Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа посёлка Первое Мая
Конаковского района Тверской области
СОГЛАСОВАНО: Методический Совет МБОУ СОШ п. Первое Мая Протокол МС №1 от 29.08.2022 г.
|
УТВЕРЖДЕНО: Директор школы ____________ Вьюнова Н.В. Приказ №38 от 29.08.2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
духовно-нравственное направление
«Край, в котором я живу»
для 2 класса
(АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 вариант)
Составила
Ковригина Екатерина Сергеевна
2022 год.
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
Личностные результаты:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-
эмоционально-ценностное отношение к окружающей
среде, необходимости ее охраны;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
- готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных
- и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищѐнной, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.
Содержание курса внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» с указанием форм организации и видов деятельности. 2 класс
Введение. Почему мы хотим изучать свой край? Чему мы будем учиться на занятиях? Образ родного края в книгах, музыке, картинах художников.
Мой дом, моя семья. Дом, в котором я живу. Моя квартира: прихожая, столовая, спальня, кухня; их назначение. Мой уголок в квартире. Моя семья. Члены семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, сѐстры, братья. Имена членов семьи. Профессии родителей. Старшие и младшие в семье. Родители и дети. Отношение членов семьи друг к другу, уважение старших. Отношение к своему дому. Обязанности детей и взрослых в семье. Семейный отдых.
Наша школа. Школа – наш второй дом. Школьное здание. Гардероб, коридоры, классы, спортивный и актовый залы, столовая, медицинский кабинет, учительская, библиотека. Экскурсия по школе. Класс: классная мебель, учебные вещи, их назначение. Правильная посадка за ученическим столом. Порядок на рабочем месте. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного. Правила поведения учащегося в классе, школе. Вежливое отношение к старшим и друг к другу. Школа в рисунках детей.
Природа нашего края. Природа живая и неживая. Сезонные изменения природы. Растения, животные, птицы нашего края. Разнообразие грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Роль грибов в жизни леса. Экскурсия с целью наблюдения за изменениями в живой и неживой природе.
Тверь – столица нашей области. Городские дома. Понятие «дом», «здание». Виды домов: старые и новые, большие и маленькие, высокие и низкие. Материалы, из которых строят дома. Цвет домов. Из чего состоит дом: подъезд, лестница, лифт, лестничные площадки, квартиры. Соблюдение правил безопасности в подъезде, лифте, на лестнице. Люди, проживающие в одном доме (соседи). Их отношение к своему дому, поддержание чистоты, порядка. Вежливость в отношениях между соседями.
Городские и деревенские улицы. Понятие «улица», «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «пешеходная дорожка», «светофор». Виды улиц: длинная, короткая, широкая, узкая. Расположение домов вдоль улицы, нумерация домов. Состояние улиц и домов, поддержание чистоты и порядка на улицах. Правила поведения на улице. Безопасный путь из дома в школу. Прогулка по ближайшей улице, упражнения в безопасном её переходе.
Городской транспорт. Понятие транспорт. Назначение транспорта – перевозка людей и грузов. Легковой и грузовой транспорт. Виды городского транспорта: маршрутное такси, автобус, легковые и грузовые машины. Безопасная посадка в транспорт, правила поведения в транспорте. Бережное отношение к транспорту. Поездка в одном из видов городского транспорта (автобус).
Конаково – районный центр. Поселок, в котором мы живем. Что такое город. Из чего состоит город: его улицы и площади, реки и озёра, сады и парки, дома и памятники.
Какие бывают города: старые и новые, большие и маленькие. Тверь – главный город Тверской области.
Конаковский район – край с богатой историей. История Первомайского сельского поселения. Правила поведения во время прогулки по городу и поселку. Прогулка по поселку с посещением одного из удивительных его уголков. Посёлок в рисунках детей.
Жители города. Понятия «город» и «горожане», «деревня» («село») и «крестьяне» («сельские жители»). Зависимость названия жителей от названия их города (Конаково и конаковцы, Тверь и тверичане, тверитяне).
Названия других городов России и их жителей.
Профессии конаковцев, тверичан: профессии родителей, родственников, знакомых. Предприятия и учреждения, где они работают. Интересные люди, которые нас окружают.
Вежливость – отличительная черта тверичан. Умение вести себя дома, на улице, в общественном месте.
Город и посёлок в разные времена года
Изменение облика города и посёлка в разные времена года (осенью, зимой, весной, летом). Неповторимость и красота Конаково и Твери в разные времена года в произведениях поэтов, композиторов, художников. Наблюдения за сезонными изменениями в садах, парках и на улицах. Осенний, зимний, весенний, летний город поселок в рисунках детей.
Праздники в нашем городе посёлке.
Праздники, которые мы отмечаем в семье. День рождения: поздравления и подарки, подготовка праздничного стола, встреча гостей, умение вести себя во время праздника.
Новый год в семье и в городе. Подготовка к празднику: подарки, ёлка, поздравления Деда Мороза и Снегурочки. Украшение города к празднику. Новогодние ёлки для детей.
День рождения Твери и Конаково. Украшение городов к этому дню. Праздники на улицах, площадях, в парках города. День посёлка в Первомайском сельском поселении.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Введение. |
1 |
|
|
2 |
Дом, в котором я живу. |
1 |
|
|
3 |
Моя семья. |
1 |
|
|
4 |
Отношение членов семьи друг к другу, уважение старших. |
1 |
|
|
5 |
Школа – наш второй дом. |
1 |
|
|
6 |
Класс: классная мебель, учебные вещи, их назначение. |
1 |
|
|
7 |
Вежливое отношение к старшим и друг к другу. Школа в рисунках детей. |
1 |
|
|
8 |
Природа живая и неживая. |
1 |
|
|
9 |
Сезонные изменения природы. Растения, животные, птицы нашего края. |
1 |
|
|
10 |
Разнообразие грибов. Грибы съедобные и несъедобные. |
1 |
|
|
11 |
Экскурсия с целью наблюдения за изменениями в живой и неживой природе. |
1 |
|
|
12 |
Понятие «дом», «здание». |
1 |
|
|
13 |
Из чего состоит дом: подъезд, лестница, лифт, лестничные площадки, квартиры. |
1 |
|
|
14 |
Вежливость в отношениях между соседями. |
1 |
|
|
15 |
Понятие «улица», «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «пешеходная дорожка», «светофор». |
1 |
|
|
16 |
Расположение домов вдоль улицы, нумерация домов. |
1 |
|
|
17 |
Правила поведения на улице. |
1 |
|
|
18 |
Понятие транспорт. Назначение транспорта – перевозка людей и грузов. |
1 |
|
|
19 |
Виды городского транспорта: маршрутное такси, автобус, легковые и грузовые машины. |
1 |
|
|
20 |
Безопасная посадка в транспорт, правила поведения в транспорте. |
1 |
|
|
21 |
Что такое город. |
1 |
|
|
22 |
Какие бывают города: старые и новые, большие и маленькие. Тверь – главный город Тверской области. |
1 |
|
|
23 |
Конаковский район – край с богатой историей. История Первомайского сельского поселения. |
1 |
|
|
24 |
Понятия «город» и «горожане», «деревня» («село») и «крестьяне» («сельские жители»). |
1 |
|
|
25 |
Зависимость названия жителей от названия их города (Конаково и конаковцы, Тверь и тверичане, тверитяне). |
1 |
|
|
26 |
Профессии конаковцев, тверичан: профессии родителей, родственников, знакомых. |
1 |
|
|
27 |
Изменение облика города и посёлка в разные времена года (осенью, зимой, весной, летом). |
1 |
|
|
28 |
Неповторимость и красота Конаково и Твери в разные времена года в произведениях поэтов, композиторов, художников. |
1 |
|
|
29 |
Наблюдения за сезонными изменениями в садах, парках и на улицах. |
1 |
|
|
30 |
Осенний, зимний, весенний, летний город поселок в рисунках детей. |
1 |
|
|
31 |
Праздники, которые мы отмечаем в семье. |
1 |
|
|
32 |
Новый год в семье и в городе. Подготовка к празднику: подарки, ёлка, поздравления Деда Мороза и Снегурочки. |
1 |
|
|
33 |
День рождения Твери и Конаково. Украшение городов к этому дню. Праздники на улицах, площадях, в парках города. |
1 |
|
|
34 |
День посёлка в Первомайском сельском поселении. |
1 |
|
|
|
Итого: |
34 часа |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.