Приложение к основной образовательной программе основного общего образования № _______
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Перелазская средняя общеобразовательная школа
Красногорского района Брянской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________/Сысоева Е.И./
Приказ № __ от_____________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «История»
Класс: 8
Уровень обучения: базовый
Форма обучения: очная
Количество часов: 68
Составил:
учитель истории
первой категории
Хомченко Владимир Николаевич.
2020 г.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
УМК:
1.А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина «Всеобщая история 1800-1900. История нового времени.8 класс».М.: Просвещение.
2. .И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко, И.В.Амосов, и др. «История России. Конец 17-18 век. 8 класс». М.:
Дрофа.
Цели и задачи курса
Целью обучения истории является: - образование, формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. - развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.
На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Задачами обучения в основной школе предмета «История» являются:
- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
- Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
- Овладение компетенциями:
Познавательной: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, оценка, сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
Регулятивной: формирование целеполагания; планирование, прогнозирование, творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля, коррекции и оценки своей деятельности.
Коммуникативной: овладение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Личностной: формирование самоопределения личности; осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях владение умениями совместной деятельности,
Общая характеристика учебного предмета
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Базовые принципы школьного исторического образования:
· идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
· рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
· ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
· воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
· общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
· познавательное значение российской истории;
· формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
· принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
· многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
· многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
· исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
· антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
· историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Планируемые результатам обучения и освоения содержания курса по истории
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Серьезное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности
- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
- освоение приемов установления причинно-следственных связей.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов,
памятников
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу
диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
В результате изучения истории в 8 классе основной школы по истории России учащиеся научатся:
- локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций и др.
-анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России в Новое время,
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в) развития общественного движения («консерватизм», «Либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.;
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.
К концу учебного года семиклассники получат возможность научиться:
- использовать историческую карту, характеризовать социально-экономическое развитие России в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
История нового времени:
1.1. Называть:
а) хронологические рамки нового времени;
2.1. Называть:
2.1.1. место, обстоятельства, участников, итоги событий;
2.1.2. правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом;
2.1.3. представителей общественной мысли, науки и культуры.
3.1. Показывать на исторической карте государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.
4.1. Описывать: а) условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в новое время, их влияние на труд и быт людей.
4.2. Составлять описание памятников: а) жилых и общественных зданий, технических сооружений и машин; б) предметов быта; в) памятников художественной культуры.
5.1. Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных движений нового времени; становления гражданского общества.
5.2. Называть характерные, существенные черты:
5.2.1. политического устройства стран Европы, Америки, Азии, Африки в новое время;
5.2.2. международных отношений нового времени;
5.2.3. развития духовной культуры стран Европы и Востока.
5.4. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просвещение, промышленный переворот, утопический социализм, консерватизм, либерализм, радикализм, индустриальное общество, империализм, монополия, колониализм, модернизация
5.6. Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени.
5.7. Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических и общественных лидеров, представителей науки и культуры нового времени.
2. Содержание тем учебного курса
ИСТОРИЯ РОССИИ: КОНЕЦ XVII - XVIII В.
Введение . Закономерности и особенности развития Российского государства в конце XVII—XVIII в.
Тема I. Рождение Российской империи
Борьба за власть в конце XVII в. Воцарение Петра I. Нарышкины и Милославские. Стрелецкий бунт 1682 г. Провозглашение царями Ивана и Петра. Царевна Софья Алексеевна. Хованщина. Регентство Софьи. В. Голицын. Внешняя политика. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Присоединение России к антиосманской коалиции. Крымские походы. Отстранение царевны Софьи от власти. Начало самостоятельного правления Петра I.
Начало преобразований. Обучение и воспитание Петра. Немецкая слобода. Потешное войско. Появление трехцветного флага. Начало самостоятельного правления. Сподвижники Петра I. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Строительство кораблей. Великое посольство и его значение. Новое летосчисление. Введение европейских традиций в быту.
Северная война: от Нарвы до Полтавы. Создание Северного союза. Неудачи в начале войны и их преодоление. Преобразования в армии. Мобилизация экономики для ведения войны. Первые успехи русских войск. Основание Петербурга. Измена И. С. Мазепы. Битва при деревне Лесной. Б. П. Шереметев, А. Д. Меншиков. Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира. Победа русской армии в генеральном сражении под Полтавой. Прутский поход. Потеря Азова. Борьба за гегемонию на Балтике. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Каспийский поход.
Реформы в области государственного управления. Цели и характер Петровских реформ. Государственно-административные преобразования. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы. Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Феофан Прокопович. Военная реформа. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Введение подушной подати. Перепись податного населения. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Общество и государство. Тяготы реформ. Цена реформ. Положение народных масс. Рост налогового гнета и других повинностей. Народные выступления. Восстание в Астрахани. Выступление под предводительством К. Булавина. Башкирское восстание. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Семья Петра I. Указ о престолонаследии1722 г.
Преображенная Россия. Личность царя-реформатора. Преобразования в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран Европы. Введение гражданского шрифта. Первая газета «Ведомости». Создание школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись. Скульптура и архитектура. Строительство Петербурга. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни дворянства. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. Итоги, последствия и значение петровских преобразований.
Тема II. Россия в 1725—1762 гг.
Россия после Петра I. Страна в эпоху дворцовых переворотов. Причины нестабильности политического строя. Борьба за власть. Роль гвардии и дворянства в государственной жизни. Фаворитизм. Возведение на престол Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Император Петр II. Борьба царедворцев за влияние на императора. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова.
Царствование Анны Иоанновны. Кондиции «верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Отказ от Кондиций. Упразднение Верховного тайного совета. Внутренняя политика. Кабинет министров. «Бироновщина». Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Х. Миниха в политической жизни страны. Шляхетский корпус. Ограничение дворянской службы 25 годами. Внешняя политика. Война за польское наследство. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Белградский мир. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет России.
Елизавета Петровна и ее окружение. Иван Антонович и Анна Леопольдовна. Борьба за власть после кончины Анны Иоанновны. Воцарение Елизаветы Петровны. Личность и образ жизни новой императрицы. А. Г. Разумовский, И. И. Шувалов. Явление фаворитизма. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Усиление крепостнического гнета.
Внешняя политика России в 1741—1762 гг.
Европейское направление внешней политики. Война со Швецией 1741—1743 гг. Заключение мира в Або. Россия в международных конфликтах 1740—1750-х гг. Присоединение России к франко-австрийскому союзу.
Участие в Семилетней войне. Победы русских войск под командованием С. Ф. Апраксина, П. А. Румянцева, П. С. Салтыкова. Прекращение боевых действий Петром III.
Тема III. Российская империя при Екатерине II и Павле I
Начало правления Екатерины II. Личность Екатерины II. Внутриполитические мероприятия Петра III. Переворот 1762 г. Дело В. Я. Мировича. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Поездки императрицы по стране. Начало преобразований. Реформа Сената. Секуляризация церковных земель. Генеральное межевание. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество.
Уложенная комиссия
Цели и состав комиссии. «Наказ» императрицы для депутатов Уложенной комиссии. Деятельность комиссии. Требования депутатов от сословий. Екатерина II и проблема крепостного права. Итоги работы Уложенной комиссии.
Восстание под предводительством Е. Пугачева. Обострение социальных противоречий в стране. Личность Пугачева. Формирование повстанческой армии. Начало восстания. Манифесты Пугачева. Его сподвижники. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Территория, охваченная движением. Успехи войск Пугачева. Осада Оренбурга. Поражение под Казанью. Разгром восставших. Казнь Е. Пугачева.
Государственные реформы в 1775—1796 гг. Губернская реформа. Система управления в губерниях. Рост городов, благоустройство губернских центров. Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Положение еврейского населения, формирование черты оседлости. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.
Внешняя политика России на южном направлении . Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов,Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Русское военное искусство. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы и других городов. Г. А. Потемкин. Создание Черноморского флота. Георгиевский трактат. Европейское направление внешней политики России во второй половине XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы.
Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Т. Костюшко. Русско-шведская война. Отношение России к революционной Франции. Вступление России в союз с Англией и Австрией.
Внутренняя политика Павла I. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Указ о престолонаследии 1797 г. Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью. Ограничение дворянских привилегий. Указ о трехдневной барщине.
Внешняя политика России на рубеже веков. Первые внешнеполитические шаги Павла I. Участие России в антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. «Наука побеждать» А. В. Суворова. Действия флота под командованием Ф. Ф. Ушакова. Резкое изменение внешнеполитического курса: разрыв с Англией, сближение с Францией. Причины заговора против Павла I. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.
Российское общество во второй половине XVIII в.Территория Российской империи. Европейские, азиатские и североамериканские земли. Население страны: сокращение численности в начале столетия и рост во второй половине. Сословная структура общества. Окончательное складывание сословного строя. Иерархическая соподчиненность сословий по отношению друг к другу и всех в целом — к государству. Привилегированные и податные сословия. Многонациональная империя. Процессы взаимодействия народов и культур. Религиозная политика и национальные отношения.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
Экономическое развитие страны. Противоречивость экономической системы. Модернизация на фоне сохранения крепостничества. Многоукладный характер экономики. Сельское хозяйство. Освоение новых территорий, внедрение новых культур. Промышленность. Внутренняя и внешняя торговля.
Образование и наука. Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Создание системы начального, среднего и высшего образования. Основание Академии художеств, Смольного института благородных девиц. Сословные учебные заведения. Московский университет — первый российский университет. Российская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербурге. Изучение страны — главная задача российской науки. Географические экспедиции. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. Исследования в области отечественной истории. Е. Р. Дашкова. М. В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.
Развитие общественной мысли и литературы
Консервативные взгляды М. М. Щербатова. Просветительские идеи и деятельность Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. Критика самодержавия. «Путешествие из Петербурга в Москву». Литература: от классицизма к сентиментализму. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина.
Архитектура. Живопись и скульптура. Театр
Русская архитектура XVIII в. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Шедевры Б. Растрелли. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. Историческая живопись. Скульптурные произведения. Рождение русского театра. Ф. Г. Волков. Пьесы русских драматургов.
Быт россиян в XVIII в.
Культура и быт российских сословий. Крестьянство. Традиционное жилище, одежда и обувь. Питание крестьянских семей. Новые традиции в жизни горожан. Купечество. Ремесленники. Духовенство. Благоустройство городов. Дворянство, жизнь и быт дворянской усадьбы. Роскошный быт дворянской знати. Жизнь мелкопоместного дворянства.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Введение.
От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — обновление, изменение традиционного общества за счёт заимствования системы ценностей, признанных как приоритетные для современного этапа развития мира. Модернизация с позиции теории эшелонированного развития капитализма. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный технический прогресс. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. Становление индустриального общества
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Завершение промышленного переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Изобретения Ж. М. Жаккара. Дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным переворотом. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г. Форда. Дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж. Шарль: создание аэростата. Ф. фон Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые источники энергии. Открытие электрической энергии и способы её использования. Революция в средствах связи. Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в единую экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных процессов. Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Изменение политической и экономической сущности аристократии. Развитие новых основных классов капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Пороки капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. Человек в системе капиталистических отношений. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Технический прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта. Дальнейшее развитие и совершенствование средств связи. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые развлечения. Наука: создание научной картины мира. Причины роста числа открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Социальный эффект открытия электрической энергии. Роль учения Ч. Дарвина в формировании нового мировоззрения. Микробиология. Достижения медицины. Роль и развитие образования в капиталистическом обществе. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Новое поколение «наследников» Робинзона в произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э. Золя. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи. Реализм. Критический реализм. Двенадцать лет истории французского импрессионизма. Постимпрессионизм. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового Света. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой половины XIX в.: Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье. Утопический социализм о путях преобразования общества. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. Анархизм.
Тема 2. Строительство новой Европы
Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. От Франции революционной к Франции буржуазной. Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Разгром империи Наполеона. Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход в Россию. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. Новая идеология и система международных отношений. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Предотвращение революции в 40-е гг. XIX в. «Эпоха Викторианского компромисса». Англия — «мастерская мира». Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской империи. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Продолжение промышленной революции. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье. Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской династии. Упрочение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Бланкизм. Политический кризис накануне революции 1848 г. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Мировой промышленный кризис и его последствия для французской экономики. Вооружённое восстание и победа революции над Июльской монархией. Требование провозглашения республики. Временное правительство и его попытки выйти из кризиса. Учредительное собрание. Социальное недовольство. Вторая республика, Луи Бонапарт Наполеон. Режим Второй империи Наполеона III. Завершение промышленного переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции. Внешняя политика Второй империи. Германия: на пути к единству. Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. Поражение революции. Дальнейшая модернизация страны во имя её объединения. Вильгельм I и «железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии и Австрии за лидерство среди немецких государств. Австро-прусская война. Сражение при Садове. Образование Северогерманского союза. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Мировой промышленный кризис и Италия. Начало революции. Национальные герои Италии: Дж. Гарибальди и Д. Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. Усиление Сардинского королевства. К. Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение Италии. Роль Пьемонта. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Седанская катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья республика во Франции и окончание Франко-прусской войны. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и провозглашение Германской империи. Восстание в Париже. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны: бунт или подвиг парижан?
Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX в.
Успехи и проблемы индустриального общества Германская империя: борьба за «место под солнцем». Пруссия во главе империи. Изменения в политическом устройстве объединённой Германии. Ускорение темпов экономического развития. Направления модернизации экономики. Юнкерство и крестьянство. Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппозиция. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» О. Бисмарка — прогрессивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении к личной власти. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Национализм. Подготовка к войне. Великобритания: конец Викторианской эпохи. Реформирование — неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи: «единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона». Рождение лейбористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Монополистический капитализм по английски. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты. Франция: Третья республика. Последствия Франко-прусской войны для Франции. Замедление темпов экономического развития. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. Третья республика и её политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция — колониальная империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне. Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Роль государства в индустриализации страны. Особенности монополистического капитализма в Италии. «Мирное экономическое проникновение». Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам. Внешняя политика. Колониальные войны. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: преобразование империи Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию. Политическое устройство Австро-Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие национальных культур и самосознания народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Тема 4. Две Америки США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
США — страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадки — увеличение потока переселенцев. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Фермер — идеал американца. Плантаторский Юг. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны и политики А. Линкольна. США: империализм и вступление в мировую политику. Причины быстрого экономического развития США после Гражданской войны. Отношение к образованию и труду. Расслоение фермерства. Монополистический капитализм: господство трестов, финансовая олигархия. США — президентская республика. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ на укрепление гражданского общества и правового государства. Доктрины: Монро, «открытых дверей», «дипломатии большой дубинки», «дипломатии доллара». Империалистическая внешняя политика США на континенте и за его пределами. Латинская Америка в XIX — начале XX в.: время перемен. Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С. Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование и особенности развития независимых государств в Латинской Америке. «Век каудильо» — полоса государственных переворотов и нестабильности. Инерционность развития экономики. Латиноамериканский «плавильный котёл» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.
Тема 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма
Смена торговой колонизации на империалистическую. Нарастание неравноправной интеграции стран Запада и Востока. Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника». Китай: сопротивление реформам.
Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало эры «просвещённого» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. ХунСюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Кан Ю-вэй. Новый курс Цыси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Индия — жемчужина британской короны. Влияние Ост-Индской компании на развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857—1859). Индийский национальный конгресс (ИНК). БалгангадхарТилак. Традиционное общество на африканском континенте. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.
Тема 6. Международные отношения: обострение противоречий Международные отношения: дипломатия или войны?
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Политическая карта мира начала XX в. — карта противостояния. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Узлы территориальных противоречий. Создание военных блоков: Тройственный союз, Антанта. Первые локальные империалистические войны. Балканские войны — пролог Первой мировой войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Пацифистское движение. Повторение по курсу. Обобщающее повторение курса XIX в.: модернизация как фактор становления индустриального общества. От революций к реформам и интересам личности.
Тематический план история России
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
В то числе, контрольное тестирование |
1. |
Введение |
1 |
|
2. |
Тема 1. Рождение Российской империи. |
12 |
1 |
3. |
Тема 2. Россия в 1725-1762гг. |
6 |
1 |
4. |
Тема 3. «Просвещённый абсолютизм». Правление Екатерины II. |
23 |
2 |
9. |
Итого: |
42 |
4 |
Тематический план «История Нового времени 1800-1900 гг.»
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
В то числе, контрольное тестирование |
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Глава 1. Становление индустриального общества в XIX веке. |
5 |
1 |
3 |
Глава 2. Строительство новой Европы. |
6 |
1 |
4 |
Глава 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX- начале XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества. |
6 |
1 |
5 |
Глава 4. Две Америки. |
3 |
|
6 |
Глава 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. |
2 |
|
7 |
Глава 6. Международные отношения в конце XIX- начале XX в. |
3 |
1 |
|
Всего: |
26 |
4 |
Календарно-тематическое планирование
по История России XVII – XVIII век.
№
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
|
1 |
Введение (1 час) |
1 |
|
2 |
Борьба за власть в конце XVII века |
1 |
Выполняют задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущие уроке. Составляют развернутого плана характеристики правления Федора Алексеевича. высказывание оценочного суждения об отмене местничества. Определяют причин Стрелецкого бунта 1682 г. Объясняют значения основных понятий темы урока. Составляют исторического портрета Царевны Софьи Алексеевны. |
3 |
Начало преобразований |
1 |
Воспринимают и анализируют информацию, сообщаемую учителем, и текста учебника. Составляют развернутый плана характеристики правления царевны Софьи, высказывают оценочные суждений о ее деятельности. Объяснение сущности конфликта Петра и Софьи. Определяют цели Азовских походов 1695 – 1696 гг. и Великого посольства, работа с исторической картой. |
4 |
Северная война: от Нарвы до Полтавы |
1 |
Определяют причины Северной войны, цели России. Заполнение таблицы «Крупнейшие сражения Северной войны (1700-1721)» на основе текста учебника и исторической карты |
5 |
Северная война: от Полтавы до Ништадского мира |
1 |
Высказывают оценочные суждения о значении Полтавской битвы и других крупных сражений на суше и на море. |
6 |
Реформы в области государственного управления |
1 |
Заполняют таблицу «Преобразования Петра I». Составление схем «Органы центрального управления России при Петре I», |
7 |
Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования |
1 |
Выявляют предпосылки ускорения экономического развития в России в первой четверти XVIII в. Характеризуют и оценивают развитие промышленности и торговли в данное время на основе текстов учебника, исторического источника и данных исторической карты.
|
8 |
Общество и государство. Тяготы реформы |
1 |
|
9 |
Преображенная Россия |
1 |
Выявляют черты влияния европейской культуры на российскую культуру в начале XVIII в. Характеризуют нововведений в области культуры и быта. Сравнение старой и новой систем просвещения. |
10 |
Петр I и Брянский край |
1 |
Объясняют причины и сущность «дела царевича Алексея». Высказывают оценочные суждений о конфликте между императором и его сыном, поведении Петра I. Работают с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. |
11 |
Изменение системы управления Брянского края |
1 |
|
12 |
Петровская модернизация и социально-экономическое развитие Брянщины. |
1 |
|
13 |
Повторительно-обобщающий урок: «Рождение Российской империи» |
1 |
Выполняют разноуровневые тестовых заданий по данной теме. |
|
|
||
14 |
Россия после Петра I |
1 |
Обсуждают политическую обстановки , сложившуюся после смерти Петра I, прогнозировать развитие ситуации. Определяют причины дворцовых переворотов. Высказывают свои суждения об эпохе дворцовых переворотов, феномене фаворитизма, их историческом значении |
15 |
Царствование Анны Иоанновны |
1 |
Обсуждают вступление на престол Анны Иоанновны. Объясняют причины провала «затейки верховников». Высказывание мнения об окружении императрицы. Составляют развернутый плана характеристики внутренней политики Анны Иоанновны. Формулируют выводы об итогах внутриполитического развития России при Анне Иоанновне. |
16 |
Елизавета Петровна и ее окружение |
1 |
Характеризуют по плану 1) личность Елизаветы Петровны; 2) сословную политику государства; 3) экономическую политику Елизаветы Петровны. Составляют характеристику личности и сословной политики Елизаветы Петровны. Оценивают деятельность П.И. Шувалова. Объяснять цели участия России в Семилетней войне. Составляют хронологию военных действий Семилетней войны с участием России |
17 |
Внутренняя политика Елизаветы Петровны |
1 |
|
18 |
Внешняя политика России в 1741-1762 гг. |
1 |
|
19 |
Повторительно-обобщающий урок: «Россия в 1725-1762 гг.» |
1 |
Отвечают на устные вопросы, выполняют тестовую письменную работу, дают определения понятий по данной теме, проводят анализ и самоанализ учебной деятельности на уроке при консультативной помощи учителя. |
|
|
||
20 |
Начало правления Екатерины II |
1 |
Определяют алгоритм учебной и познавательной деятельности в соответствии с познавательными задачами и целью. Воспринимают и анализируют информацию, сообщаемую учителем, и из текста учебника. Определяют цели и направления внешней политики Екатерины II. Выявление причин русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791 гг. Высказывают свои суждения о действиях русских полководцев, причинах побед русского оружия. |
21 |
Уложенная комиссия |
1 |
|
22 |
Восстание под предводительством Е.Пугачева |
1 |
Определяют причины восстания под предводительством Е.И. Пугачева. Охарактеризовывают личности предводителя и исторических источников. Формулируют выводы о результатах и значении восстания. Ищут информацию для рассказа об отдельных эпизодах восстания Е.И. Пугачева |
23 |
Государственные реформы в 1775-1796 гг. |
1 |
Выполняют задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке.
Определяют задачи учебной и познавательной деятельности в соответствии с целью урока.
Составляют схемы губернского управления по реформе 1775 г. систематизация материала о сословной политике Екатерины в форме таблицы. Формулируют вывод о характере сословной политике. |
24 |
Образование Брянского наместничества и его административно-территориальное деление |
1 |
|
25 |
Внешняя политика России на южном направлении |
1 |
|
26 |
Европейское направление внешней политики России во второй половине XVIII века |
1 |
|
27 |
Внутренняя политика Павла I |
1 |
Характеризуют личность Павла I. Составляют развернутый план – характеристики внутренней политики императора. Определяют цели и задачи внешней политики Павла I, оценка ее результатов. |
28 |
Внешняя политика России на рубеже веков |
1 |
Составляют развернутый план – характеристики внешней политики. Характеризуют экономическое развитие России во второй половине XVIII века. |
29 |
Российское общество во второй половине XVIII века |
1 |
|
30 |
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века |
1 |
|
31 |
Экономическое развитие Брянского края во второй половине XVIII века |
1 |
|
32 |
Образование и наука |
1 |
Определяют цели, задачи, алгоритм дальнейшей деятельности .Характеризуют развитие различных областей российской науки. |
33 |
Развитие образования и научного знания в Брянском крае |
1 |
|
34 |
Развитие общественной мысли и литературы |
1 |
Формулируют задачи урока в соответствии с заявленной целью. Воспринимают и анализируют информацию, сообщаемую учителем, и текста учебника. Представляют структуру сословных учебных учреждений в наглядно-символической форме. Актуализируют знания о теориях воспитания эпохи Просвещения и определение их влияния на педагогическую мысль в России. |
35 |
Архитектура. Живопись и скульптура. Театр |
1 |
|
36 |
Архитектура Брянского края в XVIII столетии. Новые явления в культурной жизни брянцев. |
1 |
|
37 |
Быт россиян в XVIII веке |
1 |
|
38 |
Духовная жизнь и быт брянцев в XVII столетии |
1 |
|
39 |
Повторительно-обобщающий урок: «Российская империя при Екатерине II и Павле» |
1 |
Отвечают на устные вопросы, выполняют тестовую письменную работу, дают определения понятий по данной теме, |
40 |
Итоговая контрольная работа по курсу «История России. XVII-XVIII века» |
1 |
Выполняют разноуровневые тестовые задания. |
41 |
Повторительно-обобщающий урок: «Россия в конце XVII–XVIII вв.» «Россия и мир в конце XVII–XIX вв.» |
1 |
Отвечают на устные вопросы, выполняют тестовую письменную работу, дают определения понятий по данной теме, проводят анализ и самоанализ учебной деятельности на уроке при консультативной помощи учителя. |
42 |
Повторительно-обобщающий урок: «Россия и мир в конце XVII–XIX вв.» |
1 |
Календарно-тематическое планирование
по Всеобщей истории «История Нового времени. 1800-1900 гг.»
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
|
43 |
Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. |
1 |
Знакомятся с темами учебника. Определяют поставленные перед ними задачи по изучению данного курса. |
|
44 |
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. |
1 |
Определяют задачи учебной и познавательной деятельности в соответствии с целью урока.
|
|
45 |
Человек в изменившемся в мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. |
1 |
Выполняют задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на данном уроке. |
|
46 |
XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство XIX в. В поисках новой картины мира. |
1 |
Объясняют значение индустриальной революции. Анализируют достижения и проблемы индустриальной революции 19 в. |
|
47 |
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. |
1 |
Доказывают динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения Сопоставляют ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи.. |
|
48 |
Обобщение: «Становление индустриального общества в XIX веке». |
1 |
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
49 |
Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. |
1 |
Доказывают, что любая революция — это бедствия и потери для общества. Доказывают необоснованность жестоких методов якобинцев. Выделяют причины установления консульства во Франции.
|
|
50 |
Англия: сложный путь к величию и процветанию. |
1 |
Выделяют основные понятия урока и раскрывают их смысл. Разрабатывают проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства. Составляют рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики.
|
|
51 |
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. |
1 |
Рассказывают о состоянии общества накануне революции. Объясняют о влиянии Просвещения на социальное развитие. Оценивают деятельность лидеров революционных событий. Анализируют состояние и трудности общества в период революционных событий. Объясняют, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции.
|
|
52 |
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» |
1 |
Анализируют состояние и трудности общества в период революционных событий. Объясняют, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции.
|
|
53 |
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. |
1 |
Анализируют посылки образования Парижской коммуны..
|
|
54 |
Обобщение: «Строительство новой Европы». |
1 |
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
55 |
Германская империя в конце XIX – начале XX вв. Борьба за место под солнцем. |
1 |
Выполняют задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определяют задачи учебной и познавательной деятельности в соответствии с целью урока. Анализируют страны Западной Европы на рубеже 19-20 вв.Объясняют их успехи и проблемы в экономике. Предлагают пути выхода из кризиса . |
|
56 |
Великобритания: конец Викторианской эпохи. |
1 |
|
|
57 |
Франция: Третья республика. |
1 |
|
|
58 |
Италия: время реформ и колониальных захватов. |
1 |
|
|
59 |
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. |
1 |
|
|
60 |
Обобщение: «Страны Западной Европы на рубеже XIX – начале XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества.» |
1 |
Выполняют разноуровневые тестовые задания по данной теме. |
|
61 |
США в XIX: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. |
1 |
Рассказывают об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризуют и сравнивают идеи, деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. Объясняют историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
|
|
62 |
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. |
1 |
|
|
63 |
Обобщение: «Две Америки» |
1 |
|
|
64 |
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. |
1 |
Выделяют особенности традиционных обществ. Сравнивают традиционное общество с европейским. Характеризуют государства Востока и Европы. Характеризуют империю Великих Моголов. Анализировать политику Акбара. Сравнивают развитие Китая, Индии и Японии в Новое время. |
|
65 |
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. |
1 |
|
|
66 |
Международные отношения: дипломатия или войны? |
1 |
Характеризуют международные отношений в конце XIX – начале XX.
|
|
67 |
Обобщение: «Традиционные общества в XIX в. Международные отношения в конце XIX – начале XX в.» |
1 |
|
|
68 |
Обобщение: «Мир в XIX веке». |
1 |
Выполняют разноуровневые тестовые задания по данной теме. |
|
Рассмотрено на заседании МО гуманитарного цикла протокол № _________________ г ____________ /Лысенко Ж.А./
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.