Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Оценка 5
docx
21.02.2020
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
Литературное чт.(поясн.+ктп)..docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО «МАЙКОПСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/Сагидова Г.Н./

 

Протокол № 1 от

«___» ________ 2019г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 3

____________/Светлакова Г.Д./

 

 «___» _________ 2019г.

 

«Утверждаю»

И.о директора  МБОУ СОШ №3

______________/Зейтунян Р.А./

 

Приказ от ___________ № _____

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литературное чтение»

 

 

 

ступень:    начальная

                    начальная, основная

класс:        1-а

уровень:   базовый

                                        базовый, профильный

количество часов: 40

учитель: Энцмингер В.Н.

 

 

 

 

Программа разработана на основе программы «ФГОС начального общего образования», авторской программы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2016.

 

 

 

 

 

 

 

2019 – 2020 учебный год


 


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению, программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой,  Бойкиной М.В. М.: Просвещение, 2014.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель) из них отведено 6 часов (15%) на Национальные региональные этнокультурные особенности – СО  (НРЭО-СО)

Планируемые результаты изучения курса

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

·              осознание ценностных представлений о своей семье и своей малой Родине;

·              осознание своей принадлежности к определённому народу;

·              осознание сути новой социальной роли ученика, принятие норм и правил школьной жизни

·               простейшие формы самооценки и рефлексии на уроке;

·               правила работы в группе, доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·              осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки;

·               готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.

Обучающийся получит возможность сформировать:

·               стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.

·              проявление эмоций в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.

·              простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения;

·               этические суждения из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ 
Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

·              осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя,  толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

·              планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).

·              Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

·              Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

·              понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки).

·              пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;

·              сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой).

·              Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.

·              Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему. 

·              Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.

Обучающийся получит возможность научиться: 

·              проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

·              анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради»;

·              сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя;

·              строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

·              формулировать вопросы к собеседнику;

·               строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений;

·              строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

·              аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.);

·              осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения;

·              принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;

·              признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

·              находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

·              воспринимать на слух различные виды текстов,

·              осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;

·              читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;

·              проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;

·              различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;

·              уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название? «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

·              называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

·              анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

·              читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Обучающийся получит возможность научиться:

·              ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.

·              различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

·              просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».

·              осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

·              распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

·              читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·              пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

·              восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

·              составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

Обучающийся получит возможность научиться:

·              пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;

·              составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

·              сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами.

Литературоведческая пропедевтика:

Обучающийся научится:

·              различать произведения по жанру: загадка, песенка, потешка(малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);

·              отличать прозаический текст от поэтического;

·              называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Обучающийся получит возможность научиться:

·              отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

·              отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.

·              находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

·              использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

                                  Содержание учебного предмета

  • Вводный урок (1 ч)
  • Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
  • Жили-были буквы (7 ч)
  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.
  • Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.
  • Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений
  • Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)
  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.
  • Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение
  • И в шутку и всерьёз (7 ч)
  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений
  • Я и мои друзья (7 ч)
  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. Оценка достижений
  • О братьях наших меньших (6 ч)
  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений.

                        

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г., / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с.
  3. Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. 1-4 классы. Рабочие программы.-  М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
  4. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В.  Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2017. – 80 с.
  5. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. /М.В. Бойкина, Л.А. Виноградова. – М.: Просвещение, 2016. – 80 с.
  6. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. М.: ВАКО, 2015г.
  7. Бойкина М. В., Илюшин А. С. Поурочные разработки Литературное чтение 1 класс, М.: Просвещение, 2016.
  8. Стафаненко Н. М. Литературное чтение. Методические рекомендации 1 класс. М.: Просвещение, 2016.

Печатные пособия

  1. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
  2. Портреты детских писателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во час.

Дата план

Дата факт

 

Жили-были буквы (6ч) +1ч. НРЭОСО

 

1

В. Данько «Загадочные буквы».

1

2

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

1

3

С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» .

1

4

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

5

С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

1

6

НРЭОСО Дж. Чуяко «В первый класс»

1

7

Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы». Из старинных книг.

1

                                    Сказки, загадки, небылицы (6ч) +1ч. НРЭОСО

 

8

Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».

1

9

НРЭОСО Сказки и сказания.

1

10

Загадки, песенки.

1

11

Русские народные потешки, стишки и песенки.

1

12

А. С. Пушкин. Отрывки из сказок.

1

13

Русская народная сказка «Петух и собака».

1

14

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

1

 

                         Апрель, апрель. 3венит капель! (4 ч) +1ч. НРЭОСО

 

15

А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка».

1

16

НРЭОСО К. Кумпилов «Родина»

1

17

Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.

1

18

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель».

1

19

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…»

1

                                        И в шутку и всерьёз (6 ч) +1ч. НРЭОСО

 

20

И. Токмакова  «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г.К Кружков «РРРЫ!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

1

21

НРЭОСО  Р. Ачмиз «Осень»

1

22

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук».

1

23

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон».

1

 

24

М. Пляцковский «Помощник».

1

25

Из старинных книг.

1

26

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»

1

 

Я и мои друзья (6ч) +1ч. НРЭОСО

 

27

Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок».

1

28

В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны».

1

29

Р. Сеф  «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня».

1

30

С. Маршак «Хороший день».

1

31

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу».

1

32

Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчики и лягушки», «Находка». Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

1

33

НРЭОСО К. Жанэ «Разговор двух братьев».

1

О братьях наших меньших (6 ч) +1ч. НРЭОСО

 

34

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак».

1

35

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».

1

36

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г .Сапгир «Кошка».

1

37

В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет».

1

38

НРЭОСО Н.Тынянский «Глупый баран».

1

39

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж»,

 С. Аксаков «Гнездо».

1

40

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Пояснительная записка Программа разработана на основе

Пояснительная записка Программа разработана на основе

Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); · планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии…

Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); · планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии…

Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др

Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др

Литературоведческая пропедевтика:

Литературоведческая пропедевтика:

Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста

Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

НРЭОСО Сказки и сказания. 1 10

НРЭОСО Сказки и сказания. 1 10

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020