РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Протокол № 1 от 27.08. 202 г. |
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 27.08. 2021г.
|
«УТВЕРЖДЕНО» Директором МБОУ «СОШ 40 им. В. Токарева» Н.И. Федака Приказ от 31.08.2021г. № 481-ОД |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
3 а, б, в, г класса
начального общего образования на 2021 - 2022 учебный год
Составитель: Рудофилова С. А., учитель начальных классов
г. Бийск, 2021
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке(русском)» для 3 класса составлена на основе:
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 40 им. В. Токарева»
- Программы по учебному предмету «Литературное чтение на русском родном языке» (2года обучения)1-4 классы (КГБУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова»)
Целью обучения литературному чтению на русском родном языке в начальной школе является формирование
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно- нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Характеристика организации учебного процесса Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 17 часов
Режим занятий: 1 час в неделю в полугодии
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В.Токарева»
Круг чтения
Квин Лев Израилевич
Трусишка
Мерзликин Леонид Семёнович
Драчуны
Мокшин Михаил Михайлович
Причуды осени
Осень
Библиотека
Птичья столовая
Метелица
Московка (Матушкина) Ольга Сергеевна
Волшебная книга
Новичихина Валентина Александровна
В бабушкином огороде
Лесной проказник и другие
Ожич (Клишина) Елена Михайловна
Ради любви к искусству
Озолин Вильям Янович
О дворнике, который решил стать… дворником
Чулан
Ученик Коровкин
Как я стал для детей писать
Рождественский Роберт Иванович
Алёшкины мысли
Огромное небо
Свинцов Владимир Борисович
Усыновление; Сенька растёт (отрывки из повести«Мой друг Сенька»)
Цветок шиповника
Ласточка
Сидоров Виктор Степанович
Димка-буксир
Тихонов Валерий Евгеньевич
Будущий форвард
Юдалевич Марк Иосифович
Если б вдруг исчезли книжки
Волшебное слово
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке(русском)»
Номер темы и ее название |
Всего часов на тему |
Теоретические занятия |
Произведения Алтайских писателей и поэтов |
17 |
17 |
освоения учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке»
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного
опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
читать(вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы,основываясьнасодержаниитекста;составлятьхарактеристикуперсонажа;
интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
ориентироватьсявнравственномсодержаниипрочитанного,самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста(задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности(метафора, олицетворение, эпитет).
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автор художественного текста.
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/илина основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Личностные качества: положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в
Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.
Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).
учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке» (вариант: 1 ч в неделю; 17 учебных недели)
3 а, б, в, г классы
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Корректировка даты |
1. |
М.М.Мокшин «Библиотека» |
1 |
|
|
2. |
М.М.Мокшин «Осень», «Причуды осени» |
1 |
|
|
3. |
О.С.Московка (Матушкина) «Волшебная книга» |
1 |
|
|
4. |
Л.С.Мерзликин «Драчуны» |
1 |
|
|
5. |
В.Я.Озолин «О дворнике, который решил стать…дворником» |
1 |
|
|
6. |
В.Я.Озолин «Ученик Коровкин»; В.Е.Тихонов «Будущий форвард» |
1 |
|
|
7. |
В.Я.Озолин «Как я стал для детей писать», «Чулан» |
1 |
|
|
8. |
В.А.Новичихина «В бабушкином огороде», «Лесной проказник» и другие стихотворения |
1 |
|
|
9. |
В.С.Сидоров «Димка-буксир» |
1 |
|
|
10. |
М.М.Мокшин «Метелица», «Птичья столовая», «Снежное царство» |
1 |
|
|
11. |
В.Б.Свинцов «Усыновление» (отрывок из повести «Мой друг Сенька») |
1 |
|
|
12. |
В.Б.Свинцов «Сенька растет» (Отрывок из повести «Мой друг Сенька») |
1 |
|
|
13. |
В.Б.Свинцов «Цветок шиповника», «Ласточка» |
1 |
|
|
14. |
Е.М.Ожич (Клишина) «Ради любви к искусству» |
1 |
|
|
15. |
Р.И.Рождественский «Алешкины мысли», «Огромное небо» |
1 |
|
|
16. |
Л.И.Квин «Трусишка» |
1 |
|
|
17. |
М.И.Юдалевич «Если б вдруг исчезли книжки», «Волшебное слово» |
1 |
|
|
Класс |
Дата |
Количество непроведен- ных уроков |
Причина |
Коррекция |
Согласование с курирующим заместителем директора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
Критерии оценивания
Оценивание результатов обучения по литературному чтению на родном (русском) языке
Контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа, ответы на вопросы, описание героя или события, а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Система оценивания:
Общие подходы к характеристике цифровой отметки по различным предметам в начальной школе:
Оценка "5" - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
Оценка "4"- уровень выполнения требований выше удовлетворительного: полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала.
Оценка "3"- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
Оценка "2" - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Учитель контролирует собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста; умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
- непонимание общего смысла прочитанного текста;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и произношения слов при чтении вслух;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению: правильная постановка логического ударения, соблюдение пауз, правильный выбор, соблюдение нужной интонации, безошибочное чтение.
«5» - выполнены правильно все требования.
«4» - не соблюдены 1-2 требования.
«3» - допущены ошибки по трем требованиям.
«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.