Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
1 . Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями и дополнениями).
2. Авторская программа Угриновича Н.Д. (автор учебника)
3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г., под редакцией Угриновича Н.Д. Учебник под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 10 класс (7-е изд. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г.).
4. Основная образовательная программа соответствующего уровня образования основное общее образование, утверждённого приказом директора МБОУ СОШ № 17 им. И.Л.Козыря пос. Шаумянского
5. Учебный план МБОУ СОШ № 17 им. И.Л.Козыря пос. Шаумянского на 2020-2021 учебный год.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе на базовом уровне в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 17 им. И.Л.Козыря пос. Шаумянского рассчитано на 35 час. 1 час в неделю, 35 рабочих недель.
Цели программы:
· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
3. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 класс: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
4. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
5. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – 2 – е изд., испр. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
6. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/ Л.А. Залогова. 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
7. 2011. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. / Т.Е. Чуркина. - М.: Издательство «Экзамен» Комплект цифровых образовательных ресурсов.
8. CD – репетитор по информатике 2008, виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
9. CD – тесты по информатик. Корпорация «Диполь» 2009.
Литература для учащихся
1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
3. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – 2 – е изд., испр. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
4. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/ Л.А. Залогова. 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
5. 2011. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. / Т.Е. Чуркина. - М.: Издательство «Экзамен» Комплект цифровых образовательных ресурсов.
6. CD – репетитор по информатике 2008, виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
7. CD – тесты по информатик. Корпорация «Диполь» 2009.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные и программные средства
· Компьютер
· Проектор
· Принтер
· Модем
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
· Интернет.
· ОС Windows /Linux.
Список полезных образовательных сайтов
1. http://www.klyaksa.net/
2. http://www.informatka.ru/
3. http://www.informatik.kz/index.htm
4. http://uchinfo.com.ua/links.htm
5. http://www.school.edu.ru/
6. http://infoschool.narod.ru/
7. http://www.school.edu.ru/
8. http://kpolyakov.narod.ru
9. http://window.edu.ru/resource/526/58526
10. http://www.it-n.ru
11. fcior.edu.ru
12. school-collection.edu.ru
Содержание курса информатики и ИКТ для 10 класса
Общее число часов – 35 ч.
1. Введение «Информация и информационные процессы» (4 часа)
Информация в неживой природе; Информация в живой природе; Человек и информация; Информационные процессы в технике; Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания; Алфавитный подход к определению количества информации.
Контроль знаний и умений: Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы».
Учащиеся должны
знать/ понимать:
• технику безопасности при работе в кабинете информатики;
• основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации;
• понятие количество информации, единицы измерения информации, принципы основных подходов к определению количества информации.
уметь:
• определять дискретные и непрерывные сигналы;
• определять количество информации;
• определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах..
2. Информационные технологии (13 часов)
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы:
Практическая работа № 1. Кодировки русских букв.
Практическая работа № 2 Создание и форматирование документа.
Практическая работа № 3 Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.
Практическая работа № 4 Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
Практическая работа № 5 Кодирование графической информации.
Практическая работа № 6 Растровая графика.
Практическая работа № 7 Трехмерная векторная графика.
Практическая работа № 8 Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.
Практическая работа № 9 Создание Flash-анимации.
Практическая работа № 10 Создание и редактирование оцифрованного звука.
Практическая работа № 11 Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».
Практическая работа № 12 Разработка мультимедийной интерактивной презентации «История развития ВТ».
Практическая работа № 13 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Практическая работа № 14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Практическая работа № 15. Построение диаграмм различных типов.
Контроль знаний и умений: Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации».
Учащиеся должны
знать/ понимать:
• методы сжатия данных, форматы звуковых файлов.
• технологии создания слайдов и презентации Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение.
• правила записи чисел в системах счисления Правила перевода чисел в позиционных системах счисления Правила вычисления в позиционных системах счисления.
• назначение и функции электронных таблиц, элементы электронных таблиц.
уметь:
• решать задачи КИМ ЕГЭ по теме «Количество графической информации», «Цветообразование»
• приводить примеры растровых и векторных изображений; создавать и редактировать растровые изображения; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
• создавать рисунки, чертежи с помощью векторных графических редакторов.
• решать геометрические задачи с помощью систем векторного проектирования (КОМПАС 3D).
• осуществлять запись звука, применять методы сжатия звуковых файлов.
• настраивать анимацию объектов, слайдов.
• записывать числа в различных системах счисления; переводить числа из одной системы счисления в другую; вычислять в позиционных системах счисления.
• вводить и изменять данные в таблице, решать задачи разных типов в электронных таблицах.
• строить диаграммы и графики, определять тип диаграммы в зависимости от вида представленной информации.
3. Коммуникационные технологии (13 часов)
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Основы языка разметки гипертекста
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».
Практические работы:
Практическая работа № 16. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.
Практическая работа № 17. Создание подключения к Интернету.
Практическая работа № 18. Подключения к Интернету и определение IP-адреса.
Практическая работа № 19. Настройка браузера.
Практическая работа № 20. Работа с электронной почтой.
Практическая работа № 21. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.
Практическая работа № 22. Работа с файловыми архивами.
Практическая работа № 23. Геоинформационные системы в Интернете.
Практическая работа № 24. Поиск в Интернете.
Практическая работа № 25. Заказ в Интернет-магазине.
Практическая работа № 26. Разработка сайта с использованием Web-редактора.
Учащиеся должны
знать/ понимать:
• Назначение и топологии локальных сетей;
• Технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции);
• Основные функции сетевой операционной системы;
• Систему адресации в Интернете (IP – адреса, доменная система имен);
• Способы организации связи в Интернете;
• Принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP;
• Назначение коммуникационных служб Интернета;
• Назначение информационных служб Интернета;
• Основные понятия WWW: Web – страница, Web – сервер, Web – сайт, Web – браузер, HTTP – протокол , URL – адрес;
• Что такое поисковый каталог: организация, назначение;
• Что такое поисковый указатель: организация, назначение.
• формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.
уметь:
• предоставлять общий доступ к сетевым устройствам, папкам.
• определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя.
• осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы.
• путешествовать по Всемирной паутине. Настраивать браузер Работать с файловыми архивами.
• настраивать почтовую программу. Работать с электронной почтой.
• участвовать в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
• создавать архив файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора; загружать файл из файлового архива.
• находить в Интернете интерактивные карты города, пользоваться программой навигатором.
• описывать объекты для его последующего поиска.
• осуществлять заказ в Интернет - магазине.
• размещать графические объекты на Web – странице. Создавать и настраивать гиперссылки, списки, формы. Планировать и размещать информационные ресурсы на Wеb-сайте.
4. Повторение, подготовка к ЕГЭ (2 часа)
Повторение изученного материала за курс 10 класса.
Календарно-тематический план 10 класс
№ |
Дата |
Название разделов, тем уроков |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементный состав |
Виды практических работ |
Формы контроля, измерители ЗУН |
Домашнее задание |
||
Введение «Информация и информационные процессы» (4 часа) |
||||||||||
1 |
|
Информация и информационные процессы |
1 |
Урок изучения нового материала |
Информация; виды информации. |
|
Устный опрос, электронный тест |
У. стр. 5-8 |
||
2 |
|
Количество информации Входной контроль (20 мин.) |
1 |
Урок изучения нового материала |
Информационные процессы в технике; количество информации как мера уменьшения неопределенности; единицы измерения информации. |
Решение задач |
Устный опрос |
У стр. 8-10 Карточки |
||
3 |
|
Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации |
1 |
Урок изучения нового материала, решение задач |
Алфавитный подход; алфавит, мощность алфавита; количество символов в сообщении. |
Решение задач |
Устный опрос, Решение задач |
У стр. 10 Карточки |
||
4 |
|
Решение задач на определение количества информации
|
1 |
Урок закрепление материала |
Единицы измерения информации; количество информации в сообщении. |
Решение задач |
Зачет |
У стр. 7-10
|
||
Информационные технологии (15 часов)
|
||||||||||
5 |
|
Кодирование текстовой информации |
1 |
Урок изучения нового материала |
Текстовая информация. Кодировки символов |
Практическая работа № 1 « Кодировки русских букв» |
Устный опрос Практикум |
У стр. 12-17 |
||
6 |
|
Создание и форматирование документов в текстовых редакторах |
1 |
Урок изучения нового материала |
Автоматизированные средства и технологии организации текста. Текстовые редакторы и процессоры. |
Практическая работа № 2 «Создание и форматирование документа» |
Устный опрос Практикум |
У стр. 17-24 |
||
7 |
|
Практическая работа Создание и форматирование документа
|
1 |
Урок – практикум |
Текстовые редакторы и процессоры. Редактирование. Форматирование |
Практическая работа № 2 «Создание и форматирование документа» |
Практическая работа |
У стр. 17-28 |
||
8 |
|
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. |
1 |
Урок изучения нового материала, урок – практикум |
Компьютерные словари. |
Практическая работа №3 «Перевод текста с помощью онлайновых переводчиков» |
Устный опрос, кроссворд Практикум |
У стр. 28-31 |
||
9 |
|
Системы оптического распознавания документов |
1 |
Урок изучения нового материала, урок – практикум |
Системы оптического распознавания текста |
Практическая работа №4 «Сканирование и распознавание текста |
Устный опрос, тест Практикум |
У стр. 32-36 |
||
10 |
|
К.р.№ 1 Кодирование и обработка графической информации» Растровая графика
|
1 |
Урок повторение материала, урок – практикум |
Графическая информация. Аналоговый и дискретный способ представления информации. Системы цветопередачи. Растровая графика. Растровые графические редакторы |
«Кодирование графической информации». «Растровая графика» |
Устный опрос, тест Практикум |
У стр. 36- 39 У стр. 39- 44 |
||
11 |
|
Векторная графика Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас |
1 |
Урок повторение материала, урок – практикум |
Векторная графика. Векторные графические редакторы |
Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика» Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас». |
Тест Практикум |
У стр. 52-56
У стр.59-69 |
||
12 |
|
Анимация |
|
Урок повторение материала, урок – практикум |
Растровая и векторная анимация |
Практическая работа №9 «Создание флэш - анимации». |
Устный опрос, тест Практикум |
У стр. 69-72 Подготовить звуковые файлы для обработки |
||
13 |
|
Кодирование звуковой информации. |
1 |
Урок изучения нового материала, урок – практикум |
Звуковая информация. Форматы звуковых файлов. Запись звука |
Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука». |
Устный опрос, тест Практикум |
У стр. 72-76 Подготовить информацию для презентации на тему: ИКТ |
||
14 |
|
Компьютерные презентации. |
1 |
Урок повторение материала, урок – практикум |
Компьютерные презентации. Программы для создания презентаций |
Практическая работа №10 «Создание презентации» |
Устный опрос, тест Практикум (проект) |
У стр. 76-91
|
||
15 |
|
Компьютерные презентации.
|
1 |
Урок – практикум |
Компьютерные презентации. Программы для создания презентаций |
Практическая работа №11-12 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации |
Практикум, зачет (проект) |
У стр.81-91 |
||
16 |
|
Представление числовой информации с помощью систем счисления. |
1 |
Урок повторение материала, урок – практикум |
Системы счисления. Перевод в системах счисления |
Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» |
Тест, практикум |
У стр. 91-96 |
||
17 |
|
Электронные таблицы. |
1 |
Урок повторение материала, урок – практикум |
|
Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Построение диаграмм и графиков. |
Практикум |
У стр. 96-102 |
||
18 |
|
Построение диаграмм и графиков |
1 |
Урок повторение материала, урок – практикум |
Диаграммы и графики |
Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов». |
Тест, практикум |
У стр. 102-113 Подготовиться к контрольной работе |
||
19 |
|
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации» |
1 |
Урок проверки ЗУН |
|
|
Тест – зачет (проект) |
|
||
Коммуникационные технологии (13 часов) |
||||||||||
20 |
|
Локальные сети. |
1 |
Урок изучения нового материала, практикум |
Локальные сети, виды и классификация |
Практическая работа № 16. «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети» |
Практикум |
У стр.115-122 |
||
21 |
|
Глобальная компьютерная сеть Интернет |
1 |
Урок изучения нового материала |
Интернет; IP –адрес; Протоколы передачи. |
|
Устный опрос, кроссворд |
У стр.122-126 |
||
22 |
|
Подключение к Интернету. |
1 |
Урок изучения нового материала, практикум |
Подключение к Интернету. Модемы. Линии связи |
Практическая работа № 17. «Создание подключения к Интернет» Практическая работа № 18. Подключения к Интернету и определение IP-адреса. |
Тест Практикум |
У стр.126-139 |
||
23 |
|
Всемирная паутина. |
1 |
Урок изучения нового материала, практикум |
Всемирная паутина. WWW |
Практическая работа № 19. Настройка браузера. |
Тест Практикум |
У стр. 140-146 |
||
24 |
|
Электронная почта. |
1 |
Урок изучения нового материала, практикум |
Электронная почта, почтовые программы, адрес электронной почты, @, почтовые черви, спам, web- почта, |
Практическая работа № 20. Работа с электронной почтой. |
Тест Практикум |
У стр.146-155 |
||
25 |
|
Общение в Интернете в реальном времени |
1 |
Урок изучения нового материала, практикум |
Общение в Интернете. Программы для общения |
Практическая работа № 21. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях. |
Тест Практикум |
У стр. 156-167 |
||
26 |
|
Файловые архивы. |
1 |
Урок изучения нового материала, практикум |
Файловые архивы; Протоколы передачи данных; FTP- клиенты; Off-line браузеры. |
Практическая работа № 22. Работа с файловыми архивами. |
Тест Практикум |
У стр. 168-176 |
||
27 |
|
Радио, телевидение и Wed камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. |
1 |
Урок изучения нового материала, практикум |
Интернет – радио; Интернет – телевидение; ГИС. |
Практическая работа № 23. Геоинформационные системы в Интернете. |
Тест Практикум |
У стр.176-184 |
||
28 |
|
Поиск информации в Интернете |
1 |
Урок изучения нового материала, практикум |
Поисковые системы; Поиск информации в сети Интернет |
Практическая работа № 24. Поиск в Интернете.
|
Тест Практикум |
У стр.184-194 |
||
29 |
|
Электронная коммерция в Интернете. |
1 |
Урок изучения нового материала, практикум |
Хостинг; Реклама; Интернет – магазин. |
Практическая работа № 25. Заказ в Интернет-магазине. |
Тест Практикум |
У стр. 194-199 |
||
30 |
|
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Электронные энциклопедии и словари; HTML- код; Web –страница; |
|
Устный опрос, тест |
У стр. 199-205 Подготовить материал для личного сайта (проект) |
||
31 |
|
Основы языка разметки гипертекста. |
1 |
Урок изучения нового материала, практикум |
HTML- код; Web –страница; |
Практическая работа № 26. Разработка сайта с использованием Web-редактора. |
Тест Практикум (проект) |
У стр. 201-208 |
||
32 |
|
Основы языка разметки гипертекста. |
1 |
Урок изучения нового материала, практикум |
HTML- код; Web –страница; |
Практическая работа № 26. Разработка сайта с использованием Web-редактора. |
Тест Практикум (проект) |
У стр. 201-208
Подготовиться к контрольной работе по разделу ««Коммуникационные технологии». |
||
33 |
|
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии». |
1 |
Урок проверки ЗУН |
|
|
Зачет |
|
||
Повторение |
||||||||||
3435 |
|
Повторение изученного материала за курс 10 класса.
|
2 |
Урок закрепления материала |
|
|
Устный опрос |
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.