Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Большелогская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Большелогская СОШ)
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Большелогской СОШ __________ Т.В.Васильчукова Приказ от 02.09.2019г. №191
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Уровень общего образования, класс:начальное общее образование, 3 А класс
Количество часов - 136 ч.
Учитель –Попова Галина Ивановна
Программа составлена на основе:
Авторской программы начального общего образования «Литературное чтение»Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого,М.В.Головановой.М., «Просвещение»,2015 г.
2019-2020
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии
· с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России №373 (в редакции от 31.12.2015) от 06.10.2009г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования»);
· учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2019-2020 учебный год;
· Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;
· Рабочая программа учебного предмета – Литературное чтение, составлена на основе авторской программы: Литературное чтение. Сборник рабочих программ 1-4. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. - 2-е изд., доп. ,М.: Просвещение, 2015г.
Цели:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
• развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
• формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
• обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
• обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Для реализации содержания рабочей программы по литературному чтению используется УМК:
В соответствии с учебным планом школы учебный предмет литературное чтение рассчитан на 136 часов в год - 4 часа в неделю. Из них контрольных работ – 1.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА – литературное чтение -3
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 3 класса.
Обучение литературному чтению школьников 3 класса направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
• Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
• Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
• Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
• Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
• Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).
• Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
• Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
• Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
• Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
• Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
• Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
• Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.
• Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
• Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.
• Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
• Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
• Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
• Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.
• Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
• Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
• Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
• Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).
• Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
• Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
• Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
• Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
• Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.
• Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.
• Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить ихв классе по просьбе учителя.
• Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.
• Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
В метапредметном направлении:
• Регулятивные универсальные учебные действия
• Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
• Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
• Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
• Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
• Познавательные универсальные учебные действия
• Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
• Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.
• Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
• Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
• Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
• Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
• Коммуникативные универсальные учебные действия
• Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
• Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
• Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
• Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.
• Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
• Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
• Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
• Готовить
небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в
случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и
изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.).
Озвучивать презентацию с опорой
на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
В предметном направлении:
Виды речевой и читательской деятельности.
Учащиеся научатся:
• осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
• употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
• рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
• пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
• осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
• делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
• находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
• пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
• формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
§ делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность.
Учащиеся научатся:
• сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
• писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
• пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
• сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся научатся:
• понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
• понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
• осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;
• находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
.
III. Содержание учебного предмета литературное чтение -3
№ п/п |
Наименование разделов |
Характеристика основных содержательных линий |
Общее количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
|
1 |
Самое великое чудо на свете – |
Целостное отношение к книге. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. |
4 ч |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. |
|
2 |
Устное народное творчество |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
14 ч |
Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. Интонировать предложения на основе знаков препинания. Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий). При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.
|
|
3 |
Поэтическая тетрадь 1 |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. |
11 ч |
Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. |
|
4 |
Великие русские писатели |
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
24 ч |
Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров. Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. |
|
5 |
Литературные сказки. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
8 ч |
Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|
6 |
Были – небылицы. |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
10ч |
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. |
|
7 |
Поэтическая тетрадь2 |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
8 ч |
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
8 |
Люби живое |
Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
16 ч |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
9 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
12 ч |
Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
||
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
|||||
10 |
По страницам детских журналов |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
8 ч |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
11 |
Зарубежная литература |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. |
10ч |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
IV. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению-3
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Даты изучения темы |
1 |
Знакомство с учебником. Рукописные книги древней Руси. |
1 |
|
2 |
Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. |
1 |
|
3 |
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические и шуточные. |
1 |
|
4 |
Обобщение по теме «Книги в Древней Руси» |
1 |
|
5 |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
1 |
|
6 |
Народные промыслы в Древней Руси. |
1 |
|
7 |
Стартовый контроль |
1 |
|
8 |
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». |
1 |
|
9 |
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Составление плана. |
1 |
|
10 |
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» |
1 |
|
11 |
«Иван – царевич и Серый Волк». Сравнение художественного и живописного текстов. |
1 |
|
12 |
Сравнение художественного и живописного текстов. |
1 |
|
13 |
Русская народная сказка «Сивка- Бурка» |
1 |
|
14 |
Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Деление текста на части. |
1 |
|
15 |
Художники иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин |
1 |
|
16 |
Обобщение по разделу «Устное народное творчество» |
1 |
|
17 |
Сочиняем волшебную сказку |
1 |
|
18 |
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. |
1 |
|
19 |
Русские поэты XIX-XX веков. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». |
1 |
|
20 |
Р.р.Сочинение-миниатюра «О чём рассказывают осенние листья» |
1 |
|
21 |
Подвижные картины природы в поэзии А. А. Фета |
1 |
|
22 |
И. С. Никитин «Полно степь моя спать беспробудно» Роль заголовка и олицетворения. «Встреча зимы» |
1 |
|
23 |
Сказочность стихотворения. И. З. Сурикова «Детство» |
1 |
|
24 |
Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении И. З. Суриков «Зима». |
1 |
|
25 |
Подготовка сценария утренника «Первый снег» |
1 |
|
26 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1» |
1 |
|
27 |
Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина |
1 |
|
28 |
Лирические стихи А.С.Пушкина о природе |
1 |
|
29 |
А. С. Пушкин «Зимнее утро». |
1 |
|
|
|
|
|
30 |
А. С. Пушкин «Зимний вечер». Настроение стихотворения и прием контраста |
1 |
|
31 |
А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки. |
1 |
|
32 |
А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» События сказочного текста. |
1 |
|
33 |
А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки. |
1 |
|
34 |
А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Герои литературной сказки. |
1 |
|
35 |
Нравственный смысл сказки.Рисунок И.Билибина к сказке. |
1 |
|
36 |
Конкурс чтецов. Поэзия А.С. Пушкина. |
1 |
|
37 |
Проверка техники чтения |
1 |
|
38 |
Подготовка сообщения о И. А. Крылове . Скульптурный портрет Крылову. |
1 |
|
39 40 |
Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». Нравственный урок и мораль басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна». |
1 1 |
|
41 |
Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев басен И. А. Крылова на основе их поступков. |
1 |
|
42 |
Инсценирование басен И. А. Крылова. |
1 |
|
43 |
М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи В.Воскобойникова. |
1 |
|
44 |
М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения . «Горные вершины» |
1 |
|
45 |
«Утес», «Осень». настроение и образность. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
|
1 |
|
46 |
Подготовка сообщения на основе статьи о детстве и творчестве Л. Н. Толстом. |
1 |
|
47 |
Тема и главная мысль рассказа «Акула». Составление различных планов к рассказу «Акула». |
1 |
|
48 |
Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема. |
1 |
|
49 |
Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема. |
1 |
|
50 |
Особенности прозаического лирического текста. « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». |
1 |
|
51 |
Обобщение по разделу «Великие русские писатели» |
1 |
|
52 |
Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!» , «Не ветер бушует над бором..» |
1 |
|
53 |
Повествовательное произведение в стихах Дедушка Мазай и зайцы». |
1 |
|
54 |
Промежуточный полугодовой контроль |
1 |
|
55 |
К. Бальмонт «Золотое слово». |
1 |
|
56 |
А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги». Картины природы. |
1 |
|
57 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». |
1 |
|
58 |
Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки». |
1 |
|
59 |
Д. Н. Мамин- Сибиряк «Сказка про Храброго зайца» Нравственный смысл сказки. |
1 |
|
60 |
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. |
1 |
|
61 |
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Составление характеристики лягушки. |
1 |
|
62 |
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. |
1 |
|
63 |
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ. |
1 |
|
64 |
Обобщение по разделу «Литературные сказки». . |
1 |
|
65 |
К. Бальмонт. Стихи о сказках. |
1 |
|
66 |
Сказки А.Погорельского, В.Ф. Одоевского |
1 |
|
67 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения в рассказе М. Горького |
1 |
|
68 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. |
1 |
|
69 |
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения. |
1 |
|
|
|
|
|
70 |
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Герои, характеристика героев. |
1 |
|
71 |
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ. |
1 |
|
72 |
Р.р.Сочинение по рассказу К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». |
1 |
|
|
|
|
|
73 |
А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения. |
1 |
|
74 |
А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам. |
1 |
|
75 |
А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ. |
1 |
|
76 |
Сочинение по рассказу А.И.Куприна «Слон». |
1 |
|
77 |
Обобщение по разделу «Были-небылицы». |
1 |
|
78 |
Стихи о животных С Черного . Авторское отношение к изображаемому в стихах С. Черного. |
1 |
|
79 |
Картины зимних забав в стихах А. Блока. «Ветхая избушка» |
1 |
|
80 |
А. Блок «Сны», «Вороны» |
1 |
|
81 |
С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стихотворенийний разных авторов на одну тему. |
1 |
|
82 |
Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 1». . |
1 |
|
83 |
М. Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь» в текст. |
1 |
|
84 |
Р.р.Сочинение на основе художественного текста. Тема «моя Родина»- основная мысль текста. |
1 |
|
85 |
И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. |
1 |
|
86 |
И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек».Составление рассказа о герое. Творческий пересказ |
1 |
|
87 |
В. И. Белов «Малька провинилась». Озаглавливание текста, герои рассказа. |
1 |
|
88 |
В. И. Белов «Еще про Мальку ». Озаглавливание текста, герои рассказа. |
1 |
|
89 |
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа. |
1 |
|
90 |
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры. |
1 |
|
91 |
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. |
1 |
|
92 |
Проверка техники чтения |
1 |
|
93 |
Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа. |
1 |
|
94 |
Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ. |
1 |
|
95 |
В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. |
1 |
|
96 |
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. |
1 |
|
97 |
Кто такой Дениска?Р.р.- Мини-сочинение « Люби живое» |
1 |
|
98 |
Обобщение по разделу « Люби живое». |
1 |
|
99 |
С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стихотворения. «В лесу над росистой поляной». |
1 |
|
100 |
А. Л. Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение. |
1 |
|
101 |
С. В. Михалков «Если», «Рисунок». |
1 |
|
102 |
Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Заголовок стихотворения. |
1 |
|
103 |
Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2» |
1 |
|
104 |
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. |
1 |
|
105 |
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. |
1 |
|
106 |
А. П. Платонов «Цветок на земле». |
1 |
|
107 |
А. П. Платонов «Цветок на земле».Герои рассказа, особенности речи героев. Чтение по ролям. |
1 |
|
108 |
А. П. Платонов «Еще мама». |
1 |
|
109 |
А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям. |
1 |
|
110 |
М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. |
1 |
|
111 |
М. М. Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения. Герои. |
1 |
|
112 |
М. М. Зощенко «Великие путешественники». |
1 |
|
113 |
М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои. |
1 |
|
114 |
Н. Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. |
1 |
|
115 |
Н. Носов «Телефон». Сборник юмористических рассказов Н.Носова. |
1 |
|
116 |
Обобщение по разделу «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок» |
1 |
|
|
|
|
|
117 |
«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы. |
1 |
|
118 |
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». |
1 |
|
119 |
Ю. И. Ермолаев «Проговорился».«Воспитатели». Пересказ. |
1 |
|
120 |
Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. |
1 |
|
121 |
Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». |
1 |
|
122 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
123 |
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». |
1 |
|
124 |
Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. |
1 |
|
125 |
Мифологические герои и их подвиги. Пересказ |
1 |
|
126 |
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». |
1 |
|
127 |
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».Нравственный смысл сказки. |
1 |
|
128 |
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке. |
1 |
|
129 |
Промежуточный годовой контроль |
1 |
|
130 |
Сочиняем сказки с хорошим концом |
1 |
|
131 |
Проверка техники чтения |
1 |
|
132 |
Литературная викторина |
1 |
|
133 |
Советуем прочитать |
1 |
|
134 |
Урок путешествия в прошлое |
1 |
|
135 |
КВН по теме «Устное народное творчество» |
1 |
|
136 |
Путешествие в страну Литературию |
1 |
|
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
· Форма итогового контроля - тестирование
Программой предусмотрено проведение:
· Контрольных работ - 1
№ п/п |
Тема контрольной работы |
Дата |
Дата |
план. |
факт. |
||
7 |
Проверка техники чтения |
|
|
37 |
Проверка техники чтения |
|
|
54 |
Промежуточный административный контроль |
|
|
92 |
Проверка техники чтения |
|
|
122 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
129 |
Годовой административный контроль |
|
|
131 |
Проверка техники чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист корректировки рабочей программы
Дата |
Внесенные изменения и дополнения |
Основание |
Роспись учителя |
Согласовано (роспись зам.директора) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол № от «. 2019г. заседания методического объединения учителей начальных классов Руководитель ШМО _________
|
СОГЛАСОВАНО Протокол № от «заместитель директора по УВР
|
СОГЛАСОВАНО Протокол №. заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ Председатель методсовета
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.