Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Общие цели учебного предмета:
Ø овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
Ø формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
Ø формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Ø освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
Ø овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
Ø воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Задачи на 2020 – 2021 учебный год.
1. Достичь 100% успеваемости обучающихся по предмету.
2. Достичь показателя 60% качества обученности по предмету.
3. Достичь 10% охвата детей в мероприятиях по предмету, направленных на выявление одаренности.
4. Достичь 15% обучающихся, вовлеченных в участие олимпиад по предмету.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 85 часов в год. (17 недель 1 полугодие -2 часа в неделю; 17 недель 2 полугодие - 3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа ориентирована на УМК «Школа России:
1. Литературное чтение. 4 класс: учеб. для четырехлетней нач.шк. В 2 ч. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская,
М.В.Бойкина. М.: Просвещение, 2014г.
2. Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс, авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. 2014г.
3. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс. М.: Просвещение, 2014г.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-
следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в
систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
2. Содержание учебного предмета.
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проект:
«Создание календаря исторических событий»
П.П.Ершов «Конёк- Горбунок», А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «АшикКериб», Л.Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень», А.П. Чехов «Мальчики».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики».
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…», А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...», А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...», Н.А. Некрасов ««В зимние сумерки нянины сказки...» Школьник», И.А. Бунин «Листопад».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П.П. Бажов «Серебряное копытце», А.С. Аксаков «Аленький цветочек».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», В.Ю. Драгунский «Главные реки», В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка», В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел», Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Делу время – потехе час».
Б.С. Житков «Как я ловил человечков», К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
М.М. Зощенко «Елка»Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства».
В.Я. Брюсов «Опять сон», С.А. Есенин «Бабушкины сказки», М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А.И. Куприн «Барбос и Жулька»,
М.М.Пришвин «Выскочка»
Е.И. Чарушин «Кабан», В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа и мы». Поэтическая тетрадь (4 ч)
Б.Л.Пастернак «Золотая осень», С.А. Клычков «Весна в лесу», Д.Б. Кедрин «Бабье лето», Н.М. Рубцов «Сентябрь», С.А. Есенин «Лебедушка»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь». Родина (5 ч)
И.С. Никитин «Русь», С.Д. Дрожжин «Родине», А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске..»
Проект «Россия – Родина моя»» . Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родина». Страна Фантазия (5 ч.)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия». Зарубежная литература (9 ч)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-Х. Андерсен «Русалочка», М.Твен
«Приключения Тома Сойера», С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература». Викторина «Литературные тайны».
Тематическое планирование
№ раздела п\п |
Название темы раздела |
Количество часов |
1. |
Летописи. Былины. Жития |
8 |
2. |
Чудесный мир классики |
16 |
3. |
Поэтическая тетрадь |
8 |
4. |
Литературные сказки |
8 |
5. |
Делу время – потехе час |
5 |
6. |
Страна детства |
5 |
7. |
Поэтическая тетрадь |
4 |
8. |
Природа и мы |
8 |
9. |
Поэтическая тетрадь |
4 |
10. |
Родина |
5 |
11. |
Страна Фантазия |
5 |
12. |
Зарубежная литература |
9 |
|
Итого за год |
85 |
Виды контроля: Текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: индивидуальный, фронтальный устный опрос, чтение текста, пересказ содержания (полно, кратно, выборочно), выразительное чтение наизусть, тестовые задания письменные, самостоятельные работы, работа с текстом, проверка навыка чтения, итоговый.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
(85 ч, 2ч. в неделю в 1 полугодии и 3ч. в неделю во 2 полугодии)
№ п/п
|
Номер раздел а и темы урока |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
|
План |
Факт |
|||||
|
|
|
Раздел I. Летописи, былины, жития (8ч) |
|
|
|
1. |
1.1 |
01.09 |
|
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
1ч |
|
2. |
1.2 |
02.09 |
|
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего» |
1ч |
|
3. |
1.3 |
08.09 |
|
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
1ч |
|
4. |
1.4 |
09.09 |
|
Былина «Ильины три поездочки». Проверка навыка чтения. |
1ч |
|
5. |
1.5 |
15.09 |
|
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы |
1ч |
|
6. |
1.6 |
16.09 |
|
«Житие Сергия Радонежского». |
1ч |
|
7. |
1.7 |
22.09 |
|
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Тем.учет «Летописи, былины, жития» |
1ч |
|
8. |
1.8 |
23.09 |
|
Проект: «Создание календаря исторических событий» |
1ч |
|
|
|
|
Раздел II. Чудесный мир классики (16ч)
|
|
|
|
9. |
2.1 |
29.09 |
|
П.П.Ершов «Конёк- Горбунок». ЛС В.Мазин. «Поздняя осень». |
1ч |
|
10. |
2.2 |
30.09 |
|
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». |
1ч |
|
11. |
2.3 |
06.10 |
|
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». |
1ч |
|
12. |
2.4 |
07.10 |
|
Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П.Ершова «Конекгорбунок» |
1ч |
|
13. |
2.5 |
13.10 |
|
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения. |
1ч |
|
14. |
2.6 |
14.10 |
|
А.Соломинский «О Пушкине». А.С. Пушкин «Няне» |
1ч |
|
15. |
2.7 |
20.10 |
|
А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!...» |
1ч |
|
16. |
2.8 |
21.10 |
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
1ч |
|
17. |
2.9 |
27.10 |
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» «Что за прелесть эти сказки!» Сказки А.С.Пушкина |
1ч |
|
18. |
2.10 |
28.10 |
|
М.Ю. Лермонтов. А.Шан-Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека» |
1ч |
|
19. |
2.11 |
10.11 |
|
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
1ч |
|
20. |
2.12 |
11.11 |
|
Л.Н. Толстой «Детство» |
1ч |
|
21 |
2.13 |
17.11 |
|
Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень», Творчество Л.Н.Толстого |
1ч |
|
22 |
2.14 |
18.11 |
|
М.Семанова «Воспоминания» |
1ч |
|
23 |
2.15 |
24.11 |
|
А.П. Чехов «Мальчики». |
1ч |
|
24 |
2.16 |
25.11 |
|
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Тем.учет «Чудесный мир классики». |
1ч |
|
|
|
|
Раздел III. Поэтическая тетрадь (8ч)
|
|
||
25 |
3.1 |
01.12 |
|
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» |
1ч |
|
26 |
3.2 |
02.12 |
|
А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» |
1ч |
|
27 |
3.3 |
08.12 |
|
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» |
1ч |
|
28 |
3.4 |
15.12 |
|
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». ЛС Р.Ругин «Белый снег» |
1ч |
|
29 |
3.5 |
16.12 |
|
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» |
1ч |
|
30 |
3.6 |
22.12 |
|
Н.А. Некрасов ««В зимние сумерки нянины сказки...» Школьник» |
1ч |
|
31 |
3.7 |
23.12 |
|
И.А. Бунин «Листопад». Л.С. Микуль Шульгин. «Весна» |
1ч |
|
32 |
3.8 |
29.12 |
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тем.учет по теме «Поэтическая тетрадь» |
1ч |
|
|
|
|
Раздел IV. Литературные сказки (8ч)
|
|
||
33 |
4.1 |
|
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
1ч |
|
34 |
4.2 |
|
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
1ч |
|
35 |
4.3 |
|
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
1ч |
|
36 |
4.4 |
|
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» ЛС Р.Ругин. «Рассвет над Ямалом». |
1ч |
|
37 |
4.5 |
|
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
1ч |
|
38 |
4.6 |
|
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце» Проверка навыка чтения. |
1ч |
|
39 |
4.7 |
|
|
А.С. Аксаков «Аленький цветочек». |
1ч |
|
40 |
4.8 |
|
|
Обобщение по разделу «Литературные сказки». Тем.учет «Литературные сказки» |
1ч |
|
|
|
|
Раздел V. Делу время – потехе час (5 ч) |
|
41 |
5.1 |
|
|
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
1ч |
|
42 |
5.2 |
|
|
В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
1ч |
|
43 |
5.3 |
|
|
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
1ч |
|
44 |
5.4 |
|
|
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» |
1ч |
|
45 |
5.5 |
|
|
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Тем.учет «Делу время – потехе час» |
1ч |
|
|
|
Раздел VI. Страна детства (5 ч) |
|
|||
46 |
6.1 |
|
|
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
1ч |
|
47 |
6.2 |
|
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
1ч |
|
48 |
6.3 |
|
|
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения |
1ч |
|
49 |
6.4 |
|
|
М.М. Зощенко «Елка». ЛС Хантыйская народная сказка «Заяц» |
1ч |
|
50 |
6.5 |
|
|
Обобщение по разделу «Страна детства». Тем.учет «Страна детства» |
1ч |
|
|
|
Раздел VII. Поэтическая тетрадь (4ч)
|
|
|||
51 |
7.1 |
|
|
В.Я. Брюсов «Опять сон». Детская |
1ч |
|
52 |
7.2 |
|
|
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» |
1ч |
|
53 |
7.3 |
|
|
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
1ч |
|
54 |
7.4 |
|
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тем.учет «Поэтическая тетрадь» |
1ч |
|
|
|
Раздел VIII. Природа и мы (8ч) |
|
|||
55 |
8.1 |
|
|
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» ЛС Хантыйская сказка «Лось» |
1ч |
|
56 |
8.2 |
|
|
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
1ч |
|
57 |
8.3 |
|
|
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
1ч |
|
58 |
8.4 |
|
|
М.М.Пришвин «Выскочка», М.М.Пришвин – певец русской природы |
1ч |
|
59 |
8.5 |
|
|
Е.И. Чарушин «Кабан» |
1ч |
|
60 |
8.6 |
|
|
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». |
1ч |
|
61 |
8.7 |
|
|
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения |
1ч |
|
62 |
8.8 |
|
|
Обобщение по разделу «Природа и мы». Тем.учет «Природа и мы» |
1ч |
|
|
|
Раздел IX. Поэтическая тетрадь (4ч) |
|
|||
63 |
9.1 |
|
|
Б.Л.Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу» |
1ч |
|
64 |
9.2 |
|
|
Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь» ЛС Ю.Вэлла. «Отнята земля – отнята душа». |
1ч |
|
65 |
9.3 |
|
|
С.А. Есенин «Лебедушка» |
1ч |
|
66 |
9.4 |
|
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тем.учет «Поэтическая тетрадь» |
1ч |
|
|
|
Раздел X . Родина (5ч)
|
|
|||
67 |
10.1 |
|
|
И.С. Никитин «Русь» |
1ч |
|
68 |
10.2 |
|
|
С.Д. Дрожжин «Родине» ЛС Ю.Вэлла. «Лесные боли». |
1ч |
|
69 |
10.3 |
|
|
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске..» |
1ч |
|
70 |
10.4 |
|
|
Проект «Россия – Родина моя»» |
1ч |
|
71 |
10.5 |
|
|
Обобщение по разделу «Родина». Тем.учет«Родина» |
1ч |
|
|
|
Раздел XI. Страна фантазия (5ч) |
|
|||
72 |
11.1 |
|
|
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» |
1ч |
|
73 |
11.2 |
|
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
1ч |
|
74 |
11.3 |
|
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
1ч |
|
75 |
11.4 |
|
|
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения |
1ч |
|
76 |
11.5 |
|
|
Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Тем.учет «Страна Фантазия» |
1ч |
|
|
|
Раздел XII. Зарубежная литература (9 ч) |
|
|||
77 |
12.1 |
|
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
1ч |
|
78 |
12.2 |
|
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
1ч |
|
79 |
12.3 |
|
|
Г.Х.Андерсен«Русалочка» |
1ч |
|
80 |
12.4 |
|
|
Г.-Х. Андерсен «Русалочка» |
1ч |
|
81 |
12.5 |
|
|
М.Твен «Приключения Тома Сойера» |
1ч |
|
82 |
12.6 |
|
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Проверка навыка чтения |
1ч |
|
83 |
12.7 |
|
|
С. Лагерлеф «Святая ночь» |
1ч |
|
84 |
12.8 |
|
|
С.Лагерлеф «В Назарете» |
1ч |
|
85 |
12.9 |
|
|
Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Тем.учет «Зарубежная литература» |
1ч |
|
Цифровые образовательные ресурсы:
1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
6. Школьный портал http://www.portalschool.ru
7. Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сентября» http://www.math.1september.ru
8. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
9.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
10. Учительская газета www.ug.ru
11. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
12. Газета «1 сентября» www.1september.ru
13. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
14. Портал всероссийской олимпиады школьников http://vserosolymp.rudn.ru
15. Образовательный портал «Инфоурок»https://infourok.ru/
16. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру»https://my-uchi.ru/
17.Образовательный портал «Знанио»https://znanio.ru/
18. Образовательная онлайн-платформа «Videouroki.net»https://videouroki.net/
19. Образовательный портал «Российская электронная школа»https://resh.edu.ru/
20. Образовательный портал «Продлёнка»https://www.prodlenka.org/
21. Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru
Интернет-ресурсы:
ü http://prozagadki.ru/
ü https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241
ü https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass3293930.html
ü https://znanio.ru/media/prezentatsiya_intellektualnyj_klub_myslitel_dlya_zanyati j_po_vneurochnoj_deyatelnosti_2_4_klassy-141072
ü http://ddtcentr.edusite.ru/p34aa1.html
ü http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=489
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.