Рабочая программа по литературе в 5-9 классах
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературе в 5-9 классах

Оценка 4.6
doc
16.02.2020
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах
Программа по литературе 5-9 кл.doc

 

 

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования представленных  в соответствии с рекомендациями Примерной программы основного общего образования по литературе (для 5 9 классов), Программы общеобразовательных учреждений по литературе (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Забарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2016) и учебника по литературе (Коровина В.Я. и др. Литература: Учебникрестоматия для 5 класса: в 2 ч. М.: Просвещение, 2016, включённому в федеральный перечень учебников и рекомендованному к использованию в образовательных учреждениях.

 

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию

обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями

изучения литературы, которые определены стандартом. Учитывая рекомендации, изложенные в

«Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения

Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе

выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения. Данная программа ориентирована на

содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения

 

Структура документа.

 

Рабочая программа включает в себя пять разделов: пояснительную записку; содержание

учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения

тем и разделов; требование к уровню усвоения предмета; требования к оценке знаний учащихся;

перечень литературы.

 

 

I. Пояснительная записка

 

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования,

признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника будущего

гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру

других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как

эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель

преподавания, сколько как средство развития личности.

 

В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы

развивающего образования.

 

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития;

принцип комфортности.


Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности

содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру;

принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как

культурный стереотип.

 

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип

управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной

деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного

развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

 

Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как

воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и

потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой

культуры, культуры чувств и мышления.

 

Компетентность читателя предполагает:

 

способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных

ценностей национальной и мировой художественной культуры;

 

готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором

через текст;

 

овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых,

интеллектуальных и творческих способностей;

 

освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной

социальной адаптации учащихся.

 

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение

литературы в процессе творческой читательской деятельности.

 

Цель литературного образования определяет его задачи:

 

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и

интеллектуальную потребность читать.

 

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание

художественных произведений различного уровня сложности.

 

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать

эмоциональную культуру читателя-школьника.

 

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и

систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.


5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как

условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

 

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной

деятельности, как ориентир нравственного выбора.

 

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать

навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными

видами чтения).

 

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

 

II. Общая характеристика учебного предмета

 

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с

предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения

речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка

художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова,

овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой

единство словесного искусства и основ науки итературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа особый способ познания жизни, художественная

модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как

высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность,

незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе

содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина,

патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей

необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого,

способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не

просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт

коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками,

представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а

также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской

классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и

обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного

искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии

художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов,

языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии моционально), но и в

интеллектуальном понимании ационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией,

историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением»,

«учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,

национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;


развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной

социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их

чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на

принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и

интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном

тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление

своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями

(формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск,

находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и

др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной

жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству

русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования чтение и

изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова

и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу

произведений.

Главная идея программы по литературе изучение литературы от мифов к фольклору, от

фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В

программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров

фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными

сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль).

Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 - 9 классах внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения

учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение

литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию

речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы,

доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки

произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-

хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение

линейного курса на историкоитературной основе (древнерусская литература литература XVIII в.

литература первой половины XIX в.).

 

 

III. Описание места учебного предмета

 

«Литература» в учебном плане

 

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений

Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного

общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе 105 ч, в 6 классе 105 ч, в 7

классе 70 ч, в 8 классе 70 ч, в 9 классе 68 ч.


Формы организации учебного процесса по предмету.

Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Наряду с

традиционным уроком применяются и другие формы учебных занятий: урок-беседа, урок-

путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина, тесты.

 

 

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение,

развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя,

инсценирование, обучающее сочинение;

- итоговый а полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа,

проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.


IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Литература»

 

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде

схемы.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Личностные

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 

 

 

Регулятивные Коммуникативные

 

результаты

 

 

 

Познавательные

 

 

 

 

П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

2-я линия развития: 1-я линия 4-я линия развития:

приёмы понимания и развития: чтение и создание собственной

анализа навыки работы с интерпретации

художественного текста информацией прочитанного

3-я линия развития: 6-я линия 5-я линия развития:

продуктивные умения развития: восприятие и

различных видов устной сведения по характеристика текста

и письменной речи теории и истории как произведения

литературы искусства

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ

Технология продуктивного чтения

Групповая работа

 

Технология оценивания

образовательных достижений

(учебных успехов)

 

 

 

К О М П Л Е К С Н Ы Е З А Д А Н И Я

Проектные задания на предметном материале

 

Жизненные (компетентностные) задачи


59 классы

 

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и

качества:

 

чувство прекрасного умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к

совершенствованию собственной речи;

 

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

 

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в чтении.

 

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового

культурного наследия;

 

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

 

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие

других народов России и мира, межэтническая толерантность;

 

потребность в самовыражении через слово;

 

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

 

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним,

проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование

универсальных учебных действий (УУД).

 

Регулятивные УУД:

 

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию,

включая постановку новых целей;

 

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

 

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

 

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою

деятельность;

 

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и

технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

 

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,

концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,

воспринятого на слух;

 

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

 

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст

иллюстрация, таблица, схема);

 

владеть различными видами аудированияыборочным, ознакомительным, детальным);

 

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,

таблицу, схему);

 

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

 

пользоваться словарями, справочниками;

 

осуществлять анализ и синтез;

 

устанавливать причинно-следственные связи;

 

строить рассуждения.

 

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат;

технология продуктивного чтения.

 

Коммуникативные УУД:

 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать

её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности;

 

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и

делать выборы;

 

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе

в ситуации столкновения интересов;

 

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнёром;

 

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;


осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

 

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать

тексты различного типа, стиля, жанра;

 

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

 

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

 

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

 

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

 

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 

задавать вопросы.

 

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность

следующих умений:

 

На необходимом (базовом) уровне:

 

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и

литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в

различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию

средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

 

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития

представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском

национальном характере;

 

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть

черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

 

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

 

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

 

выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного

высказывания»;

 

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для

народных сказок;


выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять

жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

 

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

 

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,

интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

 

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

 

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для

самостоятельного чтения;

 

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на

этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

 

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с

другими читателями;

 

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных

форматах;

 

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

 

На повышенном уровне:

 

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного

идеала конкретного народа аходить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

 

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

 

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты

национального характера;

 

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного

чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

 

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне

тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

 

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного

текста;

 

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую

функцию;

 

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать

их;


оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

 

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под

руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного

анализа;

 

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её

результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

 

 

V. Содержание учебного предмета «Литература».

 

Содержание программы

Содержание тем учебного предмета «Литература»

 

5 класс (102 часа)

Введение 1 ч.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного

поколения другому. Структурные элементы книги бложка, титул, форзац, сноски, оглавление);

создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и

работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 7 ч.

Фольклор коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе

народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений.

Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки,

скороговорки, загадки повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические,

новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-

волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и

глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради

торжества своей мечты вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М.Горький). Иван-царевич

победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников Бабы-

яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро


торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними

мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического

содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван крестьянский сын как выразитель

основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-

народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» народные представления о справедливости, добре

и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок акрепление

представлений).

Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы.

Вариативность народных сказок (первоначальное представления). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.

Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и

хитрость воеводы Прети - на». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их

подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 2 ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения,

начало литературной деятельности). Ломоносов учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» научные истины в поэтической форме. Юмор

стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные

представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 43 ч.

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П.

Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной

деятельности).


«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков

грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. ж., «Волк на псарне» отражение

исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека.

Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня азвитие представлений), аллегория (начальные представления).

Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества,

Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые

любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» собирательная картина

сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского изведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» её истоки (сопоставление с русскими

народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие

сюжеты»). Противостояние добрых и злых в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица.

Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской

сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность красота внешняя и внутренняя, победа

добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской

сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные

представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное,

фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и

причудливый сюжет произведения.


Пётр Павлович Ершов. «Конёкорбунок». ля внеклассного чтения.) Соединение сказочно-

фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным

изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения,

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и

прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной

деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).

Историческая основа стихотворения, произведение исторического события устами рядового

участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных

интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора,

звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало

литературной деятельности).

«Заколдованное место» повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация

народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического,

реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения:) Поэтические картины народной жизни

(праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев.

Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика азвитие

представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной

деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы,

приобщение к труду взрослых. Мир детства короткая пора в жизни крестьянина. Речевая

характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы

народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)


Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной

деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные

и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие,

трудолюбие. Немота главного героя символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие

представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» радостная, яркая, полная движения картина весенней

природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной

деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и

Костылин два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из

враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия), сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной

деятельности).

«Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь

персонажей как средство их Характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей

(начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как верея охот летних бурь...», «Есть в осени

первоначальной...», ... Н. Плещеев. «Весна» трывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в

деревне» трывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов.

«В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория

литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 30 ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной

деятельности).


«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев

с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой

видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ

«Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и

будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало

литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и

сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к

беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и

«дурные дела». Взаимопонимание основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного

произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого

пути).

Стихотворения, «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...»

поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особен-ности

поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной

деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность,

трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства.

Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка бщее

и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках

Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра

над злом традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.


Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы

(начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной

деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,

одухотворение природы в его воображении жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти,

страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной

деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в

экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя.

«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания,

преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные

представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной

войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете» , А. Т. Твардовский. «Рассказ

танкиста».

Война и дети обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой

Отечественной войне.

Произведения о Родине, родной природе

И. Бунин. «Помню долгий зимний вечер...», А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин.

«Алёнушка», Н. Рубцов. одная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического

восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные

пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской

природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.


Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15 ч.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя

мелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн

неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных

деталей в сказке Андерсена,Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники

Герды веты, ворон, олень, Маленькая разбойница др.). Снежная королева и Герда

противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория

литературы. Художественная деталь (начальное представления).

Жорж Саид. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика

персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость,

предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их

дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и

игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу,

заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика смелость, мужество,

изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства опора в труднейших жизненных

обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Итоговый контроль по результатам изучения курса 2 ч.

 

 

6 КЛАСС (68 часов)

Введение 1 ч.


Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою.

Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 3 ч.

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки,

масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового

фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки малые жанры устного народного творчества. Народная

мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и

переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора:

пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 ч.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов

(патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 1 ч.

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и

безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного

языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание азвитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 5.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и С