МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
РАССМОТРЕНО протокол от 26 августа 2022 г. №1 Председатель МС __________/ Данилова М. Е.
|
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ____________ / Калинина Л. В. 26 августа 2022 г. |
Рабочая программа
основного общего образования
по литературе
для 7 А класса
Составитель: Румянцева Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории |
пгт Верхнеднепровский
2022
Рабочая программа по литературе для 7 А класса составлена на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
• Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2020/02/примерная-основная-образовательная-программа-ред.-04.02.2020 (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
• Авторской программы: В.Я.Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. Рабочие программы. Литература 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2016
• Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
• Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ:
В.Я. Коровина и др. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2ч. - М.: Просвещение, 2015
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 20.05. 2020 г. № 254
Данная рабочая программа составлена на 70 час (2 часа в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2022-2023 уч. год. Авторская программа – 70 часов
Корректировка авторской программы
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Авторская программа |
Рабочая программа |
1. |
Из русской литературы XIX века |
27 |
28 |
2. |
Детективная литература |
1 |
1 |
3. |
Подведение итогов года |
1 |
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, призвана обеспечить достижение личностных результатов
Личностные результаты
· Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- умению контроля;
- принятию решений в проблемных ситуациях;
-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам саморегуляции;
- осуществлению познавательной рефлексии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- организовывать деловое сотрудничество;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вступать в диалог;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Предметные результаты
Устное народное творчество
Обучающийся научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;
- выделять нравственную проблематику преданий и былин как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
- обращаться к преданиям, былинам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины и предания, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народного эпоса приёмы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература.
Обучающийся научится:
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
- создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с книгой и другими источниками информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;
- создавать собственную иллюстрацию изученного текста;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;
- представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).
II. Содержание учебного предмета
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Эпос народов мира
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историеская основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальное представление). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения).
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны.
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова, К. Симонов, стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
С целью реализации образовательной программы основного общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
III. Тематическое планирование
Содержание |
Кол-во часов |
Внеклассное чтение |
Развитие речи |
Сочинение |
Контрольная работа |
Промежуточная аттестация |
1. Введение |
1 |
|
|
|
|
|
2. Устное народное творчество |
6 |
2 |
1 |
1 |
|
|
3. Из древнерусской литературы |
2 |
|
|
|
|
|
4. Из русской литературы ХVIII века |
2 |
|
|
|
|
|
5. Из русской литературы XIX века |
28 |
3 |
3 |
1 |
1 |
|
6. Из русской литературы XX века |
24 |
4 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7. Из литературы народов России |
1 |
|
|
|
|
|
8. Из зарубежной литературы |
5 |
1 |
1 |
|
|
|
9. Детективная литература. Подведение итогов года. |
1 |
1 |
|
|
|
|
Итого |
70 |
11 |
7 |
3 |
2 |
1 |
IV. Календарно-тематическое планирование
№ темы (раздела) |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
ВВЕДЕНИЕ (1) |
||||
1. |
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. |
1 |
01.09 |
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.) |
|
|
|
|
2. |
Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Поэтическая автобиография народа. |
1 |
06.09 |
|
3. |
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». |
1 |
08.09 |
|
4. |
Внеклассное чтение. Русские былины Киевского и Новгородского цикла. |
1 |
13.09 |
|
5. |
Внеклассное чтение. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. |
1 |
15.09 |
|
6. |
«Песнь о Роланде». Французский средневековый героический эпос. |
1 |
20.09 |
|
7. |
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Р. р. Сочинение по пословице. |
1 |
22.09 |
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.) |
||||
8. |
«Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Формирование традиций уважительного отношения к книге. |
1 |
27.09 |
|
9. |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Р. р. Устный ответ на проблемный вопрос. |
1 |
29.09 |
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.) |
||||
10. |
М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. |
1 |
04.10 |
|
11. |
Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. |
1 |
06.10 |
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч.) |
||||
Александр Сергеевич Пушкин (7 ч.) |
||||
12. |
А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII. |
1 |
11.10 |
|
13. |
А.С. Пушкин «Медный всадник». Образ Петра I. Тема настоящего и будущего России. |
1 |
13.10 |
|
14. |
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления князя Олега и волхва. |
1 |
18.10 |
|
15. |
А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Пушкин-драматург. |
1 |
20.10 |
|
16. |
А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека». |
1 |
25.10 |
|
17-18. |
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Анализ эпизода. |
2 |
27.10, 08.11 |
|
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.) |
||||
19. |
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. |
1 |
10.11 |
|
20. |
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. Авторское отношение к изображаемому. Р. р. Письменный ответ на проблемный вопрос. |
1 |
15.11 |
|
21. |
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Проблема гармонии человека и природы. |
1 |
17.11 |
|
Николай Васильевич Гоголь ( 3 ч.) |
||||
22. |
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Прославление боевого товарищества. |
1 |
22.11 |
|
23. |
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа Андрию. |
1 |
24.11 |
|
24. |
Р.р. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. |
1 |
29.11 |
|
Иван Сергеевич Тургенев (3 ч.) |
||||
25. |
И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Смоленские публицисты. А. Н. Энгельгардт «Из деревни». |
1 |
01.12 |
|
26. |
И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Письменный анализ эпизода. |
1 |
06.12 |
|
27. |
И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворение в прозе как жанр. Родной язык как духовная опора человека. |
1 |
08.12 |
|
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.) |
||||
28. |
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. Декабристы на Смоленщине, их литературное творчество. |
1 |
13.12 |
|
29. |
Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения. Размышления поэта о судьбе народа. |
1 |
15.12 |
|
Алексей Константинович Толстой (1 ч.) |
||||
30. |
А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. |
1 |
20.12 |
|
М. Е. Салтыков- Щедрин (2 ч.) |
||||
31. |
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. |
1 |
22.12 |
|
32. |
Внеклассное чтение. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки, понятие о гротеске. |
1 |
27.12 |
|
Лев Николаевич Толстой (2 ч.) |
||||
33. |
Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести. |
1 |
29.12 |
|
34. |
Л.Н. Толстой. «Детство». Главный герой повести и его духовный мир. Письменная характеристика главного героя. |
1 |
10.01 |
|
35. |
Р.р. Урок контроля. Тестирование по произведениям Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. |
1 |
12.01 |
|
А. П. Чехов (3 ч.) |
||||
36. |
А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Живая картина нравов. |
1 |
17.01 |
|
37. |
А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. Средства создания комического. Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» |
1 |
19.01 |
|
38. |
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». «Грустный» юмор Чехова. Р. р. Ответ на проблемный вопрос. |
1 |
24.01 |
|
«Край ты мой родной, родимый край…» (1 ч.) |
||||
39. |
Р.р. «Край ты мой родной, родимый край…». В.А. Жуковский «Приход весны», И.А. Бунин «Родина», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. |
1 |
26.01 |
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч.) |
||||
Иван Алексеевич Бунин (2 ч.) |
||||
40. |
И.А. Бунин «Цифры». Воспитание детей в семье. |
1 |
31.01 |
|
41. |
Внеклассное чтение. И.А. Бунин «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. |
1 |
02.02 |
|
Максим Горький ( 3 ч.) |
||||
42. |
М. Горький. «Детство»: тёмные стороны жизни. Автобиографический характер повести. |
1 |
07.02 |
|
43. |
М. Горький. «Детство»: светлые стороны жизни. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Письменный анализ эпизода. |
1 |
09.02 |
|
44. |
М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко). Романтический характер легенды. |
1 |
14.02 |
|
Л. Н. Андреев (1 ч.) |
||||
45. |
Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героя. |
1 |
16.02 |
|
Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.) |
||||
46. |
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. |
1 |
21.02 |
|
47. |
В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. |
1 |
28.02 |
|
Андрей Платонович Платонов (3 ч.) |
||||
48. |
А.П. Платонов «Юшка». Главный герой рассказа, его душевная щедрость. |
1 |
02.03 |
|
49. |
А.П. Платонов «Юшка»: внешняя и внутренняя красота человека. Письменный ответ на проблемный вопрос. |
1 |
07.03 |
|
50. |
Внеклассное чтение. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. |
1 |
09.03 |
|
51. |
Р.р. Классное контрольное сочинение. |
1 |
14.03 |
|
Борис Леонидович Пастернак (1 ч.) |
||||
52. |
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака. |
1 |
16.03 |
|
А. Т. Твардовский (1 ч.) |
||||
53. |
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Взаимосвязь человека и природы, неразделимость судьбы человека и народа. |
1 |
21.03 |
|
На дорогах войны (обзор) (1 ч.) |
||||
54. |
Внеклассное чтение. Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова. |
1 |
04.04 |
|
Федор Александрович Абрамов (1 ч.) |
||||
55. |
Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы. Письменный ответ на вопрос. |
1 |
06.04 |
|
Евгений Иванович Носов (2 ч.) |
||||
56. |
Е.И. Носов «Кукла» («Акимыч»).Сила внутренней, духовной красоты человека. |
1 |
11.04 |
|
57. |
Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. Р. р. Письменный ответ на вопрос. |
1 |
13.04 |
|
Юрий Павлович Казаков (1 ч.) |
||||
58. |
Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка. |
1 |
18.04 |
|
Д.С. Лихачев (1 ч.) |
||||
59. |
Д.С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. |
1 |
20.04 |
|
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 ч.) |
||||
60. |
Внеклассное чтение. М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное. |
1 |
25.04 |
|
«Тихая моя Родина…» (обзор) (1ч.) |
||||
61. |
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова. |
1 |
27.04 |
|
Песни на слова русских поэтов XX века (1 ч.) |
||||
62. |
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. |
1 |
02.05 |
|
63. |
Промежуточная аттестация. Письменная контрольная работа. Тестирование. |
1 |
04.05 |
|
Из литературы народов России (1 ч.) |
||||
64. |
Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращения к истокам, основам жизни. |
1 |
11.05 |
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.) |
||||
65. |
Внеклассное чтение. Роберт Бёрнс. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. |
1 |
16.05 |
|
66. |
Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» Ощущение трагического разлада героя с жизнью. |
|
18.05 |
|
67. |
Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. |
1 |
23.05 |
|
68. |
О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. |
1 |
25.05 |
|
69. |
Бредбери. «Каникулы». Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Р. р. Письменный ответ на проблемный вопрос. |
|
19.05 |
|
70. |
Внеклассное чтение. Детективная литература. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето. |
1 |
30.05 |
|
Аннотация на рабочую программу по литературе для 7 А класса
Рабочая программа по литературе для 7 А класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями, разработана на основе авторской программы (В.Я.Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. Рабочие программы. Литература 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2016)
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. В.Я. Коровина и др. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2ч. - М.: Просвещение, 2015
2. Н. В. Беляева. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2017
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
· постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
· поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
· овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
· овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
· использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
· сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;
· формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
· обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
· использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
· воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
· расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Формы контроля: сочинение, устный ответ, тестирование, контрольная работа.
Задания и формы работы по формированию УУД: личностных (подведение итогов урока, творческие задания, имеющие практическое применение, самооценка событий), познавательных («Найди отличия», «Поиск лишнего», «Лабиринт», «Цепочка», составление схем-опор, работа со словарями), регулятивных («Преднамеренные ошибки», поиск информации в указанных источниках, взаимоконтроль, диспут, задания на самопроверку, оценку результатов, коррекцию), коммуникативных (диалог, групповая, парная работа, «Составь задание партнёру», «Подготовь рассказ на тему…»)
Рабочая программа составлена на 70часов (2 часа в неделю), соответствует учебному плану МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 на 2022-2023 уч. год.
Учитель русского языка и литературы Румянцева Т. В.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.