РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

Оценка 4.7
Образовательные программы
DOCX
преподавание +1
29.10.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» 10-11 класс
РП Псих Семейной жизни.DOCX

Описание: F:\= Лицей (эМ блема)\Лицей №1(B).jpg 

 

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ СЕСТЕР-ПОДПОЛЬЩИЙ

ЛИДИИ И СВЕТЛАНЫ БАБАРИЦКИХ»

__________________________________________________________________

Ул. Мирющенко, 1, г. Свердловск, Луганская Народная Республика

94801, тел. (06434)2-26-94, e-mail: [email protected]

Приложение № __ к Основной общеобразовательной программе

среднего общего образования ГОУ «Свердловский лицей №1»

 

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 28.08.2020

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ «Свердловский лицей №1»

 

__________________В.А. Клещенко

Приказ № _____ от 28.08.2020

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Этика и психология семейной жизни»

среднее общее образование

10-11 класс

 

 

 

 

 

 

 

Составитель рабочей программы: Бородина Е.Э.

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

Статус документа

 

Реализация рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Этика и психология семейной жизни» (10-11 класс) в 2020-2021 учебном году регламентируется следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Статья 36 Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 г. (с изменениями);

2. Статья 10 Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики «О внесении изменения в статью 10 Конституции Луганской Народной Республики» от 03 июня 2020 года №168-ІІІ;

3. Статья 65 Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 г. №128-ІІ»Об образовании» (с изменениями);

4. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 139-ОД от 14.02.2018 «Об утверждении Методических рекомендаций по оцениванию учащихся образовательных организаций (учреждений) в системе общего образования Луганской Народной Республики»;

5. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2018 №495-ОД «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»;

6. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики», зарегистрированного в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 29.03.2017 за № 151/1202 (с изменениями);

7. Приказ МОН ЛНР от 21.05.2020 г. №559-од «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования»;

8. Приказ МОН ЛНР от 10.06.2020 г. №595-од «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики учебной литературы»;

9. Приказ МОН ЛНР от 10.06.2020 г. №600-од «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»;

10. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.06.2020 № 626-од «Об организованном начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики»;

11. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 02.07.2020 №639-од «О комплектовании групповых занятий в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 2020-2021 учебном году»;

12. Приказ МОН ЛНР 713-од от 04.08.2020 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»;

13. Приказ МОН ЛНР 715-од от 04.08.2020 года «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики» (Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики);

14. Приказ по управлению образования Администрации города Свердловска и Свердловского района № 216 от 29.06.2020 г. «Об организованном начале 2010-2021 учебного года в общеобразовательных учреждениях г. Свердловска и Свердловского района Луганской Народной Республики»;

15. Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных учреждений и организации учебно-воспитательного процесса ГСанПиН 5.5.2.008-01;

16. Устав ГОУ ЛНР  «Свердловский лицей №1».

Пояснительная записка

 

Программа курса внеурочной деятельности «Этика и психология семейной жизни» способствует воспитанию качеств семьянина у обучающихся, осознанию того, что семья – это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

Целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование готовности юношей и девушек к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, расширение информационного поля обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их преодоления, пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять бездуховности и цинизму.

Задачи курса:

1)  способствовать формированию ответственного отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

2)  дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях;

3)  раскрыть понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;

4)  раскрыть понятия «готовность к браку», особенности молодой семьи;

5)  охарактеризовать основные функции семьи, ее духовные и нравствен-ные устои, эстетику быта, бюджет и хозяйство;

6)  рассмотреть  вопрос  о  значении  психологического  климата  семьи, проанализировать причины возникновения неблагополучных семей;

7)           рассмотреть негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.

Виды занятий при изучении курса «Этика и психология семейной жизни»: урок-лекция, урок-беседа, урок-консультация, открытый урок, урок-семинар. Необходимым элементом курса являются практические занятия, которые проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов. Они предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями, где обучающиеся получают базовые сведения о семье в свете духовно-нравственных и культурных тради-циях общества, особенностях межличностных отношений юношества, основ-ных ценностях семьи, психологии личности и т.д.

Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на 68 часов (1 час в неделю, программа рассчитана на 2 года обучения). Включает в себя основных 7 разделов («Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций», «Личность и семья», «Межличностные отношения», «Брак и семья», «Основные ценности семьи», «Семья и дети», «Семейное законодательство»).

Основной организационной формой обучения является урок, на котором происходит объяснение нового материала, осмысление и закрепление, выполняются практические задания обучающимися.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Включают в себя изучение теоретических вопросов и практическую деятельность обучающихся педагогического класса. На занятиях используются фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы работы, коллективная деятельность обучающихся. Курс «Этика и психология семейной жизни» предусматривает как групповую работу обучающихся, так и самостоятельную: написание рефератов, творческих работ, выполнение самостоятельных и практических работ.

В ходе изучения курса «Этика и психология семейной жизни» контролируется усвоение обучающимися основных понятий: семья, брак, душа, тело, индивидуальность, личность, товарищество, дружба, воспитание, ответственность, ценности и т.д. Кроме того, контролируется участие обучающихся в практических занятиях.

Результатом обучения можно считать повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни, формирование ценностей семьи и личностного роста; первичное самоопределение в семейной сфере; повышение социально-психологической компетентности учащихся.

 


 

Требования к результатам освоения курса «Этика и психология семейной жизни»

 

Итогами изучения курса «Этика и психология семейной жизни» являются следующие результаты.

Личностные результаты:

1)                 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

2)                 интериоризация знаний о традиционных семейных ценностях;

3)                 способность к пониманию состояния другого человека, установлению доброжелательных отношений с близкими людьми;

4)                 умение оценивать мотивы поступков других людей и своих собственных с опорой на знания, полученные на занятиях.

 

Метапредметные результаты:

1)                 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

2)                 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

3)                 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

4)                 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

5)                 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

6)                 - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

7)                 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

8)                 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

9)                 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

10)            осуществлять коммуникацию со сверстниками и взрослыми (внутри образовательной организации и за ее пределами);

11)            подбирать партнеров по коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

12)            при осуществлении групповой работы быть как ведущими, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

13)            координировать и выполнять работу в условиях реального и комбинированного взаимодействия.

Предметные:

1)                 понимание роли и значения семьи в формировании личностных качеств и воспитании гражданина;

2)                 формирование понимания важности создания семьи, представлений о семейном счастье и условий для создания семьи;

3)                 знание основных родственных связей в семье, этических правил взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанностей членов семьи;

4)                 выработка нравственной готовности к созданию семьи;

5)                 развитие умения понимать состояние и проблемы другого человека, быть терпимым;

6)                 использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.


 

Учебный план курса внеурочной деятельности

«Этика и психология семейной жизни» (10-11 классы)

 

10 класс

Раздел первый. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества

1.                  Семья в различных культурах

Прочность семьи, основанной на традиционных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных культурных ценностей.

2.                  Нравственные нормы брака в христианской культуре

Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность; добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. Народные традиции русской православной семьи. Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.

 

Раздел второй. Личность и семья

1.                  Психология личности

Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви. Самосознание личности. Жизненные идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера. Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность. Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различие добра и зла. Свобода выбора.

2.                  Роль семьи в воспитании личности

Важнейшая задача семьи – формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старших детей по отношению к младшим членам семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

 

Раздел третий. Особенности межличностных отношений юношества

1.                  Психология межличностных отношений

Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные (приятельские, дружеские), черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность, принципиальность, уступчивость, общительность, доброжелательность. Культура общения. Умение слушать, желание понять другого человека, уважение его взглядов, мыслей, настроения, способность и стремление понимать переживания другого человека, прощать его недостатки. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.

2.                  Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, способность понять другого человека, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность и т.д.

Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши – оберегать и сохранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное понимание женственности.

Этические нормы и правила «хорошего тона» во взаимоотношениях юношей и девушек. Девушка и юноша – будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.

3.                  Культура воздержания

Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим.

Влияние внебрачных половых связей на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства. Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека.


 

4.                  О товариществе и дружбе

Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ – человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба – высшая степень товарищества. Юношеские представления о дружбе. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.

Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.

5.                  Любовь как высшее человеческое чувство

Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любить как выражение высшего уровня развития личности.

Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи, близкими людьми.

Вдохновляющая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различие. Умение различать любовь и другие чувства: симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповто-римую индивидуальность любимого человека.

Воспитание культуры чувств: дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к духовному и душевному единству.

Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием «доказательств»; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой).

Взаимовоспитание любящих. Целомудренные отношения влюбленных – самая счастливая пора юности, ее красота и неповторимость. Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).

Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание: благословение нерасторжимости брака.

 


 

Раздел четвертый. Брак и семья

1.                  Что такое готовность к браку

Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака – одно из существенных условий здоровой и счастливой семьи. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.

Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубоко проверенного чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья, распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолеть трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.

2.                  Здоровье семьи и будущего потомства

Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Выбор будущего супруга (супруги).

3.                  Семья и ее функции

Основная функция семьи – продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.

4.                  Особенности молодой семьи

Супружество – новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в созидании семьи и сохранении благопри-ятного семейного климата.

Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Период приспособления. Возникновение чувства «мы». Взаимное освоение вкусов и привычек друг друга. Проблема «главенства» в семье. Сопереживание в трудностях и радостях. Распределение обязанностей, планирование дел в семье.

Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, притирка характеров, борьба за главенство в семье).

Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.

Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Научные доказательства того, что момент зачатия является началом жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.

Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.

5.                  Этапы развития семьи

Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.

 

11 класс

Раздел пятый. Основные ценности семьи

1.                  Нравственный климат семьи

Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи.

Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, в воспитании детей. Взаимное уважение между членами семьи.

Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимное послушание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.

2.                  Воспитание трудом

Трудолюбие как качество личности. Добросовестный труд взрослых – основа жизни семьи, источник материального благосостояния и пример для подражания. Участие детей в трудовой жизни семьи. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Воспитание уважительного отношения ко всем видам труда. Соотношение умственного и физического труда в развитии личности. Необходимость совершенствования навыков домоводческого труда юношей и девушек (приготовление пищи, уборка помещения, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт бытовой техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд на садово-огородных участках). Совместный труд супругов и детей – залог благоприятного семейного климата.

3.                  Семейный досуг

Домашние чтения. Домашние концерты. Совместные поездки по местам исторических и культурных объектов. Праздники. Ценность подарков к праздникам, сделанных самими детьми. Семейные традиции. Развитие интересов. Строгая избирательность в просмотре телепередач. Вечерние беседы о прожитом дне.

4.                  Потребности и бюджет семьи

Психология потребностей человека. Разумные потребности и псевдопотребности. Разрастание потребностей по мере их удовлетворения и с появлением новых предметов удовлетворения. Опасность превращения жизненных средств в цель жизни.

Соотношение духовных и материальных потребностей. Испытание семьи богатством и бедностью. Необходимость взаимопомощи, милосердия и посильной благотворительности в условиях социального расслоения общества.

Распределение семейного бюджета: постоянные ежемесячные расходы, затраты на лечение и сохранение здоровья, на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Соотношение доходов и расходов. Бережливость в отличие от скупости, расточительности. Разумная организация питания.

Садовый участок и приусадебное хозяйство как источники получения дополнительных продуктов для семьи.

5.                  Эстетика быта

Гостеприимство. Эстетическая культура семьи. Удобство и уют как средства создания благоприятной атмосферы в семье. Воспитание хорошего вкуса. Самобытность каждого дома. Выдумка, творчество. Народные мотивы. Вещи, сделанные своими руками.

Искусство в жизни семьи. Музыка в доме. Способность музыки умиротворять, гармонизировать, исцелять душу человека. Позитивное и негативное влияние музыки на человека. Народная песня в семье.

Манипулирование личностью и толпой: техника подсознательных сообщений (информации, воспринимаемой за порогом сознания).

6.                  Профилактика нарушений семейных отношений

Семейное неблагополучие и его причины: нарушение супружеских отношений, неверность супругов, конфликтность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей. Нежелание одного из супругов иметь детей. Неумение супругов в конфликтных ситуациях избегать «ярлыков» и опрометчивых суждений в адрес друг друга. Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости. Разногласия молодых супругов с родителями. Неумение преодолевать жизненные трудности. Иждивенческая позиция по отношению друг к другу и к родителям. Отрицательное влияние неблагополучной семейной обстановки на формирование личности ребенка. Развод и его последствия. Специфика неблагополучия неполных семей.

 

Раздел шестой. Семья и дети

1.                  Незаменимость семьи в воспитании детей

Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием детей в государственных учреждениях. Педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей (режим, домашняя учебная деятельность школьника, физкультура, обязанности по самообслуживанию, домашний труд, забота о старших, домашнее чтение).

Воспитание доброты, сочувствия и сострадания, справедливости и честности. Роль идеала в воспитании ребенка. Корректировка отношений детей с внешним миром: помощь в установлении правильных взаимоотношений детей со взрослыми, контроль за соблюдением правил поведения в общественных местах, бережным отношением к вещам. Воспитание любви к природе.

Специфика  семейного  воспитания.  Влияние  на  детей  личного  примера  и авторитета родителей, индивидуальный характер воспитания, последовательность и устойчивость педагогических требований. Использование в воспитании жизненных ситуаций. Включение детей в трудовую деятельность.

2.                  Эгоизм детей

Психологическая природа эгоизма. Его предупреждение и перевоспитание. Поощрение и наказание, их воспитательное влияние. Виды поощрений и наказаний. Послушание страха и послушание доверия.

Привлечение детей к уходу за младшими братьями, сестрами и их воспитанию как способ формирования самостоятельности, ответственности и готовности к будущей семейной жизни.

3.                 Типичные недостатки семейного воспитания

Дефицит любви. Отсутствие единства воспитательных действий. Проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Несправедливость и жестокость наказаний. Ложные формы проявления любви. Дефицит и однообразие общения с детьми. Редкое использование игр и других форм совместных развивающих занятий. Отсутствие и недостаточность трудового воспитания.

Разрыв между нравственными требованиями к ребенку и собственными поступками родителей. Подавление воли, активности ребенка. Неучет его индивидуальности, невнимание к интересам и способностям ребенка.


 

Учебно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«Этика и психология семейной жизни» (10-11 классы)

 

Название раздела, темы

Количество учебных часов

10 класс

Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества (4ч)

1

Семья в различных культурах

2

2

Нравственные нормы брака в христианской культуре

2

Раздел 2. Личность и семья (4ч)

3

Психология личности

2

4

Роль семьи в воспитании личности

2

Раздел 3. Особенности межличностных отношений юношества (14ч)

5

Психология межличностных отношений

4

6

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

4

7

Культура воздержания

1

8

О товариществе и дружбе

2

9

Любовь как высшее человеческое чувство

3

Раздел 4. Брак и семья (12 ч)

10

Что такое готовность к браку

1

11

Здоровье семьи и будущего потомства

5

12

Семья и ее функции

2

13

Особенности молодой семьи

2

14

Этапы развития семьи

2

Итого

34

 

11 класс

Раздел 5. Основные ценности семьи

1

Нравственный климат семьи

2

2

Воспитание трудом

4

3

Семейный досуг

6

4

Потребности и бюджет семьи

2

5

Эстетика быта

4

6

Профилактика нарушений семейных отношений

6

Раздел 6. Семья и дети

7

Незаменимость семьи в воспитании детей

4

8

Эгоизм детей

2

9

Типичные недостатки семейного воспитания

4

Итого

34


 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного   процесса

 

Класс

Учебно-методическое обеспечение

10-11

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994, 1999.

Анзорг л. Дети и семейный конфликт // Каким должен быть твой ребенок? М., 1088.

Антонов А. И. микросоциология семьи. М., 1998.

Антонов А. И. Семья: функции, структуры. М., 1993.

Венгер А. Истоки неблагополучия. // Семья и школа. 1988. № 4

Винникотт Д. В. Разговор с родителями. М., 1994.

Витакер К. Брак и семья // Семейная психология и семейная терапия. 1998, № 3.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чеш. М., 1988.

Гаврилова Т. П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей. // Вопросы психологии. 1984. № 1.

Голод С. И. Стабильность семьи. – Л., 1989.

Голод С. И. Семья и брак: историко – социологический анализ. СПб., 1998

Желдак И. М. Искусство быть семьей. Минск, 1998.

Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1987.

Кочетов А. И. Начала семейной жизни. Минск, 1987.

Манцилова И. А. Планирование семьи и здоровье женщины. М., 1988.

Марьясис Е., Д. Гармония семейной жизни. Ставрополь, 1983.

Столин В., Романова Т. Готовность к браку и супружеские конфликты // Человек в активном возрасте. М., 1984.

Харчев А. Г. Нравственность и семья. М., 1981.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М., 1993.

Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998.

 

РАССМОТРЕНО:
___________________________________
Протокол № 1 от «____» августа 2020 г.
руководитель  -
___________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора 
по воспитательной работе
_______________ Байкова А.В.
«___»____________2020 г.
 

 

 

 

 

 

 

 


Директор

ГОУ «Свердловский лицей №1»                                            Клещенко В.А.


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Статус документа Реализация рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Этика и психология семейной жизни» (10-11 класс) в 2020-2021 учебном году регламентируется следующими нормативными и распорядительными…

Статус документа Реализация рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Этика и психология семейной жизни» (10-11 класс) в 2020-2021 учебном году регламентируется следующими нормативными и распорядительными…

Луганской Народной Республики»; 11

Луганской Народной Республики»; 11

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Этика и психология семейной жизни» способствует воспитанию качеств семьянина у обучающихся, осознанию того, что семья – это жизненный центр,…

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Этика и психология семейной жизни» способствует воспитанию качеств семьянина у обучающихся, осознанию того, что семья – это жизненный центр,…

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций», «Личность и семья», «Межличностные отношения», «Брак и семья», «Основные ценности семьи», «Семья и дети», «Семейное законодательство»)

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций», «Личность и семья», «Межличностные отношения», «Брак и семья», «Основные ценности семьи», «Семья и дети», «Семейное законодательство»)

Требования к результатам освоения курса «Этика и психология семейной жизни»

Требования к результатам освоения курса «Этика и психология семейной жизни»

Предметные: 1) понимание роли и значения семьи в формировании личностных качеств и воспитании гражданина; 2) формирование понимания важности создания семьи, представлений о семейном счастье и…

Предметные: 1) понимание роли и значения семьи в формировании личностных качеств и воспитании гражданина; 2) формирование понимания важности создания семьи, представлений о семейном счастье и…

Учебный план курса внеурочной деятельности «Этика и психология семейной жизни» (10-11 классы) 10 класс

Учебный план курса внеурочной деятельности «Этика и психология семейной жизни» (10-11 классы) 10 класс

Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья

Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья

О товариществе и дружбе Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности

О товариществе и дружбе Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности

Раздел четвертый. Брак и семья 1

Раздел четвертый. Брак и семья 1

Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми

Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми

Совместный труд супругов и детей – залог благоприятного семейного климата

Совместный труд супругов и детей – залог благоприятного семейного климата

Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости

Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости

Отсутствие и недостаточность трудового воспитания

Отсутствие и недостаточность трудового воспитания

Учебно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Этика и психология семейной жизни» (10-11 классы) №

Учебно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Этика и психология семейной жизни» (10-11 классы) №

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020