГЭ, недостаточно зазубрить приемы решения отдельных задач. Необходимо четкое понимание основ информатики и осознанное их применение. Именно поэтому в программе присутствуют разделы о системах счисления,  измерении информации, построении графов.

Все задачи практической части полностью соответствуют прототипам заданий открытого банка ФИПИ.  Программа курса рассчитана на тех учащихся, у кого ЕГЭ по информатике — профильный экзамен, кто намерен сдать ЕГЭ на 65-100 баллов и поступить в вуз на специальность, связанную с информатикой.

Цель и задачи программы

Цель: систематизация знаний и умений и навыков по курсу информатики, отработка навыков решения тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Задачи:                                                                                                                                            - повторить решения заданий по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;                                                                                                                                                            - изучить контрольно измерительные материалы по информатике и ИКТ;                              - тренировать навык решения заданий в формате ЕГЭ;                                                                 - тренировать умение распределять время на выполнение заданий различных типов;           - тренировать умение оформлять решение заданий с развернутым ответом.

Сроки реализации программы

На прохождение данного курса отводится 34 часов из расчета 2 часа в неделю. 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.

Изучение  информатики по данному плану способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:                                                                                                           - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;                   - осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;                                                                                                                                          -умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;                                                                                                                                       - критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:                                                                                                   - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;                                                                                                                                               - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;                        - использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;                                                                                                                - выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;                                                          - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;                                                                                      - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;                                                        - готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.                                                                                                                                                  - умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;                                          - умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;                                                                                                                                               - понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

В результате изучения курса учащиеся должны:                                                                       - владение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;                                     - владение универсальным языком программирования высокого уровня (одним из нижеследующих: школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

- владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;                                                    -сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;                                           - умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;                                                                                                                                                        - владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;                                                                                                                        -владение опытом построения и использования компьютерно- математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов;                                                                                                                                                        -умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов

Формы организации

В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, защита проекта. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся.

Программа предполагает следующую систему подготовки обучающихся к ЕГЭ:

I. Подготовительный этап – включает в себя:  

- повторение ранее изученного материала, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ;                                       - формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, необходимых на начальном этапе, чтобы приступить к решению той или иной задачи содержания ЕГЭ;                                                                                                                                  - рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач;                                                               - изучение внепрограммного материала, необходимого для решения задач ЕГЭ, рассчитанных на поступление в вуз;                                                                                                - накопление знаний в процессе формирования индивидуального справочника учащегося.

II. Практический этап – включает в себя:

- отработку навыков программирования;                                                                                    - решение задач по отдельным темам и разделам;                                                            - отработку навыков применения отдельных методов и приемов при решении задач различных уровней сложности;                                                                                                              - определение темы разделов информатики и метода решения, применимых к рассматриваемой задаче;

- решение задач как отдельно по уровням, так и рассмотрение наборов задач, включающих в себя в любом порядке задачи различных уровней сложности;                                  - обмен опыта учащихся по применению методов и приемов при решении задач ЕГЭ по информатике;                                                                                                                         - формирование навыков нахождения учащимися различных способов решения тех или иных задач, совместно с другими учащимися группы, их рассмотрение и взаимообмен.

III. Диагностический этап включает:

- в обязательном порядке входящий и итоговый контроль измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по информатике прошлых лет;                                                                                                                                                        -тематический контроль;                                                                                                               -проведение итоговых обобщающих занятий по отдельным разделам информатики;          - рассмотрение с учащимися ряда исследовательских задач для выявления у них способностей применения полученных знаний на практике и при решении задач;                          -отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников в течение всего времени подготовки к ЕГЭ.          

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Информация и ее кодирование»

Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.

«Алгоритмизация и программирование»

Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

«Основы логики»

Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение    таблиц    истинности,    построение     логических     схем.  Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.

«Моделирование и компьютерный эксперимент»

Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.

 

«Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов  и файлов. Решение тренировочных задач по теме.

«Технология обработки графической и звуковой информации»

Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель».

«Технология обработки информации в электронных таблицах»

Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.

«Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» 

Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля»,   а  также  технологии   хранения,  поиска  и  сортировки                   информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.

«Телекоммуникационные технологии»

Технология адресации и поиска информации в Интернете.

«Технологии программирования»

Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы.

 

 

 

 

 

В 2022 г. ЕГЭ по информатике и ИКТ проводится в компьютерной форме, что позволило включить в КИМ задания на практическое программирование (составление и отладка программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9, т.е. треть от общего количества заданий.

Остальные 18 заданий сохраняют глубокую преемственность с КИМ ЕГЭ прошлых лет (экзамена в бланковой форме). При этом они адаптированы к новым условиям сдачи экзамена, в тех случаях, когда это необходимо. Так, например, задание 6 КИМ 2021 г. является преемником задания 8 модели КИМ предыдущих лет. В заданиях этой линии нужно было выполнить фрагмент программы вручную, что в условиях доступности компьютера со средами программирования делает задание тривиальным. Поэтому при сохранении тематики задания была скорректирована постановка вопроса  в  сторону  анализа соответствия исходных данных программы заданному результату её работы.

В отличие от бланковой модели экзамена, в 2022 г. выполнение заданий по программированию допускается на языках программирования (семействах языков) С++, Java, C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык. Из примеров фрагментов кода в заданиях в связи с невостребованностью исключены примеры на Бейсике.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, – 30.

Отбор содержания, подлежащего проверке в КИМ ЕГЭ, осуществляется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела и тема

Учебного занятия

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

 

 

Введение в предмет. 1 ч.

 

1

1.1

Особенности проведения ЕГЭ по информатике.  Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМ по информатике.

 

 

 

Системы счисления. 2 ч.

 

2

2.1

Перевод из десятичной с/с в любую другую и обратно. Дружественные с/с и перевод между ними.

 

 

 

3

2.2

Арифметические действия в различных с/с. Практическая часть: Разбор задания №14.

 

 

 

Информация. 4 ч.

 

4

3.1

Единицы и методы измерения информации.

 

 

 

5

3.2

Алфавитный и содержательный  подход к измерению информации.

 

 

 

6

3.3

Кодирование текстовой,  графической и звуковой информации.

 

 

 

7

3.4

Практическая часть: Разбор заданий № 4, 7, 8, 11.

 

 

 

Алгебра логики. 3 ч.

 

8

4.1

Основные функции алгебры логики. Построение и преобразование логических выражений.

 

 

 

9

4.2

Законы логики. Упрощение логических высказываний. Построение таблиц истинности.

 

 

 

10

4.3

Решение логических уравнений. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов

 

 

 

Информационные технологии. 5 ч.

 

11

5.1

Моделирование. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). Работа с графами.

 

 

 

12

5.2

Основные понятия реляционных баз данных: запись, поле, тип поля, главный ключ. Технологии поиска и хранения информации. Базы данных

 

 

 

13

5.3

Файловая система организации данных.

 

 

 

14

5.4

Технология обработки информации в электронных таблицах. Абсолютная и относительная адресация. Копирование формул в электронных таблицах.

 

 

 

15

5.5

Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 1, 3, 9, 10, 13, 17.

 

 

 

Алгоритмизация. 4 ч.

16

6.1

Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации. Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке.

 

 

 

17

6.2

Линейные алгоритмы для формального исполнителя с ограниченным набором команд. Выполнение и анализ простых алгоритмов.

 

 

 

18

6.3

Построение алгоритмов для исполнителей. Теория игр. Построение деревьев игры.

 

 

 

19

6.4

Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 5, 6, 12, 17, 19, 20, 21, 23,24

 

 

 

Основы программирования. 11 ч.

 

20

7.1

Основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.

 

 

 

21

7.2

Линейная конструкция. Написание и отладка программ.

 

 

 

22

7.3

Условная конструкция. Полная и не полная условная конструкция.

 

 

 

23

7.4

Циклическая конструкция. Цикл с заданным числом повторов. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием.

 

 

 

24

7.5

Массивы в программировании. Базовые алгоритмы работы с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, обработка).

 

 

 

25

7.6

Алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов.

 

 

 

26

7.7

Трассировка и отладка программ. Основные требования к написанию программ на экзамене.

 

 

 

27

7.8

Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Символьный и строковый формат данных.

 

 

 

28

7.9

Решение задач с числовыми и символьными типами данных.

 

 

 

29

7.10

Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности.

 

 

 

30

7.11

Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 6, 16, 17, 18, 22, 25, 26, 27.

 

 

 

Тренинг по вариантам (задания ЕГЭ по информатике: 1-27). 4 ч.

 

31

8.1

Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов (итоговый контроль).

 

 

 

32

8.2

Отработка заданий ЕГЭ по информатике: 1-27.

 

 

 

33

8.3

Пробный ЕГЭ по информатике.

 

 

 

34

8.4

Пробный ЕГЭ по информатике.

 

 


 

Посмотрите также