Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Нормативно-правовую и методическую основу изучения родных языков из числа языков народов России при получении начального общего образования составляют:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона
№ 185-ФЗ).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года);
4. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
5. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».
6. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».
7. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».
9. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».
10. Методические рекомендации по разработке и оформлению примерных образовательных программ предметной области «Родной язык и родная литература», разработанные Институтом развития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ и утвержденные Министерством просвещения РФ 25 марта 2020.
11. Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани;
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани на изучение курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» во 2 классе начальной школы отводится 17 ч ( 1ч в неделю 17 учебных недель во втором полугодии).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) язык".
Личностные результаты:
· формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру;
· формирование на основе восприятия художественных текстов духовно-
нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи,
доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку, к культуре других народов;
· воспитание бережного отношения к миру: к природе, к людям, ко всему
живому на Земле.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
· овладение умением смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов;
· формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков;
· формирование умения синтезировать - составлять целое из частей;
· формирование умения выбирать основания и критерия для
классификации объектов.
Регулятивные УУД:
· целеполагать – предлагать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
· планировать, т.е. составлять план и последовательность действий;
· прогнозировать – предвосхищать результат;
· контролировать – сличать способ действия и его результат с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД
· понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
· учитывать разные мнения; умение обосновать собственное;
· уметь договариваться, находить общее решение,
· уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
· сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности.
Предметные результаты
1) Развитие интереса к чтению, осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.
2) Воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного.
3) Формирование первых представлений о литературном процессе как движении от фольклора к литературе; знакомство с образцами русского фольклора, советской и современной детской литературы, с произведениями самарских авторов.
Виды речевой и читательской деятельности:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл;
- для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные образы; этически оценивать поступки персонажей; определять основные события и устанавливать их последовательность;
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение.
Круг детского чтения (для всех видов текстов):
- составлять аннотацию на прочитанное произведение по заданному образцу. Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов):
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- сравнивать различные тексты, используя понятия «фольклор» и «авторская литература».
Творческая деятельность (только для художественных текстов):
- создавать по аналогии собственный текст в жанре загадки, небылицы;
- работая в группе, создавать продукт в виде книжки-самоделки.
2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Выделены три основные содержательные линии программы учебного предмета.
1. Фольклор и литература. (2 часа)
Линия ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в народном творчестве. Сравнение авторских и народных произведений помогает освоить их специфику.
Пословицы русского народа. Загадки народные и авторские. Выявление закона построения загадки: в основе описание объекта, явления (описываю, не называя). Сравнение народной и авторской загадки (какая из них более понятна, почему). Понятия «фольклор» и «литература». Сочинение загадок.
Небылица как жанр фольклора. Как устроена небылица. Назначение
небылицы: развеселить слушателя, удивить его. Авторская небылица
Б. Заходера «Вот что значит запятая». Понятия «фольклор» и «литература».
Сочинение небылицы.
2. Литература и духовный мир Человека. (9 часов)
Содержание направлено на развитие речевой и читательской деятельности, на осознание духовно-нравственных ценностей, на воспитание бережного отношения к Миру и к Человеку посредством освоения смыслов произведения.
«Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро».
Афоризмы, пословицы о чтении и книге.
Любовь к Родине в стихах советских поэтов: К Симонова «Родина», Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны». Слушание стихотворений о войне, о Родине. Беседа о любви к Отечеству, к малой Родине. Русские народные пословицы о Родине.
Рассказ А. Гайдара «Совесть». Беседа о нравственных качествах человека.
Поиск ответа на вопрос «что такое совесть». Анализ характера героини.
Чтение рассказа по ролям.
Стихотворения С.Михалкова, А.Барто о детях. Анализ характера героя. Слушание, выразительное чтение. Выявление эмоционального тона: трагическое или комическое. Юмор в стихотворении.
Мир современного ребенка в стихотворениях современного поэта С.Р. Махотина. Определение общего в стихах: все вместе они рассказывают о герое, его друзьях, родителях, увлечениях, о бедах и радостях, о нравственном выборе. Собирательная характеристика лирического героя. Составление аннотации на сборник стихов С. Махотина по образцу.
Знакомство со стихотворением самарского поэта С. Эйдлина «Клад». Поиск ответа на ключевой вопрос: что всего на свете дороже. Выразительное чтение стихотворения. Краткая биография поэта.
3. Стихия русского литературного языка. (6 часов)
Содержание линии связано с совершенствованием умений воспринимать и интерпретировать содержание различных произведений советской и современной детской литературы, делать первые наблюдения над формой текста, над языковой стихией литературного произведения.
К. Чуковский «От двух до пяти» (фрагменты). Чтение по ролям и обсуждение детских высказываний из книги «От двух до пяти». Знакомство с фразеологизмом как языковым явлениям. Выявление смысла фразеологизмов в детских высказываниях.
Как работает прием олицетворения. Стихотворения современных поэтов Е. Ярышевской, В. Лунина. Наблюдения за картиной мира, созданной поэтом: мастер слова оживляет мир, например, зиму представляет забывчивой дамой. Нахождение общего в стихотворениях (прием олицетворения). Подбор интонации, выразительное чтение.
Стихи для детей Г. Кружкова. Эксперименты с названиями и содержанием в стихах про волка, про черепаху. Выразительное чтение. Составление аннотации на сборник стихов Г. Кружкова по образцу.
Чудеса языка в поэзии М. Яснова «Чудетство», «Горести-печалести».
Новые слова и их значение в стихотворениях.
Мир вокруг тебя. М. Исаковский «Вишня». Э. Шим «Черемуха». Наблюдение за характером лирического героя М. Исаковского. Смысл монолога Черемухи в рассказе Э. Шима. Выявление общего в произведениях: трепетное, бережное отношение к миру, к человеку.
3. Тематическое планирование
2 класс
Тема раздела |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Раздел «Писатели – детям» |
5 |
Осмысливают цели чтения «Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». Определяют понятие «афоризм». Объясняют афоризмы, пословицы о чтении и книге. Составляют и изготавливают плакат. Объясняют пословицы русского народа. Определяют понятие «загадка». Называют виды загадок народные и авторские. Выявляют закон построения загадки: в основе описание объекта, явления (описываю, не называя). Сравнивают народные и авторские загадки (какая из них более понятна, почему). Определяют понятия «фольклор» и «литература». Сочиняют загадки. К. Чуковский «От двух до пяти» (фрагменты). Читают по ролям и обсуждают детские высказывания из книги «От двух до пяти». Знакомятся с фразеологизмом как языковым явлениям. Выявляют смысла фразеологизмов в детских высказываниях. Стихотворения С.Михалкова, А.Барто о детях. Анализируют характер героя. Слушают, выразительно читают. Выявляют эмоциональный тон: трагический или комический. Находят юмор в стихотворении. |
Раздел «Я и мои друзья» |
3 |
Рассказ А. Гайдара «Совесть». Беседуют о нравственных качествах человека.
Находят ответ на вопрос «что такое совесть». Анализируют характер героини.
Читают рассказ по ролям. Читают рассказы Г. Остера «Меня нет дома», «Где лучше бояться», «Одни неприятности». Рассуждают о способах поведения человека в разных жизненных ситуациях. Сравнивают рассказ и сказку. Рассматривают мир современного ребенка в стихотворениях современного поэта С.Р. Махотина. Определяют общее в стихах: все вместе они рассказывают о герое, его друзьях, родителях, увлечениях, о бедах и радостях, о нравственном выборе. Составляют собирательную характеристику лирического героя. Составляют аннотацию на сборник стихов С. Махотина по образцу. |
Раздел «Люблю природу русскую. Весна» |
2 |
Наблюдают капризы погоды в рассказе Н. Сладкова «Апрельские шутки» и стихотворении Р. Рождественского «Странный февраль». Определяют как работает прием олицетворения. Стихотворения современных поэтов Е. Ярышевской, В. Лунина. Наблюдают за картиной мира, созданной поэтом: как мастер слова оживляет мир, например, зиму представляет забывчивой дамой. Находят общее в стихотворениях (прием олицетворения). Подбирают интонацию, выразительно читают. |
Раздел «И в шутку и всерьез» |
4 |
Определяют понятие «небылица» как жанр фольклора. Наблюдают как устроена небылица. Определяют назначение небылицы: развеселить слушателя, удивить его. Читают авторскую небылицу Б.Заходера «Вот что значит запятая». Определяют понятия «фольклор» и «литература».
Сочиненяют небылицы. Стихи для детей Г. Кружкова. Экспериментируют с названиями и содержанием в стихах про волка, про черепаху. Выразительно читают. Составляют аннотации на сборник стихов Г. Кружкова по образцу.
Знакомятся с чудесами языка в поэзии М. Яснова «Чудетство», «Горести-печалести». Находят новые слова и определяют их значение в стихотворениях. Знакомятся со стихотворением самарского поэта С. Эйдлина «Клад». Находят ответ на ключевой вопрос: что всего на свете дороже. Выразительно читают стихотворение. Пересказывают краткую биографию поэта. |
Раздел «Мир вокруг тебя» |
3 |
Читают стихотворения советских поэтов: К. Симонова «Родина», Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны» выразительно, передавая любовь к Родине. Слушают стихотворения о войне, о Родине. Беседуют о любви к Отечеству, к малой Родине. Объясняют русские народные пословицы о Родине. Читают стихотворения М. Исаковского «Вишня», Э. Шим «Черемуха». Наблюдают за характером лирического героя М. Исаковского. Определяют смысл монолога Черемухи в рассказе Э. Шима. Выявляют общее в произведениях: трепетное, бережное отношение к миру, к человеку. Создают сборник произведений «Современные писатели – детям». |
Итого: |
17 |
|
Календарно – тематическое планирование «Литературное чтение на родном (русском) языке».
2 класс. 2-е полугодие
№ |
Датаа |
Тема урока |
Тип урока. Количество часов/ Средства обучения |
Планируемые результаты (предметные)
|
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности |
Домашнее задание |
|
||||||
|
|
|
|
Содержание урока (ученик должен знать) |
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуника тивные УУД |
Личностные УУД |
|
|
|||
Раздел «Писатели – детям» (5 часов) |
|
|
|||||||||||
1. |
|
«Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». Афоризмы о чтении и книге. О пользе чтения – языком плаката. |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Понятие об «афоризме». Афоризмы, пословицы о чтении и книге. Составление и изготовление плаката.
|
формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков |
целеполагать – предлагать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно |
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности |
формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру |
задание не предусмотрено |
|
|||
2. |
|
Загадка авторская и народная. Е. Серова загадки «Подскажи словечко». |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Загадки народные и авторские. Выявление закона построения загадки: в основе описание объекта, явления (описываю, не называя). Сравнение народной и авторской загадки (какая из них более понятна, почему). Понятия «фольклор» и «литература». Сочинение загадок. |
формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
уметь договариваться, находить общее решение |
формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру |
задание не предусмотрено |
|
|||
3. |
|
К. Чуковский «От двух до пяти». Детское словотворчество. |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Чтение по ролям и обсуждение детских высказываний из книги «От двух до пяти». Знакомство с фразеологизмом как языковым явлениям. Выявление смысла фразеологизмов в детских высказываниях.
|
формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков |
целеполагать – предлагать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно |
учитывать разные мнения; умение обосновать собственное |
формирование на основе восприятия художественных текстов духовно- нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку |
задание не предусмотрено |
|
|||
4. |
|
А. Барто «Болтунья». Прием контраста. |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Анализ характера героя. Слушание, выразительное чтение. Выявление эмоционального тона: трагическое или комическое. Юмор в стихотворении.
|
овладение умением смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать |
формирование на основе восприятия художественных текстов духовно- нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку |
задание не предусмотрено |
|
|||
5. |
|
С. Михалков «Фома». |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Анализ характера героя. Слушание, выразительное чтение. Выявление эмоционального тона: трагическое или комическое. Юмор в стихотворении.
|
овладение умением смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать |
формирование на основе восприятия художественных текстов духовно- нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку |
задание не предусмотрено |
|
|||
Раздел «Я и мои друзья» (3 часа) |
|
||||||||||||
6. |
|
Что такое совесть? Рассказ А. Гайдара «Совесть». |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Беседа о нравственных качествах человека. Поиск ответа на вопрос «что такое совесть». Анализ характера героини. Чтение рассказа по ролям.
|
овладение умением смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос |
формирование на основе восприятия художественных текстов духовно- нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку |
задание не предусмотрено |
|
|||
7. |
|
Г. Остер «Меня нет дома», «Где лучше бояться», «Одни неприятности». Рассказ или сказка? |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Способствовать развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям; создать условия для систематизации уже имеющихся знаний по теме, о способах поведения человека в разных жизненных ситуациях, выявление уровня овладения опытом поведенческой деятельности; Отличие рассказа от сказки.
|
формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос |
формирование на основе восприятия художественных текстов духовно- нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку |
задание не предусмотрено |
|
|||
8. |
|
Мир детства в стихах С. Махотина: «Вот так встреча!», «Воскресенье», «Что я ему скажу?», «Я больше не буду», «Добрые слова». |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Мир современного ребенка в стихотворениях современного поэта С.Р. Махотина. Определение общего в стихах: все вместе они рассказывают о герое, его друзьях, родителях, увлечениях, о бедах и радостях, о нравственном выборе. Собирательная характеристика лирического героя. Составление аннотации на сборник стихов С. Махотина по образцу.
|
извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности |
формирование на основе восприятия художественных текстов духовно- нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку |
задание не предусмотрено |
|
|||
Раздел «Люблю природу русскую. Весна» (2 часа) |
|
||||||||||||
9. |
|
Капризы погоды в рассказе Н. Сладкова «Апрельские шутки» и стихотворении Р. Рождественского «Странный февраль». |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
характеризовать особенности произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев; подмечать приметы и краски весны, анализировать капризы погоды |
извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос |
воспитание бережного отношения к миру: к природе
|
задание не предусмотрено |
|
|||
10. |
|
Как работает приём олицетворения? Е. Ярышевская «Зима возвращается». В. Лунин «Весна». |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Как работает прием олицетворения. Стихотворения современных поэтов Е. Ярышевской, В. Лунина. Наблюдения за картиной мира, созданной поэтом: мастер слова оживляет мир, например, зиму представляет забывчивой дамой. Нахождение общего в стихотворениях (прием олицетворения). Подбор интонации, выразительное чтение.
|
формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать |
воспитание бережного отношения к миру: к природе
|
задание не предусмотрено |
|
|||
Раздел «И в шутку и всерьез» ( 4 часа) |
|
||||||||||||
11. |
|
Небылицы народные и авторские. Б. Заходер «Вот что значит запятая» |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Небылица как жанр фольклора. Как устроена небылица. Назначение
небылицы: развеселить слушателя, удивить его. Авторская небылица
Б.Заходера «Вот что значит запятая». Понятия «фольклор» и «литература».
Сочинение небылицы |
формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности |
формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру |
задание не предусмотрено |
|
|||
12. |
|
Портрет писателя Г. Кружков «Слетело с ветки яблоко», необычные стихи про черепаху, про волка. |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Эксперименты с названиями и содержанием в стихах про волка, про черепаху. Выразительное чтение. Составление аннотации на сборник стихов Г. Кружкова по образцу. |
извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности |
формирование на основе восприятия художественных текстов духовно- нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку |
задание не предусмотрено |
|
|||
13. |
|
Чудеса языка. М. Яснов «Чудетство», «Горести – печалести», «Радость». |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Чудеса языка в поэзии М. Яснова «Чудетство», «Горести-печалести». Новые слова и их значение в стихотворениях.
|
извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать |
формирование на основе восприятия художественных текстов духовно- нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку |
задание не предусмотрено |
|
|||
14. |
|
Что дороже всех сокровищ? С. Эйдлин «Клад» |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Знакомство со стихотворением самарского поэта С. Эйдлина «Клад». Поиск ответа на ключевой вопрос: что всего на свете дороже. Выразительное чтение стихотворения. Краткая биография поэта.
|
извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать |
формирование на основе восприятия художественных текстов духовно- нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку |
задание не предусмотрено |
|
|||
Раздел «Мир вокруг тебя» (3 часа) |
|
Что дороже всех сокровищ? С. Эйдлин «Клад» |
|||||||||||
15. |
|
Они сражались за Родину, за мир. Военная тема в стихотворении Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны», К. Симонова «Родина». |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Любовь к Родине в стихах советских поэтов: К Симонова «Родина», Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны». Слушание стихотворений о войне, о Родине. Беседа о любви к Отечеству, к малой Родине. Русские народные пословицы о Родине.
|
извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов |
целеполагать – предлагать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно |
уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать |
формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру |
задание не предусмотрено |
|
|||
16. |
|
Большой хрупкий мир. М. Исаковский «Вишня». Э. Шим «Черёмуха». |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Наблюдение за характером лирического героя М. Исаковского. Смысл монолога Черемухи в рассказе Э. Шима. Выявление общего в произведениях: трепетное, бережное отношение к миру, к человеку.
|
извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
учитывать разные мнения; умение обосновать собственное |
воспитание бережного отношения к миру: к людям, ко всему живому на Земле |
задание не предусмотрено |
|
|||
17. |
|
Проектная задача «Современные писатели – детям». Создание сборника произведений. |
Комбиниро ванный 1 час/УМК, ЭОР, интерактивная доска, презентация |
Рассказы современных писателей. Создание сборника произведений. |
формирование умения синтезировать - составлять целое из частей |
планировать, т.е. составлять план и последовательность действий |
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности |
формирование на основе восприятия художественных текстов духовно- нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку |
задание не предусмотрено |
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.