Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 7 х.Новоселовка
(346677, МБОУ-СОШ № 7 х. Новоселовка , ул.Советская,99, Мартыновский р/н Ростовская обл.)
Тел. 8(86395)25-1-95, E-mail: soch7mart@donpac.ru
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Черкасская Е.Н Приказ №130
от "30"августа 2022 г.
Рабочая программа
по коррекции нарушений устной и письменной речи
2-3класс
Составитель программы
учитель-логопед:А.Е.Мазепина
х.Новоселовка 22-23 уч.год
Содержание
1. Содержание ……………………………………………………………………………….............
2. Пояснительная записка………………………………………………………………….………..
3. Цель, общая характеристика, место и содержание учебного курса……………………………
4. Коррекционная работа………………………………………………………………………….....
5. Планируемые результаты…………………………………………………………………………
6. Литература…………………………………………………………………………………………
7. Логопедическая работа с учащимися, имеющимися заключение ОНР …………….…………
7.3 Перспективный план работы с учащимися, имеющимися заключение ОНР 2 кл……….
7.4. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с обучающимися ОНР 2 кл…………………………………………………………………………………………………
8.5 Перспективный план работы с учащимися, имеющимися заключение ОНР 3 кл…. .
8.6. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с обучающимися ОНР 3-кл………………………………………………………………………………………
8. Список информационно-методического обеспечения ………………………………………....
9. Учебно методический комплекс………………………………………………………………….
10. Контрольно измерительные материалы…………………………………………….…................
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).
Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16
5. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению обучающимся 1- 4 классов.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Распределение учебных часов по годам обучения для обучающихся по программе НОО
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
|
|
|
|
|||||
п/п |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
2 |
3 |
|
|
|||||||
|
|
класс |
класс |
|
|
||||||
1. |
Диагностика учащихся |
1 |
1 |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
2. |
Коррекция устной и письменной речи |
1 |
1 |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
3. |
ИТОГО: |
|
34 |
|
|||||||
|
|
34 |
|
|
|||||||
Место курса.
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 2 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения. 40 минут (2- 4-й класс), 15-20 мин продолжительность индивидуального занятия. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием.
Содержание учебного курса
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Логопедическая диагностика учащихся. Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха.
Обследование лексического строя речи.
Обследование грамматического строя.
Обследование процесса письма и чтения.
Коррекционная работа
Подготовительный этап
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Основной этап Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1) На фонетическом уровне;
2) На лексико - грамматическом уровне;
3) На синтаксическом уровне.
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
- различать предложение, словосочетание, слово;
-анализировать слова по звуковому составу;
-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);
-писать под диктовку предложения и тексты;
-правильно читать вслух целыми словами;
-соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
-отвечать на вопросы по прочитанному;
-высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
-устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь: -производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
-дифференцировать звуки по акустическому сходству;
-подбирать к слову родственные слова;
-владеть навыками словообразования и словоизменения;
-подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
-дифференцировать предлоги и приставки;
-составлять распространенные предложения;
-определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
-составлять план связного высказывания.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Литература
1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г. .
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. -М.: "Творческий центр" 2005г.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
4. Каше Г.А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г.
5. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
8. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.
10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
11. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.
12. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.
13. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.
14. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.
15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.
Логопедическая работа с учащимися, имеющими
речевое заключение:
«Общее недоразвитие речи 3 уровня».
Характеристика группы.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение 2-5 звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
ü недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
ü недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
ü трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других.)
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
ü недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
ü трудности овладения учебными понятиями, терминами;
ü трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
ü недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым
явлениям.
3. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
4. Недостаточное развитие способности к переключению.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно
словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области
языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и
деятельности.
Следствие:
ü недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
ü трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.)
Основные направления работы:
1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
ü уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
ü уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении ,моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
ü развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
ü установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
ü устойчивости внимания;
ü наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
ü способности к запоминанию;
ü способности к переключению;
ü навыков и приёмов самоконтроля;
ü познавательной активности;
ü произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
ü планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в материале; определение путей и средств достижения учебной цели;
ü контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
ü работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
ü применение знаний в новых ситуациях;
ü анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
ü умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика;
ü умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
ü умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
ü умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ü ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ü ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
ü ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
ü применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
ü употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
ü обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;
ü пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
ü развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы;
ü формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
ü проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы;
ü соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
ü составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих
речевое заключение:
«Общее недоразвитие речи. Дисграфия».
2 класс.
Этапы коррекционной работы |
Содержание коррекционной работы |
Грамматические темы, используемые на занятиях |
Содержание воспитательной работы и развитие неречевых процессов. |
Количество занятий |
1 этап Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи |
1.Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения и слова. Дифференциация понятий «слово» -«предложение» 2. Слого-звуковой состав слов. Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого аппарата. Звуковой анализ слов. Гласные звуки. Согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме (посредством гласных 2 ряда и буквы ь).
Звонкие и глухие парные согласные. Оглушение звонких согласных.
|
Слово и предложение. Предложение.
Звуки речи и буквы.
Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
Звонкие и глухие согласные звуки.
|
Развитие наблюдательности, памяти, внимания.
Развитие фонематического слуха.
Развитие пространственных представлений.
|
30-35 занятий. |
2 этап. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. |
1.Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударная гласная. 2. Предлоги. 3.Словосочетание и предложение. -согласование слов в числе, роде; -управление; -связь слов в предложении. 4.Словообразование. Родственные слова. Образование слов с помощью приставок, суффиксов. Сложные слова.
|
Слово и слог. Ударение. Безударная гласная в корне.
Предлоги.
|
Развитие фонематического представления и восприятия, слухового восприятия и внимания. Формирование полноценной учебной деятельности, наблюдательности. Расширение объёма всех форм внимания и памяти. Уточнение и развитие пространственных представлений. Развитие усидчивости. Развитие способности к самоконтролю, целенаправленности, организованности. Формирование адекватной самооценки.
|
20-25 занятий. |
3 этап. Восполнение пробелов в развитии связной речи. |
1. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: -слова-«сорняки»; -слова-«приятели»; -слова-«неприятели»; -многозначные слова. 2. Формирование связной письменной речи: -деформиро ванное предложение, текст; -письменные ответы на вопросы; -составление рассказа по вопросам; -выборочное письмо (основная мысль). 3.Составление рассказа: -по опорным словам и картинкам; -по опорным словам и началу; -по частично закрытой картине; -по серии сюжетных картинок; -по его названию. Составление рассказа с элементами творчества. |
Предложение и текст. |
Осуществление формирования полноценной учебной деятельности, наблюдательности. Формирование активной позиции в коллективе положительных качеств личности, самоутверждения. Развитие абстрактного и логического мышления, памяти, внимания. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. |
10-15 занятий. |
Календарно-тематическое планирование.
Дисграфия (обусловленная ОНР 3 уровня).
2 класс.
1 час в неделю.
34 часа в год.
№ |
Коррекционная тема |
Кол. час. |
Дата. |
|
|||
1. |
Диагностика |
1 |
|
|
Звукобуквенный анализ слов. Гласные звуки и буквы. |
1 |
|
2. |
Согласные звуки и буквы. Работа с текстом стихотворения А.Шибаева «Буква заблудилась» |
1
|
|
3. |
Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд |
1 |
|
4. |
Твёрдые и мягкие согласные. |
1 |
|
5. |
Дифференциация гласных «а-я» «у-ю» «о-ё» «ы-и» после твёрдых и мягких согласных. |
1 |
|
6. |
Обозначение мягкости согласных с помощью буквы «ь» |
1 |
|
7. |
Диктант |
1 |
|
|
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство |
3 |
|
8. |
Дифференциация гласных о-а |
1 |
|
9. |
Дифференциация согласных б-д |
1
|
|
10. |
Дифференциация согласных п-т |
1 |
|
|
Звонкие и глухие парных согласные: |
|
|
11. |
«б-п», «д-т», «в-ф», «з-с», «г-к», «ж-ш» Оглушение парных согласных в середине и на конце слов. |
1 |
|
12 |
Диктант |
1 |
|
. |
Дифференциация согласных: «с-ш» «з-ж» «с-ц», «ч-ц», «ч-щ», «р-л» |
1 |
|
13. |
Слоговой анализ и синтез слов. |
1 |
|
14. |
Типы слогов. Ударение. |
1 |
|
15. |
Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударная гласная. |
1 |
|
16. |
Диктант. |
1 |
|
17. |
Слово. Однокоренные слова. Родственные слова. |
1 |
|
18. |
Корень слова. |
1 |
|
19. |
Словообразование. Образование слов с помощью приставок(суффиксов.) |
1 |
|
20. |
Состав слова. Морфологический состав слова. |
1 |
|
21. |
|
1 |
|
22 |
Знакомство с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок. |
1 |
|
23. |
Диктант |
1
|
|
24. |
Согласование слов в числе(в роде.) |
1 |
|
25. |
Падежи |
1 |
|
26. |
Развитие связной письменной речи. Слова-синонимы( Слова- антонимы) |
1 |
|
27. |
Слово. Словосочетание. Предложение. |
1 |
|
28. |
Деформированное предложение, деформированный текст |
1 |
|
29. |
Составление рассказа по вопросам. |
1 |
|
30. |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок, опорным словам. |
1 |
|
31. |
Выборочное письмо. (запись предложений, в которых содержится смысл текста) |
1 |
|
32. |
Составление рассказа по опорным словам. |
1 |
|
33. |
Составление рассказа по заданному началу, концу. |
1 |
|
34. |
Диктант |
1 |
|
Перспективный план работы с группой учащихся,
имеющих речевое заключение:
Дисграфия (обусловленная ОНР 3 уровня).
3 класс.
Этапы работы |
Содержание коррекционной работы. |
Грамматические темы, используемые на занятиях |
Развитие неречевых процессов; Воспитательная работа |
Количество занятий |
1 этап Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. |
1.Уточнение и активизация словарного запаса детей и восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи: лексика: -имя существительное; -имя прилагательное; -глагол; -слова-«антонимы»; -слова-«синонимы»; -слова-омонимы. Словообразование: -состав слова (корень, родственные слова); -развитие функции словообразования (приставки, суффиксы); -обогащение, актуализация словарного запаса; обогащение знаний о составе слова. Грамматика : предлоги; предлоги и приставки; согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. 2.Развитие речевого анализа и синтеза. Гласные, согласные звуки и буквы. Ударение. Звукобуквенный анализ слов. Перенос слов. Звонкие и глухие согласные. Безударные гласные.
|
Имя существительное. Имя прилагательное.
Глагол.
Родственные слова.
Корень слова. Приставка. Суффикс.
Предлоги.
Безударные гласные.
|
Развитие познавательной активности детей. Развитие способности к запоминанию, к переключению внимания. Совершенствование умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях выполнения учебной задачи. Развитие умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. Развитие умений применять знания в новых ситуациях, работать в определённом темпе. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. |
30-35 занятий. |
2 этап. Коррекционная работа на фонематическом уровне. |
1.Дифференциация гласных: «а-я», «о-ё», «у-ю», «ы-и», «ё-ю». 2.Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство: -звонкие-глухие «з-с», «в-ф», «д-т», «г-к», «ж-ш», «б-п». Оглушение звонких согласных в середине и на конце слов. -свистящих, шипящих и аффрикат «з-ж», «с-ш», «с-ц», «ч-щ», «ч-ц». Дифференциация согласных, имеющих оптическое сходство «б-д», «п-т», «л-м», «о-а», «у-и».
|
|
Развитие фонематического представления и восприятия, слухового восприятия и внимания.
Развитие наблюдательности, памяти, мышления.
Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, активности, усидчивости.
Формирование адекватной самооценки.
|
20-25 занятий. |
3 этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. |
1.Согласование слов в предложении. Интонационное оформление предложений в устной речи. Работа голоса. 2.Развитие связной речи. -последователь- ный и краткий пересказ; -творческий пересказ; -пересказ по заданному началу, концу; -пересказ с опорой на план; -рассказ по сюжетной картине; -изложение. |
Текст.
|
Развитие абстрактного, образного и логического мышления, памяти, воображения. Развитие навыков коммуникации по учебному заданию. Составление устных высказываний с элементами фантазии. |
10-12 занятий. |
Календарно-тематическое планирование
Дисграфия (обусловленная ОНР 3 уровня).
3 класс.
1 час в неделю.
34 часа в год.
№ |
Коррекционная тема |
Кол. час. |
Дата. |
|
|||
|
Предложение. |
|
|
1. |
Границы предложений. |
1 |
|
2. |
Связь слов в предложении. |
1 |
|
3. |
Интонационная работа голоса при обозначении вида предложения. |
1 |
|
4. |
Распространение предложений.
|
1 |
|
|
Слого-звуковой состав слова. |
1 |
|
5. |
Гласные, согласные звуки и буквы. |
1 |
|
6. |
Ударение. |
1 |
|
7. |
Звукобуквенный анализ слов. |
1 |
|
8. |
Перенос слов. |
1 |
|
9. |
Безударные гласные. |
1 |
|
10. |
Диктант |
1 |
|
|
Морфологический состав слов. |
|
|
11. |
Родственные слова. Корень. |
1 |
|
12. |
Окончание. |
1 |
|
13. |
Сложные слова. |
1 |
|
14. |
Приставка. |
1 |
|
15. |
Суффикс |
1 |
|
16. |
Закрепление. |
1 |
|
17. |
Диктант |
1 |
|
|
Дифференциация звуков и букв. |
|
|
18. |
Дифференциация звонких и глухих согласных: «б-п», «д-т», «в-ф», «з-с», «г-к», «ж-ш». |
1 |
|
|
|
|
|
19. |
Оглушение звонких согласных в середине и на конце слов. |
1 |
|
20. |
Диктант |
1 |
|
21. |
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. «а-я», «о-ё», «у-ю», «ы-и». |
1 |
|
22. |
Дифференциация гласных : «ё-ю», «о-а», «у-и» |
1 |
|
23. |
Дифференциация согласных: «з-ж», «с-ш», «с-ц», «ч-щ», «ч-ц». |
1 |
|
24. |
Дифференциация согласных, имеющих оптическое сходство: «б-д». «п-т», «л-м». |
1 |
|
25. |
Развитие связной речи. Составление предложений по опорным предметным картинкам. |
1 |
|
26. |
Восстановление деформированного предложения, текста. |
1 |
|
27. |
Выделение предложений из сплошного текста. |
1 |
|
28. |
Письменные ответы на вопросы |
1 |
|
29. |
Составление рассказа по вопросам. |
1 |
|
30. |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок; опорным словам. |
1 |
|
31. |
Выборочное письмо. |
1 |
|
32. |
Составление рассказа по опорным словам и картинкам; По опорным словам и началу; По заданному концу. |
1 1 1 |
|
33. |
Составление рассказа по сюжетной картине. |
1 |
|
34. |
Итоговый урок. |
1 |
|
Список информационно-методического обеспечения:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.
Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ Сфера, 2006.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.
Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие /Научн.ред. О.В.Защиринская.-СПб.: Издательство «Речь», 2005.
3. Ефименкова Л.Н.
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием . 1-3 периоды. Пособие для логопедов.-2-е изд.-М.:Издательство ГНОМ и Д, 2001.
5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В.
Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений.-М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2003.
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фак.Л 69 пед.вузов/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.
7. Мазанова Е.В.
Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда /Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
8. Мазанова Е.В.
Коррекция акустической дисграфии.конспекты занятий для логопеда./Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
9. Мазанова Е.В.
Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда /Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
10. Мазанова Е.В.
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Конспекты занятий для логопеда/Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
11. Российская Е.Н.
Методика формирования самостоятельной письменной речи /Е.Н.Российская.- 2-е изд. –М.:Айрис-пресс, 2005
12. Садовникова И.Н.
Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие –М.: «Гуманит.изд. центр ВЛАДОС»,1997.
13. Ткаченко Т.А.
Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. пособие для воспитателей, логопедов и родителей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2001.
Годовой план
учебно–методической работы
учителя-логопеда Кузнецовой Оксаны Викторовны
на 2020 – 2021 учебный год
Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи (дислалии,ринолалии,дизартрии,заикания,дисграфии,дислексии,речевых нарушений, в следствии снижения слуха).
Задачи:
1.Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического анализа и восприятия, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2.Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
3. Проанализировать письменные работы учащихся третьих и четвертых классов.
4.Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи.
5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.
№ |
Наименование работы |
Сроки выполнения |
Примечание |
Раздел 1. Организационная работа |
|||
1 |
Обследование речи учащихся начальных классов с целью выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи |
1 – 15сентября 15 – 25 мая |
|
2 |
Ознакомление учителей начальных классов с итогами обследования |
15 – 20 сентября |
|
3 |
Выявление учащихся, нуждающихся в консультации психиатра, невролога и МПК |
В течение учебного года |
|
4 |
Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся |
В течение учебного года |
Индивидуально по мере необходимости |
5 |
Анализ медицинских карт учащихся первых классов и вновь прибывших учащихся |
В течение сентября |
|
6 |
Комплектование групп учащихся с учетом однородности структуры дефекта |
До 15 сентября |
|
Раздел 2. Взаимосвязь в работе с учителями начальных классов и других специалистов |
|||
1 |
Ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики |
До 15 сентября |
|
2 |
Привлечение администрации и классных руководителей к контролю за посещаемостью логопедических занятий |
В течение учебного года |
|
3 |
Предоставление рекомендаций учителям по индивидуальной работе с детьми
|
В течение учебного года |
По запросу |
4 |
Посещение уроков в начальных классах по согласованию с учителями и администрацией школы с целью контроля устной и письменной речи детей–логопатов.
|
В течение учебного года |
По мере необходимости |
5 |
Посещение занятий |
По плану учреждения |
|
6 |
Участие в педагогических советах |
По плану учреждения |
|
7 |
Сотрудничество с педагогом-психологом в работе с детьми-логопатами |
В течение учебного года |
|
8 |
Совместная работа с медсестрой школы. 1. Совместно с медсестрой ознакомиться с данными медкарт учеников, нуждающихся в логопедической помощи. 2. Выявить детей, нуждающихся в консультации врачей специалистов. 3. С участием медсестры школы направить на консультацию детей – логопатов к специалистам: лор, стоматолог, ортодонт. |
В течение учебного года |
|
9 |
Участие в работе МО учителей начальных классов |
В течение учебного года |
По плану учреждения |
10 |
Участие в работе МО учителей-логопедов города |
В течение учебного года |
По плану |
11 |
Участие в работе ПМПк |
В течении учебного года |
По плану учреждения |
Раздел 3. Пропаганда специальных знаний. |
|||
1 |
Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальных классов на тему: « Специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематических процессов» |
сентябрь |
|
2 |
Проведение открытого занятия для родителей первоклассников. |
ноябрь |
|
3 |
Рекомендации родителям по работе с детьми в домашних условиях |
В течение учебного года |
По мере обращения |
4 |
Консультирование родителей по специфическим вопросам |
В течение учебного года |
По мере обращения |
5 |
Участие в классных и общешкольных родительских собраниях |
В течение учебного года |
По запросу администрации и классного руководителя |
Учитель-логопед: ____________Мазепина А.Е
1. Диагностика для выявления нарушений письма у обучающихся 2 – го класса (начало года)
задание №1
составьте слово из предложенных букв: А Л П А К
Задание№ 2
Запишите слова в столбик под диктовку: уголь, мальчик, ёлка, маяк.
Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.
Задание № 3
Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО. Поставьте ударение и разделите слово на слоги.
Задание № 4
Послушайте слова и запишите только названия ягод: малина, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.
Задание № 5
Диктант: «Наши собаки»
У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами.
2. Диагностика для выявления нарушений письма у обучающихся 2 – го класса (конец года)
Задание № 1
Запишите слова в столбик под диктовку: болезнь, наводнение, покрошить, носатый, родители.
Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.
Задание № 2
Запишите слолва в строчку под диктовку: огурчик, чайка, тетрадь.
Разделите их на слоги вертикальной чертой.
Задание № 3
Составьте словосочетания с одним из слов из задания № 2. Существительное + прилагательное ( предмет и его признак)
Задание № 4
Составьте звуковые схемы к словам: ЯЗЫК, ЕГОРКА
Задание № 5
Диктант: «Весна»
Пришла весна. Текут ручьи. Зеленеет травка. Появились первые весенние цветы. На деревьях распустились молодые листья. На березках появились сережки. В лесу слышны голоса птиц. Грачи вьют гнезда. Медведь вылез из берлоги. Зайцы меняют зимнюю шубку.
3. Диагностика для выявления нарушений письма у обучающихся 3 – го класса (начало года)
Задание № 1
Запишите слова, которые я назову по звукам: й э н о т, б р а т й а, й у л а.
Задание № 2
Запишите слова в строчку под диктовку: каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, клтик.
Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.
Задание № 3
Послушайте слова и запишите только имена прилагательные: счастье, жирная, выпишу, пушистая, урожай, быстро, чудесный.
Задание № 4
Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное + прилагательное (предмет и его признак)
Задание № 5
Диктант: «Зайчик и белочка»
Наступила вьюжная зима. Пушистый снег каждый день укрывает землю белым ковром. Белочка сидела в гнезде, а зайчик прыгал под елью. Белочка выглянула из дупла. Она схватила мерзлый гриб. Зайка был рядом. Белка не узнала друга. Он был белый.
4. Диагностика для выявления нарушений письма у обучающихся 3 – го класса (конец года)
Задание № 1
Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.
Задание № 2
Запишите слова под диктовку в столбик: боец, певец, продавец, сталевар, лесник, лекарь.
Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова. Подчеркните слово, которое состоит из двух корней.
Задание № 3
Составьте звуковую схему к слову КОЛОСЬЯ.
Задание № 4
Диктант: «Сова»
Сова – хищная птица. Она охотится на мышей и других мелких животных. Сова хорошо видит ночью, а днем она спит. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. Сова летает беззвучно. Это помогает ей внезапно нападать на добычу.
Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.