Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс ФГОС ООО нового поколения
Оценка 4.9

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс ФГОС ООО нового поколения

Оценка 4.9
doc
10.09.2022
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс ФГОС ООО нового поколения
программа по изо 5-7.doc

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВО

КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

«Рассмотрено»

на заседании МО

руководитель МО

__________________

(Белан С.А.)

Протокол _____

от «__»______2022 г

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_____________

(Досмухабетова С.В.)

«___»________2022г

«Утверждаю»

Руководитель

МОУ-СОШ с. Кирово

______________

(Антонова С.А)

«____»________2022г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО КУРСУ « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

5-7 классы

ФГОС ООО

 

 

Белан Снежаны Анатольевны

1 категория

Ф.И.О., категория

 

 

Срок реализации программы 4 года

 

2022- 2026

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в Примерной программе воспитания .

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена на основе следующих нормативных документов:

·                    Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·                    Приказ Минпросвещения России №287 от 31.05. 2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"Хочу такой сайт

·                    Федеральным государственным образовательным стандартом основного

общего образования (№ 287 от 31.05.2021 г)

·                    Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;

·                    Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;

·                    Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г.  № 115;

Устав МОУ-СОШ с. Кирово;

·                    Программа развития МОУ-СОШ с. Кирово ;

·                    Основная образовательная программа основного общего образования

МОУ-СОШ с. Кирово;

·     Примерная программа по изобразительному искусству основноо общего образования , программы «Изобразительного искусства 5-7 класс». Автора Б.М.неменского, Л.А.Неменска. Н.А.Горяева. А.С.Питерских предметной линии учебников под редакцией Б.М.неменского учебное пособие для общеобразовательных организаций ; Просвещение

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры . Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт .

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах . Основные формы учебной деятельности практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира . Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного от ношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании   красоты   человека.

Программа направлена на достижение основного результата образования развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию .

Примерная рабочая программа ориентирована на психолого- возрастные особенности развития детей 11—15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей,  проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ .

Для оценки качества образования по предмету «Изобрази- тельное искусство» кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения . Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями .

В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.

 

Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так  и  художественно-творческую  деятельность, а также презентацию результата .

Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой  является  созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете) .

Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.

Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно)

Задачами учебного предмета:

·       освоение художественной  культуры  как  формы  выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;

·       формирование у обучающихся представлений об отечествен- ной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;

·       формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;

·       приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,    графика,    скульптура),    декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);

·       формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;

·       овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;

·       наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;

·       воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;

·       развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения .

Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей . Три модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования в объёме 105 учебных часов, не менее 1 учебного часа в неделю в качестве инвариантных . Четвёртый модуль предлагается в качестве вариативного (для соответствующих вариантов учебного плана) .

Каждый модуль обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся . Предлагаемая последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями учащихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы . Однако при определённых педагогических условиях и установках порядок изучения модулей может быть изменён, а также возможно некоторое перераспределение учебного времени между модулями (при сохранении общего количества учебных часов) .

Предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение 2 учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность.

Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Программа по изобразительному искусству  5-7 класс направлена  на использование УМК

Учебники:

 «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс Н.А. Горяева, О.В. Островская  под редакцией Б.М.Неменского, Л.А.Неменского;

 «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» 6 класс  А.С. Питерских. Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского, Л.А.Неменского;

«Изобразительное искусство. Архитектура и дизайн» 7 класс под редакцией Б.М.Неменского, Л.А.Неменского.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности .

В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности .

Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно- нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к  культуре;  мотивацию  к  познанию  и  обучению,  готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности .

1.  Патриотическое воспитание

Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, приклад- ном  и  изобразительном  искусстве .   Воспитание  патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа . Патриотические чувства воспитываются в изучении истории на- родного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов . Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа .

 

Гражданское воспитание

Программа по изобразительному искусству направлена на активное  приобщение  обучающихся  к  ценностям  мировой  и

отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника . Формируется чувство личной причастности к жизни общества . Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения . В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся . Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов . Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности .

Духовно-нравственное воспитание

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, кон- центрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета . Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально- образной, чувственной сферы . Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества . Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни .

Эстетическое воспитание

Эстетическое (от греч . aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное . Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле . Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся . Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию .

Ценности познавательной деятельности

В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т . е . в соответствии со специальными установками, видеть  окружающий  мир . Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни . Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе  учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при вы- полнении заданий культурно-исторической направленности .

Экологическое воспитание

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.

Трудовое воспитание

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных мате- риалов и специфики каждого из них . Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта . Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы .

Воспитывающая предметно-эстетическая среда

В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно- пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками .

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образова- тельной программы, формируемые при изучении предмета

«Изобразительное искусство»:

1.  Овладение универсальными познавательными действиями

Формирование пространственных представлений и сенсор- ных способностей:

·       сравнивать предметные и пространственные объекты по за- данным основаниям;

·       характеризовать форму предмета, конструкции;

·       выявлять положение предметной формы в пространстве;

·       обобщать форму составной конструкции;

·       анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;

·       структурировать предметно-пространственные явления;

·       сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;

·        абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции .

Базовые логические и исследовательские действия:

·        выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;

·        сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;

·       классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

·       ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

·       вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;

·       самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции .

Работа с информацией:

·       использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;

·       использовать электронные образовательные ресурсы;

·       уметь работать с электронными учебными пособиями и учеб никами;

·       выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;

·          самостоятельно готовить информацию на заданную или вы- бранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях .

 

Овладение универсальными коммуникативными действиями

Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;

·       воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;

·       вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и пони мании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;

·       публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

·       взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата

Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

·       осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;

·       планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;

·       уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам .

Самоконтроль:

·       соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

·       владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев .

Эмоциональный интеллект:

·       развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;

·       уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;

·       развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;

·        признавать своё и чужое право на ошибку;

·       работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений .

Модуль 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:

·       знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства:   народного,   классического,   современного,   искусства;

·       промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;

·       иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;

·       характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства;

·       уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно- пространственной среды;

·       распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др .); уметь характеризовать  неразрывную связь декора и материала;

·       распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др .;

·       знать специфику  образного  языка  декоративного  искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;

·       различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;

·       владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;

·       знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;

·       овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного  обобщённого  изображения   представите- лей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;

·       знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;

·       уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);

·       знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;

·       иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;

·        освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;

·       осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;

·       знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;

·       иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-при- кладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условия- ми и сложившийся историей;

·       объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;

·       рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства;

·       называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;

·        характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;

·       уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др .;

·       различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;

·       объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;

·       иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;

·       уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;

·       характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;

·       понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;

·       уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;

·       ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по  материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т . д .;

·        овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников .

Модуль 2 «Живопись, графика, скульптура»:

·       характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей;

·       объяснять причины деления пространственных искусств на виды;

·       знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей .

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:

·       различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;

·       осознавать значение материала в создании художественного образа; уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства;

·     иметь практические навыки изображения карандашами раз- ной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные художественные материалы;

·     иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов;

·     понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;

·     иметь опыт учебного рисунка светотеневого изображения объёмных форм;

·      знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости;

·          знать понятия графической грамоты изображения предмета

·          «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень»,

·          «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка;

·     понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа;

·     обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;

·      иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;

·     иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;

·     знать основы цветоведения: характеризовать основные и со- ставные цвета, дополнительные цвета — и значение этих знаний для искусства живописи;

·      определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;

·      иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных

Жанры изобразительного искусства:

· объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;

· объяснять  разницу  между  предметом  изображения,  сюжетом и содержанием произведения искусства .

Натюрморт:

· характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени;

· рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников;

· знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;

·  знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;

иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых

· средств выразительности;

· иметь опыт создания графического натюрморта;

· иметь  опыт  создания  натюрморта  средствами  живописи .

Портрет:

· иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке;

· сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древ- него Рима, эпохи Возрождения и Нового времени;

· понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника;

· узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др .);

·  уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена великих художников- портретистов (В . Боровиковский, А . Венецианов, О . Кипрен- ский,  В . Тропинин,  К .   Брюллов,  И .   Крамской,  И .   Репин, В . Суриков, В . Серов и др);

· знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;

·  иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике;

· иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете;

· иметь начальный опыт лепки головы человека;

· приобретать опыт графического портретного  изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;

Пейзаж:

· иметь представление и уметь сравнивать изображение про- странства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;

· знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;

· определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокраще- ния, центральная и угловая перспектива;

·  знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;

·  характеризовать особенности изображения разных  состоя- ний природы в романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов;

·  иметь  представление  о  морских  пейзажах  И . Айвазовского;

· иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы;

· знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А . Саврасова, И . Шишкина, И . Левитана и художников ХХ в . (по выбору);

·  уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины;

· иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы;

· иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению;

· иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;

Бытовой жанр:

· характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов;

· уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины;

· различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;

Исторический жанр:

· характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства;

·  знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К . Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В . Сурикова, «Бурлаки на Волге» И . Репина;

· иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в .;

· уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято от- носить к историческому жанру;

· узнавать  и  называть  авторов  таких  произведений,  как

· «Давид»  Микеланджело,  «Весна»  С . Боттичелли;

· знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;

· иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией .

Библейские темы в изобразительном искусстве:

· знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства;

· объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;

· знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как

· «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др .; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др .;

· знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;

· уметь рассказывать о содержании знаменитых русских кар- тин на библейские темы, таких как «Явление Христа наро- ду» А . Иванова, «Христос в пустыне» И . Крамского, «Тайная вечеря» Н . Ге, «Христос и грешница» В . Поленова и др .;

Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»:

· характеризовать архитектуру и дизайн  как  конструктивные виды искусства, т . е . искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;

· объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;

· рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека;

· рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе;

· объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох .

Графический дизайн:

· объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств;

· объяснять основные средства требования к композиции;

· уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;

· составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;

· выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;

· составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;

· осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;

· объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

·иметь  опыт  построения  объёмно-пространственной  композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;

· выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу;

· выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей;

· знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;

· иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;

· иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в по- стройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;

· характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления;

·  знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и пони- мания своей идентичности;

· определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей;

· знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макет- ной или графической схемы;

· характеризовать эстетическое и экологическое взаимное со- существование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;

· объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в

· «проживании» городского пространства;

· иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;

·  объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и матери- ала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;

· иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности чело- века;

· объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;

·  иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;

· иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме;

· уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;

· иметь опыт выполнения  практических  творческих  эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач  (спортивной, праздничной, повседневной и др .);

· различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»

Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей . Древние корни народного искусства

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства .

Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства ..

Убранство русской избы

Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и символического — в её постройке и украшении .

Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства .

Устройство   внутреннего   пространства   крестьянского   дома . Декоративные  элементы  жилой  среды.

Народный праздничный костюм

Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского .

Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты .

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны .

Искусство народной вышивки . Вышивка в народных  костюмах и обрядах . Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке . Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах  вышивки . Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.

Народные художественные промыслы

Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло . Традиции культуры, особенные для каждого региона .

Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России .

Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др .) .

Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов.

Роспись по дереву . Хохлома . Краткие сведения по истории хохломского промысла . Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента . Связь с природой . Единство формы и декора в произведениях  промысла . Последовательность выполнения травного орнамента . Праздничность изделий «золотой  хохломы» .

Городецкая роспись по дереву . Краткие сведения по истории . Традиционные образы городецкой росписи предметов  быта . Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных ком- позиций . Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи .

Посуда из глины . Искусство Гжели . Краткие сведения по истории промысла . Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора . Природные  мотивы росписи посуды . Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии .

Роспись по металлу . Жостово . Краткие сведения по истории промысла . Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей . Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов . Эффект освещённости и объёмности изображения.

Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»

Общие сведения о видах искусства

Пространственные  и  временные  виды  искусства .

Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей .

Основные виды живописи, графики  и  скульптуры . Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя .

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства

Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства .

Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника .

Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок .

Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата .

Жанры изобразительного искусства

Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений изобразительного искусства .

Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства .

Натюрморт

Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве .

Основы графической грамоты: правила объёмного изображе- ния предметов на плоскости .

Линейное построение предмета в пространстве: линия гори- зонта, точка зрения и точка схода, правила перспективных сокращений .

Портрет

Портрет как образ определённого реального человека . Изо- бражение портрета человека в искусстве разных эпох . Выраже- ние в портретном изображении характера человека и мировоз- зренческих идеалов эпохи . Великие  портретисты  в  европейском  искусстве .

Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве . Великие портретисты в русской живописи . Парадный и камерный портрет в живописи .

Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в .— отечественном и европейском .

Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы

Графический портрет в работах известных художников . Разнообразие графических средств в изображении образа человека

Пейзаж

Особенности изображения пространства в эпоху Древнего ми- ра, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения  Правила построения линейной перспективы в изображении пространства .

Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа .

Особенности изображения разных состояний природы и её освещения . Романтический пейзаж . Морские пейзажи И . Айвазовского . Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов . Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы .

Живописное изображение различных состояний природы . Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре . История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в . Становление образа родной природы в произведениях А . Венецианова и его учеников: А . Саврасова, И . Шишкина . Пейзажная живопись И . Левитана и её значение для русской культуры . Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины .

Бытовой жанр в изобразительном искусстве

Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.  Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине Об раз нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении .

Работа над сюжетной композицией.  Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.

Исторический жанр в изобразительном искусстве

Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества

Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.

Историческая картина в русском искусстве XIX в  и её особое место в развитии отечественной культуры .

Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»,  исторические картины в творчестве В . Сурикова и др . Исторический образ России в картинах ХХ в .

Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»

Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства .

Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей .

Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.

Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи.

Роль архитектуры в понимании человеком  своей  идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития . Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты .

Графический дизайн

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности . Основы формальной композиции в конструктивных искусствах .

Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение .

Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания .

Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов .

Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции.

Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.

Цвет и законы колористики.  Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта .

Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.

Шрифт  и  содержание  текста . Стилизация  шрифта .

Типографика . Понимание  типографской  строки  как  элемента плоскостной композиции .

Многообразие форм графического дизайна . Дизайн книги и журнала . Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала .

Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ .

Макетирование объёмно-пространственных композиций

Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства .

Макетирование . Введение в макет  понятия  рельефа  местности и способы его обозначения на макете .

Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство . Взаимосвязь объектов в архитектурном макете .

Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку . Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки .

Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей .

Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры) .

Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.

Дизайн предмета как  искусство  и  социальное  проектирование . Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов . Красота — наиболее полное выявление функции предмета . Влияние развития технологий и материалов  на  изменение  фор- мы предмета .

Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна .

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Образ и стиль материальной культуры прошлого . Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей . Художественно-аналитический обзор развития образности- левого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры  разных народов и  эпох .

Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде жизни разных народов .

Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения .

Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра .

Архитектурная и градостроительная революция XX в . Её технологические и эстетические предпосылки и истоки . Социальный аспект «перестройки» в архитектуре .

Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники . Приоритет функционализма . Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города .

Пространство городской среды . Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей .

Роль цвета  в  формировании  пространства . Схема-планировка и реальность .

Индивидуальный образ каждого города . Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей .

Дизайн городской среды . Малые архитектурные формы . Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города .

Проектирование дизайна объектов городской среды . Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр .), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т . д .

Интерьер и предметный  мир  в  доме . Назначение  помещения и построение его интерьера . Дизайн  пространственно-предметной среды интерьера .

Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи . Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев .

Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства . Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер .

Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа) .

Образ человека и индивидуальное проектирование

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей . Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре .

Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада . Дизайн предметной среды в интерьере частного дома . Мода и культура как параметры создания собственного костюма  или  комплекта  одежды .

Костюм как образ человека . Стиль в одежде . Соответствие материи и формы . Целесообразность и мода . Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием .

Характерные особенности современной одежды . Молодёжная субкультура и подростковая мода . Унификация одежды и индивидуальный стиль . Ансамбль в костюме . Роль  фантазии  и вкуса в подборе одежды .

Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды» .

Искусство грима и причёски . Форма лица и причёска . Макияж дневной, вечерний и карнавальный . Грим бытовой и сценический .

Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью .

Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

5 класс

Надпись: 45Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»

 

 

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

факт

Раздел 1. Древние корни народного искусства

1

Древние образы в народном искусстве

1

 

 

2

Убранство русской избы

1

 

 

3

Внутренний мир русской избы

1

 

 

4

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

 

 

5

Русская народная вышивка

1

 

 

6

Народный праздничный костюм

2

 

 

7

8

Народные праздничные обряды.

 (обобщение темы)

1

 

 

Раздел 2. Связь времён в народном искусстве

9

Древние образы в современных народных игрушках.

2

 

 

10

11

Искусство Гжели

1

 

 

12

Городецкая роспись

1

 

 

13

Хохлома

1

 

 

14

Жостово. Роспись по металлу

1

 

 

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

 

 

16

Роль народных художественных промыслов в нашей повседневной жизни. (обобщение темы)

1

 

 

Раздел 3. Декор — человек, общество, время

17

Зачем людям украшения

2

 

 

18

19

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2

 

 

21

Одежда «говорит» о человеке.

1

 

 

22

Одежда «говорит» о человеке.

1

 

 

23

О чем рассказывают гербы и эмблемы

1

 

 

24

Эмблемы в современном обществе

1

 

 

25

Герб  в современном мире

1

 

 

26

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

 

2

 

 

Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире

28

Современное выставочное искусство.

1

 

 

29

Ты сам – мастер. Изготовление мозаичного панно

1

 

 

30

Ты сам мастер. Витраж

1

 

 

31

Ты сам мастер. Изготовление декоративной вазы

1

 

 

32

Ты сам мастер Декоративная кукла

1

 

 

33

Ты сам – мастер  панно из шпагата

 

 

 

34

Ты сам – мастер  панно из шпагата

1

 

 

Всего:

 

34

 

 

 

6 класс

Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»

 

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

 

 

Раздел 1.   Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1

 

 

2

Художественные материалы.

1

 

 

3

Рисунок - основа  изобразительного творчества.

1

 

 

4

Линия и её  выразительные   возможности. Пятно как средство выражения. Ритм линий и ритм пятен

1

 

 

5

Цвет. Основы цветоведения

 

 

 

6

Цвет   в произведениях живописи.

1

 

 

 

7

Объемные   изображения в скульптуре

1

 

 

8

Основы языка изображения (обобщение темы)

1

 

 

Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

 

 

 

10

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

 

 

11

Понятие формы, Многообразие форм  окружающего  мира.

1

 

 

12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

 

 

13

Освещение. Свет и тень.

1

 

 

14

Натюрморт в графике.

1

 

 

15

Цвет      в натюрморте

1

 

 

16

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

1

 

 

Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет

17

Образ человека   - главная тема    искусства

1

 

 

 

18

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

1

 

 

 

19

Изображение

головы человека в пространстве.

1

 

 

20

Графический  портретный рисунок.

1

 

 

21

Портрет  в скульптуре.

1

     

 

22

Сатирические образы человека.

1

 

 

23

Образные возможности освещения в портрете.

1

 

 

24

Роль цвета в портрете.

1

 

 

25

Великие портретисты прошлого.

1

 

 

26-

27

Портрет в изобразительном искусстве XX века

2

 

 

Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж

28

Жанры   в изобразительном искусстве.

1

 

 

29

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

 

 

30

Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник

1

 

 

31

Пейзаж в русской живописи

1

 

 

32

Пейзаж в графике

1

 

 

33

Городской пейзаж

1

 

 

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

(обобщение темы)

1

 

 

Всего:

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»

 

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду   пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры

1

 

2

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции или «Внесём порядок в хаос!»

2

 

 

3

4

Прямые линии и организация пространства

2

 

 

5

Цвет-элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и  тоновые пятна

1

 

 

6

Буква-строка-текст. Искусство шрифта

1

 

 

7

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1

 

 

8

В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие и форм графического дизайна.

1

 

 

Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

1

 

 

10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

1

 

 

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

 

 

12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

 

 

13

14

Красота и целесообразность..Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

2

 

 

15

Форма и материал

1

 

 

16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве

1

 

 

Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

17-18

Город сквозь времена и страны.

Образы материальной культуры прошлого

2

 

 

19-20

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна

2

 

 

21

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

1

 

 

22

Вещь в городе. Городской дизайн.

1

 

 

23

Вещь в городе. Городской дизайн.

1

  

 

24-25

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

2

   

 

 

26

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

 

 

27

Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление

 

1

 

 

Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование

28

Мой дом- мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь и я скажу, какой у тебя дом

1

 

 

29

Интерьер , который мы создаём

 

1

 

 

30

Пугало в огороде, или…под шепот фонтанных струй

 

1

 

 

31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

 

 

32

Встречают по одёжке

1

 

 

33

Автопортрет на каждый день

1

 

 

34

Моделируя себя – моделируешь мир

 (обобщение темы)

1

 

 

Всего:

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в

О сновная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и…

О сновная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и…

Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую…

Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую…

России через освоение отечественной художественной культуры; · развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической…

России через освоение отечественной художественной культуры; · развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической…

УМК Учебники: «Изобразительное искусство

УМК Учебники: «Изобразительное искусство

Гражданское воспитание Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры

Гражданское воспитание Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры

Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию

Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию

Изобразительное искусство»: 1

Изобразительное искусство»: 1

Овладение универсальными коммуникативными действиями

Овладение универсальными коммуникативными действиями

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений

Древний Египет, Древний Китай, античные

Древний Египет, Древний Китай, античные

Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»: · характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей; · объяснять причины деления…

Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»: · характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей; · объяснять причины деления…

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства: · различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры; · осознавать значение материала в создании художественного…

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства: · различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры; · осознавать значение материала в создании художественного…

Натюрморт: · характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи

Натюрморт: · характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи

Пейзаж: · иметь представление и уметь сравнивать изображение про- странства в эпоху

Пейзаж: · иметь представление и уметь сравнивать изображение про- странства в эпоху

Исторический жанр: · характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром…

Исторический жанр: · характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром…

Явление Христа наро- ду»

Явление Христа наро- ду»

· иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей; · иметь…

· иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей; · иметь…

Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др

Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др

Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке

Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке

Натюрморт Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве

Натюрморт Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве

Работа над сюжетной композицией

Работа над сюжетной композицией

Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала

Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала

Пространство городской среды

Пространство городской среды

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

О чем рассказывают гербы и эмблемы1

О чем рассказывают гербы и эмблемы1

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира

Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» № урока

Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» № урока

Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека 17-18

Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека 17-18

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс ФГОС ООО нового поколения

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс ФГОС ООО нового поколения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2022