Рабочая программа по кружку "Дорогою добра".
Оценка 5

Рабочая программа по кружку "Дорогою добра".

Оценка 5
docx
19.11.2023
Рабочая программа по кружку "Дорогою добра".
Рабочая программа и планирование по внеурочной деятельности - кружок _Дорогою добра_ (3 класс)..docx

Рабочая программа внеурочной деятельности по

духовно-нравственному направлению для учащихся з класса

«Дорогою добра»

Планирование составлено на основе:

1.     «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»./М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.

2.     « Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.

3.     «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.

 

Пояснительная записка

 В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать недоброжелательность и напряженность в социальной среде. Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Недоброжелательность, агрессивность все больше распространяется в детской среде. Духовно-нравственное воспитание детей – дело большой социальной значимости. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть ребенок, его мировосприятие, отношение к самому к себе, окружающим людям, к природе.

     Основной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане  образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

     Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.

Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.

     Необходимость культурно-нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. В начальной школе культурно-нравственное воспитание актуально само по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.И чем раньше начинается культурно-нравственное обучение ребенка, тем больше у них возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Коммуникативная компетенция учащихся предполагает умение решать средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (знакомство, приветствие, обращение, согласие, утешение, извинение, просьба, совет, отказ, комплимент), типичных для их деятельности.

     Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в тональности доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.               Основная цель – формирование у детей культурно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.

Задачи:

1.     развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

2.     воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;

3.     познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);

4.     предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение  к окружающему миру;

5.     прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;

6.     уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;

7.     выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.

Общая характеристика.

      Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности факультативного курса «Дорогою добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие.

     Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:

     -  игровая;

    - познавательная;

     - конкурсы;

     - сюжетно – ролевые игры;

     - диалог;

- экскурсия;

     - просмотр мультфильмов;

     - посещение библиотеки.

Место предмета в учебном плане.

«Дорогою добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 32 часа  – 1час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идет к следующей логике:

 -Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Дорогою добра».

При освоении материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием сказок, пословиц о добре, учении, труде, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям, животным, к окружающему миру. Система вопросов и заданий, носящих диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями. Обсуждение пословиц, сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Для овладения метапредметными результатами (обобщение, анализ, сравнение, синтез, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.

В целях формирования УУДв коллективных обсуждениях, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Зачем?.. Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т.е. работать в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.

     Работа в библиотеке и использование художественной литературы помогает ученикам учиться использовать различные способы поиска информации в интернете, в библиотеке. Тематические задания позволят учащимся научиться работать в библиотеке и интернете с целью решения информационных и коммуникативных задач.

В результате реализации  программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

·        начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

·        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·        способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·        уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

·        знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы  ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки.

Программа состоит из 4 разделов:

·        Правила общения

·        Этика отношений в коллективе

·        Школьный этикет

·        Доброе слово, что ясный день

 

Содержание программы «Дорогою добра» 3 класс

Раздел 1. Правила общения (8 часов)

Тема 1. Узнай себя.

     Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 2. Слова приветствия

     Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.

     Тема 3. Толерантность

 Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны  к культуре мира».

     Тема 4. Веселые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.

Тема 5. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность –щедростью и т.д.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.

Тема 7. Слово утешает.

Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит: стараясь преуменьшить неудачу: Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.

Тема 8. Обращение к собеседнику.

Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.

Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)

Тема 9. Мы идем в гости.

Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.

Тема 10. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.

Тема 11. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.

Тема 12. Каждый интересен.

Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 13. Будем знакомы.

Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.

Тема 14. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.

Тема 15. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.

Тема 16. Коллектив начинает меняться.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.

Раздел 3. Школьный этикет. (8 часов)

Тема 17.Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.

Тема 18. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.

Тема 19. Если радость на всех одна.

Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».

Тема 20. Мой класс – мои верные друзья.

Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 21. О дружбе мальчиков и девочек.

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».

Тема 22. Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.

Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего вдругом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.

Тема 23. Делу – время, потехе – час.

Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.

Тема 24. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.

Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.

Тема 25. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.

Тема 26. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.

Тема 27. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.

Тема 28. Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.

Тема 29. Тепло родного дома.

Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 30. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.

Тема 31-32. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

3 класс

Название темы

Кол-во часов

Форма деятельности

Правила общения. 8ч.

1

Узнай себя

1

Путешествие в сказку. Игра

2

Слова приветствия

1

Познавательная беседа. Конкурсы

3

Толерантность

1

Беседа.

4

Веселые правила хорошего тона.

1

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие на улице.

5

Дружим с добрыми словами

1

Игра. Познавательная беседа

6

Умеем общаться

1

Рассказ. Беседа. Игра

7

Слово утешает

1

Познавательная беседа

8

Обращение к собеседнику

1

Беседа. Решение задач

 

Этика отношений в коллективе. 8ч.

9

Мы идем в гости

1

Ответы на вопросы. Игра

10

Подари дело и слово доброе

1

Путешествие в сказку

11

Подарок коллективу

1

Урок - сюрприз

12

Каждый интересен

1

Познавательная беседа. Игра

13

Будем знакомы

1

Познавательная беседа. Игра.

14

Когда рядом много людей

1

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие в столовой.

15

Чтобы быть коллективом

1

Познавательная беседа.

16

Коллектив начинает меняться

1

Беседа.

 

Школьный этикет. 8ч.

17

Школьные правила этикета

1

Познавательная беседа. Игра.

Инсценирование. Работа в группах.

18

Простые правила этикета

1

Беседа. Решение задач.

19

Если радость на всех одна

1

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

20

Мой класс – мои верные друзья

1

Познавательная беседа. Игра. Работа в парах.

21

О дружбе мальчиков и девочек

1

Познавательная беседа. Работа с таблицами.

22

Чего вдругом не любишь, того и сам не делай

1

Работа в группах. Беседа. Изготовление значков

23

Делу – время, потехе – час.

1

  Работа с пословицами. Работа в группах.

24

Вот школа, дом, где мы живем.

1

Сценки-миниатюры.

Доброе слово, что ясный день. 8ч.

25

Отворите волшебные двери добра и доверия.

1

Познавательная беседа. Игра.

26

Хорошие песни к добру ведут.

1

Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильмов.

27

Любим добрые поступки.

1

Познавательная беседа. Разучивание песни.

28

Добрым жить на белом свете радостно.

1

Путешествие в сказку. Конкурсы.

29

Тепло родного дома.

1

Познавательная беседа.

30

Как решать семейные проблемы.

1

Беседа. Игра.

31-32

Доброта, что солнце.

2

Игры. Песни. Чаепитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся з класса «Дорогою добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся з класса «Дорогою добра»

Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования

Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования

России и других стран; 2. познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т

России и других стран; 2. познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т

Место предмета в учебном плане

Место предмета в учебном плане

Обсуждение пословиц, сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение «слов вежливости»,…

Обсуждение пословиц, сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение «слов вежливости»,…

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов

Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны к культуре мира»

Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны к культуре мира»

Тема 11. Подарок коллективу.

Тема 11. Подарок коллективу.

Тема 19. Если радость на всех одна

Тема 19. Если радость на всех одна

Тема 30. Как решать семейные проблемы

Тема 30. Как решать семейные проблемы

Тематическое планирование 3 класс №

Тематическое планирование 3 класс №

Чего вдругом не любишь, того и сам не делай 1

Чего вдругом не любишь, того и сам не делай 1

Рабочая программа по кружку "Дорогою добра".

Рабочая программа по кружку "Дорогою добра".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023