I. Пояснительная
записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса основной общеобразовательной школы реализуется на основе следующих документов:
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от «06» октября 2009 г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
· Сборник рабочих программ. «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [сост. С. В. Анащенкова, М. А. Бантова и др.] Рабочая программа «Литературное чтение», Климанова Л.Ф., М.В. Бойкина. Москва, «Просвещение», 2011г.
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2019-2020 учебный год.
· Учебный план МБОУ Увельская ООШ на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Основные цели изучения литературного чтения в 1 классе:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
· воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основные задачи изучения литературного чтения в 1 классе:
· Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
· Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
· Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
· Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения. С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Содержание учебного предмета соответствует учебнику «Литературное чтение»,
1 класс. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Москва, «Просвещение», 2018г.
В 1 классе на изучение предмета «Литературное чтение» в учебном плане отводится 40 ч (из расчёта 4 ч в неделю, 10 учебных недель).
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» обеспечивает достижение обучающимися 1 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
· формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и в разнообразии природы, народов, культур и религий;
· воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей, и чувств на основе опыта слушания, заучивания наизусть произведений художественной литературы;
· развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умению терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
· овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учебника;
наиболее эффективные способы достижения результата с помощью учителя;
Познавательные УУД:
использовать общие приёмы решения задач, с помощью самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
следственные связи.
Коммуникативные УУД:
доступные речевые средства для передачи своего впечатления, формулировать
собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты:
уметь:
уровне пересказывать по готовому плану;
читательские умения:
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
· осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
· осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, выявлять их специфику, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;
· оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст;
· вести диалог в различных ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
· работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
· читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознать смысл прочитанного;
· читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
· ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
· использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в текстах напрямую, объяснять их; формулировать простые выводы; понимать текст;
· передавать содержание прочитанного или прослушанного; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
· коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
· ориентироваться в книге по названию, оглавлению;
Обучающийся получит возможность научиться:
· воспринимать художественную литературу как вид искусства;
· осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное мнение;
· определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
· доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
· работать с детской периодикой.
Творческая деятельность(только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
· создавать по аналогии собственный текст;
· восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
· составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
· составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
· вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
· создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
· распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
· отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
· различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
Обучающийся получит возможность научиться:
· воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов;
· определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
III. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета включает следующие основные содержательные линии:
1. Круг детского чтения
2. Виды речевой и читательской деятельности.
3. Опыт творческой деятельности
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Содержание предмета включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. К концу 1 класса у учащихся формируется навык плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся знакомятся со сжатым, выборочным и полным пересказом прочитанного или услышанного произведения.
Особое место отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), знакомятся с такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети знакомятся с разными видами пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и деклама-
ции, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. У них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение с помощью учителя подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы походу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный и с помощью выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Обшее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
1 класс (40 часов)
Содержание учебного предмета включает разделы:
1. Вводный урок.
2. Жили — были буквы.
3. Сказки, загадки, небылицы.
4. Апрель, апрель! Звенит капель.
5. И в шутку и всерьез.
6. Я и мои друзья.
7. О братьях наших меньших.
Вводный урок (1ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Жили — были буквы (7ч)
Сказки, загадки, небылицы (8ч)
Апрель, апрель! Звенит капель (6 ч)
И в шутку и всерьез (6 ч)
Я и мои друзья (6ч)
О братьях наших меньших (6ч)
IV. Календарно – тематическое планирование уроков литературного
чтения в 1 классе на 2021 – 2022 учебный год
№ п/п
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
плановая |
фактическая |
|||
|
Вводный урок (1ч) |
|
|
|
1. |
Знакомство с новым учебником и его основными компонентами. Система условных обозначений. |
1 |
|
|
|
Жили — были буквы (7ч) |
|
|
|
2. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. В. Данько «Загадочные буквы». |
1 |
|
|
3. |
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». |
1 |
|
|
4. |
С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему А поётся, а Б нет». |
1 |
|
|
5. |
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» |
1 |
|
|
6. |
И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука», С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». |
1 |
|
|
7. |
Из старинных книг. |
1 |
|
|
8. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жили — были буквы». Наши проекты. Создаём музей «Город букв». |
1 |
|
|
|
Сказки, загадки, небылицы (8 ч) |
|
|
|
9. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Е. Чарушин «Теремок». |
1 |
|
|
10. |
Русская народная сказка «Рукавичка». |
1 |
|
|
11. |
Загадки, песенки, небылицы. |
1 |
|
|
12. |
Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». |
1 |
|
|
13. |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
1 |
|
|
14 |
Русская народная сказка « Петух и собака». |
1 |
|
|
15. |
Из старинных книг. |
1 |
|
|
16. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Сказки, загадки, небылицы». |
1 |
|
|
|
Апрель, апрель! Звенит капель (6 ч) |
|
|
|
17. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. А. Плещеев «Сельская песенка». |
1 |
|
|
18. |
А. Майков «Ласточка примчалась», Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель». |
1 |
|
|
19. |
Стихи – загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой. |
1 |
|
|
20. |
Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. |
1 |
|
|
21. |
Проект «Составляем сборник загадок». |
1 |
|
|
22. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель». |
1 |
|
|
|
И в шутку и всерьёз (6 ч) |
|
|
|
23.
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «Ррры!» |
1 |
|
|
24. |
Н. Артюхова «Саша-дразнилка». |
1 |
|
|
25. |
К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук», И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». |
1 |
|
|
26. |
К.Чуковский «Телефон». |
1 |
|
|
27. |
М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг. |
1 |
|
|
28. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «И в шутку и всерьёз». |
1 |
|
|
|
Я и мои друзья (6ч) |
|
|
|
29. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Ю. Ермолаева «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок», В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны». |
1 |
|
|
30. |
Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», И.Пивоварова «Вежливый ослик», Я.Аким «Моя родня». |
1 |
|
|
31. |
Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. |
1 |
|
|
32. |
Как хорошо уметь читать. С.Маршак «Хороший день», По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу». |
1 |
|
|
33. |
Из старинных книг. |
1 |
|
|
34. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Я и мои друзья». |
1 |
|
|
|
О братьях наших меньших (6ч) |
|
|
|
35. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Н.Сладков «Это кто же наш меньший брат?», С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак». |
1 |
|
|
36. |
В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку». |
1 |
|
|
37. |
М.Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка», В.Берестов «Лягушата». |
1 |
|
|
38. |
Как хорошо уметь читать. Стихи С.Михалкова, В.Лунина. Сказки Д. Хармса, Н.Сладкова, |
1 |
|
|
39. |
Из старинных книг. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «О братьях наших меньших». |
1 |
|
|
40. |
Подведение итогов за год. |
1 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.