1.Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности
«Ритмическая мозаика» для 6 классов.
1.1 Рабочая программа внеурочной деятельности «Ритмическая мозаика» для 6 классов составлена на основе программ и документов:
· Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ.
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( ФГОС НОО).
· Основная образовательная программа начального общего образования.
· Программа внеурочной деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 им.Страховой З.Х».
· Положение о внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС НОО, ФГОС ООО.
· Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 им. Страховой З.Х.».
· Санитарно-эпидемилогические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
· Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»
· Письмо МОН РФ от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школ».
· «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
· «Внеурочная деятельность школьников», методический конструктор, авторы Д.В.Григорьев, П. В. Степанов, М. «Просвещение» 2011г.
· Авторской программы “Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы» Е.И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, М., издательство «Просвещение», 1997г.
· Образовательной программы «Ритмика и танец» хореографической студии «Ровесник» для детей и подростков Л.П. Плутенко.
1.2. Место рабочей программы и её роль в системе обучения, развития и воспитания учащихся основной школы и ее актуальность.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Актуальность данного курса состоит в том, что в процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Курс «Ритмическая мозаика» посвящён процессу овладения детьми ритмическими движениями с музыкальным сопровождением.
В соответствии с учебным планом в 6-х классах на внеурочную деятельность по курсу «Ритмическая мозаика» отводится 105 часов (из расчета 1 час в неделю в 6 «А», 1 ч в неделю в 6 «Б» и 1ч в неделю в 6 «В»). Занятия проводятся в хореографическом зале.
1.3. Цель рабочей программы «Ритмическая мозаика» и ее задачи.
Цель программы - формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи программы:
1.4. Основные принципы реализации.
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1.5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.
Эта программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка.
1.6. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения (как факультативное занятие).
1.7. Вариативность программы.
Особенностью Программы является её вариативность. Учитель вправе - выбирать или менять предложенное Программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач:
- сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках обучения
- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов (индивидуальных, коллективных или групповых)
1.8. Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы организации внеурочных занятий: презентации, индивидуальная, групповая, коллективная деятельность.
В процессе обучения используются следующие методы организации внеурочной деятельности:
Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается на инициативность, самостоятельность, активность учащихся в ходе занятия ритмикой. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли «носителя информации» и роли арбитра.
При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск учащихся.
На разных этапах занятия учитель выступает в различных ролевых позициях:
- консультант. Побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.
-координатор. Помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.
Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами (и только тогда он сможет научить этому учащихся):
-эмоциональные позиции (позиции непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя);
-игровые позиции (герой - вдохновитель, заказчик, спорщик);
- рефлексивные позиции (Я-дерево, я - птичка, я - камень, я облако, я - взрослый и т. д.)
1.9. Формы организации занятий во внеурочной деятельности
· беседа
· рассказ
· демонстрация плакатов, видео
· презентация
· игра
· парад
· репетиция
1.10. Формы контроля внеурочной деятельности
· Викторина
· Конкурс
· Наблюдение
· Концерт
1.11. Формы оценки результатов.
2. Предполагаемые результаты реализации программы.
Результаты первого уровня.
Приобретение школьником социальных знаний:
-приобретение
учащимися представлений о темпе, ритме, амплитуде движений, способности
выполнить определённые танцевальные движения;
-приобретение обучающимися знаний о правилах групповой работы, основ этикета и
грамотной манеры поведения в обществе, представлений об актёрском мастерстве,
получение сведений о танцах разных народов и различных эпох и формирование
позитивного отношения школьника к традициям других народов, т.к. каждый народ
имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его
история, его обычаи и характер.
Результаты второго уровня.
Формирование ценностного отношения к социальной реальности:
развитие
ценностного отношения обучающихся к культуре, труду, воспитание чувства
сопереживания к товарищам;
- развитие потребности двигательной активности как основы здорового образа
жизни.
- гармонизация развития обучающихся, расширение рамок культурного и исторического
образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца
познавательных возможностей обучающихся в области истории, географии,
литературы, фольклора.
Результаты третьего уровня.
Получение опыта самостоятельного общественного действия:
-
приобретение опыта публичного выступления;
- зная об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом
искусстве;
конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием,
смыслом, чувством и настроением музыки, дети сами смогут разобраться в том
танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике,
- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в танце на
межличностное общение в повседневной жизни.
К концу курса обучения учащиеся овладеют
программным
материалом.
У учащихся сформирована и сохранена правильная осанка, укреплен мышечный корсет
средствами классического, народного и бального танцев, воспитана культура
движения. Развита потребность двигательной активности как основы здорового
образа жизни. Ученики научатся соединять музыку с движением, работать в
ритме музыки, работать в паре, в коллективе, проводить самостоятельно разминку
и выполнять определённые комплексы упражнений для отдельных групп мышц и
подвижности суставов. Учащимися освоены азы ритмики, азбуки классического
танца, изучены танцевальные элементы, исполнение бального и народного танцев и
воспитана способность к танцевально – музыкальной импровизации, получены
навыки публичных выступлений.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) |
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; -эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
|
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. |
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
- самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели. |
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
К концу курса обучения учащиеся получат знания:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
– о формах
проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; |
- знать о ценностном отношении к
искусству танца, как к культурному наследию народа; |
- необходимо иметь представление о многообразии танцев, особенностях танцев народов мира, танцевальной азбуке, танцевальных позициях; |
- анализировать и сопоставлять,
обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. |
- планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать
предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей; |
- работать с танцевальными движениями: мягкий танцевальный шаг, шаг вальса, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник, припадания, шаг с
притопом,дробный шаг; работать в группе, в коллективе. выступать перед публикой, зрителями. |
- быть сдержанным, терпеливым,
вежливым в процессе взаимодействия; |
- выработать способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья ;
|
- самостоятельно выбирать,
организовывать небольшой творческий проект; |
Ожидаемый результат:
Программа предусматривает формирование у учащихся знаний, умений и навыков, ключевых компетенций.
Учащиеся должны знать и помнить:
- правила безопасного поведения;
- правила выполнения базовых движений и элементов трудности;
- основные понятия музыкальной грамоты;
- цели, задачи, особенности содержания современных направлений фитнеса.
Учащиеся должны уметь:
- контролировать в процессе занятий положение своего тела, осанку, основные функциональные показатели: пульс, дыхание;
- составлять и выполнять аэробные, силовые комплексы с учетом индивидуальных особенностей;
- осуществлять наблюдение за своим развитием и индивидуальной физической подготовленностью;
- соблюдать правила безопасности и принципы оздоровительной тренировки;
- использовать современный спортивный инвентарь и оборудование.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:
- для повышения работоспособности, укреплении здоровья;
- для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств;
- для включения занятий фитнесом в активный отдых и досуг.
Оценка знаний учащихся осуществляется учителем в виде зачёта («зачет», «незачёт»).
3. Содержание программы внеурочной деятельности
«Ритмическая мозаика».
1) Раздел «Введение» (1ч в год) знакомит учащихся с техникой безопасности на занятии в танцевальном зале, требованиями безопасности к оборудованию и инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся. Правила этикета.
2) Раздел «Детский фитнес.» (16 ч в год) Раздел детский фитнес – это спортивные занятия, которые могут включать в себя элементы хореографии, гимнастики, аэробики, йоги. Разучивают комбинации классической аэробики. Бесспорное достоинство детского фитнеса состоит в том, что детский фитнес не имеет четко определенной программы упражнений. Скорее, детский фитнес можно назвать сочетанием «блоков» из общеукрепляющих упражнений. На таких занятиях все дети находятся в равных условиях – каждый ребенок в равной степени может проявить себя. Ведь все дети разные: кто-то любит подвижные игры, кто-то – танцы, а кому-то понравится системное повторение упражнений… В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку, не допуская перенапряжения детей, не злоупотребляя партерной гимнастикой и прыжковыми движениями.
Упражнения для воспитания правильной осанки. Хорошая осанка – это не только красота, но и здоровье. Правильной осанкой принято называть привычную позу непринуждённо стоящего человека, когда он способен без напряжения держать прямо туловище и голову небольшими естественными изгибами позвоночника. Важным и постоянным упражнением должна стать тренировка правильной осанки во время ходьбы, стояния, сидения и разных движений. Неправильная осанка является причиной большинства функциональных расстройств организма, переходящих в органические. Специальные комплексы упражнений помогают следить за осанкой детей (держаться прямо, стройно, легко и свободно ходить, бегать, эластично отскакивать и приземляться при прыжках и пружинить при подскоках, правильно выполнять гимнастические упражнения и упражнения с предметами). Вырабатывать правильную координацию рук и ног в любых движениях. Развивать торможение, сохраняя при этом правильное положение тела.
Партерная гимнастика. Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.
Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяется ряд комплексных упражнений для различных групп мышц тела. Большинство упражнения выполняются лежа на спине, на животе, и сидя.
Партерная гимнастика позволяет приобрести упругость и эластичность всего тела, необходимую не только тем, кто собирается стать танцовщиками, но и всем, кто хочет иметь здоровое, красивое, правильно сформированное тело.
Пилатес – это система упражнений, основная цель которых – детальная проработка мышц, включая самые мелкие (которые обычно не задействованы), увеличение эластичности связок, подвижности позвоночника и суставов.
Метод Пилатеса (Pilates), получивший свое название от имени автора методики Джозефа Пилатеса, представляет собой ряд несложных, но при этом действенных упражнений. Основная цель – вернуть человека к его природному состоянию, придать телу и позвоночнику силу, гибкость, выносливость, вновь научить его двигаться так же, как он делал это в детские годы – свободно, легко и пластично. Пилатес учит держать под контролем собственный организм, а следовательно, и вывести собственную жизнь на новый качественный уровень. При всех прочих достоинствах метод не представляет опасности для здоровья и подходит любому, вне зависимости от половой принадлежности, физической подготовки и возраста. Пилатес относится к категории тренировок с низкой степенью опасности. Пожалуй, это уникальная система в том плане, что она очень мягко воздействует на тело и при этом дает сильный укрепляющий эффект. Занятия по системе Пилатес является настолько безопасной, что ее применяют в период восстановления после травм позвоночника.
3) Раздел «Танцевальный калейдоскоп» (16ч в год) включает в себя элементы классического танца; элементы народных танцев, элементы бальных танцев, элементы современных танцев, элементы эстрадно-спортивного танца, импровизацию. Этот вид двигательной деятельности наиболее эмоционален, доступен и любим учащимися. Это ценное средство общения людей, которое содействует воспитанию коллективизма, дружбы и товарищества, развивает эстетические чувства, повышает интерес к занятиям.
Раздел «Элементы классического танца» состоит из упражнений классического экзерсиса для формирования школы движений, совершенствования координации, укрепления мышц ног и туловища. Средства хореографии могут помочь детям почувствовать своё тело, добиться красоты и грациозности в движениях, хорошей осанки и походки. Показав и объяснив учащимся то или иное упражнение, необходимо указать на самое главное в его исполнении. Кроме индивидуальных замечаний учащимся, полезно чаще останавливать детей во время исполнения того или иного упражнения и проверять правильность положения ног, корпуса, рук – одновременно у всей группы учащихся. Следует также спрашивать ребят, в чём ошибка того или иного ученика и как надо её исправить. Повторение с учениками пройденного материала тренирует мышцы и улучшает качество исполнения. При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух на уроке, так как это притупляет музыкальное восприятие ученика. Объяснив ученику, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо как можно быстрее предоставить ему возможность вслушиваться в музыку самостоятельно. Считать вслух допустимо только в самом начале изучения нового упражнения.
Элементы хореографии развивают у ребят красоту линий, способствуют формированию культуры тела и движений. Ученики получают элементарные представления о красоте танца. У детей развивается сознательное, вдумчивое отношение к занятиям.
Элементы народного танца. Этот раздел включает в себя изучение отдельных танцевальных движений. Народные танцы приобщают детей к народной культуре, порождают положительные эмоции, помогают формированию эстетических чувств. Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети учатся различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавая пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение. Изучается лирическая композиция «На рассвете».
Элементы бальных танцев изучаются как индивидуально, так и в паре. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами. Занятия бальными танцами органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека. Изучаются композиции «Вальс цветов», «Вальс снежинок», «Венский вальс».
Элементы современных танцев. Дети знакомятся с современными направлениями в танцах: хаус, слоу, фристайл. Совершенствуются навыки в рок-н-ролле и джазе.
4) Мероприятия воспитательно-познавательного характера (1ч) проводятся с учащимися в виде бесед с просмотром видео- и DVD-материалов, бесед за «круглым столом», индивидуальных бесед с учениками.
Беседы с родителями, и, конечно, с самими детьми также позволяют делать определённые оптимистические выводы о связи занятий танцами с изменением в уровне эстетического восприятия детей.
Посещение различных концертов с участием других танцевальных коллективов является необходимым для роста творческого потенциала учащихся, чтобы они стремились повышать свой технический уровень и в дальнейшем.
5) Итоговое занятие (1ч) может проходить в виде открытого мероприятия, конкурса, открытого урока или показательного выступления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.