Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Таналыкская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено На МО учителей Гуманитарного цикла Протокол № ________ От «___» _____________ 20 г. Руководитель МО ____________ Сибаева Р.Р. |
Утверждаю Директор МАОУ «Таналыкская ООШ» ______________ Л.Б. Карпунина Приказ № _____ от «___» ________ 20___г.
|
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца XVIвека
6 класс
на 2019-2020 учебный год
Составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по истории, программы курса «История России с древнейших времен до конца XVIвека», Е.В. Пчелова (М.; «Русское слово». – 2013 г.), и с учетом федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования.
Программу составила учитель истории Дураева У.А.
с. Таналык, 2019 г.
Пояснительная записка
• Рабочая программа 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») утвержден в соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки РФ постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства РФ, 2013, № 23 ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 3, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5096).
Программа рассчитана на преподавание в 6 классе основной школы по программе курса «История России с древнейших времен до конца ХVI» (автор Е.В. Пчелова) и учебнику Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца ХVI в.»
Программа курса охватывает период с древнейших времен и по конец ХVI в., от первобытных жителей нашей страны до правления Ивана Грозного. Курс дает возможность показать развитие русской государственности: от становления и развития Древнерусского государства Киевской Руси до создания Московского государства в XVI веке.
Цели изучения учебного предмета
Основные цели курса:
— выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
— развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);
— формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
— развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
— входе изучения истории родного края вызвать у учащихся любовь к своей малой родине.
Срок реализации рабочей учебной программы – 2019-2020 учебный год.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 6 класса.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а такжедостижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Мо-
сковской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Перечень разделов программы
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 39 часов.
Структурно курс разделен на пять частей:
Вводный урок – 1 час;
I. Древние жители нашей Родины – 3 часа;
II. Древняя Русь в IX-XIII веках – 12 часов;
III. Русь между Востоком и Западом – 6 часов;
IV. Объединение русских земель вокруг Москвы – 9 часов;
V. Создание Московского царства – 7 часов;
Итоговое повторение – 1 час.
Содержание учебного материала
История России 39 часов
Вводный урок – 1 час.
Древние жители нашей Родины – 3 часа.
Условия жизни и основные занятия восточных славян. Родовые общины. Славяне и их соседи. Племенные союзы восточных славян. Образование двух центров объединения славян.
Древняя Русь в IX-XIII веках – 12 часов
Предпосылки возникновения государства. Языческая религия, быт славянских племен. Призвание Рюрика на Русь. Путь из варяг в греки. Внутренняя политика князя Олега, походы на Византию.
Князь Игорь. Полюдье и восстание древлян. Княгиня Ольга. Крещение Ольги, введение повоза. Князь Святослав его походы и завоевания.. Князь Владимир. Оборона Руси от кочевников. Причины и значение принятия христианства. Усобицы сыновей Владимира. Ярослав Мудрый, его внешняя и внутренняя политика, принятие «Русской правды». Управление государством. Города и городское население. Вотчины. Организация русской православной церкви. Деятельность Владимира Мономаха, его борьба с половцами. Устав Владимира Всеволодовича. Культура Древней Руси. «Повесть временных лет».
Причины и последствия феодальной раздробленности. Особенности отдельных княжеств. Ярослав Осмомысл, Даниил Галицкий. Особенности Новгородской земли аристократическая республика.Северо-Восточная Русь. Князь Юрий Долгорукий и основание Москвы. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Зарождение новых социальных слоев.
Русь между Востоком и Западом – 6 часов
Образование империи монгол. Битва на реке Калка. Нашествие Батыя на Русь. Оборона Козельска. Образование Золотой Орды. Борьба Русь с нашествием крестоносцев. Невская битва со шведами. Ледовое побоище. Отпор наступление Литовского княжества. Причины успешного противостояния наступлению Запада.
Формы зависимости Руси от Золотой орды. Последствия ига.
Объединение русских земель вокруг Москвы – 9 часов
Причины и предпосылки объединения Руси. Возвышение Москвы при Иване калите. Политика Ивана Калиты. Превращение Москвы в религиозный центр. Митрополит Петр. Дмитрий Донской и начало открытой борьбы с Ордой. Куликовская битва и ее значение. Последняя феодальная война на Руси. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери. Российское многонациональное государство. Судебник Ивана III - начало закрепощения крестьянства. Великое стояние на реке Угра. Система централизованного управления.
Создание Московского царства – 7 часов
Правление Елены Глинской. Формирование характера Ивана Грозного. Венчание на царство. Реформы Избранной рады.
Внешняя политика Ивана Грозного: присоединение Казани, Астрахани, Ливонская война, поход Ермака в Сибирь. Опричнина Ивана грозного. Расправы над противниками. Митрополит Филипп.Последствия опричнины. Введение заповедных лет. Урочных лет. Введение патриаршества.
Смерть царевича Дмитрия в Угличе. Завершение династии московских князей. Русь на пороге Смутного времени.
Итоговое повторение – 1 час.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
— работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
— определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
— изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
— анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
— давать оценку отдельным явлениям культуры;
— составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
— составлять характеристику исторических деятелей;
— участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Уметь работать с текстовыми и историческими источниками:
различать мемуары, документы делопроизводства;
характеризовать источник (вид источника, автор, название, книги, время создания);
по плану самостоятельно изучать учебные повествовательные и описательные тексты: извлекать из них опосредованную информацию;
делать выводы;
ставить к источнику продуктивные вопросы;
оценивать полноту информации в источнике по заданной теме.
Уметь работать с учебником:
объяснять место темы параграфа в главе, разделе учебника;
оценивать полноту раскрытия содержания темы в параграфе;
самостоятельно читать, объяснять содержание текста параграфа повествовательного или описательного характера, используя все информационные возможности учебника, и систематизировать сведения;
самостоятельно выделять все основные единицы знаний параграфа учебника, обязательные для усвоения.
Уметь работать с вещественными и изобразительными источниками:
осуществлять отбор изображений памятников истории и культуры по заданной теме, давать им описание, извлекать информацию;
относить памятники культуры к определенному стилю (жанру);
соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими историческими данными;
определять достоверность отражения прошлого в изобразительных источниках.
Уметь локализировать объекты в пространстве, работать с картой:
различать и показывать географические объекты, связанные с изучением экономических, социально-политических вопросов истории стран;
определять на основе сопоставления карт различных периодов изменения в хозяйственной и социально-политической жизни страны;
наносить на контурную карту ход исторического события по его описанию в учебнике, создавая условные обозначения к карте;
устанавливать связи между географическим положением страны и ее экономическими, социальными и политическими факторами (условиями) развития.
Речевые умения:
давать развернутый ответ на вопрос в объеме параграфа учебника, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;
владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями;
рецензировать сообщения одноклассников.
Умение письменной фиксации материала:
делать краткие выписки из книги, оформлять цитаты.
составлять развернутый план параграфа или адаптированного исторического текста.
Хронологические умения:
называть хронологические рамки исторических процессов, выделять основные даты для прочного усвоения;
определять синхронность событий и явлений в разных странах;
определять этапы событий.
Интеллектуальные умения:
различать явления экономической, политической, социальной и культурной жизни и устанавливать связи между ними под руководством учителя;
с опорой на типовые памятки анализировать явления жизни страны, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в масштабах страны;
сравнивать деятельность лиц, исторические события на основе самостоятельно выделенных линий сравнения;
относить новые факты и явления к известному понятию;
давать оценку фактов, явлений прошлого;
выражать отношение к деятельности людей в прошлом с позиции духовных ценностей общества в изучаемую эпоху;
высказывать суждения о важности научного исторического познания.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Учебно-методическое обеспечение
Основное:
Е.В. Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVIвека. 6 класс» М., «Русское слово», 2013 год.
Дополнительное:
Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по Истории отечества с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.– М.:«ВАКО», 2001.–176 с.
Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России: 6-11 кл.: пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 128 с., илл.
История в таблицах. 5-11 кл.: справочное пособие/А.Т.Степанищев, Д.И.Олейников и др.–М.: Дрофа, 2001.– 64 с.
Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. В 2-х частях / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010. – 64 с.
История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/авт.-сост. Н.Ю.Бухарева. – Волгоград: Учитель, 2009. -207 с.
Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2004.– 416 с.
Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов: лицей, 2002.–96 с.
Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.
Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
Максимов Ю.И. Тесты по истории средних веков. – М.: Экзамен, 2010. – 159 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI в. (6 КЛАСС)
№ п/п |
Тема урока |
Коли- чество часов |
Тип урока |
Элементы содержания образования |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Элементы дополни-тельного содержания образования |
Домашнее задание |
Дата прове- дения |
Факт |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23 24
25 26
27
28
29
30
31 32
33 34
35
36
37
38
39 |
История России как часть всеми-рной исто-рии. Что изучает ис-торияОте-чества. Ис-точникизна-ний о прош-лом. Перво-бытнаяэпо-ха на терри-тории нашей страны
На окраинах античного мира
Кочевые племена на территории России в IV—V вв.
Восточные славяне в VI-VIII вв.
Образование Древнерус-скогогосу- дарства
Русские кня-зья времен Язычества
Князь Вла-димир и кре-щение Руси
Киевская Русь при Ярославе Мудром
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол
Обществен-ный строй Древней Руси
Православ-ная Церковь в Киевской Руси
Культура Киевской Руси.
Удельный период русской истории
Южная Русь
Юго-Запад-ная Русь
Новгород-скоегосу-дарство
Владимиро- Суздальская Русь
Повторите-льно-обоб-щающий урок по теме «Русь в IХ—ХIIIвв»
Монгольс-кое нашест-вие на Русь
Натиск с Запада
Русские зем- ли под вла- стьюЗоло-той Орды
Великоекня-жество Ли-товское и русские зем-ли
Возвышение Москвы
Кризис Мос-ковской Руси
Русская Пра-вославная Церковь во второй поло-вине ХIII-се-редине ХVв.
Русская ку-льтураво второй поло-вине ХIII-се-редине ХVв.
Конец уде-льной эпохи
От Великого княжества – к царству
Иван Гроз-ный — пер- вый русский царь
Внешняя по-литика при Иване Гроз- ном
Опричное лихолетье
Русская Православ-ная Церковь в конце ХV-ХVI в.
Русская культура в конце ХV-ХVI в.
Россия ХVI в.
Итоговое повторение |
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1 |
Вводный урок
Урок сообще-ния нового ис-торического материала
Урок сообще-ния нового ис-торического материала
Комбинирован-ный урок
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом (практическое занятие)
Комбинирован-ный урок
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом
Комбинирован-ный урок
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом
Комбинирован-ный урок
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом (практическое занятие)
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом (практическое занятие)
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом
Повторительно- обобщающий урок (Приложение 1)
Урок сообще-ния нового ис-торического ма-териала
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом
Комбинирован-ный урок
Комбинирован-ный урок
Комбинирован-ный урок
Урок сообще-ния нового ис-торического материала
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом (практическое занятие)
Урок сообще-ния нового ис-торического материала
Комбинирован-ный урок
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом (урок-практи-ческое занятие)
Урок сообще-ния нового ис-торического материала
Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом (практическое занятие) Урок выработки умений и навы-ков работы с историческим материалом
Повторительно- обощающий урок (Приложение 2)
Повторительно- обощающий урок (Приложение 3) |
Краткаяхаракте-ристика курса. История России как часть всемир-ной истории. Дан-ные археологии о древнейшей исто-рии Руси. Вспомо-гательныеистори-ческиедисципли-ны
Скифское царство и его упадок. Гре-ческаяколониза-цияПричерномо-рья. Тюркские на-роды и их госу-дарства на терри-тории нашейРо-дины. Жители ле-сной полосы Вос-точной Европы
Великоепереселе-ние народов. На-роды на террито-рии нашей страны до середины I ты-сячелетия до н. э. Волжская Булга-рия, Хазарский ка-ганат. Влияние географического положения и при-родных условий на занятия жите-лей
Расселение восто-чных славян. Хо-зяйствовосточ-ных славян. Пере-ход от родового строя к государст-венному. Язычес-тво древних сла-вян
Формирование Древнерусского государства. При- звание варяжских князей. Русское княжество в Киеве
Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Оль-га, Святослав — даты их правле-ния, их деятель-ность
Крещение Руси. Христианство
Усобица сыновей Владимира. Лич-ность и деяния Ярослава Мудро-го. Русская Прав-да — единый свод законов
Междукняжеские усобицы. Любеч-ский съезд князей. Правление Вла-димира Монома-ха. «Устав», «Поу-чение детям»
Экономико-социа-льное положение, быт, нравы разли-чных категорий жителей Древней Руси
Организация пра-вославнойЦерк-ви. Древнерусское монашество
Истоки и особен-ностидревнерус-ской культуры
Политическая раз-дробленностьРу-си. Экономиичес-кие и политичес-кие причины раз-дробленности. Формы землевла-дения. Князья и бояре. Свободное и зависимое насе-ление
Киевское княже-ство. Управление в Киевскомкня-жестве. «Слово о полку Игореве»
Управление в Га-лицкомкняжест-вах и Галицко-Волынской земле.
Особенности хо-зяйства и полити-ческое управление в Новгородском государстве
Особенности хо-зяйства и полити-ческое управление во Владимиро- Суздальской Руси
Важнейшие собы-тия истории Руси в IХ— ХIII вв.
Чингисхан и объе-динениемонголь-ских племен. Монгольские за-воевания. Нашест-вие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям
Борьба Руси про-тив экспансии с Запада. Александр Невский. Сраже-ние на Неве и Ле-довое побоище
Последствия мон-гольского нашест-вия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны
Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Ве-ликое княжество Литовское вХI-ХV вв.
Москва-центр со-бирания русских земель. Восста-новлениехозяйст-ва на Руси. Города и их роль в объе-динении русских земель. Иван Ка-лита и утвержде-ние ведущей роли Москвы. Куликов-ская битва. Дмит-рий Донской
Московское кня-жество и его по-литика. Иван III, Василий III. Пред-посылки объеди-нения единогого-сударства, поли-тика московских князей. Династи-ческая война. Рас-пад Золотой Орды
Церковь в Русс-ком государстве. Роль Церкви в об-щественнойжиз-ни. Сергий Радо-нежский
«Слово о погибе-ли Русской зем-ли», «Задонщи-на», «Сказание о Мамаевом побои-ще, «Хождение за три моря», «Тро-ица». Афанасий Никитин, Феофан Грек, Андрей Руб-лев
Завершение объ- единения русских земель. Присоеди-нение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Ста-новление центра-льных органов власти и управле-ния. Судебник 1497 г.
Государственное управление. Госу-дарственная сим-волика. Теория «Москва — Тре-тий Рим».
Условия развития страны в ХI в. Территория, насе-ление, характер экономики. Ста-новление центра-лизованногогосу-дарства и само-державной власти
Московское госу- дарство и Великое княжество Литов- ское. Расширение территории госу-дарства. Завоева-ние Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война
Опричнина — об-стоятельства ее установления, де-ление страны на две части. Террор. Стремление Ивана IV к неограничен-ной власти
Иосифляне и нес-тяжатели. Уста-новлениепатри-аршества
Алевиз Новый, Афанасий Ники-тин, митрополит Макарий, Андрей Чохов, Иван Фе-доров, Барма и Постник, Аристо-тельФиораванти, Дионисий |
Умение работать с тек- стом учебника, выде-лять главное, исполь-зовать ранее изучен-ный материал для ре-шения познавательных задач
Города-государства. Греческие колонии Северного Причерно-морья — Ольвия, Хер-сонес, Пантикапей, Фанагория и др.
Знать понятия: перво-бытное общество, ро-довая, соседская общи-на, государство, народ. Уметь сравнивать раз-личные хозяйственные уклады
Знать понятия: род, ро-довая община, соседс-кая община, князь, дружина, натуральное хозяйство. Уметь ра-ботать с исторической картой
Знать понятия: госуда-рство, Русь, варяги, княжеская власть, дру-жина, бояре, полюдье, уроки, погосты. Назы-вать основные теории возникновения госу-дарства у восточных славян. Уметь работать с контурной картой
Уметь работать с исто- рической картой, сос-тавлять схемы, срав-нивать, анализировать, делать выводы
Уметь сравнивать язы-ческую религию сла-вян и христианство, выявлять причины, ход, значение истори-ческого события (при-нятие христианства)
Характеризовать лич-ность и политику Яро-слава Мудрого, знать понятия по теме урока
Уметь раскрыть при-чины княжеских меж-доусобиц. Уметь опре-делять роль личности в истории (Владимир Мономах)
Знать понятия: люди, вервь, смерд, боярин, вотчина, закуп, рядо-вич, хоромы, посад, торг, вече. Уметь объ-яснять их значение
Знать об истории расп-ространения христиан-ства на Руси, об орга-низации православной Церкви, о древнерус-ском монашестве
Знать понятия: лето-пись, проповедь, фоль-клор, былина
Знать понятия: раздро-бленность, удельные княжества. Уметь оп-ределять социально-экономические и поли-тические причины раз-дробленности. Выде-лять последствия разд-робленности. Разви-вать умение система-тизировать изученный материал
Уметь работать с исто- рическим литератур-ным произведением
Уметь работать с исто- рическим литератур-ным произведением
Уметь выделять общее и особенное в социаль- но-экономическом, по-литическом, культур-ном развитии удель-ных земель.
Уметь работать в группе
Уметь работать с кар-той, систематизиро-вать материал и пред-ставлять его в виде таблиц, эссе
Уметь работать с текс-том учебника, выде-лять главное, причин-но-следственные свя-зи, характеризовать роль личности в исто-рии (Александр Невский)
Знать понятия: баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация. Уметь определять сущность и последствия монголо- татарского ига
Уметь составлять хро- нологическуютабли-цу, опираясь на текст учебника, изложение учителя, историческую карту
Знать основные поня-тия по теме. Уметь анализировать исто-рическую карту: опре-делять территории крупнейших княжеств и территории, утра-ченные Русью. Выде- лять предпосылки объединения русских земель
Уметь кратко и разве-рнуто излагать исто-рический материал, ве-сти дискуссию, знать основные историчес-кие понятия по теме
Знать основные поня- тия по теме, биографии выдающихся церков-ных деятелей того вре-мени
Уметь описывать про-изведения искусства, строить ответ по плану
Знать понятия: Бояр-ская дума, местниче-тво, кормление, дворя-не, тягло. Уметь ана-лизировать и система-тизировать материал, представляя его в виде таблицы «Объедине-ние русских земель в ХIV—ХVвв».
Знать понятия: вотчи-на, поместье, монар-хия, барщина, белая слобода, черная слобо-да
Знать понятия: Изб-ранная рада, центра-лизованноегосударс-тво, Земский собор, приказы, стрельцы, дворяне, губа, Судеб-ник, сословная монар-хия
Знать понятия: Ливон-ская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполитая
Уметь давать характе-ристики историческим личностям данного пе-риода: Владимир Ста-рицкий, Михаил Ива-нович Воротынский
Уметь анализировать и систематизировать изученный материал. Знать понятия: ересь, юродивые, Стоглавый собор, патриарх
Знать понятия: Лице-вой летописный свод, Великие Четьи Минеи, парсуна |
Фронтальный опрос
Проверка умения работать с дополни-тельной энциклопе-дическойлитерату-рой на разных носи-телях информации
Ответить на вопро- сы: «Кто был глав- нее в Хазарском ка-ганате, каган или царь?», «Соответст-вовало ли положе-ние главы государс-тва той власти, кото-рой он обладал?»
Проверка умения работать с текстом учебника, дополни-тельной, энциклопе-дическойлитерату-рой на разных носи-телях информации
Мини-эссе «Почему признание варягов на княжение не бы-ло решающей при-чиной возникнове-ния древнерусского государства?»
Заполнение таблицы «Военные походы первых киевских князей»
Обсуждение выска-зывания Д.С. Лиха-чева
Письменный ответ на вопрос: «Чьи ин- тересы защищала Русская Правда?»
Составить схему «Правление сыновей Ярослава Мудрого»
Выполнение зада-ния: «Представьте, что вы посетили средневековый го-род. Напишите, что вы там могли бы увидеть?»
Составить схему «Организация пра- вославной Церкви в Древней Руси»
Заполнение таблицы «Памятники архи-тектуры Древней Руси»
Заполнение таблицы «Положительные и отрицательные пос-ледствияраздроб-ленности
Составить сравни- тельную таблицу «Особенности раз-вития Киевского и Галицко- Волынс-кого княжеств
Продолжить запол-нение таблицы
Составление развер-нутых планов § 16
Сравнение Новго-рода и Владимиро-Суздальской Руси
Тестирование
Мини-эссе «В чем главная причина по-ражения русского войска на Калке?»
Составление планов ответа на темы «Невская битва» и «Ледовое побоище» с использованием схем на с. 133-134 учебника
Мини-эссе «Мое отношение к Алек- сандру Невскому»
Ответить на вопрос: «Как изменилось по-ложение западных русских земель пос-ле образования Речи Посполитой?»
Ответить на вопро-сы: «Каковы при-чины и значение победы Руси в Куликовской битве? В чем ее истори-ческое значение?»
Составить в тетра-ди таблицу «Распад Золотой Орды»
Уметь определять причины измене- ния в положении Русской Право- славной Церкви
Составить в тетради таблицу «Выдающи-еся художники Руси ХIV— ХV вв.». От-ветить на вопрос: «Почему творчество этих художников представляет собой духовную ценность?
Ответить на вопрос: «Как вы оцениваете личность и полити- ку великого князя Ивана III? В чем, как вы считаете, его главная заслуга?»
Систематизировать изученный матери- ал в виде таблицы «Сословия в России в ХV—ХVI вв.»
Составить схему «Управление древ- нерусским государ- ством в ХVI в.»
Составить хроноло- гическую таблицу «События Ливон- ской войны»
Объясните смысл поговорки «Вот те-бе, бабушка, и Юрь-ев день!» (письмен-но)
Составить таблицу «Направления церковной мысли в конце ХV-ХVI в.»
Составить таблицу «Архитектурные памятники России конца ХV—ХVI в.»
Тестирование
Тестирование |
Правила ве-дениязапи-сей в тетра-дях
Правила, ко-торые нужно выполнять при подго-товкесооб-щения, док-лада, рефе-рата
Быт и веро-вания древ-них славян
Борис и Глеб — первые русские святые
Междуна- родные свя-зи Древней Руси. Распад древнерус-скогогосу-дарства
История Киево-Пе-черского Монастыря
Заполнить таблицу «Общест-венное уст-ройство и быт полов-цев»
Ливонский орден
Житие Сер-гия Радо-нежского
|
§ 1, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей тетради
§ 2, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей тетради
§ 3, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей тетради
§ 4, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей тетради, подготовить сообщения о занятиях древних сла-вян, их обы-чаях и праз-дниках
§ 5, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради
§ 6, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради
§ 7, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради
§ 8, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей тетради
§ 9,повто-рить, выпол-нить задания в рабочей тетради
§10, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей тетради
§ 11, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те-тради, под-готовить со- общение о Киево-Пе-черскоммо-настыре
§ 12, повто- рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради
§ 13, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради
§ 14 ,пов-торить, вы-полнить за-дания в ра-бочей тетра-ди
§ 15, повторить
§16,пов-торить, вы-полнить за-дания в ра-бочейтет-ради
§17 подго-товитьсооб-щения о жи-зни людей в Древнем Новгороде и Владимиро-Суздальской Руси
§18, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради
§19, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей тетради
§ 20, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради
§ 21, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради
§ 22, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради
§ 24, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей тетради
§ 25, повто- рить, выпол- нить задания в рабочей тетради
§ 26, повто- рить, выпол-нить задания в рабочей тетради
§ 27, повто- рить, выпол- нить задания в рабочей те- тради
§ 28, повто- рить, выпол- нить задания врабочей те- тради
§ 29, повто- рить, выпол- нить задания в рабочей те- тради
§ 30, повто-рить, выпол- нить задания в рабочей те- тради
§ 31, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради
§ 33, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради
§ 34, повто-рить, выпол-нить задания в рабочей те- тради |
14.12
20.12
21.12
27.12
28.12
10.01
11.01
17.01
18.01
24.01
25.01
31.01
1.02
7.02
8.02
14.02
15.02
21.02
22.02
28.02
1.03
7.03
14.03 15.03
21.03 22.03
4.04
5.04
11.04
12.04
18.04 19.04
25.04 26.04
2.05
3.05
16.05
17.05
24.05
|
|
Оценочный материал
Проверочная работа № 1
Вопрос № 1
Кто создал "Повесть временных лет"
монах Нестер
историк
Геродот
митрополит
Иларион
монахи
Кирилл и Мефодий
Вопрос № 2
Создание на Руси купольных жрамов свидетельствует:
о влиянии Византии
о
преобладании языческих традиций
об
отсутствии строительного камня
об
отсутствии мастерства у древнерусских зодчих
Вопрос № 3
Как назывался узор, созданный из тысячи мельчайших припаянных шариков?
фреска
мозаика
зернь
эмаль
Вопрос № 4
Какой князь заложил Десятинную церковь в Киеве?
Рюрик
Яровлав
Мудрый
Владимир
Святославич
Владимир
Мономах
Вопрос № 5
Ажурный узор из тонкой золотой проволоки:
мозаика
фрезка
зернь
скань
Вопрос № 6
Существование былинного эпоса на Руси говорит:
о влиянии античной культуры
о развитии
устного народного творчества
о широком
распространении грамотности
о знании
хронологии
Вопрос № 7
Какой князь заложил Софийский собор в Киеве?
Рюрик
Ярослав
Мудрый
Владимир
Святославович
Владимир
Мономах
Проверочна работа № 2
Тест «Россия в 16 в.»
1. Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине 16 в. было:
1. присоединение к России Крыма
2. присоединение к России Казанского и Астраханского ханств
3. присоединение к России Левобережной Украины
4. завоевание Россией выхода в Балтийское море
2. Какие три понятия из перечисленных относятся к процессу закрепощения крестьян в 15-16 вв:
1. «урочные лета» 2) выкупные платежи
3) «Юрьев день» 4) ярлык
5. «заповедные лета» 6) подушная подать
3. Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565-1572 гг. для укрепления своей самодержавной власти:
1. местничество
2. опричнина
3. нестяжательство
4. земщина
4. В каком веке со смертью сыновей Ивана Грозного пресеклась династия Рюриковичей:
1. 14 в. 2) 15 в 3) 16 в 4) 17 в
5. Какое имя в приведённом ряду имён связано с княжением Ивана 3:
1. Сергий Радонежский
2. Аристотель Фиораванти
3. Алексей Адашев
4. Андрей Курбский
6. Свод законов, установивший Юрьев день, вошёл в историю под названием:
1. «Судебника»
2. «Русской правды»
3. «Соборного уложения»
4. «Указа об урочных летах»
7. В чьё правление был принят Судебник – первый свод законов единого Русского государства:
1. Дмитрия Донского
2. Ивана 3
3. Александра Невского
4. Ивана 4
8. Установите соответствие между именами современников.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) Дмитрий Донской 1) Андрей Курбский
Б) Иван Грозный 2) Сергий Радонежский
В) Иван 3 3) Александр Меншиков
4) хан Ахмат
5) Бирон
А
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
|
9. Отметьте причину Ливонской войны.
1. стремление России выйти к Балтийскому морю
2. стремление России выйти к Чёрному морю
3. стремление Речи Посполитой посадить на российский престол королевича Владислава
4. недовольство Англии усилением России в Восточной Сибири
10. Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, НАЗВАНИЯ
А) вотчина 1) центральный орган управления
какой-либо сферой государственной
жизни
Б) пожилое 2) наследственное земельное владение
В) приказ 3) система содержания должностных лиц
за счёт местного населения
Г) кормление 4) плата крестьян при уходе от
землевладельца
5) обращение церковной собственности в
светскую
А
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
|
1.Столицей Владимиро-Суздальского княжества был город :
А) Киев
Б) Новгороде
В) Владимир
Г) Москва
А) 1047 г
Б) 1147 г
В) 1478 г
А) нашествия хана Батыя
Б) похода хана Мамая
В) набегов половцев
А)1237 г
Б) 1240 г
В) 1242 г
Г) 1380 г
5. Назовите имя внука Александра Невского- великого князя Московского:
А) Дмитрий Донской
Б) Андрей Боголюбский
В) Иван Калита
А) 1350 г
Б) 1370 г
В) 1380 г
Г) 1390 г
А) возникновение Древнерусского государства 1.1072 г
Б) крещение Руси 2. 980 г
В) призвание Рюрика 3. 882 г
Г) создание «Русской Правды» 4. 862 г
А) феодальная раздробленность-
Б) уроки-
В) ярлык-
А) Узбек Б) Мамай В) Тохтамыш Г) Невский
V. Определите, в чем значение крещения Руси.
VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.
«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…
Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»
ВОПРОСЫ:
1) Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского
2) Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с
Владимиром Мономахом и Александром Невским?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.