УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МО «МАЙКОПСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/Сагидова Г.Н./
Протокол № 1 от «___» ________ 2019г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 3 ____________/Светлакова Г.Д./
«___» _________ 2019г.
|
«Утверждаю» И.о директора МБОУ СОШ №3 ______________/Зейтунян Р.А./
Приказ от ___________ № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
ступень: начальная
начальная, основная
класс: 1-а
уровень: базовый
базовый, профильный
количество часов: 40
учитель: Энцмингер В.Н.
Программа разработана на основе программы «ФГОС начального общего образования», авторской программы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2016.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению, программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, Бойкиной М.В. М.: Просвещение, 2014.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель) из них отведено 6 часов (15%) на Национальные региональные этнокультурные особенности – СО (НРЭО-СО)
Планируемые результаты изучения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
· осознание ценностных представлений о своей семье и своей малой Родине;
· осознание своей принадлежности к определённому народу;
· осознание сути новой социальной роли ученика, принятие норм и правил школьной жизни
· простейшие формы самооценки и рефлексии на уроке;
· правила работы в группе, доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки;
· готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
Обучающийся получит возможность сформировать:
· стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
· проявление эмоций в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
· простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения;
· этические суждения из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
· осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
· планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
· Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
· Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки).
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
· сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой).
· Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
· Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
· Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Обучающийся получит возможность научиться:
· проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
· анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради»;
· сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя;
· строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
· формулировать вопросы к собеседнику;
· строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений;
· строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
· аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.);
· осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения;
· принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
· находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
· воспринимать на слух различные виды текстов,
· осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
· читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
· проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
· различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
· уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название? «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
· называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
· анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
· читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Обучающийся получит возможность научиться:
· ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
· различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
· просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
· осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
· распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
· восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
· составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Обучающийся получит возможность научиться:
· пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
· составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
· сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами.
Литературоведческая пропедевтика:
Обучающийся научится:
· различать произведения по жанру: загадка, песенка, потешка(малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
· отличать прозаический текст от поэтического;
· называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Обучающийся получит возможность научиться:
· отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
· отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
· находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
· использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Печатные пособия
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во час. |
Дата план |
Дата факт |
|||
|
Жили-были буквы (6ч) +1ч. НРЭОСО |
|
|||||
1 |
В. Данько «Загадочные буквы». |
1 |
|||||
2 |
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». |
1 |
|||||
3 |
С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» . |
1 |
|||||
4 |
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» |
1 |
|||||
5 |
С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть». |
1 |
|||||
6 |
НРЭОСО Дж. Чуяко «В первый класс» |
1 |
|||||
7 |
Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы». Из старинных книг. |
1 |
|||||
Сказки, загадки, небылицы (6ч) +1ч. НРЭОСО |
|
||||||
8 |
Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». |
1 |
|||||
9 |
НРЭОСО Сказки и сказания. |
1 |
|||||
10 |
Загадки, песенки. |
1 |
|||||
11 |
Русские народные потешки, стишки и песенки. |
1 |
|||||
12 |
А. С. Пушкин. Отрывки из сказок. |
1 |
|||||
13 |
Русская народная сказка «Петух и собака». |
1 |
|||||
14 |
Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». |
1
|
|||||
Апрель, апрель. 3венит капель! (4 ч) +1ч. НРЭОСО |
|
||||||
15 |
А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка». |
1 |
|||||
16 |
НРЭОСО К. Кумпилов «Родина» |
1 |
|||||
17 |
Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой. |
1 |
|||||
18 |
Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель». |
1 |
|||||
19 |
Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…» |
1 |
|||||
И в шутку и всерьёз (6 ч) +1ч. НРЭОСО |
|
||||||
20 |
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г.К Кружков «РРРЫ!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка». |
1 |
|||||
21 |
НРЭОСО Р. Ачмиз «Осень» |
1 |
|||||
22 |
К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук». |
1 |
|||||
23 |
И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон». |
1
|
|||||
24 |
М. Пляцковский «Помощник». |
1 |
|||||
25 |
Из старинных книг. |
1 |
|||||
26 |
Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» |
1 |
|||||
|
Я и мои друзья (6ч) +1ч. НРЭОСО |
|
|||||
27 |
Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок». |
1 |
|||||
28 |
В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». |
1 |
|||||
29 |
Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня». |
1 |
|||||
30 |
С. Маршак «Хороший день». |
1 |
|||||
31 |
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу». |
1 |
|||||
32 |
Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчики и лягушки», «Находка». Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья». |
1 |
|||||
33 |
НРЭОСО К. Жанэ «Разговор двух братьев». |
1 |
|||||
О братьях наших меньших (6 ч) +1ч. НРЭОСО |
|
||||||
34 |
С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак». |
1 |
|||||
35 |
В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку». |
1 |
|||||
36 |
М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г .Сапгир «Кошка». |
1 |
|||||
37 |
В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет». |
1 |
|||||
38 |
НРЭОСО Н.Тынянский «Глупый баран». |
1 |
|||||
39 |
Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо». |
1 |
|||||
40 |
Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших». |
1 |
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.