Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века
Оценка 5

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Оценка 5
doc
02.12.2019
Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века
Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века
изо.doc

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Синеборская средняя общеобразовательная школа»

 

 «СОГЛАСОВАНО»:                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»:                                                                                      Зам. дир. по УВР                                                                             Директор школы                                                                                       

МБОУ «Синеборская  СОШ»                                                        МБОУ «Синеборская СОШ»

Брантова Т.Ю.                                                                       Каблукова Н.Г.                                                                                             «___» ___________2019 г.                                                             «____» ___________ 2019г.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

3 КЛАСС

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

            Учитель: Лесничева Татьяна Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Синеборск

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Синеборская СОШ», требованиями Примерной основной образовательной программы по изобразительному искусству.

Цели курса:

    воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

   развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности твор­чески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотруд­ничества в художественной деятельности;

    освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декора­тивно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

    овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кру­гозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

    совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окру­жающего мира;

    развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

    формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, игровая, проектная деятельность

Предпочтительные формы учебной деятельности – проект, экскурсия

Технология: ИКТ, КСО

Основные виды занятий:  рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

 

Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство».  Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебной недели).

 2 класс. 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

 3 класс. 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

4 класс. 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты:

   целостное, гармоничное восприятие мира;

   интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями;

   умение формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности;

   способность выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы;

   способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насеко­мых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

   представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

   самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

   умение доводить работу до конца;

   способность предвидеть результат своей деятельности;

   адекватная оценка результатов своей деятельности;

   способность работать в коллективе;

   умение работать индивидуально и в малых группах;

   готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

   постановка учебной задачи и контроль её выполнения(умение доводить дело до конца);

   принятие и удержание цели задания в процессе его выпол­нения;

   самостоятельная мотивация учебно-познавательного про­цесса;

   самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

   умение проектировать (планировать) самостоятельную дея­тельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

   умение критически оценивать результат своей работы и ра­боты одноклассников на основе приобретённых знаний;

   умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дис­циплин;

   умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

   умение проводить самостоятельные исследования;

умение проектировать  (планировать)  самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной за­дачей;

   умение  критически оценивать результат своей работы и   работы  одноклассников на основе приобретённых знаний;

   умение находить нужную информацию в Интернете;

   участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

   умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

   обогащение словарного запаса, развитие умения описы­вать словами характер звуков, которые «живут» в различ­ных уголках природы, понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

   умение пересказывать небольшие тексты (сказки, расска­зы) , вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, соз­давать мини-рассказы по своему сюжету;

   понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в

   музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и жанрах искусства);

   умение сопоставить события, о которых идёт речь в про­изведении, с собственным жизненным опытом, выделе­ние общего и различного между ними;

   умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

   Предметные результаты:

 

   Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне;

   Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они высказывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

   Умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

   Способность обосновать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

   Умение высказывать предложения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своем любимом произведении, герое, картине, спектакле, книге;

   Умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

   Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

   Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

   Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

   Понимание                  влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

   Понимание зависимости народного искусства от природных  и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

   Умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

   Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

   Умение развивать предложенную сюжетную линию;

   Сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах  творческой деятельности;

   Умение выражать в беседе свое отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них;

   Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

   Умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

   Умение распознавать выразительные  средства, использование автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

   Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

 

1 класс

Ученик научится:

знать/понимать:

-                 значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллю­страция, форма, размер, линия, штрих, пятно;

-                   некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-при­кладное искусство) произведений изобразительного искусства;

-                 отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская иг­рушка);

-                 ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);

-                 отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;

-                основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

уметь:

-организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;

-                 применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и гра­фическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;

-                 передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-                 составлять композиции с учетом замысла;

-                   применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

-                 рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометри­ческие (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);

-                различать теплые и холодные цвета;

-                 узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

-                сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства);

 

                 применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с на­туры, по памяти и воображению);

 

Ученик получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельной творческой деятельности;

                обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

                  проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

                оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выста­вок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

                 проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям;

проявления положительного отношения к процессу и результатам труда - своего и других

-                сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства);

 

                 применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с на­туры, по памяти и воображению);

 

 

 

2класс

Второклассник  научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности,  используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

-различать  основные виды и жанры пластических искусств;

-эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и пе­ть в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений:

-приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

-пользовать  выразительные  средства  изобразительного  искусства:  композицию, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для во­пя собственного художественно-творческого замысла;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

-наблюдать, сравнивать.  сопоставлять  и  анализировать  пространственную  форму  предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

-использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику произведений народных художественных промыслов в России;

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, усвоенные способы действия.

Второклассник получит возможность научиться:

-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

-видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура,

скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих

 природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного  искусства,  художественного  конструирования  в  собственной художественно-творческой деятельности;   передавать  разнообразные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций заданные темы;

-  моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации  создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек вами изобразительного искусства;

-  видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

-  изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;

-  изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и  в коллективных работах на эти темы;

-  применять художественные умения, знания и представления о пластических   искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.

 

 

3 класс

Третьеклассник научится:

-   различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульп­тура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой дея­тельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

-   различать основные виды и жанры пластических искусств;

-   эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и пе­редавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

-   узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;

-    приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художе­ственных музеев своего региона;

-   создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

-     использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для во­площения собственного художественно-творческого замысла;

-   различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для пе­редачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

-     наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для соз­дания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструи­ровании;

-    использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для ук­рашения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для соз­дания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности спе­цифику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;

-    выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; ре­шать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, чело­века, сказочного героя, предмета, явления и т.д. - в живописи, графике и скульптуре, выра­жая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-   воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произ­ведениях;

-    видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

-    высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изо­бражающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

-    пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художе­ственно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, ис­пользуя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

-   моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средст­вами изобразительного искусства;

-    видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зда­ний, предметов;

-   изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;

-   изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусст­вах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творче­стве различные ИКТ-средства.

4 класс

Выпускник научится:

          создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

          использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

                      работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

                      различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа/эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

                      выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

                       создавать образы природы и человека в живописи и графике;

                      выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

                      понимать форму как одно из средств выразительности; отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; видеть сходство и контраст форм, геометрические и родные формы, пользоваться выразительными возможно­стями силуэта;

                      использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

   передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе; использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа; создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе сущест­вующих предметных и природных форм; изображать объёмные тела на плоскости; исполь­зовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

                       применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

                       использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

                      чувствовать выразительность объёмной формы, сложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

                       понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

                       приводить примеры основных народных художественных промыслов России, соз­давать творческие работы по мотивам народных промыслов;

                      понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

                       понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

                      использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

                       понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

                      понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоратив­но-прикладного искусства;

                      приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

                      пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструи­рования в собственной художественно-творческой деятельности;

                       выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

                       видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

                       понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

 

          активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

           работать в историческом жанре, создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

          воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

           переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

           работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песен­ным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

          участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

          выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

           проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

           использовать И КТ в творческо-поисковой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание учебного курса

1 класс

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (16 часов).

Наблюдение окружающего предметного мира и мира при­роды, явлений природы и создание основе этого наблюде­ния художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонирован­ной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего на­строения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Об­суждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикаль­но, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действи­тельности и передача их в рисунке. Использование элементар­ных правил композиции: главный элемент, его выделение цве­том и формой. Представление о том, что у каждого живого су­щества своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пла­стилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллек­тивных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передача простейшей плановости пространства и дина­мики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми фор­мами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элемен­тов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе воспри­ятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассо­циации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и на­строения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на ос­нове собственных наблюдений. Импровизация на темы контра­ста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкаль­ном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на ули­це, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в ле­су). Передача в слове своих впечатлений, полученных от вос­приятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Представление об изобразительном искусстве, связи искус­ства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники — живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульп­тор?». Материалы и инструменты разных художников — живо­писца, графика, прикладника, архитектора, художника. Разли­чие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оцен­ка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблю­дение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного ис­кусства. Проведение коллективных исследований по творчест­ву художников. Представление об особенностях работы скульп­тура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значе­ние музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.

 

2 класс

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художест­венную форму (17 часов) Работа различными художественными материалами: гуа­шью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цвет­ными мелками, в технике аппликации. Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки- на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и фор­мы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмур­но. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изобра­жения. Использование в своих работах тёплой и холодной гам­мы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображе­ние предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предмет­ной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображе­ние в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение (размещение) предметов в откры­том пространстве. Представление о том, почему у каждого на­рода своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой ин­формации по искусству. Изображение по представлению и на­блюдению человека в движении кистью от пятна без предвари­тельного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках — графике, живописи, аппликации. Передача в рисун­ке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геомет­рических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств деко­ративно-прикладного искусства. Проведение коллективных ис­следований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных из­делий путём складывания бумаги и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкрет­ного изображения в технике компьютерной графики с исполь­зованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).

II. Развитие фантазии и воображения (11 часов) Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных компо­зиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых лите­ратурных текстов через поисковую систему Интернет, в пе­риодических изданиях, книгах. Использование в работе зна­ний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабо­чих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм пред­метов в технике бумажной пластики. Использование создан­ных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цве­товые образы. Создание плоскостных или глубинно-простран­ственных композиций — карт достопримечательностей род­ного села, города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).

III.Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

 Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитек­турных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение твор­ческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений, Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенно­стях работы художника в театре балета, в музыкальном, куколь­ном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.

 

 

 

 

 

 

3 класс

1.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художест­венную форму (17 ч)

1.1.  Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообра­зием, красотой и своеобразием природы.

1.2.  Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного ис­кусства.

1.3.  Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное простран­ство, водное пространство, земная поверхность, подземный мир (горы, долины, ?русла рек, озера, моря, поля, леса создают в природе свой особый рисунок).

1.4.   Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассматриваем деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны).

1.5.  Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, созна­тельный выбор формата листа.

1.6.   Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.

1.7.  Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цве­та. Главные и дополнительные цвета.

1.8.   Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт темати­ческий.

1.9.  Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (набро­ски и портрет по наблюдению).

1.10.  Передача объёма в живописи и графике.

1.11.   Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя характерные особенности.

1.12.  Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).

1.13.  Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.

1.14.   Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.

1.15.  Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов при­родных форм в технике рельефа.

1.16.  Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве. Обобщенность, силуэт.

1.17.   Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.

1.18.   Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи».

2.  Развитие фантазии и воображения (11ч)

2.1.    Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музы­ке и поэзии.

2.2.  Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной мане­ры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.

2.3.   Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и ви­дах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно­выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.

2.4.    Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.

2.5.   Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шриф­том. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.

2.6.  Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и реше­нием необходимых атрибутов сцены, костюмов героев. Цветовое и световое оформление спектакля.

2.7.   Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, зву­ковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): ре­шения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение раз­нообразия форм в архитектуре (путешествие «Исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декора­тивное искусство, одежда)).

2.8.  Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.

2.9.   Знакомство с народными художественными промыслами России в области игруш­ки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.

2.10.   Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния историческо­го времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.

2.11.   Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костю­ма: украшения, броши, бусы, подвески.

3.  Восприятие искусства (музейная педагогика) (6ч)

1.  Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульпту­ры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, компози­ция, мелодика, конструкция.

2.   Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и вос­приятия произведений искусства.

3.  Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструк­ция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение ху­дожником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.

4.  Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, истори­ческий, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт- Петербург), Музей изобразительного искусства им. A.C. Пушкина (Москва), музеи, нахо­дящиеся в регионе.

5.   Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусст­ва. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функцио­нальность произведений народного искусства.

6.   Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и рассказ о жизни их создателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

 

 

1. Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художест­венную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля-прима».

Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми.

Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью графических материалов.

Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.

Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др.

Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами.

Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной ар­хитектуры от природных условий местности.

Участие в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества каждого человека.

Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.

Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с исполь­зованием нужной цветовой гаммы.

Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий.

Освоение графических компьютерных программ.

Поиск нужного формата, выделение композиционного центра.

Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников).

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов.

Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национально­го колорита.

Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией.

Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами.

Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения.

Создание небольших этюдов.

Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета.

Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека.

Лепка фигуры человека по наблюдению.

Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности).

Передача симметрии и асимметрии в природной форме.

Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета.

 

Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.

2.  Развитие фантазии и воображения (11 часов)

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».

Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)».

Освоение поисковой системы Интернет.

Выполнение графических работ по результатам обсуждения.

Создание коллективных композиций в технике коллажа.

Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением.

Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллектив­ной композиции или книги.

Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).

Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.

Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ.

Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок.

Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов.

Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом).

Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства.

Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона.

Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел.

Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.

3.   Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искус­ства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

Определение особенностей творческой манеры разных мастеров.

Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции.

Представление о народном декоративно-прикладном искусстве

Нахождение особенного в каждом виде народного искусства.

Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства.

Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа мест­ности.

Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов.

Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте.

Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепкой), графике (линией), живописи (способом «от пятна»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Дата

Корректи

ровка

Тема урока

 

 

 

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч)

1

4.09.

 

Освоение человеком природного про­странства (среда и населяющие её зве­ри, птицы).

2

11.09.

 

Форма, ритм, цвет, композиция, динами­ка, пространство.

3

18.09.

 

Разнообразие при­родных объектов в творчестве художника.

4

25.09.

 

Ритм и орнамент в природе и в искусстве.

5

2.10.

 

Композиционное размещение предме­тов на листе при ри­совании с натуры.

6

9.10.

 

Перспектива как спо­соб передачи про­странства на картине с помощью планов.

7

16.10.

 

Образы, построен­ные на контрасте формы, цвета, размера.

8

23.10.

 

Изображение с нату­ры предметов конст­руктивной формы.

 

9

30.10.

 

Передача движения.

10

13.11.

 

Передача объёма в живописи и графике.

11

20.11.

 

Понятие стилизации.

12

27.11.

 

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, харак­тер, фактура, материал).

13

4.12.

 

Передача динамики в объёмном изображе­нии.

14

11.12.

 

Лепка объёмно­ пространственной композиции из одно­цветного пластилина или из глины.

15

18.12.

 

Создание эскизов архитектурных со­оружений на основе природных форм в технике рельефа.

16

25.12.

 

Равновесие в изо­бражении и вырази­тельность формы в декоративном искус­стве: обобщённость, силуэт.

17

15.01.

 

Выявление декора­тивной формы: рас­тительные мотивы в искусстве. Кораллы - одно из чудес под­водного мира.

 

22.01.

 

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

18

29.01.

 

Раскрытие взаимо­связи элементов в композиции(музы­кальной, предметной, декоративной).

19

5.02.

 

Зарождение замысла на основе предло­женной темы.

20

12.02.

 

Разнообразие худо­жественно- выразительного язы­ка различных ис­кусств.

21

19.02.

 

Взаимосвязь содер­жания художествен­ного произведения и иллюстрации.

22

26.02.

 

Взаимосвязь содер­жания книги(литера­турного произведе­ния) с иллюстрация­ми и художественным оформлением шриф­та текста.

23

4.03.

 

Художник в театре.

24

11.03.

 

Изменение простран­ственной среды (ви­зуальное, звуковое оформление) в зави­симости от ситуации.

25

18.03.

 

Передача настроения в форме.

26

1.04.

 

Знакомство с народ­ными художествен­ными промыслами России в области игрушки.

27

8.04.

 

Освоение разнообра­зия форм в архитек­туре.

28

15.04.

 

Разнообразие Художественно -выразительного языка в  декоративно    прикладном искусстве.

 

 

 

 

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)

29

22.04.

 

Выразительные средства изобрази­тельного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитек­туры, декоративно- прикладного искусст­ва).

30

29.04.

 

Использование музы­кального и литера­турного материала.

31

6.05.

 

Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет).

32

13.05.

 

Жанры изобрази­тельного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, быто­вой; натюрморт.

33

20.05.

 

Красота и своеобра­зие произведений народного декора­тивно-прикладного искусства.

34

27.05.

 

Красота архитектур­ных сооружений. Уникальность памят­ников архитектуры.

 

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс Начальная школа XXI века
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019