Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1 общеобразовательного класса МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , на основе основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению, Программы «Литературное чтение» УМК «Перспектива», авторы Климанова Л., Бойкина М.В., 2015 г. и обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл. под редакцией Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. , Положения МБОУ СОШ №1 «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
Место предмета в учебном плане
Учебный план начального уровня образования МБОУ СОШ №1 ориентирован 33 учебных недель.
На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 4 часа в неделю, 132 часа в год. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40ч (4ч в неделю, 10 учебных недель), курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, на которое отводится 92 часа (4 часа в неделю, 23 учебные недели).
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный (четверть, полугодие), итоговый.
Формы контроля:
· Техника чтения
· Комплексная работа
· выполнение индивидуальных заданий
Содержание программы
1. Обучение грамоте (чтение)
Раздел
1. Добукварный период (21 ч).
Мир общения. Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.
Слово в общении. Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении. Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.
Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.
Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.
Рисунки и предметы в общении.
Предыстория письменной речи. Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи. Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений. Сообщения, записанные знаками-символами. Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др. Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях. Первоначальное обобщение: жесты, рисунки, знаки, слова - наши посредники в общении с людьми, средства общения. Слово как главное средство общения.
Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.
Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение. Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).
Звучание и значение слова.
Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии). Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет). Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.
Слова и слоги. Ударение в слове.
Слог - минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово - номинативная (назывная) единица, слог - единица произношения. Слогообразующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения. Смыслоразличительная роль ударения (замок - замок, кружки - кружки).
Слово и предложение.
Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова. Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.
Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов. Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.
1.2 Планируемые результаты
Познавательные УУД:
· Составление устных рассказов, формулирование ответов на вопросы.
· Структурирование знаний;
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
· Установление причинно-следственных связей.
· Самостоятельное решение заданий творческого характера.
Регулятивные УУД:
· Соотносить то, что уже известно и усвоено и то, что еще неизвестно.
· Составлять план и выстраивать последовательность действий.
· Принимать информацию учителя или товарища.
Коммуникативные УУД:
· Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем.
· Уметь слушать и вступать в диалог.
· Интегрироваться в группу сверстников, взаимодействовать и сотрудничать.
2. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (65ч).
Гласные звуки и буквы.
Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами. Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу Ии, ы, Ээ). Звучание и значение слова.
Согласные звуки и буквы.
Согласные звуки, обозначение их буквами.
Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.
Смыслоразличительная функция звуков.
Мягкие и твердые согласные.
Обозначение на письме мягкости согласных.
Звонкие и глухие согласные.
Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.
Открытый и закрытый слоги.
Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.)
Буквы е, ё, ю, я.
Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука [и] и гласного - а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков).
Буквы ь и ь.
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Употребление ь и ъ как разделительных знаков.
Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.
Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.
Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблю-дения).
Повторение - мать учения! Старинные азбуки и буквари.
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).
Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.
1.2 Планируемые результаты
Познавательные УУД:
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
· Структурирование знаний;
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
· Установление причинно-следственных связей.
· Самостоятельное решение заданий творческого характера.
Регулятивные УУД:
· Принимать и сохранять учебную задачу.
· Планировать свои действия в соответствии с поставленной задаче й и условиями ее реализации.
· Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
· Адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
· Уметь понимать возможность различных позиций других людей.
· Учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.
· Формулировать собственное мнение и позицию.
· Задавать вопросы.
· Строить монологическое высказывание.
Личностные УУД:
· Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
3. Про все на свете (послебукварный этап) (10ч).
Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику. Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание). Звуко-слоговой состав слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь. Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.
Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.
1.2 Планируемые результаты
Познавательные УУД:
Формирование необходимого уровня читательской компетентности.
· Овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
· Структурирование знаний.
· Основы смыслового чтения художественных текстов.
· Построение рассуждений в форме связи простых суждений.
· Установление причинно-следственных связей.
· Совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные УУД:
· Принимать и сохранять учебную задачу.
· Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
· Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
· Адекватно воспринимать оценку учителя.
· Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные УУД:
· Уметь понимать возможность различных позиций других людей.
· Учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.
· Формулировать собственное мнение и позицию.
· Задавать вопросы.
· Строить монологическое высказывание.
· Координировать действия по выполнению заданий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные УУД:
· Осознают значимость чтения.
· Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
1. Литературное чтение.
1. Книги-мои друзья(3ч)
Скороговорки. Стихи С.Михалкова, А.С. Пушкина, К. И. Чуковского. Рассказы В.Осеевой, К.Ушинского.
1.2 Планируемые результаты:
Познавательные:
· Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза
Регулятивные:
· Применять и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче .
Коммуникативные:
· Уметь формулировать собственное мнение и позицию .
Личностные:
· Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
2. Радуга –дуга (5 часа)
Песенки, загадки русского народа. Песенки, пословицы, поговорки разных народов.
1.2 Планируемые результаты:
Познавательные:
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
· Овладение принципом разгадывания загадок.
Регулятивные:
· Планировать действия согласно поставленной задаче.
Коммуникативные:
· Участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные:
· Осознавать значимость чтения.
3. Здравствуй, сказка! (6 часов)
Произведения Г.Юдина, Т.Коти, Н.Кончаловской, В.Лунина, Т.Павловой, Л. Пантелеева, С.Михалкова, Е. Благининой, И.Гамазковой. Сказки разных народов.
1.2 Планируемые результаты:
Познавательные:
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза .
Регулятивные:
· Применять и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче .
Коммуникативные:
· Уметь формулировать собственное мнение и позицию
Личностные:
· Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника .
4. Люблю всё живое (6 часов)
Стихи В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой, И.Пивоваровой, С.Михалкова, С.Маршака. Рассказы В.Бианки, Н.Сладкова, Б.Житкова, Л. Толстого.
1.2 Планируемые результаты:
Познавательные:
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза.
Регулятивные:
· Применять и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче .
Коммуникативные:
· Уметь формулировать собственное мнение и позицию .
Личностные:
· Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника .
5. Хорошие соседи, счастливые друзья (7 часов)
Стихи В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой, С.Михалкова, Ю.Мориц, Э.Шима. Рассказы Е.Пермяка, В.Осеевой, Л.Толстого, В.Сутеева.
1.2 Планируемые результаты:
Познавательные:
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза.
Регулятивные:
· Применять и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче .
Коммуникативные:
· Уметь формулировать собственное мнение и позицию .
Личностные:
· Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника .
6. Край родной, навек любимый (10часов)
Произведения П.Воронько, А .Плещеева, С.Есенина, А.С.Пушкина, В.Берестова, Г.Виеру, К.Ушинского, Л.Толстого, Н.Сладкова, А.Майкова и др.
7. Сто фантазий (2 час)
Стихи Р.Сефа, В.Маяковского, В. Викторова, Ю.Мориц, И. Пивоваровой. Рассказ Г.Цыферова.
1.2 Планируемые результаты:
Познавательные:
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза .
Регулятивные:
· Применять и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче .
Коммуникативные:
· Уметь формулировать собственное мнение и позицию .
Личностные:
· Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника .
1.3 Формы организации учебных занятий
Формы : урок.
Типы уроков:
· -урок изучения и первичного закрепления знаний;
· -урок закрепления новых знаний и выработка умений;
· -урок комплексного использования знаний;
· -урок обобщения и систематизации знаний;
· -урок проверки, оценки и контроля;
· -комбинированный урок;
1.4. Основные виды учебной деятельности
· Аудирование.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.