РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
протокол № ____ ___________________ ___________А..Ильясова
«__»_________20__г. «_____»__________20__г. пр №___«__»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
5-9 КЛАСС
Учитель: Алигаджиева Х.А
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второгопоколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011).
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.
Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова(Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015. – 77с.). Всвязи с переходом на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии основе Примерной программы основного общего образования по истории
ü История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.
ü История России. Конец XVI –XVIII век.7 класс.
ü История России. XIX век. 8 класс.
ü История России. XX век. 9 класс.
По курсу «Всеобщая история» программа ориентирована на предметную линию учебников А.А.Вигасина – А.Я. Юдовской издательства «Просвещение»:
ü История Древнего мира.5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.
ü История Средних веков. 6 класс. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской.
ü История Нового времени. 7 класс. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.
ü История Нового времени. 8 класс. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.
ü История Нового времени. 9 класс. А.Я. Юдовская и другие
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
ü эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
ü формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
ü образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
ü история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
ü развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов: «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Цели и задачи изучения предмета.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Цели изучения предмета:
формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Задачи изучения истории:
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного общего образования:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения
Данная программа является первым опытом создания единой программы изучения курсов истории России и Всеобщей истории по линейной системе изучения истории. Все учебники соответствуют требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом. В данной программе используется УМК по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова, издательства «Просвещение». Концепция нового учебно-методического комплекта по Всеобщей истории и Историко-культурный стандарт по Всеобщей истории не приняты. Поэтому в данной программе используется УМК по Всеобщей истории для предметной линии учебников А.А.Вигасина - А.Я. Юдовской издательства «Просвещения». Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень.
Общая характеристика программы курса истории в 5-9 классах.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по Всеобщей истории и истории России. Курс истории России имеет приоритетное значение.
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса Всеобщей истории. В данном курсе предлагается оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История Древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—8 классы), определяется последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Курс обеспечивают реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывают возможность для вариативного построения курсов истории. Изучение Всеобщей истории в 5—8 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Изучение Всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе. Курс Всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях. В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников. Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной историиявляется важнейшим слагаемым предмета «История». Он сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и Всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории.
Описание места учебного предмета
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в 5-9 классах. Общая недельная нагрузка в 5-9 классах в каждом году обучения составляет по 2 часа. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое тестирование изученных тем.
Распределение часов, предназначенных на изучение курсов Всеобщей истории и истории России с V по IX классы, осуществляется в соответствии со стандартом и авторской программой:
Класс |
Общее количество часов |
История России (кол-во часов) предметная линии учебников под редакцией А.В.Торкунова |
Всеобщая история (кол-во часов) предметная линии учебников под редакцией Вигасина – Юдовской |
5 |
68 |
--- |
68 |
6 |
68 |
40 |
28 |
7 |
68 |
40 |
28 |
8 |
70 |
44 |
26 |
9 |
68 |
46 |
22 |
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
КЛАСС |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ |
ИСТОРИЯ РОССИИ (включая региональный компонент) |
5 |
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. |
Народы и государства на территории нашей страны в древности |
6 |
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье. Зрелое Средневековье. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки. |
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ.VIII –XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь. Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство. Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны. Восточной Европы и Сибири в XIII- XVвв. Культурное пространство. Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство. Региональный компонент
|
7 |
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции. Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. |
РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ. Россия в XVI веке. Смута в России. Россия в XVII веке. Культурное пространство. Региональный компонент. |
8 |
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв. Эпоха Просвещения. Эпоха промышленного переворота. Великая французская революция |
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ Россия в эпоху преобразований Петра I. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. Россия при Павле I. Региональный компонент.
|
9 |
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны. Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Мир в 1900—1914 гг. |
IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Россия на пути к реформам (1801–1861) Александровская эпоха: государственный либерализм. Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III. Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи. Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений. Кризис империи в начале ХХ века. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Общество и власть после революции «Серебряный век» российской культуры. Региональный компонент. . |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Патриотическая основаисторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. В школьном курсе преобладает пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания. Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. Отмечается, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего прирешении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. На учебном предмете уделяется внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития. В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Содержание учебного курса «История»
История России. Всеобщая история.
Всеобщая история
5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
6 класс
Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
7 класс
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
8 класс
Введение. Мир вна рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
История России.
6 класс
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
Тематическое планирование
5 класс
История Древнего мира
Тема |
Уроки |
Кол-во часов |
Введение. |
|
1 |
|
Что изучает история Древнего мира |
|
Раздел I. Жизнь первобытных людей |
|
6 |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники |
|
3 |
|
Древнейшие люди |
1 |
|
Родовые общины охотников и собирателей |
1 |
|
Возникновение искусства и религиозных верований |
1 |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы |
|
2 |
|
Возникновение земледелия и скотоводства |
1 |
|
Появление неравенства и знати |
1 |
Повторение |
Повторительно-обобщающий урок. Значение эпохи первобытности для человечества |
1 |
Тема 3. Счёт лет в истории. |
Счёт лет в истории. |
1 |
Раздел II. Древний Восток |
|
18 |
Тема 4. Древний Египет |
|
7 |
|
Государство на берегах Нила |
1 |
|
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте |
1 |
|
Жизнь египетского вельможи |
1 |
|
Военные походы фараонов |
1 |
|
Религия древних египтян |
1 |
|
Искусство Древнего Египта |
1 |
|
Письменность и знания древних египтян |
1 |
Повторение |
Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян |
1 |
Тема 5. Западная Азия в древности |
|
7 |
|
Древнее Двуречье |
1 |
|
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
1 |
|
Финикийские мореплаватели |
1 |
|
Библейские сказания |
1 |
|
Древнееврейское царство |
1 |
|
Ассирийская держава |
1 |
|
Персидская держава «царя царей» |
1 |
Тема 6. Индия и Китай в древности |
|
4 |
|
Природа и люди Древней Индии |
1 |
|
Индийские касты |
1 |
|
Чему учил китайский мудрец Конфуций |
1 |
|
Первый властелин единого Китая |
1 |
Повторение |
Повторительно-обобщающий урок. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру |
1 |
Раздел III. Древняя Греция |
|
20 |
Тема 7. Древнейшая Греция |
|
5 |
|
Греки и критяне |
1 |
|
Микены и Троя |
1 |
|
Поэма Гомера «Илиада» |
1 |
|
Поэма Гомера «Одиссея» |
1 |
|
Религия древних греков |
1 |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием |
|
7 |
|
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
1 |
|
Зарождение демократии в Афинах |
1 |
|
Древняя Спарта |
1 |
|
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей |
1 |
|
Олимпийские игры в древности |
1 |
|
Победа греков над персами в Марафонской битве |
1 |
|
Нашествие персидских войск |
1 |
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии |
|
5 |
|
В гаванях афинского порта Пирей |
1 |
|
В городе богини Афины |
1 |
|
В афинских школах и гимнасиях |
1 |
|
В театре Диониса |
1 |
|
Афинская демократия при Перикле |
1 |
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. |
|
3 |
|
Города Эллады подчиняются Македонии |
1 |
|
Поход Александра Македонского на Восток |
1 |
|
В Александрии Египетской |
1 |
Повторение |
Повторительно-обобщающий урок. Вклад древних эллинов в мировую культуру |
1 |
Раздел IV. Древний Рим |
|
17 |
Тема 11. Рим: отего возникновения до установления господства над Италией |
|
3 |
|
Древнейший Рим |
1 |
|
Завоевание Римом Италии |
1 |
|
Устройство Римской республики |
1 |
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья |
|
3 |
|
Вторая война Рима с Карфагеном |
1 |
|
Установление господства Рима во всём Средиземноморье |
1 |
|
Рабство в Древнем Риме |
1 |
Тема 13. Гражданские войны в Риме |
|
4 |
|
Земельный закон братьев Гракхов |
1 |
|
Восстание Спартака |
1 |
|
Единовластие Цезаря |
1 |
|
Установление империи |
1 |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры |
|
5 |
|
Соседи Римской империи |
1 |
|
В Риме при императоре Нероне |
1 |
|
Первые христиане и их учение |
1 |
|
Расцвет Римской империи во II в. |
1 |
|
Вечный город и его жители |
1 |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи |
|
2 |
|
Римская империя при Константине |
1 |
|
Взятие Рима варварами |
1 |
Итоговое повторение |
|
2 |
|
Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима |
1 |
|
Урок-путешествие «Наследие Древнего мира» |
1 |
Всего уроков |
|
68 |
Тематическое планирование
6 класс
Всеобщая история. История Средних веков
Тема |
Уроки |
Кол-во часов |
Введение |
|
1 |
|
Введение. Живое Средневековье |
|
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) |
|
5 |
|
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. |
1 |
|
Христианская церковь в раннее Средневековье |
1 |
|
Возникновение и распад империи Карла Великого |
1 |
|
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. |
1 |
|
Англия в раннее Средневековье |
1 |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. |
|
3 |
|
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. |
1 |
|
Культура Византии |
1 |
|
Образование славянских государств |
1 |
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. |
|
2 |
|
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. |
1 |
|
Культура стран халифата |
1 |
Тема 4. Феодалы и крестьяне |
|
|
|
Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке |
1 |
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе |
|
2 |
|
Формирование средневековых городов. Городское ремесло |
1 |
|
Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни |
1 |
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы |
|
2 |
|
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики |
1 |
|
Крестовые походы |
1 |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) |
|
6 |
|
Как происходило объединение Франции |
1 |
|
Что англичане считают началом своих свобод |
1 |
|
Столетняя война |
1 |
|
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии |
1 |
|
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове |
1 |
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. |
|
2 |
|
Гуситское движение в Чехии |
|
|
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
|
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века |
|
3 |
|
Образование, научные открытия и изобретения |
1 |
|
Средневековая литература и искусство |
1 |
|
Культура раннего Возрождения в Италии |
1 |
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
|
|
|
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
1 |
Итоговое повторение |
Повторительно-обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества» |
1 |
|
|
|
Итого уроков |
|
28 |
История России
Тема |
Уроки |
Кол-во часов |
Введение |
|
1 |
|
Наша Родина - Россия |
|
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности |
|
5 |
|
Древние люди и их стоянки на территории современной России |
1 |
|
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники |
1 |
|
Образование первых государств |
1 |
|
Восточные славяне и их соседи |
1 |
|
История заселения территории родного края в древности (повторительно-обобщающий урок по содержанию темы 1) |
1 |
Тема 2. Русь в IX — первой половине XII в. |
|
11 |
|
Первые известия о Руси |
1 |
|
Становление Древнерусского государства |
1 |
|
Становление Древнерусского государства |
1 |
|
Правление князя Владимира. Крещение Руси |
1 |
|
Русское государство при Ярославе Мудром |
1 |
|
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах |
1 |
|
Общественный строй и церковная организация на Руси |
1 |
|
Место и роль Руси в Европе. |
1 |
|
Культурное пространство Европы и культура Руси |
1 |
|
Повседневная жизнь населения |
1 |
|
Урок истории и культуры родного края в древности (повторительно-обобщающий урок по содержанию темы 2) |
1 |
Тема 3. Русь в середине ХII — начале XIII в. |
|
5 |
|
Политическая раздробленность в Европе и на Руси |
1 |
|
Владимиро-Суздальское княжество |
1 |
|
Новгородская республика |
1 |
|
Южные и юго-западные русские княжества |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в.» |
1 |
Тема 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. |
|
10 |
|
Монгольская империя и изменение политической картины мира |
1 |
|
Батыево нашествие на Русь |
1 |
|
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом |
1 |
|
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура |
1 |
|
Литовское государство и Русь |
1 |
|
Усиление Московского княжества |
1 |
|
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва |
1 |
|
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. |
1 |
|
Родной край в истории и культуре Руси |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» |
1 |
Тема 5. Формирование единого Русского государства |
|
|
|
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
|
|
Московское княжество в первой половине XV в. |
|
|
Распад Золотой Орды и его последствия |
|
|
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. |
|
|
Русская православная церковь в XV — начале XVI в. |
|
|
Человек в Российском государстве второй половины XV в. |
|
|
Формирование культурного пространства единого Российского государства |
|
|
Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы «Формирование единого Русского государства» |
|
Всего уроков |
|
40 |
Тематическое планирование
7 класс
История России
Тема |
Уроки |
Кол-во часов |
Тема 1. Россия в XVI в. |
|
20 |
|
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий |
1 |
|
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. |
1 |
|
Формирование единых государств в Европе и России |
1 |
|
Российское государство в первой трети XVI в. |
1 |
|
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. |
1 |
|
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады |
1 |
|
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады |
1 |
|
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. |
1 |
|
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. |
1 |
|
Внешняя политика России во второй половине XVI в. |
1 |
|
Внешняя политика России во второй половине XVI в. |
1 |
|
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» |
1 |
|
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» |
1 |
|
Опричнина |
1 |
|
Опричнина |
1 |
|
Россия в конце XVI в. |
1 |
|
Церковь и государство в XVI в. |
1 |
|
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. |
1 |
|
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» |
1 |
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых |
|
20 |
|
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. |
1 |
|
Смута в Российском государстве |
1 |
|
Смута в Российском государстве |
1 |
|
Окончание Смутного времени |
1 |
|
Экономическое развитие России в XVII в. |
1 |
|
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве |
1 |
|
Изменения в социальной структуре российского общества |
1 |
|
Народные движения в XVII в. |
1 |
|
Россия в системе международных отношений |
1 |
|
Россия в системе международных отношений |
1 |
|
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России |
1 |
|
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол |
1 |
|
Народы России в XVII в. |
1 |
|
Русские путешественники и первопроходцы XVII в. |
1 |
|
Русские путешественники и первопроходцы XVII в. |
1 |
|
Культура народов России в XVII в. |
1 |
|
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. |
1 |
|
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. |
1 |
|
Повторительно-обобщающие уроки по теме: «Смутное время», «Россия при первых Романовых» |
1 |
|
Повторительно-обобщающие уроки по теме: «Смутное время», «Россия при первых Романовых» |
1 |
Всего уроков |
|
40 |
Всеобщая история. История Нового времени. 1500 - 1800
Тема |
Уроки |
Кол-во часов |
Введение |
|
1 |
|
От Средневековья к Новому времени |
|
Тема 1. Мир в начале Нового времени |
|
13 |
|
Великие географические открытия |
1 |
|
Великие географические открытия |
1 |
|
Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе. |
1 |
|
Дух предпринимательства преобразует экономику |
1 |
|
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь |
1 |
|
Великие гуманисты Европы |
1 |
|
Мир художественной культуры Возрождения. |
1 |
|
Рождение новой европейской науки. |
1 |
|
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. |
1 |
|
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. |
1 |
|
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях |
1 |
|
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени» |
1 |
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения |
|
14 |
|
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций |
1 |
|
Революция в Англии. |
1 |
|
Путь к парламентской монархии |
1 |
|
Международные отношения в XVI-XVIII вв. |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме "Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI – XVIII вв." |
1 |
|
Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения |
1 |
|
На пути к индустриальной эре |
1 |
|
Английские колонии в Северной Америке |
1 |
|
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки |
1 |
|
Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции |
1 |
|
Французская революция. От монархии к республике |
1 |
|
От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта |
1 |
|
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок "Основные проблемы и ключевые события раннего Нового времени" |
1 |
Всего уроков |
|
28 |
Тематическое планирование
8 класс
История России
Тема |
Уроки |
Кол-во часов |
Введение |
|
|
|
У истоков российской модернизации |
1 |
Тема 1. Россия в эпоху преобразования Петра I |
|
14 |
|
Россия и Европа в конце XVII в. |
1 |
|
Предпосылки Петровских реформ |
1 |
|
Начало правления Петра I |
1 |
|
Великая Северная война 1700—1721 гг. |
1 |
|
Реформы управления Петра I |
1 |
|
Экономическая политика Петра I |
1 |
|
Российское общество в Петровскую эпоху |
1 |
|
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий |
1 |
|
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам |
1 |
|
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ |
1 |
|
Повседневная жизнь и быт при Петре I |
1 |
|
Значение петровских преобразований в истории страны |
1 |
|
Значение петровских преобразований в истории страны |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» |
1 |
Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов |
|
6 |
|
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) |
1 |
|
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) |
1 |
|
Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. |
1 |
|
Внешняя политика России в 1725—1762 гг. |
1 |
|
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I» |
1 |
Тема 3. Российская империя при Екатерине II |
|
11 |
|
Россия в системе международных отношений |
1 |
|
Внутренняя политика Екатерины II |
1 |
|
Внутренняя политика Екатерины II |
1 |
|
Экономическое развитие России при Екатерине II |
1 |
|
Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. |
1 |
|
Народные движения. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва |
1 |
|
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва |
1 |
|
Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II |
1 |
|
Внешняя политика Екатерины II |
1 |
|
Освоение Новороссии и Крыма |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II» |
1 |
Тема 4. Россия при Павле I |
|
3 |
|
Внутренняя политика Павла I |
1 |
|
Внешняя политика Павла I |
1 |
|
Внешняя политика Павла I |
1 |
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. |
|
9 |
|
Общественная мысль, публицистика, литература |
1 |
|
Образование в России в XVIII в. |
1 |
|
Российская наука и техника в XVIII в. |
1 |
|
Русская архитектура XVIII в. |
1 |
|
Живопись и скульптура |
1 |
|
Музыкальное и театральное искусство |
1 |
|
Народы России в XVIII в. |
1 |
|
Перемены в повседневной жизни российских сословий |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в» |
1 |
Всего уроков |
|
44 |
Всеобщая история. История Нового времени. 1800 - 1900
Тема |
Уроки |
Кол-во часов |
Введение |
|
1 |
|
От традиционного общества к обществу индустриальному. |
|
Тема 1. Становление индустриального общества |
|
6 |
|
Индустриальные революции: достижения и проблемы |
1 |
|
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире |
1 |
|
Наука: создание научной картины мира |
1 |
|
XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. |
1 |
|
Искусство в поисках новой картины мира |
1 |
|
Либералы, консерваторы и социалисты |
1 |
Тема 2. Строительство новой Европы |
|
7 |
|
Консульство и образование наполеоновской империи |
1 |
|
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс |
1 |
|
Великобритания: сложный путь к величию и процветанию |
1 |
|
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к политическому кризису |
1 |
|
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя |
1 |
|
Германия: на пути к единству. "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?" |
1 |
|
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна |
1 |
Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Америка в XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества |
|
11 |
|
Германская империя: борьба за "место под солнцем" |
1 |
|
Великобритания: конец Викторианской эпохи |
1 |
|
Франция: Третья республика |
1 |
|
Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса |
1 |
|
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства, сохранение республики |
1 |
|
США: империализм и вступление в мировую политику |
1 |
|
Латинская Америка в XIX в.: время перемен |
1 |
|
Япония на пути модернизации. Китай: традиции против модернизации |
1 |
|
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. |
1 |
|
Африка: континент в эпоху перемен |
1 |
|
Международные отношения: обострение противоречий |
1 |
Подведение итогов |
|
|
|
Итоговый урок. Историческое и культурное наследие Нового времени |
1 |
Всего уроков |
|
26 |
Тематическое планирование
9 класс
История России
Тема |
Уроки |
Кол-во часов |
Тема 1. Россия в первой четверти XIX века |
|
11 |
|
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. |
1 |
|
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского |
1 |
|
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. |
1 |
|
Отечественная война 1812 г. |
1 |
|
Отечественная война 1812 г. |
1 |
|
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. |
1 |
|
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. |
1 |
|
Национальная политика Александра I |
1 |
|
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. |
1 |
|
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме "Россия в первой четверти XIX века" |
1 |
Тема 2. Россия во второй четверти XIX в. |
|
8 |
|
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I |
1 |
|
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. |
1 |
|
Общественное движение при Николае I |
1 |
|
Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны |
1 |
|
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. |
1 |
|
Крымская война 1853—1856 гг. |
1 |
|
Культурное пространство империи в первой половине XIX в. |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.» |
1 |
Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ |
|
8 |
|
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России |
1 |
|
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. |
1 |
|
Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация |
1 |
|
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период |
1 |
|
Общественное движение при Александре II и политика правительства |
1 |
|
Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе |
1 |
|
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме "Россия в эпоху Великих реформ" |
1 |
Тема 4. Россия в 1880—1890-е гг. |
|
8 |
|
Александр III: особенности внутренней политики |
1 |
|
Перемены в экономике и социальном строе |
1 |
|
Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг. |
1 |
|
Национальная и религиозная политика Александра III |
1 |
|
Внешняя политика Александра III |
1 |
|
Культурное пространство империи во второй половине XIX в. |
1 |
|
Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме "Россия в 1880—1890-е гг." |
1 |
Тема 5. Россия в начале XX в. |
|
11 |
|
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. |
1 |
|
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. |
1 |
|
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. |
1 |
|
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. |
1 |
|
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. |
1 |
|
Русско-японская война 1904—1905 гг. |
1 |
|
Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. |
1 |
|
Социально-экономические реформы П. А. Столыпина |
1 |
|
Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. |
1 |
|
Серебряный век русской культуры |
1 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале ХХ века» |
1 |
Всего уроков |
|
46 |
Всеобщая история. История Нового времени XIX – начала ХХ вв.
Тема |
Уроки |
Кол-во часов |
Тема 1. Начало индустриальной эпохи |
|
6 |
|
Экономическое развитие в XIX – начале ХХ в. |
1 |
|
Меняющееся общество |
1 |
|
Век демократизации |
1 |
|
«Великие идеологии» |
1 |
|
Образование и наука |
1 |
|
Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. |
1 |
Тема 2. Страны Европы и США в первой половине XIX века |
|
7 |
|
Консульство и империя Наполеона Бонапарта |
1 |
|
Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к империи |
1 |
|
Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы |
1 |
|
«От Альп до Сицилии»: объединение Италии |
1 |
|
Германия в первой половине XIX в. |
1 |
|
Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в. |
1 |
|
США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост |
1 |
Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале ХХ в. |
|
3 |
|
Страны Азиив XIX – начале ХХ в. |
1 |
|
Африка в XIX – начале ХХ в. |
|
|
Латинская Америка: нелёгкий груз независимости |
1 |
Тема 4. Страны Европы и США во второй половине XIX – начале ХХ вв. |
|
4 |
|
Страны Европы во второй половине XIX – начале ХХ вв. |
1 |
|
Страны Европы во второй половине XIX – начале ХХ вв. |
1 |
|
США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» |
1 |
|
Международные отношения в XIX – начале ХХ вв. |
1 |
Повторение |
|
2 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Основные итоги истории XIX – начале ХХ вв.» |
1 |
|
Защита творческих работ или проекта |
1 |
Всего уроков |
|
22 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.