Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика и конструирование»
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

Оценка 4.9
doc
математика
11.09.2021
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности   «Математика и конструирование»
РП по ВНД Математика и конструирование.doc

Описание: лого-01муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Гимназия № 4»

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

660122 г. Красноярск,   ул. имени газеты «Пионерская правда», 5,  тел.: 237-34-27,  факс 237-34-27,

е-mail:gimn4@list.ru            http://www.gymn4.ru

ОГРН 1022401945730, ИНН/КПП 2461023652/246101001

 

 

 

ПРИНЯТО:

методический совет МАОУ Гимназии № 4 протокол № ____

от «___»____________2020 г.

_______

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора 

по УВР МАОУ Гимназии № 4

 «____»__________2020 г.

____________ Г.В. Ульянкина

 

УТВЕРЖДАЮ:

директор МАОУ Гимназии № 4  _________С.В. Пикалов

приказ № ____

от «___»________2020 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности 

«Математика и конструирование»

 

 

2 «А» класс

 

учитель: Андреева Анастасия Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноярск

2020 г.

       

Пояснительная записка

           Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего   образования и  ООП НОО МАОУ Гимназии № 4, с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей, запросов обучающихся и авторской программы «Математика и конструирование» (1-4 классы) авторов Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.

          Курс предназначен для обучающихся  начальной школы. Интегрированный курс, объединяющий два предмета: математику и трудовое обучение, направлен на развитие мыслительной и конструкторско-практической деятельности. Основная цель курса - обеспечить числовую грамотность обучающихся, дать начальные геометрические представления. Внимание уделяется развитию логического мышления и пространственных представлений детей  и формированию компьютерной грамотности.  

          Курс «Математика и конструирование» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуального  развития личности.

         Цель:     обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся и развить трудовые  умения и  навыки, познакомить с основами конструкторско-практической  деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления, графической  грамотности и технических умений и навыков обучающихся.

         Задачи:

·       создать условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических     представлений, знаний и умений обучающихся;

·       помочь формировать элементы конструкторских и графических умений;

·       развивать воображение и логическое мышление детей;.

·       одновременно и взаимосвязано развивать мыслительную деятельность, любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·       способствовать развитию внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

·       воспитывать чувства справедливости, ответственности;

·       развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.

     Программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование » для 2 класса рассчитана  на 34 часа в год (1 раз в неделю).

 

1.                 Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные результаты как умения:

- положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, окружающему миру;

- оценивать  жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить  как хорошие или плохие;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

   Метапредметные результаты

·                    Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

·                    Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

·                    Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

·                    Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

·                    Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

·                    Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

·                    Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

·                    Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

·                    Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

·                    Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

·                    Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

·                    Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

·                     Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

·                     Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

·                     Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

·                    Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

·                    Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

·                    Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

·                    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

·                    Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

·                     Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия

·                    Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

·                    Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

·                    Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

·                    Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

·                    Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

·                    Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

·                    Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

·                    использовать критерии для обоснования своего суждения.

·                    Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

·                    Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

 Учащиеся должны уметь ко 2-му году обучения:

·                    чертить отрезки  прямоугольник по заданным размерам; чертить отрезок – сумму и отрезок – разность двух отрезков; обозначать буквами отрезки, ломаную, многоугольник, угол

·                    многоугольника;

·                    делить фигуру на  заданные части и собирать фигуру из заданных  частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;

·                    определять материал, из которого сделано изделие, определять назначение изделия;

·                    соблюдать правила безопасности;

·                    изготавливать несложные аппликации;

·                    поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего занятия.

 

2.       Содержание  курса «Математика и конструирование»

      Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения: математику и трудовое обучение.

        Идея интеграции предметов определяет содержание и структуру курса, основными положениями которого являются:

·                    преемственность с действующими в начальных классах курсами математики и технологии;

·                    усиление геометрического содержания начального курса математики за счет углубления в изучении уже имеющегося программного материала, так и за счет расширения содержания его геометрической составляющей: изучаются свойства диагоналей прямоугольника (квадрата) и способы построения этих фигур на нелинованной бумаге с использованием этих свойств; рассматривается взаимное расположение на плоскости различных фигур (в том числе вписанного в окружность прямоугольника, двух окружностей), в курс включено знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида), телами вращения (цилиндр, шар, сфера);

·                    изменение содержательной и графической линии технологии, дополнение его заданиями, которые создают условия для формирования и развития умений проводить моделирование, для развития элементов конструкторского мышления, для повышения технической грамотности учащихся: дети учатся читать и выполнять технические рисунки, технологические карты, чертежи.

         Математическая часть курса условно разделена на 2 блока:

- арифметический, который полностью соответствует программе по математике курса начальной школы;

- геометрический, материал которого выстраивается в постепенной последовательности увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линия, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.

 

Содержание курса - геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д.  Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств их диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб, грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».

3.     Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

Форма

проведения

Вид

контроля

1.       

Введение учащихся в материал курса. Точка.  Линия. Изображение точки и линий на бумаге

1

Беседа-знакомство

Текущий

2.       

Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

1

Поисковая беседа

Тест

3.       

Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой.

1

Занятие-исследование

Текущий

4.       

Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой.

1

Занятие-эксперимент

Текущий

5.       

Горизонтальное,  вертикальное,  наклонное положение прямой на плоскости.

1

Путешествие-исследование

Текущий

6.       

Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.

1

Занятие-исследование

Текущий

7.       

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины.

1

Практическая работа

Текущий

8.       

Повторение и закрепление пройденного

1

Занятие-игра

Промежуточный

9.       

Конструирование  модели самолета из полосок бумаги

1

Практическая работа

Выставка работ

10.   

Изготовление аппликации «Песочница»

1

Практическая работа

Выставка работ

11.   

Луч

1

Поисковая беседа

Тест

12.   

Сравнение отрезков с помощью циркуля

1

Практическая работа

Текущий

13.   

Сантиметр

1

Путешествие-исследование

Текущий

14.   

Геометрическая сумма и разность двух отрезков

1

Занятие-эксперимент

Составление отчета

15.   

Угол. Развернутый угол

1

Поисковая беседа

Тест

16.   

Прямой угол. Непрямой угол

1

Путешествие-исследование

Тест

17.   

Виды углов: прямой, тупой, острый.

1

Занятие-эксперимент

Тест

18.   

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

1

Занятие-эксперимент

Текущий

19.   

Закрепление пройденного

1

Занятие-игра

Промежуточный

20.   

Многоугольник

1

Поисковая беседа

Тест

21.   

Многоугольник

1

Занятие-эксперимент

Текущий

22.   

Прямоугольник

1

Занятие-эксперимент

Текущий

23.   

Противоположные стороны прямоугольника

1

Практическая работа

Тест

24.   

Квадрат

1

Занятие-исследование

Текущий

25.   

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром

1

Занятие-исследование

Текущий

26.   

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром

1

Занятие-эксперимент

Тест

27.   

Повторение и закрепление пройденного

1

Занятие-игра

Промежуточный

28.   

Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник»

1

Практическая работа

Выставка работ

29.   

Повторение и закрепление пройденного

1

Занятие-игра

Промежуточный

30.   

Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей

1

Практическая работа

Выставка работ

31.   

Промежуточная аттестация. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей

1

Творческая работа

Итоговый (зачет)

32.   

Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», Рыбка», «Зайчик»

1

Практическая работа

Выставка работ

33.   

Творческие работы. Выполнение мини проектов

1

Творческая работа

Выставка работ

34.   

Итоговое занятие

1

Подведение итогов

Беседа

 

4.     Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Даты проведения

План

Факт

1.

Введение учащихся в материал курса. Точка.  Линия. Изображение точки и линий на бумаге

2.09.20

2.09.20

2.

Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

9.09.20

9.09.20

3.

Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой.

16.09.20

16.09.20

4.

Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой.

23.09.20

23.09.20

5.

Горизонтальное,  вертикальное,  наклонное положение прямой на плоскости.

30.09.20

30.09.20

6.

Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.

7.10.20

7.10.20

7.

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины.

14.10.20

14.10.20

8.

Повторение и закрепление пройденного

21.10.20

21.10.20

9.

Конструирование  модели самолета из полосок бумаги

28.10.20

28.10.20

10.

Изготовление аппликации «Песочница»

11.11.20

11.11.20

11.

Луч

18.11.20

18.11.20

12.

Сравнение отрезков с помощью циркуля

25.11.20

25.11.20

13.

Сантиметр

2.12.20

2.12.20

14.

Геометрическая сумма и разность двух отрезков

9.12.20

9.12.20

15.

Угол. Развернутый угол

16.12.20

16.12.20

16.

Прямой угол. Непрямой угол

23.12.20

23.12.20

17.

Виды углов: прямой, тупой, острый.

13.01.21

13.01.21

18.

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

20.01.21

20.01.21

19.

Закрепление пройденного

27.01.21

27.01.21

20.

Многоугольник

3.02.21

3.02.21

21.

Многоугольник

10.02.21

10.02.21

22.

Прямоугольник

17.02.21

17.02.21

23.

Противоположные стороны прямоугольника

24.02.21

24.02.21

24.

Квадрат

3.03.21

3.03.21

25.

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром

10.03.21

10.03.21

26.

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром

17.03.21

1.03.21

27.

Повторение и закрепление пройденного

24.03.21

24.03.21

28.

Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник»

14.04.21

14.04.21

29.

Повторение и закрепление пройденного

21.04.21

21.04.21

30.

Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей

28.04.21

28.04.21

31.

Промежуточная аттестация. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей

5.05.21

5.05.21

32.

Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», Рыбка», «Зайчик»

12.05.21

12.05.21

33.

Творческие работы. Выполнение мини проектов

19.05.21

19.05.

34.

Итоговое занятие

26.05.21

26.05.21

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебники и учебные пособия:

  • Тетрадь по математике и конструированию.  2 кл.  Волкова С.И., Пчелкина О.Л. - Просвещение, 2015.
  • Сборник "Рабочие программы Начальные классы. 2011, Просвещение

Методические пособия:

  • Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование в 2 кл. (1-4): Пособие для учителя - Просвещение, 2015.
  • Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  • Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
  • Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002

Оборудование. Игры.

  1. игра «Танграм»;
  2. набор геометрических фигур;
  3. компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  4. набор «Математика и конструирование».

Гимназия № 4» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 660122 г

Гимназия № 4» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 660122 г

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование » для 2 класса рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю)

Программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование » для 2 класса рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю)

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии

Математическая часть курса условно разделена на 2 блока: - арифметический, который полностью соответствует программе по математике курса начальной школы; - геометрический, материал которого выстраивается в…

Математическая часть курса условно разделена на 2 блока: - арифметический, который полностью соответствует программе по математике курса начальной школы; - геометрический, материал которого выстраивается в…

Конструирование Виды бумаги

Конструирование Виды бумаги

Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги

Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги

Тест 1.

Тест 1.

Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка»,

Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка»,

Многоугольник 3.02.21 3

Многоугольник 3.02.21 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2021