ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка к ЕГЭ по информатике» по своему функциональному предназначению направлена на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ГИА, на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ. Что позволяет учащимся сформировать положительное отношение к ЕГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения.
Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике. Немаловажными также можно считать психолого-педагогические аспекты проведения экзамена и интерпретацию его результатов.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Данная программа обеспечивает систематизирование знаний и умений по предмету «Информатика», направлена на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, отработку типовых заданий ЕГЭ по информатике.
Чтобы освоить информатику на уровне 65-100 баллов ЕГЭ, недостаточно зазубрить приемы решения отдельных задач. Необходимо четкое понимание основ информатики и осознанное их применение. Именно поэтому в программе присутствуют разделы о системах счисления, измерении информации, построении графов.
Все задачи практической части полностью соответствуют прототипам заданий открытого банка ФИПИ. Программа курса рассчитана на тех учащихся, у кого ЕГЭ по информатике — профильный экзамен, кто намерен сдать ЕГЭ на 65-100 баллов и поступить в вуз на специальность, связанную с информатикой.
Цель и задачи программы
Цель: систематизация знаний и умений и навыков по курсу информатики, отработка навыков решения тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Задачи: - повторить решения заданий по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ; - изучить контрольно измерительные материалы по информатике и ИКТ; - тренировать навык решения заданий в формате ЕГЭ; - тренировать умение распределять время на выполнение заданий различных типов; - тренировать умение оформлять решение заданий с развернутым ответом.
Сроки реализации программы
На прохождение данного курса отводится 34 часов из расчета 2 часа в неделю.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Изучение информатики по данному плану способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты: - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; -умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; - критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; - использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; - выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. - умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; - умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки; - понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны: - владение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; - владение универсальным языком программирования высокого уровня (одним из нижеследующих: школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ; -сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; - умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы; - владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; -владение опытом построения и использования компьютерно- математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; -умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов
Формы организации
В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, защита проекта. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся.
Программа предполагает следующую систему подготовки обучающихся к ЕГЭ:
I. Подготовительный этап – включает в себя:
- повторение ранее изученного материала, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ; - формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, необходимых на начальном этапе, чтобы приступить к решению той или иной задачи содержания ЕГЭ; - рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; - изучение внепрограммного материала, необходимого для решения задач ЕГЭ, рассчитанных на поступление в вуз; - накопление знаний в процессе формирования индивидуального справочника учащегося.
II. Практический этап – включает в себя:
- отработку навыков программирования; - решение задач по отдельным темам и разделам; - отработку навыков применения отдельных методов и приемов при решении задач различных уровней сложности; - определение темы разделов информатики и метода решения, применимых к рассматриваемой задаче;
- решение задач как отдельно по уровням, так и рассмотрение наборов задач, включающих в себя в любом порядке задачи различных уровней сложности; - обмен опыта учащихся по применению методов и приемов при решении задач ЕГЭ по информатике; - формирование навыков нахождения учащимися различных способов решения тех или иных задач, совместно с другими учащимися группы, их рассмотрение и взаимообмен.
III. Диагностический этап включает:
- в обязательном порядке входящий и итоговый контроль измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по информатике прошлых лет; -тематический контроль; -проведение итоговых обобщающих занятий по отдельным разделам информатики; - рассмотрение с учащимися ряда исследовательских задач для выявления у них способностей применения полученных знаний на практике и при решении задач; -отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников в течение всего времени подготовки к ЕГЭ.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Информация и ее кодирование»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
«Алгоритмизация и программирование»
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
«Основы логики»
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
«Моделирование и компьютерный эксперимент»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.
«Программные средства информационных и коммуникационных технологий»
Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме.
«Технология обработки графической и звуковой информации»
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель».
«Технология обработки информации в электронных таблицах»
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.
«Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»
Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.
«Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
«Технологии программирования»
Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы.
В 2022 г. ЕГЭ по информатике и ИКТ проводится в компьютерной форме, что позволило включить в КИМ задания на практическое программирование (составление и отладка программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9, т.е. треть от общего количества заданий.
Остальные 18 заданий сохраняют глубокую преемственность с КИМ ЕГЭ прошлых лет (экзамена в бланковой форме). При этом они адаптированы к новым условиям сдачи экзамена, в тех случаях, когда это необходимо. Так, например, задание 6 КИМ 2021 г. является преемником задания 8 модели КИМ предыдущих лет. В заданиях этой линии нужно было выполнить фрагмент программы вручную, что в условиях доступности компьютера со средами программирования делает задание тривиальным. Поэтому при сохранении тематики задания была скорректирована постановка вопроса в сторону анализа соответствия исходных данных программы заданному результату её работы.
В отличие от бланковой модели экзамена, в 2022 г. выполнение заданий по программированию допускается на языках программирования (семействах языков) С++, Java, C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык. Из примеров фрагментов кода в заданиях в связи с невостребованностью исключены примеры на Бейсике.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, – 30.
Отбор содержания, подлежащего проверке в КИМ ЕГЭ, осуществляется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
№ |
Наименование раздела и тема Учебного занятия |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
|
||||
|
|||||||||
Введение в предмет. 1 ч. |
|
||||||||
1 |
1.1 |
Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМ по информатике. |
|
|
|
||||
Системы счисления. 2 ч. |
|
||||||||
2 |
2.1 |
Перевод из десятичной с/с в любую другую и обратно. Дружественные с/с и перевод между ними. |
|
|
|
||||
3 |
2.2 |
Арифметические действия в различных с/с. Практическая часть: Разбор задания №14. |
|
|
|
||||
Информация. 4 ч. |
|
||||||||
4 |
3.1 |
Единицы и методы измерения информации. |
|
|
|
||||
5 |
3.2 |
Алфавитный и содержательный подход к измерению информации. |
|
|
|
||||
6 |
3.3 |
Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. |
|
|
|
||||
7 |
3.4 |
Практическая часть: Разбор заданий № 4, 7, 8, 11. |
|
|
|
||||
Алгебра логики. 3 ч. |
|
||||||||
8 |
4.1 |
Основные функции алгебры логики. Построение и преобразование логических выражений. |
|
|
|
||||
9 |
4.2 |
Законы логики. Упрощение логических высказываний. Построение таблиц истинности. |
|
|
|
||||
10 |
4.3 |
Решение логических уравнений. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов |
|
|
|
||||
Информационные технологии. 5 ч. |
|
||||||||
11 |
5.1 |
Моделирование. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). Работа с графами. |
|
|
|
||||
12 |
5.2 |
Основные понятия реляционных баз данных: запись, поле, тип поля, главный ключ. Технологии поиска и хранения информации. Базы данных |
|
|
|
||||
13 |
5.3 |
Файловая система организации данных. |
|
|
|
||||
14 |
5.4 |
Технология обработки информации в электронных таблицах. Абсолютная и относительная адресация. Копирование формул в электронных таблицах. |
|
|
|
||||
15 |
5.5 |
Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 1, 3, 9, 10, 13, 17. |
|
|
|
||||
Алгоритмизация. 4 ч. |
|||||||||
16 |
6.1 |
Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации. Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке. |
|
|
|
||||
17 |
6.2 |
Линейные алгоритмы для формального исполнителя с ограниченным набором команд. Выполнение и анализ простых алгоритмов. |
|
|
|
||||
18 |
6.3 |
Построение алгоритмов для исполнителей. Теория игр. Построение деревьев игры. |
|
|
|
||||
19 |
6.4 |
Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 5, 6, 12, 17, 19, 20, 21, 23,24 |
|
|
|
||||
Основы программирования. 11 ч. |
|
||||||||
20 |
7.1 |
Основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания. |
|
|
|
||||
21 |
7.2 |
Линейная конструкция. Написание и отладка программ. |
|
|
|
||||
22 |
7.3 |
Условная конструкция. Полная и не полная условная конструкция. |
|
|
|
||||
23 |
7.4 |
Циклическая конструкция. Цикл с заданным числом повторов. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. |
|
|
|
||||
24 |
7.5 |
Массивы в программировании. Базовые алгоритмы работы с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, обработка). |
|
|
|
||||
25 |
7.6 |
Алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов. |
|
|
|
||||
26 |
7.7 |
Трассировка и отладка программ. Основные требования к написанию программ на экзамене. |
|
|
|
||||
27 |
7.8 |
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Символьный и строковый формат данных. |
|
|
|
||||
28 |
7.9 |
Решение задач с числовыми и символьными типами данных. |
|
|
|
||||
29 |
7.10 |
Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности. |
|
|
|
||||
30 |
7.11 |
Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 6, 16, 17, 18, 22, 25, 26, 27. |
|
|
|
||||
Тренинг по вариантам (задания ЕГЭ по информатике: 1-27). 4 ч. |
|
||||||||
31 |
8.1 |
Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов (итоговый контроль). |
|
|
|
||||
32 |
8.2 |
Отработка заданий ЕГЭ по информатике: 1-27. |
|
|
|
||||
33 |
8.3 |
Пробный ЕГЭ по информатике. |
|
|
|
||||
34 |
8.4 |
Пробный ЕГЭ по информатике. |
|
||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.