Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке, 2 класс

  • docx
  • 18.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке, 2 класс.docx

 

Пояснительная записка

 

 

 

Данная программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

 

Нормативно-правовую и методическую основу изучения родных языков из числа языков народов России при получении начального общего образования составляют:

 

1.                 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

 

2.                 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона

 

   185-ФЗ).

 

3.                                                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года);

 

4.                                                 Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

 

5.                                                 Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».

 

6.                                                 Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».

 

7.  Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

 

8.                                                 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

 

9.                                                 Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

 

10.                                             Методические рекомендации по разработке и оформлению примерных образовательных программ предметной области «Родной язык и родная литература», разработанные Институтом развития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ и утвержденные Министерством просвещения РФ 25 марта 2020.

 

11.            Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани;

               Согласно учебному плану ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани на изучение курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» во 2 классе на­чальной школы отводится 17 ч ( 1ч в неделю 17 учебных недель во втором полугодии).

 

 

1.                 Планируемые результаты освоения учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) язык".

Личностные результаты:

 

·        формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру;

 

·        формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-

 

нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи,

 

доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку, к культуре других народов;

 

·        воспитание бережного отношения к миру: к природе, к людям, ко всему

 

живому на Земле.

 

Метапредметные результаты

 

Познавательные УУД:

 

·        овладение умением смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов;

 

·        формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков;

 

·        формирование умения синтезировать - составлять целое из частей;

 

·        формирование   умения   выбирать   основания   и   критерия   для

 

              классификации объектов.

 

Регулятивные УУД:

 

·              целеполагать – предлагать учебную задачу на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

 

·        планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий;

 

·        прогнозировать – предвосхищать результат;

 

·        контролировать – сличать способ действия и его результат с заданным

 

              эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

             Коммуникативные УУД

 

·        понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

 

·        учитывать разные мнения; умение обосновать собственное;

 

·           уметь договариваться, находить общее решение,

 

·        уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

·        сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности.

 

Предметные результаты

 

1)                              Развитие интереса к чтению, осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.

 

2)                              Воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного.

 

3)                              Формирование первых представлений о литературном процессе как движении от фольклора к литературе; знакомство с образцами русского фольклора, советской и современной детской литературы, с произведениями самарских авторов.

 

Виды речевой и читательской деятельности:

 

-             осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

 

-             читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

 

-             ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл;

 

-             для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные образы; этически оценивать поступки персонажей; определять основные события и устанавливать их последовательность;

 

-             для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;

 

-             ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

 

-             осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение.

 

Круг детского чтения (для всех видов текстов):

 

-              составлять аннотацию на прочитанное произведение по заданному образцу. Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов):

 

  отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

-             сравнивать различные тексты, используя понятия «фольклор» и «авторская литература».

Творческая деятельность (только для художественных текстов):

 

-             создавать по аналогии собственный текст в жанре загадки, небылицы;

 

-             работая в группе, создавать продукт в виде книжки-самоделки.

 

 


2.                 Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

 

Выделены три основные содержательные линии программы учебного предмета.

 

1.                                                 Фольклор и литература. (2 часа)

 

Линия ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в народном творчестве. Сравнение авторских и народных произведений помогает освоить их специфику.

Пословицы русского народа. Загадки народные и авторские. Выявление закона построения загадки: в основе описание объекта, явления (описываю, не называя). Сравнение народной и авторской загадки (какая из них более понятна, почему). Понятия «фольклор» и «литература». Сочинение загадок.

 

Небылица  как  жанр  фольклора.  Как  устроена  небылица.  Назначение

 

небылицы: развеселить слушателя, удивить его. Авторская небылица

 

Б. Заходера «Вот что значит запятая». Понятия «фольклор» и «литература».

 

Сочинение небылицы.

 

2.                                                   Литература и духовный мир Человека. (9 часов)

 

Содержание направлено на развитие речевой и читательской деятельности, на осознание духовно-нравственных ценностей, на воспитание бережного отношения к Миру и к Человеку посредством освоения смыслов произведения.

«Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро».

 

Афоризмы, пословицы о чтении и книге.

 

Любовь к Родине в стихах советских поэтов: К Симонова «Родина», Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны». Слушание стихотворений о войне, о Родине. Беседа о любви к Отечеству, к малой Родине. Русские народные пословицы о Родине.

 

Рассказ А. Гайдара «Совесть». Беседа о нравственных качествах человека.

 

Поиск  ответа  на  вопрос  «что  такое  совесть».  Анализ  характера  героини.

 

Чтение рассказа по ролям.

Стихотворения С.Михалкова, А.Барто о детях. Анализ характера героя. Слушание, выразительное чтение. Выявление эмоционального тона: трагическое или комическое. Юмор в стихотворении.

 

Мир современного ребенка в стихотворениях современного поэта С.Р. Махотина. Определение общего в стихах: все вместе они рассказывают о герое, его друзьях, родителях, увлечениях, о бедах и радостях, о нравственном выборе. Собирательная характеристика лирического героя. Составление аннотации на сборник стихов С. Махотина по образцу.

 

Знакомство со стихотворением самарского поэта С. Эйдлина «Клад». Поиск ответа на ключевой вопрос: что всего на свете дороже. Выразительное чтение стихотворения. Краткая биография поэта.

 

 

3.                                                 Стихия русского литературного языка. (6 часов)

 

Содержание линии связано с совершенствованием умений воспринимать и интерпретировать содержание различных произведений советской и современной детской литературы, делать первые наблюдения над формой текста, над языковой стихией литературного произведения.

К. Чуковский «От двух до пяти» (фрагменты). Чтение по ролям и обсуждение детских высказываний из книги «От двух до пяти». Знакомство с фразеологизмом как языковым явлениям. Выявление смысла фразеологизмов в детских высказываниях.

 

Как работает прием олицетворения. Стихотворения современных поэтов Е. Ярышевской, В. Лунина. Наблюдения за картиной мира, созданной поэтом: мастер слова оживляет мир, например, зиму представляет забывчивой дамой. Нахождение общего в стихотворениях (прием олицетворения). Подбор интонации, выразительное чтение.

 

Стихи для детей Г. Кружкова. Эксперименты с названиями и содержанием в стихах про волка, про черепаху. Выразительное чтение. Составление аннотации на сборник стихов Г. Кружкова по образцу.

 

Чудеса языка в поэзии М. Яснова «Чудетство», «Горести-печалести».

 

Новые слова и их значение в стихотворениях.

 

Мир вокруг тебя. М. Исаковский «Вишня». Э. Шим «Черемуха». Наблюдение за характером лирического героя М. Исаковского. Смысл монолога Черемухи в рассказе Э. Шима. Выявление общего в произведениях: трепетное, бережное отношение к миру, к человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование

 

2 класс

 

Тема  раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Раздел «Писатели – детям»

5

Осмысливают цели чтения «Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро».

Определяют понятие «афоризм». Объясняют афоризмы, пословицы о чтении и книге. Составляют и изготавливают  плакат.

Объясняют пословицы русского народа. Определяют понятие «загадка». Называют виды загадок народные и авторские. Выявляют закон построения загадки: в основе описание объекта, явления (описываю, не называя). Сравнивают народные и авторские загадки (какая из них более понятна, почему). Определяют понятия «фольклор» и «литература». Сочиняют загадки.

К. Чуковский «От двух до пяти» (фрагменты). Читают по ролям и обсуждают детские высказывания из книги «От двух до пяти». Знакомятся с фразеологизмом как языковым явлениям. Выявляют смысла фразеологизмов в детских высказываниях.

Стихотворения С.Михалкова, А.Барто о детях. Анализируют характер героя. Слушают, выразительно читают. Выявляют эмоциональный тон: трагический или комический. Находят юмор в стихотворении.

Раздел «Я и мои друзья»

3

Рассказ А. Гайдара «Совесть». Беседуют о нравственных качествах человека.

 

Находят  ответ  на  вопрос  «что  такое  совесть». Анализируют  характер  героини.

 

Читают рассказ по ролям.

Читают рассказы Г. Остера «Меня нет дома», «Где лучше бояться», «Одни неприятности». Рассуждают о способах поведения человека в разных жизненных ситуациях. Сравнивают   рассказ и  сказку.

Рассматривают мир современного ребенка в стихотворениях современного поэта С.Р. Махотина. Определяют общее в стихах: все вместе они рассказывают о герое, его друзьях, родителях, увлечениях, о бедах и радостях, о нравственном выборе. Составляют собирательную характеристику лирического героя. Составляют аннотацию на сборник стихов С. Махотина по образцу.

Раздел «Люблю природу русскую. Весна»

2

Наблюдают капризы погоды в рассказе Н. Сладкова «Апрельские шутки» и стихотворении Р. Рождественского «Странный февраль».

Определяют как работает прием олицетворения. Стихотворения современных поэтов Е. Ярышевской, В. Лунина. Наблюдают за картиной мира, созданной поэтом: как мастер слова оживляет мир, например, зиму представляет забывчивой дамой. Находят общее в стихотворениях (прием олицетворения).

Подбирают интонацию, выразительно читают.

Раздел «И в шутку и всерьез»

4

Определяют понятие «небылица»  как  жанр  фольклора. Наблюдают как  устроена  небылица.  Определяют назначение небылицы: развеселить слушателя, удивить его. Читают авторскую небылицу Б.Заходера «Вот что значит запятая». Определяют понятия «фольклор» и «литература».

 

Сочиненяют небылицы.

Стихи для детей Г. Кружкова. Экспериментируют с названиями и содержанием в стихах про волка, про черепаху. Выразительно читают. Составляют аннотации на сборник стихов Г. Кружкова по образцу.

 

Знакомятся с чудесами языка в поэзии М. Яснова «Чудетство», «Горести-печалести». Находят новые слова и определяют  их значение в стихотворениях.

Знакомятся со стихотворением самарского поэта С. Эйдлина «Клад». Находят ответ на ключевой вопрос: что всего на свете дороже. Выразительно читают стихотворение. Пересказывают краткую биографию поэта.

Раздел «Мир вокруг тебя»

3

Читают стихотворения советских поэтов: К. Симонова «Родина», Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны» выразительно, передавая любовь к Родине. Слушают стихотворения о войне, о Родине. Беседуют о любви к Отечеству, к малой Родине. Объясняют русские народные пословицы о Родине.

Читают стихотворения М. Исаковского «Вишня», Э. Шим «Черемуха». Наблюдают за характером лирического героя М. Исаковского. Определяют смысл монолога Черемухи в рассказе Э. Шима. Выявляют общее в произведениях: трепетное, бережное отношение к миру, к человеку.

Создают сборник произведений «Современные писатели – детям».

Итого:

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно – тематическое планирование «Литературное чтение на родном (русском) языке».

2 класс. 2-е полугодие

Датаа

Тема урока

Тип урока.

Количество

часов/

Средства обучения

Планируемые результаты  (предметные)

 

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

Содержание урока

(ученик должен знать)

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуника

тивные

УУД

Личностные

УУД

 

 

Раздел «Писатели – детям» (5 часов)

 

 

1.       

 

«Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». Афоризмы о чтении и книге. О пользе чтения – языком плаката.

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Понятие об «афоризме». Афоризмы, пословицы о чтении и книге. Составление и изготовление плаката.

 

формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков

целеполагать – предлагать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности

формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру

задание не предусмотрено

 

2.       

 

Загадка авторская и народная. Е. Серова загадки «Подскажи словечко».

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Загадки народные и авторские. Выявление закона построения загадки: в основе описание объекта, явления (описываю, не называя). Сравнение народной и авторской загадки (какая из них более понятна, почему). Понятия «фольклор» и «литература». Сочинение загадок.

формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

уметь договариваться, находить общее решение

формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру

задание не предусмотрено

 

3.       

 

К. Чуковский «От двух до пяти». Детское словотворчество.

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Чтение по ролям и обсуждение детских высказываний из книги «От двух до пяти». Знакомство с фразеологизмом как языковым явлениям. Выявление смысла фразеологизмов в детских высказываниях.

 

формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков

целеполагать – предлагать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

учитывать разные мнения; умение обосновать собственное

формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-

нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку

задание не предусмотрено

 

4.       

 

А. Барто «Болтунья». Прием контраста.

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Анализ характера героя. Слушание, выразительное чтение. Выявление эмоционального тона: трагическое или комическое. Юмор в стихотворении.

 

овладение умением смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-

нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку

задание не предусмотрено

 

5.       

 

С. Михалков «Фома».

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Анализ характера героя. Слушание, выразительное чтение. Выявление эмоционального тона: трагическое или комическое. Юмор в стихотворении.

 

овладение умением смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-

нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку

задание не предусмотрено

 

Раздел «Я и мои друзья» (3 часа)

 

6.       

 

Что такое совесть? Рассказ А. Гайдара «Совесть».

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Беседа о нравственных качествах человека. Поиск  ответа  на  вопрос  «что  такое  совесть».  Анализ  характера  героини. Чтение рассказа по ролям.

 

овладение умением смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос

формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-

нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку

задание не предусмотрено

 

7.       

 

Г. Остер «Меня нет дома», «Где лучше бояться», «Одни неприятности». Рассказ или сказка?

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Способствовать развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;

создать условия для систематизации уже имеющихся знаний по теме, о способах поведения человека в разных жизненных ситуациях, выявление уровня овладения опытом поведенческой деятельности;

Отличие рассказа от сказки.

 

формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос

формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-

нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку

задание не предусмотрено

 

8.       

 

Мир детства в стихах С. Махотина: «Вот так встреча!», «Воскресенье», «Что я ему скажу?», «Я больше не буду», «Добрые слова».

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Мир современного ребенка в стихотворениях современного поэта С.Р. Махотина. Определение общего в стихах: все вместе они рассказывают о герое, его друзьях, родителях, увлечениях, о бедах и радостях, о нравственном выборе. Собирательная характеристика лирического героя. Составление аннотации на сборник стихов С. Махотина по образцу.

 

извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности

формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-

нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку

задание не предусмотрено

 

Раздел «Люблю природу русскую. Весна» (2 часа)

 

9.       

 

Капризы погоды в рассказе Н. Сладкова «Апрельские шутки» и стихотворении Р. Рождественского «Странный февраль».

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

характеризовать особенности произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев;

подмечать приметы и краски весны, анализировать капризы погоды

извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос

воспитание бережного отношения к миру: к природе

 

задание не предусмотрено

 

10.   

 

Как работает приём олицетворения?

Е. Ярышевская «Зима возвращается». В. Лунин «Весна».

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Как работает прием олицетворения. Стихотворения современных поэтов Е. Ярышевской, В. Лунина. Наблюдения за картиной мира, созданной поэтом: мастер слова оживляет мир, например, зиму представляет забывчивой дамой. Нахождение общего в стихотворениях (прием олицетворения). Подбор интонации, выразительное чтение.

 

формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

воспитание бережного отношения к миру: к природе

 

задание не предусмотрено

 

Раздел «И в шутку и всерьез» ( 4 часа)

 

11.   

 

Небылицы народные и авторские. Б. Заходер «Вот что значит запятая»

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Небылица  как  жанр  фольклора.  Как  устроена  небылица.  Назначение

 

небылицы: развеселить слушателя, удивить его. Авторская небылица

 

Б.Заходера «Вот что значит запятая». Понятия «фольклор» и «литература».

 

Сочинение небылицы

формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности

формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру

задание не предусмотрено

 

12.   

 

Портрет писателя Г. Кружков «Слетело с ветки яблоко», необычные стихи про черепаху, про волка.

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Эксперименты с названиями и содержанием в стихах про волка, про черепаху. Выразительное чтение. Составление аннотации на сборник стихов Г. Кружкова по образцу.

извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности

формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-

нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку

задание не предусмотрено

 

13.   

 

Чудеса языка. М. Яснов «Чудетство», «Горести – печалести», «Радость».

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Чудеса языка в поэзии М. Яснова «Чудетство», «Горести-печалести». Новые слова и их значение в стихотворениях.

 

извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-

нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку

задание не предусмотрено

 

14.   

 

Что дороже всех сокровищ? С. Эйдлин «Клад»

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Знакомство со стихотворением самарского поэта С. Эйдлина «Клад». Поиск ответа на ключевой вопрос: что всего на свете дороже. Выразительное чтение стихотворения. Краткая биография поэта.

 

извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-

нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку

задание не предусмотрено

 

Раздел «Мир вокруг тебя» (3 часа)

 

Что дороже всех сокровищ? С. Эйдлин «Клад»

15.   

 

Они сражались за Родину, за мир. Военная тема в стихотворении Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны», К. Симонова «Родина».

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Любовь к Родине в стихах советских поэтов: К Симонова «Родина», Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны». Слушание стихотворений о войне, о Родине. Беседа о любви к Отечеству, к малой Родине. Русские народные пословицы о Родине.

 

извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов

целеполагать – предлагать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру

задание не предусмотрено

 

16.   

 

Большой хрупкий мир. М. Исаковский «Вишня».

Э. Шим «Черёмуха».

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Наблюдение за характером лирического героя М. Исаковского. Смысл монолога Черемухи в рассказе Э. Шима. Выявление общего в произведениях: трепетное, бережное отношение к миру, к человеку.

 

извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

учитывать разные мнения; умение обосновать собственное

воспитание бережного отношения к миру: к людям, ко всему

живому на Земле

задание не предусмотрено

 

17.   

 

Проектная задача «Современные писатели – детям». Создание сборника произведений.

Комбиниро

ванный

1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация

Рассказы современных писателей. Создание сборника произведений.

формирование умения синтезировать - составлять целое из частей

планировать, т.е.  составлять план и последовательность действий

сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности

формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-

нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку

задание не предусмотрено