Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Перспектива"

  • doc
  • 09.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП литературное чтение.doc

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 29»

 

Рассмотрено

 

на заседании методического объединения   учителей  начальных классов

 

Руководитель МО

 

_______________ И.В. Гусева

 

Протокол № 1 от 28.08.2019

Согласовано

 

на заседании научно-методического совета

 

Председатель НМС

 

 

__________ Е.В.Торгова

 

Протокол № 1 от 28.08.2019

Принято

 

на заседании педагогического совета

                      

Председатель педагогического совета

_____________ С.С.Васин

 

Протокол № 1 от 29.08.2019

Утверждаю

 

              Директор школы

 

  

___________ С.С. Васин

 

 

 

Приказ №352 от 30.08.2019

 

Рабочая программа

  по литературному чтению

  

 

Предметная область -  Русский и литературное чтение

Класс – 4 « Б»

Уровень изучения предмета –  базовый

Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год

          Автор-составитель:

Шишминцева О.Д.

учитель начальных классов

 

 

город Ульяновск

2019 год

 

 

Содержание рабочей программы:

 

                         Пояснительная записка                                                                                                                     стр. 2

 

                       Содержание учебного предмета                                                                                                стр. 6

                       Планируемые результаты освоения учебного предмета                                                            стр. 8

                        Календарно-тематическое планирование                                                                                 стр. 16

                        Список использованных источников                                                                                       стр. 24

                        Аннотация                                                                                                                               стр. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);

- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);

 - Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

            - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к  образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости  учебного процесса  и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 № 535);

          - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-  Данилюк А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:  А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.

            Рабочая программа составлена на основе локальных актов МБОУ СШ № 29:

          -  Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);    

           -  Основная образовательная программа начального общего образования на 2019-2020 учебный год, утверждена приказом № 352 от 30.08.19г.;

           - Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс, утверждено приказом № 352 от 30.08.19г.;

         - Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению  рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 352 от 30.08 19;

- Положение о реализации образовательного компонента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», утверждено приказом № 425 от 31.08.2018.

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

-  Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф.Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011- 128 с.

 

- Климанова JI. Ф., Виноградская JI. А., Бойкина М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2- х частях. – М.: Просвещение, 2014. (Ч. 1 – 159 с., ч. 2 – 159 с.);

- Коти Т.Ю. Творческая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений . 5-е издание.– М.: Просвещение, 2015. - 79 с. ;

- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. –М.:ВАКО, 2014.- 352 с. – (В помощь школьному учителю).

Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Литературное чтение» Климанова JI. Ф., Виноградская JI. А., Бойкина М. В.  системы «Перспектива».

Учебный предмет литературное чтение входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Количество учебных часов в год – 102.

Количество учебных часов в неделю – 3.

Изучение  литературного чтения в 4 классе  направлено на достижение следующих целей:

·                    овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

·                    совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

·                    развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

·                    обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

·                    формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

·                    воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 Основные задачи:

·                    развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально

·                    формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

·                    развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

·                    формировать оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

·                    обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

·                    формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

·                    формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

·                    создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

·                    расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Воспитательный потенциал предмета усиливается включением в содержание учебного материала по отдельным темам вопросов развития духовно-нравственных основ личности обучающегося, формирования его способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых морально-этических норм.

Основной формой организации образовательной деятельности является урок. 

 

Типы и виды уроков:

Тип урока

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Путешествие, проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, экскурсия, урок-игра, обсуждение, беседа, урок-суд, урок-откровение.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, тестирование, конкурсы

        

 

 

Педагогические технологии, используемые учителем:

- личностно-ориентированные технологии;

- технология исследовательского обучения; 

- информационно-коммуникационные технологии; 

- технологии развития критического мышления; 

- технология проблемного обучения;

- технологии организации группового взаимодействия; 

- технология уровневой дифференциации.

Организация контроля по литературному чтению

Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы:  индивидуальный и фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, работа в паре, в группе, срезовые работы (тесты), творческие работы (сочинения)

Формы  организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.

Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:

 Информационно-коммуникативные средства:

- CD диск. Литературное чтение . 4 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А.Виноградовой, М.В.Бойкиной.

- Технологические карты. Методический инструментарий для начальной школы. 4 класс. Литературное чтение.

Технические средства обучения: компьютер; проектор.

Интернет-ресурсы:

- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371

- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru

- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru

- Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Книги в мировой культуре (6 часов)

Знакомство  с  учебником. Внеклассное  чтение. Высказывания о книгах. Устное сочинение на тему  «Книга в нашей жизни». Летописец Нестор «Повесть временных лет». М. Горький «О книгах». История книги. Пересказ текста «Удивительная находка». Экскурсия в библиотеку.

Истоки литературного творчества (19 часов)

Знакомство с основными понятиями раздела.

Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия – главная священная книга христиан. Притча о сеятеле. Милосердный самарянин. Былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». Славянский миф. Мифы Древней Греции. Мы идем в библиотеку – произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение сказки о животных. Тайская народная сказка. Немецкая народная сказка. Семейное чтение «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце». Наш театр «Сказка о лисе». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

О родине, о подвигах, о славе  (14 часов)

Знакомство  с  основными  понятиями  раздела. Пословицы о Родине. К.  Ушинский «Отечество» и В. Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине. Н. Языков «Мой друг! Что может быть милей...». А. Рылов, С. Романовский. Александр Невский – сообщение. В. Серов «Ледовое побоище», Н. Кончаловский «Слово о ледовом побоище». Дмитрий Донской. Куликовская битва. Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская  песнь».  Великая  Отечественная  Война  1941-1945  годов.  Р.  Рождественский «Реквием». А. Приставкин, В. Костецкий. Е. Благинина, В. Лактионов. Мы идем в библиотеку – историческая литература для детей. Самостоятельное чтение – С. Фурин, В. Орлов. Ф. Семяновский. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

Жить по совести, любя друг друга (14 часов)

Знакомство с основными понятиями раздела. А. К. Толстой «Детство Никиты». И. Суриков  «Детство». А. Гайдар «Тимур и его команда». М. Зощенко «Самое главное». И. Пивоваров «Смеялись мы хи-хи...». Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Мы идем в библиотеку – «Писатели – детям». Самостоятельное чтение Н. Носов «Метро». Семейное чтение В. Драгунский «...бы». Наш театр Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Литературная сказка ( 15 часов )

 Знакомство с основными понятиями раздела. Собиратели русских народных сказок. Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких сказок. Братья Гримм  «Белоснежка  и  семь  гномов».  Шарль  Перро  «Мальчик-с-пальчик»,  «Спящая красавица». Сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди», отзыв на книгу. Г.Х Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Чайник». Создание сказки по аналогии. Самостоятельное  чтение  И.  Токмакова  «Сказочка  о  счастье». Семейное чтение С. Аксаков «Аленький цветочек». Творческий проект « Детские сказки», создание каталога сказок.

Великие русские писатели (32 часа)

Знакомство с основными понятиями раздела. Великие русские писатели А.С. Пушкин, К. Паустовский. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина».  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В.  Жуковский  «Спящая  красавица».  А.С.  Пушкин  «Осень»,  Е.  Волков  «Октябрь». А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами....». Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...». И. Козлов, М. Ю. Лермонтов – стихи. Л.Н. Толстой – подготовка сообщения, рассказы. И. Никитин, И. Бунин, Н. Некрасов. Проект «Мы идем в музей». Самостоятельное чтение Л.Н. Толстой «Петя Ростов». Л. Н. Толстой «Басни». Семейное чтение Л.Н. Толстой «Петя Ростов».

 

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе проверочные работы

Проекты

Тематические

Итоговые

 

1

Книги в мировой культуре

6

1

 

 

2

Истоки литературного творчества

19

 

1

 

3

О Родине, о подвигах, о славе

14

1

 

1

4

Жить по совести, любя друг друга

14

 

1

 

5

Литературная сказка

15

1

1

1

6

Великие русские писатели

32

2

 

 

7

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения

2

 

1

 

Итого

102

5

4

2

        

Итоговые проверочные работы проходят в форме проверки техники чтения.

В ходе изучения  предмета обучающиеся выполняют учебное исследование (учебный проект), работа над которым завершается  защитой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося сформируются:

                понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

                собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произ­ведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (ли­тературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уро­ки-конкурсы и пр.);

                составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

                принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

                готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.

Учащийся получит возможность для формирования:

                познавать национальные традиции своего народа, сохра­нять их;

                рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведе­ниях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

                находить в Интернете, в библиотеке произведения о Ро­дине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине

 

Метапредметные

Регулятивные

Учащийся научится:

                     формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини­группе или паре;

                     читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

                     осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предла­гать свой индивидуальный план работы (возможно, альтерна­тивный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

                     принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

                     выбирать наиболее эффективный вариант плана для достиже­ния результатов изучения темы урока; если план одобрен, следо­вать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

                     оценивать свою работу в соответствии с заранее выработан­ными критериями и выбранными формами оценивания;

                     определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

                     фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворён­ность/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помо­щью шкал, значков «+» и «-», «?», накопительной системы баллов);

                     фиксировать индивидуальные причины неудач в письмен­ной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель до­стижений».

Учащийся получит возможность научиться:

                     самостоятельно обнаруживать и формулировать учеб­ную задачу, понимать конечный результат, выбирать воз­можный путь для достижения данного результата;

                     свободно пользоваться выбранными критериями для оцен­ки своих достижений;

                     самостоятельно интерпретировать полученную инфор­мацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

                     владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

                     пользоваться компьютерными технологиями как инстру­ментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные

Учащийся научится:

                     находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помо­щью рисунков, схем, таблиц;

                     анализировать литературный текст с опорой на систему во­просов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ­ведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

                     находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

                     сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и бы­лину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

                     сравнивать литературное произведение со сценарием теат­ральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мульт­фильмом;

                     находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раз­дела, темы урока или давать название выставке книг;

                     сравнивать мотивы поступков героев из разных литератур­ных произведений, выявлять особенности их поведения в за­висимости от мотива;

                     создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

                     понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих клас­сиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

                     проявлять индивидуальные творческие способности при сочи­нении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

                     предлагать вариант решения нравственной проблемы исхо­дя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его моти­вы и замысел автора;

                     определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фанта­стического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произве­дения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащийся получит возможность научиться:

                     самостоятельно анализировать художественные произ­ведения разных жанров, определять мотивы поведения ге­роя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

                     определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

                     создавать собственные произведения с учётом спе­цифики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные

Учащийся научится:

                  высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле­ние высказываться, задавать вопросы;

                  формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при­мер... » и пр.;

                  пользоваться элементарными приёмами убеждения, при­ёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

                  участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать во­просы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочи­танному произведению;

                  создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя ос­новные положения устного высказывания;

                  способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

                  демонстрировать образец правильного ведения диалога (по­лилога);

                  предлагать способы саморегуляции в сложившейся кон­фликтной ситуации;

                  определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуж­дений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

                  использовать найденный текстовый материал в своих уст­ных и письменных высказываниях и рассуждениях;

                  отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

                  определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготов­ке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

                  определять самостоятельно критерии оценивания выполне­ния того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

                  оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

                  искать причины конфликта в себе, анализировать причи­ны конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуа­ции;

                  обращаться к перечитыванию тех литературных произведе­ний, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

                  находить в библиотеке книги, раскрывающие на художествен­ном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

                находить все источники информации, отбирать из них нуж­ный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраи­вать в логике, соответствующей цели;

                самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, об­ращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

                использовать в презентации не только текст, но и изобра­жения, видеофайлы;

                озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащийся получит возможность научиться:

          участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

          договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

          интерпретировать литературное произведение в соот­ветствии с поставленными задачами, оценивать самосто­ятельно по созданным критериям уровень выполненной ра­боты.

Чтение. Работа с текстом

Выпускник научится:

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– определять тему и главную мысль текста;

– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

 – понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

– работать с несколькими источниками информации;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

 – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

 – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

 – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

 – составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

 

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится: 

– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

 – сопоставлять различные точки зрения;

– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Выпускник научится:

использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать  короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

 – рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;

 – сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;

- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных.

 Выпускник получит возможность научиться:

- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,

- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

- критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

представлять данные;

– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

 создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);

– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;

 – моделировать объекты и процессы реального мира.

 

Предметные результаты

Книга в мировой культуре

Учащийся научится:  

                     Рассказывать о книгах Древнего мира и совре­менных книгах;

                     Составлять диалог на те­му «Книга в нашей жиз­ни».

                     Оформлять отзыв на прочитанную книгу, ис­пользуя план.

Учащийся получит возможность научиться:

                     составлять и писать рассказ о любимом литературном герое.

                     писать сочинение- рассуждение на тему «Роль книги в компьютерном мире».

Истоки литературного творчества

Учащийся научится:

·                    определять жанры устного народного творчества;

·                    соотносить произведения искусства с библейскими сюжетами;

·                    определять тему высказывания;

·                    распределять высказывания по группам в зависимости от темы;

·                    называть эпитеты, устойчивые эпитеты, устаревшие слова и выражения в тексте былин;

·                    составлять подробный план для пересказа и пересказывать былину;

Учащийся получит возможность научиться:

·                    составлять и писать фразу- конструкт;

·                    описывать картину по плану;

·                    писать рассказ на тему «Доброе имя лучше богатства»;

О родине, о подвигах, о славе

Учащийся научатся:

·                    Работать с текстом про­изведения.

·                    Определять смысл вы­сказывания о Родине и  представлять его.

·                    Выполнять творческий проект «Музыкально-ли­тературный вечер „Моя Родина“», используя план.

·                    Проводить устный жур­нал по теме «Славные страницы истории Рос­сии».

·                    Составлять летопись края об основных этапах Великой Отечественной войны.

Учащийся получат возможность научиться:

·                    Составлять полезный совет, который помо­жет человеку обрести счастье.

Жить по совести, любя друг друга

Учащийся научится:

·                    Работать с текстом произведения.

·                    Составлять план и кратко пересказывать текст.

·                     Составлять текст-рас­суждение.

·                     Формулировать совет.

·                    Проводить исследование поступков героя.

Учащийся получит возможность научиться:

· Писать текст-рас­суждение на тему «Настоящий друг».

Литературная сказка

Учащийся научится:

· Работать с текстом сказки:

— проводить исследование текста сказки;

— составлять описание литературного героя.

· Писать сценарий и ин­сценировать сказку.

· Писать сказку о предмете.

Учащийся получит возможность научиться:

·                    Оформлять отзыв о прочитанной сказке.

Великие русские писатели

Учащийся научится:

• Работать с текстом произведения.

• Рассказывать о картине, используя простой план.

• Читать поэтический текст выразительно наизусть.

• Составлять рассказ на заданную тему.

• Проводить исследование текста произведения, оформлять результаты исследования в таблице.

Учащиеся получат возможность научиться:

• Составлять вопросы для школьной викторины о творчестве: А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

урока

Дата проведения урока

Содержание учебного материала

(тема урока)

количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

план

факт

Раздел «Книга в мировой культуре»   ( 6 часов)

1

 

 

Вводный урок по содержанию раздела. Высказывание о книгах известных людей. Устное сочинение на тему "Книга  в нашей  жизни"

 

1

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут в нём Представлены. Определять кон­кретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Чи­тать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соот­ветствии с представленными образ­цами. Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.

 

2

 

 

Повесть временных лет .Летописец Нестор.  М.Горький." О книгах"

Рассказ о своей домашней библиотеке

1

3

 

 

История  книги. Маленькая энциклопедия  Подготовка сообщения  о книге

1

4

 

 

Удивительная находка. Пересказ текста.

1

5

 

 

Экскурсия в библиотеку.  Подготовка  сообщений Старинные и современные книги

1

6

 

 

Обобщающий урок по теме: « Книга в мировой культуре»

 Проверочная работа по разделу. Проверка техники чтения

1

Раздел «Истоки литературного творчества»   ( 19 часов)

7

 

 

Вводный урок по содержанию раздела .Виды устного народного творчества      Пословицы разных народов.

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины мифы. Различать виды уст­ного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группи­ровать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе посло­вицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Обсуждать в группе выска­зывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нрав­ственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Рас­сказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравни­вать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоян­ные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказы­ваться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходи­мую информацию. Определять тему выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать про­изведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самооблада­ние, терпение, миролюбие. Участво­вать в работе группы. Находить не­обходимый материал для подготовки сценария. Проверять себя и самостоя­тельно оценивать свои достижения.

8

 

 

Библия - главная священная книга  христиан.

1

9

 

 

Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета) Притча о сеятеле (Из Нового Завета).

1

10

 

 

Милосердный самарянин (из Нового Завета).  Смысл притчи.

1

11

 

 

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине

В. Васнецова Гусляры

1

12

 

 

Былины. Исцеление Ильи Муромца.

1

13

 

 

Ильины три поездочки. (поэтический  и прозаический вариант).

1

14

 

 

Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Сравнение былины со сказочным текстом.

1

15

 

 

Особенности  славянского мифа.

1

16

 

 

Мифы Древней Греции. Деревянный конь

1

17

 

 

Мифологический словарь  Е. Мелетинского

1

18

 

 

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

1

19

 

 

Тайская народная сказка. Болтливая птичка.

1

20

 

 

Немецкая народная сказка.       Три бабочки.

1

21

 

 

Подготовка к спектаклю

1

22

 

 

Семейное чтение. Царь и кузнец.

1

23

 

 

Притча.   Шрамы на сердце

1

24

 

 

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

1

25

 

 

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

 

 

Раздел «О Родине, о подвигах, о славе»   ( 14 часов)

26

 

 

Пословицы о Родине. К.Ушинский. Отечество.

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять смысл понятий: поступок, подвиг. Рас­суждать о том, что такое поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Под­бирать близкие по смыслу слова к слову Родина. Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живопи­си. Читать вслух и про себя. Нахо­дить в научно-познавательной литера­туре необходимую информацию

для подготовки сообщения. Рассказы­вать о картине. Называть особенно­сти исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать вырази­тельно с опорой на ритм стихотворе­ния. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг. Группиро- УАть книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Проверять себя и самосто­ятельно оценивать свои достижения. Выбирать произведение для заучива­ния наизусть.

27

 

 

В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.

1

28

 

 

Н. Языков.    Мой друг! А.Рылов.     Пейзаж с рекой.  С. Романовский. Русь.

Святая Русь. Святитель Филарет Московский

1

29

 

 

Сравнение произведений художественной литературы и живописи

1

30

 

 

Александр Невский. В. Серов.   Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

1

31

 

 

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

1

32

 

 

Историческая  песня  Ф. Глинка. Солдатская песнь.

Великая отечественная война 1941-1945годов. Р.Рождественский Реквием

1

33

 

 

Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.

1

34

 

 

Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений

1

35

 

 

Сравнение произведений художественной литературы и живописи

1

36

 

 

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. Самостоятельное чтение.

 С.Фурин. Чтобы солнышко светило.

1

37

 

 

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография- источник получения информации

38

 

 

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по разделу.

1

39

 

 

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

1

Раздел «Жить по совести, любя друг друга» (14 часов)

40

 

 

Вводный урок. А.К.Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.    Герои рассказа.

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя.

Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Харак­теризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в лю­дях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического тек­ста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Различать жанры художе­ственных произведений: стихотворе­ние, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оце­нивать свои достижения.

41

 

 

Детство Никиты. Смысл рассказа.    Герои рассказа.

1

42

 

 

И.Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов

1

43

 

 

А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

1

44

 

 

А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. Создание текста по аналогии

1

45

 

 

М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

1

46

 

 

И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи…

1

47

 

 

Соотнесение содержания текста с пословицей.

1

48

 

 

Н.Носов. Дневник  Коли Синицына  Создание собственного дневника

1

49

 

 

Мы идём в библиотеку. Книги о сверстниках Н.Носов. Метро.

1

50

 

 

В. Драгунский. …Бы. Смысл рассказа

1

51

 

 

Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

1

52

 

 

Наш театр. Н.Носов Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование

1

53

 

 

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Проверочная работа по разделу

1

Раздел «Литературная сказка» (15 часов)

54

 

 

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой,

 А.К. Толстой. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов.

Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выстав­ки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности ли­тературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в груп­пе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с автор­ской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участво­вать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Состав­лять аннотацию на книгу. Состав­лять каталог на определённую тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

55

 

 

Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик.

Шарль Перро. Спящая красавица.

1

56

 

 

Особенности зарубежной литературной сказки.

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов.

1

57

 

 

Представление книги. Сказки Г.- Х. Андерсена

Г.- Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой

1

58

 

 

Отзыв на книгу Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди.

1

59

 

 

Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. Герои сказки

1

60

 

 

Г.- Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки.

1

61

 

 

Создание сказки по аналогии

1

62

 

 

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей

1

63

 

 

Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье

1

64

 

 

Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек.

1

65

 

 

С.Аксаков. Аленький цветочек. Смысл сказки

1

66

 

 

Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок

1

67

 

 

Наш театр. Э. Хогарт. Марфин печёт пирог. Инсценирование.

1

68

 

 

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Творческий проект « Детские сказки», создание каталога сказок.

1

Раздел «Великие русские писатели» (32 часа)

69

 

 

Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Объяснять кон­кретный смысл понятий: средства художественной выразительностиолицетворение, эпитет, метафо­ра, сравнение. Называть изученные произведения А. С. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведе­ния. Читать вслух и про себя. Вы­бирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи инфор­мацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять соб­ственный текст «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литератур­ной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их ха­рактера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные пред­меты в сказке. Называть и харак­теризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной вы­разительности: сравнение, олицетво­рение, эпитет, метафора. Употреблять средства художественной выразитель­ности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; пред­ставлять его в группе. Выявлять осо­бенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по ма­териалам содержания раздела. Пере­сказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы; догова­риваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оце­нивать свои достижения .

 

 

70

 

 

К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

71

 

 

Устное сочинение на тему « Что для меня значат сказки А.С. Пушкина

1

72

 

 

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.  Сравнение с народной сказкой

1

73

 

 

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Особенности литературной сказки.

1

74

 

 

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки

1

75

 

 

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные предметы в сказке.

1

76

 

 

А.С.Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь.  Сравнение произведений живописи и литературы.

1

77

 

 

А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны.

1

78

 

 

Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид…

А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы

1

79

 

 

И.Козлов. Вечерний звон.

И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

80

 

 

Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон

1

81

 

 

М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове.

1

82

 

 

Сравнение текстов. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова

1

83

 

 

М.Ю. Лермонтов. Тифлис.

Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

84

 

 

М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

85

 

 

М.Ю. Лермонтов. Песнь о царе Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни

1

86

 

 

М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов

1

87

 

 

Л. Н. Толстой. Подготовка сообщения о  Л.Н. Толстом

1

88

 

 

Л. Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа.

1

89

 

 

Л. Н. Толстой. Ивины.Герои рассказа.

1

90

 

 

И.Никитин. Вечер Ясен и тих…Средства художественной выразительности для создания картины

1

91

 

 

И.Никитин. Когда закат прощальными лучами…

И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

92

 

 

И.Бунин  Гаснет  вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению.

1

93

 

 

И. Бунин. Ещё холодно и сыро…

1

94

 

 

Н.Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

1

95

 

 

Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии

1

96

 

 

Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег. Басни.

1

97

 

 

Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов

1

98

 

 

Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица. 

1

99

 

 

И.А. Крылов. Ворона и лисица. 

1

100

 

 

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Защита проектов

1

Раздел «Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения» (2 часа)

101

 

 

Обобщение по разделу.

1

 

102

 

 

Комплексные контрольные работы.

1

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Климанова JI. Ф., Виноградская JI. А., Бойкина М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2- х частях. – М.: Просвещение, 2014. (Ч. 1 – 159 с., ч. 2 – 159 с.);

2. Коти Т.Ю. Творческая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений . 5-е издание.– М.: Просвещение, 2015. - 79 с.;

3. Л.Ф. Климановой, М. В. Бойкина «Перспектива». Сборник рабочих программ «Перспектива».  Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Программа по литературному чтению М., Просвещение, 2013

4. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017. — 80 с

5. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371

6. Официальный сайт издательства «Просвещение».- Режим доступа: https://shop.prosv.ru/cart

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».

Автор-составитель: Шишминцева О.Д., учитель начальных классов.

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

-  Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф.Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011- 128 с.

- Климанова JI. Ф., Виноградская JI. А., Бойкина М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2- х частях. – М.: Просвещение, 2014. (Ч. 1 – 159 с., ч. 2 – 159 с.);

- Коти Т.Ю. Творческая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений . 5-е издание.– М.: Просвещение, 2015. - 79 с. ;

- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. –М.: ВАКО, 2014.- 352 с. – (В помощь школьному учителю).

Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Литературное чтение» Климанова JI. Ф., Виноградская JI. А., Бойкина М. В.  системы «Перспектива».

Учебный предмет литературное чтение входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Количество учебных часов в год – 102.

Количество учебных часов в неделю – 3.

         Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в  сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира.

Итоговые проверочные работы проходят в форме проверки техники чтения .

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно- исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также