Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основной образовательной программе основного
общего образования, утвержденной приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года
№1015;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 31.12.2015г. № 1577;
5. Письмо Роспотребнадзора №01/476-16-24 от 19.01.2016 года «О внедрении санитарных норм и правил»;
6. Учебного плана МБОУ «Лашманская СОШ»
7. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»
развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего
возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
• освоение художественной культуры как формы материального воплощения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
• развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
• формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, отражённой в его изобразительном искусстве, архитектуре, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения;
• овладение основами практической творческой работы с различными художественными материалами и инструментами.
Определение места учебного предмета в учебном плане школы
Всего на изучение учебного предмета изобразительное искусство в основной школе выделяется
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и актуальность определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно - образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.
Учебный материал представлен в программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий — даёт инструментарий для его практической реализации, четвёртый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства:
типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ—компетенции);
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
и профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
• раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение
в народном искусстве и в современной жизни;
• создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
• создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
• определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
• создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы
и декора (на доступном для данного возраста уровне);
• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
• распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
• характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
• различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
• различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
• находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
• различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
• называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
• классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
• объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
• композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
• создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
• простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
• навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
• изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
• создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт
с натуры из геометрических тел;
• строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
• характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
• передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
• творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
• выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
• рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
• применять перспективу в практической творческой работе;
• навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
• навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
• видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
• навыкам создания пейзажных зарисовок;
• различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
• пользоваться правилами работы на пленэре;
• использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
• навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
• различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
• определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента
в его метафорическом смысле;
• пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
• различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
• различать и характеризовать виды портрета;
• понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
• пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
• использовать графические материалы в работе над портретом;
• использовать образные возможности освещения в портрете;
• пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
• называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
• навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
• навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного
образа;
• навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
• рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
• приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
• характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный
и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
• объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
• изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
• узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
• перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;
• характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
• узнавать и характеризовать несколько классических произведений
и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
• называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
• творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
• творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему;
• творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
• представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
• называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
• узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
• характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
• рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
• описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
• творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
• анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
• культуре зрительского восприятия;
• характеризовать временные и пространственные искусства;
• понимать разницу между реальностью и художественным образом;
• представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
• опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
• собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта
и т.д.);
• представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
• опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
• систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
• распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
• понимать сочетание различных объемов в здании;
• понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
• иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
• понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
• различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
• характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
• понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
• осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
• применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
• применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
• создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
• получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
• приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
• характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
• понимать основы краткой истории русской усадебной культуры
XVIII – XIX веков;
• называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
• понимать основы краткой истории костюма;
• характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
• применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
• использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
• отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
• применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
• применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
• создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
• получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
• приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
• характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
• понимать основы краткой истории русской усадебной культуры
XVIII – XIX веков;
• называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
• понимать основы краткой истории костюма;
• характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
• применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
• использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
• отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
• использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
• узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
• различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
• различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
• узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
• характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
• раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
• работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
• различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
• сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
• рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
• ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
• выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
• характеризовать признаки и особенности московского барокко; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные
конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
• активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
• владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
• понимать специфику изображения в полиграфии;
• различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
• различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
• проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
• создавать художественную композицию макета книги, журнала;
• называть имена великих русских живописцев и архитекторов
XVIII – XIX веков;
• называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
• называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
• называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
• понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
• определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
• использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
• узнавать основные художественные направления в искусстве XIX
и XX веков;
• узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
• применять творческий опыт разработки художественного проекта
– создания композиции на определенную тему;
• понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
• характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А.
Гауди;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
• использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
• характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и
России;
• получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
• использовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной композицией;
• понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
и понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
и называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
и различать особенности художественной фотографии;
и различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
и понимать изобразительную природу экранных искусств;
и характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
и различать понятия: игровой и документальный фильм;
и называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
и понимать основы искусства телевидения;
и понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
и применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
и применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
и добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
и использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
и применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
• пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
• понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
• применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла
фильма;
• применять полученные ранее знания по композиции и построению
кадра;
• использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
• применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
• смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
• использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
• реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Содержание учебной программы
5 класс (35 ч)
Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 ч). Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве
(5 ч). Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. Осенние плоды в твоём натюрморте. Чудо-дерево. Образ – символ «дерево жизни» в разных видах искусства.
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном
искусстве (4 ч). Красота осеннего пейзажа в живописи и графике.
«Осенних дней очарованье» в книжной графике.
Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве (8 ч).
Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2 ч). Человек и земля – кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла. Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно – промышленными товарами и форма общения между людьми.
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2 ч). Зимняя пора в живописи и графике.
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2 ч). Делу - время, потехе –
час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера.
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных
героев (2 ч). Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства.
Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве (11 ч).
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота
(5 ч). Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом. Изба – творение русских мастеров - древоделов. Изба – модель мироздания. Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность.
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка».
Синтез искусств (3 ч). Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка». Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка»
Тема 9. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3 ч).
Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. Традиции оформления праздничной среды.
Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве (6 ч).Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа
(2 ч). Животные – братья наши меньшие. Животное и его повадки в творчестве скульпторов – анималистов.
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1 ч). Экологическая тема в плакате.
Тема 12. Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве (3 ч). Троицына неделя и её образы в искусстве.
Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность.
6 класс (35ч)
Раздел 1. Образ цветущей природы — вечная тема в искусстве (6 ч).
Тема 1. Цветы в живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве (6 ч). Живопись. Жанр натюрморта. Изображение природы разных географических широт. Сходство и различие в создании образа цветов в натюрмортах художников XVII — начала XX вв. Народный мастер — хранитель древних традиций кистевого письма. Основные элементы и цветовая гамма цветочной росписи подносов Нижнего Тагила
и Жостова. Представление о роли народного искусства в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Способы организации композиции цветочной росписи на подносах («букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок». Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно-декоративном натюрморте. Способы организации композиции натюрморта (расположение предметов, цветов).
Раздел 2. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур (10 ч).
Тема 2. Символика древних орнаментов (7 ч). Главные мотивы растительного орнамента Древнего Египта. Символические значения растительных мотивов (символ Египта, знак плодородия, знак фараона).
Колорит древнеегипетских орнаментальных росписей. Художественное
своеобразие изображения египетских богов в аллегорической форме, фигуры человека на основе древнеегипетского канона фигуры человека на плоскости, с головой животного, с иносказательным выражением отвлечённых понятий знакомит нас искусство Древнего Египта. Разнообразие древнегреческих сосудов по форме, декору и назначению. Растительные и геометрические орнаменты, подчеркивающие красоту объёмной формы сосудов. Значение обращения к искусству Древнего Египта и Древней Греции, как к эталону прекрасного в развитии своей культуры при постижении тайн великого мастерства. Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в разных видах текстильного орнамента в Индии и России и других странах Индии. Образ-символ слона и образ-символ популярного мотива индийская пальметта («восточный огурец»).
Тема 3. Традиции Новолетия в культуре народов мира (3 ч).
Традиция встречи Нового года у разных народов мира и проведения праздничных карнавалов и маскарадов. Культура праздника — древняя традиция. Особенности композиционных решений, красочности, насыщенности действий, характерные для участников карнавалов в разных странах мира.
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов
(10 ч).
Тема 4. Образы мира, тема ратного подвига и защиты родной
земли в жизни и искусстве (4 ч). Кремли России — свидетели грозных событий прошлых времён, хранители русской истории, средоточие памятников культуры, созданных народом. Богатство и разнообразие каменного зодчества России. Фортификационные каменные сооружения Западной Европы. Донжон как архитектурное ядро замка. Храмы романского и готического стиля в Западной Европе. Синтез искусств. Образ защитника Отечества. Особенности военного облачения русского воина и западноевропейского рыцаря. Средства художественной
выразительности в передаче стойкости и храбрости русских воинов, их доброты и красоты. Разнообразие художест
Тема 5. Образ женщины в искусстве разных эпох (2 ч). Искусство Византии и Древней Руси, воплощавшее духовные истины христианства. Новая трактовка образа женщины в эпоху Возрождения в творчестве Леонардо да Винчи и Рафаэля. Образы женщин в портретном искусстве Западной Европы XVI—XVIII вв. и в русском искусстве XVIII в. Искусство портрета России и Западной Европы XIX—XX вв. Изменение характера трактовки женского образа. Роль интерьера и костюма в портрете. Раскрытие творческого и героического начала в человеке. Композиция портрета. Эмоциональная и художественная выразительность образа портретируемого, пробуждающая лучшие человеческие чувства.
Тема 6. Народный костюм в зеркале истории (2 ч). Народный традиционный костюм в русской культуре и искусстве. Знаки-символы в орнаменте русского традиционного костюма, отражающие представление русского человека о Вселенной, конструктивные особенности женского традиционного костюма и их сходство с конструкцией крестьянской избы. Эстетическая и функциональная ценность русского народного костюма как культурного достояния.
Тема 7. Международный фольклорный фестиваль в пространстве
современной культуры. Синтез искусств (2 ч). Характерные особенности народного традиционного костюма из разных регионов России. Бережное отношение художников к передаче этнографических признаков одежды народов из разных регионов России. Фольклорный фестиваль как обмен опытом по сохранению народных традиций и форм фольклора и
популяризация традиционных народных форм досуга. Особенности художественного образа-красоты и разнообразие народного праздничного костюма в произведениях разного вида искусства и в жизни.
Раздел 4. Образ времени года в искусстве. Весна — утро года (8 ч). Тема 8. Первые приметы пробуждения природы и их образы в
искусстве (4 ч). Приметы весны, характерные особенности весенних птиц
в произведениях разных жанров и видов искусства. Средства художественной выразительности в создании образов весны, птиц в разнообразных видах искусства, (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство). Жанр марины. Творчество И. К. Айвазовского. Средства художественно-образного языка в отображении пейзажа-марины
в творчестве выдающихся художников мирового искусства. Разнообразие приёмов и средств художественной выразительности, которыми пользуются живописцы в создании водных пейзажей в разное время дня и года.)
Тема 9. Светлое христово воскресение, пасха (2 ч). Обряды,
действа, символика праздника Пасхи. Передача светлого образа пасхального дня в произведениях искусства. Пасхальные сувениры (яйца крашеные, из золота, хрусталя, фарфора, драгоценных камней и т. д.).
Тема 10. Весеннее многообразие природных форм в жизни и искусстве (2 ч). Декоративность форм весенней природы (растений, птиц, насекомых, животных) и её отражение в произведениях разных видов искусства. Приёмы (раздельный мазок, заливка фона цветом «по-сырому», отпечаток с природной формы по мокрой бумаге и др.) и средства художественной выразительности (композиция, колорит, ритм, пятно, декоративные разделки: штрихи, точки, звёздочки, паутинки, ломаные линии разной толщины и направлений), которыми пользуются художники для передачи образа весенней природы.
7 класс (35 ч)
Раздел 1. Человек и среда в жизни и изобразительном искусстве (8 ч).
Тема 1. Объекты архитектуры в пейзаже (2 ч). Реалистический пейзаж как результат художественных открытий и образ реальной среды обитания человека как отражение гармонии человеческого и природного начала. Развитие городского архитектурного пейзажа в творчестве русских художников. Влияние активного строительства городов на развитие жанра городского пейзажа. Средства художественной выразительности в передаче архитектурных образов в пейзаже. Богатство красочных оттенков световоздушной среды в творчестве импрессионистов, создающее впечатление нерасторжимости природы и человека, динамики современной городской жизни. Развитие реалистических традиций в искусстве отечественного пейзажа. Образ Родины как отражение в пейзаже жизни старинных и молодых городов, сёл и деревень. Национальные святыни в творчестве отечественных художников разных исторических периодов ХХ в.
Тема 2. Предметная среда человека в натюрморте (3ч). Натюрморт как диалог человека и предметной среды, как форма выявления эстетической ценности обыденных вещей. Отражение в натюрморте духовного мира человека, его увлечений, профессии и отношения художника к окружающей его среде. Отражение в натюрморте мира увлечений человека. Натюрморт как способ философского осмысления современности, как средство выражения собственного отношения художника к происходящему в стране. Общее и различное в выявлении образов предметного мира в творчестве разных художников. Разнообразие способов передачи свето-воздушной среды, колористического решения и общей эмоционально-творческой атмосферы в творчестве мастеров натюрморта.
Тема 3. Интерьер как отображение предметно-пространственной среды человека (3 ч). Неотделимость интерьера от
архитектурного сооружения. Функциональное и стилевое разнообразие интерьера. Связь интерьера с архитектурными особенностями здания. Интерьер как портрет среды определённой эпохи, как отражение бытующего в культуре стиля, вкусов. Зонирование жилого интерьера, освещение и цветовое решение — условие удобства и комфортности для жизни человека. Зависимость цветового оформления интерьера от его назначения и функций. Цветовая гамма, предметы мебели в оформлении интерьера как средство придания комнате, квартире, дому самобытности и неповторимости.
Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве (8 ч).
Тема 4. Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль
(3 ч). Расцвет усадебного строительства в русской культуре XVIII в. Мир усадьбы как воплощение мировоззрения, общественного и духовного самочувствия человека. Классицизм — стиль, определяющий архитектурный облик русской усадьбы середины XVII — начала XIX в. Выдающиеся русские зодчие. Своеобразие подмосковных усадеб (сочетание торжественности и интимности). Полифункциональность подмосковных усадеб. Архитектурные особенности в построении главного здания — особняка (использование классического ордера в пластической обработке фасада, фронтонов треугольной формы).
Тема 5. Одежда и быт русского дворянина в жизни и
изобразительном искусстве (5 ч). Парадные и интимные портреты. Автопортрет как выражение самосознания, самооценки личности художника в соотнесении с судьбой целого поколения или сословия. Отражение в портрете значимости частной жизни, ценности творческой личности, её богатой духовной жизни. Отечественная скульптура в Петровскую эпоху. Самобытность русской скульптуры и становление её разнообразных видов: декоративная пластика (архитектурный рельеф), круглая станковая скульптура (памятник, статуя), скульптурный портрет
(бюст), архитектурно-художественный ансамбль. Средства художественной выразительности в трактовке индивидуальных особенностей скульптурных портретов современников, их достоверности и убедительности. Мастерство скульптора в передаче черт лица, взгляда, костюма, причёски портретируемого.
Раздел 3. Народный мастер — носитель национальной культуры (10 ч). Тема 6. Народное искусство как часть художественной культуры. Традиции и современность (8 ч). Вышитое полотенце и его функции. Полотенце — оберег, символ благополучия, благопожелания. Символика цвета и мотивов вышивки. Возрождение старинных традиций рукоделия. Тряпичная игрушка, её духовная ценность. Текстильная кукла как одно из средств передачи младшему поколению жизненного опыта, накопленного старшими. Особенности вышивки разных
регионов России. Роспись по дереву. Бытование народных росписей по дереву в разных регионах России. Конструктивные особенности и пропорции основных объёмов прялок разных регионов России. Многоцветный мир узорочья росписи на прялках. Разнообразие мотивов и приёмов исполнения, своеобразие колористического решения в живописных и графических
видах росписи по дереву.
Тема 7. Ярмарочный торг в жизни и искусстве (2 ч). Традиции проведения народных ярмарок на Руси. Ярмарочные атрибуты, увеселения
и развлечения. Возрождение традиций ярмарочных торгов в разных уголках России. Особенности композиционного и колористического решения произведений художников.
Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство (8 ч).
Тема 8. Наука и творческая деятельность человека в жизни и искусстве. Космическая техника и искусство (3 ч). Космическая тема в искусстве. Красота и целесообразность — один из ведущих принципов художественного конструирования космических кораблей. Отражение в
произведениях реальных и вымышленных сюжетов. Своеобразие живописной техники, связанной с темой космоса. Разнообразие и красота форм летательных аппаратов. Живая природа как источник конструкторских идей в космическом строении.
Тема 9. Военная героика и искусство (2 ч). Тема защиты Отечества
в изобразительном искусстве. Художественные приёмы передачи героического облика воина. Композиционные, графические и живописные приёмы отражения в портрете мужественности, храбрости и других героических черт.
Тема
10. Спорт и искусство (3 ч). Прославление спортсменов в разнообразных видах
искусства. Средства художественной выразительности, использованные художниками
в произведениях для передачи силы, мужества, стойкости, выносливости
спортсменов, их желания достичь наивысших результатов. Тема спорта в
изобразительном искусстве. Созвучность образного строя художественных
произведений атмосфере состязаний, накалу спортивных страстей и эмоций.
Средства художественной выразительности в передаче напряжённости момента
состязаний, или отдыха после победы, или ожидания выступлений
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс
|
Название темы |
Количество часов |
1. |
Образ родной земли в изобразительном искусстве |
9 |
|
|
|
2. |
Живая старина |
8 |
|
|
|
3. |
Мудрость народной жизни в искусстве |
11 |
|
|
|
4. |
Образ единения человека с природой в искусстве |
7 |
|
|
|
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 6 класс
|
Название темы |
Количество часов |
1. |
Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве |
6 |
|
|
|
2. |
Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур |
10 |
|
|
|
3. |
Исторические реалии в искусстве разных народов |
10 |
|
|
|
4. |
Образ времени года в искусстве. Весна – утро года |
9 |
|
|
|
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 7 класс
|
Название темы |
Количество часов |
|
1. |
Человек и среда в жизни и изобразительном искусстве |
8 |
|
|
|
|
|
2. |
Мир русской дворянской усадьбы как достояние |
8 |
|
художественной культуры и образ жизни человека в искусстве |
|
||
|
|
||
|
|
|
|
3. |
Народный мастер - носитель национальной культуры |
10 |
|
|
|
|
|
4. |
Образ единения человека с природой в искусстве |
9 |
|
|
|
|
|
Учебно – тематическое планирование по изобразительному искусству
5 классов
№ урока по |
Тема урока |
Количество часов |
Сроки изучения |
|
|||
порядку |
|
||||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|||
Раздел 1. Образ родной земли в |
9ч |
|
|
|
|||
изобразительном искусстве |
|
||||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
1 |
Дары осени в натюрморте |
1ч |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
2 |
Колорит натюрморта |
1ч |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
3-4 |
Осенние плоды в твоем |
2ч |
|
|
|
||
натюрморте |
|
||||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
5 |
Чудо-дерево |
1ч |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
6-7 |
Красота осеннего пейзажа в |
2ч |
|
|
|
||
живописи и графике |
|
||||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
8-9 |
«Осенних дней очарованье» |
2ч |
|
|
|
||
в книжной графике |
|
||||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
Раздел 2. |
Живая старина |
8ч |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
10 |
Человек и земля- |
|
|
|
|
||
|
кормилица. Праздник |
|
11 |
|
|
||
|
урожая как завершение |
1ч |
|
||||
|
трудового и природного |
|
|
|
|
||
|
цикла |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
11 |
Ярмарка как периодически |
|
|
|
|
||
|
устраиваемый торг и обмен |
|
|
|
|
||
|
культурно- |
1ч |
|
|
|
||
|
промышленными товарами |
|
|||||
|
|
|
|
|
|||
|
и форма общения между |
|
|
|
|
||
|
людьми |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
12-13 |
Зимняя пора в живописи в |
2ч |
|
|
|
||
|
графике |
|
|||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
14 |
Делу время, потехе час |
1ч |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
15 |
Искусство вокруг нас |
1ч |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
16-17 |
Герои сказок и былин в |
|
|
|
|
||
|
творчестве мастеров |
2ч |
|
||||
|
искусства |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
Раздел 3. Мудрость |
народной жизни в искусстве |
11ч |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
18 |
Памятники древнерусской |
1ч |
|
|
|
||
архитектуры |
|
||||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
19-20 |
Изба-творение русских |
2ч |
|
|
|
||
мастеров-древоделов |
|
||||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
21 |
Изба-модель мироздания |
1ч |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
22 |
|
Лад народной жизни |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
Художник и театр. |
|
|
|
|
|
Декорации к опере-сказке |
1ч |
|
|||
|
|
«Снегурочка» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Художник и театр. Образы |
|
|
|
|
24-25 |
|
персонажей. Народные |
|
|
|
|
|
традиции в сценическом |
2ч |
|
|||
|
|
костюме к опере-сказке |
|
|
|
|
|
|
«Снегурочка» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|
Гуляния на широкую |
1ч |
|
|
|
|
масленицу |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27-28 |
|
Традиции оформления |
2ч |
|
|
|
|
праздничной среды |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Образ единения человека с природой |
6ч |
|
|
|
||
|
в искусстве |
|
||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
29 |
|
Животные - братья наши |
1ч |
|
|
|
|
меньшие |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
Животное и его повадки |
1ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
|
Экологическая тема в |
1ч |
|
|
|
|
плакате |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32-33 |
|
Троицина неделя и ее |
2ч |
|
|
|
|
образы в искусстве |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34-35 |
|
Обрядовые куклы |
2ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно – тематическое планирование по изобразительному искусству
6 классов
№ урока |
|
Тема урока |
Количество часов |
Сроки изучения |
|
||
по порядку |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Раздел 1. Образ цветущей природы – вечная тема в |
6ч |
|
|
|
|||
|
искусстве |
|
|||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Осенний букет в |
1ч |
|
|
|
|
|
натюрморте живописцев. |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
2-3 |
|
Цветы на лаковых подносах |
2ч |
|
|
|
|
|
мастеров из Жостова и |
|
|||||
|
|
Нижнего Тагила. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
Осенние цветы в росписи |
1ч |
|
|
|
|
|
твоего подноса. |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
5-6 |
|
Цветочные мотивы в |
2ч |
|
|
|
|
|
искусстве народов России, |
|
|||||
|
|
стран Запада и Востока. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Раздел 2. Из |
прошлого в настоящее. |
10ч |
|
|
|
||
Художественный диалог культур |
|
||||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
Растительный орнамент в |
1ч |
|
|
|
|
|
искусстве Древнего Египта. |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
Зооморфные мотивы в |
1ч |
|
|
|
|
|
искусстве Древнего Египта. |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
Изысканный декор сосудов |
1ч |
|
|
|
|
|
Древней Греции. |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
10-11 |
|
Древние орнаменты в |
2ч |
|
|
|
|
|
творчестве художников |
|
|||||
|
|
разного времени. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12-13 |
|
Орнаментальные мотивы в |
2ч |
|
|
|
|
|
художественном текстиле |
|
|||||
|
|
Индии и русская набойка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
Традиции встречи Нового |
1ч |
|
|
|
|
|
года в современной |
|
|||||
|
|
культуре. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15-16 |
|
«Новый год шагает по |
2ч |
|
|
|
|
|
планете…» |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных |
10ч |
|
|
|
|||||
|
народов |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
17 |
|
Каменные стражи России |
1ч |
|
|
|
|||
|
(XII-XVII вв.). |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
18 |
|
Рыцарский замок в |
1ч |
|
|
|
|||
|
культуре средневековой |
|
|||||||
|
|
Европы. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Военное облачение |
|
|
|
|
|||
19 |
|
русского воина и доспехи |
1ч |
|
|
|
|||
|
западноевропейского |
|
|||||||
|
|
рыцаря в жизни и |
|
|
|
|
|||
|
|
искусстве. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
20 |
|
Батальная композиция. У |
1ч |
|
|
|
|||
|
истоков исторического |
|
|||||||
|
|
жанра. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
21 |
|
Тема прекрасной девы и |
1ч |
|
|
|
|||
|
женщины-матери в |
|
|||||||
|
|
искусстве. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Личность женщины в |
|
|
|
|
|||
22 |
|
портретно-исторической |
1ч |
|
|
|
|||
|
композиции 19-начала 20 |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
вв. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
23-24 |
|
Русский народный костюм |
2ч |
|
|
|
|||
|
как культурное достояние |
|
|||||||
|
|
нашего Отечества. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
25-26 |
|
«Возьмемся за руки, |
2ч |
|
|
|
|||
|
друзья…» Разноликий |
|
|||||||
|
|
хоровод. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||
Раздел 4. Образ времени года в искусстве. Весна – |
8ч |
|
|
|
|||||
|
утро года |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
27-28 |
|
Весенний гомон птичьих |
2ч |
|
|
|
|||
|
стай в жизни и искусстве. |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
29-30 |
|
«Живая зыбь». |
2ч |
|
|
|
|||
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
31-32 |
|
«Как мир хорош в своей |
2ч |
|
|
|
|||
|
красе нежданной…» |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
33-34-35 |
|
Земля пробуждается. |
3ч |
|
|
|
|||
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Учебно – тематическое планирование по изобразительному искусству
7 классов
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Сроки изучения |
|
|||||||
по порядку |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
Раздел 1. Человек и среда в жизни и |
8ч |
|
|
|
|||||||
изобразительном искусстве |
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
1 |
Природа мест, где я живу. |
1ч |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
2 |
Красота городского и |
1ч |
|
|
|
||||||
сельского пейзажа |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
3 |
О чем поведал натюрморт |
1ч |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
4-5 |
Атрибуты искусства в |
2ч |
|
|
|
||||||
твоем натюрморте |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
6-7 |
Интерьер в архитектуре и |
2ч |
|
|
|
||||||
изобразительном искусстве |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
8 |
Интерьер твоего дома |
1ч |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как |
|
|
|
|
|||||||
достояние художественной культуры и образ |
8ч |
|
|
|
|||||||
жизни человека в искусстве |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Архитектурный облик |
|
|
|
|
||||||
9 |
дворцовой усадьбы 17 – |
|
|
|
|
||||||
второй половины 18 в. |
1ч |
|
|||||||||
|
Особенности |
|
|
|
|
||||||
|
паркостроения |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Подмосковные дворянские |
|
|
|
|
||||||
|
усадьбы и их парки |
|
|
|
|
||||||
|
конца18-середины19 в. |
|
9.09 |
|
|
||||||
10-11 |
Роль искусства в |
2ч |
|
|
|
||||||
организации предметно- |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
пространственной среды |
|
|
|
|
||||||
|
человека и его духовной |
|
|
|
|
||||||
|
жизни |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
12 |
Светский костюм русского |
1ч |
|
|
|
||||||
дворянства 18-19 столетий |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Русская скульптура 18- |
|
|
|
|
||||||
13-14 |
начала19в. В пространстве |
2ч |
|
|
|
||||||
города, дворянской усадьбы |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
и парка |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
15-16 |
Быт и традиции русского |
|
|
|
|
||||||
дворянства 18-начало19 в. |
2ч |
|
|||||||||
|
В жизни и искусстве |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
Раздел 3. Народный мастер - носитель |
10ч |
|
|
|
|||||||
национальной культуры |
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
17-18 |
|
«Без вышивки в доме не |
2ч |
|
|
|
|||||
|
обойтись…» |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
«Разметные травы,цветы, |
|
|
|
|
|||||
|
|
сказочные птицы и |
|
|
|
|
|||||
19-20 |
|
быстроногие кони и олени» |
2ч |
|
|
|
|||||
|
в народной росписи по |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
дереву в разных регионах |
|
|
|
|
|||||
|
|
России |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
«Каков мастер, такова и |
|
|
|
|
|||||
21-22 |
|
работа». Глиняная |
2ч |
|
|
|
|||||
|
игрушка-свистулька разных |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
регионов России. |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
23-24 |
|
Русские ювелирные |
|
|
|
|
|||||
|
украшения России 17-20в.в. |
2ч |
|
||||||||
|
|
Традиции и современность |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Весенняя ярмарка- |
|
|
|
|
|||||
25-26 |
|
праздник народного |
2ч |
|
|
|
|||||
|
мастерства и традиционное |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
явление в культуре России |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||
Раздел 4. Образ единения человека с природой |
8 |
|
|
|
|||||||
|
в искусстве |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
27 |
|
Галактическая птица |
1ч |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
28-29 |
|
В «конструкторском бюро» |
|
|
|
|
|||||
|
новых космических |
2ч |
|
||||||||
|
|
кораблей. |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
30-31 |
|
Образ защитника Отечества |
|
|
|
|
|||||
|
в портретной живописи 18- |
2ч |
|
||||||||
|
|
20в.в. |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
32-33 |
|
Образ спортсмена в |
2ч |
|
|
|
|||||
|
изобразительном искусстве |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
34-35 |
|
«Спорт, спорт, спорт.» |
2ч |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.