МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32
г.о. Мытищи Московская область
141021, Московская область, г. Мытищи, улица Юбилейная, строение 6А, тел. (498)785-72-41
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №32
___________И. В Северилова
Приказ по МБОУ СОШ №32
от «_____» августа 2020 года.
Рабочая программа
по истории
8г класс
2020-2021 учебный год
Составитель:Буланов К.В.,учитель
истории и обществознания
Рабочая программа по истории разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №32, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования,Примерных программ по учебным предметам:История 5-9класс/Стандарты второго поколения/М:Просвещение,2015г.Учебники :Всеобщая история 1500 – 1800: учебник для 7кл. Общеобразовательных организаций.Юдовская А.Я. ,Баранов П.А.,Ванюшкина Л.М.. М.: «Просвещение», 2016.История России .8 класс:учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях:часть1.Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева под ред. Торкунова А.В. История России М.: «Просвещение», 2016г., часть2 Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева под ред. Торкунова А.В. История России М.: «Просвещение», 2016гОбеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ 8 КЛАСС
Обучающиеся научатся:
-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
-использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
-сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
-применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
Количество часов по предмету составляет-68ч,2часа в неделю.
Основное содержание предмета
Всеобщая история
Рождение нового мира.«Европейское чудо»: индустриальные революции.Эпоха ПросвещенияПоиски путей модернизации. Национальные идеи.Новый облик Европы.Мир художественной культуры Просвещения.Международные отношения в XVIII веке: войны и революции.Англия на пути к индустриализации.Франция при Старом порядке.Германские земли в XVIII веке.Австрийская монархия Габсбургов в XVIII веке.Английские колонии в Северной Америке.Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.Французская революция XVIII века.Европа в годы Французской революции.Османская империя. Персия.Индия. Крушение империи Великих монголов.Китай. Изоляция страны от внешнего мира.Япония на пути модернизации: насильственное «открытие» «закрытой» страны.Колониальная политика европейских держав в XVIII веке.
История России
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.Предпосылки масштабных реформ. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Особенности общества в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье. Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Каспийский поход. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене. Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в. Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотоИзменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг..Российская империя в период правления Екатерины II.Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. При-соединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.Россия при Павле I.Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. Образование и наука в XVIII в. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одеж-да и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Всеобщая история
Наименование разделов,
|
Основное содержание |
Основные виды деятельности
|
1.Введение. Мир к началу XVIII века.(1ч) |
Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. |
Работают с картой, учебником, дополнительной литературой. |
2.Рождение Нового мира.(7ч) |
Основное содержание процесса модернизации. Проблемы, порожденные модернизацией.Индустриальная революция: достижения и проблемы.Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму..Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. |
Уметь работать с картой, учебником, дополнительной литературой, выполнять задания, знать даты и события.Знать проблемы порожденные модернизацией,основные открытия и изобретения.
|
3.Европа в век Просвещения.(5ч) |
Мир художественной культуры Просвещения.Направления,имена,известные работы.
|
Уметь работать с учебником, дополнительной литературой,илюстративным материалом, выполнять задания.
|
4.Эпоха революций.(8ч) |
Причины,ход.революции,участники,значение,последствия. Изменения в обществе. |
Уметь работают с картой, учебником, дополнительной литературой, выполнять задания, знать даты и события.Знать причины революций,ход,итоги и последствия.
|
5.Традиционные общества Востока.(5ч) |
Персия.Индия. Крушение империи Великих монголов.Китай. Изоляция страны от внешнего мира.Япония на пути модернизации: насильственное «открытие» «закрытой» страны.Колониальная политика европейских держав в XVIII веке.
|
Уметь работать с картой, учебником, дополнительной литературой,знать даты и события.
|
6.Обобщение и контроль знаний по разделу «Всеобщая история. История Нового времени».(2ч) |
Повторение пройденного материала. |
тестирование |
История России
Наименование разделов, количество часов |
Основное содержание по темам |
Основные виды деятельности (на уровне учебных действий) |
1.Россия в эпоху преобразований Петра I.(14ч) |
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. |
Уметь работать с картой, учебником, дополнительной литературой, выполняют задания, записывают информационный материал в тетрадь, даты и события.Знать цели реформ,ход,итоги и последствия.
|
2.Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов.(7ч) |
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг.. |
Уметь работать с картой, учебником, дополнительной литературой, знать даты и события.Знать причины дворцовых переворотов,итоги и последствия.
|
3.Российская империя при Екатерине II.(13ч) |
Российская империя в период правления Екатерины II.Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый.абсолютизм. Секуляризация церковных земель. |
Уметь работать с картой, учебником, дополнительной литературой, выполнять задания,знать даты и события.Знать цели реформ,итоги и последствия.
|
4.Российская империя при Павле I.(3ч) |
Россия при Павле I.Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. |
Уметь работать с картой, учебником, дополнительной литературой, выполняют задания, записывают информационный материал в тетрадь,знать даты и события.Уметь давать оценку деятельности Павла-1.
|
5.Итоговый контроль знаний по курсу истории 8 класса.(1ч) |
Повторение пройденного материала. |
тестирование |
ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Всеобщая история. История нового времени. (28 часов).
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Контрольные работы |
1 |
Введение. Мир к началу XVIII века. |
1 |
|
2 |
Рождение Нового мира. |
7 |
1 |
3 |
Европа в век Просвещения |
5 |
|
4 |
Эпоха революций. |
8 |
1 |
5 |
Традиционные общества Востока |
5 |
|
6 |
Обобщение и контроль знаний по разделу «Всеобщая история. История Нового времени» |
2 |
1 |
|
Итого |
28 |
3 |
Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи (40 ч)
№ |
Название темы |
Количество часов |
Контрольные работы |
1 |
Россия в эпоху преобразований Петра I |
14 |
|
2 |
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов |
7 |
|
3 |
Российская империя при Екатерине II |
13 |
1 |
4 |
Российская империя при Павле I |
3 |
|
5 |
Итоговый контроль знаний по курсу истории 8 класса |
1 |
|
|
Итого |
40 |
1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всеобщая история
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения план
|
Дата проведения Факт 8г |
|
1 |
Введение |
1 |
с1 сен по 4 сен |
|
|
2 |
Европейское.чудо»: индустриальные революции, капитализм. |
1 |
с1 сен по 4 сен |
|
|
3 |
Эпоха Просвещения: новые взгляды, веротерпимость, космополитизм. |
1 |
с7 сен по 11 сен |
|
|
4 |
Поиски путей модернизации. Национальные идеи. |
1 |
с7 сен по 11 сен |
|
|
5 |
Новый облик Европы. |
1 |
с14 сен по 18 сен |
|
|
6 |
Мир.художественной культуры Просвещения. |
1 |
с14 сен по 18 сен |
|
|
7 |
Международные отношения в XVIII веке: войны и революции. |
1 |
с21 сен по 25 сен |
|
|
8 |
Индустриальное развитие Англии. |
1 |
с21 сен по 25 сен |
|
|
9 |
Индустриальное развитие Англии. |
1 |
с28 сен по 2 окт |
|
|
10 |
Франция при Старом порядке. |
1 |
с28 сен по 2 окт |
|
|
11 |
Германские земли в XVIII веке. |
1 |
с5 окт по9окт |
|
|
12 |
Австрийская.монархия Габсбургов в XVIII веке. |
1 |
с5 окт по9окт |
|
|
13 |
Английские колонии в Северной Америке. |
1 |
с12 окт по 16 окт |
|
|
14 |
Английские колонии в Северной Америке. |
1 |
с12 окт по 16 окт |
|
|
15 |
Война за независимость. Создание США. |
1 |
с19 окт по 23 окт |
|
|
16 |
Французская революция XVIII века. |
1 |
с19 окт по 23 окт |
|
|
17 |
Европа в годы Французской революции. |
1 |
с26 окт по 30 окт |
|
|
18 |
Европа в годы Французской революции. |
1 |
с26 окт по 30 окт |
|
|
19 |
Османская империя. |
1 |
с9 ноя по 13 ноя |
|
|
20 |
Индия. Крушение империи Великих монголов. |
1 |
с9 ноя по 13 ноя |
|
|
21 |
Китай. Изоляция страны от внешнего мира. |
1 |
с16 ноя по 20ноя |
|
|
22 |
Япония на пути модернизации: насильственное «открытие» «закрытой» страны. |
1 |
с16 ноя по 20ноя |
|
|
23 |
Япония на пути модернизации: насильственное «открытие» «закрытой» страны. |
1 |
с23 ноя по 27 ноя |
|
|
24 |
Колониальная политика европейских держав в XVIII веке. |
1 |
с23 ноя по 27 ноя |
|
|
25 |
Колониальная политика европейских держав в XVIII веке. |
1 |
с30ноя по 4дек |
|
|
26-28 |
Итоговое повторение |
3 |
с30 ноя по 7 дек |
|
Итого 28ч
Календарно-тематическое планирование
История России
1 |
Введение |
1 |
с8 дек по 11 дек |
|
2 |
Предпосылки Петровских реформ |
1 |
с14 дек по 18 дек |
|
3 |
Начало правления Петра I |
1 |
с14 дек по 18 дек |
|
4-5 |
Северная война 1700-1721 гг. |
2 |
с21 дек по 25 дек |
|
6-7 |
Реформы Петра I |
2 |
с11 янв по 15 янв |
|
8-9 |
Экономическая политика Петра I |
2 |
с18 янв по 24янв |
|
10-11 |
Российское общество в Петровскую эпоху |
2 |
с27 янв по 31янв |
|
12 |
Значение петровских преобразований в истории страны |
1 |
с3фев по 5 фев |
|
13-15 |
Эпоха Дворцовых переворотов |
3 |
с6 фев по 14 фев |
|
16-17 |
Внешняя политика России в 1725—1762 гг. |
2 |
с17 фев по 21фев |
|
18-19 |
Вступление Екатерины II на престол. Начало просвещенного абсолютизма |
2 |
с25фев по 28 фев |
|
20-22 |
Внутренняя политика Екатерины II |
3 |
с3 мар по 14 мар |
|
23-24 |
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва |
2 |
с17 мар по 21 мар |
|
25-26 |
Внешняя политика Екатерины II, присоединение Крыма |
2 |
с1 апр по 4 апр |
|
27-28 |
Внутренняя политика Павла I |
2 |
с7 апр по 11 апр |
|
29-30 |
Внешняя политика Павла I |
2 |
с14 апр по 18 апр |
|
31-32 |
Общественная мысль в XVIII веке |
2 |
с21апр по 25 апр |
|
33-34 |
Развитие архитектуры, скульптуры, живописи и литературы. |
2 |
с28 апр по 8 мая |
|
35-36 |
Повседневная жизнь в Российской Империи XVIII века. |
2 |
с12 мая по 16 мая |
|
37-40 |
Итоговое повторение материала |
4 |
с 19 мая по 29 мая |
|
Всего: 68ч
Учебно-методическое обеспечение
1.Примерная программа по учебным предметам:История 5-9класс//М:Просвещение,2015г
2.Юдовская А. Я., Ванюшкина Л.М. ,«Новая история» , «Просвещение», 2016год.
3.Н.М. Арсентьев, Данилов А.А и др. под редакцией А.В. Торкунова. История России. 8 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016
4.Н.М. Арсентьев, Данилов А.А и др. под редакцией А.В. Торкунова. История России. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2020 г
Дополнительная литература для учителя:
1. Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XIX века / Н. А. Троицкий. - Саратов: Слово, 2018;
2. История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 2018;
3. Короткова, М. В. История России ХIХ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2018;
4. Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/ В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 2018;
5. Важенин А.Г.История России. XIX век. Конспекты уроков. - ВЛАДОС-пресс, 2019 год.
Дополнительная литература для обучающихся:
6. 1.Шамрай Ю.В., Ткачук И.И. История России. XIX век 8 класс тесты для текущего контроля и промежуточной аттестации, - Ростов -на-Дону, ЛЕГИОН, 2019г.
7. 2.Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. - М: Вентана-Граф, 2018 год
8. 3.Фадеева Д.А. Контрольные работы по истории. Пособие для учителя. М,Просвещение, 2019 год
Интернет-ресурсы.
CD-ROM Уроки отечественной истории Кирила и Мефодия
Программный учебный комплекс История отечества CD-ROM часть4.
CD-ROM Вехи истории энциклопедия
CD-ROM История нового времени 8 класс. Образовательная коллекция 1С
CD-ROM Энциклопедия история России 862-1917
CD-ROM История тестовый контроль 7-8 классы
CD-ROM Русский музей живопись
РАССМОТРЕНО
Методическое объединение
протокол от «______» августа 2020 года №1
Руководитель МО ____________ /__________________/
(подпись) (расшифровка)
Лист корректировки программы
I четверть
Название раздела, темы |
Сроки проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 четверть
Название раздела, темы |
Сроки проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 четверть
Название раздела, темы |
Сроки проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 четверть
Название раздела, темы |
Сроки проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программа по учебному предмету « » за курс ____________ класса пройдена в полном объеме.
_______________________ /___________________________________/
(подпись) (расшифровка)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.