Рабочая программа по ИЗО в 4 классе ОВЗ

  • docx
  • 30.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Раб. программа ИЗО ОВЗ 4 кл.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) В-1

4 класса

 

 

Рассмотрена:                                                                 Составитель:

Педагогическим советом                                           Лужецкая Алла Викторовна

Протокол № 1                                                              Высшая квалификационная категория

от «29» августа 2020 г.                               

 

 

Сроки реализации программы:

4 класс – 2020/2021 учебный год

 

д. Лужецкая

2020 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

-  Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями); 

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);

- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. (А.А. Айдорбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др).- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. под редакцией В. В. Воронковой;

 

Программа рассчитана на 34 учебных недель, 34 урока, 1час в неделю.

Возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

 

Цели и задачи:

Цели: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

            развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;  способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:

·         Личностных;

·         Предметных.

Личностные результаты освоения программы включают:

·         индивидуально-личностные качества

·         социальные (жизненные ) компетенции обучающейся

·         социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты формируются за счет реализации программ отдельных предметов, ку3рсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.

Личностные результаты освоения программы:

Требования ФГОС образования обучающихся с УО

(интеллектуальными нарушениями) к личностным результатам

 

Индикаторы достижения требований личностных результатов

(содержание показателя)

 

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучение, занятиями.

- Положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу России.

- Положительное отношение к урокам изобразительного искусства.

- Представления о многообразии окружающего мира.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, уметь выслушать иное мнение.

 

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях

- Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома).

- Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.).

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

- Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях.

- Знать и соблюдать нормы и правила поведения в общественных местах.

- Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

- Выполнять поручения в школе ( выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»).

- Выполнять насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.).

- Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

- Участвовать в повседневной жизни класса и школы.

- Уметь адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.

- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

- Уметь корректно привлечь к себе внимание.

- Уметь выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу.

 

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности:

- Участвовать в процессе обучения в соответствии со своими возможностями.

- Формирование мотивации к обучению.

- Знать и выполнять правила учебного поведения.

- Способность критически оценивать свои поступки и окружающих.

 

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях:

- Уметь работать в группе сверстников: принимать и оказывать помощь, адекватно высказывать свое мнение и выслушивать чужое.

- Адекватно оценивать свою работу и работу других.

- Уметь сотрудничать со взрослыми: принимать помощь, адекватно общаться и реагировать на замечания.

- Проявлять в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание.

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств:

- Уметь различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения.

- Развитие этических чувств, доброжелательности.

 

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям:

- Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

- Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается творчеством.

- Бережное отношение к результатам своего и чужого труда, школьному и личному имуществу.

- Знать и соблюдать правила дорожного движения и пожарной безопасности, личной безопасности.

 

 

Предметные результаты освоения программы определяет два уровня:

·         минимальный

·         достаточный.

Достаточный уровень не является обязательным.

Предметные результаты освоения с учетом особенностей и возможностей обучающихся.

 

 

 

 

Минимальный и достаточный уровни

усвоения предметных результатов

 по предмету «Изобразительное искусство » в 4 классе

 

- знание названий материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил при работе с ними;

- знание форм предмета и др.;

- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- пользование материалами для рисования, знание названий предметов, подлежащих рисованию, организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя;

- рисование по образцу, с натуры, предметов несложной формы и конструкции (с помощью педагога);

- применение приемов работы карандашом, гуашью ,акварельными красками; ориентировка в пространстве листа(с помощью педагога);

- получение смешанных цветов (с помощью педагога);

- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий (с помощью педагога).

·         различать холодные и теплые цвета; основные цвета и их смеси;

·         знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж);

·         знание названий некоторых народных и национальных промыслов;

·         знание средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

·         следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

·         оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

·         следование при выполнении работы инструкциям учителя;

·         рисование по образцус натуры, предметов несложной формы и конструкции;

·         применение приемов работы карандашом, гуашью ,акварельными красками; ориентировка в пространстве листа;

·         получение смешанных цветов;

·         узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий

·         уметь применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов;

·         составлять узоры в полосе, квадрате, круге;

·         уметь менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

·         передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции;

·         знать основные средства композиции;

·         знать назначение палитры и её использование в работе.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Уроки рисования состоят из трех разделов:

·         декоративное рисование

·         рисование с натуры

·         рисование на темы

·         беседы об изобразительном искусстве

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ (на каждом уроке)

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
      В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
      Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
      Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
      После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

 

КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК - 8ч.

Продолжать учить детей различать краски, уметь ими пользоваться. Познакомить с другими с инструментами художника. Учить проводить от руки прямые линии. Рисовать предметы по обводке, с помощью трафаретов, шаблонов и самостоятельно, правильно используя цвета. Развивать у детей умение узнавать предметы на картинках, иллюстрациях, сравнивать их между собой.

 

 

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ -8ч.

Продолжать учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги. Различать и называть формы предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона и самостоятельно форму отдельных предметов; учить рисовать животных и птиц, опорой на схему и порядок действий, уметь по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов, используя слова «посередине», «слева», «справа»; аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контур; подбирать цвета, соответствующие натуре. Продолжать обогащать представления, учащихся об окружающей действительности беседами об искусстве.

 

 

УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ – 5ч

Продолжать учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги. Различать и называть формы предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона и самостоятельно форму отдельных предметов; учить рисовать животных и птиц, опорой на схему и порядок действий, уметь по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов, используя слова «посередине», «слева», «справа»; аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контур; подбирать цвета, соответствующие натуре. узору. Продолжать обогащать представления, учащихся об окружающей действительности беседами об искусстве.

 

О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО – 13ч

Продолжать учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги. Различать и называть формы предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона и самостоятельно форму отдельных предметов; учить рисовать тематические рисунки, портреты, с изображением чувств, технику, опорой на схему и порядок действий, уметь по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов, используя слова «посередине», «слева», «справа»; аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контур; подбирать цвета, соответствующие натуре. узору. Продолжать обогащать представления, учащихся об окружающей действительности беседами об искусстве.

 

Учебно - тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

1.

Как и чем работает художник

8

2.

Реальность и фантазия

8

3.

Украшение и реальность

5

4.

О чем говорит искусство

13

 

Итого

34

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 4 КЛАСС

№ урока в курсе

№ урока в теме

Тема урока

Дата

план

факт

1 четверть

Как и чем работает художник – 8ч

1

1

Краски. Виды красок Рисование дворца

 

 

2

2

Волшебная белая краска. «Кисть рябины»

 

 

3

3

Входная контрольная работа

 

 

4

4

Волшебная чёрная краска. «Замок с кирпичными стенами»

 

 

5

5

Волшебная серая краска. «После дождя».

 

 

6

6

Пастель. «Золотая осень»

 

 

 

7

7

Восковые мелки. «Осенний листопад в лесу»

 

 

8

8

Что может линия? «Натюрморт»

 

 

 

2 четверть

Реальность и фантазия -8ч

9

1

Рисование диких животных. Лиса

 

 

 

10

2

Рисование диких животных. Слон

 

 

 

11

3

Рисование птиц. Орел

 

 

 

12

4

Рисование диких животных. Медведь.

 

 

13

5

Рисование домашних животных. Кот

 

 

 

14

6

Рисование домашних животных. Корова.

 

 

15

7

Рисование домашних птиц. Утка

 

 

 

16

8

Декоративное рисование. Индюк. Беседа «Дымковская игрушка».

 

 

3 четверть

Украшение и реальность -5ч

17

1

Рисование морозных узоров.

 

 

 

18

2

Рисование Снегурочки. Украшение наряда узорами.

 

 

19

3

Рисование народных игрушек

 

 

 

20

4

Рисование еловой веточки и елочных украшений

 

 

21

5

Декоративное рисование. Беседа «Хохлома». Рисование и украшение посуды

 

 

О чем говорит искусство-13ч

 

22

1

Изображение техники. «Танк»

 

 

 

23

2

Изображение природы. «Зима»

 

 

 

24

3

Изображение природы. «Весна»

 

 

 

25

4

Изображение природы. Водопад

 

 

 

26

5

Изображение природы. Поляна цветов

 

 

4 четверть

 

27

6

Изображение характера человека. Изобрази портрет

 

 

28

7

На загадочных планетах. Рисование космоса

 

 

29

8

Изображение характера человека. Рисование злого героя сказки

 

 

30

9

Рисование паруса корабля

 

 

 

31

10

Рисование орнамента в полосе

 

 

 

32

11

Промежуточная аттестация

 

 

 

33

12

Насекомые. Рисование бабочки

 

 

 

34

13

Изображение природы. «Лето»

 

 

 

 

 

Материально-технические средства для реализации программы

 

              Кузин В. С. Изобразительное искусство: учебник. 4 класс.

              В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. -М.: Дрофа, 20013.

 

·         Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. (А.А. Айдорбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др).- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. под редакцией В. В. Воронковой;

·         Магнитная доска

·         Персональный компьютер

·         Ксерокс

·         Мультимедийный проектор

·         Экспозиционный экран

 


 

Скачано с www.znanio.ru