Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

  • docx
  • 13.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературное чтение (2) — копия.docx

Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района  

Большелогская средняя  общеобразовательная школа

(МБОУ Большелогская СОШ)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Большелогской СОШ

__________     Т.В.Васильчукова

Приказ от 02.09.2019г.  №191

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературному чтению

 

Уровень общего образования, класс:начальное  общее образование, 3 А класс

 

Количество часов - 136 ч.

 

Учитель –Попова Галина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

Программа составлена на основе:

Авторской программы начального общего образования «Литературное чтение»Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого,М.В.Головановой.М., «Просвещение»,2015 г.

 

 

 

 

 

 

2019-2020

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по литературному чтению разработана  в соответствии

·         с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России №373 (в редакции от 31.12.2015) от 06.10.2009г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования»);

·         учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2019-2020 учебный год;

·         Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;

·         Рабочая программа учебного предмета – Литературное чтение,  составлена на основе авторской программы: Литературное чтение. Сборник рабочих программ 1-4. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. - 2-е изд., доп. ,М.: Просвещение, 2015г.

 

Цели:                                                

         овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

         развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

         обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

         развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное  произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

         учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

         формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

         развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

         формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

         обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

         формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

         обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

         расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

         обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

         работать с различными типами текстов;

         создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

 

Для реализации содержания рабочей программы по литературному чтению  используется УМК:

  1. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2017
  2. Кутявина, С. В. Поурочные разработки по литературному чтению : 3 класс : к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» / С. В. Кутявина. – М.: Вако, 2015.

 

В соответствии с учебным планом школы учебный предмет литературное чтение  рассчитан на 136  часов в год - 4 часа в неделю. Из них контрольных работ – 1.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА – литературное чтение -3

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников  3  класса.

 

Обучение  литературному чтению школьников  3  класса  направлено на достижение следующих целей:

В направлении личностного развития:

         Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

         Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

         Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

         Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

         Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).

         Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

         Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

         Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

         Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

         Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

         Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.

         Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.

         Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

         Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.

         Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

         Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.

         Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

         Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.

         Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

         Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

         Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).

         Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).

         Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

         Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

         Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.

         Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

         Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.

         Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.

         Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить ихв классе по просьбе учителя.

         Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.

         Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

 

В метапредметном направлении:

                     Регулятивные универсальные учебные действия

            Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

      Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

      Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).

      Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

                     Познавательные универсальные учебные действия

      Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

      Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.

      Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

      Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой,  изобразительно-выразительные  средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

      Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

      Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

                     Коммуникативные универсальные учебные действия

      Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

      Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

      Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

      Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.

      Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

      Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

      Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

      Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой
на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

В предметном направлении:

Виды речевой и читательской деятельности.

Учащиеся научатся:

        осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

        употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

        читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

        понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

        рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

        пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

        осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

        задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

        делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

        находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

        пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

        понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;

        читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;

        пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;

        участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

        формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

§  делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;

        домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;

        выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

        находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);

        готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность.

Учащиеся научатся:

        сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

        писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;

        пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;

        сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

        пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

        составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

        подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

        писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика.

Учащиеся научатся:

        понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

        определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

        понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

        осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;

        находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Учащиеся получат возможность научиться:

   сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);

   определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

   создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

 

 

.

 

 


III. Содержание учебного предмета   литературное чтение -3

№ п/п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Общее количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1

Самое великое чудо на свете –

Целостное отношение к книге.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

4 ч

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции.

2

Устное народное творчество

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

14 ч

Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений.

Интонировать предложения на основе знаков препинания.

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий).

При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

 

3

Поэтическая тетрадь  1

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач.

11 ч

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия.

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

4

Великие русские писатели

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

24 ч

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров.

Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

5

Литературные сказки.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8 ч

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

6

Были – небылицы.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

10ч

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

7

Поэтическая тетрадь2

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8 ч

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

8

Люби живое

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

16 ч

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

9

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12 ч

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

10

По страницам детских журналов

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8 ч

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и

интересный журнал. Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

11

Зарубежная литература

 

 

 

 

 

 

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

10ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


IV. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению-3

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Даты изучения темы

1

Знакомство с учебником.

Рукописные книги древней Руси.

1

 

2

Первопечатник  Иван Федоров.  Подготовка сообщения о первопечатнике  Иване Федорове.

1

 

3

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические  и шуточные.

1

 

4

Обобщение по теме «Книги в Древней Руси»

1

 

5

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

 

6

Народные промыслы в Древней Руси.

1

 

7

Стартовый контроль

1

 

8

Русская народная сказка «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка».

1

 

9

Русская народная сказка «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка».  Составление плана.

1

 

10

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

1

 

11

«Иван – царевич и Серый Волк». Сравнение художественного и живописного текстов.

1

 

12

Сравнение художественного и живописного текстов.

1

 

13

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

1

 

14

Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Деление текста на части.

1

 

15

Художники иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин

1

 

16

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

1

 

17

Сочиняем волшебную сказку

1

 

18

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной  статьи

Я. Смоленского.

1

 

19

Русские поэты XIX-XX веков.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

1

 

20

Р.р.Сочинение-миниатюра «О чём рассказывают осенние листья»

1

 

21

Подвижные картины природы в поэзии

А. А. Фета

1

 

22

И. С. Никитин «Полно степь моя спать беспробудно» Роль заголовка и олицетворения. «Встреча зимы»

1

 

23

Сказочность стихотворения.

И. З. Сурикова «Детство»

1

 

24

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

И. З. Суриков «Зима».

1

 

25

Подготовка сценария утренника «Первый снег»

1

 

26

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1»

1

 

27

Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина

1

 

28

Лирические стихи А.С.Пушкина о природе

1

 

29

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

1

 

 

 

 

 

30

А. С. Пушкин  «Зимний вечер».

Настроение стихотворения и прием контраста

1

 

31

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки.

1

 

32

А. С. Пушкин  « Сказка о царе Салтане..» События сказочного текста.

1

 

33

А. С. Пушкин  « Сказка о царе Салтане..» Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки.

1

 

34

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Герои  литературной сказки.

1

 

35

Нравственный смысл сказки.Рисунок И.Билибина  к сказке.

1

 

36

Конкурс чтецов. Поэзия А.С. Пушкина.

1

 

37

Проверка техники чтения

1

 

38

Подготовка сообщения о И. А. Крылове . Скульптурный портрет Крылову.

1

 

39

40

Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки».

 Нравственный урок и мораль басни  И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна».

1

1

 

41

Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев басен  И. А. Крылова на основе их поступков.

1

 

42

Инсценирование  басен И. А. Крылова.

1

 

43

М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения  на основе статьи  В.Воскобойникова.

1

 

44

М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения . «Горные вершины»

1

 

45

«Утес», «Осень». настроение и образность. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

 

1

 

  46

Подготовка сообщения  на основе статьи  о детстве и творчестве Л. Н. Толстом.

1

 

47

Тема и главная мысль рассказа «Акула».

Составление различных планов к рассказу «Акула».

1

 

48

Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема.

1

 

49

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема.

1

 

50

Особенности  прозаического  лирического текста. « Какая бывает роса на  траве», «Куда девается вода из моря».

1

 

51

Обобщение по разделу «Великие русские писатели»

1

 

52

Стихи о природе  Н. А. Некрасова «Славная осень!» , «Не ветер бушует над бором..»

1

 

53

Повествовательное произведение в стихах Дедушка  Мазай и зайцы».

1

 

54

Промежуточный полугодовой контроль

1

 

55

К. Бальмонт «Золотое слово».

1

 

56

А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги». Картины природы.

1

 

57

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1

 

58

Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки».

1

 

59

Д. Н. Мамин- Сибиряк

«Сказка про Храброго зайца» Нравственный смысл сказки.

1

 

60

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки.

1

 

61

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Составление характеристики лягушки.

1

 

62

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

1

 

63

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ.

1

 

64

Обобщение по разделу «Литературные сказки». .

1

 

65

К. Бальмонт. Стихи о сказках.

1

 

66

Сказки А.Погорельского, В.Ф. Одоевского

1

 

67

М. Горький «Случай с Евсейкой».  Прием сравнения в рассказе М. Горького

1

 

68

М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

1

 

69

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения.

1

 

 

 

 

 

70

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Герои, характеристика героев.

1

 

71

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ.

1

 

72

Р.р.Сочинение по рассказу К. Г. Паустовского  «Растрепанный воробей».

1

 

 

 

 

 

73

А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения.

1

 

  74

А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам.

1

 

   75

А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ.

1

 

76

Сочинение по рассказу  А.И.Куприна «Слон».

1

 

77

Обобщение по разделу «Были-небылицы».

1

 

78

Стихи о животных С Черного . Авторское отношение к изображаемому в стихах  С. Черного.

1

 

79

Картины зимних забав в стихах А.  Блока. «Ветхая избушка»

1

 

80

А. Блок «Сны», «Вороны»

1

 

81

С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стихотворенийний разных авторов на одну тему.

1

 

82

Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 1». .

1

 

83

М. Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь» в текст.

1

 

84

Р.р.Сочинение на основе художественного текста. Тема «моя Родина»- основная мысль текста.

1

 

85

И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек». Определение жанра произведения.

1

 

86

И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек».Составление рассказа о герое. Творческий пересказ

1

 

87

В. И. Белов «Малька провинилась». Озаглавливание текста, герои рассказа.

1

 

88

В. И. Белов «Еще про Мальку ». Озаглавливание текста, герои рассказа.

1

 

89

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа.

1

 

90

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры.

1

 

91

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

1

 

92

Проверка техники чтения

1

 

93

Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа.

1

 

94

Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ.

1

 

95

В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

1

 

96

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

1

 

97

Кто такой Дениска?Р.р.- Мини-сочинение « Люби живое»

1

 

98

Обобщение по разделу « Люби живое».

1

 

99

С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стихотворения.  «В лесу над росистой поляной».

1

 

100

А. Л. Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение.

1

 

101

С. В. Михалков «Если», «Рисунок».

1

 

102

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Заголовок стихотворения. 

1

 

103

Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2»

1

 

104

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

1

 

105

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

1

 

106

А. П. Платонов «Цветок на земле».

1

 

107

А. П. Платонов «Цветок на земле».Герои рассказа, особенности речи героев. Чтение по ролям.

1

 

108

А. П. Платонов «Еще мама».

1

 

109

А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям.

1

 

110

М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа.

1

 

111

М. М. Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения. Герои.

1

 

112

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

1

 

113

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои.

1

 

114

Н. Н. Носов «Федина задача».  Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

1

 

115

Н. Носов «Телефон».  Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

1

 

116

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок»

1

 

 

 

 

 

117

«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы.

1

 

118

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

1

 

119

Ю. И. Ермолаев «Проговорился».«Воспитатели». Пересказ.

1

 

120

Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда.

1

 

121

Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». 

1

 

122

Итоговая контрольная работа

1

 

123

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».

1

 

124

 Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе.

1

 

125

Мифологические герои и их подвиги. Пересказ

1

 

126

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

1

 

127

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».Нравственный смысл сказки.

1

 

128

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке.

1

 

129

Промежуточный годовой контроль

1

 

130

Сочиняем сказки с хорошим концом

1

 

131

Проверка техники чтения

1

 

132

Литературная викторина

1

 

133

Советуем прочитать

1

 

134

Урок путешествия в прошлое

1

 

135

КВН по теме «Устное народное творчество»

1

 

136

Путешествие в  страну Литературию

1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

                                                                                         

·         Формы промежуточного контроля –техника и осознанность чтения

·        Форма итогового контроля - тестирование

 

Программой предусмотрено проведение:

·        Контрольных работ - 1

 

№ п/п

Тема контрольной работы

Дата

Дата

план.

факт.

      7

     Проверка техники чтения

 

 

37

Проверка техники чтения

 

 

54

Промежуточный административный контроль

 

 

92

Проверка техники чтения

 

 

122

Итоговая контрольная работа

 

 

129

Годовой административный контроль

 

 

131

Проверка техники чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы

 

Дата

Внесенные изменения и дополнения

Основание

Роспись учителя

Согласовано (роспись зам.директора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО   

Протокол № от «. 2019г.  

заседания методического   объединения   учителей начальных классов                    

Руководитель ШМО

_________

                                                                          

СОГЛАСОВАНО

Протокол № от «заместитель директора по УВР

          

                                                                          

СОГЛАСОВАНО

Протокол №.

заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ

Председатель методсовета