Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей начальных классов
Руководитель МО
_______________ И.В. Гусева
Протокол № 1 от 28.08.2019 |
Согласовано
на заседании научно-методического совета
Председатель НМС
__________ Е.В.Торгова
Протокол № 1 от 28.08.2019 |
Принято
на заседании педагогического совета
Председатель педагогического совета _____________ С.С.Васин
Протокол № 1 от 29.08.2019 |
Утверждаю
Директор школы
___________ С.С. Васин
Приказ №352 от 30.08.2019 |
Рабочая программа
по литературному чтению
Предметная область - Русский и литературное чтение
Класс – 4 « Б»
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год
Автор-составитель:
Шишминцева О.Д.
учитель начальных классов
город Ульяновск
2019 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 2
Содержание учебного предмета стр. 6
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 8
Календарно-тематическое планирование стр. 16
Список использованных источников стр. 24
Аннотация стр. 25
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 № 535);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.
Рабочая программа составлена на основе локальных актов МБОУ СШ № 29:
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);
- Основная образовательная программа начального общего образования на 2019-2020 учебный год, утверждена приказом № 352 от 30.08.19г.;
- Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс, утверждено приказом № 352 от 30.08.19г.;
- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 352 от 30.08 19;
- Положение о реализации образовательного компонента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», утверждено приказом № 425 от 31.08.2018.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф.Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011- 128 с.
- Климанова JI. Ф., Виноградская JI. А., Бойкина М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2- х частях. – М.: Просвещение, 2014. (Ч. 1 – 159 с., ч. 2 – 159 с.);
- Коти Т.Ю. Творческая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений . 5-е издание.– М.: Просвещение, 2015. - 79 с. ;
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. –М.:ВАКО, 2014.- 352 с. – (В помощь школьному учителю).
Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Литературное чтение» Климанова JI. Ф., Виноградская JI. А., Бойкина М. В. системы «Перспектива».
Учебный предмет литературное чтение входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Количество учебных часов в год – 102.
Количество учебных часов в неделю – 3.
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
· совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
· формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
· воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основные задачи:
· развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально
· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
· развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
· формировать оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
· обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
· формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
· формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
· создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
· расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Воспитательный потенциал предмета усиливается включением в содержание учебного материала по отдельным темам вопросов развития духовно-нравственных основ личности обучающегося, формирования его способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых морально-этических норм.
Основной формой организации образовательной деятельности является урок.
Типы и виды уроков:
№ |
Тип урока |
Виды уроков |
1. |
Урок открытия нового знания |
Путешествие, проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра. |
2. |
Урок рефлексии |
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра. |
3. |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, экскурсия, урок-игра, обсуждение, беседа, урок-суд, урок-откровение. |
4. |
Урок развивающего контроля |
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, тестирование, конкурсы |
Педагогические технологии, используемые учителем:
- личностно-ориентированные технологии;
- технология исследовательского обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии развития критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- технологии организации группового взаимодействия;
- технология уровневой дифференциации.
Организация контроля по литературному чтению
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.
Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы: индивидуальный и фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, работа в паре, в группе, срезовые работы (тесты), творческие работы (сочинения)
Формы организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.
Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:
Информационно-коммуникативные средства:
- CD диск. Литературное чтение . 4 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А.Виноградовой, М.В.Бойкиной.
- Технологические карты. Методический инструментарий для начальной школы. 4 класс. Литературное чтение.
Технические средства обучения: компьютер; проектор.
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
- Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
Содержание учебного предмета
Книги в мировой культуре (6 часов)
Знакомство с учебником. Внеклассное чтение. Высказывания о книгах. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Летописец Нестор «Повесть временных лет». М. Горький «О книгах». История книги. Пересказ текста «Удивительная находка». Экскурсия в библиотеку.
Истоки литературного творчества (19 часов)
Знакомство с основными понятиями раздела.
Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия – главная священная книга христиан. Притча о сеятеле. Милосердный самарянин. Былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». Славянский миф. Мифы Древней Греции. Мы идем в библиотеку – произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение сказки о животных. Тайская народная сказка. Немецкая народная сказка. Семейное чтение «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце». Наш театр «Сказка о лисе». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
О родине, о подвигах, о славе (14 часов)
Знакомство с основными понятиями раздела. Пословицы о Родине. К. Ушинский «Отечество» и В. Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине. Н. Языков «Мой друг! Что может быть милей...». А. Рылов, С. Романовский. Александр Невский – сообщение. В. Серов «Ледовое побоище», Н. Кончаловский «Слово о ледовом побоище». Дмитрий Донской. Куликовская битва. Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь». Великая Отечественная Война 1941-1945 годов. Р. Рождественский «Реквием». А. Приставкин, В. Костецкий. Е. Благинина, В. Лактионов. Мы идем в библиотеку – историческая литература для детей. Самостоятельное чтение – С. Фурин, В. Орлов. Ф. Семяновский. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Творческий проект на тему «Нам не нужна война».
Жить по совести, любя друг друга (14 часов)
Знакомство с основными понятиями раздела. А. К. Толстой «Детство Никиты». И. Суриков «Детство». А. Гайдар «Тимур и его команда». М. Зощенко «Самое главное». И. Пивоваров «Смеялись мы хи-хи...». Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Мы идем в библиотеку – «Писатели – детям». Самостоятельное чтение Н. Носов «Метро». Семейное чтение В. Драгунский «...бы». Наш театр Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Литературная сказка ( 15 часов )
Знакомство с основными понятиями раздела. Собиратели русских народных сказок. Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких сказок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Шарль Перро «Мальчик-с-пальчик», «Спящая красавица». Сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди», отзыв на книгу. Г.Х Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Чайник». Создание сказки по аналогии. Самостоятельное чтение И. Токмакова «Сказочка о счастье». Семейное чтение С. Аксаков «Аленький цветочек». Творческий проект « Детские сказки», создание каталога сказок.
Великие русские писатели (32 часа)
Знакомство с основными понятиями раздела. Великие русские писатели А.С. Пушкин, К. Паустовский. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В. Жуковский «Спящая красавица». А.С. Пушкин «Осень», Е. Волков «Октябрь». А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами....». Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...». И. Козлов, М. Ю. Лермонтов – стихи. Л.Н. Толстой – подготовка сообщения, рассказы. И. Никитин, И. Бунин, Н. Некрасов. Проект «Мы идем в музей». Самостоятельное чтение Л.Н. Толстой «Петя Ростов». Л. Н. Толстой «Басни». Семейное чтение Л.Н. Толстой «Петя Ростов».
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе проверочные работы |
Проекты |
|
Тематические |
Итоговые |
|
|||
1 |
Книги в мировой культуре |
6 |
1 |
|
|
2 |
Истоки литературного творчества |
19 |
|
1 |
|
3 |
О Родине, о подвигах, о славе |
14 |
1 |
|
1 |
4 |
Жить по совести, любя друг друга |
14 |
|
1 |
|
5 |
Литературная сказка |
15 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Великие русские писатели |
32 |
2 |
|
|
7 |
Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения |
2 |
|
1 |
|
Итого |
102 |
5 |
4 |
2 |
Итоговые проверочные работы проходят в форме проверки техники чтения.
В ходе изучения предмета обучающиеся выполняют учебное исследование (учебный проект), работа над которым завершается защитой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося сформируются:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
• принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.
Учащийся получит возможность для формирования:
• познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
• рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
• находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине
Метапредметные
Регулятивные
Учащийся научится:
• формулировать учебную задачу урока коллективно, в минигруппе или паре;
• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
• осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
• принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
• выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
• определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?», накопительной системы баллов);
• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
• свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
• самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
• владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
• пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные
Учащийся научится:
• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
• сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
• сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
• находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
• сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
• понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
• определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
• определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
• создавать собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные
Учащийся научится:
• высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример... » и пр.;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
• участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
• создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
• демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
• предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
• определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
• использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
• отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
• определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
• оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
• обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
• находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
• находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
• самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
• использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
• озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащийся получит возможность научиться:
• участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
• договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
• интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Чтение. Работа с текстом
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,
- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
- критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
Книга в мировой культуре
Учащийся научится:
• Рассказывать о книгах Древнего мира и современных книгах;
• Составлять диалог на тему «Книга в нашей жизни».
• Оформлять отзыв на прочитанную книгу, используя план.
Учащийся получит возможность научиться:
• составлять и писать рассказ о любимом литературном герое.
• писать сочинение- рассуждение на тему «Роль книги в компьютерном мире».
Истоки литературного творчества
Учащийся научится:
· определять жанры устного народного творчества;
· соотносить произведения искусства с библейскими сюжетами;
· определять тему высказывания;
· распределять высказывания по группам в зависимости от темы;
· называть эпитеты, устойчивые эпитеты, устаревшие слова и выражения в тексте былин;
· составлять подробный план для пересказа и пересказывать былину;
Учащийся получит возможность научиться:
· составлять и писать фразу- конструкт;
· описывать картину по плану;
· писать рассказ на тему «Доброе имя лучше богатства»;
О родине, о подвигах, о славе
Учащийся научатся:
· Работать с текстом произведения.
· Определять смысл высказывания о Родине и представлять его.
· Выполнять творческий проект «Музыкально-литературный вечер „Моя Родина“», используя план.
· Проводить устный журнал по теме «Славные страницы истории России».
· Составлять летопись края об основных этапах Великой Отечественной войны.
Учащийся получат возможность научиться:
· Составлять полезный совет, который поможет человеку обрести счастье.
Жить по совести, любя друг друга
Учащийся научится:
· Работать с текстом произведения.
· Составлять план и кратко пересказывать текст.
· Составлять текст-рассуждение.
· Формулировать совет.
· Проводить исследование поступков героя.
Учащийся получит возможность научиться:
· Писать текст-рассуждение на тему «Настоящий друг».
Литературная сказка
Учащийся научится:
· Работать с текстом сказки:
— проводить исследование текста сказки;
— составлять описание литературного героя.
· Писать сценарий и инсценировать сказку.
· Писать сказку о предмете.
Учащийся получит возможность научиться:
· Оформлять отзыв о прочитанной сказке.
Великие русские писатели
Учащийся научится:
• Работать с текстом произведения.
• Рассказывать о картине, используя простой план.
• Читать поэтический текст выразительно наизусть.
• Составлять рассказ на заданную тему.
• Проводить исследование текста произведения, оформлять результаты исследования в таблице.
Учащиеся получат возможность научиться:
• Составлять вопросы для школьной викторины о творчестве: А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание учебного материала (тема урока) |
количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
|
план |
факт |
||||
Раздел «Книга в мировой культуре» ( 6 часов) |
|||||
1 |
|
|
Вводный урок по содержанию раздела. Высказывание о книгах известных людей. Устное сочинение на тему "Книга в нашей жизни"
|
1 |
Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут в нём Представлены. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.
|
2 |
|
|
Повесть временных лет .Летописец Нестор. М.Горький." О книгах" Рассказ о своей домашней библиотеке |
1 |
|
3 |
|
|
История книги. Маленькая энциклопедия Подготовка сообщения о книге |
1 |
|
4 |
|
|
Удивительная находка. Пересказ текста. |
1 |
|
5 |
|
|
Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений Старинные и современные книги |
1 |
|
6 |
|
|
Обобщающий урок по теме: « Книга в мировой культуре» Проверочная работа по разделу. Проверка техники чтения |
1 |
|
Раздел «Истоки литературного творчества» ( 19 часов) |
|||||
7 |
|
|
Вводный урок по содержанию раздела .Виды устного народного творчества Пословицы разных народов. |
1 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
8 |
|
|
Библия - главная священная книга христиан. |
1 |
|
9 |
|
|
Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета) Притча о сеятеле (Из Нового Завета). |
1 |
|
10 |
|
|
Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. |
1 |
|
11 |
|
|
Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине В. Васнецова Гусляры |
1 |
|
12 |
|
|
Былины. Исцеление Ильи Муромца. |
1 |
|
13 |
|
|
Ильины три поездочки. (поэтический и прозаический вариант). |
1 |
|
14 |
|
|
Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Сравнение былины со сказочным текстом. |
1 |
|
15 |
|
|
Особенности славянского мифа. |
1 |
|
16 |
|
|
Мифы Древней Греции. Деревянный конь |
1 |
|
17 |
|
|
Мифологический словарь Е. Мелетинского |
1 |
|
18 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. |
1 |
|
19 |
|
|
Тайская народная сказка. Болтливая птичка. |
1 |
|
20 |
|
|
Немецкая народная сказка. Три бабочки. |
1 |
|
21 |
|
|
Подготовка к спектаклю |
1 |
|
22 |
|
|
Семейное чтение. Царь и кузнец. |
1 |
|
23 |
|
|
Притча. Шрамы на сердце |
1 |
|
24 |
|
|
Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. |
1 |
|
25 |
|
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
1 |
|
|
Раздел «О Родине, о подвигах, о славе» ( 14 часов) |
||||
26 |
|
|
Пословицы о Родине. К.Ушинский. Отечество. |
1 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять смысл понятий: поступок, подвиг. Рассуждать о том, что такое поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову Родина. Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг. Группиро- УАть книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Выбирать произведение для заучивания наизусть. |
27 |
|
|
В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. |
1 |
|
28 |
|
|
Н. Языков. Мой друг! А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Святая Русь. Святитель Филарет Московский |
1 |
|
29 |
|
|
Сравнение произведений художественной литературы и живописи |
1 |
|
30 |
|
|
Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. |
1 |
|
31 |
|
|
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. |
1 |
|
32 |
|
|
Историческая песня Ф. Глинка. Солдатская песнь. Великая отечественная война 1941-1945годов. Р.Рождественский Реквием |
1 |
|
33 |
|
|
Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. |
1 |
|
34 |
|
|
Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений |
1 |
|
35 |
|
|
Сравнение произведений художественной литературы и живописи |
1 |
|
36 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. Самостоятельное чтение. С.Фурин. Чтобы солнышко светило. |
1 |
|
37 |
|
|
Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография- источник получения информации |
||
38 |
|
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по разделу. |
1 |
|
39 |
|
|
Творческий проект на тему «Нам не нужна война» |
1 |
|
Раздел «Жить по совести, любя друг друга» (14 часов) |
|||||
40 |
|
|
Вводный урок. А.К.Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. |
1 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
41 |
|
|
Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. |
1 |
|
42 |
|
|
И.Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов |
1 |
|
43 |
|
|
А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. |
1 |
|
44 |
|
|
А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. Создание текста по аналогии |
1 |
|
45 |
|
|
М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. |
1 |
|
46 |
|
|
И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи… |
1 |
|
47 |
|
|
Соотнесение содержания текста с пословицей. |
1 |
|
48 |
|
|
Н.Носов. Дневник Коли Синицына Создание собственного дневника |
1 |
|
49 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Книги о сверстниках Н.Носов. Метро. |
1 |
|
50 |
|
|
В. Драгунский. …Бы. Смысл рассказа |
1 |
|
51 |
|
|
Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. |
1 |
|
52 |
|
|
Наш театр. Н.Носов Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование |
1 |
|
53 |
|
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по разделу |
1 |
|
Раздел «Литературная сказка» (15 часов) |
|||||
54 |
|
|
Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок |
1 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
55 |
|
|
Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик. Шарль Перро. Спящая красавица. |
1 |
|
56 |
|
|
Особенности зарубежной литературной сказки. Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. |
1 |
|
57 |
|
|
Представление книги. Сказки Г.- Х. Андерсена Г.- Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой |
1 |
|
58 |
|
|
Отзыв на книгу Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди. |
1 |
|
59 |
|
|
Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. Герои сказки |
1 |
|
60 |
|
|
Г.- Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. |
1 |
|
61 |
|
|
Создание сказки по аналогии |
1 |
|
62 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей |
1 |
|
63 |
|
|
Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье |
1 |
|
64 |
|
|
Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек. |
1 |
|
65 |
|
|
С.Аксаков. Аленький цветочек. Смысл сказки |
1 |
|
66 |
|
|
Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок |
1 |
|
67 |
|
|
Наш театр. Э. Хогарт. Марфин печёт пирог. Инсценирование. |
1 |
|
68 |
|
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Творческий проект « Детские сказки», создание каталога сказок. |
1 |
|
Раздел «Великие русские писатели» (32 часа) |
|||||
69 |
|
|
Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки |
1 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности — олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Называть изученные произведения А. С. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Составлять рассказ по картине; представлять его в группе. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения .
|
70 |
|
|
К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. |
1 |
|
71 |
|
|
Устное сочинение на тему « Что для меня значат сказки А.С. Пушкина |
1 |
|
72 |
|
|
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой |
1 |
|
73 |
|
|
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Особенности литературной сказки. |
1 |
|
74 |
|
|
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки |
1 |
|
75 |
|
|
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные предметы в сказке. |
1 |
|
76 |
|
|
А.С.Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы. |
1 |
|
77 |
|
|
А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны. |
1 |
|
78 |
|
|
Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы |
1 |
|
79 |
|
|
И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. |
1 |
|
80 |
|
|
Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон |
1 |
|
81 |
|
|
М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. |
1 |
|
82 |
|
|
Сравнение текстов. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова |
1 |
|
83 |
|
|
М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы. |
1 |
|
84 |
|
|
М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы. |
1 |
|
85 |
|
|
М.Ю. Лермонтов. Песнь о царе Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни |
1 |
|
86 |
|
|
М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов |
1 |
|
87 |
|
|
Л. Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом |
1 |
|
88 |
|
|
Л. Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа. |
1 |
|
89 |
|
|
Л. Н. Толстой. Ивины.Герои рассказа. |
1 |
|
90 |
|
|
И.Никитин. Вечер Ясен и тих…Средства художественной выразительности для создания картины |
1 |
|
91 |
|
|
И.Никитин. Когда закат прощальными лучами… И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы. |
1 |
|
92 |
|
|
И.Бунин Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению. |
1 |
|
93 |
|
|
И. Бунин. Ещё холодно и сыро… |
1 |
|
94 |
|
|
Н.Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. |
1 |
|
95 |
|
|
Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии |
1 |
|
96 |
|
|
Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег. Басни. |
1 |
|
97 |
|
|
Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов |
1 |
|
98 |
|
|
Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица. |
1 |
|
99 |
|
|
И.А. Крылов. Ворона и лисица. |
1 |
|
100 |
|
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Защита проектов |
1 |
|
Раздел «Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения» (2 часа) |
|||||
101 |
|
|
Обобщение по разделу. |
1 |
|
102 |
|
|
Комплексные контрольные работы. |
1 |
Список используемой литературы:
1. Климанова JI. Ф., Виноградская JI. А., Бойкина М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2- х частях. – М.: Просвещение, 2014. (Ч. 1 – 159 с., ч. 2 – 159 с.);
2. Коти Т.Ю. Творческая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений . 5-е издание.– М.: Просвещение, 2015. - 79 с.;
3. Л.Ф. Климановой, М. В. Бойкина «Перспектива». Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Программа по литературному чтению М., Просвещение, 2013
4. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017. — 80 с
5. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
6. Официальный сайт издательства «Просвещение».- Режим доступа: https://shop.prosv.ru/cart
Аннотация
Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Автор-составитель: Шишминцева О.Д., учитель начальных классов.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф.Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011- 128 с.
- Климанова JI. Ф., Виноградская JI. А., Бойкина М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2- х частях. – М.: Просвещение, 2014. (Ч. 1 – 159 с., ч. 2 – 159 с.);
- Коти Т.Ю. Творческая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений . 5-е издание.– М.: Просвещение, 2015. - 79 с. ;
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. –М.: ВАКО, 2014.- 352 с. – (В помощь школьному учителю).
Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Литературное чтение» Климанова JI. Ф., Виноградская JI. А., Бойкина М. В. системы «Перспектива».
Учебный предмет литературное чтение входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Количество учебных часов в год – 102.
Количество учебных часов в неделю – 3.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира.
Итоговые проверочные работы проходят в форме проверки техники чтения .
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно- исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.