Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Большелуг
|
|
|
|
Рабочая программа учебного предмета
«Коми литература»
среднего общего образования
Срок реализации программы-2 года
Составители программы: учителя коми языка и литературы
МОУ «СОШ» с. Большелуг Старцева Э.А., Мишарина О.И.
с. Большелуг
2020
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Коми литература» для 10-11 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
· примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))
· на основе программы по коми литературе для 10-11 классов: Коми литература: 5-11 классъяслы уджтас /Лȍсьȍдысь: В.А.Лимерова., Е.В.Остапова. - Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010. в соответствии с Республиканским компонентом государственного стандарта общего образования (Уджтассö вöчöма канмуса велöдан стандартлöн Коми республикаса компонент «Коми филология. Коми литература (родная)» для учащихся 5-11 классов вылö мыджсьöмöн).
· учебного плана среднего общего образования МОУ «СОШ» с. Большелуг.
Рабочая программа по учебному предмету «Коми литература» составлена с учетом особенностей образовательного процесса и его обеспечения в МОУ «СОШ» с. Большелуг.
Учебники:
-Коми литература: Хрестоматия 10-öд класслы/ Лöсьöдіс В.А. Лимерова.- Сыктывкар: ООО» Анбур», 2010.
-Коми литература: Хрестоматия 11-öд класслы/ Лöсьöдіс Е.В. Осипова.- Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010.
Коми литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика коми литературы как школьного предмета определяется сущностью коми литературы как феномена культуры: она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение коми литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии коми литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Коми литература» является освоение содержания предмета «Коми литература» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными целями и задачами предмета являются:
· обогатить внутренний мир ученика, научить правильным образом определиться в людях;
· воспитать толкового читателя;
· научить детей образному мышлению;
· помочь понять характер коми народа, их взгляды, связь с другими народами;
· дать понять, что коми литература - достояние коми народа, которая является основой культуры своего народа;
· породить и развить любовь к коми книге, чтению на коми языке;
· способствовать развитию устной и письменной речи;
· развивать интерес к традициям и культуре коми народа.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
В 10- 11 классах обучение коми литературы опирается на историко-эстетический принцип. Основой обучения являются произведения известных коми писателей. В 10 классе включен раздел «Коми литература 19 века». Изучается творчество Ивана Куратова. Дальнейшее изучение литературы охватывает произведения с середины 20 века по настоящее время.
Основной формой организации уроков коми литературы является фронтальный опрос. В старшем звене основными формами организации урока являются лекции, анализ прочитанного, пересказ, конспектирование, чтение наизусть. Технологии- коммуникативные, игровые, сотрудничества.
Способы проверки знаний – тесты, проверочные работы, зачѐты, сочинения, рефераты, защита проектов.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Коми литература» особое внимание уделяется способности выпускника соблюдать культуру общения, как в письменной, так и в устной форме.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МОУ «СОШ» с. Большелуг для обязательного изучения коми литературы на ступени среднего общего образования отводится 136 часов. В том числе: в X классе - 68 учебных часов (34 недели) и в XI классе – 68 учебных часов (34 недели) из расчета 2 учебных часа в неделю.
Содержание учебного предмета «Коми литература»
10 класс
1. Введение. Повторение пройденного материала.
2. Коми литература начала 19-го века. И.А. Куратов. Жизнь и творчество. И. Куратов и зарубежная поэзия.
3. Коми литература 1930-х годов. Жизнь и творчество П.Г.Доронина. Роман «Парма сьöлöмын». Историческая основа романа. Образы главных героев. Язык и стиль романа.
4. Коми литература середины 20-го века. Послевоенная коми литература.
5. Жизнь и творчество В.В.Юхнина. Роман «Алöй лента». Жизнь коми народа, традиции, обычаи. Образы главных героев. Теория литературы: роман.
6. Жизнь и творчество Н.М.Дьяконова. Комедия «Свадьба приданнöйöн». Юмор и сатира в комедии. Теория литературы: лирическая комедия.
7. Жизнь и творчество С.А.Попова. Судьба коми народа в период революции, гражданской и Отечественной войны - основные темы в творчестве поэта. Поэма «Машук».
8. Жизнь и творчество Я.М.Рочева. Роман «Кык друг». Судьба коми северян в начале 20-го века. Конфликты в романе. Дружба Васи и Гени. Язык и стиль романа.
9. Жизнь и творчество В.А.Попова. Поэма «Сьылісны бабаяс, сьылісны». Жизнь коми женщин в годы войны. Трагическая судьба Виктора Савина и всего народа в военные годы. Теория литературы: образы - символы.
10. Жизнь и творчество И.Г. Торопова. Повесть «Регыд дас квайт». Воспитание молодого поколения в годы войны. Тяжелый труд в годы войны. Судьбы молодых женщин в повести.
11. Коми литература с 1960-х годов.
12. Жизнь и творчество В.Д. Леканова. Пьеса «Йöлöга». Внешний и внутренний конфликт в драме. Событие в годы войны и его эхо в настоящее время.
13. Жизнь и творчество А.Е. Ванеева. Стихотворения. Сонет «Чужан сиктöй менам». Темы Родины и природы.
14. Жизнь и творчество Г.А.Юшкова. Комедия «Макар Васька – сиктса зон». Характер и судьба главного героя. Приемы комедии. Роман «Чугра». Судьба людей в годы революции и гражданской войны. Три поколения Бажуковых. Историческая судьба коми народа. Образы главных героев. Композиция романа, язык и стиль.
15. Жизнь и творчество А.П. Мишариной. Любовная лирика. Образ лирического героя в поэзии А. Мишариной.
16. Повторение пройденного в 10 классе.
11 класс
1. Введение. Повторение пройденного материала в 10 классе.
2. Жизнь и творчество Е.В. Козлова. Стихотворения «Восьта ме дзик выль тетрадь», «Батьöй менам – зарни киа мужик» и др.
3. Жизнь и творчество Н.Н. Куратовой. Повесть «Куим вожа тополь». Значение названия повести. Образы главных героев.
4. Жизнь и творчество П.Ф. Шахова. Повесть «Мыйла олам, мыйла колам». Герои повести и их духовная жизнь. Образы женщин села. Композиция повести, комизм, своеобразный стиль.
5. Жизнь и творчество И.Г. Торопова. Повесть «Нёльöн войся бипур дорын». Тема отцов и детей в повести. Тема Родины.
6. Жизнь и творчество Г.В.Бутыревой. Стихотворения. Своеобразие образов в лирике Бутыревой. Теория литературы: верлибр.
7. Жизнь и творчество Г.А. Юшкова. Роман «Бива». Сопоставление образов Пама и Бияра. Рассказ «Лов пыкöс». Тема и проблема в рассказе. Рассказ «Часовня». Значение снов в рассказе.
8. Жизнь и творчество В.В. Тимина. Поэзия.
9. Жизнь и творчество А.В. Ульянова. Рассказы «Öтка пиян», «Сьöд ар».
10. Жизнь и творчество А.В. Попова. Пьеса «Мыйсяма йöз». Система образов в пьесе.
11. Жизнь и творчество М.А.Елькина. Поэзия. Темы любви и природы в стихотворениях.
12. Жизнь и творчество Е.В.Рочева. Повесть «Дзолюк». Жизнь и быт оленеводов. Проблема повести - нравственность и охрана природы. Повесть «Тер Мишлöн висьтасьöм». Образ главного героя.
13. Жизнь и творчество В.Е. Напалкова. Повесть «Ме тэнö радейта». Тема первой любви в повести.
14. Жизнь и творчество В.В. Ивановой. Рассказы «Сэтöра варенньö», «Пöлöс бока кöвдум.
15. Жизнь и творчество Е.В.Козловой. Рассказ «Мича Васька». Тема любви в рассказе.
16. Жизнь и творчество Н.А. Обрезковой. Образ лирического героя в стихотворениях Н. Обрезковой.
17. Рассказы Е.В. Козлова.
18. Жизнь и творчество И.И. Белых. Рассказы. Образы автора и повествователя в рассказах.
19. Жизнь и творчество Ю.Д. Яковлева. Рассказы. Образы главных героев в рассказах.
20. Жизнь и творчество О.И. Уляшева. Рассказы.
21. Жизнь и творчество А.В. Полугрудова. Рассказ «Пакула». Образ главного героя.
22. Жизнь и творчество Д. В. Фролова. Позия.
23. Жизнь и творчество А.М.Лужикова. Стихотворения. Основные мотивы и образы в позии Лужикова.
24. Жизнь и творчество С. В. Журавлева. Драма «Вежöма». Своеобразие персонажей в призведении.
25. Жизнь и творчество Е.В. Габовой. Повесть «Ур ку пась». Образы главных героев. Тема любви в повести.
26. Жизнь и творчество Е. В. Ельцовой. Стихотворения. Основные мотивы: одиночество, поиски смысла жизни, воспоминания о детстве, мотив дороги.
27. Повторение пройденного материала в 9-11-х классах.
Тематическое планирование
Коми литература, 10-öд класс, 68 час
№ п/п |
Наименование раздела
|
Количество часов
|
Содержание |
1. |
Пыртöд |
1 |
Коми литературалöн сöвман туй да тшупöдъяс. Гижысьлöн олöм. Гижысьлысь олан туйсö тöдмалöм. Художествоа творчествоын гижысь биографиялöн петкöдчöм. Художествоа автобиография да биография.
|
2. |
Коми литература 19-öд нэмö И.А. Куратов |
2 |
Рöдвуж литератураяскöд öтувъялун да наысь торъялöм. Художествоа творчествоын гижысь биографиялȍн петкȍдчȍм И.А.Куратов да суйőрсайса поэзия. Культура сöвмöдöмын, олöмсö видзöмын ыджыд таланта йöзлöн тöдчанлун. Мортлысь мывкыдлун да уджавны сям зарниысь вылöджык пуктöм. |
3. |
1930-öд воясся коми литература П.Г. Доронин |
8 |
Пыстин Куршайт Гришлȍн котыр: налысь олан этш восьтȍм-видлалȍм. Гижȍдын коми йȍз историяысь, быдлунъя олȍмысь уна пȍлȍс серпасъяс. Романын кыв да стиль, юморлȍн места |
4. |
Коми литература 20-öд нэм шöрын |
1 |
Коми литератураын мортлысь образ тэчöм, бурланьö олöмсö вежысь геройöс петкöдлöм, лыддьысьысьöс ыджыд вермöмъяс вылö ышöдöм. |
5. |
В.В.Юхнин |
8 |
« Алȍй лента» романын бать да пиян тема. Романын олȍма йȍзлȍн пертасъяс. Романын озыръяслȍн образ. Илья да Мишка-кык вок-кык ёрт. Илья да Вера-любовлȍн важся традициякȍд конфликт. « Алȍй лента» романын комияслȍн оласног да традиция. |
6. |
Н.М.Дьяконов |
5 |
Войнабȍрся колхознȍй сиктын ыджыд урожай вȍсна тыш петкȍдлȍм. Ольга да Максим; Василиса да Пирогов-уджын водзмȍстчысь йȍз. Комическȍй персонажъяс: сёрни отсȍгȍн да юмор пыр геройясȍс характеризуйтöм. |
7. |
С.А.Попов |
5 |
Войвывса вȍр-ва йылысь кывбуръяс. Война йылысь кывбуръяс. «Машук»-сьȍкыд война кадȍ коми йȍз олȍмысь серпасъяс. Нывбабалȍн поэтическȍй образ. |
8. |
Я.М.Рочев |
5 |
Быдмысь поколениелȍн сȍвмȍм-верстяммȍм: Геня Дуркин да Вася Манзадей. Сиктса йȍзлȍн пертас: Микол Иван да Семён Манзадейлȍн олȍм пом. Профессиональнȍй революционеръяс: Г.Невольский да М.Артеев. Озыръяслȍн олан сям. |
9. |
В.А.Попов |
3 |
Поэмаын Öксялȍн типичнȍй пертас. Поэмаын Эжва юлȍн образ да В.Савинȍс казьтылȍм. Усьȍм йȍзлысь олȍмсȍ сьылакывкȍд орччȍдȍм. |
10. |
В.Д. Леканов |
5 |
«Йȍлȍга» драмаын ортсыса да пытшкȍсса конфликт. Война дырйи лоöмторлöн подулыс да öнíя кадö сылöн йöлöгаыс. |
11. |
Коми литература 1960-öд вояссянь öнія кадöдз |
1 |
1960-öд воясö коми литератураын ыджыд вежсьöмъяс. Мортлöн быдлунъя олöм да тöждъяс дорö шыöдчöм. |
12. |
И.Г.Торопов |
8 |
«Регыд дас квайт»повесьтын война дырйи коми пармаын вȍр пȍрȍдысьяслȍн олȍм да удж. Шуштöм война кадö мортöс жалитöм проблема. Ф.Мелехинлȍн образ: быдмȍм-верстяммȍм, асвежȍртȍм. «Тíянлы водзȍ овны»-том йȍзлȍн патриотизм,олȍмысь да уджысь смысл корсьȍм. Гижȍдын олȍма йȍзлысь быдмысь поколение вȍсна тȍжд петкȍдлȍм. |
13. |
А.Е.Ванеев |
4 |
«Чужан сиктȍй менам» сонет. Сонетын чужан му да сэнí олысьяс. Ванеев кывбуръясын В.О.войналы сиȍм кывбуръяс. Ванеев творчествоын радейтчȍм йылысь кывбуръяс. |
14. |
Г.А.Юшков |
8 |
«Висьтасьȍм»-мортлȍн мыж вылȍ авторлȍн видзȍдлас. «Макар Васька-сиктса зон» тешын шȍр геройяслȍн олан сям. Тешын том мортлȍн ассьыс олан визьсȍ корсьȍм. «Кыськȍ тай эмȍсь» тешын талунъя сиктлȍн аслыспȍлȍс чужȍмбан. Тешын Даньȍ Иванлȍн пертас. «Чугра» романын Чугралȍн образ. Бажуков котырысь медводдза кȍлена –Виринея. Бажуков котырысь мȍд кöлена-Ревекка да Ардальон. Бажуков котырысь коймöд кȍлена-Павел да Галина. Гижȍдын коми войтырлȍн оласног, традиция,олȍм вылȍ видзȍдлас. Романын кыв да стиль. «Пияна ош» повесьтын вȍр-ва видзȍм да мортлун-торйȍдны позьтȍмторъяс. |
15. |
А.П.Мишарина |
2 |
А.П.Мишариналöн лирика героиня, олöмсö кылöм, бурö эскöм. Радейтысь мортлöн чуймöдан вын. Морт олöмöн веськöдлысь муслун. Радейтана мортлöн мича образ. |
16. |
10-öд классын велöдöмтор мöдпöвсталöм |
2 |
Вогőгőрся донъялан уджъяс. |
|
Ставнас: |
68 |
|
Коми литература, 11-öд класс, 68 час
№ п/п |
Наименование раздела
|
Количество часов
|
Содержание |
1. |
Пыртöд |
1 |
Литература – кыв искусство. Морт – литератураын медшöр серпасалантор. Литературалöн иныс да тöдчанлуныс йöз олöмын. Коми литературалöн сöвман туй, аскиа лун. Художествоа творчествоын гижысь биографиялȍн петкȍдчȍм |
2. |
Е.В.Козлов |
2 |
Лȍнь шыяса олȍм кылȍм. Казьтылöмъяс пыр идеал лöсьöдöм. |
3. |
Н.Н.Куратова |
5 |
Гижȍдын радейтчȍм да шудлун. Нывбаба образъяслȍн аслыспȍлȍслун. Галиналȍн шоч талант. Рая олöмын шуда да шудтöм здукъяс. Батьсö пöся радейтöм, югыда казьтылöм. Войнаöн гудралöм олöм. |
4. |
П.Ф.Шахов |
3 |
Повесьтын сиктса йȍз да налȍн духовнȍй олȍм. Повесьтын мортлысь коланлунсȍ да тȍдчанлунсȍ петкȍдлȍм. |
6. |
И.Г.Торопов |
2 |
Висьтын морт да канму тема. Висьтын шȍр геройяс. Виталей-выль олȍм дорысь. |
7. |
Г.В.Бутырева |
2 |
Творчествоын рифматȍм кывбуръяс. Гижан киподтуй, верлибр жанр. |
8. |
Г.А.Юшков |
8 |
Романын комияслысь войдȍр олȍм петкȍдлȍм. Пама да Бияр-коми национальнȍй характер корсьȍм. Немкалȍн морттуй, мортлȍн пытшкȍсса вын.
|
9. |
В.В.Тимин |
2 |
Кывбуръясын помтȍм кад да морт нэмлȍн дженьыдлун. Тимин творчествоын вȍр-ва да чужан сикт темаяс. |
10. |
А.В.Ульянов |
4 |
Сиктса нывбабалȍн судьба. Авторлȍн видзȍдлас, висьт пом, тэчасног. Öнíя сикт да сиктса олысьяс. Висьтын Петырлȍн образ. Сикт бырȍдысьяслȍн пертас. |
11. |
А.В.Попов |
4 |
Сиктын гажтȍм да шуштȍм олȍм. Мортлȍн вермȍм да вермытȍмлун йылысь. Драмаын ортсыса да пытшкȍсса вен гȍрддзасьȍм. |
12. |
М.А.Елькин |
2 |
Ар рȍмъяса серпасъяс.Кык визя строфалöн аслыспöлöслун. |
13. |
Е.В.Рочев |
8 |
Кȍр видзысьяслȍн аслыссикас олȍм. Вȍр-ва видзȍм да нравственносьт. В.Канев-тундралȍн быдтас. Геройлȍн аслыспȍлȍс видзȍдлас да сёрни. Тер Миш- тундраын чужысь морт. Висьтын геройлȍн да авторлȍн нюм. |
14. |
В.Е.Напалков |
4 |
Геройяслысь кыпыд кылȍмъяссȍ петкȍдлȍм. Том йȍз сьȍлȍмын медводдза муслун чужȍм. |
15. |
В.В.Иванова |
2 |
Öнíя мортлȍн сьȍлȍмтȍмлун. Иванлȍн мыж. Висьтлȍн восьса финал. Война кадȍ сȍвмȍм мортлȍн этш. Быдмысь йȍзȍ эскȍм.
|
16. |
Е.В.Козлов |
2 |
Козлов проза гижȍдъясын лирика герой.
|
17. |
Н.А.Обрезкова |
2 |
Кывбуръясын лирика геройлȍн сȍстȍм лов.
|
18. |
Талунъя дженьыд прозаысь |
4 |
Гижȍдъясын йȍзкостса сюжетъяс вылȍ подуласьȍм. Олȍм йылысь философия нога мȍвпасьȍм.
|
19. |
А.В. Полугрудов |
2 |
«Пакула» -шȍр геройлȍн киподтуй. Мортлȍн шуд йылысь мȍвп.
|
20. |
А.М. Лужиков |
1 |
Поэзияын шȍр мотивъяс да образъяс. Лирика геройлȍн ас дорас кывзысьȍм.
|
21. |
Коми республикаса роч гижысьяслöн творчествоысь |
5 |
«Вежȍма» драмаын шȍр геройяслȍн оласног. Вȍтлȍн да вемȍслȍн гартчȍм.
|
22. |
Томъяслöн поэзияысь |
1 |
Кывбуръясын том, сȍвмысь мортлȍн лов шы. Олȍмысь шоглунсȍ ёся кылȍм. |
23. |
11-öд классын велöдöмтор мöдпöвсталöм |
2 |
Вогőгőрся донъялан уджъяс. |
|
Ставнас: |
68 |
|
1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
2. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Малой Родиной, гордости за свой край, свою Малую Родину, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к коми языку как второму государственному языку Республики Коми, являющемуся главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Коми Республике и Российской Федерации.
3. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ и РК, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
4. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
5. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам Малой Родины, России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
6. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
7. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
8. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Коми литература»
В результате изучения учебного предмета «Коми литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
1) осознавать значимость чтения и изучения коми литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;
2) понимать коми литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
4) использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения;
5) критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел;
- устно или письменно истолковывать художественные функции особенности поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого;
- создавать эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария, рефераты и т.п.
- разбирать художественные произведения по их жанру и роду;
- раскрывать образы героев - понимать своеобразие литературы для определѐнной эпохи;
- составлять отзыв на прочитанную книгу, просмотренный кинофильм, телепередачу или спектакль;
- пользоваться учебной и дополнительной литературой;
- оценивать значение художественных образов, героев, сравнивать их с другими образами, героями;
-дать оценку на основе одного и нескольких произведений;
- группировать авторов по их творчеству;
- пользоваться определѐнными терминами при оценивании произведений;
- составлять тезисы и конспекты;
- написать сочинение по произведению;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности коми языка);
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа
Коми литература: 5-11 классъяслы уджтас /Лȍсьȍдысьяс: В.А.Лимерова., Е.В.Остапова. - Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010. 104 л.б.
Учебники
1. Коми литература: Хрестоматия 10-öд класслы/ Лöсьöдіс В.А.Лимерова. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010, 352 л.б.
2. Коми литература: Хрестоматия 11-öд класслы/ Лöсьöдіс Е.В.Остапова. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010. 392 л.б.
Литература для учащихся
1. Коми литература: Хрестоматия 10-öд класслы/ Лöсьöдіс В.А.Лимерова. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010, 352 л.б.
2.Коми литература: Хрестоматия 11-öд класслы/ Лöсьöдіс Е.В.Остапова. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010. 392 л.б.
Литература для учителя
1. Ведерникова О.В., Грабежова В.М. и мук. Велöдан стандартлöн Коми республикаса компонент. Коми кыв. Коми литература. Сыктывкар: КРИРОиПК, 2002. 104 л.б.
2. Енэжтас: 9-11 класса велöдчысьяслы лыддьысян небöг. Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн,2001. 312л.б.
3. История Коми литературы. В 3 т. / Отв. ред. А.Е.Ванеев, В.И.Мартынов.– Сыктывкар, 1979; 1980; 1981.
4. Коми литература: Хрестоматия 10-öд класслы/ Лöсьöдіс В.А.Лимерова. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010, 352л.б.
5. Коми литература: Хрестоматия 11-öд класслы/ Лöсьöдіс Е.В.Остапова. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010. 392 л.б.
6. Коми литература: хрестоматия 10-öд класслы. Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2001. 328 л.б.
7. Коми литература: 10-öд класслы велоöдчан небöг. Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн,2001. 176 л.б.
8. Коми литература. 11-öд класслы велöдчан небöг. Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн,2000. 192 л.б.
9. Коми литература видлалöм да донъялöм: Хрестоматия 9-11 классъяслы/ Лöсьöдiс Е.В.Остапова. Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. 224л.б.
10. Коми литература. Велöдан стандартлöн Коми республикаса компонент / Лöсьöдiсны Ведерникова О.В., Лимерова В.Л., Таскаев А.И., Уляшев И.И.– Сыктывкар, 2000.
11. Коми легенды и предания / Сост. Рочев Ю.П.– Сыктывкар, 1984.
12. Коми фольклор: Хрестоматия / Лöсьöдiсны В.В.Филиппова, Н.С.Коровина.– Сыктывкар, 2002.
13. Коми литература видлалöм да донъялöм: Хрестоматия 9-11 классъяслы/ Лöсьöдiс Е.В.Остапова. Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. 224л.б.
14. Кузнецова Т.Л. Комическое в коми литературе.– Сыктывкар, 1994.
15. Куратовские чтения в 6-ти книгах.– Сыктывкар: Кн. 1.– 1973; Кн. 2.– 1976; Кн. 3.– 1979; Кн. 4.– 1986; Кн. 5.– 1989; Кн. 6.– 1990.
16. Латышева В.А. 70-öд воясся повесть: Учеб. пособие.– Сыктывкар, 1997.
17. Латышева В.А. Современная коми драматургия.– Сыктывкар, 1994.
18. Латышева В.А. Коми лирика гижöдъяс видлалöм (классикъяс да современикъяс): Учеб.пособие. – Сыктывкар, 1999.
19. Лимерова В.А. Авторская позиция в эпическом произведении.– Сыктывкар, 1995.
20. Лимеров П.Ф. Коми несказочная проза: Учеб.пособие по спецкурсу.– Сыктывкар, 1998.
21. Лимеров П.Ф. И.А.Куратов: лейтмотивы творчества. Сыктывкар, 2001.
22. Мартынов В.И. Коми литературоведческий словарь-справочник.– Сыктывкар, 1993.
23. Мартынов В.И. Перымса Стефансянь миян нэмöдз: коми литературалысь тöрытъя да талунъя лист бокъяс восьтiгöн.– Сыктывкар, 1997.
24. Мартынов В.И. Литераторы земли коми. Библиографический словарь-справочник.– Сыктывкар, 2000.
25. Остапова Е.В. Поэтика ритма лирики коми 1920–30-х годов: Учебное пособие.– Сыктывкар, 2001.
26. Плесовский Ф.В. Коми фразеологизмъяс.– Сыктывкар, 1968.
27. Плесовский Ф.В. Коми пословицы и поговорки.– Сыктывкар, 1973.
28. Плесовский Ф.В. Коми кывтэчасъяс.– Сыктывкар, 1986.
29. Современная коми литература: проблематика, герой, стиль. – Сыктывкар, 2004. (Тр. Ин-та яз., лит. и истории Коми НЦ УрО РАН).
30. Туркин А.Н. Краткий топонимический коми словарь.– Сыктывкар, 1981.
31. Уляшев И.И. Кад – образ – стиль. Коми литература йылысь статьяяс.– Сыктывкар, 2003.
Образовательные электронные ресурсы:
1. Электронные коми-русский и русско-коми словари: он-лайн: http://dict.komikyv.ru/
2. Раскладка коми клавиатуры на https://fu-lab.ru/raskladka
3. Автоматические системы проверки коми орфографии: он-лайн версия на https://webspell.fu-lab.ru/ и офф-лайн версия на https://wiki.fulab.ru/index.php/ проверка правописания коми языка.
4. Электронные учебные пособия на коми языке по предмету "Коми литература" на https://fu-lab.ru/uchposobiya
5. Он-лайн коми библиотека на https://komikyv.org/
https://kv.wikipedia.org/wiki/Медшӧр_лист_бок
https://www.reg.ru/domain/shop/lot/fulib.ru
6. Коми лингвистика http://komikyv.com/
7. Национальный корпус коми языка на https://komiorpora.ru/
8. Песни на коми языке, библиотечные ресурсы и многое другое с гипперссылками на https://wiki.fu-lab.ru/index.php/
9. Коллекция образовательных ресурсов для школы» http://school-collection.edu.ru/.
10. Портал этнокультурного образования «Коми школа» http://komishkola.ucoz.ru/
11. Национальная электронная библиотека РК http://old.nbrkomi.ru/electronic/
12. Национальная детская библиотека РК им. С.Я. Маршака http://www.ndbmarshak.ru/
13. Компьютер
14. Мультимедийный проектор
15. Экран
Приложение
Календарнö-тематическöй планыс электроннöй журналын.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.