Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1 общеобразовательного класса УМК Перспектива

  • docx
  • 25.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа 1 класс. Литературное чтение.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1 общеобразовательного класса МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , на основе основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению, Программы «Литературное чтение» УМК «Перспектива», авторы Климанова Л., Бойкина М.В., 2015 г. и обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл.  под редакцией Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. , Положения МБОУ СОШ №1 «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

Место предмета в учебном плане

 

Учебный план начального уровня образования МБОУ СОШ №1 ориентирован  33 учебных недель.

На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 4 часа в неделю,  132 часа в год. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40ч (4ч в неделю, 10 учебных недель), курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, на которое отводится 92 часа  (4 часа в неделю, 23 учебные недели).

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный (четверть, полугодие),  итоговый.

Формы контроля:

·                    Техника чтения

·                    Комплексная работа

·                    выполнение индивидуальных заданий

 

Содержание программы

1.                  Обучение грамоте (чтение)

Раздел

1.      Добукварный период  (21 ч).

Мир общения. Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.

Слово в общении. Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении. Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

  Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произ­ведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.

Рисунки и предметы в общении.

Предыстория письменной речи.  Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи. Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений. Сообщения, записанные знаками-символами. Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, груп­повых и индивидуальных форм работы. Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символа­ми и др.  Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях. Первоначальное обобщение: жесты, рисунки, знаки, слова - наши посредники в общении с людьми, средства общения. Слово как главное средство общения.

Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.

Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение. Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование ус­ловными обозначениями).

Звучание и значение слова.

Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусто­ронняя единица языка (без терминологии). Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет). Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последователь­ность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.

Слова и слоги. Ударение в слове.

Слог - минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово - номинативная (назывная) единица, слог - единица произношения. Слогообразующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения. Смыслоразличительная роль ударения (замок - замок, кружки - кружки).

Слово и предложение.

Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова. Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.

Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов. Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и поста­новка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.

1.2              Планируемые результаты

Познавательные УУД:

·         Составление устных рассказов, формулирование ответов на вопросы.

·         Структурирование знаний;

·         Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

·         Установление причинно-следственных связей.

·         Самостоятельное решение заданий творческого характера.

Регулятивные УУД:

·         Соотносить то, что уже известно и усвоено и то, что еще неизвестно.

·         Составлять план и выстраивать последовательность действий.

·         Принимать информацию учителя или товарища.

Коммуникативные УУД:

·         Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем.

·         Уметь слушать и вступать в диалог.

·         Интегрироваться в группу сверстников, взаимодействовать и сотрудничать.

 

2.       Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап)  (65ч).

Гласные звуки и буквы.

Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение  их буквами. Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу Ии, ы, Ээ). Звучание и значение слова.

 Согласные звуки и буквы.

   Согласные звуки, обозначение их буквами.

   Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их арти­куляция.      Обозначение звуков буквами.

   Смыслоразличительная функция звуков.

 Мягкие и твердые согласные.

Обозначение на письме мягкости согласных.

Звонкие и глухие согласные.

Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Пра­вила переноса слов по слогам.

Открытый и закрытый слоги.

Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слова с непроверяемым  написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.)

Буквы е, ё, ю, я.

Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука [и] и гласного - а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков).

Буквы ь и ь.

Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

Употребление ь и ъ как разделительных знаков.

Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.

Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.

Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблю-дения).

Повторение - мать учения! Старинные азбуки и буквари.

Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).

Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.

 

1.2                   Планируемые результаты

Познавательные УУД:

·         Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

·         Структурирование знаний;

·         Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

·         Установление причинно-следственных связей.

·         Самостоятельное решение заданий творческого характера.

Регулятивные УУД:

·         Принимать и сохранять учебную задачу.

·         Планировать свои действия  в соответствии с поставленной задаче й и условиями ее реализации.

·         Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

·         Адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД:

·         Уметь понимать возможность различных позиций других людей.

·         Учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.

·         Формулировать собственное мнение и позицию.

·         Задавать вопросы.

·         Строить монологическое высказывание.

Личностные УУД:

·         Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

 

3.      Про все на свете (послебукварный этап) (10ч).

Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику. Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание). Звуко-слоговой состав слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения.  Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь. Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.

Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения гра­моте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме  деятельности.

 

1.2  Планируемые результаты

Познавательные УУД:

Формирование необходимого уровня читательской компетентности.

·         Овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.

·         Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

·         Структурирование знаний.

·         Основы смыслового чтения художественных текстов.

·         Построение рассуждений в форме связи простых суждений.

·         Установление причинно-следственных связей.

·         Совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные УУД:

·         Принимать и сохранять учебную задачу.

·         Планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

·         Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

·         Адекватно воспринимать оценку учителя.

·         Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД:

·         Уметь понимать возможность различных позиций других людей.

·         Учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.

·         Формулировать собственное мнение и позицию.

·         Задавать вопросы.

·         Строить монологическое высказывание.

·         Координировать действия по выполнению заданий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД:

·         Осознают значимость чтения.

·         Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

1.      Литературное чтение.

1.      Книги-мои друзья(3ч)

Скороговорки. Стихи С.Михалкова, А.С. Пушкина, К. И. Чуковского. Рассказы В.Осеевой, К.Ушинского.

1.2  Планируемые результаты:

Познавательные:

·         Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

·         Осознанное  и  произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза

Регулятивные:

·         Применять и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче .

Коммуникативные:

·         Уметь формулировать собственное мнение и позицию .

Личностные:

·         Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

2.      Радуга –дуга (5 часа)

Песенки, загадки русского народа. Песенки, пословицы, поговорки разных народов.

1.2  Планируемые результаты:

 Познавательные:

·         Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

·         Овладение принципом разгадывания загадок.

Регулятивные:

·         Планировать действия согласно поставленной задаче.

Коммуникативные:

·         Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные:

·         Осознавать значимость чтения.

3.      Здравствуй, сказка! (6 часов)

Произведения Г.Юдина, Т.Коти, Н.Кончаловской, В.Лунина, Т.Павловой, Л. Пантелеева, С.Михалкова, Е. Благининой, И.Гамазковой. Сказки разных народов.

1.2  Планируемые результаты:

Познавательные:

·         Осознанное  и  произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза .

Регулятивные:

·         Применять и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче .

Коммуникативные:

·         Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Личностные: 

·         Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника .

4.      Люблю всё живое (6 часов)

Стихи В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой, И.Пивоваровой, С.Михалкова, С.Маршака. Рассказы В.Бианки, Н.Сладкова, Б.Житкова, Л. Толстого.

1.2  Планируемые результаты:

Познавательные:

·         Осознанное  и  произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза.

Регулятивные:

·         Применять и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче .

Коммуникативные:

·         Уметь формулировать собственное мнение и позицию .

Личностные:

·         Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника .

5.       Хорошие соседи, счастливые друзья (7 часов)

Стихи В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой, С.Михалкова, Ю.Мориц, Э.Шима. Рассказы Е.Пермяка, В.Осеевой, Л.Толстого, В.Сутеева.

1.2  Планируемые результаты:

Познавательные:

·         Осознанное  и  произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза.

Регулятивные:

·         Применять и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче .

Коммуникативные:

·         Уметь формулировать собственное мнение и позицию .

Личностные:

·         Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника .

6.      Край родной, навек любимый (10часов)

Произведения  П.Воронько, А .Плещеева, С.Есенина, А.С.Пушкина, В.Берестова, Г.Виеру, К.Ушинского, Л.Толстого, Н.Сладкова, А.Майкова  и др.

7.      Сто фантазий (2   час)

Стихи Р.Сефа, В.Маяковского, В. Викторова, Ю.Мориц, И. Пивоваровой. Рассказ Г.Цыферова.

 

1.2  Планируемые результаты:

Познавательные:

·         Осознанное  и  произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза .

Регулятивные:

·         Применять и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче .

Коммуникативные:

·         Уметь формулировать собственное мнение и позицию .

Личностные:

·         Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника .

 

1.3 Формы организации учебных занятий

Формы : урок.

Типы уроков:

·         -урок изучения и первичного закрепления знаний;

·         -урок закрепления новых знаний и выработка умений;

·         -урок комплексного использования знаний;

·         -урок обобщения и систематизации знаний;

·          -урок проверки, оценки и контроля;

·          -комбинированный урок;

1.4. Основные   виды   учебной   деятельности

·         Аудирование.

  • Чтение вслух.
  • Чтение про себя.
  • Работа с разными видами текста.
  • Библиографическая культура.
  • Работа с художественным произведением.
  • Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Умение говорить (культура речевого общения).
  • Творческая деятельность.