Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1
города Искитима Новосибирской области
Утверждаю: Директор МБОУ О(С)ОШ №1
__________ /Лесина О.В. / |
Утверждено на педагогическом совете
Протокол № _1____ От «__27__»__08__2020 г.
|
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников Протокол № 1 От «_25___» 08 2020 г.
_________ /Першикова А.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
для 9 класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель: учитель истории
и обществознания Першикова А.Н.
Искитим
2020
Пояснительная записка.
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа
· Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) Об образовании в Российской Федерации»;
· приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
· приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
· приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
· письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
· Учебный план МБОУ О(С)ОШ № 1 на 2020-2021 учебный год;
· Примерной программы по истории для 9 класса
· Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций: базовый уровень /[ Загладин Н.В., Белоусов Л.С., Пименова Л.А. и др.], - М.: Просвещение, 2018
Данная рабочая программа по курсу «Всеобщая история. История Новоговремени»ориентирована на использованиеучебника: Загладин Н.В., Белоусов Л.С. Всеобщая история. История Нового времени, 1801 – 1914 гг.: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов; под редакцией С.П. Карпова. – М: «Русское слово – учебник», 2019 г. По курсу «История России» - учебник «История России. 9 класс. В двух частях. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение", 2018 г.
Для изучения регионального компонента используется учебное пособие «История Новосибирской области (История России через историю регионов)/ науч.ред. В. И. Молодин. – М.: ООО «Интеграция», 2017.
В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения истории в 9 классе:
· формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в ХIХ – началеXX вв.;
· содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация;
· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
·освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
·овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
·формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
·применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
· овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину;
· формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия);
· нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей;
· гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание учебного предмета «История» для 9 класса изложено в виде двух курсов: «История России» и «История Нового времени».
Курс «История России» дает представление о ключевых этапах исторического пути Отечества. Основная задача курса заключается в раскрытии своеобразия и уникальности истории родной страны, во взаимосвязи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «История Нового времени» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Место предмета в учебном плане.
На изучение истории в 9а классе отводится 102 часов (3 часа в неделю). Всеобщая история(история Нового времени)– 34 часа, история России – 68 часов.
Проходя материал самостоятельно, обучающиеся в школе консультируются по вопросам, вызвавшим наибольшие затруднения, и сдают зачетные задания. С учётом сокращённого количества учебного времени основное внимание уделено рассмотрению важнейших событий и явленийОтечественной историиХIХ – начале XX вв., изучение которой происходит на базе знаний основных событий и процессов всемирной истории. Главный акцент делается на изучении истории России, потому, что учащиеся школы, как граждане России, должны знать прежде всего историю своего Отечества. Особое внимание уделяется в аудиторном обучении истории таким темам как:Поход в Россию и крушение Французской империи, Технический прогресс и развитие научной картины мира,Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского, Отечественная война 1812 года, Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов, Общественное движение при Николае I, Первая российская революция. Политические реформы 1905 – 1907 гг., Серебряный век русской культуры.
В курс История России интегрирован региональный компонент. Для изучения в 9 классеистории Сибири (историиНовосибирской области) отводится 17 часов.
По итогам обучения выполняются творческие проекты, работы на темы, предложенные учителем, сообщения.
Блок «История НСО.Трансформация деревенской жизни в нашем крае в XIX – начале XX вв.» (Тема 9 учебника «История НСО») состоит из следующих тем:
1. Трансформация деревенской жизни в нашем крае в XIX – начале XX вв.
2. История Сибири. Работа с документами
3. Административные преобразования, прирост численности населения
4. Реформирование общественных отношений, развитие сельскохозяйственного производства во второй половине XIX в.
5. Жизнь на Московско-Сибирском тракте
6. Переселенческое движение
7. Социальный и этнический состав населения в начале XX в.
Блок «История НСО: «В период подъема, накануне великих потрясений» (Тема 10) состоит из следующих тем:
1. В период подъема, накануне великих потрясений
2. Развитие городов Каинска и Колывани
3. Расцвет хозяйства в старожидбческих селах в конце XIX– начале XX вв.
4. Основание Новониколаевска (Новосибирска), его развитие
5. Наш край в начальный период Первой мировой войны
6. Работа с документами
7. Урок-практикум по курсу истории Новосибирской области по 10 теме
Два часа отводится на защиту проектов по курсу «История Новосибирской области (История Сибири)»
Программа направлена на формирование учебно-управленческих, учебно- коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; информационных 4 компетентностей, компетентностей разрешения проблем; способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез, обобщение, выделение главного.
С одной стороны – количество часов сокращается и материал нужно сжать, а с другой стороны – осуществляется индивидуальный подход, который позволяет задержаться на более трудно усваиваемых темах и очень быстро изучать более понятные. Гораздо больше обобщающих уроков. Поэтому тематическое планирование весьма приблизительное, нестрогое и может варьироваться в зависимости от потребности ученика и учителя.
Межпредметные связи.
Обучение в 9 классе истории предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с обществознанием, искусством и географией.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты изучения истории Нового времени включают в себя:
• расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;
• приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в ХIХ – началеXX вв., интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
• освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых Новое время приобрело более масштабный и влиятельный характер, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Нового времени включают в себя:
• способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);
• готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;
• умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты);
• способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Нового времени, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.
Предметные результаты.
Выпускник научится:
· локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени и истории России как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
· использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
· анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории;
· составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
· систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории;
· раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
· объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
· сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
· давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
· используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
· использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
· сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
· применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны:
• определять и объяснятьпонятия;
• выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
• анализировать исторические явления, процессы, факты;
• обобщать и систематизировать полученную информацию;
• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов связей между ними;
• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуационные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
• выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
• осуществлятьсамоконтроль и самооценку.
Формы проверки и оценки результатов обучения: формы промежуточного и итогового контроля, включая создание презентаций, коллективных и индивидуальных творческих мини-проектов по заданной схеме.
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные и письменные зачѐты, самостоятельные и проверочные работы, тестовый контроль, вопросы и задания для итогового контроля.
Средства проверки и оценки результатов обучения: ключ к тестам, зачѐтные вопросы, разноуровневые вопросы и задания.
История Нового времени. (ХIХ – начало XX вв.)
Выпускникнаучится:
· локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
· использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
· анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
· составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
· систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
· раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
· объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
· сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
· давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
· используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
· использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
· сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного курса.
Всеобщая история (история Нового времени).
Введение. Мир на рубеже XVIII-XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. (1ч.)
Ключевые вопросы:
Какие явления и процессы, характерные для Нового времени, продолжали развиваться в XIX столетии? Какие изменения произошли в социально-экономической, политической и культурной жизни стран и народов мира в XIX в.? Какое влияние они оказали на мировое развитие в Новейшее время?
Человек, общество, мир в эпоху промышленного переворота. Технические и социально-политические последствия промышленного переворота. Изменения в повседневной жизни людей, условиях их трудовой деятельности, психологии и этике поведения. Первичный колониальный раздел мира и его влияние на международные отношения в XIX в. Новые явления и процессы в международных отношениях в связи с промышленным переворотом, разделом мира на метрополии и колонии, модернизацией. Новые государства на мировой арене XIX в. Виды источников по истории Нового времени (XIX в.). Историки Нового времени и современности об эпохе Нового времени (XIX в.)
Раздел 1. Революции и реакция в европейском и мировом развитии. (6 ч.)
Ключевые вопросы:
Какое влияние на перемены в Европе и мире оказали войны, начатые революционной Францией и продолженные империей Наполеона I? Как развивалась борьба между реакционными и революционными силами в Европе и Латинской Америке в первой половине XIX в.? Как изменилась общественно-политическая карта Европы и мира в результате этой борьбы в середине XIX в.?
Империя Наполеона I.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Внутреннее и внешнее положение Франции после термидорианского переворота (1794-1799). Личность Наполеона Бонапарта и его роль в военно-политических событиях 1789-1799 гг. Переворот 18 брюмера 1799 г., новая конституция и политика Наполеона на посту первого и «пожизненного» консула (1799-1804). Реставрация монархии во Франции (1804) и её особенности. Войны Франции во времена империи и причины побед французской армии. Тильзитский мир (1807) и его значение в борьбе Франции за господство в Европе. Условия и последствия континентальной блокады Англии
Народы против французской империи.
Отношение народов Европы к революции и революционным войнам Французской республики. Причины смены отношения к Франции после реставрации в ней монархии. Превращение Европы в «фамильное владение семейства Бонапарт» и политика французского императора и его вассальных монархов в захваченных землях. Национально-освободительные движения и восстания в странах Европы против французского господства; реформы, содействовавшие пробуждению национального самосознания народов Европы. (Восстание в Испании 1808-1814 гг.) Господство Наполеона над Европой и углубление кризиса империи. Обострение политических и экономических противоречий между Францией и Россией в 1810-1811 гг.
Поход в Россию и крушение Французской империи.
Цели Наполеона в войне с Россией. Основные этапы и события войны 1812 г. Причины поражения Франции.
Создание новой антифранцузской коалиции. Битва народов (16-19 октября 1813 г.) и её значение. Внутриполитическая ситуация во Франции и причины реставрации династии Бурбонов. (Ш.Талейран и его роль в истории Франции.). Установление конституционной монархии и положение в стране при Людовике XVIII. Венский конгресс (1814-1815): его участники, цели проведения, принципы территориального раздела Европы и его прогнозируемые последствия. Причины восстановления империи и политическая символика «Ста дней Наполеона». [Образ Наполеона Бонапарта в искусстве и исторической памяти современников и потомков.] Битва при Ватерлоо (1815) и её значение. Создание Священного союза (1815): инициаторы, цели и значение первой в истории международной политической организации.
Священный союз, политическое развитие стран Европы и революционное движениев1820 – 1830-х гг.
Две тенденции в политике Священного союза: реакция и реставрация абсолютистских порядков (К. Меттерних) и компромисс между земельной аристократией и торгово-промышленной буржуазией (Александр I). Предпосылки и причины подъёма общественно-политического движения в Европе. Освободительные и революционные движения в странах Европы в 1820- 1830-е гг.: революции 1830 г. во Франции и Бельгии, восстания в Греции (1821-1829) и Польше (1830-1831) и др. Участие Священного союза в политических конфликтах. Отношение западноевропейского общества к событиям в Европе. (Дж. Байрон и мятежная Греция.) Общее и особенное в революционных движениях стран Европы. Результаты противостояния реакционных и революционных сил к середине XIX в. на политической карте Европы.
Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIX века.
Положение колоний в Латинской Америке в начале XIX в. Социально-экономические и политические противоречия между населением колоний и метрополиями. Предпосылки подъёма национально-освободительных движений на Гаити (1791), Мексике (1808), Венесуэле (1813) и др. Образование независимых государств в Центральной и Южной Америке. (Лидеры освободительной борьбы: С. Боливар, А. Итурбиде и др.) Политика Священного союза в отношении латиноамериканских государств, вступивших в борьбу за независимость. Позиция Англии и США в вопросе о независимости латиноамериканских колоний. Доктрина Монро и её роль в национально-освободительном движении стран и народов Латинской Америки. Внешняя политика США на континенте в середине XIX в. Способы приращения территорий и образования новых штатов. Результаты освободительных движений в Латинской Америке к середине XIX в.
Повторительно – обобщающий урок на тему «Революции и реакция в европейском и мировом развитии». (1 час).
Раздел 2. Становление национальных государств в Европе.
Ключевые вопросы:
Почему в 1848-1849 гг. Европа вновь оказалась охваченной революционными выступлениями? 23 Почему в середине XIX в. в Центральной Европе начался подъём национальных движений? Как в результате революций и войн в Европе образовались два крупных национальных государства?
Франция - от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк.
Революции 1848 – 1849 гг. в Европе.
Франция: причины революции 1848 г., основные этапы, участники и результаты революционных выступлений. Влияние французской революции на страны Центральной Европы. Причины революции в германских государствах и основные требования её участников. Предпосылки и причины революционного движения в Австрийской империи. Особенности целей и характера революций в Вене, Венгрии, в итальянских и славянскихвладениях Австрии. Причины поражения революции в империи Габсбургов. Общее и особенное в целях, характере и итогах революций 1848-1849 гг. Незавершённость европейских революций и перспективы их развития во второй половине XIX в.
Начало объединения Италии и Германии.
Положение Италии и Германии на политической карте Европы и в связи с ним главная задача революционных и освободительных движений этих стран в середине XIX в. Объективные и субъективные причины ведущей роли Королевства Сардиния в борьбе за объединение Италии. Личность К. Кавура и его роль в истории создания Королевства Италия. Дж. Гарибальди и его роль в борьбе за независимость Италии. Этапы воссоединения Италии в результате войн с Австрией (1859 и 1866) и революции (1860). Объективные и субъективные причины ведущей роли Пруссии в борьбе за объединение Германии. Личность О. Бисмарка и его роль в этом процессе. Война с Австрией и образование Северогерманского союза (1867). Общее и особенное в объединительных процессах Италии и Германии. Их основные итоги и перспективы развития во второй половине XIX в.
Внутренняя политика Наполеона III, франко-германская война и Парижская коммуна.
Внутриполитическое и международное положение Франции во времена Второй империи. Политика компромиссов Наполеона III. (Строительство Суэцкого канала и роль в мировой политике и экономике второй половины XIX в.) Причины и повод к войне между Францией и Пруссией. Характер войны и соотношение сил. Основные сражения и причины поражений в них французской армии. Падение Второй империи и провозглашение Третьей республики. Завершение процессов объединения Италии и Германии в результате поражения Франции. Создание Германской империи (1871). Причины восстания в Париже 18 марта 1871 г., его социальная база. Декреты Коммуны. Реакция на Парижскую коммуну в Европе и мире. Причины поражения Парижской коммуны и её историческое значение. Условия мира между Францией и Германией, перспективы развития двухсторонних отношений в конце XIX - начале XX в.
Повторительно – обобщающий урок на тему «Становление национальных государств в Европе».
Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические процессы. (4 ч.)
Ключевые вопросы:
Как в середине XIX в. в большинстве стран Европы проходил процесс завершения промышленного переворота? К каким переменам в социально-политической и идеологической сферах европейского общества он привёл? Почему общественно-политическая мысль в XIX в. стала более многообразной и противоречивой?
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815-1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX века.
Особенности промышленного развития в первой половине XIX в.: выпуск машин, разработка стандартов производства, соединение науки и техники, развитие новых отраслей промышленности и средств коммуникации, повышение производительности труда и др. (Крупнейшие технические изобретения первой половины XIX в. и их влияние на образ жизни, условия труда и мировоззрение людей.) Условия и темпы промышленного развития ведущих стран Европы и США. Рост городов. (Фасад и изнанка городской жизни в индустриальную эпоху). Условия формирования рабочего класса и объединения их в самостоятельную политическую силу; факторы становления рабочего движения в странах Европы и США в первой половине XIX в. Чартистское движение в Англии (1836-1848): его причины, лидеры, этапы развития, характер требований и способов борьбы за интересы рабочих, историческое значение. Особенности рабочего движения в странах континентальной Европы (восстания лионских ткачей 1831-1834 гг., силезских ткачей в 1844 г. и др.). Роль рабочих в европейских революциях 1848-1849 гг.
Индустриальные страны во второй половине XIX – начале XX века.
Этапы технического прогресса и изменения в облике промышленности под влиянием новых явлений и процессов: модернизация производства, переход к серийному конвейерному производству, начало индустриализации, концентрация производства и централизация капиталов, возникновение монополий, слияние банковского капитала с промышленным, монополизация рынков, вывоз капиталов. Экономические кризисы XIX в. и их влияние на экономическую и общественную жизнь индустриальных стран. Расслоение наёмных работников. Развитие профсоюзного движения в эпоху монополистического капитала.
Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке.
Характеристика консерватизма, классического либерализма, социализма и марксизма, их течений во второй половине XIX - начале XX в. (анархизм, ревизионизм, социал-демократия): время формирования; основоположники и последователи; общественные идеалы; отношение к идеям Просвещения; отношение к переменам и новшествам индустриальной эпохи; интересы каких слоёв общества они представляли; какие способы деятельности они предлагали; какие политические партии разделяли их идеи. [Представители идейно-политических направлений в ХIХ в.: их учение, жизнь и борьба за свои идеалы.] Социально-экономические, политические и идеологические предпосылки становления и развития разнообразных идейных направлений в XIX в.
Повторительно – обобщающий урок на тему «Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические процессы».
Раздел 4. Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX века. (6 ч.)
Ключевые вопросы:
Какие изменения произошли в странах Европы и других регионов мира в результате промышленного переворота и индустриализации? Что способствовало в конце XIX - начале XX в. выдвижению новых государств на авансцену мировой истории?
Великобритания и ее доминионы.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи.
Геополитическое положение Британской империи во второй половине XIX в.: метрополия, колонии и доминионы; их взаимовлияния. Политические и социальные реформы в Англии как результат деятельности консервативной, либеральной и лейбористской (1906) партий во второй половине XIX - начале XX в. От колонии к доминиону: Канада (1867), Австралийский союз (1901), Новая Зеландия (1907). Социально-экономическое и политическое развитие британских колоний во второй половине XIX - начале XX в. Причины утраты Англией в начале XX в. статуса «промышленной мастерской мира».
США во второй половине XIX – начале XX века.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861-1865). А. Линкольн.
Предпосылки и условия социально-экономического и политического развития США в середине XIX в. Американское общество: его состав, ценности и устремления («американская мечта»). Особенности социально-экономического развития северных и южных штатов. Обострение противоречий в вопросе о рабовладении и характере национальной экономики. Личность А. Линкольна — лидера республиканской партии и первого президента США. Причины и этапы Гражданской войны (1861-1865), её итоги.
Причины победы северян и основные реформы, способствовавшие их успеху (закон о гомстедах, отмена рабства, всеобщая воинская повинность и др.). Программа восстановления Юга. Предпосылки и источники ускорения социально-экономического развития США во второй половине XIX - начале XX в. Особенности рабочего и профсоюзного движений США. Историческое значение Гражданской войны и победы Севера.
Страны Западной и Центральной Европы.
Внутреннее и внешнеполитическое положение Франции после поражения во франко-прусской войне (1870-1871). Особенности индустриализации, вывоз капиталов из страны и образование слоя рантье. Политическая борьба между республиканцами и монархистами. «Дело Дрейфуса» как символ борьбы за гражданские права. Рабочее и профсоюзное движения, «казус Мильерана». Внешнеполитическое и внутреннее положение Германии после объединения страны и победы во франко-прусской войне. Внутренняя политика О. Бисмарка на посту канцлера Германии и её результаты. Особенности индустриализации страны во второй половине XIX - начале XX в. Рабочее и профсоюзное движения в условиях действия антисоциалистических законов. Внешнеполитическое и внутреннее положение Австро-Венгрии. Дуализм империи Габсбургов. Особенности индустриализации страны во второй половине XIX - начале XX в. Влияние феодальных пережитков на темпы и характер социально-экономического развития Австро-Венгрии. Национальный вопрос в многонациональной империи. Положение Австро-Венгрии, Германии и Франции на карте Европы и мира в начале ХХ в.
Государства Южной и Юго-Восточной Европы.
Социально-экономическое и политическое развитие Италии после объединения страны ипричины, тормозившие индустриализацию: проблемы неравномерности развития Севера и Юга, иностранных инвестиций, становления рабочего движения и др. Социальная политика Дж. Джолитти (1903-1914). Социально-экономическое и политическое положение Испании во второй половине XIX - начале XX в.; причины, осложнявшие развитие страны по капиталистическому пути. Революция 1868-1874 гг. и причины её поражения. Положение Балканских стран в середине XIX в. и борьба за освобождение от турецкого господства. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и обретение независимости Сербией и Черногорией. Столкновение интересов России, Австро-Венгрии и Германии на Балканах в 1880-1910-е гг. Балканские войны 1912-1913 гг. и обострение противоречий между европейскими странами. Факторы сохранения аграрного характера экономики Балканских стран в индустриальную эпоху. Положение стран Южной и Юго-Восточной Европы в европейской политике и экономике в начале ХХ в. [Положение стран Северной Европы в европейской политике и экономике в начале ХХ в.]
Япония на пути модернизации.
Положение страны в середине XIX в. в результате политики самоизоляции и в связи с индустриальным развитием государств Европы и США. Проникновение иностранцев и их товаров в восточную страну, их социально-экономические последствия для Японии. Реставрация Мэйдзи (1863-1869): социально-политическая база движения, его требования, военные действия. Позиция европейских государств и США в вопросе о восстановлении полновластия императора и независимости Японии. Политические, экономические, военные, религиозные, административные, социальные и другие реформы второй половины XIX - начала XX вв.; их ориентация на компромисс между сторонниками традиционного общества и модернизации. Причины низкой активности рабочего и профсоюзного движений в стране. Исторические уроки и результаты модернизации Японии к началу ХХ в. Колониальная политика Японии в 1890-е гг. в отношениях с соседними странами. Отношения Японии с Россией, США, Англией и другими ведущими странами мира в начале XX в.
Повторительно – обобщающий урок на тему «Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX века».
Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX века. (7 ч.)
Ключевые вопросы:
Как европейским державам в XIX в. удалось подчинить своему влиянию страны Востока? Что ожидало мир в эпоху борьбы колониальных держав за передел мира? Какое влияние колониальная политика стран Европы, США и Японии оказывала во второй половине XIX - начале ХХ в. на развитие колоний, полуколоний Азии и Африки, а также стран Латинской Америки?
Индия под властью англичан.
Индия под властью англичан. Особенности английского проникновения в Индию в первой половине XIX в. Роль Ост-Индской компании в расширении зависимых территорий. Завершение покорения Индии к середине XIX в. Особенности колониального режима англичан, его влияние на разные слои индийского общества, экономическое и культурное развитие страны. Восстание сипаев (1857-1859): его причины и повод, социальная и религиозная база участников, требования и военные действия повстанцев. Причины поражения и изменения в колониальной политике Англии, вызванные этим восстанием. Социально-политическое и культурное развитие Индии в конце XIX - начале XX в. Образование партии Индийский национальный конгресс (1885) и эволюция целей её деятельности. Революционное крыло ИНК (Б. Тилак) и тактика гражданского неповиновения (М. Ганди). Индия как объект колониальной политики Британской империи в XIX в.: общее и различия. [Памятники культуры «колониального стиля».]
«Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами.
Внутреннее и внешнее положение Китая в первой половине XIX в. в результате политики самоизоляции. Причины и характер «опиумных войн» 1840-1842 и 1856-1860 гг., их влияние на превращение Китая в полуколонию. Раздел Китая на экономические сферы влияния между индустриальными державами мира. Особенности социальных движений в Китае во второй половине XIX - начале XX в.: восстание тайпинов 1850-1864 гг., «боксёрское восстание» 1900-1901 гг., национально-демократическая революция 1911-1913 гг.: причины движений, социальная база участников, руководители восстаний, их цели и требования, способы борьбы и районы военных действий, позиция колониальных держав в социальных конфликтах, результаты народных восстаний в аспекте их влияния на колониальное положение Китая и преодоление феодальных пережитков. Общее и особенное в историческом развитии Китая в XIX - начале XX в.
Османская империя и Персия в XIX – нач. XX в.
Углубление кризиса Османской империи в первой половине XIX в.; обострение социально-экономических и политических противоречий в связи с завершением промышленного переворота в странах Европы и усилением их влияния в Турции. Османская империя в международной политике европейских держав. «Восточный вопрос» и способы его разрешения в XIX - начале XX в. на Балканах, в Северной Африке, на Чёрном море. Попытки реформ в середине XIX в., внутренние и внешние причины их провала или незавершённости. Национально-освободительные движения в Турции во второй половине XIX - начале XX в. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. и ограниченность её результатов. Полуколониальное положение Персии в XIX - начале XX в. Политика Англии и России в отношении этой страны. Революция 1905-1911 гг. и причины её поражения.
Завершение колониального раздела мира.
Основные группы стран, сложившиеся к началу ХХ в.: индустриальные; аграрно-индустриальные; аграрные; колонии; полуколонии. Соотношение разных групп населения в общей численности населения мира. Динамика роста колониальных территорий и зависимого населения в ведущих странах мира в конце XIX в. Старые и новые участники борьбы за колонии в индустриальную эпоху. Завершение раздела мира на колонии и сферы влияния в начале ХХ в. Характеристика ведущих колониальных держав (Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Япония и др.): 1) краткая характеристика социально-экономического и политического положения метрополии на рубеже XIX—XX вв.; 2) основные направления колониальной экспансии в XIX — начале в. и способы её осуществления; 3) территории, из-за владения которыми сталкивались интересы метрополии с другими колониальными державами; 4) роль государства в завершении к началу ХХ в. раздела мира на колонии и сферы влияния. Общее и особенное в колониальной политике ведущих стран мира в конце XIX - начале XX в. Причины неэффективности международных договоров о разделе мира в Новое время. [Регионы и континенты, оказавшиеся в сфере колониальных интересов индустриальных стран.]
Колониализм: последствия для метрополий и колоний.
Особенности колониальной политики и её последствий в конце XIX - начале XX в. для «старых» государств Европы, с одной стороны, для Германии, США и Японии - с другой. Дискуссия о «цивилизаторской миссии» европейцев в странах Востока. Влияние колониализма на традиционный уклад жизни восточных обществ. Специфика колониальной политики в странах с разными религиозными, социальными и культурными традициями (на примере Индии, Китая, Турции и др.). Предпосылки модернизации в странах Азии в начале ХХ в. Два этапа в развитии национально-освободительных движений колониальных и зависимых стран, ориентированные соответственно на возврат к традиционному обществу и переход к модернизационному развитию. Реформы и революции начала ХХ в. в странах Азии в контексте проблемы их модернизации.
Латинская Америка во второй половине XIX – начале XX века.
Внешняя политика и положение независимых латиноамериканских государств на международной арене в середине XIX в. Латинская Америка в объективе колониальной политики США во второй половине XIX — начале ХХ в. Между Востоком и Западом: противоречия социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в эпоху индустриализации и борьбы за раздел мира на сферы влияния; трудности модернизации общества и промышленности; становление профсоюзных движений и политических партий. Революция 1910—1917 гг. в Мексике: предпосылки и причины, социальная база участников, их цели и требования; лидеры революции; итоги. Историческое значение мексиканской революции в эпоху «пробуждения» Азии и Латинской Америки. Восток в орбите влияния Запада: характер и результаты их взаимодействия в XIX — начале ХХ в
Повторительно – обобщающий урок на тему «Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX века».
Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX века. (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему обострение международных противоречий на рубеже XIX — XX вв. впервые привело к войне мирового масштаба? Как Первая мировая война изменила политическую карту Европы и какое влияние она оказала на мировое развитие в ХХ в.?
Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX – XX вв. Политика ведущих государств мира (Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Франция, США, Япония) в конце XIX - начале XX в.: общие цели и национальные особенности. Темпы роста производства и динамика удельного веса ведущих стран в мировой промышленности. Кризисы перепроизводства и способы борьбы с ними во второй половине XIX в. Причины обострения конкуренции в начале ХХ в. Процессы образования двух военно-политических блоков на протяжении 1870-1900-х гг.; состав союза Центральных держав (1879-1882 гг.) и Антанты (1904-1907 гг.); их влияние на политическую ситуацию в Европе. Предпосылки развития в конце XIX - начале XX в. идей пацифизма, милитаризма и реваншизма в Европе и мире. [Способы пропаганды пацифизма и милитаризма.] Европа и мир к 1914 г.
Повторительно – обобщающий урок на тему «Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX века»
Раздел 7. Наука, культура и искусство в XIX – начале XX вв. (3 ч.)
Ключевые вопросы:
Чего достигло человечество в познании окружающего мира и самого себя в XIX столетии? Какой стала научная картина мира в результате научного и технического прогресса в последнем периоде Нового времени? В чём состоит историко-культурное наследие XIX в.?
Технический прогресс и развитие научной картины мира.
Предпосылки ускорения научно-технического прогресса во второй половине XIX– началеХХ вв., его влияние на социальную, экономическую и политическую сферы жизни общества. (Достижения научной мысли.) Предпосылки для формирования механистических (вульгарно-материалистических) воззрений в науке и обществе во второй половине XIX в. Влияние новейших научных открытий и подходов на рационалистическую картину мира и тенденции её развития в начале ХХ в. (Общественные науки и история в условиях кризиса механистических воззрений.) (Развитие техники и строительства). Влияние новых видов транспорта, связи, бытовой техники и т.п. на облик городов, образ жизни и ценности горожан, профессиональную структуру общества и т.п. на рубеже XIX-XX вв. (Развитие военной техники.) Влияние новых видов оружия и боевой техники на характер войн и военных конфликтов в канун Новейшего времени, на их морально-психологические и материальные последствия. Отношение мыслителей-гуманистов к военно-техническому прогрессу. Другие важнейшие изобретения науки и техники в XIX - начале XX в. (например, фотография и кино) и их роль в жизни общества и человека в последний период Нового времени; значение для потомков. Научная картина мира как результат исторического развития человечества в XIX - начале XX в.
Культурное наследие XIX – начала XX вв.
Взаимосвязь исторического и культурного развития человечества в XIX — начале XX в. Предпосылки формирования романтического направления в европейском искусстве в первой половине XIX в. Патриотические мотивы и идеи национального освобождения в литературе, живописи и музыке. Характерные признаки романтизма и его представители. Предпосылки формирования критического реализма в искусстве в середине XIX в., его характерные признаки и произведения литературы, живописи и т.д. Многообразие новых художественных стилей и направлений в культуре на рубеже XIX—XX вв. как ответ на вызовы индустриального общества. Истоки появления и развития массовой культуры. Признаки духовного кризиса индустриального общества. Достижения и противоречия культурного развития человечества в XIX — начале XX в.
Итоговое повторение. (1ч.)
Историческое и культурное наследие Нового времени. Изменения на политической карте мира в начале ХХ в. Исторические уроки последнего периода Нового времени и их влияние на образы ойкумены, настоящего и будущего человечества в преддверии новой исторической эпохи. Вклад XIX столетия в политическое и культурное наследие; его значение для современного общества. Памятники истории и культуры Нового времени (XIX в.) на карте мира /в родном городе и крае. Тайны и перспективы изучения истории Нового времени (XIX - начало XX в.).
Содержание курса история России (ФГОС) 9 класс
Российская империя в XIX – начале XX вв.
Россия на пути к реформам (1801–1861)
Александровская эпоха: государственный либерализм.
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.
Отечественная война 1812 г.
Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г.Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию.Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни:централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании.Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность».Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Крепостнический социум. Деревня и город.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство.Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество.Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства.Москва и Петербург: спор двух столиц.Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура.Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Пространство империи: этнокультурный облик страны.
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли.
Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности.Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.
Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли.Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Россия в эпоху реформ
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация.
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы.Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.
«Народное самодержавие» Александра III
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы».Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности.Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация.Права университетов и власть попечителей.Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности.Финансовая политика.Консервация аграрных отношений.Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы.Освоение государственной территории.
Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность.
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств.Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков.Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России.Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати.Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура.Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи.
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос.Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений.
Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность.Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение.Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли.Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция.Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля».Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии.Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Кризис империи в начале ХХ века
На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра.Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны.Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне.Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма.
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение.«Союз освобождения». «Банкетная кампания».
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством.Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры.Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры).Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы).Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в IГосударственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции.
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем.Национальные партии и фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
«Серебряный век» российской культуры (2ч.)
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX – XX вв.».(1ч.)
Защита проектов по курсу.(2ч.)
Региональный компонент (13 ч.).
1. История Сибири. Наш край в начале ХХ в.
2. История Сибири. Трансформация деревенской жизни в нашем крае в XIX – начале XX вв.
3. История Сибири. Административные преобразования, прирост численности населения
4. История Сибири. Реформирование общественных отношений, развитие сельскохозяйственного производства во второй половине XIX в.
5. История Сибири. Жизнь на Московско-Сибирском тракте
6. История Сибири. Переселенческое движение
7. История Сибири. Социальный и этнический состав населения в начале XX в.
8. История Сибири. Работа с документами
9. История Сибири. В период подъема, накануне великих потрясений
10. История Сибири. Развитие городов Каинска и Колывани
11. История Сибири. Расцвет хозяйства в старожидбческих селах в конце XIX – начале XX вв.
12. История Сибири. Основание Новониколаевска (Новосибирска), его развитие
13. Наш край в начальный период Первой мировой войны
14. История Сибири. Работа с документами
15. История Сибири. Урок-практикум по истории Новосибирской области
16. История Сибири. Защита проектов по курсу «История Новосибирской области»
17. История Сибири. Защита проектов по курсу «История Новосибирской области»
Тематическое планирование уроков по курсу«История» для 9 «А» класса (102часа)
№ урока |
Тема урока |
Задания для выполнения |
1. |
Введение. Мир на рубеже XVIII-XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. |
С. 4-5, читать. |
Раздел 1. Революции и реакция в европейском и мировом развитии (6 ч.) |
||
2. |
ИмперияНаполеона I. |
§1 читать. Задания с.15-16 |
3. |
Народыпротивфранцузскойимперии. |
§2 читать. Задания с.21 |
4. |
Поход в Россию и крушение Французской империи |
§3 читать. Задания с.29-30 |
5. |
Священный союз, политическое развитие стран Европы и революционное движение в 1820 –1830-х гг. |
§4 читать. Задания с.36 |
6. |
Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIX века |
§5 читать. Задания с.43, работа с картой |
7. |
Повторительно – обобщающий урок на тему «Революции и реакция в европейском и мировом развитии» |
|
Раздел 2. Становление национальных государств в Европе (4ч.) |
||
8. |
Революции 1848 – 1849 гг. в Европе. |
§6 читать. Задания с.52-53 |
9. |
Начало объединения Италии и Германии. |
§7 читать. Задания с.58, схема с.56 |
10. |
Внутренняя политика Наполеона III, франко- германская война и Парижская коммуна |
§8 читать. Задания с.66-67, работа с картой |
11. |
Повторительно – обобщающий урок на тему «Становление национальных государств в Европе» |
|
Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические процессы (4 ч.) |
||
12. |
Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX века. |
§9 читать. Заполнить таблицу с.77 |
13. |
Индустриальные страны во второй половине XIX– начале XX века. |
§10 читать. Задания с.86-87 ,приготовить сообщение |
14. |
Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX веке. |
§11 читать. Задания с.94-95, сообщение о К. Марксе и Ф. Энгельсе. Задания с.94-95. |
15. |
Повторительно – обобщающий урок на тему «Европа на пути промышленного развития.Социальные и идейно-политическиепроцессы» |
|
Раздел 4. Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX века (6ч.) |
||
16. |
Великобритания и еедоминионы. |
§12 читать. Задания с.104-105 |
17. |
США во второй половине XIX – начале XX века. |
§13 читать. Задания с.115,работа с документом с.111, приготовить сообщение о президентах США изучаемого периода |
18. |
Страны Западной и Центральной Европы. |
§14 читать. Задания с.123-124 |
19. |
Государства Южной и Юго-Восточной Европы. |
§15 читать. Задания с.131 |
20. |
Япониянапутимодернизации. |
§16 читать. Задания с.139 |
21. |
Повторительно – обобщающий урок на тему «Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX века» |
|
Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX века (7ч.) |
||
22. |
Индияподвластьюангличан. |
§17 читать. Задания с.145, сообщения о М. Ганди |
23. |
«Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами. |
§18 читать. Задания с.155-156 |
24. |
Османская империя в XIX – нач. XX в. Персия в XIX – нач. XX в. |
§19 читать. Задания с.166-167 |
25. |
Завершениеколониальногоразделамира. |
§20 читать. Задания с.175, работа с документом с.173 |
26. |
Колониализм: последствия для метрополий и колоний. |
§21 читать. Задания с.182-183 |
27. |
Латинская Америка во второй половине XIX – начале XX века. |
§22 читать. Задания с.189 |
28. |
Повторительно – обобщающий урок на тему «Восток в орбите влияния Запада. ЛатинскаяАмерика в конце XIX – начале XX века» |
|
Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX века (2ч.) |
||
29. |
Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX – XX вв. |
§23 читать. Задания с.198-199 |
30. |
Повторительно – обобщающий урок на тему «Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX века» |
|
Раздел 7. Наука, культура и искусство в XIX – начале XX века (3ч.) |
||
31. |
Технический прогресс и развитие научной картины мира |
§24 читать. Задания с.210 |
32. |
Культурное наследие XIX – начала XX вв. |
§25 читать. Задания с.220, приготовить сообщение |
33. |
Повторительно – обобщающий урок на тему «Наука, культура и искусство в XIX – начале XX века» |
Ответить на вопросы с.223-224 |
Итоговоеповторение (1ч.) |
|
|
34. |
Повторительно-обобщающий урок по курсу: «Всеобщая история. ИсторияНового времени1801-1914 гг.» |
|
История России. Раздел 1. Россия 1900-1917 год. 10 часов (50 ч.) |
||
35. |
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. |
§ 1 читать. Вопросы м задания с.14 |
36. |
Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского |
§ 2 читать. Вопросы м задания с.20-21 |
37. |
Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского |
§ 2 читать. Вопросы м задания с.20-21 |
38. |
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. |
§ 3 читать. Вопросы м задания с.26-27, сообщение о Н.И. Кутузове |
39. |
Отечественная война 1812 года |
§ 4 читать, учить. Вопросы м задания с.34 |
40. |
Отечественная война 1812 года |
§ 4 читать, учить. Вопросы м задания с.34 |
41. |
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 – 1825 гг. |
§ 5 читать. Вопросы м задания с.39-40 |
42. |
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 – 1825 гг. |
§ 6 читать. Вопросы м задания с.43-44 |
43. |
Национальная политика Александра I |
С.44-48 читать. Вопросы м задания с.48-49 |
44. |
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. |
§ 7 читать. Вопросы м задания с.54 |
45. |
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов |
§ 8-9 читать. Вопросы м задания с.62-64 |
46. |
Реформаторские и консер. тенденции во внутренней политике Николая I. |
§ 10 читать. Вопросы м задания с.69 |
47. |
Социально–экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. |
§ 11 читать. Вопросы м задания с.74-75 |
48. |
Общественное движение при Николае I |
§ 12 читать. Вопросы м задания с.79-80 |
49. |
Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны |
Стр.80-85 читать. Вопросы м задания с.86 |
50. |
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг. |
§ 13 читать с.86-90 |
51. |
Крымская война 1853 – 1856 гг. |
§ 14 читать с.90-96. Вопросы м задания с.97 |
52. |
Культурное пространство империи в первой половине XIX в. |
С.97-102 читать. Вопросы м задания с.102-103 |
53. |
Культурное пространство империи в первой половине XIX в. |
С.103-109 читать. Приготовить сообщение по теме урока. Вопросы м задания с.110 |
54. |
Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.» |
|
55. |
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России |
§ 15 читать. Вопросы м задания с.116 |
56. |
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. |
§ 16 читать. Вопросы м задания с.123 |
57. |
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. |
§ 16 читать. Вопросы м задания с.123 |
58. |
Реформы 1860 – 1870х гг.: социальная и правовая модернизация |
§ 17 читать. Вопросы м задания с.129-130 |
59. |
Социально–экономическое развитие страны в пореформенный период |
§ 18 читать. Вопросы м задания с.136-137 |
60. |
Общественное движение при Александре II и политика правительства |
§ 19-20 читать. Вопросы м задания с.145-146 |
61. |
Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе |
С.146-151 читать. Вопросы м задания с.151-152 |
62. |
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. |
§ 21 читать. Вопросы м задания с.159-160 |
63. |
Александр III: особенности внутренней политики |
§ 22 читать. Вопросы м задания с.9-10 |
64. |
Перемены в экономике и социальном строе |
§ 23 читать. Вопросы м задания с.20 |
65. |
Общественное движение при Александре III |
§ 24 читать. Вопросы м задания с.24-25 |
66. |
Национальная и религиозная политика Александра III |
С.25-30 читать. Вопросы м задания с.30 |
67. |
Внешняя политика Александра III |
§ 25 читать. Вопросы м задания с.35-36 |
68. |
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: достижения российской науки и образования |
С.36-41 читать. Вопросы м задания с.41-42 |
69. |
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: русская литература |
С.42-45 читать. Вопросы м задания с.46-47 |
70. |
Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. |
С.54-60 читать. Вопросы м задания с.61-62 |
71. |
Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития. |
§ 26 читать. Вопросы м задания с.70-71 |
72. |
Социально–экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв. |
§ 27 читать. Вопросы м задания с.75 |
73. |
История Сибири. Наш край в начале ХХ в. |
Приготовить сообщение. |
74. |
Николай II: начало правления. |
§ 28 читать. |
75. |
Политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. |
§ 28 читать. Вопросы м задания с.80-82 |
76. |
Внешняя политика Николая II. |
§ 29 читать с.82-83. |
77. |
Русско-японская война 1904 – 1905 гг. |
§ 29 читать с.83-87. Вопросы м задания с.87-88 |
78. |
Первая российская революция. |
§ 30 читать с.88-92. |
79. |
Политические реформы 1905 – 1907 гг. |
§ 30 читать с.93-96. Вопросы м задания с. 96-97 |
80. |
Социально–экономические реформы П. А. Столыпина |
§ 31 читать. Вопросы м задания с.104 |
81. |
Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг. |
§ 32 читать. Вопросы м задания с.110-111 |
82. |
Серебряный век русской культуры |
С.111-116 читать. Приготовить сообщение на тему урока. |
83. |
Серебряный век русской культуры |
Вопросы м задания с.117-118 |
84. |
Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX – XX вв.» |
|
85. |
Защита проектов по курсу. |
|
86. |
Защита проектов по курсу |
|
87. |
История Сибири. Трансформация деревенской жизни в нашем крае в XIX – начале XX вв. |
Тема 9 с.171 |
88. |
История Сибири. Административные преобразования, прирост численности населения |
С.171-173 читать |
89. |
История Сибири. Реформирование общественных отношений, развитие сельскохозяйственного производства во второй половине XIX в. |
С.173-178 читать |
90. |
История Сибири. Жизнь на Московско-Сибирском тракте |
С.178-181 читать, выполнить задание на с.181 |
91. |
История Сибири. Переселенческое движение |
С.181-183 читать |
92. |
История Сибири. Социальный и этнический состав населения в начале XX в. |
С.183-186 читать, ответить на вопросы и задания на с.186 |
93. |
История Сибири. Работа с документами |
с.186-189 читать |
94. |
История Сибири. В период подъема, накануне великих потрясений |
Тема 10 С.190 читать |
95. |
История Сибири. Развитие городов Каинска и Колывани |
С. 190-196 читать, выполнить задания на с. 193 |
96. |
История Сибири. Расцвет хозяйства в старожидбческих селах в конце XIX– начале XX вв. |
С.196-200 читать, ответить на задания на с.199-200 |
97. |
История Сибири. Основание Новониколаевска (Новосибирска), его развитие |
С.200-205 читать, ответить на вопросы на с.201,202,203 |
98. |
Наш край в начальный период Первой мировой войны |
С.205-208 читать, ответить на вопросы на с.205,206,208 |
99. |
История Сибири. Работа с документами |
С. 209-212 |
100. |
История Сибири. Урок-практикум по истории Новосибирской области |
С.209, ответить на вопросы и задания |
101. |
История Сибири. Защита проектов по курсу «История Новосибирской области» |
|
102. |
История Сибири. Защита проектов по курсу «История Новосибирской области» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.