МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Управление образования муниципального района
«Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Кузнецова Е.А. Протокол № _____ от «____»______________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № ____ от «____»_____________2022 г. |
УТВЕРЖДЕНО.. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № _____ от «_____» ____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4962976)
учебного предмета
«География»
для 5 класса
основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Пузырева Наталья Ивановна,
учитель географии
с. Волочаевка, 2022
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учѐтом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждѐнной Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даѐт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьѐзной базы географических знаний.
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.
Раздел 1. Географическое изучение Земли Введение.
География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.
Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.
1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съѐмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.
1. Определение направлений и расстояний по плану местности.
2. Составление описания маршрута по плану местности.
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времѐн года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещѐнности. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от гео- графической широты и времени года на территории России.
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твѐрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтѐрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учѐтом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учѐтом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
— оценивать надѐжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте.
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого.
— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
— интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
— использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
— объяснять причины смены дня и ночи и времѐн года;
— устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
— различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
— различать горы и равнины;
— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
— называть причины землетрясений и вулканических извержений;
— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
— классифицировать острова по происхождению;
— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем Программы
|
Количество часов
|
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
Все го |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. Географическое изучение Земли
|
||||||||
1.1. |
Введение. География - наука о планете Земля |
2 |
0 |
0 |
01.09. 2022 - 09.09. 2022 |
Приводить примеры географических объектов; процессов и явлений; изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований; применяемых в географии; находить в тексте аргументы; подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию; подтверждающую то; что люди обладали географическими знаниями ещѐ до того; как география появилась как наука); |
Устный опрос; |
https ://www.youtube.com/watch? v=E5Vq8tCnwjA |
1.2. |
История географических |
7 |
1 |
2 |
12.09. 2022 - 28.10. 2022 |
Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли; описывать и сравнивать маршруты их путешествий; различать вклад российских |
Письменный контроль; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru / |
|
открытий |
|
|
|
|
путешественников и исследователей в географическое изучение Земли; |
Устный опрос; |
|
|
|
|
|
|
|
описывать маршруты их путешествий; характеризовать основные этапы географического |
Контрольная |
|
|
|
|
|
|
|
изучения Земли (в древности; |
работа; |
|
|
|
|
|
|
|
в эпоху Средневековья; |
Зачет; |
|
|
|
|
|
|
|
в эпоху Великих географических открытий; |
Практическая |
|
|
|
|
|
|
|
в XVII—XIX вв.; |
работа; |
|
|
|
|
|
|
|
современные географические исследования и открытия); сравнивать способы получения географической |
Тестирование; |
|
|
|
|
|
|
|
информации на разных этапах географического изучения Земли; сравнивать географические карты (при |
Диктант; |
|
|
|
|
|
|
|
выполнении практической работы № 3); представлять текстовую информацию в графической форме (при |
Самооценка с |
|
|
|
|
|
|
|
выполнении практической работы № 1); находить в различных источниках; интегрировать; |
использованием |
|
|
|
|
|
|
|
интерпретировать и использовать информацию необходимую для решения поставленной задачи; |
«Оценочного |
|
|
|
|
|
|
|
|
листа»; |
|
Итого по разделу
|
9 |
|
||||||
Раздел 2. Изображения земной поверхности
|
2.1. |
Планы местности |
5 |
0 |
2 |
07.11. 2022 - 09.12. 2022 |
Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы № 1); определять направления по плану (при выполнении практической работы № 1); ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности; составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической работы № 2); проводить по плану несложное географическое исследование (при выполнении практической работы № 2); объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту; оценивать соответствие результата цели (привыпонении практической работы № 2); |
Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа; Зачет; Практическая работа; Тестирование; Диктант; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru / |
2.2. |
Географические |
5 |
1 |
2 |
12.12. 2022 –
|
Различать понятия «параллель» и «меридиан»; |
Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru / |
|
карты |
|
|
|
20.01. 2023 |
определять направления, расстояния и географические координаты по картам (при выполнении |
контроль; |
|
|
|
|
|
|
|
практических работ № 1, 2); |
Устный опрос; |
|
|
|
|
|
|
|
определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и |
Контрольная |
|
|
|
|
|
|
|
океанов по физическим картам; |
работа; |
|
|
|
|
|
|
|
объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при |
Зачет; |
|
|
|
|
|
|
|
помощи масштаба и при помощи градусной сети; |
Практическая |
|
|
|
|
|
|
|
различать понятия «план местности» и «географическая карта»; |
работа; |
|
|
|
|
|
|
|
применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) |
Тестирование; |
|
|
|
|
|
|
|
практико-ориентированных задач; |
Диктант; |
|
|
|
|
|
|
|
приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей |
Самооценка с |
|
|
|
|
|
|
|
географических карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС); |
использованием «Оценочного |
|
|
|
|
|
|
|
|
листа»; |
|
|
|
|
|
|
|
|
ВПР; |
|
Итого по разделу
|
10 |
|
||||||
Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы
|
3.1. |
Земля - планета |
4 |
0 |
1 |
23.01. 2023 –
|
Приводить примеры планет земной группы; |
Письменный |
h t tp s:// r e s h.e du.ru / |
|
Солнечной |
|
|
|
24.02. 2023 |
сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями |
контроль; Устный |
|
|
системы |
|
|
|
|
— освоения космоса; |
опрос; |
|
|
|
|
|
|
|
объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной |
Практическая |
|
|
|
|
|
|
|
поверхностью на разных широтах; |
работа; |
|
|
|
|
|
|
|
использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», |
|
|
|
|
|
|
|
|
«пояса освещѐнности»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на |
|
|
|
|
|
|
|
|
которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность |
|
|
|
|
|
|
|
|
светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях; |
|
|
|
|
|
|
|
|
объяснять смену времѐн года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным |
|
|
|
|
|
|
|
|
наклоном земной оси к плоскости орбиты; |
|
|
|
|
|
|
|
|
объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; |
|
|
|
|
|
|
|
|
объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; приводить |
|
|
|
|
|
|
|
|
примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы; |
|
|
|
|
|
|
|
|
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой |
|
|
|
|
|
|
|
|
местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа |
|
|
|
|
|
|
|
|
данных наблюдений (при выполнении практической работы № 1); выявлять закономерности изменения |
|
|
|
|
|
|
|
|
продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний на основе предоставленных |
|
|
|
|
|
|
|
|
данных; |
|
|
|
|
|
|
|
|
находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при |
|
|
|
|
|
|
|
|
анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем; |
|
|
|
|
|
|
|
|
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении |
|
|
|
|
|
|
|
|
планет, обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу |
|
|
|
|
|
|
|
|
обсуждаемой темы во время дискуссии;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
различать научную гипотезу и научный факт; |
|
|
Итого по разделу
|
4 |
|
||||||
Раздел 4. Оболочки Земли
|
4.1. |
Литосфера |
7 |
1 |
1 |
15.04. 2023 –
|
Описывать внутренне строение Земли; |
Зачет; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru / |
|
-каменная |
|
|
|
20.05. 2023 |
различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная |
Практическая |
|
|
оболочка Земли |
|
|
|
|
кора»,«мине- рал» и «горная порода»; |
работа; |
|
|
|
|
|
|
|
различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного |
Тестирование; |
|
|
|
|
|
|
|
происхождения; |
Диктант; |
|
|
|
|
|
|
|
классифицировать изученные горные породы по происхождению; распознавать проявления в окружающем |
Самооценка с |
|
|
|
|
|
|
|
мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, |
использованием |
|
|
|
|
|
|
|
химического и биологического видов выветривания; |
«Оценочного |
|
|
|
|
|
|
|
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и |
листа»; |
|
|
|
|
|
|
|
(или) практико-ориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических извержений; |
ВПР; |
|
|
|
|
|
|
|
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; показывать на |
|
|
|
|
|
|
|
|
карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова |
|
|
|
|
|
|
|
|
различного происхождения; различать горы и равнины; классифицировать горы и равнины по высоте; |
|
|
|
|
|
|
|
|
описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы № 1); приводить |
|
|
|
|
|
|
|
|
примеры действия внешних процессов рельефо- образования в своей местности; приводить примеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
полезных ископаемых своей местности; |
|
|
|
|
|
|
|
|
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей |
|
|
|
|
|
|
|
|
местности, России и мира; |
|
|
|
|
|
|
|
|
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере; |
|
|
|
|
|
|
|
|
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия |
|
|
|
|
|
|
|
|
представителей географических специальностей, изучающих литосферу; находить сходные аргументы, |
|
|
|
|
|
|
|
|
подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации; |
|
|
|
|
|
|
|
|
применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической |
|
|
|
|
|
|
|
|
информации различных видов и форм представления; |
|
|
|
|
|
|
|
|
оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере |
|
|
|
|
|
|
|
|
своей местности, России и мира) в виде презентации; |
|
|
|
|
|
|
|
|
оценивать надѐжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по |
|
|
|
|
|
|
|
|
внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) |
|
|
|
|
|
|
|
|
по критериям, предложенным учителем при работе в группе; в ходе организованного учителем обсуждения |
|
|
|
|
|
|
|
|
публично представлять презентацию о профессиях, связанных с литосферой, и оценивать соответствие |
|
|
|
|
|
|
|
|
подготовленной презентации еѐ цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей |
|
|
|
|
|
|
|
|
местности на жизнь своей семьи; |
|
|
Итого по Разделу
|
7 |
|
||||||
Раздел 5. Заключение
|
5.1. |
Практикум «Сезонные |
1 |
0 |
1 |
22.05. 2023 –
26.05. 2023 |
Различать причины и следствия географических явлений; приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; |
Практическая работа; |
h t tp s:// r e s h.e du.ru / |
|
изменения в |
|
|
|
|
систематизировать результаты наблюдений; |
|
|
|
природе своей |
|
|
|
|
выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы; |
|
|
|
местности» |
|
|
|
|
представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); устанавливать на |
|
|
|
|
|
|
|
|
основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года, |
|
|
|
|
|
|
|
|
продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха; |
|
|
|
|
|
|
|
|
делать предположения, объясняющие результаты наблюдений; |
|
|
|
|
|
|
|
|
формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
компонентов природы; |
|
|
|
|
|
|
|
|
подбирать доводы для обоснования своего мнения; |
|
|
|
|
|
|
|
|
делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год |
|
|
|
|
|
|
|
|
географических знаний; |
|
|
Итого по разделу
|
1 |
|
||||||
Резервное время |
3
|
|
||||||
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
|
34 |
3 |
9 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Виды, формы контроля |
ЭОР |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Введение в предмет. |
1 |
0 |
1 |
Устный опрос; практическая работа; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
2. |
Земля во Вселенной.Введение в предмет. Представление об устройстве мира. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
3. |
История открытия и освоения Земли. Географические открытия древности. |
1 |
0 |
1 |
Устный опрос; практическая работа; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
4. |
Географические открытия Средневековья. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
5. |
Географические открытия Средневековья. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
6. |
Великие географические открытия |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
7. |
В поисках Южной Земли. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru |
8. |
Исследование океана и внутренних частей материков. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
9. |
Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации. |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
10. |
План местности. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://www.geosite.com.ru http://gde-eto.narod.ru
|
11. |
План местности. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
12. |
Ориентирование по плану и на местности. |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
13. |
Ориентирование по плану и на местности. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
14. |
Урок-практикум. Составление плана местности. |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
15. |
Способы изображения земной поверхности. История географической карты. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
16. |
Глобус-модель Земли.Урок- практикум. Глобус как источник географической информации. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
17. |
Параллели и меридианы. Градусная сеть.Географические координаты. |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
18. |
Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
19. |
Итоговая работа по разделу : " Изображения Земной поверхности". |
1 |
1 |
0 |
Контрольная работа; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
20. |
Звёзды и Галактики. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
21. |
Солнечная система.Луна- спутник Земли. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
22. |
Земля-планета. Солнечной системы |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
23. |
Облик Земли. Облик земного шара. Форма и размеры Земли. |
1 |
0 |
1 |
Устный опрос; практическая работа; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
24. |
Литосфера.Внутреннее строение Земли. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
25. |
Горные породы и их значение для человека. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
26. |
Горные породы и их значение для человека. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
27. |
Работа с коллекцией горных пород и минералов. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
28. |
Урок-практикум.Работа с коллекцией горных пород и минералов. |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
29. |
Основные формы рельефа Земли.Земли. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
30. |
Основные формы рельефа Земли. |
1 |
1 |
0 |
Контрольная работа; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
31. |
Урок-практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» |
1 |
0 |
1 |
Практическая работа; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
32. |
Обобщающее повторение раздела : "Изображения Земной поверхности". |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
33. |
Обобщающе повторение раздела : "Оболочки Земли ". |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://geoman.ru География. Планета Земля http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия |
34. |
Обобщение за курс «Землеведение» в 5 классе. |
1 |
0 |
0 |
Устный опрос; |
http://www.geosite.com.ru http://www.geografia.ru http://gde-eto.narod.ru
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
2 |
10 |
|
|
География. Начальный курс: 5-й класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.А.Летягин. – Москва: Просвещение, 2021
География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова).
GeoPort.ru: страноведческий портал
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия География. Планета Земля
География.ру: страноведческая журналистика
География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации География: сайт А.Е. Капустина
Все флаги мира
Сайт редких карт Александра Акопяна Страны мира: географический справочник
Территориальное устройство России: справочник каталог "Вся Россия" по экономическим районам География
http://www.geosite.com.ru Библиотека по географии http://geoman.ru География. Планета Земля
http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/География География.ру: клуб путешествий http://migranov.ru – Авторский проект Руслана Мигранова http://www.veter-stranstvii.ru – Сайт о путешествиях http://www.geografia.ru Гео-Тур: все, что вы хотели знать о географии http://geo-tur.narod.ru Планета Земля
http://www.myplanet-earth.com Страноведческий каталог «EconRus» http://catalog.fmb.ru GeoPublisher (архив научных публикаций географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)
http://geopub.narod.ru Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»
http://geo.1september.ru Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования
http://geo.metodist.ru Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э.
Фромберга
http://afromberg.narod.ru География для школьников
http://www.litle-geography.ru Словарь современных географических названий http://slovari.yandex.ru/dict/geography Где? В Караганде (словарь географических названий)
http://gde-eto.narod.ru Национальное географическое общество http://www rusngo.ru Мир приключений и путешествий
http://www outdoors.ru National Geographic — Россия (электронная версия журнала) http://www.national-geographic.ru Сайт «Все флаги мира»
http://www flags.ru Виртуальная Европа
http://europa.km.ru География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации
http://www.georus.by.ru Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»
http://www.mojgorod.ru Карты Google
http://maps.google.com Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www mirkart.ru Лаборатория учебных карт http://www.edu.ru/maps Сайт редких карт Александра Акопяна http://www.karty.narod.ru Территориальное устройство России
http://www.terrus.ru Хроники катастроф 1997—2002 (Хронология природных и техногенных катастроф)
http://chronicl.chat.ru Метеоweb (сайт об удивительном мире погоды) http://www.meteoweb.ru Озоновый слой и климат Земли http://iklarin.narod.ru Все о погоде в вопросах и ответах http://atlantida.agava.ru/weather Все о геологии
http://geo.web.ru Геологические новости http://www.geonews.ru Минералогический музей им. Ферсман
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Учебники: География.Землеведение.5—6 классы; (О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким).
География. Страноведение.7 класс.(О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким); География России. Природа и население.8 класс. А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким.
2. Атлас 5-9 класс
3. Справочная литература
4. Дополнительная литература
5. Тесты
6. 6.Географические карты :
1)Физическая карта полушарий.
2)Карта Звёздного неба.
7. Ноутбук
8. Презентации
9. Интернет ресурсы. 10.Глобусы.
1. Коллекции горных пород и минералов.
2. Атласы. 3.Глобусы. 4.Настенные карты.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.