Принята педагогическим Советом МБОУ СОШ №3 Протокол № __ от ________
|
«УТВЕРЖДАЮ»__________________ Директор МБОУ СОШ №3 Раевская А.А. Приказ № __ от ____________ |
|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Бориса Богаткова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
6 КЛАСС
на 2022 - 2023 учебные годы
учитель математики
Афанасьева Надежда Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
В плане на изучение курса внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» в 6 классе основной школы отведен 1 учебный час в неделю, всего 34 часа
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Курс внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость курса внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Математика является одним из опорных школьных предметов.
Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7—9 классах, а также для изучения смежных дисциплин. Одной из основных целей изучения курса внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности.
В процессе изучения курсу внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение курсу внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения курса внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь. Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Цель курса внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» – формирование у учащихся интереса к математике как науке и развитие пространственного воображения, логического мышления, познавательной и творческой активности, математических способностей и внутренней мотивации к предмету.
Задачи курса внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики»:
· развивать познавательную и творческую активность учащихся;
· показать учащимся исторические аспекты возникновения становления и развития счета;
· выработать у учащихся навыки работы с научной литературой с соответствующим составлением кратких текстов прочитанной информации;
· рассмотреть с учащимися некоторые методы решения старинных арифметических и логических задач;
· познакомить учащихся с различными системами мер;
· провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ
Изучение курса внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» по данной рабочей программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1) осознание значения математики в повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
• выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
• решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
• изображать фигуры на плоскости;
• использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
• измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
• распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
• проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку;
• выполнять необходимые измерения;
• использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
• строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
• читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
• решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Знания о (об):
· исторических аспектах возникновения становления и развития счета;
· методах решения старинных арифметических и логических задач;
· различных системах мер;
Умения:
· решать старинные арифметические и логические задачи;
· работать с научной литературой с соответствующим составлением кратких текстов прочитанной информации;
· выбирать оптимальный метод решения математических задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
Тема 1. Путешествие в мир десятичных дробей (3 часа)
Как и зачем были изобретены десятичные дроби.
Примеры вычислений с десятичными дробями.
Интересные задания и головоломки.
Тема 2. Путешествие в область отношений и пропорций (5 часов)
Что такое отношения.
Пропорция и ее основное свойство.
Практическое применение пропорций и отношений.
Золотое сечение. Некоторые свойства пропорций.
Решения задач с использованием пропорций.
Тема 3. Путешествие в страну занимательных процентов (4 часа)
Что мы знаем о процентах.
Три основные задачи на проценты.
Занимательные задачи на проценты.
Тема 4. Путешествие в страну рациональных чисел (2 часа)
История возникновения отрицательных чисел. Примеры вычислений с отрицательными числами и числами разных знаков.
Рациональные числа. Занимательные и интересные задания и головоломки с рациональными числами.
Тема 5. Путешествие в область длин, площадей и объемов (6 часов)
Старинные меры длины. Возникновение мер площадей. Единицы измерения площадей.
Нахождение площадей различных земельных участков. Решение задач на нахождение площадей.
Составление плана квартиры и нахождение ее площади.
Измерение сыпучих тел. Измерение объема жидкости. Единицы измерения сыпучих и жидких тел.
Задачи с практическим содержанием.
Тема 6. Путешествие по дорогам денежных систем мер (3 часа)
Денежные системы мер различных народов.
Современные денежные единицы.
Решение задач с использованием различных денежных единиц.
Тема 7. Путешествие по времени (3 часа)
Меры времени различных народов.
Математические задачи с использованием циферблата часов.
Календари различных народов. Часы–календарь.
Тема 8. Путешествие в мир масс с единой системой мер (3 часа)
Старинные меры массы. Задачи с практическим содержанием на нахождение массы тела.
Попытки создания единой системы мер. Метрическая система мер.
Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер.
Тема 9. Путешествие в страну геометрических фигур (4 часа)
Геометрические фигуры: угол, треугольник, круг, окружность.
Решение занимательных задач.
Диаграммы в повседневной жизни.
Резервное время (2 часа)
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
6 КЛАСС (34 часа в год, 1ч в неделю)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Содержание урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Форма проведения занятий |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1. |
Входное тестирование |
|
|
|
Урок развивающего контроля |
● формирование мотивации изучения математики, готовность и способность учащихся к саморазвитию, построению индивидуальной траектории изучения предмета; ● формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; ● формирование представлений о математическом языке; ● овладение формальным аппаратом буквенного исчисления; ● формирование у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
|
2. |
Тема 1. Путешествие в мир десятичных дробей
|
Как и зачем были изобретены десятичные дроби. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
|
3. |
Примеры вычислений с десятичными дробями. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
4. |
Интересные задания и головоломки. |
1 |
|
Урок рефлексии |
||
5. |
Путешествие в область отношений и пропорций |
Что такое отношения |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
|
6. |
Пропорция и ее основное свойство |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
7. |
Практическое применение пропорций и отношений |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
8. |
Золотое сечение. Некоторые свойства пропорций |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
9. |
Решения задач с использованием пропорций |
1 |
|
Урок рефлексии |
||
10. |
Путешествие в страну занимательных процентов |
Что мы знаем о процентах. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
|
11. |
Три основные задачи на проценты. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
12. |
Три основные задачи на проценты. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
13. |
Занимательные задачи на проценты. |
1 |
|
Урок рефлексии |
||
14. |
Путешествие в страну рациональных чисел |
История возникновения отрицательных чисел. Примеры вычислений с отрицательными числами и числами разных знаков. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
|
15. |
Рациональные числа. Занимательные и интересные задания и головоломки с рациональными числами. |
1 |
|
Урок рефлексии |
||
16. |
Путешествие в область длин, площадей и объемов |
Старинные меры длины. Возникновение мер площадей. Единицы измерения площадей. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
● формирование у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве; ● развитие геометрической «речи», пространственного воображения и логического мышления; ● овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин |
17. |
Нахождение площадей различных земельных участков. Решение задач на нахождение площадей. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
18. |
Составление плана квартиры и нахождение ее площади. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
19. |
Измерение сыпучих тел. Измерение объема жидкости. Единицы измерения сыпучих и жидких тел. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
20. |
Задачи с практическим содержанием. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
21. |
Задачи с практическим содержанием. |
1 |
|
Урок рефлексии |
||
22. |
Путешествие по дорогам денежных систем мер |
Денежные системы мер различных народов |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
● формирование мотивации изучения математики, готовность и способность учащихся к саморазвитию, построению индивидуальной траектории изучения предмета; ● формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; ● формирование представлений о математическом языке; ● овладение формальным аппаратом буквенного исчисления; ● формирование у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
|
23. |
Современные денежные единицы |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
24. |
Решение задач с использованием различных денежных единиц |
1 |
|
Урок рефлексии |
||
25. |
Путешествие по времени |
Меры времени различных народов. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
|
26. |
Математические задачи с использованием циферблата часов. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
27. |
Календари различных народов. Часы–календарь. |
1 |
|
Урок рефлексии |
||
28. |
Путешествие в мир масс с единой системой мер |
Старинные меры массы. Задачи с практическим содержанием на нахождение массы тела. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
|
29. |
Попытки создания единой системы мер. Метрическая система мер. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
30. |
Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер. |
1 |
|
Урок рефлексии |
||
31. |
Путешествие в страну геометрических фигур |
Геометрические фигуры: угол, треугольник, круг, окружность |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
● формирование у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве; ● развитие геометрической «речи», пространственного воображения и логического мышления; ● овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин |
32. |
Решение занимательных задач. |
1 |
|
Урок общеметодологической направленности |
||
33. |
Диаграммы в повседневной жизни. |
1 |
|
Урок рефлексии |
||
34. |
Резервное время |
Повторение и систематизация |
1 |
|
Урок рефлексии |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.