Муниципальное образование город Алейск Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 города Алейска
Алтайского края
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мир математики»
Общеинтеллектуальное направление
основное общее образование
6а класс
Срок реализации: 2019/2020 учебный год
Разработчик:
учитель математики
С.Н. Сомова
г. Алейск, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 6 класса «Мир математики» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 г.Алейска.
На изучение курса внеурочной деятельности «Мир математики» в 6 классе отводится 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ОВЗ.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Научно-познавательная деятельность, заложенная в общеинтеллектуальном направлении строится с учётом возрастных психолого - педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня:
Результаты второго уровня:
Результаты третьего уровня:
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
· формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
· формирование умения самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую и наоборот;
· формирование умения планировать пути достижения целей, выделять наиболее рациональные методы, осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
· формирование осознанной оценки в учебной деятельности, умения содержательно обосновывать правильность результата и способа действия, адекватно оценивать свои возможности при постановке цели самостоятельной деятельности;
· формирование умения логически рассуждать, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), аргументированные выводы, умение обобщать, сравнивать, классифицировать;
· формирование умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
· овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения, формирование умения структурировать математические тексты, выделять главное, выстраивать логическую последовательность излагаемого материала;
Предметные результаты:
· формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, форме описания и особого метода познания действительности;
· формирование представления об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы;
· развитие умений работать с учебным математическим текстом, грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификацию, логическое обоснование и доказательства математических утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения;
· формирование представлений о системе функциональных понятий, функциональном языке и символике; развитие умения использовать функционально – графические представления для решения различных математических задач;
· развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического содержания и задач смежных дисциплин.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Математические игры и головоломки, софизмы и фокусы (9 часов)
Классификация математических головоломок. Разнообразные приемы их разгадывания. Арифметические закономерности. Задания на восстановление чисел и цифр в арифметических записях. Нахождение арифметических действий в зашифрованных действиях. Волшебные квадраты. Арифметические фокусы. Арифметические игры и головоломки. Демонстрация математических фокусов и софизмов. Топологические головоломки. Исчезновение фигур. Головоломки с отвлеченными числами. Отгадывание математической идеи фокусов и софизмов.
Задачи на разрезание. (6 часов)
Геометрические упражнения с листком бумаги. Задачи на разрезание и перекраивание.
Логические и олимпиадные задачи (11 часов)
Виды логических задач: задачи на внимание; задачи-шутки, задачи на сравнение, задачи на переливание. Использование таблиц при решении логических задач. Особенности анализа условия, приемов решения и оформления олимпиадных задач. Математические задачи-загадки античных времен. Старинные занимательные истории по математике.
Нестандартные задачи (9 часов)
Занимательные задачи. Задачи – шутки. Круги Эйлера. Задачи с «изюминкой». «Странные» задачи. Игры, поиск выигрышной стратегии.
Содержание курса |
Форма организации |
Вид деятельности |
Количество часов |
Математические игры и головоломки, софизмы и фокусы |
4
|
||
Классификация математических головоломок. Разнообразные приемы их разгадывания. Арифметические закономерности. Задания на восстановление чисел и цифр в арифметических записях. Нахождение арифметических действий в зашифрованных действиях. Волшебные квадраты. Арифметические фокусы. Арифметические игры и головоломки. Демонстрация математических фокусов и софизмов. Топологические головоломки. Исчезновение фигур. Головоломки с отвлеченными числами. Отгадывание математической идеи фокусов и софизмов. |
групповая |
Учебно-познавательная и продуктивно- познавательная деятельность |
|
Задачи на разрезание |
4 |
||
Геометрические упражнения с листком бумаги. Задачи на разрезание и перекраивание. |
групповая |
Учебно-познавательная деятельность |
|
Логические и олимпиадные задачи
|
5 |
||
Виды логических задач: задачи на внимание; задачи-шутки, задачи на сравнение, задачи на переливание. Использование таблиц при решении логических задач. Особенности анализа условия, приемов решения и оформления олимпиадных задач. Математические задачи-загадки античных времен. Старинные занимательные истории по математике. |
групповая |
Учебно-познавательная и продуктивно- познавательная деятельность |
|
Нестандартные задачи |
4 |
||
Занимательные задачи. Задачи – шутки. Задачи с «изюминкой». «Странные» задачи. Игры, поиск выигрышной стратегии. |
групповая |
Продуктивно- познавательная деятельность |
|
Виды деятельности учащихся
1. Учебно-познавательная деятельность:
А: создается мотив к работе, и решаются организационные вопросы;
Б: происходит добыча знаний в ходе деятельности и получение серии частных выводов;
В: все частные выводы объединяются и делается обобщение материала;
Г: решение практической проблемы, например производственной, на основе полученных, на уроке новых знаний;
Д: обдумывание и оценка проведенной работы, выявление успехов и неудач, их причины.
2. Продуктивно-познавательная деятельность:
А: составление системообразующих схем по изученному разделу.
Б: составление задач самими учащимися.
В: составление задач с использованием логических цепочек.
Г: подбор и использование системы задач репродуктивного характера, помогающих решению творческих заданий.
Е: продуктивная деятельность с помощью графических и экспериментальных заданий.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
№ урока в разделе (главе) |
Тема курса
|
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
План 6а |
Факт 6а |
||||
|
|
Математические игры и головоломки, софизмы и фокусы, 4ч. |
|||
1. |
1. |
Математика на каждом шагу (решение задач с практическим содержанием) |
1 |
|
|
2. |
2. |
Математические игры и головоломки |
1 |
|
|
3. |
3. |
Математические софизмы и фокусы |
1 |
|
|
4. |
4. |
Математические софизмы и фокусы |
1 |
|
|
Задачи на разрезание, 4ч. |
|||||
5. |
1. |
Геометрические упражнения с листком бумаги |
1 |
|
|
6. |
2. |
Геометрические упражнения с листком бумаги |
1 |
|
|
7. |
3. |
Задачи на разрезание и перекраивание фигур |
1 |
|
|
8. |
4. |
Задачи на разрезание и перекраивание фигур |
1 |
|
|
Логические и олимпиадные задачи, 5ч. |
|||||
9. |
1. |
Логические и олимпиадные задачи, их типы и особенности |
1 |
|
|
10. |
2. |
Логические и олимпиадные задачи, их типы и особенности |
1 |
|
|
11. |
3. |
Задачи на переливание |
1 |
|
|
12. |
4. |
Задачи на переливание |
1 |
|
|
13. |
5. |
Занимательные и исторические задачи на составление уравнений |
1 |
|
|
Нестандартные задачи, 4ч. |
|||||
14. |
1. |
«Странные» задачи. Игры, поиск выигрышной стратегии. |
1 |
|
|
15. |
2. |
«Странные» задачи. Игры, поиск выигрышной стратегии. |
1 |
|
|
16. |
3. |
Задачи с «изюминкой». Задачи на состав числа. |
1 |
|
|
17. |
4. |
Задачи с «изюминкой». Задачи на состав числа. |
1 |
|
|
Лист внесения изменений в рабочую программу
Ф.И.О. учителя____________________________________
Предмет________________________ Класс____________
Дата внесения изменений (дата нового урока) |
№ измен урока |
№ нового урока |
Тема нового урока |
Основание изменений (б/л, курсы, карантин, № приказа) |
Подпись учителя |
Отметка о коррекции вэл.журнале да/нет |
Подпись зам.дир. по УВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.