ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями на)
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 г. № 1577).
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ – Медвёдовской СОШ, утвержденной приказом № 104 от 31.05.2022 года
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования, утвержденное приказом МБОУ – Медведовской СОШ №61 от 29.03.2022 года
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству (Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8(9) классы/Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова.
– Учебника Изобразительное искусство 8 класс Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова М.: Вентана – Граф. 2014, входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения РФ № 254 от 20.05.2020 года (с изменениями )
В 8 классе на изучение предмета отводится 35 часов, недельная нагрузка – 1 час.
Цель уроков изобразительного искусства в основной школе - реализация фактора общего и эстетического развития учащихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- Развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии.
- Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; приемов работы с различными художественными материалами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Требования к личностным результатам освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:
1. социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2. формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
3. развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
5. развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
6. развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
7. развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.
8. воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
9. развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
10. бережное отношение к духовным ценностям
Метапредметные результаты освоении программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1. освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления и творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
3. развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
4. развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
5. развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
6. активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
7. развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
8. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
9. воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
Предметные результаты освоения программы oсновного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1. сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
2. сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие традиций родного края;
3. развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цветя и фор мы в творческих работах;
4. развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
5. проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
6. развитие фантазии и воображения детей;
7. использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
8. сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
9. умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
10. использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
11. нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Глава 1. Искусство в жизни человека – 3ч
Тема 1. Искусство - способ познания мира Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Пространство окружающей жизни: природа, предметный мир, созданный руками человека, мир культуры.
Искусство — это организация определённого пространства. Художественно-выразительные средства организации пространства картины
Тема 2. Форма и содержание в искусстве Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Художественно-выразительные средства разных видов изобразительного искусства.
Художественная форма произведения. Ритм, динамика, гармония, «мелодика» произведения (непрерывность линии), пластика. Скульптура. Особенности работы художника-скульптора
Тема 3. Равновесие, статика, динамика Развитие фантазии и воображения.
Гармония в картине. Композиция произведения и равновесие её частей (пятен, форм, линий) между собой и относительно центра. Динамика, покой. Симметрия, асимметрия и равновесие в картине
Глава 2. Средства художественной выразительности в живописи – 4ч
Тема 4. Язык живописи Развитие фантазии и воображения.
Выразительно-изобразительные средства передачи художественного образа (линия, цвет, колорит, ритм, силуэт, светотень, контраст, нюанс, фактура и др.). Индивидуальная творческая манера художника — художественная форма
Тема 5. Как нужно воспринимать картину Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика). Отражение личности художника в его произведениях. Тщательность в выборе средств художественной выразительности.
Первое впечатление от картины — ориентир для «путешествия» по пространству холста
Тема 6. Особенности цветового восприятия Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика). Воздействие цвета и света на центральную нервную систему человека. Исследования учёных по выявлению факта воздействия цвета на эмоционально-чувственную сферу человека.
Символика цвета
Тема 7. Цвет и свет в пространстве интерьера Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Использование цвета и света для усиления эффекта задуманного художественного и пространственного образа интерьера (эффект зрительного увеличения и расширения или уменьшения пространства помещения, создание условий для эмоционального напряжения или расслабления человека и др.)
Глава 3. Декоративно – прикладное искусство и дизайн – 4 ч
Тема 8. Декоративно- прикладное искусство – часть культуры Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Декоративно-прикладное искусство — часть общечеловеческой культуры. Черты сходства и различия между народным декоративно-прикладным искусством и современным видом этого направления в искусстве.
Орнамент — одно из главных выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов: растительный, каллиграфический, фантастический, предметный, пейзажный, животный (зооморфный), астральный, геометрический
Тема 9. Мастерство создателей произведений декоративно- прикладного искусства Декоративное искусство древнего Египта. Проведение параллелей с традиционным искусством России.
Тема 10. Традиционное искусство и промышленный дизайн Развитие фантазии и воображения. Знание законов композиции, соблюдение соотношения форм и пропорций, способность художника видеть интересное и необычное в разных вещах, его фантазия и чувство гармонии — необходимые условия для создания натюрморта.
Выделение пространства предметов и между предметами в объёмно-пространственной композиции
Тема 11. Дизайн и авангардное искусство 20 века. Понятие дизайна. Принципы дизайна.
Направления в дизайне.
Глава 4. В мастерской художника -2 ч.
Тема 12. Манера письма и интерпретация одной темы Развитие фантазии и воображения.
Неповторимость манер письма различных художников, которая отличает одного мастера от другого и помогает зрителю узнавать мастера «в лицо».
Тема 13. Творческая импровизация в искусстве Развитие фантазии и воображения. Импровизация — оригинальная форма художественного проявления человека, связанная с созданием нового образа непосредственно в процессе исполнения, один из древних видов художественного творчества.
Глава 5. Художники и время - 3 ч.
Тема 14. Отображение исторической эпохи в изобразительном искусстве Искусство является частью истории, фиксируя в произведениях развитие художественных вкусов, стилей, направлений, отражая национальный колорит
Тема 15. Связь времён: преемственность в художественном творчестве
Искусство отражает общественное сознание. Оно, как и наука, отражает реальность – в свойственных ему художественных образах.
Тема 16. Художественный стиль. Основные художественно – стилевые направления в изобразительном искусстве
Понятие стиля в искусстве. Стилевые направления в искусстве.
Глава 6. Образы искусства - 12 ч.
Тема 17. Искусство Древнего Египта и Месопотамии
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Культура Древнего Египта: культ камня, основа представлений о мире — миф.
Представления о целостности Вселенной — в неразрывности «верхнего» и «нижнего» миров. Подчёркнутый геометризм — метафора упорядоченности Космоса.
Пирамиды в Гизе
Тема 18. Античное искусство
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Античность — цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Культура Древней Греции и Древнего Рима.
Античный миф — основа искусства.
Рациональное начало, идея гармонии и центральной симметрии в античной архитектуре. Система греческих ордеров
Тема 19. Христианское искусство Средневековья
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Христианство — источник идей и образов средневекового европейского искусства. Объединение культуры Византии и Западной Европы в период европейского Средневековья (V–XVI века). Главные характеристики средневекового восприятия мира — божественное Слово, бесконечность, вечность, непознаваемость; основной закон — воздаяние. Равенство всех людей перед лицом Бога. Восточная и западная модель христианства. Романская базилика, готический храм
Тема 20. Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Светский характер культуры Ренессанса и её антропоцентризм, то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности.
Архитектура Ренессанса. Возведение законов механики в ранг космических законов божественного мира. Преобладание в архитектуре центрических зданий, демонстрировавших устойчивое бытие земной реальности, проникнутой незримой духовной энергией. Соборы Филиппо Брунеллески и капеллы Медичи Микеланджело
Тема 21. Барокко
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Мировоззренческие основы барокко. Изменение утвердившегося в античности представления о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансного представления о человеке как о разумнейшем существе.
Барокко в живописи (Микеланджело, Г. Гольбейн-младший, М. ванХемскерк) и литературе (У. Шекспир). Контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств — отличительные черты барокко
Тема 22. Классицизм
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Направление в искусстве рассматривается как искусственная система, консервирующая гармоническую модель мироздания. Центральным ядром системы являются абстрактные законы разума и порядка. Философы Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Воплощение идей классицизма в архитектурных ансамблях —усадьбах России и Англии. Архитекторы К.И. Росси, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков; скульптор Э. Фальконе; художники Н. Пуссен, Ж. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов
Темы 23–25. Романтизм, реализм, импрессионизм
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика); развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.
Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы в искусстве романтизма. Идея двоемирия — сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров — организующий, конструирующий принцип романтической художественно-образной модели. Героико-драматическое (Ф. Гойя, Э. Делакруа) направление в романтической живописи. Отражение жестокого разочарования в мире в ряде произведений Т. Жерико. Природные стихии — знак внутренних бурь человеческой души в пейзажах У. Тёрнера.
Точная и объективная фиксация действительности (реальности) в работах мастеров реализма (Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, Ж. Милле, В.Г. Перов).
Импрессионизм как крайнее проявление в искусстве принципов реализма. Стремление импрессионистов наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления (К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, Э. Мане)
Темы 26. Символизм, постимпрессионизм и модерн
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика); развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.
Попытка художников выразить тайны бытия языком наглядного и чувственно воспринимаемого образа через символ. Творчество У. Блейка, К. Фридриха, О. Редона, А. Бёклина, Э. Мунка.
Стремление художников-постимпрессионистов свободно и обобщённо передавать материальность мира, их интерес к философским и символическим началам искусства;
использование декоративной стилизации (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, М.А. Врубель).
Отражение кризиса антропоцентрической модели мира в искусстве модерна (конец XIX — начало XX века). Природные стихии — моделирующий образ модерна
Тема 27-28. Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Прогресс в науке (А. Эйнштейн, Н.И. Лобачевский, Б. Риман, З. Фрейд, К. Юнг).
Эксперименты в искусстве модернизма — К.С. Малевич, В.В. Кандинский; фовизма — А. Матисс; экспрессионизма — Ф. Марк; футуризма — Дж. Балл; кубизма — П. Пикассо; абстракционизма — В.В. Кандинский; сюрреализма — С. Дали; примитивизма — А. Руссо.
Постмодернизм, абстрактный экспрессионизм (оп-арт, поп-арт, граффити, лендарт)
Глава 7. Великие имена в искусстве - 7 ч.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников К.С. Малевича, Микеланджело, В.В. Кандинского, Д. Веласкеса, П.Н. Филонова, Рембрандта.
Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.
Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по творчеству художников
Тема 35. Итоговое тестирование Обобщение знаний за курс 8 класса.
тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Воспитательный компонент |
1 |
Искусство в жизни человека |
3 |
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений. |
2 |
Средства художественной выразительности в живописи |
4 |
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
|
3 |
Декоративно – прикладное искусство и дизайн |
4 |
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений. |
4 |
В мастерской художника |
2 |
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
|
5 |
Художники и время |
3 |
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений. |
6 |
Образы искусства |
12 |
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
|
7 |
Великие имена в искусстве |
7 |
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений. |
календарно - тематическое планирование
№
|
тема занятия
|
кол-во час |
дата проведения |
|
план |
факт |
|||
ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА |
||||
1 |
Искусство - способ познания мира |
1 |
07.09.2022 |
|
2 |
Форма и содержание в искусстве |
1 |
14.09. 2022 |
|
3 |
Равновесие, статика, динамика |
1 |
21.09. 2022 |
|
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЖИВОПИСИ |
||||
4 |
Язык живописи |
1 |
28.09. 2022 |
|
5 |
Как нужно воспринимать картину |
1 |
05.10. 2022 |
|
6 |
Особенности цветового восприятия |
1 |
12.10.2022 |
|
7 |
Цвет и свет в пространстве интерьера |
1 |
19.10. 2022 |
|
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН |
||||
8 |
Декоративно- прикладное искусство – часть культуры |
1 |
26.10. 2022 |
|
9 |
Мастерство создателей произведений декоративно- прикладного искусства |
1 |
09.11. 2022 |
|
10 |
Традиционное искусство и промышленное производство |
1 |
16.11. 2022 |
|
11 |
Дизайн и авангардное искусство 20 века |
1 |
23.11. 2022 |
|
В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА |
||||
12 |
Манера письма и интерпретация одной темы |
1 |
30.11. 2022 |
|
13 |
Творческая импровизация в искусстве |
1 |
07.12. 2022 |
|
ХУДОЖНИКИ И ВРЕМЯ |
||||
14 |
Отображение исторической эпохи в изобразительном искусстве |
1 |
14.12. 2022 |
|
15 |
Связь времён: преемственность в художественном творчестве |
1 |
21.12.2022 |
|
16 |
Художественный стиль. Основные художественно – стилевые направления в изобразительном искусстве |
1 |
11.01.2023 |
|
ОБРАЗЫ ИСКУССТВА |
||||
17 |
Искусство Древнего Востока |
1 |
18.01. 2023 |
|
18 |
Античное искусство |
1 |
25.01. 2023 |
|
19 |
Христианское искусство Средневековья |
1 |
01.02. 2023 |
|
20 |
Ренессанс (Возрождение) 14-16 веков |
1 |
08.02.2023 |
|
21 |
Барокко |
1 |
15.02.2023 |
|
22 |
Классицизм |
1 |
22.02. 2023 |
|
23 |
Романтизм |
1 |
01.03.2023 |
|
24 |
Реализм |
1 |
01.03.2023 |
|
25 |
Импрессионизм и постимпрессионизм |
1 |
15.03.2023 |
|
26 |
Символизм и модерн |
1 |
22.03.2023 |
|
27 |
Искусство 20 века: от модернизма к постмодернизму |
1 |
05.04.2023 |
|
28 |
Стили и направления в дизайне 20 века |
1 |
12.04.2023 |
|
ВЕЛИКИЕ ИМЕНА В ИСКУССТВЕ |
||||
29 |
Микеланджило Буонаротти |
1 |
19.04. 2023 |
|
30 |
Диего Родригес де Сильва Веласкес |
1 |
26.04. 2023 |
|
31 |
Рембрандт Харменс ванн Рейн |
1 |
03.05. 2023 |
|
32 |
Василий Васильевич Кандинский |
1 |
10.05. 2023 |
|
33 |
Итоговое тестирование |
1 |
17.05. 2023 |
|
34 |
Казимир Северинович Малевич |
1 |
24.05. 2023 |
|
35 |
Павел Николаевич Филонов |
1 |
31.05. 2023 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.