МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВО
КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» на заседании МО руководитель МО __________________ (Белан С.А.) Протокол № _____ от «__»______2022 г |
«Согласовано» заместитель директора по УВР _____________ (Досмухабетова С.В.) «___»________2022г |
«Утверждаю» Руководитель МОУ-СОШ с. Кирово ______________ (Антонова С.А) «____»________2022г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
5-7 классы
ФГОС ООО
Белан Снежаны Анатольевны
1 категория
Ф.И.О., категория
Срок реализации программы 4 года
2022- 2026
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в Примерной программе воспитания .
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена на основе следующих нормативных документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ Минпросвещения России №287 от 31.05. 2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
· Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (№ 287 от 31.05.2021 г)
· Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
· Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
· Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115;
Устав МОУ-СОШ с. Кирово;
· Программа развития МОУ-СОШ с. Кирово ;
· Основная образовательная программа основного общего образования
МОУ-СОШ с. Кирово;
· Примерная программа по изобразительному искусству основноо общего образования , программы «Изобразительного искусства 5-7 класс». Автора Б.М.неменского, Л.А.Неменска. Н.А.Горяева. А.С.Питерских предметной линии учебников под редакцией Б.М.неменского учебное пособие для общеобразовательных организаций ; Просвещение
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры . Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт .
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах . Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира . Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного от ношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию .
Примерная рабочая программа ориентирована на психолого- возрастные особенности развития детей 11—15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ .
Для оценки качества образования по предмету «Изобрази- тельное искусство» кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения . Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями .
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.
Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата .
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете) .
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.
Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно)
Задачами учебного предмета:
· освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
· формирование у обучающихся представлений об отечествен- ной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
· формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
· приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
· формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
· овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
· наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
· воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения .
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей . Три модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования в объёме 105 учебных часов, не менее 1 учебного часа в неделю в качестве инвариантных . Четвёртый модуль предлагается в качестве вариативного (для соответствующих вариантов учебного плана) .
Каждый модуль обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся . Предлагаемая последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями учащихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы . Однако при определённых педагогических условиях и установках порядок изучения модулей может быть изменён, а также возможно некоторое перераспределение учебного времени между модулями (при сохранении общего количества учебных часов) .
Предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение 2 учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность.
Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Программа по изобразительному искусству 5-7 класс направлена на использование УМК
Учебники:
«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс Н.А. Горяева, О.В. Островская под редакцией Б.М.Неменского, Л.А.Неменского;
«Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» 6 класс А.С. Питерских. Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского, Л.А.Неменского;
«Изобразительное искусство. Архитектура и дизайн» 7 класс под редакцией Б.М.Неменского, Л.А.Неменского.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности .
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности .
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно- нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности .
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, приклад- ном и изобразительном искусстве . Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа . Патриотические чувства воспитываются в изучении истории на- родного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов . Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа .
Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и
отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника . Формируется чувство личной причастности к жизни общества . Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения . В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся . Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов . Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности .
Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, кон- центрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета . Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально- образной, чувственной сферы . Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества . Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни .
Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч . aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное . Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле . Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся . Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию .
Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т . е . в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир . Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни . Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при вы- полнении заданий культурно-исторической направленности .
Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных мате- риалов и специфики каждого из них . Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта . Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы .
Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно- пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками .
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образова- тельной программы, формируемые при изучении предмета
«Изобразительное искусство»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсор- ных способностей:
· сравнивать предметные и пространственные объекты по за- данным основаниям;
· характеризовать форму предмета, конструкции;
· выявлять положение предметной формы в пространстве;
· обобщать форму составной конструкции;
· анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
· структурировать предметно-пространственные явления;
· сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
· абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции .
Базовые логические и исследовательские действия:
· выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
· сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
· классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
· ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
· вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;
· самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции .
Работа с информацией:
· использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
· использовать электронные образовательные ресурсы;
· уметь работать с электронными учебными пособиями и учеб никами;
· выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
· самостоятельно готовить информацию на заданную или вы- бранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях .
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
· вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и пони мании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
· публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
· взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
· осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
· планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
· уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам .
Самоконтроль:
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
· владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев .
Эмоциональный интеллект:
· развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
· уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
· развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
· признавать своё и чужое право на ошибку;
· работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений .
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
· знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства;
· промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;
· иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;
· характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства;
· уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно- пространственной среды;
· распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др .); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
· распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др .;
· знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
· различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;
· владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
· знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
· овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представите- лей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
· знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;
· уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
· знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;
· иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;
· освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
· осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;
· знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
· иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-при- кладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условия- ми и сложившийся историей;
· объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;
· рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства;
· называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;
· характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;
· уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др .;
· различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
· объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;
· иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;
· уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
· характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;
· понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;
· уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;
· ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т . д .;
· овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников .
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
· характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей;
· объяснять причины деления пространственных искусств на виды;
· знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей .
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
· различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;
· осознавать значение материала в создании художественного образа; уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства;
· иметь практические навыки изображения карандашами раз- ной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные художественные материалы;
· иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов;
· понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
· иметь опыт учебного рисунка — светотеневого изображения объёмных форм;
· знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости;
· знать понятия графической грамоты изображения предмета
· «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень»,
· «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка;
· понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа;
· обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;
· иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;
· иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;
· знать основы цветоведения: характеризовать основные и со- ставные цвета, дополнительные цвета — и значение этих знаний для искусства живописи;
· определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;
· иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных
Жанры изобразительного искусства:
· объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
· объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства .
Натюрморт:
· характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени;
· рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников;
· знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
· знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;
иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых
· средств выразительности;
· иметь опыт создания графического натюрморта;
· иметь опыт создания натюрморта средствами живописи .
Портрет:
· иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке;
· сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древ- него Рима, эпохи Возрождения и Нового времени;
· понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника;
· узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др .);
· уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена великих художников- портретистов (В . Боровиковский, А . Венецианов, О . Кипрен- ский, В . Тропинин, К . Брюллов, И . Крамской, И . Репин, В . Суриков, В . Серов и др);
· знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;
· иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике;
· иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете;
· иметь начальный опыт лепки головы человека;
· приобретать опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;
Пейзаж:
· иметь представление и уметь сравнивать изображение про- странства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;
· знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
· определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокраще- ния, центральная и угловая перспектива;
· знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
· характеризовать особенности изображения разных состоя- ний природы в романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов;
· иметь представление о морских пейзажах И . Айвазовского;
· иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы;
· знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А . Саврасова, И . Шишкина, И . Левитана и художников ХХ в . (по выбору);
· уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины;
· иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы;
· иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению;
· иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;
Бытовой жанр:
· характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов;
· уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины;
· различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
Исторический жанр:
· характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства;
· знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К . Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В . Сурикова, «Бурлаки на Волге» И . Репина;
· иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в .;
· уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято от- носить к историческому жанру;
· узнавать и называть авторов таких произведений, как
· «Давид» Микеланджело, «Весна» С . Боттичелли;
· знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;
· иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией .
Библейские темы в изобразительном искусстве:
· знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства;
· объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;
· знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как
· «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др .; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др .;
· знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;
· уметь рассказывать о содержании знаменитых русских кар- тин на библейские темы, таких как «Явление Христа наро- ду» А . Иванова, «Христос в пустыне» И . Крамского, «Тайная вечеря» Н . Ге, «Христос и грешница» В . Поленова и др .;
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»:
· характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т . е . искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
· объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;
· рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека;
· рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе;
· объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох .
Графический дизайн:
· объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств;
· объяснять основные средства — требования к композиции;
· уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
· составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;
· выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;
· составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
· осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
· объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
·иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;
· выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу;
· выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей;
· знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;
· иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;
· иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в по- стройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;
· характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления;
· знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и пони- мания своей идентичности;
· определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей;
· знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макет- ной или графической схемы;
· характеризовать эстетическое и экологическое взаимное со- существование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;
· объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в
· «проживании» городского пространства;
· иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;
· объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и матери- ала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;
· иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности чело- века;
· объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;
· иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;
· иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме;
· уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;
· иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др .);
· различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей . Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства .
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства ..
Убранство русской избы
Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и символического — в её постройке и украшении .
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства .
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома . Декоративные элементы жилой среды.
Народный праздничный костюм
Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского .
Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты .
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны .
Искусство народной вышивки . Вышивка в народных костюмах и обрядах . Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке . Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки . Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.
Народные художественные промыслы
Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло . Традиции культуры, особенные для каждого региона .
Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России .
Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др .) .
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов.
Роспись по дереву . Хохлома . Краткие сведения по истории хохломского промысла . Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента . Связь с природой . Единство формы и декора в произведениях промысла . Последовательность выполнения травного орнамента . Праздничность изделий «золотой хохломы» .
Городецкая роспись по дереву . Краткие сведения по истории . Традиционные образы городецкой росписи предметов быта . Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных ком- позиций . Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи .
Посуда из глины . Искусство Гжели . Краткие сведения по истории промысла . Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора . Природные мотивы росписи посуды . Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии .
Роспись по металлу . Жостово . Краткие сведения по истории промысла . Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей . Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов . Эффект освещённости и объёмности изображения.
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»
Общие сведения о видах искусства
Пространственные и временные виды искусства .
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей .
Основные виды живописи, графики и скульптуры . Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя .
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства .
Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника .
Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок .
Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата .
Жанры изобразительного искусства
Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений изобразительного искусства .
Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства .
Натюрморт
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве .
Основы графической грамоты: правила объёмного изображе- ния предметов на плоскости .
Линейное построение предмета в пространстве: линия гори- зонта, точка зрения и точка схода, правила перспективных сокращений .
Портрет
Портрет как образ определённого реального человека . Изо- бражение портрета человека в искусстве разных эпох . Выраже- ние в портретном изображении характера человека и мировоз- зренческих идеалов эпохи . Великие портретисты в европейском искусстве .
Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве . Великие портретисты в русской живописи . Парадный и камерный портрет в живописи .
Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в .— отечественном и европейском .
Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы
Графический портрет в работах известных художников . Разнообразие графических средств в изображении образа человека
Пейзаж
Особенности изображения пространства в эпоху Древнего ми- ра, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения Правила построения линейной перспективы в изображении пространства .
Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа .
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения . Романтический пейзаж . Морские пейзажи И . Айвазовского . Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов . Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы .
Живописное изображение различных состояний природы . Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре . История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в . Становление образа родной природы в произведениях А . Венецианова и его учеников: А . Саврасова, И . Шишкина . Пейзажная живопись И . Левитана и её значение для русской культуры . Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины .
Бытовой жанр в изобразительном искусстве
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни. Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине Об раз нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении .
Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.
Исторический жанр в изобразительном искусстве
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.
Историческая картина в русском искусстве XIX в и её особое место в развитии отечественной культуры .
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В . Сурикова и др . Исторический образ России в картинах ХХ в .
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства .
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей .
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития . Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты .
Графический дизайн
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности . Основы формальной композиции в конструктивных искусствах .
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение .
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания .
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов .
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции.
Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.
Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта .
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста . Стилизация шрифта .
Типографика . Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции .
Многообразие форм графического дизайна . Дизайн книги и журнала . Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала .
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ .
Макетирование объёмно-пространственных композиций
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства .
Макетирование . Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете .
Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство . Взаимосвязь объектов в архитектурном макете .
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку . Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки .
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей .
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры) .
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование . Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов . Красота — наиболее полное выявление функции предмета . Влияние развития технологий и материалов на изменение фор- мы предмета .
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна .
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ и стиль материальной культуры прошлого . Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей . Художественно-аналитический обзор развития образности- левого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох .
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде жизни разных народов .
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения .
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра .
Архитектурная и градостроительная революция XX в . Её технологические и эстетические предпосылки и истоки . Социальный аспект «перестройки» в архитектуре .
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники . Приоритет функционализма . Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города .
Пространство городской среды . Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей .
Роль цвета в формировании пространства . Схема-планировка и реальность .
Индивидуальный образ каждого города . Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей .
Дизайн городской среды . Малые архитектурные формы . Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города .
Проектирование дизайна объектов городской среды . Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр .), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т . д .
Интерьер и предметный мир в доме . Назначение помещения и построение его интерьера . Дизайн пространственно-предметной среды интерьера .
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи . Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев .
Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства . Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер .
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа) .
Образ человека и индивидуальное проектирование
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей . Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре .
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада . Дизайн предметной среды в интерьере частного дома . Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды .
Костюм как образ человека . Стиль в одежде . Соответствие материи и формы . Целесообразность и мода . Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием .
Характерные особенности современной одежды . Молодёжная субкультура и подростковая мода . Унификация одежды и индивидуальный стиль . Ансамбль в костюме . Роль фантазии и вкуса в подборе одежды .
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды» .
Искусство грима и причёски . Форма лица и причёска . Макияж дневной, вечерний и карнавальный . Грим бытовой и сценический .
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью .
Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5 класс
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
План |
факт |
|||
Раздел 1. Древние корни народного искусства |
||||
1 |
Древние образы в народном искусстве |
1 |
|
|
2 |
Убранство русской избы |
1 |
|
|
3 |
Внутренний мир русской избы |
1 |
|
|
4 |
Конструкция и декор предметов народного быта. |
1 |
|
|
5 |
Русская народная вышивка |
1 |
|
|
6 |
Народный праздничный костюм |
2 |
|
|
7 |
||||
8 |
Народные праздничные обряды. (обобщение темы) |
1 |
|
|
Раздел 2. Связь времён в народном искусстве |
||||
9 |
Древние образы в современных народных игрушках. |
2 |
|
|
10 |
||||
11 |
Искусство Гжели |
1 |
|
|
12 |
Городецкая роспись |
1 |
|
|
13 |
Хохлома |
1 |
|
|
14 |
Жостово. Роспись по металлу |
1 |
|
|
15 |
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. |
1 |
|
|
16 |
Роль народных художественных промыслов в нашей повседневной жизни. (обобщение темы) |
1 |
|
|
Раздел 3. Декор — человек, общество, время |
||||
17 |
Зачем людям украшения |
2 |
|
|
18 |
||||
19 20 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества |
2 |
|
|
21 |
Одежда «говорит» о человеке. |
1 |
|
|
22 |
Одежда «говорит» о человеке. |
1 |
|
|
23 |
О чем рассказывают гербы и эмблемы |
1 |
|
|
24 |
Эмблемы в современном обществе |
1 |
|
|
25 |
Герб в современном мире |
1 |
|
|
26 27 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
|
2 |
|
|
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире |
||||
28 |
Современное выставочное искусство. |
1 |
|
|
29 |
Ты сам – мастер. Изготовление мозаичного панно |
1 |
|
|
30 |
Ты сам мастер. Витраж |
1 |
|
|
31 |
Ты сам мастер. Изготовление декоративной вазы |
1 |
|
|
32 |
Ты сам мастер Декоративная кукла |
1 |
|
|
33 |
Ты сам – мастер панно из шпагата |
|
|
|
34 |
Ты сам – мастер панно из шпагата |
1 |
|
|
Всего: |
|
34 |
|
|
6 класс
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
|
|
|||
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка |
||||
1 |
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. |
1 |
|
|
2 |
Художественные материалы. |
1 |
|
|
3 |
Рисунок - основа изобразительного творчества. |
1 |
|
|
4 |
Линия и её выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Ритм линий и ритм пятен |
1 |
|
|
5 |
Цвет. Основы цветоведения |
|
|
|
6 |
Цвет в произведениях живописи. |
1 |
|
|
7 |
Объемные изображения в скульптуре |
1 |
|
|
8 |
Основы языка изображения (обобщение темы) |
1 |
|
|
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт |
||||
9 |
Реальность и фантазия в творчестве художника. |
1 |
|
|
10 |
Изображение предметного мира – натюрморт. |
1 |
|
|
11 |
Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. |
1 |
|
|
12 |
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. |
1 |
|
|
13 |
Освещение. Свет и тень. |
1 |
|
|
14 |
Натюрморт в графике. |
1 |
|
|
15 |
Цвет в натюрморте |
1 |
|
|
16 |
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) |
1 |
|
|
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет |
||||
17 |
Образ человека - главная тема искусства |
1 |
|
|
18 |
Конструкция головы человека и её основные пропорции. |
1 |
|
|
19 |
Изображение головы человека в пространстве. |
1 |
|
|
20 |
Графический портретный рисунок. |
1 |
|
|
21 |
Портрет в скульптуре. |
1 |
|
|
22 |
Сатирические образы человека. |
1 |
|
|
23 |
Образные возможности освещения в портрете. |
1 |
|
|
24 |
Роль цвета в портрете. |
1 |
|
|
25 |
Великие портретисты прошлого. |
1 |
|
|
26- 27 |
Портрет в изобразительном искусстве XX века |
2 |
|
|
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж |
||||
28 |
Жанры в изобразительном искусстве. |
1 |
|
|
29 |
Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. |
1 |
|
|
30 |
Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник |
1 |
|
|
31 |
Пейзаж в русской живописи |
1 |
|
|
32 |
Пейзаж в графике |
1 |
|
|
33 |
Городской пейзаж |
1 |
|
|
34 |
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. (обобщение темы) |
1 |
|
|
Всего: |
|
34 |
|
|
7 класс
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры |
||||
1
2 |
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции или «Внесём порядок в хаос!» |
2 |
|
|
3 4 |
Прямые линии и организация пространства |
2 |
|
|
5 |
Цвет-элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна |
1 |
|
|
6 |
Буква-строка-текст. Искусство шрифта |
1 |
|
|
7 |
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. |
1 |
|
|
8 |
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие и форм графического дизайна. |
1 |
|
|
Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств |
||||
9 |
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. |
1 |
|
|
10 |
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете |
1 |
|
|
11 |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. |
1 |
|
|
12 |
Важнейшие архитектурные элементы здания. |
1 |
|
|
13 14 |
Красота и целесообразность..Вещь как сочетание объёмов и образ времени. |
2 |
|
|
15 |
Форма и материал |
1 |
|
|
16 |
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве |
1 |
|
|
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека |
||||
17-18 |
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого |
2 |
|
|
19-20 |
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна |
2 |
|
|
21 |
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица |
1 |
|
|
22 |
Вещь в городе. Городской дизайн. |
1 |
|
|
23 |
Вещь в городе. Городской дизайн. |
1 |
|
|
24-25 |
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. |
2 |
|
|
26 |
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. |
1 |
|
|
27 |
Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление
|
1 |
|
|
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование |
||||
28 |
Мой дом- мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь и я скажу, какой у тебя дом |
1 |
|
|
29 |
Интерьер , который мы создаём
|
1 |
|
|
30 |
Пугало в огороде, или…под шепот фонтанных струй
|
1 |
|
|
31 |
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. |
1 |
|
|
32 |
Встречают по одёжке |
1 |
|
|
33 |
Автопортрет на каждый день |
1 |
|
|
34 |
Моделируя себя – моделируешь мир (обобщение темы) |
1 |
|
|
Всего: |
|
34 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.