Рабочая программа по истории в 5-9 кл.

  • docx
  • 16.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала istoriya_5-9_.docx

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________А..Ильясова

«__»_________20__г.           «_____»__________20__г.               пр №___«__»_______20__г.

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ПО ИСТОРИИ

 

5-9 КЛАСС

 

 

Учитель: Алигаджиева Х.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая  программа  предназначена для изучения   истории в основной школе  (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второгопоколения (Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования /Стандарты второго поколения /  М.: «Просвещение», 2011). 

Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.

Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова(Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015. – 77с.). Всвязи с переходом на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по  всеобщей истории составлена в соответствии основе  Примерной программы основного общего образования по истории

ü    История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.

ü    История России. Конец XVI –XVIII век.7 класс.

ü    История России. XIX век. 8 класс.

ü    История России. XX век. 9 класс.

По курсу «Всеобщая история» программа ориентирована на предметную линию учебников А.А.Вигасина – А.Я. Юдовской издательства «Просвещение»:

ü    История Древнего мира.5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.

ü    История Средних веков. 6 класс. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской.

ü    История Нового времени. 7 класс. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.

ü    История Нового времени. 8 класс. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.

ü    История Нового времени. 9 класс. А.Я. Юдовская и другие

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

ü    эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

ü    формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

ü    образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

ü    история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

ü    развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная  линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов: «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Цели и задачи изучения предмета.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Цели изучения предмета:

формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

 формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

 воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

 

Задачи изучения истории:

 

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного общего образования:

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения

Данная программа является первым опытом создания единой программы изучения курсов истории России и Всеобщей истории по линейной системе изучения истории. Все учебники соответствуют требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом. В данной программе используется УМК по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова, издательства «Просвещение». Концепция нового учебно-методического комплекта по Всеобщей истории и Историко-культурный стандарт по Всеобщей истории не приняты. Поэтому в данной программе используется УМК по Всеобщей истории для предметной линии  учебников А.А.Вигасина  -  А.Я. Юдовской издательства «Просвещения». Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень.

 

Общая характеристика программы курса истории в 5-9 классах.

 

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по Всеобщей истории и истории России. Курс истории России имеет приоритетное значение.

Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса Всеобщей истории. В данном курсе предлагается оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История Древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—8 классы), определяется последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Курс обеспечивают реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывают возможность для вариативного построения курсов истории. Изучение Всеобщей истории в 5—8 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Изучение Всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе. Курс Всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях. В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников. Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.

Курс отечественной историиявляется важнейшим слагаемым предмета «История». Он сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и Всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории.

Описание места учебного предмета

 

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в 5-9 классах. Общая недельная нагрузка в 5-9 классах в каждом году обучения составляет по 2 часа. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое тестирование изученных тем. 

 

Распределение часов, предназначенных на изучение курсов Всеобщей истории и истории России с V по IX классы, осуществляется в соответствии со стандартом и авторской программой:

Класс

Общее количество часов

История России

(кол-во часов)

предметная линии учебников под редакцией А.В.Торкунова

Всеобщая история

(кол-во часов)

предметная линии учебников под редакцией Вигасина – Юдовской

5

68

---

68

6

68

40

28

7

68

40

28

8

70

44

26

9

68

46

22

 

 

Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России

КЛАСС

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ  РОССИИ

(включая региональный компонент)

5

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Первобытность. Древний Восток

Античный мир. Древняя Греция.

Древний Рим.

Народы и государства на территории

нашей страны в древности

6

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.

VI-XV вв.

Раннее Средневековье. Зрелое Средневековье. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой

Америки.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К

РОССИЙСКОМУ

ГОСУДАРСТВУ.VIII –XV вв.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь. Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство. Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны. Восточной Европы и Сибири в XIII- XVвв. Культурное пространство. Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство. Региональный компонент

 

7

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции.

Европа в конце ХV— начале XVII в.

Европа в конце ХV— начале XVII в.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв.

РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ

ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К

ЦАРСТВУ.

Россия в XVI веке. Смута в России.

Россия в XVII веке. Культурное пространство. Региональный компонент.

8

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв.

Эпоха Просвещения. Эпоха промышленного переворота. Великая французская революция

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII

ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К

ИМПЕРИИ

Россия в эпоху преобразований Петра I.

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в.

Россия при Павле I.  Региональный компонент.

 

9

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история.  Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны.

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в

XIX в. Мир в 1900—1914 гг.

IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В

XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Россия на пути к реформам (1801–1861)

Александровская эпоха: государственный либерализм. Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны Формирование гражданского  правосознания. Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ. Преобразования Александра II:

социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III. Пореформенный социум. Сельское

хозяйство и промышленность. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи. Формирование гражданского общества

и основные направления общественных движений. Кризис империи в начале ХХ века. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Общество и власть после революции «Серебряный век» российской культуры. Региональный компонент.

.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Патриотическая основаисторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. В школьном курсе  преобладает пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания. Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. Отмечается, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего прирешении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. На учебном предмете уделяется внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития. В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

 

 

Содержание  учебного  курса «История»

История России. Всеобщая история.

Всеобщая история

5 класс

Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.  Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний  Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи  и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности.  Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в  Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток.  В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим.  Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.  Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима  германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.

6 класс

Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя  и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)  Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.  Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

7 класс

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.

8 класс

Введение. Мир вна рубеже XVII-XVIII вв.  Европейское общество в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

9 класс

Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика.  Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.   Политическое развитие в начале XX в.

История России.

6 класс

Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России.  Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.

7 класс

Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.  Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в.  Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

8 класс

Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика  Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I.   Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

9 класс

Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя  политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во  внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое  развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в.  Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.  Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г  Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.  Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.

 

Тематическое планирование

5 класс

История Древнего мира

Тема

Уроки

Кол-во часов

Введение.

 

1

 

Что изучает история Древнего мира

 

Раздел I. Жизнь

первобытных людей

 

6

Тема 1. Первобытные

собиратели и охотники

 

3

 

Древнейшие люди

1

 

Родовые общины

охотников и собирателей

1

 

Возникновение искусства и религиозных верований

1

Тема 2. Первобытные

земледельцы и скотоводы

 

2

 

Возникновение земледелия и скотоводства

1

 

Появление неравенства и знати

1

Повторение

Повторительно-обобщающий урок. Значение эпохи первобытности для человечества

1

Тема 3. Счёт лет в истории.

Счёт лет в истории.

1

Раздел II. Древний

Восток

 

18

Тема 4. Древний Египет

 

7

 

Государство на берегах Нила

1

 

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

 

Жизнь египетского вельможи

1

 

Военные походы фараонов

1

 

Религия древних египтян

1

 

Искусство Древнего Египта

1

 

Письменность и знания древних египтян

1

Повторение

Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян

1

Тема 5. Западная Азия

в древности

 

7

 

Древнее Двуречье

1

 

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

 

Финикийские мореплаватели

1

 

Библейские сказания

1

 

Древнееврейское царство

1

 

Ассирийская держава

1

 

Персидская держава «царя царей»

1

Тема 6. Индия и Китай

в древности

 

4

 

Природа и люди Древней Индии

1

 

Индийские касты

1

 

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

 

Первый властелин единого Китая

1

Повторение

Повторительно-обобщающий урок. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

1

Раздел III. Древняя

Греция

 

20

Тема 7. Древнейшая

Греция

 

5

 

Греки и критяне

1

 

Микены и Троя 

1

 

Поэма Гомера «Илиада»

1

 

Поэма Гомера «Одиссея»

1

 

Религия древних греков

1

Тема 8. Полисы Греции

и их борьба с персидским нашествием

 

7

 

Земледельцы Аттики

теряют землю и свободу

1

 

Зарождение демократии в Афинах

1

 

Древняя Спарта

1

 

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

1

 

Олимпийские игры в древности

1

 

Победа греков над

персами в Марафонской битве

1

 

Нашествие персидских войск

1

Тема 9. Возвышение

Афин в V в. до н. э. и

расцвет демократии

 

5

 

В гаванях афинского порта Пирей

1

 

В городе богини Афины

1

 

В афинских школах и гимнасиях

1

 

В театре Диониса

1

 

Афинская демократия при Перикле

1

Тема 10. Македонские

завоевания в IV в. до н. э.

 

3

 

Города Эллады подчиняются Македонии

1

 

Поход Александра Македонского на

Восток

1

 

В Александрии Египетской

1

Повторение

Повторительно-обобщающий урок. Вклад древних эллинов в мировую культуру

1

Раздел IV. Древний Рим

 

17

Тема 11. Рим: отего

возникновения до установления господства над Италией

 

3

 

Древнейший Рим

1

 

Завоевание Римом Италии

1

 

Устройство Римской республики

1

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

 

3

 

Вторая война Рима с Карфагеном

1

 

Установление господства Рима во всём

Средиземноморье

1

 

Рабство в Древнем Риме

1

Тема 13. Гражданские войны в Риме

 

4

 

Земельный закон братьев Гракхов

1

 

Восстание Спартака

1

 

Единовластие Цезаря 

1

 

Установление империи

1

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

 

5

 

Соседи Римской империи

1

 

В Риме при императоре Нероне

1

 

Первые христиане и их учение

1

 

Расцвет Римской империи во II в.

1

 

Вечный город и его жители

1

Тема 15. Разгром Рима

германцами и падение Западной Римской империи

 

2

 

Римская империя при Константине

1

 

Взятие Рима варварами

1

Итоговое повторение

 

2

 

Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима

1

 

Урок-путешествие «Наследие Древнего мира»

1

Всего уроков

 

68

 

Тематическое планирование

6  класс

Всеобщая история. История Средних веков

Тема

Уроки

Кол-во часов

Введение

 

1

 

Введение. Живое Средневековье

 

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

 

5

 

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

1

 

Христианская церковь в раннее Средневековье

1

 

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

 

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1

 

Англия в раннее Средневековье

1

Тема 2. Византийская империя  и славяне в VI-XI вв.

 

3

 

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

 

Культура Византии

1

 

Образование славянских государств

1

Тема 3.  Арабы в VI-XI вв.

 

2

 

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

 

Культура стран халифата

1

Тема 4.  Феодалы и крестьяне

 

 

 

Средневековая деревня и ее обитатели.  В рыцарском замке

1

Тема 5.  Средневековый город в Западной и Центральной Европе

 

2

 

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

 

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни

1

Тема 6.  Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

 

2

 

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

 

Крестовые походы

1

Тема 7.  Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

 

6

 

Как происходило объединение Франции

1

 

Что англичане считают началом своих свобод

1

 

Столетняя война

1

 

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

1

 

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

Тема 8.  Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

 

2

 

Гуситское движение в Чехии

 

 

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

 

Тема 9.  Культура Западной Европы в Средние века

 

3

 

Образование, научные открытия и изобретения

1

 

Средневековая литература и искусство

1

 

Культура раннего Возрождения в Италии

1

Тема 10.  Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

 

 

 

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

1

Итоговое повторение

Повторительно-обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества»

1

 

 

 

Итого уроков

 

28

История России

Тема

Уроки

Кол-во часов

Введение

 

1

 

Наша Родина - Россия

 

Тема 1.  Народы и государства на территории нашей страны в древности

 

5

 

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

 

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

 

Образование первых государств

1

 

Восточные славяне и их соседи

1

 

История заселения территории родного края в древности (повторительно-обобщающий урок   по содержанию темы 1)

1

Тема 2.  Русь в IX — первой половине XII в.

 

11

 

Первые известия о Руси

1

 

Становление Древнерусского государства

1

 

Становление Древнерусского государства

1

 

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

 

Русское государство при Ярославе Мудром

1

 

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

 

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

 

Место и роль Руси в Европе.

1

 

Культурное пространство Европы и культура Руси

1

 

Повседневная жизнь населения

1

 

Урок истории и культуры родного края в древности (повторительно-обобщающий урок по содержанию темы 2)

1

Тема 3.  Русь в середине ХII — начале XIII в.

 

5

 

Политическая раздробленность  в Европе и на Руси

1

 

Владимиро-Суздальское княжество

1

 

Новгородская республика

1

 

Южные и юго-западные русские княжества

1

 

Повторительно-обобщающий урок  по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в.»

1

Тема 4.  Русские земли в середине XIII — XIV в.

 

10

 

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

 

Батыево нашествие на Русь

1

 

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

 

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

 

Литовское государство и Русь

1

 

Усиление Московского княжества

1

 

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

 

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

1

 

Родной край в истории и культуре Руси

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

1

Тема 5.  Формирование единого Русского государства

 

 

 

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

 

 

Московское княжество в первой половине XV в.

 

 

Распад Золотой Орды и его последствия

 

 

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

 

 

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

 

 

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

 

 

Формирование культурного пространства единого Российского государства

 

 

Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы «Формирование единого Русского государства»

 

Всего уроков

 

40

Тематическое планирование

7  класс

История России

Тема

Уроки

Кол-во часов

Тема 1. Россия в XVI в.

 

20

 

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

1

 

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

1

 

Формирование единых государств в Европе и России

1

 

Российское государство в первой трети XVI в.

1

 

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

1

 

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

1

 

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

1

 

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

1

 

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

1

 

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

1

 

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

1

 

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

1

 

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

1

 

Опричнина

1

 

Опричнина

1

 

Россия в конце XVI в.

1

 

Церковь и государство в XVI в.

1

 

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

1

 

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

1

Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых

 

20

 

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

1

 

Смута в Российском государстве

1

 

Смута в Российском государстве

1

 

Окончание Смутного времени

1

 

Экономическое развитие России в XVII в.

1

 

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

1

 

Изменения в социальной структуре российского общества

1

 

Народные движения в XVII в.

1

 

Россия в системе международных отношений

1

 

Россия в системе международных отношений

1

 

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

1

 

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

1

 

Народы России в XVII в.

1

 

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

1

 

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

1

 

Культура народов России в XVII в.

1

 

Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

1

 

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

1

 

Повторительно-обобщающие уроки по теме:  «Смутное время»,  «Россия при первых Романовых»

1

 

Повторительно-обобщающие уроки по теме:  «Смутное время»,  «Россия при первых Романовых»

1

Всего уроков

 

40

 

Всеобщая история. История Нового времени. 1500 - 1800

Тема

Уроки

Кол-во часов

Введение

 

1

 

От Средневековья к Новому времени

 

Тема 1. Мир в начале Нового времени

 

13

 

Великие географические открытия

1

 

Великие географические открытия

1

 

Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе.

1

 

Дух предпринимательства преобразует экономику

1

 

Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь

1

 

Великие гуманисты Европы

1

 

Мир художественной культуры Возрождения.

1

 

Рождение новой европейской науки.

1

 

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

1

 

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

1

 

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

1

 

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

1

 

Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени»

1

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения

 

14

 

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций

1

 

Революция в Англии.

1

 

Путь к парламентской монархии

1

 

Международные отношения в XVI-XVIII вв.

1

 

Повторительно-обобщающий урок по  теме "Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI –  XVIII вв."

1

 

Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения

1

 

На пути к индустриальной эре

1

 

Английские колонии в Северной Америке

1

 

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки

1

 

Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции

1

 

Французская революция. От монархии к республике

1

 

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

1

 

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

1

 

Повторительно-обобщающий урок "Основные проблемы и ключевые события раннего Нового времени"

1

Всего уроков

 

28

 

Тематическое планирование

8  класс

История России

Тема

Уроки

Кол-во часов

Введение

 

 

 

У истоков российской модернизации

1

Тема 1. Россия в эпоху преобразования Петра I

 

14

 

Россия и Европа в конце XVII в.

1

 

Предпосылки Петровских реформ

1

 

Начало правления Петра I

1

 

Великая Северная война 1700—1721 гг.

1

 

Реформы управления Петра I

1

 

Экономическая политика Петра I

1

 

Российское общество в Петровскую эпоху

1

 

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

1

 

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

1

 

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1

 

Повседневная жизнь и быт при Петре I

1

 

Значение петровских преобразований в истории страны

1

 

Значение петровских преобразований в истории страны

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

1

Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов

 

6

 

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

1

 

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

1

 

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

1

 

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1

 

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I»

1

Тема 3. Российская империя при Екатерине II

 

11

 

Россия в системе международных отношений

1

 

Внутренняя политика Екатерины II

1

 

Внутренняя политика Екатерины II

1

 

Экономическое развитие России при Екатерине II

1

 

Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

1

 

Народные движения. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

1

 

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

1

 

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II

1

 

Внешняя политика Екатерины II

1

 

Освоение  Новороссии и Крыма

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II»

1

Тема 4. Россия при Павле I 

 

3

 

Внутренняя политика Павла I

1

 

Внешняя политика Павла I

1

 

Внешняя политика Павла I

1

Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

 

9

 

Общественная мысль, публицистика, литература

1

 

Образование в России в XVIII в.

1

 

Российская наука и техника в XVIII в.

1

 

Русская архитектура XVIII в.

1

 

Живопись и скульптура

1

 

Музыкальное и театральное искусство

1

 

Народы России в XVIII в.

1

 

Перемены в повседневной жизни российских сословий

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в»

1

Всего уроков

 

44

 

Всеобщая история. История Нового времени. 1800 - 1900

Тема

Уроки

Кол-во часов

Введение

 

1

 

От традиционного общества к обществу индустриальному.

 

Тема 1.  Становление индустриального общества

 

6

 

Индустриальные революции: достижения и проблемы

1

 

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире

1

 

Наука: создание научной картины мира

1

 

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.

1

 

Искусство в поисках новой картины мира

1

 

Либералы, консерваторы и социалисты

1

Тема 2.  Строительство новой Европы

 

7

 

Консульство и образование наполеоновской империи

1

 

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

1

 

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

1

 

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к политическому кризису

1

 

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

1

 

Германия: на пути к единству. "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"

1

 

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна

1

Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Америка в XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества

 

11

 

Германская империя: борьба за "место под солнцем"

1

 

Великобритания: конец Викторианской эпохи

1

 

Франция: Третья республика

1

 

Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса

1

 

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства, сохранение республики

1

 

США: империализм и вступление в мировую политику

1

 

Латинская Америка в XIX в.: время перемен

1

 

Япония на пути модернизации.

Китай: традиции против модернизации

1

 

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

1

 

Африка: континент в эпоху перемен

1

 

Международные отношения: обострение противоречий

1

Подведение итогов

 

 

 

Итоговый урок. Историческое и культурное наследие Нового времени

1

Всего уроков

 

26

 

Тематическое планирование

9  класс

История России

Тема

Уроки

Кол-во часов

Тема 1. Россия в первой четверти XIX  века

 

11

 

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

1

 

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

1

 

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.

1

 

Отечественная война 1812 г.

1

 

Отечественная война 1812 г.

1

 

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.

1

 

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг.

1

 

Национальная политика Александра I

1

 

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

1

 

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме "Россия в первой четверти XIX века"

1

Тема 2. Россия во второй четверти XIX в.

 

8

 

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

1

 

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

1

 

Общественное движение при Николае I

1

 

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1

 

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.

1

 

Крымская война 1853—1856 гг.

1

 

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»

1

Тема 3.  Россия в эпоху Великих реформ

 

8

 

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

1

 

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1

 

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

1

 

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

1

 

Общественное движение при Александре II и политика правительства

1

 

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

1

 

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме "Россия в эпоху Великих реформ"

1

Тема 4.  Россия в 1880—1890-е гг.

 

8

 

Александр III: особенности внутренней политики

1

 

Перемены в экономике и социальном строе

1

 

Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг.

1

 

Национальная и религиозная политика Александра III

1

 

Внешняя политика Александра III

1

 

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

1

 

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме "Россия в 1880—1890-е гг."

1

Тема 5.  Россия в начале XX в.

 

11

 

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.

1

 

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

1

 

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

1

 

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

1

 

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

1

 

Русско-японская война 1904—1905 гг.

1

 

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

1

 

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

1

 

Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

1

 

Серебряный век русской культуры

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале ХХ века»

1

Всего уроков

 

46

 

Всеобщая история. История Нового времени XIX – начала ХХ вв.

Тема

Уроки

Кол-во часов

Тема 1. Начало индустриальной эпохи

 

6

 

Экономическое развитие в XIX – начале  ХХ в.

1

 

Меняющееся общество

1

 

Век демократизации

1

 

«Великие идеологии»

1

 

Образование и наука

1

 

Повседневная жизнь и мировосприятие человека  XIX в.

1

Тема 2. Страны Европы и США в первой половине  XIX века

 

7

 

Консульство и империя Наполеона Бонапарта

1

 

Франция в первой половине  XIX в.: от Реставрации к империи

1

 

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

1

 

«От Альп до Сицилии»: объединение Италии

1

 

Германия в первой половине  XIX в.

1

 

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине  XIX в.

1

 

США до середины  XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост

1

Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в  XIX – начале  ХХ в.

 

3

 

Страны Азиив  XIX – начале  ХХ в.

1

 

Африка  в  XIX – начале  ХХ в.

 

 

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости

1

Тема 4. Страны Европы и США во второй половине  XIX – начале  ХХ вв.

 

4

 

Страны Европы во второй половине  XIX – начале  ХХ вв.

1

 

Страны Европы во второй половине  XIX – начале  ХХ вв.

1

 

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры»

1

 

Международные отношения  в  XIX – начале  ХХ вв.

1

Повторение

 

2

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Основные итоги истории  XIX – начале  ХХ вв.»

1

 

Защита творческих работ или проекта

1

Всего уроков

 

22