Рабочая программа по истории 5 класс (новый ФГОС)
Оценка 5

Рабочая программа по истории 5 класс (новый ФГОС)

Оценка 5
pdf
21.12.2022
Рабочая программа по истории 5 класс (новый ФГОС)
Рабочая программа история 5 класс.pdf

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Архангельской области

Управление образования Вельского муниципального района Архангельской области

МБОУ «Липовская ОШ № 15»

                                                                               СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________Мещерякова Н.А.

Приказ №109

от "1 " сентября  2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

______________Творилов Е.С.

Приказ №109

от "1" сентября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2383571)

учебного предмета

«История»

для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Березина Наталья Валерьяновна

учитель истории

д. Малая Липовка 2022


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

В основной школе ключевыми задачами являются:

—  формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

—  воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —

многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

—  развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

—  формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 8. — С. 7—8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Введение

Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ

Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство.

Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел.

Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.

Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР

Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.

Древний Египет

Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.

Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.

Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы.

Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии

Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.

Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.

Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии.

Гибель империи.

Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.

Восточное Средиземноморье в древности

Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования.

Ветхозаветные предания.

Персидская держава

Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).

Древний Китай

Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения.

Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиознофилософские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.

Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция

Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите.

Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).

Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы

Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация.

Метрополии и колонии.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.

Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.

Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

Культура Древней Греции

Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.

Македонские завоевания. Эллинизм

Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Александрия Египетская.

Древний Рим Возникновение Римского государства

Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.

Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан.

Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы.

Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания в Средиземноморье

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны

Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры

Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.

Расцвет и падение Римской империи

Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима

Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:

в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в

поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского

служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях

народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии

человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны

и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;

в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и

необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой

деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей

с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об

изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в

форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать

путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и

современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение

совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы,

требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки

полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников

общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.  Знание хронологии, работа с хронологией:

объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность

события к веку, тысячелетию; определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести

счет лет до нашей эры и нашей эры.

2.  Знание исторических фактов, работа с фактами:

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории

Древнего мира; группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

3.  Работа с исторической картой: находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение

человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей

и их занятиями.

4.  Работа с историческими источниками: называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные,

вещественные), приводить примеры источников разных типов;

различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи,

приводить примеры;

извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

5.  Историческое описание (реконструкция):

характеризовать условия жизни людей в древности; рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках; рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в

исторических событиях); давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

6.  Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения

основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;

сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

7.  Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в

учебной литературе; высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

8.  Применение исторических знаний:

раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в

современном мире;

выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с

привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

 

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение

 

 

 

 

 

 

1.1.

Введение

2

0

0

 

Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом;

Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников;

Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика; Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра);

Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру;

Объяснять, какая историческая и географическая информация содержится на исторических картах;

Устный опрос;

Письменный контроль;

 

Итого по разделу

2

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Первобытность

 

 

 

 

 

 

2.1.

Первобытность

6

0.5

0

 

Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам;

Рассказывать о занятиях первобытных людей;

Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей;

Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали;

Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков;

Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди;

Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф;

Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства;

Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних земледельцев, ремесленников;

Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя;

Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми;

Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело;

Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе;

Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать;

Называть признаки, по которым историки судят о появлении цивилизации;

Устный опрос;

Письменный контроль; Тестирование;

 

Итого по разделу

6

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Древний Восток

 

 

 

 

 

 

 

3.1.

Древний Египет

8

0

0

 

Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения;

Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти;

Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие;

Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец;

Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные изображения;

Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники);

Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта;

Рассказывать об организации и вооружении египетского войска;

Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II;

Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне;

Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстраций);

Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея;

Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон;

Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов;

Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма);

Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта;

Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска;

Устный опрос;

Письменный контроль; Тестирование;

 

3.2.

Древние цивилизации

Месопотамии

3

0

0

 

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности людей;

Называть и показывать на карте древнейшие города-государства Месопотамии;

Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зиккурат;

Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства;

Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи;

Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника;

Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска;

Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой;

Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях;

Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона;

Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня»;

Устный опрос; Тестирование;

 

3.3.

Восточное Средиземноморье в древности

3

0

0

 

Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья; Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии;

Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит;

Называть и показывать на карте древние государства Палестины;

Объяснять, чем известен в истории царь Соломон;

Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет;

Устный опрос; Тестирование;

 

3.4.

Персидская держава

1

0

0

 

Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества;

Объяснять причины военных успехов персидской армии;

Характеризовать систему управления персидской державой;

Рассказывать о религии древних персов;

Устный опрос; Тестирование;

 

3.5.

Древняя Индия

2

0

0

 

Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения;

Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту;

Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит;

Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме;

Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения;

Устный опрос; Тестирование;

 

 

3.6.

Древний Китай

3

0.5

0

 

Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения;

Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях;

Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства;

Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности; Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли;

Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались;

Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия;

Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия;

Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, технике, художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций);

Устный опрос; Тестирование;

 

Итого по разделу

20

 

 

 

 

Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм

 

 

 

4.1.

Древнейшая Греция

4

0

0

 

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения;

Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о.

Крит, в Микенах;

Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»;

Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»;

Устный опрос;

Письменный контроль; Тестирование;

 


 

 

4.2.

Греческие полисы

8

0

0

 

Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства;

Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония;

Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти;

Рассказывать о составе и организации полисного войска;

Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями;

Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм;

Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена;

Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией;

Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством;

Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты;

Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции;

Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках;

Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия;

Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции; Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений грекоперсидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе);

Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы;

Характеризовать роль конкретных людей — руководителей полисов, военачальников, воинов в ходе военных событий;

Называть основные итоги греко-персидских войн;

Высказывать суждение о том, почему небольшой группе греческих полисов удалось одержать победу в войнах против могущественной Персидской державы;

Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко-персидских войн;

Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла; Называть основные источника рабства в Древней Греции, объяснять, почему численность рабов значительно возросла в V в. до н. э.;

Характеризовать условия жизни и труда рабов в греческих полисах;

Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах;

Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны;

Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после Пелопоннесской войны;

Устный опрос;

Письменный контроль; Тестирование;

 

4.3.

Культура Древней Греции

5

0

0

 

Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные изображения;

Объяснять, кто такие титаны и герои;

Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции;

Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика; Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук;

Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации);

Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях;

Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений;

Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм;

Устный опрос;

Письменный контроль; Тестирование;

 

 

4.4.

Македонские завоевания.

Эллинизм

4

0.5

0

 

Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II;

Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами;

Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского;

Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского;

Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского; Раскрывать смысл понятия «эллинизм»;

Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского;

Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира;

Устный опрос;

Письменный контроль; Тестирование;

 

Итого по разделу

21

 

Раздел 5. Древний Рим

5.1.

Возникновение Римского государства

3

0

0

 

Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности;

Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков;

Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион, понтифик, авгур;

Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание);

Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника;

Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов;

Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией;

Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли», «Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!»;

Устный опрос;

Письменный контроль; Тестирование;

 

5.2.

Римские завоевания в Средиземноморье

2

0

0

 

Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги);

Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал;

Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций;

Устный опрос;

Письменный контроль; Тестирование;

 

5.3.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны

4

0

0

 

Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли»;

Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор;

Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов;

Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения);

Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу; Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме;

Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги);

Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю;

Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали выражения «Жребий брошен!», «Перейти Рубикон»;

Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги;

Устный опрос;

Письменный контроль; Тестирование;

 

 

5.4.

Расцвет и падение Римской империи

8

1

0

 

Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа;

Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору);

Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями;

Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях Римской империи;

Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда;

Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы; Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян;

Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена;

Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ.

Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную;

Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим; Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?»;

Устный опрос;

Письменный контроль; Тестирование;

 

5.5.

Культура Древнего Рима

1

0

0

 

Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», называть имена поэтов золотого века;

Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме (философия, география, история);

Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству;

Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору); Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и различия;

Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты;

Устный опрос;

Письменный контроль; Тестирование;

 

Итого по разделу

18

 

 

 

 

Раздел 6. Обобщение

 

 

 

6.1.

Историческое и культурное наследие цивилизаций

Древнего мира

1

0

0

 

Виды деятельности по изученным разделам;

Устный опрос; Контрольная работа;

 

Итого по разделу

1

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПО ПРОГРАММЕ

68

2.5

0

 

 


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Введение.

1

0

0

 

Устный опрос;

2.

Счет лет в истории.

1

0

0

 

Письменный контроль;

3.

Древнейшие люди. РС «Древний Север: каменный век, неолит».

1

0

0

 

Устный опрос;

Письменный контроль;

4.

Родовые общины охотников и собирателей. РС «Древнейшие стоянки на Севере и  на территории родного края».

1

0

0

 

Письменный контроль;

5.

Возникновение искусства и религиозных верований. РС «Древний Север:

первобытное искусство и религия».

1

0

0

 

Устный опрос;

6.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

0

0

 

Письменный контроль;

7.

Появление неравенства и знати. РС  «Древний Север:

эпоха раннего металла, железный век». 

1

0

0

 

Устный опрос;

8.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первобытность».

Контрольная работа по теме "Первобытность".

1

0.5

0

 

Тестирование;

9.

Государство на берегах Нила.

1

0

0

 

Письменный контроль;

10.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

0

0

 

Устный опрос;

11.

Жизнь египетского вельможи.

1

0

0

 

Устный опрос;

 

12.

Военные походы фараонов.

1

0

0

 

Устный опрос;

13.

Религия древних египтян.

1

0

0

 

Письменный контроль;

14.

Искусство Древнего Египта.

1

0

0

 

Устный опрос;

15.

Письменность и знания древних египтян.

1

0

0

 

Устный опрос;

16.

Обобщающий урок по теме "Древний Египет".

1

0

0

 

Тестирование;

17.

Древнее Двуречье.

1

0

0

 

Устный опрос;

18.

Вавилонский царь

Хаммурапи и его законы.

1

0

0

 

Устный опрос;

19.

Ассирийская держава.

1

0

0

 

Тестирование;

20.

Финикийские мореплаватели.

1

0

0

 

Устный опрос;

21.

Библейские сказания.

1

0

0

 

Устный опрос;

22.

Древнееврейское царство.

1

0

0

 

Тестирование;

23.

Персидская держава "царя царей".

1

0

0

 

Устный опрос;

24.

Природа и люди Древней Индии.

1

0

0

 

Устный опрос;

25.

Индийские касты.

1

0

0

 

Тестирование;

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

0

0

 

Устный опрос;

27.

Первый властелин единого Китая.

1

0

0

 

Тестирование;

28.

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток". Контрольная работа по теме "Древний Восток".

1

0.5

0

 

Тестирование;

29.

Греки и критяне.

1

0

0

 

Устный опрос;

30.

Микены и Троя.

1

0

0

 

Письменный контроль;

 

31.

Поэма Гомера "Илиада".

1

0

0

 

Устный опрос;

32.

Поэма Гомера "Одиссея".

1

0

0

 

Тестирование;

33.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

0

0

 

Письменный контроль;

34.

Зарождение демократии в Афинах.

1

0

0

 

Устный опрос;

35.

Древняя Спарта.

1

0

0

 

Устный опрос;

36.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1

0

0

 

Устный опрос;

37.

Победа греков над персами в Марафонской бтитве.

1

0

0

 

Устный опрос;

38.

Нашествие персидских войск.

1

0

0

 

Письменный контроль;

39.

В гаванях афинского порта Пирей.

1

0

0

 

Устный опрос;

40.

Афинская демократия при Перикле.

1

0

0

 

Письменный контроль;

41.

Религия древних греков.

1

0

0

 

Устный опрос;

42.

Олимпийские игры в древности.

1

0

0

 

Письменный контроль;

43.

В городе богини Афины.

1

0

0

 

Устный опрос;

44.

В афинских школах и гимнасиях.

1

0

0

 

Письменный контроль;

45.

 В афинском театре.

1

0

0

 

Устный опрос;

46.

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

0

0

 

Устный опрос;

47.

Походы Александра

Македонского на Восток.

1

0

0

 

Письменный контроль;

48.

В Александрии Египетской.

1

0

0

 

Тестирование;

 

49.

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция". Контрольная работа  по теме "Древняя Греция".

1

0.5

0

 

Устный опрос; Контрольная работа;

50.

Древнейший Рим.

1

0

0

 

Устный опрос;

51.

Завоевание Римом Италии.

1

0

0

 

Устный опрос;

52.

Устройство Римской республики.

1

0

0

 

Устный опрос;

53.

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

0

0

 

Устный опрос;

54.

Установление господства

Рима во всем

Средиземноморье.

1

0

0

 

Устный опрос;

55.

Рабство в Древнем Риме.

1

0

0

 

Устный опрос;

56.

Земельный закон братьев Гракхов.

1

0

0

 

Устный опрос;

57.

Восстание Спартака.

1

0

0

 

Письменный контроль;

58.

Единовластие Цезаря.

1

0

0

 

Устный опрос;

59.

Установление империи.

1

0

0

 

Устный опрос;

60.

Соседи Римской империи.

1

0

0

 

Устный опрос;

61.

В Риме при императоре Нероне.

1

0

0

 

Устный опрос;

62.

Первые христиане и их учение.

1

0

0

 

Устный опрос;

63.

Промежуточная аттестация (итоговая контрольная работа).

1

1

0

 

Контрольная работа;

64.

Расцвет империи во II веке н.э.

1

0

0

 

Устный опрос;

 

65.

Вечный город и его жители.

1

0

0

 

Письменный контроль;

66.

Римская империя при

Константине

1

0

0

 

Устный опрос;

67.

Взятие Рима варварами.

1

0

0

 

Устный опрос;

68.

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

1

0

0

 

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПО ПРОГРАММЕ

68

2.5

0

 


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

РЭШ, ИНФОУРОК.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мультимедийный проектор.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Атлас и контурная карта "История Древнего мира" Просвещение, 2020, 2022.


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

д. Малая Липовка 2022

д. Малая Липовка 2022

Рабочая программа по истории 5 класс (новый ФГОС)

Рабочая программа по истории 5 класс (новый ФГОС)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Персидская держава Завоевания персов

Персидская держава Завоевания персов

Древний Рим Возникновение Римского государства

Древний Рим Возникновение Римского государства

России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки…

России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки…

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать…

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать…

Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей…

Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Древний Египет 8 0 0

Древний Египет 8 0 0

Древняя Индия 2 0 0

Древняя Индия 2 0 0

Греческие полисы 8 0 0

Греческие полисы 8 0 0

Культура Древней Греции 5 0 0

Культура Древней Греции 5 0 0

Римские завоевания в Средиземноморье 2 0 0

Римские завоевания в Средиземноморье 2 0 0

Итого по разделу 18

Итого по разделу 18

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Государство на берегах Нила

Государство на берегах Нила

Природа и люди Древней Индии. 1 0 0

Природа и люди Древней Индии. 1 0 0

Нашествие персидских войск. 1 0 0

Нашествие персидских войск. 1 0 0

Устройство Римской республики. 1 0 0

Устройство Римской республики. 1 0 0

Римская империя при Константине 1 0 0

Римская империя при Константине 1 0 0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.