
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «История отечества» для обучения разработан в соответствии с:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от 19.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
11. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
13. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
14. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
15. МР 2.4.0331-23 Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях;
16. Приказ Минпросвещения России № 119 от 21.02.2024 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 г. N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
17. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»;
18. Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «СОШ №3»;
19. Учебным планом МАОУ «СОШ №3»;
20. Уставом МАОУ «СОШ №3».
Цели обучения:
- формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Задачи обучения:
- овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
- формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
- усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
- формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 8 классе определяет следующие задачи:
- овладение представлениями об историческом пути России с конца XVII по XX век;
- формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в данное время;
- знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами и событиями данного периода истории России;
- усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
- выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 8 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 7 классе. Программа «История Отечества» для 8 класса хронологически охватывает период с конца XVII по XX век.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений.
Реализация программы учебного предмета «История Отечества» предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на уроках истории являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков предполагается использование методических средств и приёмов, необходимых для формирования осознанного усвоения учебного материала.
Работа с учебником: комментированное чтение учебника или дополнительного материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя. Работа с учебником проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы, таблицы, видеосюжеты).
Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются иллюстрации в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные рисунки на доске, макеты, что способствует развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые события, формировать вопросы, составлять развёрнутые ответы, используя зрительную опору, воспроизводить изученный материал.
Работа с исторической картой: является одной из форм деятельностного подхода и позволяет формировать у обучающихся пространственные представления.
Словарная работа: рассматривается как обязательный вид деятельности на каждом уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в ответе. За счёт многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и пассивный исторический словарь обучающихся.
Для развития критического мышления на уроках истории эффективным приёмом является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Кластеры помогают структурировать полученные знания и лучше запомнить изученный материал.
Проектная деятельность: обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; развитие исследовательских и творческих способностей. Способствует воспитанию информационной культуры обучающихся; развитие познавательных интересов, умений в работе с компьютером, самоконтроля; формирование умения излагать свою точку зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся;
- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона.
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- формирование чувства уважения к национальным святыням и символам;
- знание государственных праздников, Дней воинской славы России;
- знание основ развития и становления России как государства, её границ, знание особенностей культуры своей страны и своего региона, географического положения, достижений страны в области литературы, искусства, науки;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;
- устанавливает хронологию событий;
- самостоятельно формулирует ответы на вопросы;
- допускает единичные ошибки и сам исправляет
- правильно устанавливает причинно-следственные связи;
- умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников исторических событий.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;
- самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по предложенному плану;
- допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);
- преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- частично понимает материал;
- излагает материал недостаточно полно и последовательно;
- допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (3-4 ошибки);
- затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;
- нуждается в постоянной помощи учителя;
- смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
- действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи.
Оценка «2» - не ставится.
|
№ |
Название темы
|
Кол-во часов |
|
8 класс, предмет «История Отечества» |
||
|
на 1 полугодие 2024-2025 учебного года |
||
|
1. |
Наше Отечество - Россия в XVII веке |
1 |
|
2. |
Детство и юность Петра I |
1 |
|
3. |
Семейные раздоры, борьба за власть |
1 |
|
4. |
«Россия в конце XVII века» |
1 |
|
5. |
Начало царствования Петра I |
1 |
|
6. |
Азовские походы |
1 |
|
7. |
Великое посольство Петра I |
1 |
|
8. |
Начало Северной войны |
1 |
|
9. |
Первые победы над шведами |
1 |
|
10. |
Строительство Петербурга |
1 |
|
11. |
Полтавская битва: разгром шведов |
1 |
|
12. |
Окончание Северной войны |
1 |
|
13. |
Реформы государственного управления, губернская реформа |
1 |
|
14. |
Нововведения в культуре |
1 |
|
15. |
Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея |
1 |
|
16. |
Личность Петра I Великого |
1 |
|
17. |
«Российское государство в конце XVII – начале XVIII века». |
1 |
|
18. |
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Екатерина I |
1 |
|
19. |
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Внук Петра Великого |
1 |
|
20. |
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Анна Иоанновна |
1 |
|
21. |
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Царствование Елизаветы Петровны |
1 |
|
22. |
Войны России в период правления Елизаветы Петровны |
1 |
|
23. |
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Петр III |
1 |
|
24. |
Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова |
1 |
|
25. |
Основание первого Российского университета и Академии художеств |
1 |
|
26. |
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм |
1 |
|
27. |
Укрепление императорской власти |
1 |
|
28. |
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. |
1 |
|
29. |
Присоединение Крыма и освоение Новороссии |
1 |
|
30. |
«Золотой век дворянства» |
1 |
|
31. |
Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение |
1 |
|
32. |
Культура и быт России во второй половине XVIII века |
1 |
|
33-34 |
Повторение |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.