Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Оценка 5
doc
24.11.2021
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по литературному чтению 1 класс.doc

                                 I. Пояснительная записка

 

           Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса основной общеобразовательной школы реализуется на основе следующих документов:

·         Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от «06» октября 2009 г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).   

·         Сборник рабочих программ. «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [сост. С. В. Анащенкова, М. А. Бантова и др.] Рабочая  программа «Литературное чтение», Климанова Л.Ф., М.В. Бойкина.    Москва, «Просвещение», 2011г.

·         Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2019-2020 учебный год.

·         Учебный план МБОУ Увельская ООШ на 2021-2022 учебный год.

         Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основ­ные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учеб­ных действий для начального общего образования.

       Литературное чтение — один из основных предметов в обучении млад­ших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной лите­ратуры и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравствен­ному и эстетическому воспитанию.

      Успешность изучения литературного чтения обеспечивает резуль­тативность по другим предметам начальной школы.

       Основные цели изучения литературного чтения в 1 классе:

·        овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школь­ников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспе­чивающих умение работать с разными видами текстов; развитие ин­тереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

·        развитие художественно-творческих и познавательных способно­стей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произ­ведений; формирование эстетического отношения к слову и умения по­нимать художественное произведение;

·        обогащение нравственного опыта младших школьников средства­ми художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

·        воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов много­национальной России и других стран.

        Основные задачи изучения литературного чтения в 1 классе:

·        Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

·        Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

·        Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

·        Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

          Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.  Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.  

          Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

          Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

        Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения. С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

        Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует фор­мированию личных качеств, соответствующих национальным и общече­ловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

          Содержание учебного предмета соответствует учебнику «Литературное чтение»,

1 класс. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Москва, «Просвещение», 2018г.

          В 1 классе на изучение предмета «Литературное чтение» в учебном плане отводится 40 ч (из расчёта 4 ч в неделю, 10 учебных недель).

 

 

 

 

 

             II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

          Содержание учебного предмета «Литературное чтение» обеспечивает достижение обучающимися  1 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

                                              Личностные результаты:

·        формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, рос­сийский народ, становление гуманистических и демократических цен­ностных ориентации многонационального российского общества;

·        формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и в разнообразии природы, народов, культур и религий;

·        воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей, и чувств на основе опыта слушания, заучивания наизусть произведений художественной литературы;

·        развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умению терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

·        овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

·        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·        развитие самостоятельности и личной ответственности за  свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

·        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.                                                      

                                            Метапредметные результаты:

       Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом  

            учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в   соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять

            наиболее эффективные способы достижения результата с помощью учителя;

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. 

      Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения  в зависимости от цели;
  • с помощью и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

      использовать общие приёмы решения задач, с помощью самостоятельно создавать   

      алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

  • ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-

      следственные связи.

       Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, использовать

           доступные речевые средства для передачи своего впечатления, формулировать   

           собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и    

           поведение окружающих.

                                        Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой куль­туры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и тради­ций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формиро­вание первоначальных представлений о Родине и её людях, окружающем мире, куль­туре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение первоначального для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), вы­борочное, поисковое); умение воспринимать и оценивать со­держание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
  • умение выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;.
  • умение использовать простейшие виды анализа различных тек­стов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пере­сказывать произведение;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произве­дений;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

            уметь:

  • слушать сказки, рассказы, стихотворения;
  • читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком

            уровне   пересказывать по готовому плану;

  • знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
  • самостоятельно читать небольшие по объему произве­дения (сказки, стихи, рассказы);
  • самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
  • работать с доступными книгами — справочниками и словарями;

           читательские умения:

  • различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, по­словицу, потешку;
  • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
  • узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
  • находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
  • знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
  • различать книги по темам детского чтения.

                                          Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:  

·        осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

·        осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, выявлять их специфику, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;

·        оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст;

·        вести диалог в различных ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при  обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

·         работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

·        читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознать смысл прочитанного;

·        читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

·        ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

·        использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в текстах напрямую, объяснять их; формулировать простые выводы; понимать текст;

·        передавать содержание прочитанного или прослушанного; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

·        коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

·        ориентироваться в книге по названию, оглавлению;

Обучающийся получит возможность научиться:

·        воспринимать художественную литературу как вид искусства;

·        осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное мнение;

·        определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

·        доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

·        работать с детской периодикой.

                     Творческая деятельность(только для художественных текстов)

Обучающийся научится:  

·        создавать по аналогии собственный текст;

·        восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

·        составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

·        составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

·         вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

·         создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

    Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:  

·        распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

·        отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

·        различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

Обучающийся получит возможность научиться:

·        воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

·        сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов;

·        определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

 

III.  Содержание учебного предмета.

 

       Содержание учебного предмета включает следующие основные содержательные линии:

1. Круг детского чтения

2. Виды речевой и читательской деятельности.

3. Опыт творческой деятельности

          Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного твор­чества народов России и зарубежных стран, произведения классиков оте­чественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Содержание предмета включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим ин­тересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эсте­тический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую само­стоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником раз­личного вида информации и формирование библиографических умений.

       Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слу­шать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершен­ствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.   

       Навык чтения. К концу 1 класса у учащихся формируется навык плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными при­ёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонаци­онными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

       Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают при­ёмами выразительного чтения.

      Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) про­водится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, пони­мать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого эти­кета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с осо­бенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на ав­торский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся знакомятся со сжатым, выборочным и полным пересказом прочитанного или услышанного произведения.

        Особое место отводится работе с текстом художе­ственного произведения. На уроках литературного чтения совершенству­ется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-по­знавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), знакомятся с такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

        Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Уча­щиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), осо­бенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олице­творение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

        При анализе художественного текста на первый план выдвигается ху­дожественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливает­ся как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

        Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность ху­дожественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

        Дети знакомятся с разными видами пересказов художественного текста: под­робный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

        На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмыс­ливают поступки, характер и речь героя, составляют его характери­стику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного про­изведения.

     Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и спо­собы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие спо­собности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются об­разные представления, возникающие у него в процессе чтения, развива­ется умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литератур­ного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и деклама-

ции, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. У них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

                                  Умение слушать (аудирование)

     Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слу­шание различных текстов). Адекватное понимание содержания звуча­щей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослу­шанному учебному, научно-познавательному и художественному про­изведениям.

      Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенно­стью авторского стиля.

                                                 Чтение

      Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

       Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, пра­вильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысло­вых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение с помощью учителя подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

     Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

     Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чте­ния (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

                               Работа с разными видами текста

        Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность по­ведения героев.

        Практическое освоение умения отличать текст от набора предложе­ний. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформ­лению.

        Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

         Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы походу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстра­тивно-изобразительных материалов.

                                   Библиографическая культура

        Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходи­мых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элемен­ты книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

        Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

       Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный и с помощью выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литера­турой.

                         Работа с текстом художественного произведения

        Определение особенностей художественного текста: своеобразие вы­разительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

       Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного про­изведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», пред­ставления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфи­ческой для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

        Характеристика героя произведения с использованием художествен­но-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Вы­явление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

      Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

      Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, вы­деление опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоя­тельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

       Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: ха­рактеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, по­зволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных про­изведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

       Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последователь­ности событий.

               Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

      Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его со­держанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Опре­деление микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опо­рой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Крат­кий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

                      Умение говорить (культура речевого общения)

      Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического об­щения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или  лич­ный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе обще­ния. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

      Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмо­циональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и ху­дожественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей моно­логического высказывания.

      Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, от­дельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

                                          Круг детского чтения

      Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общече­ловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других классиков отечественной литературы XIXXX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учетом много­национального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

       Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая лите­ратура, детские периодические издания.

       Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произве­дения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

                            Литературоведческая пропедевтика

                                        (практическое освоение)

       Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учи­теля) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, срав­нений, метафор и осмысление их значения.

       Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художествен­ное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (после­довательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

        Обшее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

        Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, разли­чение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

       Фольклорные и авторские художественные произведения (их разли­чение).

        Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узна­вание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, по­строение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

        Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными сред­ствами.

                             Творческая деятельность обучающихся

                            (на основе литературных произведений)

        Интерпретация текста литературного произведения в творческой де­ятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причин­но-следственных связей, последовательности событий, изложение с эле­ментами сочинения, создание собственного текста на основе художествен­ного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.                                  

                                 1 класс (40 часов)

Содержание учебного предмета включает разделы:

1. Вводный урок.

2. Жили — были буквы.  

3. Сказки, загадки, небылицы. 

4. Апрель, апрель! Звенит капель. 

5. И в шутку и всерьез.   

6. Я и мои друзья.

7. О братьях наших меньших. 

                                         Вводный урок (1ч)  

       Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь.

                                    Жили — были буквы   (7ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. В. Данько «Загадочные буквы».
  • И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».
  • С. Черный «Живая азбука»,  Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».
  • Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»
  • С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».
  • Из старинных книг.
  • Проверим себя и оценим свои достижения.

                             Сказки, загадки, небылицы  (8ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Е. Чарушин «Теремок».
  • Русская народная сказка «Рукавичка».
  • Загадки, песенки.
  • Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».
  • А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
  • Русская народная сказка « Петух и собака».
  • Из старинных книг. 
  • Проверим себя и оценим свои достижения.

                            Апрель, апрель! Звенит капель   (6 ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. А. Плещеев «Сельская песенка», А. Майков «Ласточка примчалась».
  • Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель».
  • Стихи – загадки писателей  И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой.
  • Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.
  • Проект «Составляем сборник загадок».
  • Проверим себя и оценим свои достижения.

                                И в шутку и всерьез    (6 ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «Ррры!»
  • Н. Артюхова «Саша-дразнилка».
  • К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук», И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»,  И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».
  • К.Чуковский «Телефон».
  • М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг.
  • Проверим себя и оценим свои достижения.

                                     Я и мои друзья     (6ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Ю. Ермолаева «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок», В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков Бараны».
  • Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», И.Пивоварова «Вежливый ослик», Я.Аким «Моя родня».
  • Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.
  • Как хорошо уметь читать. С.Маршак «Хороший день»,По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу».
  • Из старинных книг.
  • Проверим себя и оценим свои достижения.

                                О братьях наших меньших  (6ч)

  • Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Н.Сладков «Это кто же наш меньший брат?», С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак».
  • В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку».
  • М.Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка», В.Берестов «Лягушата».
  • Как хорошо уметь читать. Стихи С.Михалкова, В.Лунина, сказки Д.Хармса, Н.Сладкова,
  • Из старинных книг. Проверим себя и оценим свои достижения.
  • Подведение итогов за год.

 IV. Календарно – тематическое планирование уроков литературного   

 чтения в 1 классе на 2021 – 2022 учебный год

 

п/п

 

Тема урока

Кол-во часов

   Дата проведения

плановая

фактическая

 

                Вводный урок (1ч)

 

 

 

1.

Знакомство с новым учебником и его основными компонентами. Система условных обозначений.

1

 

 

 

       Жили — были буквы   (7ч)

 

 

 

2.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. В. Данько «Загадочные буквы».

1

 

 

3.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1

 

 

4.

С. Черный «Живая азбука»,  Ф. Кривин «Почему А поётся, а Б нет».

1

 

 

5.

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

 

 

6.

И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука»,

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

1

 

 

7.

Из старинных книг.

1

 

 

8.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жили — были буквы». 

Наши проекты. Создаём музей «Город букв».

1

 

 

 

Сказки, загадки, небылицы    (8 ч)

 

 

 

9.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Е. Чарушин «Теремок».

1

 

 

10.

Русская народная сказка «Рукавичка».

1

 

 

11.

Загадки, песенки, небылицы.

1

 

 

12.

Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

1

 

 

13.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

 

 

14

Русская народная сказка « Петух и собака».

1

 

 

15.

Из старинных книг. 

1

 

 

16.

Проверим себя и оценим свои  достижения по разделу «Сказки, загадки, небылицы».

1

 

 

 

    Апрель, апрель! Звенит капель   (6 ч)                                      

 

 

 

17.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. А. Плещеев «Сельская песенка».

1

 

 

18.

А. Майков «Ласточка примчалась», Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель».

1

 

 

19.

Стихи – загадки писателей  И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой.

1

 

 

20.

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.

1

 

 

21.

Проект «Составляем сборник загадок».

1

 

 

22.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель». 

1

 

 

 

              И в шутку и всерьёз  (6 ч)

 

 

 

23.

 

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания.  И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «Ррры!»

1

 

 

24.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

1

 

 

25.

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук», И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»,  И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

1

 

 

26.

К.Чуковский «Телефон».

1

 

 

27.

М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг.

1

 

 

28.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «И в шутку и всерьёз». 

1

 

 

 

                Я и мои друзья  (6ч)

 

 

 

29.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания.  Ю. Ермолаева «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок», В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны».

1

 

 

30.

Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», И.Пивоварова «Вежливый ослик», Я.Аким «Моя родня».

1

 

 

31.

Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

1

 

 

32.

Как хорошо уметь читать. С.Маршак «Хороший день», По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу».

1

 

 

33.

Из старинных книг.

1

 

 

34.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Я и мои друзья».

1

 

 

 

О братьях наших меньших  (6ч)

 

 

 

35.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Н.Сладков «Это кто же наш меньший брат?», С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак».

1

 

 

36.

В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку».

1

 

 

37.

М.Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка», В.Берестов «Лягушата».

1

 

 

38.

Как хорошо уметь читать. Стихи С.Михалкова, В.Лунина. Сказки Д. Хармса, Н.Сладкова,

1

 

 

39.

Из старинных книг. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «О братьях наших меньших».

1

 

 

40.

Подведение итогов за год.

1

 

 

 

 


Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

I . Пояснительная записка

I . Пояснительная записка

Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе

Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе

II . Планируемые результаты освоения учебного предмета

II . Планируемые результаты освоения учебного предмета

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать…

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать…

Виды речевой и читательской деятельности

Виды речевой и читательской деятельности

Творческая деятельность(только для художественных текстов)

Творческая деятельность(только для художественных текстов)

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слу­шать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слу­шать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов

Дети знакомятся с разными видами пересказов художественного текста: под­робный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей)

Дети знакомятся с разными видами пересказов художественного текста: под­робный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей)

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учи­теля) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, срав­нений, метафор и осмысление их значения

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учи­теля) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, срав­нений, метафор и осмысление их значения

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

IV . Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе на 2021 – 2022 учебный год № п/п

IV . Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе на 2021 – 2022 учебный год № п/п

Знакомство с названием раздела

Знакомство с названием раздела
Скачать файл