РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА- 5 КЛАСС
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и Федеральных программ общеобразовательных учреждений 5-11 класс (программа под редакцией Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева. Сборник нормативных документов. Программы. История.- М., Дрофа, 2007)
Нормативными актами и учебно-методическими документами для разработки программы являются:
- ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- Областной закон «Об образовании в РО».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. История России. Всеобщая история.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Основная образовательная программа школы.
- УМК по истории Древнего мира под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой.
Цели курса:
ü осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
ü показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
ü охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
ü раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;
ü формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:
ü формировать историческое мышление;
ü дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
ü воспитание патриотизма, уважения к истории, правам и свободам человека;
ü освоение знаний о важнейших событиях всемирной истории;
ü овладение элементарными методами исторического познания, умением работать с различными источниками исторической информации;
ü формирование ценностных ориентаций;
ü формирование толерантного отношения к представителям других стран и народов.
Рабочая программа по истории Древнего мира (базовый уровень) ориентирована на учащихся 5 класса и рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Программа ориентирована на учебник: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5кл.- М., Просвещение, 2017г.
На изучение краеведческого материала по указанному периоду предлагается 6 часов (из 68 часов общего времени изучения курса истории Древнего мира в 5 классе). Целью реализации регионального компонента является: воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: дидактико-технологическое оснащение предусматривает использование на уроках рабочих тетрадей как на печатной основе, так и обычных. При организации проверки домашних заданий, закреплении нового материала учитель использует и тестовые задания, обеспечивая дифференцированный подход к оценке знаний обучающихся. Могут быть использованы и опережающие задания с целью развития познавательного интереса к предмету (подготовка презентаций, рассказов, сочинений, поиск дополнительной информации к уроку).
Изменения, внесенные учителем в адаптированную рабочую программу, не превышают 10%, что оговорено в рекомендациях Министерства общего и профессионального образования РФ.
Учебно - методическое оснащение.
Методические пособия:
1. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5кл.- М., Просвещение, 2017г.
2. Годер Г.И.- Рабочая тетрадь по истории древнего мира - М., Просвещение, 2017г.
3. О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. М., «ВАКО», 2005г.
4. Справочные материалы. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 классы М., «Дрофа», 1997г.
5. Aгафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 класс к учебнику Ф.А. Михайловского «История Древнего мира». - М., Русское слово, 2005.
6. О.Г.Веряскина «История донского края» (с древних времен до конца XVIв.) (5-6кл.), Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2004.
7. Картины по истории Древнего мира/Под ред. Л. В.Антоновой.
КИМ:
1. М.Ю.Брандт «Тесты. История Древнего мира. 5 класс». - М., «Дрофа», 2017 год.
2. Тесты методического пособия «О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс». М., «ВАКО», 2005г.
3. В.Н.Парфенов «Тесты по истории древнего мира» Саратов «Лицей», 2003г.
CD:
1. История. 5 класс.
2. Атлас Древнего мира.
3. Всеобщая история. 5-6 кл.
4. Мировая историческая энциклопедия.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» - 5 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ
Зачем изучать историю. Что такое история. Ключи к познанию прошлого. Исторические источники. Науки-помощницы: археология, антропология, этнология, этнография, Периоды истории, исторические эпохи, История Древнего мира- часть всеобщей истории. Счет лет в истории. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени. Счет до нашей эры.
Региональный компонент: Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники.
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейших людей. Древнейший человек и природа. Появление орудий труда. Каменный век. Овладение огнем и роль этого процесс а в жизни древнейших людей. Зарождение первобытных сообществ.
Появление «человека разумного». Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас.
Возникновение религии и искусства. Древнейшие формы религиозных верований. Духи природы и душа человека. Зарождение мифа. Художники пещер. Дети и первобытное искусство. Искусство древних людей на территории России.
Возникновение земледелия. Орудия труда земледельцев, первые выращиваемые культуры. Одомашнивание животных и скотоводство. Переход от присваивающего к производящему хозяйству - основной смысл неолитической революции. Появление ремесла, изобретение гончарного круга, простейшего ткацкого станка и другие новшества неолита.
Соседская община. Племя. Большая семья. Дети в большой семье. Возникновение имущественного и социального неравенства. Выделение знати, вождь, дружина.
Медный век. Зарождение обмена, появление денег. Изобретение плуга, изменения в земледелии. Строительство мегалитических сооружений. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания, бытовые преобразования. Возникновение древнейших цивилизаций. Понятие «цивилизация». Изобретение бронзы. От бронзового века к железному.
Региональный компонент: Первобытные племена на территории Дона. Киммерийцы. Занятия, культура, быт, верования.
РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Начало собственно истории Древнего мира. Понятия «Ближний Восток» и «Дальний Восток» В истории Древнего мира. Передняя и Западная Азия. Плодородный полумесяц.
Речные цивилизации. Природа и население Древней Месопотамии. Необходимость ирригации. Глина - основной строительный материал. Шумер - древнейшая цивилизация. Облик и язык шумеров. Шумерские города-государства Ур, Урук:, Лагаш. Цари, династии, законы. Понятие «государство». Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Формы государства. Монархия. Подданные, рабы. Культура Шумера. Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Астрономия. Математика. Обучение детей. Наследники Шумера. Древний Аккад. Саргон - «царь четырех сторон света», прообраз восточных владык-деспотов. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вавилона. Особенность «власти-собственности». Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства.
Цивилизация Древнего Египта - ровесница цивилизации Древнего IПумера. Страна на берегах Нила и ее обитатели. Труд и жизнь земледельцев на берегах Нила. Оросительные сооружения. Египет становится единым государством. Власть фараона. Столица государства - Мемфис. Жизнь в городе; жилища, одежда, еда. Семья и дети в Древнем Египте. Мир пирамид. Для чего строились пирамиды. Почитание фараона как бога и воплощение этого почитания в пирамидах. Пирамида-гробница. Строители пирамид. Пирамиды - первое из семи чудес света. Мир живых и мир мертвых. Мумии. Пирамида власти. Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества. Привилегированные и бесправные слои населения Древнего Египта. Сравнение системы власти в Древнем Египте и Древней Месопотамии. Превращение Египта в могущественную военную державу. Армия фараона. Войны и завоевания. Фараоны и покоренные народы. Культура Древнего Египта. Иероглифы, папирус, свиток. Верования древних египтян. Главные боги Древнего Египта. Миф об Осирисе и Исиде. Древнеегипетские храмы. Египетское жречество. Реформы фараона Эхнатона.
Финикия - страна мореплавателей. Финикийцы торговцы и строители городов. Города финикийцев Тир, Сидон, Библ, Угарит. Жизнь в финикийских городах. Финикийские ремесленники, производство пурпура, стекла. Финикийская цивилизация. Создание алфавита и его роль в истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Боги финикийцев. Финикийцы и название континента Европа.
Роль железа в истории Древнего мира. Понятия «военная держава» и «империя». Держава хеттов. Царь и совет знати. Армия и вооружение хеттов. Завоевания хеттов. Дипломатия хеттов - важная часть международных отношений древности. Ассирийская империя: от города Ашшур к могущественной державе. Военная мощь ассирийцев. Цари-завоеватели. Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам. Судьба столицы Ниневии как исполнение ветхозаветных пророчеств. Царские дворцы. Глиняная библиотека царя Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Государство Урарту. Города, мастера-оружейники, сопротивление ассирийскому завоеванию. Возникновение Нововавилонского царства. Халдеи. Завоевания нововавилонских царей. Вавилонское пленение иудеев. Город Вавилон - «царь городов». Ветхозаветное повествование о Вавилонской башне. Вавилонские зиккураты. Висячие сады - одно из семи чудес света. Падение Вавилона. Библейский рассказ о пире Валтасара. Возвышение Персии. Персидская империя - крупнейшее государство Древнего мира. Кир Великий, его завоевания, гибель в войне с массагетами. Дарий I во главе «страны стран». Устройство Персидской империи. Сатрапии. Учреждение государственной почты. Обновление денежной системы. Столицы персов. Народы в составе Персидской империи. Зороастризм - религия древних персов.
Природа и древнейшее население полуострова Индостан. Труд и занятия древнейших жителей Индии. Дравиды. Первые города-государства, жизнь в них. Арии в Индии. Санскрит. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Индуизм - религия древних индийцев. Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы. Устройство общества в Древней Индии. Варны и касты. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Государство Маурьев. Дети в кастовой системе.
Природа и люди Древнего Китая. Берега рек Хуанхэ и Янцзы - центры формирования древнекитайской цивилизации, Первые китайские государства. Объединение Китая. Первая Китайская империя, ее император Цинь Шихуанди. Устройство Китайской империи. Войны империи. Великая Китайская стена. Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Представления древних китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия древних китайцев. Великий шелковый путь. Обучение детей в Древнем Китае.
Региональный компонент: Скифо-сарматская эпоха. Занятия, культура, быт, верования.
РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Бронзовый и железный века в истории Древней Греции. Боги Древней Греции. Герои греков. Мифы об их подвигах. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков. Первые государства на :Крите. Держава царя Миноса. Дворец в Кноссе. Раскопки на :Крите. Минойская культура. ГрекиахеЙцы. Ахейская Греция. Торода-государства Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины-ахейцы. Дорийское завоевание и гибель ахейской (микенской) цивилизации. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Возникновение полиса. Жизнь греков после дорийского завоевания. Начало возрождения Греции. Превращение древнего полиса в государство. Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Аристократия и народ (демос). Войско полиса, гоплиты и фаланга. Великая греческая колонизация. Причины и Направления колонизации. Метрополии и колонии. Результаты колонизации. :Колонии на северных берегах Черного моря. Греки и варвары. Скифы. Два великих полиса: Афины и Спарта. Рождение демократии в Афинах. Господство знати. Законодательство Солона, установление разрядов афинских граждан. Реформы управления в Афинах. Тирания Писистрата, ее свержение. Реформы Клисфена. Историческое значение древнегреческой демократии. Олигархическая Спарта. Возникновение Спартанского государства. Жители Спарты. Реформы Ликурга. Общественное устройство Спарты. Граждане и не граждане. Спартанская семья. Воспитание детей и молодежи в Спарте. Лаконичность.
Победа греческой демократии над восточной деспотией. Греко-персидские войны. Причины войн персов с греками. Битва при Марафоне. Поход персидского царя :Ксеркса. Битва у Фермопил. Афинский флот. Саламинское сражение. Битва при Платеях Результаты греко-персидских войн. Причины и историческое значение победы греков.
Афины при Перикле. Вождь афинской демократии Перикл. Народное собрание. Должностные лица. Суд. Граждане Афин и переселенцы (метеки). Военная сила Афин. Рабство в Афинах. Строительство Афин при Перикле. Акрополь. Парфенон. Фидии. Греческие архитектурные ордеры. Скульптура. Мирон, Поликлет, Пракситель. Древнегреческий театр. Его происхождение. Устройство театра. Актеры. Трагедия и комедия. Великие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан. Олимпийские игры. Спорт в жизни древних греков. Организация игр. Виды состязаний. Судьи. Олимпионики. Греческая философия. Великие философы Пифагор, Платон, Аристотель. Обучение детей в Древней Греции. Школа. Педагоги и ученики. Важнейшие предметы изучения, музыка, гимнастика. Гимнасий; Академия и Ликей. Воспитание мальчиков. Воспитание девочек. Детские игры. Повседневная :жизнь греков. Греческий дом. Одежда. Еда. День афинского гражданина. Как жили женщины и дети.
Возвышение Македонии. Пелопоннесская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Македонская армия. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битва при Херонее и ее последствия. Александр Македонский - историческая личность и легенды о немо Первые победы Александра. Поход в Малую Азию. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Разгром державы персов. Борьба народов Средней Азии против македонян. Индийский поход Александра. Смерть Александра в Вавилоне. Империя Александра. Восток и Греция после Александра Македонского. Возникновение новых государств, царство Селевкидов, царство Птолемеев в Египте, Македония, Пергам, Александрия Египетская. Фаросский маяк. Мусей. Александрийская библиотека, наука и ученые.
Региональный компонент: Донская Троя. Первые греческие поселения на Дону. Музей-заповедник «Танаис».
РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНИЙ РИМ
Природа Италии. Предшественники римлян. Этруски.
Рим эпохи царей. Предания об основании Рима. Город на семи холмах. Римская община, ее сравнение с греческим полисом. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Царь и знаки царской власти. Римский народ. Патриции и плебеи. Преобразования царя Сервия Туллия в сравнении с реформами Солона в Афинах. Свержение последнего римского царя и установление республики. Ранняя республика. Государственное устройство. Магистраты. Народное представительство. Римские сословия. Патроны и клиенты. Сенат. Консулы. Диктатор. Завершение борьбы патрициев и плебеев. Римская семья. Древние нравы римлян. "Римская религия: высшие боги, хранители домашнего очага. Отношение римлян к богам и духам. Римские жрецы. Завоевание Италии Римом. Войны с вольсками и этрусками. Нашествие галлов на Рим. Самнитские войны. Аппиева дорога. Пиррова война. Завершение истории ранней республики.
Пунические войны. Карфаген - могущественная держава Древнего мира. Причины Пунических войн. Первая Пуническая война, ее итоги. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Ганнибал. Сципион Африканский Старший. Третья Пуническая война и окончательное падение Карфагена. Римская армия, вооружение римлян. Завоевание Греции и Македонии Римом. Превращение Рима в мировую державу. Римские провинции.
Земельные реформы братьев Гракхов. Земельный закон Тиберия Гракха, гибель Тиберия Гракха. Судебная реформа Гая Гракха. РимеШ1е всадники. Деятельность Гая Гракха по созданию римских колоний за пределами Италии. Гибель Гая Гракха. Рабство в Древнем Риме. Источники рабства. Положение рабов. Занятия рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака. Первая гражданская война, «новые люди в Риме. Гай Марий и Корнелий Сулла. Проскрипции. . Первый" триумвират и его распад. Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь - историчная личность и легенды. Мартовские иды, гибель Цезаря. Великий оратор Марк Туллий Цицерон. Поэт Лукрреций Кар.
Третья гражданская война. Второй триумвират. Первый император Рима Октавиан Август. Единовластие Августа. Расширение Римской империи. Первые столкновения римлян с германцами. Попытка Августа восстановить древние нравы римлян. Век «золотой латыни, поэма Вергилия «Энеида, Гораций, Меценат. преемники Августа, «кровавые императоры Тиберий, Калигула, Нерон. Флавии - строители империи. Колизей. Гибель Помпеи. Быт и нравы римской аристократии эпохи империи. Возникновение христианства. Восточные боги в Риме, Митра. Рим и Иудея. Исторические свидетельства об Иисусе Христе. Евангельская история Иисуса Христа. Апостолы. Первые общины христиан. Возникновение церкви. Золотой век Римской империи. Император Траян. Война с даками. Философ на троне Марк Аврелий. Рим - столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян. Пантеон. Римляне в повседневной жизни. Лицо императорского Рима. Портрет. Жилища римлян. Одежда, еда и питье. Бани. Римская школа. Дети в семье и в школе, игры и игрушки римских детей.
Империя в III в. Солдатские императоры. Распад единой империи, тяжелое положение населения империи. :Колоны и магнаты. Восстановление империи. Император «бог и господин> . Диоклетиан. Табель о рангах. Обожествление и неограниченная власть императора. :Константин 1 Великий. Константинополь - новая столица империи. Христианская церковь во времена Константина Великого. Первый Вселенский собор в Никее. Символ веры. Разделение империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов. Готы, вандалы. Нашествие гуннов. Падение Западной Римской империи. Восточная Римская империя в VI в., кодификация римского права при императоре Юстиниане. Историческое значение римского права.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира - фундамент современной цивилизации
Региональный компонент: Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданственности, патриотизма, ' любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое многонационального народа России;
- освоение обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте мирового культурного наследия;
-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других культур, толерантность как норма отношения к другому человеку, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями;
- использование современных источников информации в т.ч. интернет-ресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- готовность к сотрудничеству и коллективной работе, освоение межкультурного взаимодействия в школе и в социуме;
- умение работать в группе, вырабатывать свое мнение и его аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты:
- формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для самоидентификации личности, гражданственности и патриотизма, усвоение базовых ценностей общества;
- формирование умений применять исторические знания, понятия на практике, анализировать различные источники об исторических событиях, расширять опыт оценочной деятельности;
- создание основы для дальнейшего расширения и углубления у части школьников интереса к истории как профильного предмета и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
- приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
— способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
— способность выделять главное в тексте и второстепенное;
— способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
— способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
— способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
— способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
— способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
— способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
— способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
— способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
— способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Кол-во ч. |
Понятийный аппарат |
Измерительные |
Домашнее задание |
формы контроля |
|||||
Введение (3 часа)
|
|||||
1-2 Р.к.1 |
Что и как изучает история. Археологические памятники Ростовской области. |
2 |
История, раскопки, Древний мир, история России, этнография, древнейшие люди, исторические источники, хазары, сарматы |
Составить рассказ об исторических источниках древности. Объяснить значение терминов. |
Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края. Рисунки о родном крае. |
3 |
Счёт лет в истории |
1 |
Лента времени, век, тысячелетие, история н.э., до н.э., Рождество Христово, исторический факт |
Решение задач на счёт исторического времени. Составление исторических задач, используя ленту времени. |
Составить исторические задачи на счет исторического времени: сколько лет назад было событие? Какое событие было раньше …? |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 часов)
|
|||||
4-5 Р.к.2 |
Древнейшие люди. Первобытные племена на территории Дона. |
2 |
Первобытные люди, человеческое стадо, собирательство, родовая община, орудия труда, человек разумный, гарпун. Причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей
|
Задания на описание жизни первобытного человека. Задание на объяснение смысла терминов. Задания с развёрнутым ответом на описание орудий труда |
§1-2, ответы на вопросы |
6
|
Возникновение искусства и религиозных верований.
|
1 |
Колдовской обряд, «душа», духи, «страна мертвых», религия, верования, искусство |
Работа с рабочей тетрадью. Задание на объяснения смысла терминов. |
§3 Рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
7 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
1 |
Производящее хозяйство, присваивающее хозяйство, старейшина, племя, совет старейшин, вождь племени, дух, идол, молитва, жертва, ремесло, ремесленник, гончарный круг |
Работа с рабочей тетрадью. Описать предметы быта и орудия труда первобытных земледельцев и скотоводов. Объяснить причины возникновения ремесла. Задание на объяснение исторических терминов
|
§4 Рабочая тетрадь, ответы на вопросы 1,3,5 |
8
Р.к.3 |
Появление неравенства и знати. Таинственные киммерийцы. |
1 |
Знать, раб, царь, соседская община, неравенство, государство |
Задание на объяснение исторических терминов. Задание на сравнение родовой и соседской общины.
|
§5 Рабочая тетрадь, определения |
9 |
Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа №1 «Жизнь первобытных людей» |
1 |
Все понятия раздела 2. |
Выполнение заданий, решение кроссвордов, тестирование, исторический диктант |
Повторить словарь |
Раздел 2. Древний Восток (19 часов)
|
|||||
10 |
Государство на берегах Нила. |
1 |
3 тыс. до н.э., Древний Египет, природные условия, разливы Нила, население, фараон, оазис, папирус, дельта, ил |
Задание на работу с картой. Задание на объяснения смысла терминов. |
§6, ответы на вопросы |
11 |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
|
1 |
Земледельцы и ремесленники, дамба, налог, повинности. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Основные черты, присущие группам населения.
|
Задание на перечисление основных черт групп населения. |
§7 Рабочая тетрадь, рисунки |
12 |
Управление государством.
|
1 |
Государство, характерные черты политического строя, фараон, жрецы, чиновники, скипетр, кнут, колесница, наемное войско, праща, бумеранг, завоевательные походы, Тутмос III, 1500 г до н.э.
|
Нарисовать схему управления Древним Египтом. Задание на объяснения смысла терминов. Задание на работу с контурной картой. |
§8-9 Рабочая тетрадь, рисунок |
13 |
Религия древних египтян. |
1 |
Многобожие, царство мертвых, жрецы, боги, храмы, рельеф, пирамиды, саркофаг, 2600 г до н.э.
|
Составить кроссворд «Боги Древнего Египта». |
§10 Рабочая тетрадь, ответы на вопросы, |
14 |
Искусство и научные знания древних египтян.
|
1 |
Храмы, пирамиды, скульптура, росписи, египетский папирус, астрономия, география, писец
|
Решение кроссворда. Задание на объяснения смысла терминов. |
§11, 12 Рабочая тетрадь |
15
|
Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа «Древний Египет». |
1 |
Всё содержание темы. Значение культуры Египта и её вклад в мировую культуру. |
Дифференцированный опрос по теме «Древний Египет». |
Повторить словарь. |
16 |
Древнее Междуречье.
|
1 |
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Двуречье, Междуречье, клинопись, колонии, оливки, Шумер, 3 тыс. до н.э.
|
Задание на работу с документом. Ориентирование на географической карте. Начать составление таблиц на сравнение: а) жизни и занятий людей; б) религиозных учений; в) политического управления; г) письменности в Древнем Египте, Междуречье и Финикии.
|
§13 подготовить сравнительные таблицы |
17 |
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
|
1 |
Ростовщик, законы Хаммурапи, долговое рабство, талион, Вавилонская башня, туника, 1792 - 1750 гг до н.э.
|
Задание на работу с документом. |
§14 Рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
18 |
Финикийские мореплаватели.
|
1 |
Финикия, древний алфавит, колония, колонизация, 6 век до н.э. |
Задание на работу с контурной картой. Закончить составление сравнительных таблиц. |
§15 Рабочая тетрадь, ответы на вопросы, |
19 |
Древнееврейское царство. Библейские сказания.
|
1 |
Палестина: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования, праща, Иерусалим. Ветхий Завет, миф, предание, заповеди, завет, единобожие
|
Задание на построение развернутого ответа. Задание на восстановление текста. Фронтальный опрос. Задание на объяснение смысла выражений. |
§16-17, рисунки |
20, 21 |
Ассирийская держава.
|
2 |
Причины возникновения и гибели Ассирийской державы. Ассирия, царский дворец, библиотека Ашшурбанапала, Ниневия, 612 г до н.э., 10 век до н.э., 8-7 вв до н.э.
|
Составление развернутого ответа. Решение исторических задач. Задание на исправление ошибок в тексте. |
§18 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
22
Р.к.4 |
Персидская держава и ее завоевания. Скифо - сарматская эпоха.
|
1 |
Цари Кир, Дарий Первый, грифон, Иштар, керамика, Персия, 538 г до н.э.
|
Решение исторических задач. Задание на работу с контурной картой. Фронтальный опрос. Задание на объяснения смысла терминов.
|
§19 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
23 |
Природа и люди Древней Индии.
|
1 |
Инд, Ганг, джунгли, бамбук, Варны, брахман, шудра, каста, Будда, буддизм, отшельник, мировая религия, 6 век до н.э. |
Задание на определение длительности существования Древней Индии. Задания на работу с картой; на выделение особенностей природных условий. |
§20 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
24 |
Индийские касты.
|
1 |
Касты, Будда, брахманы, кшатрии, вайшьи, «неприкасаемые».
|
Задание на выявление общего и особенного в образе жизни и занятиях людей, религиозных верованиях. Тестирование на определение соответствия.
|
§21 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
25 |
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
|
1 |
Хуанхэ, Янцзы, Индуизм, религиозно-философское учение, Конфуций, начало 2 тыс. до н.э., 221 г до н.э.
|
Задание на определение длительности существования Древнего Китая. Задания на работу с картой; на выделение особенностей природных условий. |
§22 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
26 |
Объединение Китая.
|
1 |
Империя Цинь, император и его подданные, компас, бумага, шелк, великая китайская стена, иероглифы
|
Задание на выявление общего и особенного в образе жизни и занятиях людей, религиозных верованиях. Анализ фактов и явлений. Задание на сравнение политического строя в Древней Индии и Древнем Китае.
|
§23, рабочая тетрадь, ответы на вопросы
|
27
|
Культурное наследие Древнего Востока. |
1 |
Все понятия по теме культурное наследие Древнего Востока. |
Выявить общее и разное в культуре стран Древнего Востока. Задание на объяснения смысла терминов. |
Повторить §6-23, подготовиться к итоговому уроку. |
28
|
Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа №2 «Древний Восток». |
1 |
Все понятия раздела 3. |
Письменная работа в форме тестирования на: а) выбор правильного ответа; б) сопоставление; в) классификацию информации. Задание на восстановление текста. Задание на исправление ошибок.. |
Повторить словарь. |
Раздел 3. Древняя Греция (20 часов)
|
|||||
29 |
Древнейшая Греция. Греки и критяне. |
1 |
Древняя Греция, фреска, Минос, 2 тыс. до н.э., 15 век до н.э., Дедал, минотавр, «Нить Ариадны» |
Задание на описание природных условий Древней Греции и показ влияния этих условий на жизнь людей. Задание ан характеристику занятий населения Древней Греции.
|
§24 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
30
|
Древнейшие государства. Микены и Троя.
|
1 |
Микены, «Львиные ворота», мозаика, «яблоко раздора», середина 2 тыс. до н.э., ок.1200 г. до н.э., 12 век до н.э. |
Задание на работу с контурной картой. Исторические задачи. Задание на объяснения смысла терминов. |
§25 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
31
Р.к.5 |
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Донская Троя.
|
1 |
Гомер, «Илиада», Троя, «Троянский конь», Ахиллес, Ахиллесова пята, 8 в до н.э., Одиссей, Итака, Пенелопа, Цирцея
|
Анализ Илиады и Одиссеи. Определение реального и мифического в жизни героев. |
§26-27 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
32 |
Религия древних греков.
|
1 |
Гора Олимп, Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Афина, мифы, мифология |
Задание на изложение мифов. Задание на сопоставление фактов. |
§28 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
33 |
Полис - Город-государство.
|
1 |
Агора, портик, полис, колонии, скифы, демос, знать, Ареопаг, 12-9 вв. до н.э., 8-7 вв. до н.э. |
Задание на работу с документом. Задание на сопоставление дат и событий. Задание на объяснения смысла терминов. |
§29 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
34 |
Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона.
|
1 |
Аттика – область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты, Солон, граждане, реформы, народное собрание, демократия |
Задание на работу с документами. Задание на выявление причин и следствий реформ Солона. Задание на объяснения смысла терминов. |
§30 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
35
|
Древняя Спарта.
|
1 |
Спарта, илоты, спартанское воспитание, конец 2 тыс. до н.э., Ликург |
Задание на определение общего и особенного в воспитании в Афинах и Спарте. |
§31 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
36 Р.к.6 |
Греческие колонии. Первые греческие поселения на Дону. Музей - заповедник Танаис. |
1 |
Скифы, Скил, греческое Причерноморье, колония, пираты |
Задание на классификацию по отдельному признаку событий. Задание на поиск информации о занятиях афинян и спартанцев.
|
§32 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
37 |
Олимпийские игры в древности.
|
1 |
776 г. до н.э., ипподром, время священного перемирия, атлет, пятиборье, колесница
|
Задание на объяснение понятий урока. Задание на установление последовательности событий. |
§33 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
38, 39 |
Греко-персидские войны. |
2 |
Стратег, фаланга, марафон, Мильтиад, триера, о.Саламин, Ксеркс, Коринфский перешеек |
Задание на хронологию греко-персидских войн; на определение участников греко-персидских войн. |
§34-35 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
40, 41 |
Восточное Средиземноморье в период эллинизма.
|
2 |
Амфора, гражданин, пифос, архитектура, скульптура, Фидий, Парфенон, Гомер, чернофигурная и краснофигурная вазы, 5-6 вв. до н.э. |
Задание на объяснения смысла терминов. Задание на указание места событий. Задание на объяснение назначения памятников архитектуры. |
§36 -37рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
42 |
В афинских школах и гимнасиях. |
1 |
Философы, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Платон
|
Составить сравнительную таблицу образования в Афинах и Спарте. Задание на объяснения смысла терминов. |
§38 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
43 |
В театре Диониса.
|
1 |
Трагедия, комедия, Еврипид, Эсхил, Аристофан |
Составление и решение кроссвордов. Задание на объяснения смысла терминов. |
§39 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
44 |
Афинская демократия при Перикле. |
1 |
Фемистокл, Пирей, верфи, Совет пятисот, Перикл, стратег |
Задание на объяснение мотивов, целей и результатов деятельности Перикла. |
§40 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
45 |
Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.
|
1 |
Фаланга, тараны, осадные башни, междоусобица, Филипп 2, Демосфен, Александр Македонский, 338 г. до н.э. |
Задание на сравнение поведения царей Македонии - Филиппа и Александра. Задание на определение политического строя Македонии на основании материалов учебника. Задание на выявление причин потери независимости Грецией. Задание на объяснения смысла терминов.
|
§41 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
46 |
Поход Александра Македонского на Восток.
|
1 |
334 г до н.э., 325 г до н.э., 323г.до н.э., город Исс, город Гавгамелы,
|
Задание на выбор дат из предложенных. Задание на работу с картой: показывать последовательность формирования державы А.Македонского. Задание на сравнение армий Дария III и Задание на объяснения смысла терминов. А.Македонского.
|
§42 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
47 |
В Александрии Египетской. |
1 |
Эпоха эллинизма, Ника Самофакийская, Александрийский музей, Александрийская библиотека,
|
Задание на выявление причин распада державы А.Македонского. Задание на объяснения смысла терминов. Задание на перечисление имен писателей, скульпторов, драматургов.
|
§43 ответы на вопросы, повторить § 24 - 42. |
48
|
Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа №3 «Древняя Греция». |
1 |
Все понятия раздела 4. |
Тематическое тестирование |
Повторить словарь. |
Раздел 4. Древний Рим (19 часов)
|
|||||
49 |
Древнейший Рим.
|
1 |
Весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат, форум, латины, умбры, этруски, тиррены, 753 г до н.э.
|
Задание на: - выбор дат из предложенных; - описание природных условий в Италии; - соотнесение природных условий с занятиями древних римлян; - соотнесение легенды с научными знаниями об основании Рима; - работу с контурной картой. |
§44 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
50 |
Завоевание Римом Италии.
|
1 |
Республика, консул, народный трибун, право вето, 390 г до н.э., патриции, плебеи, 280 г до н.э., пиррова победа
|
Рассказывать о реальном управлении в Древнем Риме. Задание на перечисление первых царей Рима. |
§45 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
51 |
Устройство Римской республики.
|
1 |
326 г до н.э., легион, консулы, патриции, плебеи, Сенат, триумф, воинская дисциплина, римская каторга
|
Задание на - соотнесение дат древнейшего Рима и Римской республики; - анализ фактов и определение по ним события
|
§46 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
52, 53 |
Войны Рима с Карфагеном.
|
2 |
Карфаген, «ворон», провинция, Ганнибал, 216 г до н.э., 202 г до н.э., триумф, империя, император, диадема, 146 г до н.э. |
Задание на - описание войска римлян, галлов, карфагенян; - описание войн Римской республики; - группировку событий; - объяснение смысла терминов. |
§47-48 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
54 |
Рабство в Древнем Риме.
|
1 |
Гладиаторы, амфитеатры, триумф, император, источники рабовладения, раб |
Задание на описание жизни рабов в Римской республике. |
§49, рабочая тетрадь, рисунки |
55 |
Земельный закон братьев Гракхов.
|
1 |
Аграрный закон, народные трибуны братья Гракхи, 133 г до н.э., гражданская война, |
Излагать причины гражданских войн в Римской республике. Задание на объяснение своего отношения к Гаю и Тиберию Гракхам |
§50 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
56 |
Восстание Спартака.
|
1 |
Спартак, 74 г до н.э., г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей, Везувий |
Задание на объяснение своего отношения к предводителю восставших Спартаку.
|
§51, сост. рассказ |
57
|
Единовластие Цезаря.
|
1 |
Гай Юлий Цезарь, ветеран, диктатор, военная диктатура, 49 г до н.э., 44 г до н.э. |
Выявить характерные черты управления Римской империей. Задание на установление последовательности событий в Римской империи. |
§52 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
58 |
Установление империи.
|
1 |
Империя, император, преторианцы, Марк Антоний, Октавиан Август, Клеопатра, 31 г до н.э. |
Задание на перечисление событий, обстоятельств и участников важнейших событий в Римской империи. |
§53 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
59 |
Соседи Римской империи.
|
1 |
Варвары, германцы, венеды |
Задание на описание условий и образа жизни римлян и их соседей. |
§54 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
60 |
В Риме при императоре Нероне.
|
1 |
Диктатор, 1 в н.э., Нерон |
Задание на выявление характерных черт управления Римской империи. Задание на объяснение смысла терминов. |
§55 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
61 |
Первые христиане и их учение.
|
1 |
Христиане, апостолы, Евангелие, священник |
Объяснить смысл появления христианства в Риме. Задание на поиск информации о первых христианах и их учении. |
§56 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
62 |
Расцвет империи во 2-м веке. |
1 |
Колоны, рабы с хижинами, Траян (98 - 117 гг н.э.), |
Задание на поиск информации о том, что хорошего и плохого принесли римляне жителям провинций. Задание на объяснение смысла терминов. |
§57 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
63 |
Контрольная работа №4 «Особенности цивилизации Древнего Рима».
|
1 |
Все понятия раздела 5. |
Тематическое тестирование. |
Повторить словарь |
64 |
«Вечный город» и его жители. |
1 |
Термы, Колизей, Пантеон |
Описывать архитектурные сооружения и скульптурные памятники |
.§58 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
65 |
Римская империя при Константине.
|
1 |
Епископ, Новый Завет, варвары, 313 г н.э., 330 г н.э. |
Задание на объяснение смысла терминов. Решение исторических задач. |
§59 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
66
|
Взятие Рима варварами.
|
1 |
395 г., готы, вандалы, 410 г., 455 г., 476 г., Античность, античная культура |
Задание на объяснение смысла терминов. Решение исторических задач |
§60 рабочая тетрадь, ответы на вопросы |
Итоговое повторение (2 часа)
|
|||||
67
|
Итоговая контрольная работа №5 «История Древнего мира». |
1 |
Все основные понятия курса истории Древнего мира |
Тематическое разноуровневое тестирование на: а) выбор правильного ответа; б) сопоставление; в) классификацию информации. Задание на восстановление текста. Задание на исправление ошибок.
|
Повторить словарь. |
68 |
Причины появления древнейших государств.
|
1 |
Причины и последствия появления протогосударств, империй и их распада.
|
Определение причин появления и распада первых государств.
|
повторить словарь и даты |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.