рабочая программа по истории

  • docx
  • 29.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптированная РП история Отечества Голубковой Н.docx

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебный предмет «История отечества» для обучения разработан в соответствии с:

 

1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

3.  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования»;

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от 19.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;

7.  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования»;

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования»;

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;

11. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;

13. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

14. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

15. МР 2.4.0331-23 Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях;

16. Приказ Минпросвещения России № 119 от 21.02.2024 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 г. N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;

17. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»;

18. Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «СОШ №3»;

19. Учебным планом МАОУ «СОШ №3»;

20. Уставом МАОУ «СОШ №3».

 

Цели обучения:

-     формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;

-     развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.

Задачи обучения:

-     овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;

-     формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;

-     формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;

-     формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;

-     усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;

-     формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;

-     формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;

-     воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;

-     воспитание гражданственности и толерантности;

-     коррекция и развитие познавательных психических процессов.

Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 8 классе определяет следующие задачи:

-              овладение представлениями об историческом пути России с конца XVII по XX век;

-              формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в данное время;

-              знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами и событиями данного периода истории России;

-              усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

-              выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом;

-              воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

В 8 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 7 классе. Программа «История Отечества» для 8 класса хронологически охватывает период с конца XVII по XX век.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений.

Реализация программы учебного предмета «История Отечества» предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на уроках истории являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков предполагается использование методических средств и приёмов, необходимых для формирования осознанного усвоения учебного материала.

Работа с учебником: комментированное чтение учебника или дополнительного материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя. Работа с учебником проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы, таблицы, видеосюжеты).

Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются иллюстрации в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные рисунки на доске, макеты, что способствует развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые события, формировать вопросы, составлять развёрнутые ответы, используя зрительную опору, воспроизводить изученный материал.

Работа с исторической картой: является одной из форм деятельностного подхода и позволяет формировать у обучающихся пространственные представления. 

Словарная работа: рассматривается как обязательный вид деятельности на каждом уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в ответе. За счёт многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и пассивный исторический словарь обучающихся.

Для развития критического мышления на уроках истории эффективным приёмом является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Кластеры помогают структурировать полученные знания и лучше запомнить изученный материал.

Проектная деятельностьобеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; развитие исследовательских и творческих способностей. Способствует воспитанию информационной культуры обучающихся; развитие познавательных интересов, умений в работе с компьютером, самоконтроля; формирование умения излагать свою точку зрения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:  

-     развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся;

-     формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона.

-     умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

-     осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-     формирование чувства уважения к национальным святыням и символам;

-     знание государственных праздников, Дней воинской славы России;

-     знание основ развития и становления России как государства, её границ, знание особенностей культуры своей страны и своего региона, географического положения, достижений страны в области литературы, искусства, науки;

-     формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Критерии оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

-     понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;

-     устанавливает хронологию событий;

-     самостоятельно формулирует ответы на вопросы;

-     допускает единичные ошибки и сам исправляет

-     правильно устанавливает причинно-следственные связи;

-     умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников исторических событий.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

-     воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;

-     самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по предложенному плану;

-     допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);

-     преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

-     частично понимает материал;

-     излагает материал недостаточно полно и последовательно;

-     допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (3-4 ошибки);

-     затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;

-     нуждается в постоянной помощи учителя;

-     смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет

-     действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи.

Оценка «2» - не ставится.

 

Название темы

 

Кол-во часов

8 класс, предмет «История Отечества»

на 1 полугодие 2024-2025 учебного года

1.

Наше Отечество - Россия в XVII веке

1

2.

Детство и юность Петра I

1

3.

Семейные раздоры, борьба за власть

1

4.

 «Россия в конце XVII века»

1

5.

Начало царствования Петра I

1

6.

Азовские походы

1

7.

Великое посольство Петра I

1

8.

Начало Северной войны

1

9.

Первые победы над шведами

1

10.

Строительство Петербурга

1

11.

Полтавская битва: разгром шведов

1

12.

Окончание Северной войны

1

13.

Реформы государственного управления, губернская реформа

1

14.

 Нововведения в культуре

1

15.

Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея

1

16.

Личность Петра I Великого

1

17.

 «Российское государство в конце XVII – начале XVIII века».

1

18.

Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Екатерина I

1

19.

Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Внук Петра Великого

1

20.

Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Анна   Иоанновна

1

21.

Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.

Царствование Елизаветы Петровны

1

22.

Войны России в период правления Елизаветы Петровны

1

23.

Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Петр III

1

24.

Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова

1

25.

Основание первого Российского университета и Академии художеств

1

26.

Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм

1

27.

Укрепление императорской власти

1

28.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги.

1

29.

Присоединение Крыма и освоение Новороссии

1

30.

«Золотой век дворянства»

1

31.

Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение

1

32.

Культура и быт России во второй половине XVIII века

1

33-34

Повторение

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru