Рабочая программа по литературе для 9 класса ФГОС
Оценка 5

Рабочая программа по литературе для 9 класса ФГОС

Оценка 5
docx
04.04.2020
Рабочая программа по литературе для 9 класса ФГОС
9 класс литература.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района Республики Дагестан

 

 

          Рекомендовано

 методическим  объединением

учителей филологов

Руководитель МО

________Аскерова Р.К

 «___» _______ 2019 г.

 

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_________Аскеров Ш.А.

 

 «___» _______ 2019 г.

 

Утверждаю

Директор школы

 

  _______Завзанов С.З.

 

 «___» _______ 201 9г.

 

                                                                            Рабочая программа

по литературе для 9 класса

УМК " В. Я. Коровиной. Литература. 9 класс»

В неделю- 3 часа, в году – 102 часа

 

Составила:

учитель русского языка и литературы

Аскерова Р. К. 

 

 

с. Красный Восход 2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9  «а»  класса составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральным компонентом государственного стандарта образования;
  • Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2019-2020  учебный год;
  • Примерной программой основного общего образования для общеобразовательных школ по русской литературе;
  • Авторской программой по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной:  
  • Предметной линией учебников УМК В. Я. Коровиной .

 

Изучение литературы в девятом классе  направлено на достижение следующих целей:

•  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

•  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

•  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

•  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

•  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

•   овладение  важнейшими  общеучебными умениями  и  универсальными  учебными  действиями (формулировать цели деятельности,

планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

•  использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

•  обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

•  обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

•  обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

•  установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

•  обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

 • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

•   социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

•   сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

 

Планируемые результаты освоения учебного курса            

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной  формах;

9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя элементарными приёмами анализа  художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно - познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание —характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать  собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

 

 

Содержание учебного курса

Введение (1 ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА (8 ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА (54 ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»)Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

 «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА (25 ч.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

 

. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты).

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

Дж.Г.Байрон: личность, судьба, творчество.

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад»,

Повторение

 

Календарно-тематическое планирование курса «Литература»_9_ класс  

№ урока

Тема урока

Количество. часов

Дата проведения

Домашнее задание

По плану

Фактически

Раздел 1. Введение (1 ч.)

 

 

       1.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

1 неделя

сентября

 

Подготовить сообщение.

Раздел 2. Древнерусская литература (3 ч.)

 

 

2.

Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

1 неделя

сентября

 

Чтение статьи «Древнерусская литература» (с.4-8), «Слово о полку Игореве».

3.

 Русская история в «Слове…»

1

1 неделя

сентября

 

Вопросы и задания 2-7 (с.34), сообщения  о князьях в «Слове…».

Наизусть «Вступление» или эпизод «Плач Ярославны».

4.

Р.Р.Художественные особенности «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.

1

2 неделя

сентября

 

Написать сочинение по «Слову о полку Игореве».

Раздел 3. Литература XVIII века (8 ч.)

 

 

5.

Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

2 неделя

сентября

 

Знать черты классицизма; прочитать вступительную статью о М.В.Ломоносове (с.42-49), вопросы и задания 9 (с.41), 1-5 (с.49-50)

6.

М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин. Ода «Вечернее размышление…».

1

2 неделя

сентября

 

Вопросы и задания 1-5 (с.58), выразит. чтение оды «Вечернее размышление…».

7

Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

1

3 неделя

сентября

 

Наизусть отрывок из оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (отрывок по выбору учащегося).

8

Талант и литературное наследие Г.Р.Державина.

1

3 неделя

сентября

 

Прочитать биографию Г.Р.Державина, подготовить сообщение.

9.

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина.

1

3 неделя

сентября

 

Стихи выучить наизусть

10.

Сентиментализм. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - начало русской прозы.

1

4 неделя

сентября

 

Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

11.

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма.

1

4 неделя

сентября

 

Задание 3 (с.104, рубрика «Развивайте дар слова»).

12.

Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений).

1

4 неделя

сентября

 

Написать сочинение по теме «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений).

Раздел 4. Литература XIX века (54 ч.)

 

 

13.

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский).

1

4 неделя

сентября

 

Задание 8 (с.112), чтение вступительной статьи о В.А.Жуковском (с.114-123), сообщение о жизни и  творчестве поэта

14.

Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость…» В.А.Жуковский.

1

1 неделя

 октября

 

Чтение статей «Особенности поэтического языка В.А.Жуковского», «В творческой лаборатории Жуковского» (с.125-132),  баллады «Светлана».

15.

Нравственный мир героини баллады В.А.Жуковского «Светлана».

1

1 неделя

 октября

 

«Романтическая лирика начала века» (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский)

16.

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

1 неделя

 октября

 

Чтение вступительной статьи о   А.С.Грибоедове (с.141-147), сообщение о жизни и творчестве

17.

Знакомство  с  героями  комедии   «Горе  от  ума».

Анализ  первого  действия.

1

2 неделя

 октября

 

Прочитать II действие.

 Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого .

18.

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Анализ второго действия.

1

2 неделя

 октября

 

1.Вопросы и задания 4,6,12-13 (с.164-166).

19.

Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий.

1

2 неделя

 октября

 

Задание 11 (с.164), задания рубрики «Развивайте дар  слова» (с.166)

20.

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1

3 неделя

 октября

 

Вопросы и задания 7,14 (с.164-166).

21.

Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

3 неделя

 октября

 

Сочинение, чтение  вступительной статьи об А.С.Пушкине (с.167-172), сообщение о жизни и  творчестве поэта

22.

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

3 неделя

 октября

 

Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар», вопросы и задания (с.175,178,184).

23.

Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина.

1

4 неделя

 октября

 

Наизусть стихотворение из лирики петербургского периода

24.

Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина.

1

4 неделя

 октября

 

Наизусть стихотворение из любовной лирики.

25.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.                

1

4 неделя

 октября

 

Наизусть стихотворение из  лирики о назначении поэта и поэзии.

26.

Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

1

4 неделя

 октября

 

Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Бесы», вопросы и задания  1-3 (с.192), 5-6,9,11 (с.195).

27.

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина.

1

2 неделя

ноября

 

Чтение поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», вопросы и задания 1-8 (с.198-199).

28.

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

1

2 неделя

ноября

 

Чтение «маленькой трагедии» А.С.Пушкина  «Моцарт и Сальери»,  вопросы и задания 1-4 (с.214).

29.

«Даль свободного романа» (История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). Комментированное чтение 1 главы.

1

2 неделя

ноября

 

Рассказ «День Онегина»

Сравнительная характеристика Евгения Онегина и  Владимира Ленского,  вопросы и задания 1-3, 7 (с.247-248)

30.

«Они сошлись. Вода и камень…» ( Онегин и Ленский).

1

3 неделя

ноября

 

Характеристика Татьяны, вопросы и задания 5 (1), 8(1), 9 (с.248).

Наизусть отрывок «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина».

31.

«Татьяна, милая Татьяна!» Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

3 неделя

ноября

 

Вопросы и задания 8(2), 5(2-3) (с.248)

32-33

«А счастье было так возможно…» Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

2

3 неделя

ноября

 

Вопросы 4, 6, 15 (с.248-249).

34.

«Там некогда гулял и я…» Автор как идейно-композиционный центр романа.

1

4 неделя

ноября

 

Поиск примеров отображения пушкинской эпохи в романе, вопросы и задания

 10,16 (c. 248-249)

35.

 «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1

4 неделя

ноября

 

Чтение статьи В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина», статьи «В творческой лаборатории Пушкина»  (с.242-247), вопросы и  задания рубрики

36.

Р.Р.«Здесь его чувства, понятия, идеалы…» Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин».

1

4 неделя

ноября

 

Сочинение.

37.

Вн.чт. Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

1

4 неделя

ноября

 

Прочитать «Моцарт и Сальери»,

вопросы и задания 1-4, с. 214.

 

38.

Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»).

1

1 неделя

декабря

 

Чтение статьи «Два поэтических мира» (с.252-253), наизусть стихотворение (по выбору учащегося).

39.

Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…»

1

1 неделя

декабря

 

Выразительное чтение стихотворений.

Анализ стихотворения «Дума» по вопросам

40.

 Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»).

1

1 неделя

декабря

 

Чтение романа «Герой нашего времени», фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.315-317). Написать домашнее сочинение

Наизусть стихотворение «Родина»

41.

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

1

2  неделя

декабря

 

Чтение статьи «О романе «Герой нашего времени» (с.288-315), вопросы 6,11-12 (с.317)

42.

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

1

2 неделя

декабря

 

Характеристика Грушницкого и Вернера, пересказ эпизодов, вопросы и задания 7,9-10,12,17 (с.317-318

43.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

2 неделя

декабря

 

Характеристика женских образов романа, вопросы и задания 14,18 (с.317-318)

44-45

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

2

3 неделя

декабря

 

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина.

Наизусть фрагмент из дневника Печорина.

46-47

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

2

3 неделя

декабря

 

Сообщения о роли в романе портрета, пейзажа, художественных средств, романтизма и реализма.

48

«Душа Печорина не каменистая почва…»

1

3 неделя

декабря

 

Подготовиться к контрольной работе по роману.

49.

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

1

4 неделя

декабря

 

Вопросы и задания 1-5,15 (с317-318).

50.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

4 неделя

декабря

 

Чтение вступительной статьи В.И.Коровина о Н.В.Гоголе (с.319-323), поэмы «Мертвые души», сообщение о жизни и творчестве писателя

51.

«Хочется… показать хотя с одного боку всю Русь…» Слово о Н.В.Гоголе. Замысел «Мертвых душ».

1

4 неделя

декабря

 

5 групп – характеристика помещиков.

52.

«Эти ничтожные люди». Образы помещиков в «Мертвых душах»

1

4 неделя

декабря

 

Чтение статьи «О поэме «Мертвые души» (с.325-365), вопросы и задания 7-9 (с.365).

(индивид.) «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—0).

53.

«Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души».

1

2 неделя 

января

 

Характеристика Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?»

54-55

Пороки чиновничества

2

2 неделя 

января

 

Характеристика Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?»

56-57

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

2

2 неделя 

января

 

Вопросы и задания 11,13 (с.366).

Наизусть лирическое отступление о птице-тройке.

58.

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.

1

3 неделя 

января

 

Поэма в оценке критики.

59.

Р.Р.Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению.

1

3 неделя 

января

 

Чтение статей об А.Н.Островском (с.391-395), сообщение о жизни и творчестве драматурга, вопросы и задания 1-7 (с.395-396). Чтение «Портрет» Гоголь

60.

Вн.чт.Патриархальный мир   и угроза его распада в пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок».

1

3 неделя 

января

 

Сочинение, чтение статей о Ф.М.Достоевском (с.367-379). Роман «Белые ночи»,

61.

Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи».

1

4 неделя 

января

 

Вопросы и задания 4-6 (с.389), 1-3 (с.390, рубрика «Обогащайте свою речь»)

62.

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

1

4 неделя 

января

 

Чтение статей о Л.Н.Толстом (с.3-13), сообщение о жизни и творчестве писателя, вопросы и задания (с.10, 13-14).

(индивид) Главный герой трилогии Л.Н.Толстого.

63.

Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой в повести Л.Н.Толстого «Юность».

1

4 неделя 

января

 

Чтение вступительной статьи об А.П.Чехове (с.15-29), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», задание 1 (с.40, рубрика «Обогащайте свою речь»).

64.

Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».

1

1 неделя

февраля

 

Чтение статьи «В творческой лаборатории А.П.Чехова» (с.35-38), вопросы и задания 1-2, 5-11 (с.38-39), 2-5 (с.40).

65.

Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска».

1

1 неделя

февраля

 

Повторение изученного по произведениям А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

66.

Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века»

1

1 неделя

февраля

 

Чтение Статьи «Русская литература XX века» (с.41-43), вопросы и задания (с.43).

Раздел 5. Литература ХХ века (25 ч.)

 

 

67.

Русская литература XX века: разнообразие жанров и направлений. История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи».

1

2 неделя

февраля

 

Чтение статей о И.А.Бунине (с.44-54), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа «Темные аллеи», вопросы и задания 1-6 (с.59-60), 2-4 (с.60), рубрика. «Совершенствуйте свою речь».

68.

Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи».

1

2 неделя

февраля

 

Прочитать статью об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75).

Русская поэзия Серебряного века

 

 

 

69.

Русская поэзия Серебряного века. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока.

1

2 неделя

февраля

 

Чтение статей об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75).

70.

Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

1

3 неделя

февраля

 

Вопросы 7-9, 12 (с.96).

Наизусть стихотворение о Родине (по выбору).

71.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина.

1

3 неделя

февраля

 

Наизусть стихотворение (по выбору).

Сообщение (индивид.) о жизни и творчестве В.В.Маяковского, вопросы и задания (с.110).

72.

Слово о поэте. В.Маяковский.

1

3 неделя

февраля

 

Чтение наизусть.

Лекция

73.

Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха. Словотворчество

1

4 неделя

февраля

 

Чтение наизусть.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворении.

74-75

М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

2

4 неделя

февраля

 

Чтение статей о М.А.Булгакове (с.111-117),

вопросы и задания 1-6 (с.117-118)

76.

Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

1

1 неделя

 марта

 

Чтение вступительной статьи о М.И.Цветаевой.

77.

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой

1

1 неделя

 марта

 

 Вопросы и задания 1-2, 4-5,7 (с.128-129), 1 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь»).

Наизусть стихотворение (по выбору).

78.

Особенности поэзии А.А.Ахматовой.

1

1 неделя

 марта

 

Вопросы и задания 2,4,6-7 (с.146-147), 1 с.147.

79.

Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А.Заболоцкого.

1

2 неделя

 марта

 

Наизусть стихотворение (по выбору).

80-81

Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова.

2

2 неделя

 марта

 

Вопросы 5-7 (с.193).

82.

 Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека».

1

3 неделя

 марта

 

Чтение статей о Б.Л.Пастернаке (с.194-207), вопросы и задания с.207.

83.

Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе.

1

3 неделя

 марта

 

Чтение вступительной статьи об А.Т.Твардовском , наизусть стихотворение (по выбору).

84

Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского.

1

3 неделя

 марта

 

Наизусть стихотворение (по выбору).

Отзыв о прочитанной повести .

85-86

Вн. чт. «А зори здесь тихие» или В.В.Быков. «Сотников», «Обелиск».

2

1 неделя

апреля

 

Прочитать рассказ «Матренин двор».(индивид.) Жизненный и творческий путь .И.Солженицына

87.

Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

1

1 неделя

апреля

 

Чтение статьи «В творческой лаборатории А.И.Солженицына (с.226-229), вопросы и задания 1-8,10 (с.280-281).

88.

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».

1

1 неделя

апреля

 

Подготовить групповые выступления по теме «Песни и романсы), прочитать статьи в учебнике .

89.

Вн. чт. Рассказы Ф.Абрамова («Пелагея», «Алька») или повесть В.Г.Распутина «Женский разговор».

1

2 неделя

апреля

 

Написать рецензию на прочитанный рассказ.

90.

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.

1

2 неделя

апреля

 

Чтение раздела «Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков (с.282-302), вопросы и задания (с.286, 297,300,302)

91.

Зачетное занятие по русской лирике XX века

1

2 неделя

апреля

 

Повторить изученное.

Раздел 6. Из зарубежной литературы (8 ч.)

 

 

92.

Чувства и разум в любовной лирике Катулла.

1

3 неделя

апреля

 

Чтение статьи о Данте Алигьери (с.315-325), вопросы и задания (с.325).

93.

 «Божественная комедия» Данте Алигьери.

1

3 неделя

апреля

 

Чтение статьи о У. Шекспире (с.326-334), сообщение о жизни и творчестве драматурга, чтение трагедии «Гамлет», вопросы и задания 1-2 (с.334)

94.

Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира.

1

3 неделя

апреля

 

Выразительное чтение по ролям фрагмента трагедии У.Шекспира «Гамлет», вопросы 3-5 (с.334) Чтение статьи об И.В.Гете (с.335-346), вопросы 1-3 (с.346)

95-96

Трагизм любви Гамлета и Офелии.

2

1 неделя

 мая

 

Выразительное чтение по ролям.

97.

Трагедия И.В.Гете «Фауст».

1

2 неделя

 мая

 

Вопросы и задания 4-5 (с.346)

98.

Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст».

1

2 неделя

 мая

 

Вопросы и задания 4-5 (с.346)

99

Трагизм любви Фауста и Гретхен.

1

3 неделя

 мая

 

Повторить изученное.

Раздел 7. Заключительные уроки (3 ч.)

 

 

100-101.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

3 неделя

 мая

 

Повторить изученное.

102.

Подведение итогов года. Литература для чтения летом.

1

4 неделя

 мая

 

Повторить изученное.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 9 «а» класса составлена в соответствии с:

Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 9 «а» класса составлена в соответствии с:

Планируемые результаты освоения учебного курса

Планируемые результаты освоения учебного курса

Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного…

Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного…

Содержание учебного курса Введение (1 ч

Содержание учебного курса Введение (1 ч

Горе от ума». Обзор содержания

Горе от ума». Обзор содержания

Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии

Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии

Николай Алексеевич Заболоцкий

Николай Алексеевич Заболоцкий

Календарно-тематическое планирование курса «Литература»_9_ класс № урока

Календарно-тематическое планирование курса «Литература»_9_ класс № урока

Сентиментализм. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная

Сентиментализм. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Пушкина. Татьяна и Ольга.13 неделя ноября

Пушкина. Татьяна и Ольга.13 неделя ноября

Максим Максимыч». 1 2 неделя декабря

Максим Максимыч». 1 2 неделя декабря

Р.Р.Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению

Р.Р.Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению

Темные аллеи». 1 2 неделя февраля

Темные аллеи». 1 2 неделя февраля

Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике

Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике

Божественная комедия» Данте Алигьери

Божественная комедия» Данте Алигьери
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020