Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 598 с углубленным изучением математики,
химии и биологии
Приморского района г. Санкт – Петербурга
(ГБОУ школа №598 Приморского района
Санкт- Петербурга)
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение» для 2 «Г» класса
на 2022-2023 учебный год
приложение 3 к НОО
(протокол Педагогического совета от 23.05.22 №8,
Приказ директора от 26.05.22 № 278-а)
Составитель:
Карасева Юлия Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ школы № 598
Приморского района г. Санкт-Петербурга
Санкт – Петербург
2022
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями:
· Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
· Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2022 № 115;
· Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организации, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
· Приказ Министерства Просвещений Российской Федерации от 12.11.2021г. № 819 «Об утверждении порядка формирования перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
· Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
· Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
· Санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
· Распоряжения Комитета по образованию от 15.04.2022 № 801-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»;
· Устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 598 с углублённым изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга, утверждённого Распоряжением комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 11.02.2014 № 407-р;
· Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ школы № 598, принятой решением Педагогического совета ГБОУ школы № 598 (Протокол № 8 от 23.05.2022 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция));
· Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ № 598, утвержденное директором школы 14.01.2022 г. Приказ № 31-а
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы по литературному чтению и авторской программы «Начальная школа XXI век» (Л.А.Ефросинина) М.:Вентана- Граф, 2012. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Общая характеристика курса литературного чтения
Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай».
Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.
Продолжается накапливание представления школьников об авторах различных произведений.
Развивается основный вид речевой деятельности - говорение.
Методы и приемы обучения:
-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;
-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;
-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;
-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;
-изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание;
-игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры;
-письмо: дописывание, списывание, сочинение;
-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книге.
Формы творческих работ: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Место курса литературного чтения в учебном плане
Во втором классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Литературное чтение» отводится 136 часов (4часов в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности курса литературного чтения:
- формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
К концу обучения во 2-ом классе обучающийся достигает
следующих результатов:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;
читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научиться:
понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словестно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научиться:
находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
определять тему и главную мысль текста;
работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в её аппарате;
сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю).
Содержание тем учебного предмета.
во 2-ом классе (136 часов)
О нашей Родине. (5 ч.) Ф.Савинов «Родина». И.Никитин «Русь». С.Романовский «Русь». «Слово о русской Земле». С Прокофьев «Родина». Н.Рубцов «Россия, Русь-куда я ни взгляну».
Народная мудрость (5 ч.) Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки. Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». «Три поездки Ильи Муромца». Шутки, считалки, потешки, пословицы.
О детях и для детей (19 ч.) А.Барто «Катя». Б.Заходер «Перемена». С.Баруздин»Стихи о человеке и его словах», «Как Алешке учиться надоело». Е.Пермяк «Смородинка», С.Михалков «Прогулка». Н.Носов «Заплатка». Г.Сапгир «Рабочие руки». Нанайская народная сказка «Айога». Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». Я.Аким «Жадина». М.Зощенко «Самое главное». В.Сутеев «Кто лучше?». В.Осеева «Волшебная иголочка». А.Митта «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы». В.Берестов «Прощание с другом». Л.Пантелеев «Две Лягушки». В.Катаев «Цветик- семицветик». В.Беспальков «Совушка». В.Сутеев «Снежный зайчик». Н.Носов «Затейники». Н Носов «На горке». Братья Гримм «Маленькие человечки», «Три брата». Х.-К.Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Принцесса на горошине». Братья Гримм «Семеро храбрецов». Русская сказка «У страха глаза велики». Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Братья Гримм «Маленькие человечки», «Три брата». Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Принцесса на горошине».
Уж небо осенью дышало… (5 ч.) А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Г.Скребицкий «Осень». М.Пришвин «Осеннее утро». Э.Шим «Белка и Ворон». Е.Трутнева сень». Н.Сладков «Осень». Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки». М Пришвин «Недосмотренные грибы». Э.Шим «Храбрый опёнок». А.Майков «Осень».
Снежок порхает, кружится (18 ч.) З.Александрова «Зима». К.Ушинский «Проказы старухи –зимы» С.Иванов «Каким бывает снег». С.Есенин «Пороша». И.Соколов-Микитов «Зима в лесу». Э.Шим «Всем вам крыша». К.Ушинский «Мороз не страшен». Русская сказка «Дети Деда Мороза». Немецкая сказка «Бабушка Метелица». М.Пришвин «Деревья в лесу». Е.Пермяк «Четыре брата». И Суриков «Детство». В.Даль «Девочка Снегурочка». Русская народная сказка «Снегурочка». Н.Некрасов «Саша». В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза». Г.Скребицкий «Как белочка зимует». И Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И.Беляков «О чем ты думаешь, снегирь». В.Одоевский «Мороз Иванович».
Праздник новогодний (10 ч.) С.Михалков «В снегу стояла ёлочка». А.Гайдар «Ёлка в тайге». С.Маршак «Декабрь». Х.-К.Андерсен «Штопальная игла», «Ель». С.Городецкий «Новогодние приметы» Урок-утренник «Здравствуй, праздник новогодний».
Произведения о животных «О братьях наших меньших» (14 ч.) Народная песня «Бурёнушка». В.Жуковский «Птичка» Е.Чарушин «Перепелка». К.Ушинский «Кот Васька». Е Благинина «Голоса леса». М Пришвин «Как поссорились кошка с собакой». М.Пришвин «Старый гриб». П.Комаров «Оленёнок». Н.Рубцов «Про зайца». К.Ушинский «Лиса Патрикеевна». В.Бианки «Ёж-спаситель». М.Пришвин «Журка». М.Дудин «Тары-бары…». В.Бианки «Хвосты».К.Ушинский «Плутишка-кот». К.Паустовский «Барсучий нос!». Русская народная сказка «Зимовье зверей». Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь». Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Русская народная сказка «Белые перышки».
Зарубежные сказки (11 ч.) Украинская народная сказка «Колосок». Французская сказка «Волк, улитка и осы». Ангийская народная сказка « Как Джек ходил счастья искать». Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг». Братья Гримм «Бременские музыканты». Английская народная сказка «Сказка про трех поросят». Дж.Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха».
Рассказы, стихи, сказки о семье «Семья и я» ( 14 ч.) Л.Толстой «Лучше всех». Е.Пермяк «Случай с кошельком». С.Аксаков «Моя сестра». М.Лермонтов «Спи, младеней мой прекрасный…». В.Осеева «Сыновья».А.Михалков «Колыбельная песня». Л Толстой «Отец и сыновья». А.Плещеев «Дедушка». И Панькин «Легенда о матерях». Л.Воронкова «Катин подарок». Ю.Коринец «Март». Б.Заходер «Сморчки». А.Плещеев «Песня матери». Татарская народная сказка «Три сестры». В.Солоухин «Деревья». С.Михалков «Быль для детей». С.Баруздин «Салют».
Весна, весна красная… (23 ч.) Народная песня «Весна, весна красная!». А.Чехов «Весной». А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…». Г.Скребицкий «Весна-художник». Н.Сладков «Снег и Ветер». Н.Сладков. Из цикла «Лесные шорохи». С.Маршак «Весенняя песенка». Э Шим «Чем пахнет весна». Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». Произведения о дне Победы. Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». К.Ушинский «Проказы старухи-зимы». А.Куприн «Скворцы». Н.Сладков «Проталина», «Апрельские шутки». А.Барто «Апрель». Г.Скребицкий «Жаворонок». В.Жуковский «Жаворонок». О.Высоцкая «Одуванчик». М.Пришвин «Золотой луг». П.Дудочкин «Почему хорошо на свете». Н.Сладков «Весенний гам». А.Барто «Воробей» М.Пришвин «Ребята и утята». Б. Заходер «Птичья школа» М.Горький «Воробьишко». К.Ушинский «Утренние лучи». А.Барто «Весна, весна на улице…».
Волшебные сказки (10ч.) Русская народная сказка «Хаврошечка», «»Царевна-лягушка», «Чудо-чудное, Диво- дивное». А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде». Ш.Перро «Кот в сапогах» Индийская народная сказка «Золотая рыбка». Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Учебно- тематический план
|
Часов в неделю |
всего |
Из них |
|
|
|
|
Контрольных работ |
Другие виды работ |
1 четверть |
4 |
|
Контрольнаяработа-1
|
Стартовая диагностика -1 Проверочная работа-1 Тест - 1 |
2 четверть |
4 |
|
Контрольная работа-1 |
Проверочная работа-2
|
3 четверть |
4 |
|
Контрольнаяработа-1
|
Проверочная работа-1 Тест-1
|
4 четверть |
4 |
|
Контрольнаяработа-1
|
Проверочная работа-2 |
ГОД |
136 |
136 |
Контрольная работа-4
|
Стартовая диагностика -1 Проверочная работа-6 Тест-2
|
Содержание программного материала
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1. |
О нашей Родине |
5 |
2. |
Народная мудрость |
5 |
3. |
О детях и для детей |
19 |
4. |
Уж небо осенью дышало… |
5 |
5. |
Снежок порхает, кружится |
18 |
6. |
Праздник Новогодний |
10 |
7. |
Произведения о животных |
14 |
8. |
Зарубежные сказки |
11 |
9. |
Рассказы, стихи, сказки о семье |
14 |
10. |
Весна, весна красная… |
23 |
11. |
Волшебные сказки |
10 |
|
ИТОГО |
136 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено, ориентируясь на опубликованную авторскую программу
Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 1-4 классы» и полностью соответствует ее требованиям.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
· Программа – Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2011г.
· Учебники – Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 2 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2012. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
· Учебные пособия – Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012. Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению: для младших школьников / Ефросинина Л. А.. – М.: Вентана-Граф, 2011.
· Методические пособия для педагогов - Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. Оценка знаний. Литературное чтение, 1 – 2 класс. Автор:, Ефросинина Л. А., – М.: Вентана-Граф, 2010г.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения предмета Литературное чтение во 2 классах
УМК «Начальная школа XXI века»
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Критерии оценок по литературному чтению
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
- беглость, правильность, осознанность, выразительность
Оценка «5» - ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка «4» - ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка «3» - ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка «2» - ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.
В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1.Правильная постановка логического ударения.
2.Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4.Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка «5» - выполнены правильно все требования.
Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.
Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям.
Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2.Подбирать правильную интонацию.
3.Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка «5» - выполнены правильно все требования.
Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка «2»- допущены ошибки по трём требованиям.
Пересказ
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2»- не может передать содержание прочитанного.
Тест
Каждый тест состоит из десяти заданий разной сложности. На выполнение теста отводится урок. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – 0 баллов.
«5» - ученик набрал 9-10 баллов;
«4» - ученик набрал 7-8 баллов;
«3» - ученик набрал 5-6 баллов;
«2» - ученик набрал менее 5 баллов.
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
2 класс
Оценка «5» - ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Оценка «4» - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передает содержание прочитанного (частично при помощи учителя), не допускает грубых речевых ошибок.
Оценка «3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
Оценка «2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
3 класс
Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 слов в минуту и более слов и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
Оценка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту; в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтени я молча не меньше 60 слов в минуту.
Оценка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметки «3».
4 класс
Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 110 слов в минуту молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
Оценка «4» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать своё мнение о прочитанном.
Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Оценка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметки «3».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.