Рабочая программа по литературе 7 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературе 7 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
7 кл—11 кл +1
05.07.2021
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа предназначена для 7-А класса общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с: - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577); - Рабочими программами под редакцией В. Я. Коровиной. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.;
Рабочая программа по литературе 7 класс.doc

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литература»

7-А класс

 

Основное общее образование

(базовый уровень)

 

Срок реализации программы

01.09.2020-25.05.2021

 

 

 

Количество часов по учебному плану: 70 ч /год, 2 ч / неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               2020 г.

            Рабочая программа предназначена для 7-А класса общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577);

- Рабочими программами под редакцией В. Я. Коровиной. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.;

-  Положением «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ»;

- Методическими рекомендациями «Об особенностях преподавания литературы  в общеобразовательных организациях в 2020/2021 учебном году.

Используемый учебник: Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электр. носителе. В 2 ч. Ч.1/В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. - 2-е изд. - М.:Просвещение, 2014.-358 с. Ч.2/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 319 с.

В Рабочую программу по литературе к УМК под ред. В.Я.Коровиной, рассчитанную на 70 часов ( из расчёта 2 часа в неделю) внесены изменения: количество часов по темам «Устное народное творчество»-7; «Из литературы  XIX века»-29; «Из русской литературы ХX века»-  20; «Русские поэты XX века о Родине и родной природе»- 3; «Из зарубежной литературы»-5.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

- умение анализировать литературное произведение;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь   способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–– пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осществлять анализ и синтез;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

–– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности   и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Устное народное творчество (7 ч)

      Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала». Пословицы и поговорки.

Из древнерусской литературы (2 ч)

«Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. Народно-поэтические мотивы в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности

Из русской литературы  XVIII века (2ч)

М. В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество. Теория «трёх штилей».. 

  Г. Р. Державин – поэт и гражданин.  Краткий рассказ о поэте. Своеобразие поэзии.  Новаторство в стихотворческой деятельности. 

Из русской литературы XIX века (29ч)

А. С. Пушкин.  Краткий рассказ о писателе. «Медный всадник». Историческая основа поэмы «Медный всадник».  «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина  к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.  «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. «Повести Белкина». Жанровое своеобразие.

М. Ю. Лермонтов. Слово   о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.  Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих. Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется  желтеющая нива…», «Молитва»,  «Ангел». Проблема гармонии человека и природы.

 Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Тарас Бульба. История создания повести. Художественные Эпоха и герои. Историческая основа повести. Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Художественные особенности повести.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

 Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…».

А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

М.Е.Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Чувства, поступки и духовный мир главного героя.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе (1ч).(Обзор). Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века (20ч)

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение быта и характеров. «Легенда о Данко»  из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

В.В.Маяковский. Слово о поэте.  «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.

Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.

 Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади».  Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

                             Русские поэты XX века о Родине и родной природе (3ч)

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

Стихотворения о родной природе (1ч). В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…», С.А.Есенин «Топи да болота…», Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…», Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».

Из литературы народов России (1ч.)

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта

Из зарубежной литературы (4ч)

 Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

Итоговый урок(1ч.)

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Теоретический материал

Развитие речи, внеклассное чтение

Контрольные работы(тесты, сочинения, изложения)

1

Введение

1

1

 

 

2

Устное народное творчество 

7

6

  

 Вн.чт.-1

 

3

 Древнерусская литература

2

2

 

 

4

Из литературы 18 века

2

2

 

 

5

Из русской литературы 19 века

29

21

  

РР.-5

Вн.чт.-3

К/С-2

 Д/С-2

 

6

Из русской литературы 20 века

20

15

  

РР.-2

Вн.чт.-3

К/С-1

 

7

Русские поэты XX века о Родине и родной природе

3

3

 

К/Р-1

8

Из литературы народов России

1

1

 

 

9

Из зарубежной литературы

4

3

РР.-1

 

10

Итоговый урок

1

            1

 

 

 

Итого

70

55

РР.-8

Вн.чт.-7

К/С-3

Д/С-2

КР-1

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 7-А класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 7-А класс

Рабочая программа предназначена для 7-А класса общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с: -

Рабочая программа предназначена для 7-А класса общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с: -

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,…

Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,…

А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь

А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п / п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п / п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2021