Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
Финансовая грамотность
1-4 класс
1 . Пояснительная записка
1.1. Перечень нормативных документов
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов);
1.2 УМК.
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально- экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.
1.3 Актуальность
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
1.4. Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
· формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
· формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
· формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
· формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
· формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
· обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
1.5. Общая характеристика курса «Финансовая грамотность» ( 1-4 классы)
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов
«Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем
видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
1.6 Место курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в учебном плане
Занятия подвижными играми входят во внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность для решения задач воспитания и социализации детей.
Программа ««Финансовая грамотность»» рассчитана на 4 года, 135 часов.
В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1 классе (по 35 минут сентябрь – декабрь и по 40 минут январь-май), по 45 минут в 2-4 классах.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
1.7. Срок реализации программы: 4 года
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
· осознание себя как члена семьи, общества и государства;
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
· развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные. Обучающийся научится:
· понимать цели своих действий;
· составлять простые планы с помощью учителя
· проявлять познавательную и творческую инициативу;
· оценивать правильность выполнения действий;
· адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
· освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
· использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
· овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные. Обучающийся научится:
· составлять текст в устной и письменной формах;
· слушать собеседника и вести диалог;
· признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
· понимать и правильно использовать экономические термины;
· иметь представление о роли денег в семье и обществе;
· уметь характеризовать виды и функции денег;
· знать источники доходов и направлений расходов семьи;
· уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
· определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
· проводить элементарные финансовые расчеты.
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1-4 классы)
1 класс (33 ч) 1.Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику.
Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая Формы деятельности: Дискуссия; беседа;
2. Потребности (9 часов)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры
3.Товары и услуги (11 часов)
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего дела- проект.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.
4.Деньги (12 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования
2 класс (34 часа)
1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.
Виды деятельности: игровая,познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4. Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3 класс (34 часа)
1. Откуда в семье деньги (9 часов)
В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. На что тратятся деньги (10 часов)
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3. Как умно управлять своими деньгами (5 часов)
Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4. Как делать сбережения (10 часов)
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4 класс (34 часа) 1.Богатство и бедность (14 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.
Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.Труд — основа жизни (12 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.
Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3.Как товары производят (8 часов)
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы
— это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» 1-4 классы.
1 КЛАСС (33 часа)
№ п\п |
Наименование раздела, темы. |
Количество часов |
1. Введение в экономику (1 час) |
||
1 |
Введение в экономику. |
1 |
2. Потребности (9 часов) |
||
2 |
Потребности. |
1 |
3 |
Что такое «потребность». |
1 |
4-5 |
Какие бывают потребности. |
2 |
6 |
Домашнее хозяйство. |
1 |
7 |
Распределение ролей в семье. |
1 |
8 |
Домашние обязанности в семье. |
1 |
9-10 |
Что такое бюджет семьи. |
2 |
3. Товары и услуги (11 часов) |
||
11-12 |
Какие бывают товары. |
2 |
13 |
Где можно приобрести товары и услуги. |
1 |
14 |
Зачем нужна реклама. |
1 |
15 |
Роль рекламы. |
1 |
16-17 |
Что такое «товар». |
1 |
18 |
Товар и деньги-игра. |
1 |
19 |
Рынок- игра. |
1 |
20-21 |
Открытие твоего дела-проект. |
2 |
4. Деньги (12 часов) |
||
22 |
Зачем нужны деньги. |
1 |
23 |
Как появились деньги. |
1 |
24 |
Деньги и страны. |
1 |
25 |
Где и как хранятся деньги. |
1 |
26 |
Что такое источник дохода. |
1 |
27 |
Что такое «маркетинг». |
1 |
28 |
Обмен. |
1 |
29 |
Рынок. |
1 |
30 |
Торговля. |
1 |
31 |
Взаимоотношения продавца и покупателя. |
1 |
32 |
Конкуренция. |
1 |
33 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого: |
33 часа |
2 КЛАСС (34 часа)
№ п\п |
Наименование раздела, темы. |
Количество часов |
1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов) |
||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
2 |
Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность. |
1 |
3 |
Покупка. |
1 |
4 |
Монеты. Бумажные деньги. |
1 |
5-6 |
Виды денег: наличные, безналичные |
2 |
7 |
Деньги - средство обмена, а не благо |
1 |
8-9 |
Виды денег. Выгода обмена |
2 |
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов) |
||
10-11 |
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. |
2 |
12-13 |
Номинал. Банкнота. Купюра. |
2 |
14 |
Фальшивые деньги. Как их отличить. |
1 |
15 |
Металлические и бумажные деньги. |
1 |
16-17 |
Почему изготовление фальшивых денег является преступлением. |
2 |
3. Какие деньги были раньше в России (6 часов) |
||
18 |
Какие деньги были раньше в России |
1 |
19 |
«Меховые деньги». |
1 |
20 |
Старинные деньги. Куны. Денга. |
1 |
21 |
Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. |
1 |
22 |
Ассигнация. |
1 |
23 |
Происхождения денег. |
1 |
4. Современные деньги России и других стран (11 часов) |
||
24 |
Современные деньги России и других стран |
1 |
25-26 |
Банки. Деньги. Виды денег |
2 |
27 |
Доллары. Евро. |
1 |
28-29 |
Виды денег: наличные, безналичные, электронные. |
2 |
30 |
Пластиковые карты. |
1 |
31 |
Деньги - средство обмена, а не благо |
1 |
32 |
Безналичный расчет. |
1 |
33 |
Современные российские деньги. |
1 |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого: |
34 часа |
3 КЛАСС (34 часа)
№ п\п |
Наименование раздела, темы. |
Количество часов |
Откуда в семье деньги (9 часов) |
||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
2-3 |
Доходы семьи. |
2 |
4 |
Зарплата. |
1 |
5 |
Пенсия. |
1 |
6 |
Пособия. |
1 |
7 |
Стипендия. |
1 |
8-9 |
Источники доходов. |
2 |
|
Что влияет на размер доходов. |
|
На что тратятся деньги (10 часов) |
||
10 |
Расходы. |
1 |
11-12 |
Сбережения. |
2 |
13 |
Долги. |
1 |
14-15 |
Расходы. Непредвиденные расходы. |
2 |
16-17 |
Понимание происхождения расходов. |
2 |
18-19 |
Различие планируемых и непредвиденных расходов. |
2 |
Как управлять своими деньгами (5 часов) |
||
20 |
Расходы и доходы. |
1 |
21-22 |
Семейный бюджет. |
2 |
23-24 |
Планирование семейного бюджета. |
2 |
Как делать сбережения (10 часов) |
||
25-26 |
Виды сбережений. |
2 |
27 |
Банковский вклад. |
1 |
28 |
Копилка. |
1 |
29 |
Недвижимость. |
1 |
30-31 |
Сравнение разных видов сбережений. |
2 |
32-33 |
Различие сбережений. |
2 |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого: |
34 часа |
4 КЛАСС (34 часа)
№ п\п |
Наименование раздела, темы. |
Количество часов |
1. Богатство и бедность (14 часов) |
||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
2-3 |
Как создаётся богатство. |
2 |
4-5 |
Источники богатства государства |
2 |
6-7 |
Источники богатства человека |
2 |
8 |
Открытия и изобретения. |
1 |
9 |
Важность знаний в создании богатства. |
1 |
10 |
Ценности материальные и нематериальные. |
1 |
11 |
Богатство и культура. |
1 |
12 |
Богатство и милосердие. |
1 |
13 |
Налоги. |
1 |
14 |
Значение налогов. |
1 |
|
|
|
Труд — основа жизни (12 часов) |
||
15-16 |
Ценность и значимость труда. |
2 |
17 |
Труд как потребность человека. |
1 |
18 |
Труд как источник материальных благ. |
1 |
19 |
Оценка труда. |
1 |
20 |
Почему труд по-разному ценится. |
1 |
21-22 |
Заработная плата. |
2 |
23 |
Трудовые награды. |
1 |
24 |
Результат труда. |
1 |
25 |
Причины различий в оплате труда. |
1 |
26 |
Продукты труда. |
1 |
Как товары производят (8 часов) |
||
27-28 |
Как товары производят. |
2 |
29-30 |
Ресурсы для производства товаров. |
2 |
31 |
Производители — люди, которые создают (производят)товары. |
1 |
32-33 |
Важность труда людей разных профессий. |
2 |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого: |
34 часа |
5. Список литературы
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
2. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
3. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
4. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.