Применение метода «Проектов» по теме «Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели»
Технологическая карта урока
Ф.И.О: Уваровская Мария Александровна
Учебный предмет: «Информатика и ИКТ»
Класс: 8
Учебник: «Информатика», 8 класс Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний».
Тема: «Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием модели. Дать представление о назначениях, типах и свойствах модели
Задачи урока:
Обучающие:
1) ввести понятие модели;
2) познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления;
3) формировать у учащихся умение представлять натурную и информационную модели объекта.
Развивающие:
1) развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем;
2) формировать информационное видение окружающего мира
Воспитательные:
1) Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;
2) Воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представления об основных изучаемых понятиях «модель», «моделирование», «формализация», «виды моделей», «графические модели».
Метапредметные: определять понятие «модель» и «моделирование», создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать виды моделей.
Личностные:
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
- понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.
Основные понятия: «Модель», «моделирование», «формализация», «натурные модели», «информационные модели», «графические модели».
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
1. Персональные компьютеры
2. Пакет приложений Microsoft Office
3. Интерактивная доска
4. Мультимедийный проектор
Технология проведения (этапы, цель) |
Деятельность Учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты
|
|
Предметные |
УУД |
|||
1.Организационный Цель: подготовка класса к работе (1 минута) |
Приветствие, проверка наличия обучающихся |
Подготовка к уроку |
Интерес к предмету, теме |
Регулятивные УУД: - Умение планировать свою деятельность |
2. Формулирование и постановка цели урока (5 минут) |
Слова учителя: - Итак, ребята начнем. Сегодня мы пройдем новую тему, но перед этим у меня к вам вопрос. (На слайде показаны Глобус, манекен, игрушечная машинка, кукла и их реальные заменяемые объекты) Вопрос: Какие предметы изображены и в чем из связь? Изложить свое мнение. Найдите заменяющие объекты. |
Ученики выдвигают свои мысли. Выходят к интерактивной доске и находят заменяющие объекты |
Регулятивные УУД: - умение ставить, учебную задачу, называть цель, формулировать тему - развитие логического мышления Коммуникативные УУД: - излагать своё мнение; - участвовать в диалоге |
|
3. Изучение нового материала Цель: дать представление понятий модель и моделирование. (10 минут) |
- Вы уже поняли, что игрушки – это не просто объекты, а объекты – заместители реальных предметов. Они обладают некоторыми свойствами реальных объектов и могут помочь в познании окружающего мира. Существует множество других объектов – заместителей: приведите примеры и на каких уроках вам встречались? Глобус – заместитель Земного шара, это карта местности – заместитель ландшафта Земли и многие другие. Все они обладают некоторыми свойствами реальных объектов: форма, способность вращаться, расположение материков и океанов, природных ресурсов. И объекты-заместители помогают изучать эти свойства. Такие заместители называют моделями. Демонстрация презентации: В ходе показа презентации затрагиваются понятия Модель и моделирование Классификация моделей Типы информационных моделей Учитель раздает карточки с заданием. Заполнить пустые ячейки в иерархической схеме «Информационные модели». |
Беседа, в ходе которой учащиеся приводят примеры объектов заместителей. Конспектируют учебный материал. Заполняют карточки с заданием
|
Знакомятся с новыми понятиями с помощью теоретического материала |
Регулятивные УУД: - работать по плану урока Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи при формировании вопросов и ответов в ходе беседы. |
4. Практическая работа (10 минут) |
Учитель объясняет следующее задание: - Вам надо разбиться на пары и выбрать какой-либо объект. Ваша задача состоит в создании 2 типов моделей: натурной и информационной. Тип информационной модели определяете сами. Представляете его в двух видах моделирования. |
Работают в парах. Защищают свои проекты по моделированию перед классом. |
|
Познавательные УУД: Творческое решение задачи. |
5. Подведение итогов урока Цель: определение предварительного уровня достижения цели урока (4 минуты) |
Учитель предлагает написать синквейн про слово «модель». Объясняет правила составления синквейна: • Первая строка — одно имя существительное (можно написать произвольно, но чаще задается преподавателем); • Вторая строка — два прилагательных (выражающих ассоциации относительно понятия, обозначенного существительным); • Третья строка — три глагола. • Четвертая строка — предложение. • Пятая строка —заключительное слово или фраза. |
Пишут на листочках синквейн про слово «модель |
Формирование представления об основных изучаемых понятиях |
Коммуникативные УУД: Излагать своё мнение Регулятивные УУД: Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, оценивать степень успешности достижения цели |
6. Домашнее задание Цель: закрепление знаний по теме. (1 минута) |
Раздает карточки с домашним заданием http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1f1966aa-d9bc-4a37-ae3d-24203995afea/view/ Домашнее задание №4 |
Решение задач для закрепления |
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке |
Познавательные УУД: Овладение способами учебной деятельности |
Методика использования метода проектов на практической работе.
Мини-проект: «Создание натурного и информационного моделей»
Цель: предоставить учащимся практику в разработке натурных и информационных моделей.
Задачи:
· Научиться создавать информационные модели
· Научиться создавать натурные модели
Время работы: 10 минут
Состав проектной группы: работа в парах
Этапы выполнения проекта:
1. Исследовательский.
• Поиск проблемы. Представить объект в двух видах моделей: натурная и информационная.
• Анализ предстоящей деятельности. Разделение по парам, распределение ролей по выполнению заданий. (Например, рабочая пара – Васильев и Иванов. Васильев будет проектировать натурную модель объекта, а исходя от натурной модели объекта, Иванов представит ее в информационной модели).
• Выбор средств и инструментария: компьютер, ПО Paint, бумага, ножницы, линейка, карандаш, клей, пластилин.
• Организация рабочего места
2. Технологический.
• Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом: Совместная работа при разработке эскиза объекта. Индивидуальная работа по выполнению своей задачи, т.е. проектирование и создание натурной модели первым учеником, информационной модели вторым.
• Соблюдение организационной дисциплины и техники безопасности;
3. Заключительный
• Сравнение результатов и замысла между парами. (Соответствие моделей с объектом моделирования)
• Защита проекта. (Представление каждой пары натурной и информационной модели выбранного объекта. Объяснение полученного результата проекта)
• Подведение итогов. (Коллективное обсуждение и оценивание работ каждой пары)
Таблица 3. Таблица оценивания проектов
Что оценивать |
Баллы (0-5) |
1. Уровень творчества |
|
2. Выступление |
|
Общая оценка за проект |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.