муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Гимназия № 4»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
660122 г. Красноярск, ул. имени газеты «Пионерская правда», 5, тел.: 237-34-27, факс 237-34-27,
е-mail:gimn4@list.ru http://www.gymn4.ru
ОГРН 1022401945730, ИНН/КПП 2461023652/246101001
|
|
|
||
ПРИНЯТО: методический совет МАОУ Гимназии № 4 протокол № ____ от «___»____________2020 г. _______ |
СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УВР МАОУ Гимназии № 4 «____»__________2020 г. ____________ Г.В. Ульянкина
|
УТВЕРЖДАЮ: директор МАОУ Гимназии № 4 _________С.В. Пикалов приказ № ____ от «___»________2020 г. |
||
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
2 «А» класс
учитель: Андреева Анастасия Евгеньевна
г. Красноярск
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ООП НОО МАОУ Гимназии № 4, с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей, запросов обучающихся и авторской программы «Математика и конструирование» (1-4 классы) авторов Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.
Курс предназначен для обучающихся начальной школы. Интегрированный курс, объединяющий два предмета: математику и трудовое обучение, направлен на развитие мыслительной и конструкторско-практической деятельности. Основная цель курса - обеспечить числовую грамотность обучающихся, дать начальные геометрические представления. Внимание уделяется развитию логического мышления и пространственных представлений детей и формированию компьютерной грамотности.
Курс «Математика и конструирование» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуального развития личности.
Цель: обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся и развить трудовые умения и навыки, познакомить с основами конструкторско-практической деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков обучающихся.
Задачи:
· создать условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений обучающихся;
· помочь формировать элементы конструкторских и графических умений;
· развивать воображение и логическое мышление детей;.
· одновременно и взаимосвязано развивать мыслительную деятельность, любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· способствовать развитию внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· воспитывать чувства справедливости, ответственности;
· развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.
Программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование » для 2 класса рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю).
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты как умения:
- положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, окружающему миру;
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
· Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
· Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
· Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
· Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
· Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
· Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
· Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
· Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
· Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
· Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
· Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
· Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
· Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
· Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
· Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
· Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
· Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
· Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
· Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
· Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
· Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
· использовать критерии для обоснования своего суждения.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
Учащиеся должны уметь ко 2-му году обучения:
· чертить отрезки прямоугольник по заданным размерам; чертить отрезок – сумму и отрезок – разность двух отрезков; обозначать буквами отрезки, ломаную, многоугольник, угол
· многоугольника;
· делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
· определять материал, из которого сделано изделие, определять назначение изделия;
· соблюдать правила безопасности;
· изготавливать несложные аппликации;
· поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего занятия.
2. Содержание курса «Математика и конструирование»
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения: математику и трудовое обучение.
Идея интеграции предметов определяет содержание и структуру курса, основными положениями которого являются:
· преемственность с действующими в начальных классах курсами математики и технологии;
· усиление геометрического содержания начального курса математики за счет углубления в изучении уже имеющегося программного материала, так и за счет расширения содержания его геометрической составляющей: изучаются свойства диагоналей прямоугольника (квадрата) и способы построения этих фигур на нелинованной бумаге с использованием этих свойств; рассматривается взаимное расположение на плоскости различных фигур (в том числе вписанного в окружность прямоугольника, двух окружностей), в курс включено знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида), телами вращения (цилиндр, шар, сфера);
· изменение содержательной и графической линии технологии, дополнение его заданиями, которые создают условия для формирования и развития умений проводить моделирование, для развития элементов конструкторского мышления, для повышения технической грамотности учащихся: дети учатся читать и выполнять технические рисунки, технологические карты, чертежи.
Математическая часть курса условно разделена на 2 блока:
- арифметический, который полностью соответствует программе по математике курса начальной школы;
- геометрический, материал которого выстраивается в постепенной последовательности увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линия, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Содержание курса - геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств их диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб, грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма проведения |
Вид контроля |
1. |
Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге |
1 |
Беседа-знакомство |
Текущий |
2. |
Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. |
1 |
Поисковая беседа |
Тест |
3. |
Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. |
1 |
Занятие-исследование |
Текущий |
4. |
Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой. |
1 |
Занятие-эксперимент |
Текущий |
5. |
Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. |
1 |
Путешествие-исследование |
Текущий |
6. |
Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. |
1 |
Занятие-исследование |
Текущий |
7. |
Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. |
1 |
Практическая работа |
Текущий |
8. |
Повторение и закрепление пройденного |
1 |
Занятие-игра |
Промежуточный |
9. |
Конструирование модели самолета из полосок бумаги |
1 |
Практическая работа |
Выставка работ |
10. |
Изготовление аппликации «Песочница» |
1 |
Практическая работа |
Выставка работ |
11. |
Луч |
1 |
Поисковая беседа |
Тест |
12. |
Сравнение отрезков с помощью циркуля |
1 |
Практическая работа |
Текущий |
13. |
Сантиметр |
1 |
Путешествие-исследование |
Текущий |
14. |
Геометрическая сумма и разность двух отрезков |
1 |
Занятие-эксперимент |
Составление отчета |
15. |
Угол. Развернутый угол |
1 |
Поисковая беседа |
Тест |
16. |
Прямой угол. Непрямой угол |
1 |
Путешествие-исследование |
Тест |
17. |
Виды углов: прямой, тупой, острый. |
1 |
Занятие-эксперимент |
Тест |
18. |
Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. |
1 |
Занятие-эксперимент |
Текущий |
19. |
Закрепление пройденного |
1 |
Занятие-игра |
Промежуточный |
20. |
Многоугольник |
1 |
Поисковая беседа |
Тест |
21. |
Многоугольник |
1 |
Занятие-эксперимент |
Текущий |
22. |
Прямоугольник |
1 |
Занятие-эксперимент |
Текущий |
23. |
Противоположные стороны прямоугольника |
1 |
Практическая работа |
Тест |
24. |
Квадрат |
1 |
Занятие-исследование |
Текущий |
25. |
Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром |
1 |
Занятие-исследование |
Текущий |
26. |
Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром |
1 |
Занятие-эксперимент |
Тест |
27. |
Повторение и закрепление пройденного |
1 |
Занятие-игра |
Промежуточный |
28. |
Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник» |
1 |
Практическая работа |
Выставка работ |
29. |
Повторение и закрепление пройденного |
1 |
Занятие-игра |
Промежуточный |
30. |
Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей |
1 |
Практическая работа |
Выставка работ |
31. |
Промежуточная аттестация. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей |
1 |
Творческая работа |
Итоговый (зачет) |
32. |
Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», Рыбка», «Зайчик» |
1 |
Практическая работа |
Выставка работ |
33. |
Творческие работы. Выполнение мини проектов |
1 |
Творческая работа |
Выставка работ |
34. |
Итоговое занятие |
1 |
Подведение итогов |
Беседа |
4. Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
Даты проведения |
|
План |
Факт |
||
1. |
Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге |
2.09.20 |
2.09.20 |
2. |
Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. |
9.09.20 |
9.09.20 |
3. |
Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. |
16.09.20 |
16.09.20 |
4. |
Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой. |
23.09.20 |
23.09.20 |
5. |
Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. |
30.09.20 |
30.09.20 |
6. |
Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. |
7.10.20 |
7.10.20 |
7. |
Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. |
14.10.20 |
14.10.20 |
8. |
Повторение и закрепление пройденного |
21.10.20 |
21.10.20 |
9. |
Конструирование модели самолета из полосок бумаги |
28.10.20 |
28.10.20 |
10. |
Изготовление аппликации «Песочница» |
11.11.20 |
11.11.20 |
11. |
Луч |
18.11.20 |
18.11.20 |
12. |
Сравнение отрезков с помощью циркуля |
25.11.20 |
25.11.20 |
13. |
Сантиметр |
2.12.20 |
2.12.20 |
14. |
Геометрическая сумма и разность двух отрезков |
9.12.20 |
9.12.20 |
15. |
Угол. Развернутый угол |
16.12.20 |
16.12.20 |
16. |
Прямой угол. Непрямой угол |
23.12.20 |
23.12.20 |
17. |
Виды углов: прямой, тупой, острый. |
13.01.21 |
13.01.21 |
18. |
Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. |
20.01.21 |
20.01.21 |
19. |
Закрепление пройденного |
27.01.21 |
27.01.21 |
20. |
Многоугольник |
3.02.21 |
3.02.21 |
21. |
Многоугольник |
10.02.21 |
10.02.21 |
22. |
Прямоугольник |
17.02.21 |
17.02.21 |
23. |
Противоположные стороны прямоугольника |
24.02.21 |
24.02.21 |
24. |
Квадрат |
3.03.21 |
3.03.21 |
25. |
Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром |
10.03.21 |
10.03.21 |
26. |
Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром |
17.03.21 |
1.03.21 |
27. |
Повторение и закрепление пройденного |
24.03.21 |
24.03.21 |
28. |
Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник» |
14.04.21 |
14.04.21 |
29. |
Повторение и закрепление пройденного |
21.04.21 |
21.04.21 |
30. |
Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей |
28.04.21 |
28.04.21 |
31. |
Промежуточная аттестация. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей |
5.05.21 |
5.05.21 |
32. |
Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», Рыбка», «Зайчик» |
12.05.21 |
12.05.21 |
33. |
Творческие работы. Выполнение мини проектов |
19.05.21 |
19.05. |
34. |
Итоговое занятие |
26.05.21 |
26.05.21 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники и учебные пособия:
Методические пособия:
Оборудование. Игры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.