МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№2 СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО ХУРБА»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.
|
«Согласовано» Зам. директора по УМР
___________/____________ |
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба» ____________ В.С.Никитина
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
История
уровень образования: основное общее (5-9 класс)
Учитель Шешко Алина Юрьевна
Класс 5-9
Срок реализации: 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории 5-9 классов разработана на основе: федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года; федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. ), ООП ООО МБОУ СОШ №2 сельского поселения «Село Хурба», Учебного плана МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба» на 2019-2020 уч.год.
В основу программы заложены два курса: «История России» и «Всеобщая история», которые изучаются отдельными блоками.
Преподавание истории осуществляется в условиях перехода на линейную систему изучения истории, изменения содержания школьного исторического образования в соответствии с ИКС по истории России и необходимостью синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории.
Особенности перехода на линейную систему исторического образования предполагают, что организация изучения учебного предмета «история» в 6-9 классах осуществляется в соответствии с синхронизацией курсов всеобщей истории и истории России, предлагаемой примерной образовательной программой. (2015 год).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО по истории с учетом авторской программы:
1)Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др.] — М. : Просвещение, 2015
2) ПчеловЕ.В.,ЛукинП.В.,Захаров В.Н., Соловьева К.А., Шевырева А.П. «История России» для 6-9 классов. Сост. Л.А. Пашкина «Русское слово» 2015г
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/Авторский коллектив |
Название учебника |
Класс |
Издатель учебника |
Нормативный документ |
1.2.2.2.4.1 |
Михайловский Ф.А. |
Всеобщая история. История Древнего мира |
5
|
Русское слово |
Приказ Министерства Просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 |
1.2.2.1.8.1 |
Пчелов Е.В., Лукин П.В./Под ред.Петрова Ю.А. |
История России с древнейших времен до начала 16 в |
6 |
Русское слово |
|
1.2.2.2.5.2 |
Ведюшкин В.А., Уколова В.И. |
История. Средние века |
6
|
АО«Издательство Просвещение»
|
|
1.2.2.1.8.2 |
Пчелов Е.В., Лукин П.В./Под ред.Петрова Ю.А. |
История России .16-17 века |
7
|
Русское слово |
|
1.2.2.2.5.3 |
Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. |
История. Новое время.Конец 15-конец 18 века |
7 |
АО«Издательство Просвещение» |
|
1.2.2.1.8.3 |
Захаров В.Н., Пчелов Е.В. / Под ред.Петрова Ю.А. |
История России 18 век |
8
|
Русское слово |
|
1.2.2.2.5.3 |
Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю |
История. Новое время, конец 18 в. |
8 |
АО«Издательство Просвещение» |
|
1.2.3.1.3.4 |
Соловьев К.А.,Шевырев А.П./Под ред. ПетроваЮ.А. |
История России 1801-1914 |
9 |
Русское слово |
|
1.2.1.2.3.4 |
Медяков А.С. Д.Ю. Бовыкин
|
История. Новое время. Конец XVIII-XX вв |
9 |
АО«Издательство Просвещение» |
|
Общая характеристика учебного предмета
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. В данном курсе предлагается оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История Древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—9 классы).
Определяется последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся.
Курс обеспечивают реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывают возможности для вариативного построения курсов истории. Изучение всеобщей истории в 5—9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов.
Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной история является важнейшим слагаемым предмета «История».
Он сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села).
Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре -как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Центральной идеей является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Концепция исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Современный национальный воспитательный идеал —это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственностьза настоящее и будущее своейстраны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Целью разработки единой концепции исторического образования и воспитания является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России
Общие цель и задачи уровня образования.
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «История»:
5 класс.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:•представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;•приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;•освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;•опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:•способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;•готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;•умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);•способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные результаты_изучения истории Древнего мира включает в себя:•целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;•яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;•способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственныхверсий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;•представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»•уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;•уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;•уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;•умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;•умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;•умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;•готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
6 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:•первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVв.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;•познавательный интерес к прошлому своей Родины;•изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;•проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;•уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;•навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;•уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;•следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;•обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;•расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:•формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;•планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;•соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);•собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);•использовать современные источники информации—материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;•привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;•ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;•определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;•логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);•применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;•решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;•использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;•планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;•организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;•определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:•определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);•установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;•составление и анализ генеалогических схем и таблиц;•определение и использование исторических понятий и терминов;•овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;•использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;•использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;•изложениеинформации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;•описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;•понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;•высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;•описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;•поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;•анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории.
•использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);•понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;•оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;•умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);•сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;•определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;•систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;•поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;•приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;•личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;•уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
7 КЛАСС
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:•первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;•уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;•изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);•следование этическим нормам и правилам ведения диалога;•формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;•проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;•соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);•обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);•навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:•осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);•планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;•соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;•работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;•критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;•использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;•ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;•определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;•логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);•применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;•решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;•использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;•планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;•организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;•определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;•выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:•применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);•установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;•составление и анализ генеалогических схем и таблиц;•определение и использование исторических понятий и терминов;•использование сведений из исторической карты как источника информации;•овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVIIвв. и судьбах населяющих её народов;•описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;•использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;•сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;•высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;•поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);•анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;•сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;•использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);•раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;•понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;•определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;•систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;•поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;•расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;•составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;•понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
8КЛАСС
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:•первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVIIпо конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;•изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;•формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;•уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;•осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;•уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;•соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);•следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;•обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);•расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:•формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;•планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;•осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;•работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);•собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);•работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);•использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;•ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;•логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);•применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;•решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;•использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;•планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;•выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;•организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;•определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:•овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;•способность применять понятийный аппарат исторического знания;•умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;•расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;•готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.Знать и понимать:•имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;•основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII —XVIII в.;•важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;•изученные виды исторических источников;
9КЛАСС
Личностные результаты изучения истории включают:•освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIXв.;•уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;•эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;•уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;•гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;•устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;•уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;•внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;•развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;•формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:•самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;•планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;•самостоятельно контролировать своё время и управлять им;•адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;•работать в группе —устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;•формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;•выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;•осуществлять взаимный контрольи оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;•организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие•осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;•оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;•в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;•проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;•выявлять проблему, аргументировать её актуальность;•выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);•делать умозаключения и выводы на основе аргументации;•структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:•представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;•знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;•представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;•умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;•представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;•знание основных течений общественного движения XIXв. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;•установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);•определение и использование основных исторических понятий периода;•установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
19•установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;•составление и анализ генеалогических схем и таблиц;•поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;•анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIXв. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);•анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;•сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;•определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);•систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;•приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;•представление о культурном пространстве России в XIXв., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:•соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;•использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;•показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;•рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;•соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;•определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;•объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;•использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
В соответствии с примерной основной образовательной
программой
основного общего образования обязательный учебный предмет «История» рекомендуется изучать на уровне основного общего
образования в 5-9 классах в
объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5-8 классах - по 2 часа в
неделю,
в 9 классе – 3 часа в неделю
классы |
Разделы курса |
Часов в неделю |
Часов на раздел |
5 |
История древнего мира |
2 |
68 |
6 |
История России с древности до конца 15 в. |
2 |
40 |
6 |
История. Средние века |
2 |
28 |
7 |
История России 16-17 в. |
2 |
40 |
7 |
История. Новое время.Конец 15-конец 18 века |
2 |
28 |
8 |
История России 18 в. |
2 |
40 |
8 |
История. Новое время, конец 18 в. |
2 |
28 |
9 |
История России 1801-1914 |
3 |
74 |
9 |
Всеобщая история XIX в.
|
3 |
28 |
Виды и формы контроля
Контроль знаний учащихся проводится в форме:
-Контрольных работ
- тестов
- устные и письменные ответы
- работа с учебником, документами.
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами.
Критерии оценивания
|
5(отл) |
4(хор) |
3(удовл) |
2(неуд) |
Организация ответа (введения, основная часть, заключение)
|
исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
|
Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение т емы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
|
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, пос тоянная необходимость в помощи учителя
|
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
|
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда фак ты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
|
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
|
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой пробл еме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
|
Иллюстрация своих мыслей
|
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
|
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
|
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
|
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
|
Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
|
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
|
Встре чаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений
|
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понима ет разницу между ними
|
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
|
Работа с ключевыми понятиями
|
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание
|
Выделяются важные понятия, но некоторые пускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
|
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
|
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
|
Содержание учебного предмета 5 класс
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|||
лабор. раб. |
практ. раб. |
сочинен. |
контр. раб. |
|||
1. |
Введение |
2 |
|
|
|
|
2. |
Жизнь первобытных людей и их открытия |
6 |
|
|
|
1 |
3 |
Древний Восток |
20 |
|
|
|
1 |
4 |
Древняя Греция |
19 |
|
|
|
1 |
5 |
Древний Рим |
21 |
|
|
|
1 |
ИТОГО |
68 |
|
|
|
1 |
Содержание учебного предмета 6 класс
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|||
лабор. раб. |
практ. раб. |
сочинен. |
контр. раб. |
|||
1. |
Введение |
1 |
|
|
|
|
2. |
Раннее Средневековье |
8 |
|
|
|
1 |
3 |
Зрелое Средневековье |
14 |
|
|
|
1 |
4 |
Многоликое Средневековье |
5 |
|
|
|
1 |
ИТОГО |
28 |
|
|
|
1 |
Содержание учебного предмета 6 класс
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|||
лабор. раб. |
практ. раб. |
сочинен. |
контр. раб. |
|||
1. |
Введение |
1 |
|
|
|
|
2. |
Древние жители нашей Родины |
5 |
|
|
|
1 |
3 |
Русь в IX — XII вв |
13 |
|
|
|
1 |
4 |
Русские земли в середине XII — начале XIII в |
6 |
|
|
|
1 |
5 |
Русь между Востоком и Западом |
6 |
|
|
|
1 |
6 |
Русские земли в середине XIII — XV в |
9 |
|
|
|
1 |
ИТОГО |
40 |
|
|
|
Содержание учебного предмета 7 класс
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|||
лабор. раб. |
практ. раб. |
сочинен. |
контр. раб. |
|||
1. |
Введение |
1 |
|
|
|
|
2. |
Европа открывает мир |
3 |
|
|
|
|
3 |
Старый порядок:экономика,общество,власть |
3 |
|
|
|
|
4 |
Европа в XVI-XVII вв.: традиции и новизна |
11 |
|
|
|
|
5 |
Век просвещения |
6 |
|
|
|
|
6 |
Страны Востока в XVI-XVIII вв. |
4 |
|
|
|
1 |
7 |
ИТОГО |
28 |
|
|
|
Содержание учебного предмета 7 класс
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|||
лабор. раб. |
практ. раб. |
сочинен. |
контр. раб. |
|||
1. |
Введение |
1 |
|
|
|
|
2. |
Создание Московского царства |
12 |
|
|
|
|
3 |
Смутное время |
7 |
|
|
|
1 |
4 |
Россия при первых Романовых |
20 |
|
|
|
2 |
ИТОГО |
40 |
|
|
|
1 |
Содержание учебного предмета 8 класс
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|||
лабор. раб. |
практ. раб. |
сочинен. |
контр. раб. |
|||
1. |
Введение |
1 |
|
|
|
|
2. |
Эпоха реформ Петра 1 |
10 |
|
|
|
1 |
3 |
Россия в эпоху дворцовых переворотов |
7 |
|
|
|
1 |
4 |
Расцвет Российской империи |
12 |
|
|
|
1 |
5 |
Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого. |
10 |
|
|
|
1 |
ИТОГО |
40 |
|
|
|
Содержание учебного предмета 8 класс
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|||
лабор. раб. |
практ. раб. |
сочинен. |
контр. раб. |
|||
1. |
Введение |
1 |
|
|
|
|
2. |
Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху |
9 |
|
|
|
|
3 |
Строительство Новой Европы |
7 |
|
|
|
|
4 |
Страны Западной Европы и Америка в конце 18 века |
11 |
|
|
|
2 |
ИТОГО |
28 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.