Новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе
Оценка 4.6

Новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

Оценка 4.6
Семинары
docx
преподавание
Взрослым
21.02.2020
Новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе
Особое место в образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий (УУД) учащихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные, которые должны быть отражены в рабочих программах по каждому предмету. Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.docx

Новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

 

Сичинская Н.М., заместитель директора по

УВР МОУ гимназии №10

 

Образование – не подготовка к жизни,

оно сама жизнь

Джон Дьюи

 

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Справедливо возникает вопрос, чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы.

В 2004 году было сохранено единое образовательное пространство, обеспечена доступность образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников. Однако социальные процессы в обществе, развитие информационно-коммуникационных технологий потребовали сегодня существенных изменений. Во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы начального общего образования. Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетворять потребности личности, общества и государства. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

·        анализировать свои действия;

·         самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

·        отличаться мобильностью;

·        быть способны к сотрудничеству;

·        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Идеологической основой ФГОС стало:

·                   духовно-нравственное воспитание личности;

·                   гражданская идентичность;

·                   системно-деятельностный подход.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности, т.е. знать, уметь, применять в отличие от ЗУНов.

Структуру ФГОС можно представить в виде трех «Т»:

·                   требование к результатам освоения основной образовательной программы;

·                   требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

·                   требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Особое место в образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий (УУД) учащихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные, которые должны быть отражены в рабочих программах по каждому предмету.

Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

 На что направлены УУД и  какие возможности они дают   учащимся?

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со взрослыми так и друг с другом.

Таким образом, в отличие от стандартов 2004 г. теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.

В стандарте в отличие от обыкновенных контрольных работ по предметам появились новые формы проверочных работ - комплексные, в которых проверяются знания ученика сразу по нескольким предметам.  Именно такие работы будут использоваться в независимых экспертизах.

ФГОС вводит в учебный план часы внеурочной деятельности, как органичное продолжение учебных занятий. Их особенность в том, что они имеют практическую направленность, конечный продукт своей деятельности. Программы внеурочной деятельности также составляются учителем, на основе рекомендованных стандартом видах внеурочной деятельности. Введение часов внеурочной деятельности вносит существенные изменения в учебный план образовательного учреждения.  

Как пример рассмотрим учебный план МОУ гимназии № 10 города Челябинска, которая осуществляет экспериментальную работу по введению ФГОС в начальной школе и разрабатывает новый учебный план по введению ФГОС основного общего образования.

 Инвариантная часть образовательного плана  в первом классе ничем не отличается от инвариантной части предыдущего учебного плана (2004 г.), изменения появляются во 2 классе – добавляется часть, формируемая участниками образовательного процесса (это 3 часа: риторика, информатика  и ИКТ, английский язык). В третьем классе увеличивается количество часов, отводимых на изучение предмета «Литературное чтение» (3 часа вместо 2), но при этом уменьшается количество часов на изучение предмета «Технология» (1 час вместо 2-х). В четвёртом классе  эта тенденция сохранится.

Главное отличие данного учебного плана от предыдущего  -  в наличии часов внеурочной деятельности. Раздел «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Направления внеурочной деятельности  в гимназии № 10 таковы:

Здоровьесберегающее направление

         Курсы «Психологическая азбука», «Развитие познавательных способностей» направлены на повышение эффективности адаптационного процесса младших школьников к новым жизненным условиям, на развитие аналитико-синтетических способностей, социализацию, развитие коммуникативных компетенций.

Образовательное направление

         Курс английского языка в 1 классе   носит пропедевтический характер;

         Курс «Лего-конструирование» направлен на развитие умений работать  с моделями;

         Курс «К тайнам слова» направлен на развитие у младших школьников  лингвистической компетенции.

Проектная деятельность

         Курс «Проектная деятельность» направлен на формирование у учащихся учебных  и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать учебные действия  и их результат.

Художественно-эстетическое направление

          «Ритмика», «Классический танец», «Народно-сценический танец»  - курсы хореографического профиля;

         Шумовой оркестр, хор, оркестр, специальный инструмент, общий музыкальный инструмент, сольфеджио, слушание музыки, ансамбль, музыкальная литература - курсы музыкального профиля;

         Курсы прикладного творчества «Волшебный мир народного искусства», «Я живу на планете Земля», «Учимся играть  в театр» направлены на развитие мелкой моторики, пространственного воображения, сценической речи; имеют общекультурное значение.

Патриотическое направление

         Курсы «Краеведение», «Приобщение младших школьников  к краеведению  и истории России».

Наша перспектива   -  реализации ФГОС основного общего образования. Особенности образовательного плана основного общего образования (существует только как проект) – перераспределение часов  в рамках инвариантной части при неизменном состоянии предельно допустимой учебной нагрузки, которая определяется санитарными нормами. Изменения качаются количества часов инвариантной части 8,9 классов: количество часов уменьшится на 1 час, количество часов вариативной части на 1 час увеличится.  В 5 классе уменьшится количество часов на изучение русского языка на 1 час, но на столько же оно увеличится  в 9 классе, увеличится количество часов на изучение литературы в 5, 6 классах,  истории в 9 классе; физики  в 7 классе, химии  в 8 классе на 1 час, ОБЖ (предмет будет изучаться не только  в 8 классе, но и в 7 и 9 классе по 1 часу  в неделю); произойдёт перераспределение часов по информатике (7,8,9 классы по 1 часу). Произойдёт сокращение часов по технологии (предмета технология  в 7,8,9 классах не будет),  и «Искусству» (предмета МХК  в 9 классе не будет).

На внеурочную деятельность учащихся отводится 10 часов, как  и в начальной школе, и направления курсов внеурочной деятельности таковы: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; патриотическое; общественно-полезная деятельность; проектная деятельность. Такова перспектива реализации ФГОС   в 5-9 классах, и эта перспектива не за горами.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Показать это можно на примере урока русского языка.

 

Тема: Орфограмма. Орфографическое правило.

Цели (Стандарты 2004 г.)

Цели (ФГОС)

1.Познакомить с понятиями: «орфография», «орфограмма»;

2.Формировать навык орфографического и каллиграфического грамотного письма; навык фонетического и морфемного разбора;

3.Развивать речь: обогащать лексический запас слов; развивать память, мышление;

4.Формировать учебную мотивацию, навыки самоорганизации.

1.Создать условия для формирования функциональной грамотности учащихся;

2.Создать условия для формирования умения использовать полученные знания по теме «Орфография»;

3.Фонетический и морфемный разборы слов» для решения познавательных; практических и коммуникативных задач;

4.Обеспечить языковое и речевое развитие ребенка;

5.Помочь ребенку осознать себя носителем языка.

 

 

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Как следствие в примерных программах по учебным предметам, в разделе варианта тематического планирования, представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета). В качестве примера можно привести фрагмент планирования урока «Окружающий мир» «Повторение пройденного по теме «Живые организмы»».

 

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Повторение пройденного. Работа в группах

Класс делится на 5 групп – каждая группа получает свое задание – они должны обобщить свои знания по теме, которая им дана и представить это в виде таблицы, составить по ней рассказ, выбрать представителя для ответа.

1 группа – Что такое природа?

2 группа – группы живых организмов

3 группа – Оболочки Земли. Где живут живые организмы?

4 группа – «Профессии» живых организмов

5 группа – Круговорот веществ.

Есть 2 эксперта, к которым вы можете обратиться.

Учитель предоставляет материал для наблюдения.

Учитель наблюдает за работой в группах,  в конфликтных ситуациях приходит на помощь

Учащиеся работают в группе, используя знаково-символические средства, схемы и таблицы.

Учащиеся группируют, классифицируют, составляют целое из частей. Учатся работать с таблицами.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнеров

 

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

·                    Предъявить противоречивые факты, теории;

·                    Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

·                    Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

    Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

     При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Для реализации этих положений вводится постепенно в уроки начальной школы проектные технологии, которые позволят установит взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью. Так, например, на уроке литературного чтения – проект «Мы с мамой и папой» может быть продолжен детьми вместе с родителями во внеурочной деятельности через создание творческих работ.

ФГОС регламентирует новую систему оценки знаний учащихся, основными особенностями которой являются:

·                   оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;

·                   оценка способности решать учебно-практические задачи;

·                   сочетание внутренней и внешней оценки

·                   комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных);

·                   нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.

·                   уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;

·                   накопительная система оценки индивидуальных достижений;

·                   использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;

·                   интерпретация результатов на основе контекстной информации

С точки зрения педагогических задач, которые должна решать оценка, очень важно, чтобы её новые формы позволяли одновременно в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей и на определенном этапе сравнивать их достижения с некоторым эталоном. Снять противоречие между этими двумя задачами позволяет:

1)                 подход, используемый в технологии уровневой дифференциации обучения;

2)                 использование таких форм интегрированной оценки, как «портфель достижений» и защита проекта, направленных на сближение школьной оценки и реальной оценки общества, которое оценивает и качество, и сложность выполняемых заданий и проектов, и способность приобретать новые знания, и способность работать в коллективе, и поведение ребёнка в проблемной ситуации.

Проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

 

Стандарт 2004 года

ФГОС начального общего образования

Уметь

                                 правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научно-популярный текст (независимо от скорости);

                                 выделять главную мысль текста;

                                 описывать устно объект наблюдения;

                                 распределять объекты в группы по общему признаку (такие же как, …);

                                 использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения;

                                 выполнять несложные алгоритмы;

                                 •определять последовательность действий для решения предметной задачи (отвечать на вопрос «Что и как делается?»); соотносить результат своей деятельности с образцом, правилом (отвечать на вопрос «Такой ли я получил результат?»); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                                 читать выразительно вслух и про себя художественную и научно-популярную литературу;

                                 устанавливать и называть характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта;

                                 осуществлять поиск информации в словарях и каталогах;

                                 упорядочивать данные по алфавиту и числовым параметрам;

                                 пользоваться при измерении соответствующими приборами и инструментами;

                                 находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их.

 

·                   Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

·                   Владеющий основами умения учиться.

·                   Любящий родной край и свою страну.

·                   Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

·                   Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

·                   Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

·                   Умеющий высказать свое мнение.

·                   Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

 

 

Если ученик будет обладать вышеперечисленными качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

Таким образом, в отличие от стандарта 2004 г. новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения)


Новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

Новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

Структуру ФГОС можно представить в виде трех «Т»: · требование к результатам освоения основной образовательной программы; · требования к структуре основной образовательной программы начального общего…

Структуру ФГОС можно представить в виде трех «Т»: · требование к результатам освоения основной образовательной программы; · требования к структуре основной образовательной программы начального общего…

В стандарте в отличие от обыкновенных контрольных работ по предметам появились новые формы проверочных работ - комплексные, в которых проверяются знания ученика сразу по нескольким…

В стандарте в отличие от обыкновенных контрольных работ по предметам появились новые формы проверочных работ - комплексные, в которых проверяются знания ученика сразу по нескольким…

Курс «К тайнам слова» направлен на развитие у младших школьников лингвистической компетенции

Курс «К тайнам слова» направлен на развитие у младших школьников лингвистической компетенции

Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Повторение пройденного. Работа в группах

Повторение пройденного. Работа в группах

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: • возраста ребенка; • специфики учебного предмета; • меры сформированности

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: • возраста ребенка; • специфики учебного предмета; • меры сформированности

С точки зрения педагогических задач, которые должна решать оценка, очень важно, чтобы её новые формы позволяли одновременно в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей…

С точки зрения педагогических задач, которые должна решать оценка, очень важно, чтобы её новые формы позволяли одновременно в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей…

Уметь • правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научно-популярный текст (независимо от скорости); • выделять главную мысль текста; • описывать устно объект наблюдения; •…

Уметь • правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научно-популярный текст (независимо от скорости); • выделять главную мысль текста; • описывать устно объект наблюдения; •…

Список литературы: 1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Список литературы: 1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020